Совершенствование системы коррекционно-логопедической работы по развитию фонематического восприятия у детей с ФФН

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 11:15, дипломная работа

Описание

Цель нашего исследования – на основе изучения особенностей фонематического восприятия у детей с ФФН разработать систему игровых приёмов коррекции нарушений фонематического восприятия на всех этапах логопедических занятий у данной категории детей.
Для реализации поставленной цели необходимо решить ряд задач:
рассмотреть исторические аспекты изучения нарушений фонематического восприятия;
познакомиться с современными подходами к изучению и коррекции нарушений фонематического восприятия у детей с ФФН;
провести экспериментальное исследование состояния фонематического восприятия у детей старшей логопедической группы для детей с ФФН;
на основе полученных данных создать систему игровых приёмов коррекции, включённых в систему логопедических занятий для преодоления выявленных нарушений и развития фонематического восприятия у детей с ФФН.

Содержание

Введение.......................................................................................................................3

1. Глава 1. Теоретические подходы к проблеме обучения детей с ФФН

1. Исторические аспекты изучения и коррекции нарушений фонематического восприятия...........................................................................6
1.2 Современные подходы к изучению и коррекции нарушений
фонематического восприятия.........................................................................10
1.2.1 Развитие фонематического восприятия в онтогенезе...............................10
1.2.2 Особенности развития фонематического восприятия у детей с ФФН...14
1.2.3 Современные методики развивающего обучения для детей с ФФН.....16

2. Глава 2. Особенности развития фонематического восприятия у детей
5-6 лет с ФФН (экспериментальное исследование)

1. Цель, задачи, принципы проведения исследования...................................25
2. Организация обследования фонематического восприятия детей
старшей логопедической группы с ФФН......................................................26
2.3 Результаты обследования и их обсуждение.................................................29

3. Глава 3. Коррекционно-логопедическая работа по развитию
фонематического восприятия у детей с ФФН

3.1 Принципы коррекционной работы................................................................33
3.2 Направления коррекционной работы............................................................35
3.3 Система упражнений по развитию фонематического восприятия у
детей с ФФН....................................................................................................36

Заключение.............................................................................................................53

Библиография..........................................................................................................56

Приложение............................................................................................................59
Конспекты занятий.................................................................................................59

Работа состоит из  1 файл

Дипломная работа по логопедии.doc

— 534.00 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                    Направления коррекционной работы.

 

Перед непосредственной работой над фонематическим восприятием  необходимо провести подготовительные упражнения на развитие слухового внимания, развитие речевого слуха. Поэтому целесообразно  выделить два этапа по формированию фонематического восприятия.

  1. Подготовительный этап.

Цель: формирование базы для развития фонематического восприятия.

В этот этап входит работа по развитию слухового восприятия, внимания, памяти и по развитию речевого слуха.

Работа по развитию слухового  восприятия проводится по направлениям:

  • восприятие неречевых звуков, связанных с показом картинок, игрушек, действий
  • дифференциация по способу воспроизведения (хлопки, притопы...)
  • дифференциация по темпу (быстро – медленно)
  • дифференциация по ритму (ритмические рисунки)
  • дифференциация по силе звучания (громко – тихо).

Работа по развитию речевого слуха проводится на материале одинаковых звуков, звукосочетаний, слов, фраз по направлениям:

  • дифференциация по тембру
  • дифференциация по силе голоса
  • дифференциация по интонации
  • дифференциация по высоте.

Параллельно должна проводиться  работа по развитию речевого внимания, памяти.

  1. Основной этап.

Цель: развитие фонематического восприятия.

Работа по формированию фонематического восприятия проводится в такой последовательности:

  • дифференциация слов, близких по звуковому составу
  • дифференциация слогов
  • дифференциация фонем.

Сначала проводится дифференциация гласных, затем согласных звуков.

