Совершенствование системы коррекционно-логопедической работы по развитию фонематического восприятия у детей с ФФН

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 11:15, дипломная работа

Описание

Цель нашего исследования – на основе изучения особенностей фонематического восприятия у детей с ФФН разработать систему игровых приёмов коррекции нарушений фонематического восприятия на всех этапах логопедических занятий у данной категории детей.
Для реализации поставленной цели необходимо решить ряд задач:
рассмотреть исторические аспекты изучения нарушений фонематического восприятия;
познакомиться с современными подходами к изучению и коррекции нарушений фонематического восприятия у детей с ФФН;
провести экспериментальное исследование состояния фонематического восприятия у детей старшей логопедической группы для детей с ФФН;
на основе полученных данных создать систему игровых приёмов коррекции, включённых в систему логопедических занятий для преодоления выявленных нарушений и развития фонематического восприятия у детей с ФФН.

Содержание

Введение.......................................................................................................................3

1. Глава 1. Теоретические подходы к проблеме обучения детей с ФФН

1. Исторические аспекты изучения и коррекции нарушений фонематического восприятия...........................................................................6
1.2 Современные подходы к изучению и коррекции нарушений
фонематического восприятия.........................................................................10
1.2.1 Развитие фонематического восприятия в онтогенезе...............................10
1.2.2 Особенности развития фонематического восприятия у детей с ФФН...14
1.2.3 Современные методики развивающего обучения для детей с ФФН.....16

2. Глава 2. Особенности развития фонематического восприятия у детей
5-6 лет с ФФН (экспериментальное исследование)

1. Цель, задачи, принципы проведения исследования...................................25
2. Организация обследования фонематического восприятия детей
старшей логопедической группы с ФФН......................................................26
2.3 Результаты обследования и их обсуждение.................................................29

3. Глава 3. Коррекционно-логопедическая работа по развитию
фонематического восприятия у детей с ФФН

3.1 Принципы коррекционной работы................................................................33
3.2 Направления коррекционной работы............................................................35
3.3 Система упражнений по развитию фонематического восприятия у
детей с ФФН....................................................................................................36

Заключение.............................................................................................................53

Библиография..........................................................................................................56

Приложение............................................................................................................59
Конспекты занятий.................................................................................................59

Работа состоит из  1 файл

Дипломная работа по логопедии.doc

— 534.00 Кб (Скачать документ)

Подобный способ оформления позволяет не только зафиксировать  результат, но и проследить динамику развития ребёнка в результате коррекционного обучения. Результаты количественного анализа представлены в таблице 1.

 

               Количественная оценка полученных  результатов исследования 

                    в  экспериментальной и контрольной группах

                                 (в процентном выражении).

 

 

 Задание:

Экспериментальная группа

                  %

  Контрольная группа

               %

1. «Поймай звук»

справились с заданием

в ряду звуков

в ряду слогов

в ряду слов

 

             

               30

               15

                0

 

            

             100

               95

               90

2. «Покажи картинку, которую  я назову»

справились полностью

справились частично

не справились

 

              

               0

              30

              70

 

              

              95

                5

                0

  1. «Повтори, как я скажу»

справились полностью

справились частично

не справились

 

 

               0

              40

              60

 

 

             100

                 0

                 0

4. «Внимательные ушки»

справились полностью

справились частично

не справились

           

              

                 0

               30

               70

            

            

              100

                  0

                  0

5. «Найди ошибку» 

справились полностью

справились частично

не справились

 

                 0

               20

               80

 

              100

                  0

                  0   


 

    Из представленной таблицы видно, что с заданием 1 «Поймай звук» в ряду звуков справились 6 (30%) детей экспериментальной группы и 20 (100%) детей контрольной группы. Выделили  данный звук в ряду всех слогов 3 (15%) детей экспериментальной группы и 19 (95%) детей контрольной группы. Выделили  звук в ряду слов 18 (90%) детей контрольной группы. Для детей экспериментальной группы это задание оказалось слишком сложным.

  Задание  2 «Покажи  картинку», направленное на изучение  восприятия слов, похожих по звуковому  составу, выполнили полностью 19 (95%) детей контрольной группы. Частично выполнили это задание 6 (30%) детей экспериментальной группы и 1 ребенок контрольной группы. Допустили ошибки в более половины случаев 14 (70%) детей экспериментальной группы.

  Задание  3 «Повтори, как я скажу», связанное с повторением рядов звуков, слогов с оппозиционными согласными, слов, похожих по звуковому составу, полностью выполнили 20 (100%) детей контрольной группы. Частично выполнили это задание 8 (40%) детей экспериментальной группы. Задание оказалось слишком сложным для 12 (60%) детей экспериментальной группы.

  Задание  4 «Внимательные ушки»,  направленное на выявление операции  опознания правильного и искаженного  звучания слов, выполнили полностью  20 (100%) детей контрольной группы. Частично выполнили это задание 6 (30%) детей  экспериментальной группы. 14 (70%) детей экспериментальной группы не смогли различить правильное и неправильное звучание большинства предъявленных слов.

