Совершенствование системы коррекционно-логопедической работы по развитию фонематического восприятия у детей с ФФН

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 11:15, дипломная работа

Описание

Цель нашего исследования – на основе изучения особенностей фонематического восприятия у детей с ФФН разработать систему игровых приёмов коррекции нарушений фонематического восприятия на всех этапах логопедических занятий у данной категории детей.
Для реализации поставленной цели необходимо решить ряд задач:
рассмотреть исторические аспекты изучения нарушений фонематического восприятия;
познакомиться с современными подходами к изучению и коррекции нарушений фонематического восприятия у детей с ФФН;
провести экспериментальное исследование состояния фонематического восприятия у детей старшей логопедической группы для детей с ФФН;
на основе полученных данных создать систему игровых приёмов коррекции, включённых в систему логопедических занятий для преодоления выявленных нарушений и развития фонематического восприятия у детей с ФФН.

Содержание

Введение.......................................................................................................................3

1. Глава 1. Теоретические подходы к проблеме обучения детей с ФФН

1. Исторические аспекты изучения и коррекции нарушений фонематического восприятия...........................................................................6
1.2 Современные подходы к изучению и коррекции нарушений
фонематического восприятия.........................................................................10
1.2.1 Развитие фонематического восприятия в онтогенезе...............................10
1.2.2 Особенности развития фонематического восприятия у детей с ФФН...14
1.2.3 Современные методики развивающего обучения для детей с ФФН.....16

2. Глава 2. Особенности развития фонематического восприятия у детей
5-6 лет с ФФН (экспериментальное исследование)

1. Цель, задачи, принципы проведения исследования...................................25
2. Организация обследования фонематического восприятия детей
старшей логопедической группы с ФФН......................................................26
2.3 Результаты обследования и их обсуждение.................................................29

3. Глава 3. Коррекционно-логопедическая работа по развитию
фонематического восприятия у детей с ФФН

3.1 Принципы коррекционной работы................................................................33
3.2 Направления коррекционной работы............................................................35
3.3 Система упражнений по развитию фонематического восприятия у
детей с ФФН....................................................................................................36

Заключение.............................................................................................................53

Библиография..........................................................................................................56

Приложение............................................................................................................59
Конспекты занятий.................................................................................................59

Работа состоит из  1 файл

Дипломная работа по логопедии.doc

— 534.00 Кб (Скачать документ)

   Предусмотрена  следующая последовательность.

   Работа начинается  с уточнения артикуляции звуков [у], [а], [и]. Эти же звуки используются для наиболее лёгкой формы анализа – выделения первого гласного звука из начала слов. Детям даётся первое представление о том, что звуки могут быть расположены в определённой последовательности. Чётко артикулируя, они произносят указанные звуки, например, [а], [у] или [и], [у], [а], а затем определяют количество их и последовательность.

   Далее осуществляется  анализ и синтез обратного  слога типа ап, ут, ок. Дети учатся выделять последний согласный из конца слова (кот, мак).

   Затем они приступают  к выделению начальных согласных  и ударных гласных из положения после согласных (дом, танк).

   После указанных упражнений  дети легко овладевают анализом  и синтезом прямого слога типа са.

   Далее основной единицей  изучения становится не отдельный  звук в составе слова, а целое  слово. Дети учатся делить слова на слоги. В качестве зрительной опоры используются схема, в которой длинной чертой или полоской бумаги обозначаются слова, короткими – слоги. Составляются из полосок ( или записываются ) схемы односложных, двухсложных и трёхсложных слов. Проводятся разнообразные упражнения для закрепления навыка деления слов на слоги.

   Затем дети  овладевают полным звуко-слоговым  анализом односложных трёхзвуковых (типа мак) и двусложных (типа зубы) слов, составляющих соответствующие схемы, в которых обозначаются не только слова и слоги, но и звуки. Постепенно осуществляется переход к полному анализу и синтезу слов без помощи схемы.