      Для  дифференциации  гласных и согласных  фонем предлагаем предъявлять  различные ряды звуков в определенной  последовательности, предложенной А.М. Горчаковой [8], от максимально контрастных,  к звукам, близким по акустико- артикуляционным характеристикам (оппозиционным):

1) в ряд не включаются  звуки той же фонетической  группы, что и заданный звук, парные  по звонкости/глухости, одинакового способа образования;

2) в ряд не включаются  только звуки той же фонетической  группы;

3) используются звуки  той же фонетической группы.

     Условия  предъявления материала постепенно  усложняются: восприятие артикуляции,  использование экрана, восприятие звуков на слух с закрытыми глазами.

Система упражнений по развитию фонематического восприятия

                              у детей с ФФН.

 

                              Подготовительный этап.

Цель: формирование базы для развития фонематического восприятия.

 

  1.  Развитие слухового восприятия, внимания, памяти.

 

Работа над восприятием  неречевых звуков начинается с работы с картинками, игрушками и их действиями:

    Игра  «Скажи, что ты слышишь?»

Цель: развитие слухового  восприятия, дифференциация неречевых звуков.

Оборудование: стаканы (с  водой и пустой), баночки с крупами, фольга, деревянные и металлические  ложки, ширма.

Описание игры:  логопед  показывает и называет предметы, демонстрирует  их звучание. Логопед за ширмой выполняет  различные действия с предметами (переливает воду, пересыпает крупу...). Ребёнок должен определить, что он слышит (шуршание бумаги, звук льющейся воды и т.д. )

С этой игры можно начать занятие на тему «Формирование представления  о звуках». Логопед может предложить детям определить, что они слышат. Тот, кто ответит правильно, садится на свое место. Таким образом, каждый ребенок примет участие в игре.

    Игра  «В мире звуков»

Цель: развитие слухового  внимания, дифференциация неречевых  звуков.

Описание игры: логопед  предлагает детям закрыть глаза и послушать, что происходит в детском саду.

Этой игрой можно  закончить занятие на тему «Формирование  представления о звуках». Подводя  итог занятия, логопед может предложить детям эту игру, а затем спросить, как можно назвать одним словом, все, что они слышали (это звуки).

     Игра «Скажи, что звучит?»

 Цель: развитие слухового  внимания, дифференциация неречевых  звуков.

Оборудование: игрушки  и предметы, которыми можно производить  характерные звуки (колокольчик, бубен, барабан, дудка, трещотка, погремушка и т.д.)

Описание игры: логопед  знакомит ребенка с музыкальными инструментами, играет на них, предлагает  поиграть ребенку. Затем предлагает малышу закрыть глаза и определить, на каком музыкальном инструменте  он играет.

Эту игру можно предложить в основной части индивидуального занятия на тему «Развитие слухового восприятия».

      Игра «Найди пару»

Цель: развитие слухового  внимания, дифференциация неречевых  звуков.

Оборудование: три пары одинаковых коробочек из-под фотопленки с разным наполнением (по одной чайной ложке манки, гречки, гороха).

Описание игры: логопед  ставит перед собой и перед  ребенком по три коробочки с разными  наполнителями. Логопед и ребенок  по очереди гремят своими коробочками, попарно ставят коробочки, которые  гремят одинаково. Затем логопед перемешивает коробочки и предлагает ребенку найти коробочки, которые гремят одинаково.

Эту игру также можно  предложить на индивидуальном занятии  на тему «Развитие  слухового восприятия».

       Игра «Поставь по порядку»

Цель: развитие слухового внимания, памяти, дифференциация неречевых звуков.

Оборудование: ширма, музыкальные  инструменты (от 2 до 5), картинки с изображением этих инструментов.