  Задание 5 «Найди ошибку»,  направленное на различение правильного и неправильного подбора слов в двустишьях, полностью выполнили 20 (100%) детей контрольной группы. Частично выполнили это задание 4 (20%) детей экспериментальной группы. 16 (80%) детей экспериментальной группы допустили ошибки при прослушивании всех наборов текстов.

    Таким образом, можно  говорить о том, что частично  выполняли предложенные задания   24% детей экспериментальной группы. 76% детей из этой группы допустили  большое количество ошибок  при  их выполнении. По итогам выполнения  всех заданий дети в среднем набрали по 2 балла из 7 возможных.

 В контрольной группе 96% детей  выполнили предложенные задания  полностью. В среднем в контрольной  группе дети набрали по 6,8 балла,  что говорит о нормальном уровне  развития фонематического восприятия.

      Результаты исследования соответствуют данным, полученными другими исследователями в ходе изучения состояния фонематических процессов у детей дошкольного возраста с ФФН [29 ].

          Качественный анализ результатов исследования:

  Наиболее успешно  дети выполнили задание «Повтори, как я скажу» на воспроизведение рядов из двух слогов с согласными, оппозиционными по твердости – мягкости, по месту и по способу образования. Воспроизведение рядов слогов с согласными, оппозиционными по звонкости – глухости, вызвало затруднения у большинства детей. Воспроизведение слогов из трех элементов сопровождалось не только заменой и смешением согласных звуков, но и изменением структуры ряда. Например, Миша С. воспроизвел ряд слогов «та – да – та» как «да – да», а Коля О. воспроизвел серию слогов «га – ка – га» как «га – га  – га – га – га».  При воспроизведении звуковых рядов из 3 и 4 гласных, дети допускали перестановку гласных, изменение   количества звуков (чаще сокращали), называли звуки, не входившие в предъявляемый ряд. Воспроизведение ряда из трех похожих слов сопровождалось увеличением количества ошибок, которые касались как замен звуков (например, Андрей Т. воспроизвел ряд слов «кот – год – ход» как «кот – кот – кот»), так и изменения структуры ряда (например, Саша Н. воспроизвел ряд слов «кот – год – ход» как «год – год – год  – год»). Для некоторых детей был характерен перенос слогов и слов предыдущего ряда в проговариваемый. Например, Миша М. После правильно воспроизведенного ряда «та – да – та», воспроизводит слоговой ряд   «га – ка – га» как «га – да – да».  Света С. после

воспроизведения   ряда слов «пух – мех – мох» как  «пух – мех – пух», воспроизвела ряд слов «кот – год – ход» как «кот – пот – пух». У  детей контрольной группы подобных затруднений не возникало.

     При выполнении  задания «Поймай звук» дети  из экспериментальной группы  лучше всего справились с узнаванием  данного звука в ряду других  звуков. Многие ребята выделяли  звук «м» в ряду гласных,  но затруднялись в его выделении  среди согласных. Значительные затруднения возникли у детей при узнавании данного звука в ряду слогов. Трое детей смогли определить наличие звука «м» только в обратных слогах. Узнать звук в ряду слов оказалось слишком сложно для детей, лишь один ребенок выделил звук «м» в слове мама. Дети контрольной группы легко выделили звук «м»  среди других звуков. У одного ребенка возникли затруднения при выделении звука среди слогов со звуками минимальной степени контрастности. При определении наличия звука «м» в слове, два ребенка допустили ошибки при предъявлении слов со звуком «мь». Учитывая, что при выполнении задания «Повтори, как я скажу», дети правильно повторили ряд слогов со звуками «м», «мь», можно предположить, что дети различают оттенки в их произношении, но считают их одним звуком.

     При выполнении  задания «Покажи картинку», направленного  на изучение восприятия слов, похожих по звучанию, дети из  экспериментальной группы  смогли  различить только слова, состоящие  из звуков, не нарушенных в  произношении. Один ребенок из  контрольной группы допустил ошибку при дифференциации слов бочка - почка. Остальные  выполнили это задание правильно.

     При   выполнении задания «Внимательные  ушки», дети экспериментальной  группы не опознавали произношение  как ошибочное, если оно совпадало  с их типом нарушенного произношения.30% детей слышали ошибки в произношении слов, если они отличались от их типа ошибок, и правильно определяли нормальное звучание слова. Например, Катя Б. опознала как ошибочные варианты произношения слова «сушка»: суска, фуфка, суфка, шуфка. Выделила как правильные варианты: сушка, шушка (ее собственный вариант произнесения этого слова). Дети контрольной группы легко справились с этим заданием.

     При выполнении задания  «Найди ошибку» дети экспериментальной  группы легче всего определили правильное и неправильное звучание фраз со словами козы – розы. Но в основном они не справились с этим заданием, даже если произнесение звуков в словах-паронимах было им доступно. Это задание выявило низкий уровень речевого внимания и памяти практически у всех детей.  Все дети контрольной группы выполнили задание полностью.