   Дальнейшее усложнение  материала предусматривает анализ  слов со стечением согласных  в составе слога (стол, шкаф); двухсложных с одним закрытым слогом (кошка, гамак, клубок), некоторых трёхсложных (канава), произношение которых не расходится с написанием. Вводятся упражнения в преобразовании слов путём замены отдельных звуков (лук – сук, мак – рак).

За это же время  практически усваиваются термины: слог, предложение, согласные звуки, звонкие, глухие, твёрдые, мягкие звуки.  

          Исследователи Т.Б. Филичева и Н.А. Чевелева [48 ] предлагают проводить работу по развитию фонематического восприятия с первых дней коррекционной работы в игровой форме на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях. Начинается эта работа на материале неречевых звуков, постепенно вводятся звуки речи, правильно произносимые детьми и те, которые вновь ставятся (или исправляются и вводятся в самостоятельную речь ребенка). Кроме этого, с первых занятий параллельно проводится работа по развитию слухового внимания и слуховой памяти. Такая двоякая направленность занятий позволяет добиться наиболее эффективных результатов в развитии фонематического восприятия.

     В разделе «Развитие фонематического восприятия» логопедическую работу по развитию у детей способности дифференцировать фонемы исследователи условно делят на шесть этапов:

  1. Узнавание неречевых звуков.
  2. Различение одинаковых слов, фраз, звукокомплексов и звуков по  высоте, силе и тембру голоса.
  3. Различение слов, близких по звуковому составу.
  4. Дифференциация слогов.
  5. Дифференциация фонем.
  6. Развитие навыков элементарного звукового анализа.

       Эффективная программа обучения детей с ФФН, в которой большое внимание уделяется развитию фонематического слуха, разработана Т.Б. Филичевой и Г.В. Чиркиной [49 ].  В «Программе обучения и воспитания  детей с фонетико-фонематическим недоразвитием» они предлагают  задания, направленные на развитие фонематических процессов и  подобранные  с учётом возрастных особенностей детей. Программа создана для детей старшего дошкольного возраста. В ней работа по развитию произношения проводится одновременно с работой по развитию слухового восприятия. Процесс обучения делится на три периода. В течении первого периода обучения детей учат чётко, даже утрированно, воспроизводить гласные звуки, угадывать их по беззвучной артикуляции, слышать и выделять в ряду других звуков. Включаются упражнения по удержанию в памяти ряда, состоящего из 3-4-х гласных звуков.  Учитывая возрастные особенности детей, все задания предлагаются в игровой форме. Отработка правильного произношения простых согласных звуков сочетается с выработкой умения слышать эти звуки в ряду других, выделять соответствующие слоги среди других слогов, а также определять наличие данного звука в слове. Сначала дети выделяют начальную позицию звука в слове, затем конечную. Много внимания уделяется запоминанию слоговых рядов, типа та – ат, пу- уп –пу и так далее. Эти слоги произносятся с разной интонацией, силой голоса, медленно и отрывисто, с выделением ударного слога. Упражнения на узнавание звука в слове, отбор картинок, придумывание слов с этим звуком осуществляется в процессе игр с использованием различного дидактического материала. Когда дети свободно определяют наличие звука в слове, переходят к определению его места в слове. Умение выделять гласные и согласные звуки позволяет перейти к анализу и синтезу обратных слогов (ат, ап, уп и т.д.). 

       Во  втором периоде  новым является усиление направленности на дифференциацию  (на слух и в произношении) звуков по принципу твёрдости и мягкости, звонкости и глухости. продолжается работа по закреплению навыков звукового анализа и

синтеза. На материале  изучаемых звуков  дети тренируются  в выделении согласного в слове, определении его позиции  (начало, середина, конец слова), составлении слогов типа ас-са, цу-цо и т.д. в это же время учат  определять гласный в положении после согласного (мак, суп, кот) и т.д. в конце второго периода обучения дети самостоятельно в устной форме анализируют слоги типа са-со-су, соединяют отдельные звуки (согласные и гласные) в прямые слоги и преобразуют их (са-су, цу-цо и т.д.) в то же время на практике усваиваются термины: слог, слово, гласные звуки, согласные звуки (звонкие, глухие, мягкие, твёрдые), предложение.