Описание игры: логопед  показывает музыкальные инструменты, играет на них на глазах у ребенка, просит показать картинку с изображением этого инструмента. Предлагает поиграть на них ребенку. Знакомит с правилами игры: «Я буду  играть, а ты внимательно слушай, какая игрушка звучит. Покажи мне картинку со звучащей игрушкой. Положи картинку перед собой на стол. Послушай внимательно, какая картинка звучит после первой. Найди и положи картинку с её изображением. Определи, какая игрушка звучит последней. Найди соответствующую картинку». Когда ребенок научится выполнять задание правильно, усложнить задание, предложив разложить инструменты в последовательности их звучания после окончания прослушивания; увеличить количество звучащих инструментов.

Эта игра довольно сложная, поэтому ее лучше предложить в  основной части индивидуального  занятия.

      Игра «Угадай, кто кричит».

 Цель: развитие слухового  внимания, дифференциация неречевых  звуков.

Оборудование: игрушки  или картинки, изображающие знакомых ребёнку домашних животных, магнитофон, запись голосов животных.

 Описание игры: взрослый  показывает приготовленные картинки или игрушки, включив запись с  голосами соответствующих животных. Затем просит послушать и угадать, кто придёт к ним в гости. Логопед включает запись с голосами животных, меняя их порядок предъявления. Ребёнок угадывает, кто это.

 Эту игру можно предложить в организационном моменте индивидуального занятия на тему «Развитие речевого восприятия». Логопед предлагает ребенку внимательно послушать и угадать, кто пришел к нам в гости вместе с Машей.

        Игра «Встречайте гостей».

Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация звукоподражаний.

Оборудование: шапочки  с ушками разных животных.

Из детей выбираются гости (три-четыре), им даются шапочки  с ушками разных животных. Они уходят за ширму, поочерёдно подают звуки за ширмой, а дети угадывают, кто появится. Собравшись, гости под аплодисменты пляшут, как умеют. Затем выбираются новые гости.

Эту игру можно предложить во время динамической паузы на фронтальном  занятии на тему «Знакомство со словом», попросив детей угадать, какие животные к ним пришли. В начале игры логопед просит детей показать, как подают голос те животные, появление которых он запланировал.

 

Дифференциация по способу воспроизведения:

 

     Игра «Солнце или дождик».

Цель: развитие слухового внимания, дифференциация неречевых звуков по способу воспроизведения.

Оборудование: бубен.

Описание игры: логопед говорит  детям, что погода хорошая, светит солнышко, и сейчас они пойдут на прогулку. В это время он звенит бубном, а дети гуляют. Затем говорит, что  погода испортилась, пошёл дождь. Теперь логопед стучит в бубен и просит детей подбежать к нему, спрятаться от дождя. Логопед объясняет детям, что они должны внимательно слушать бубен и в соответствии с его звуками «гулять» или «прятаться».

Это задание можно предложить на фронтальном или индивидуальном занятии во время динамической паузы.

      Игра «Что делала Маша?»

Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация неречевых звуков по способу воспроизведения.

Оборудование: кукла.

Описание игры: Взрослый показывает куклу, называет её имя, просит представиться детей. Предлагает поиграть с ней. (Выполнить действия в соответствии с текстом:  Мы хлопаем руками – хлоп, хлоп, хлоп.

                                           Мы топаем ногами – топ,  топ, топ.

                                           Мы чмокаем губами (почмокать три раза).

                                           Мы носиком сопим (посопеть  три раза).)

Логопед предлагает детям  закрыть глаза и угадать, что  делает кукла. Логопед выполняет  действия и каждый раз спрашивает, что делала Маша.

Это задание можно  предложить во время динамической паузы  на индивидуальном занятии на тему «Развитие речевого слуха. У нас  в гостях Маша и ее друзья».

      Игра «Льет или капает»

Цель: развитие слухового  восприятия, дифференциация неречевых звуков по способу воспроизведения.

Оборудование: емкость  с водой, резиновая груша, металлический  тазик, ширма.

Описание игры: логопед  говорит детям, что в сказочной  стране начался дождь. Он то сильно льет  (логопед сильно нажимает воду на грушу с водой), то капает (логопед капает воду из груши). Логопед за ширмой чередует эти действия, а дети говорят, льет дождь или капает.