      Приведенный качественный  анализ результатов исследования  позволяет сделать следующие  выводы:

1.   У детей экспериментальной  группы выявлен низкий уровень  развития  фонематического восприятия. Для детей характерны нарушения восприятия не только нарушенных в произношении звуков, но и правильно произносимых. Дифференциация согласных, оппозиционных по звонкости-глухости, для детей  сложнее, чем различение согласных  по твердости – мягкости, по месту и способу образования.

2. Наибольшие трудности  вызвали задания на узнавание  заданного звука в слогах и  в словах, а также задания на  различение правильного и неправильного  звучания слов, фраз.

3.На формирование фонематического  восприятия у детей вторично влияют недостатки звукопроизношения, а также   низкий уровень развития речевого внимания.

  1. Преодоление нарушений развития фонематического восприятия требует целенаправленной логопедической работы в ходе специально организованного обучения с использованием специальных коррекционных упражнений и заданий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   ГЛАВА 3.    КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА

                   ПО РАЗВИТИЮ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО  ВОСПРИЯТИЯ 

                                                  У ДЕТЕЙ С ФФН

 

                    Принципы коррекционного  обучения.

 

Все содержание коррекционно-логопедической работы должно строиться в соответствии с принципами логопедии.

    Принцип системности опирается на представление о речи, как о сложной функциональной системе, структурные компоненты которой находятся в тесном взаимодействии. В связи с этим необходимо подбирать лингвистический материал таким образом, чтобы способствовать формированию у детей лексических, морфологических и синтаксических обобщений.

    Принцип развития предполагает выделение в процессе логопедической работы тех задач, трудностей, этапов, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка. Необходимо выявлять имеющийся, актуальный уровень развития фонематического восприятия у каждого ребенка и строить работу с учетом потенциального уровня развития, к которому следует стремиться.

     Патогенетический принцип предполагает учет механизма нарушения. основным механизмом нарушения фонематической стороны языка является несформированность фонематических противопоставлений. Основным содержанием коррекционно-логопедической работы является преодоление данного механизма, формирование у ребенка полноценных фонематических противопоставлений.

     Онтогенетический принцип предполагает разработку методики коррекционно-логопедического воздействия с учетом последовательности появления форм и функций речи, а также видов деятельности ребенка в онтогенезе. Формирование фонематического восприятия должно опираться на предшествующие его появлению в онтогенезе процессы. Последовательность выработки фонематических противопоставлений определяется закономерностью их появления в процессе онтогенеза.

     Принцип опоры на сохранные функции или принцип обходного пути предполагает формирование новой функциональной системы в обход пострадавшего звена и использование всех доступных анализаторов. Поэтому необходимо использовать зрительный, кинестетический, слуховой контроль на начальных этапах работы.

    Принцип поэтапного формирования умственных действий

(по П.Я. Гальперину) предполагает постепенное преобразование внешних материальных действий во внутренние, умственные действия. Они претерпевают постепенное обобщение, сокращение и свертывание.

 Принцип комплексного лечебно-педагогического подхода к преодолению речевых нарушений, отражает необходимость всестороннего и общего воздействия на психофизическое состояние ребенка разными специалистами (логопедами, врачами, психологами, педагогами, воспитателями) и семьи, разными средствами и в разных условиях. 

 

    Коррекционная работа по развитию фонематического восприятия строится на основе методики  Н.А. Лукиной и И.И. Никкинен. В систему упражнений по развитию фонематического восприятия вошли игры, которые были  собраны и систематизированы при изучении различных методик по развитию фонематического слуха у детей с ФФН. В частности, в нее включены игры, предложенные для работы по развитию фонематического восприятия в пособиях Селиверстовым В.И. [40], Краузе Е.Н. [22 ], Лукиной Н.А. и Никкинен И.И. [27]. В содержании некоторых игр изменена методика с целью использования их на логопедических занятиях, включены новые игры. Представлены возможные   варианты включения предложенных игр в структуру логопедических занятий. Для этого разработаны конспекты фронтальных и индивидуальных логопедических занятий с использованием предложенных игр (они представлены в приложении).  Была  выбрана эта методика, т.к. в основе занятий, разработанных автором, лежит комплексно-игровой метод, сказочные сюжеты и лексические темы. Внесены изменения в занятия, они обогащены новыми игровыми заданиями для развития фонематического восприятия,  которые включены во все этапы логопедических занятий.

     Индивидуальные и  фронтальные занятия объединяет  система образовательных, развивающих,  коррекционных задач; сказочные персонажи и ситуации, предлагаемые логопедом; задания на развитие  фонематического восприятия, грамматического строя речи, связной речи, общей и мелкой моторики.  В то же время сложность предлагаемых заданий, комплекс артикуляционной гимнастики, упражнения на постановку, автоматизацию и дифференциацию звуков,  развитие слоговой структуры слова  меняются в зависимости от индивидуальных особенностей детей и их нарушений речи.

 

                 

Информация о работе Совершенствование системы коррекционно-логопедической работы по развитию фонематического восприятия у детей с ФФН