       В  третьем периоде обучения на  каждом логопедическом занятии  даются упражнения на звуковой  анализ и синтез. Основной  единицей  изучения является теперь не  отдельный звук в составе слова,  а целое слово. Детей учат делить слова на слоги. В качестве зрительной опоры используется схема, где длинной полоской обозначено слово, короткими – слоги. Выделяются гласные звуки – красными кружочками, согласные – синими. К концу третьего периода дети самостоятельно проводят анализ и синтез односложных слов (рак, шум, лук ), слогов со стечением согласных (сто, шко, сту) и слов типа: стол, стул, шкаф. 

     Авторы Л.Ф. Спирова и А.В. Ястребова [42] предлагают проводить работу по устранению фонематического недоразвития речи по двум взаимосвязанным направлениям:

  1. коррекция произношения, то есть постановку и уточнение артикуляции звуков;
  2. последовательное и планомерное развитие звукового анализа и синтеза слова.

На начальном этапе  обучения детей языку первостепенная роль отводится углублённой и разносторонней работе над звуками. Детей учат воспринимать звуки на слух, правильно их произносить, осознавать звуки как фонемы.

   Таким образом,  основными задачами логопеда  являются:

  1. Максимальная направленность и более продолжительная по количеству времени работа по формированию у ребёнка умения сравнивать, сопоставлять и различать звуки речи (сначала на правильно произносимых, позже – на уточнённых и исправленных звуках).
  2. Отработка и уточнение артикуляции тех звуков, которые правильно произносятся изолированно, но в речи сливаются или звучат недостаточно отчётливо, смазано.
  3. Постановка отсутствующих и искажённо произносимых звуков и введение их в речь.
  4. Формирование умений сопоставлять и различать систему дифференциальных (акустико – артикуляционных) признаков звуков.
  5. Закрепление уровня звукового анализа, который доступен ребёнку, и постепенное подведение к устойчивому автоматизированному навыку, то есть обучение ребёнка более сокращённым и обобщённым операциям, посредством которых производится звуковой анализ, формирование умения выделять звуки не только в сильных, но и в слабых позициях, различать варианты их звучания.

   Чтобы направить  внимание и интерес ребёнка  к звуковой стороне речи, научить  его прислушиваться к звукам, выделять их из слова, необходимо вначале организовать его ориентировку в звуковом составе слова на правильно произносимых и чётко дифференцируемых звуках. После этого внимание ребёнка следует сосредоточить на вновь поставленном или уточнённом в произношении звуке. На специально подобранном речевом материале достигается правильное произношение звука, различение и выделение этого звука из состава слова, умение определять его место в целостном звуковом комплексе слога или слова.

    Когда ребёнок  усвоит правильное произношение изучаемого звука, проводится работа по дифференциации этого звука от других акустически и артикуляционно близких звуков. Детям предлагаются упражнения на сравнение и сопоставление звуков по артикуляционным и акустическим свойствам, на различение этих звуков в словах и связных текстах.

    При работе  над слуховым восприятием должна  строго соблюдаться поэтапность  в применении тех упражнений, которые учитель предлагает учащимся. Вначале необходимо научить ребёнка  различать изучаемый звук среди  других в чужой речи. Затем следует научить ребёнка различать отрабатываемый звук не только в чужой, но и в своей собственной речи.

    Лишь после  того как ребёнок научится  самостоятельно различать изучаемый  звук в словах (в чужой и  собственной речи), можно перейти к формированию умения выделять звуки из состава слова, отделять их друг от друга, сравнивать между собой, определять роль и характер связи между звуками в слове.

    При подборе  речевого материала необходимо  следить, чтобы в предъявленных  для звукового анализа словах не встречались на первых порах звуки, близкие по акустическим или артикуляционным признакам изучаемому звуку.