Эту игру можно предложить в основной части индивидуального  занятия на тему «Развитие  слухового  восприятия». Логопед может показать изображение лягушонка и сказать, что он поможет найти похищенного теленка, если ребенок поиграет с ним в эту игру.

 

      Дифференциация  звучания по темпу:

 

      Игра «Угадай, кто идёт».

Цель: развитие слухового  восприятия, дифференциация неречевых  звуков по темпу звучания.

Оборудование: картинки с изображением цапли и воробья, бубен.

Описание игры: логопед  показывает картинки и объясняет, что  цапля ходит важно и медленно, а воробей прыгает быстро. Затем  он медленно стучит в бубен, а дети ходят, как цапли. Когда взрослый быстро стучит в бубен, дети скачут, как воробьи.

Эту игру можно предложить детям во время динамической паузы  на фронтальном занятии на тему «Слова – действия».

       Игра «На поляне»

Цель: развитие слухового  восприятия, дифференциация неречевых звуков по темпу звучания.

Оборудование: шапочки  с изображениями зайцев и волков по числу детей, барабан.

Описание игры: логопед  делит детей на две группы: зайцы  и волки. Логопед объясняет детям, что когда он будет медленно стучать  в барабан, на поляне будут гулять волки, когда быстро – будут прыгать зайцы. Логопед чередует быстрое и медленное звучание.

Эту игру можно предложить детям на фронтальном занятии  на тему «Знакомство с предложением»  во время динамической паузы.

      Игра «Дождик»

Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация темпа звучания.

Оборудование: картинка с изображением дождя.

Описание игры: логопед  предлагает рассмотреть картинку, повторить  рифмовку.

  Дождик капнул  на ладошку: Кап – кап! (медленно)

  На цветы, на  Мурку – кошку: Кап – кап! (медленно)

  А потом он разыгрался.  Лил да лил, 

  Во всю старался: Кап – кап – кап –кап!   (быстро)

Логопед предлагает показать, как медленно идет дождь (ударять  указательным пальцем одной руки по ладошке другой, произнося:  «Кап – кап!».) Затем предлагает показать, как дождь идет быстро (выполнять те же действия в более быстром темпе: «Кап – кап – кап –кап!».)

 Затем предложить  ребенку поиграть в эхо: «Повторяй,  как я». Из – за экрана произнести  звукоподражание, попросить повторить.

1) кап – кап- кап; 2) кап;  3) кап – кап;  4) кап  – кап – кап – кап.

Эту игру можно предложить детям в основной части занятия  на тему «Слова-признаки» после проведения психогимнастики, во время которой  дети «превращаются» в овощи. Логопед  может попросить детей превратиться в дождь и полить растения так, как он покажет. Можно предложить такую игру во время артикулиционной гимнастики на индивидуальном занятии, предложив ребенку выполнить упражнение столько раз, сколько капель упадет (например, столько же раз пощелкать языком при пыполнении упражнения “Лошадка”).

 

     Дифференциация по ритму:

 

       Игра «Кто стучится?»

Цель: развитие слухового  восприятия, дифференциация ритмических  рисунков.

Оборудование: иллюстрация  к сказке «Три поросенка»

Описание игры: Логопед говорит детям, что поросенок ждет гостей – своих братьев. Один поросенок стучится в дверь так: /- /- / (логопед отстукивает ритм), второй так: /-//, а волк стучится  так:  //- /. Логопед предлагает внимательно послушать ритм и определить, кто стучится.

Эту игру можно предложить в основной части занятия на тему «Звуки «п», «пь». У нас в гостях поросята Пик, Пак и Пок». Логопед  может попросить детей научить  Пика определять по стуку, кто к нему пришел.

Информация о работе Совершенствование системы коррекционно-логопедической работы по развитию фонематического восприятия у детей с ФФН