        Методисты-практики в настоящее время разрабатывают системы обучения и методические пособия по развитию фонематического восприятия у детей с ФФН. Так, Е.А. Пожиленко [32] предлагает комплексную систему обучения. Одним из аспектов этой комплексной  системы является развитие фонематического восприятия через систему игровых заданий. В игровой форме предлагаются задания по развитию слухового внимания, речевого слуха, фонематического восприятия, формированию элементарных навыков звукового анализа и синтеза, развитию фонематических представлений. Задания направлены на  определение правильно и неправильно прозвучавших слов; выделение заданного звука на фоне ряда звуков, слогов, слов; запоминание и воспроизведение звуковых и слоговых рядов  различной длины; анализ и синтез слогов, слов, предложений; исправление неправильно произнесённых слов и предложений.

       Т.А. Ткаченко [45] предлагает систему работы по развитию фонематического восприятия. Она предлагает задания на узнавание неречевых звуков, развитие речевого внимания, речевого слуха, формирование элементарных навыков звукового анализа и синтеза. Дети учатся  выделять в ряду названных слов похожие по звучанию слова и отличающиеся (по звучанию, по количеству слогов), рифмовать слова, подбирать пропущенные в стихотворении слова.  Задания расположены в порядке возрастания трудности. К каждому последующему заданию следует переходить после освоения предыдущего. Автор предлагает методические  рекомендации по организации продуктивного взаимодействия между логопедом, воспитателями и родителями воспитанников.

       Для развития фонематического восприятия В.И. Селиверстов [40] предлагает систему упражнений, включающую задания, направленные на:

  1. развитие слухового внимания
  2. развитие речевого слуха
  3. развитие фонематического слуха.

Переход к каждому  последующему этапу осуществляется после освоения предыдущего.

        Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. [19] предлагают систему упражнений для развития фонематического восприятия на логопедических занятиях, занятиях по развитию речи, а также в процессе логопедизации всех режимных моментов в группе для детей ФФН. Предлагаются задания по анализу звуковых рядов из двух, трёх гласных звуков. Затем дети учатся выделять глухой  или сонорный согласный в обратных слогах, в словах.  Работа по формированию  навыков звукового анализа и синтеза строится от выделения ударных гласных к безударным.  Предлагаются  задания на воспроизведение слоговых рядов с одинаковым гласным или согласным звуком. На практическом уровне у детей формируются представления о гласных и согласных звуках, о звонких, глухих, твёрдых и мягких звуках, о слоге, слове, предложении.

       Автор Кирьянова Р.А. [20 ] предлагает свою программу обучения детей с ФФН, состоящую из трех вариантов методик учебно-воспитательной и коррекционной работы:

  1. с детьми высокого уровня развития;
  2. с детьми среднего уровня развития;
  3. с детьми низкого уровня развития.

Автор рекомендует проводить  занятия с детьми по подгруппам в  зависимости от уровня их развития. Комплектование подгрупп производится по результатам обследования детей  в начале и середине учебного года.

   Проблемой  развития фонематического  восприятия у детей в настоящее время занимаются Лукина Н.А. и Никкинен И.И. [27]. Они выделяют три этапа слухоречевого развития ребёнка:

 Первый этап —  это появление реакции на неречевой звук (комплекс оживления):

ребенок начинает повизгивать, шевелить ручками, ножками.

Второй этап — различение неречевых  звуков. Ребенок начинает различать  неречевые звуки по их основным характеристикам:

— по громкости (громкий  — тихий);

— по продолжительности  звучания (долгий — короткий);

  • по направлению звука;

— по высоте (высокий — низкий);

— по ритму.

На третьем этапе ребенок  начинает различать отдельные речевые звуки, звукоподражания по громкости, длительности звучания, высоте, твердости — мягкости, интонации, ритму, направлению звука.

На последнем этапе ребенок  дифференцирует звуки, слоги, слова и соотносит их с предметами.

Информация о работе Совершенствование системы коррекционно-логопедической работы по развитию фонематического восприятия у детей с ФФН