Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 11:15, дипломная работа
Цель нашего исследования – на основе изучения особенностей фонематического восприятия у детей с ФФН разработать систему игровых приёмов коррекции нарушений фонематического восприятия на всех этапах логопедических занятий у данной категории детей.
Для реализации поставленной цели необходимо решить ряд задач:
рассмотреть исторические аспекты изучения нарушений фонематического восприятия;
познакомиться с современными подходами к изучению и коррекции нарушений фонематического восприятия у детей с ФФН;
провести экспериментальное исследование состояния фонематического восприятия у детей старшей логопедической группы для детей с ФФН;
на основе полученных данных создать систему игровых приёмов коррекции, включённых в систему логопедических занятий для преодоления выявленных нарушений и развития фонематического восприятия у детей с ФФН.
Введение.......................................................................................................................3
1. Глава 1. Теоретические подходы к проблеме обучения детей с ФФН
1. Исторические аспекты изучения и коррекции нарушений фонематического восприятия...........................................................................6
1.2 Современные подходы к изучению и коррекции нарушений
фонематического восприятия.........................................................................10
1.2.1 Развитие фонематического восприятия в онтогенезе...............................10
1.2.2 Особенности развития фонематического восприятия у детей с ФФН...14
1.2.3 Современные методики развивающего обучения для детей с ФФН.....16
2. Глава 2. Особенности развития фонематического восприятия у детей
5-6 лет с ФФН (экспериментальное исследование)
1. Цель, задачи, принципы проведения исследования...................................25
2. Организация обследования фонематического восприятия детей
старшей логопедической группы с ФФН......................................................26
2.3 Результаты обследования и их обсуждение.................................................29
3. Глава 3. Коррекционно-логопедическая работа по развитию
фонематического восприятия у детей с ФФН
3.1 Принципы коррекционной работы................................................................33
3.2 Направления коррекционной работы............................................................35
3.3 Система упражнений по развитию фонематического восприятия у
детей с ФФН....................................................................................................36
Заключение.............................................................................................................53
Библиография..........................................................................................................56
Приложение............................................................................................................59
Конспекты занятий.................................................................................................59
Оборудование: символы звуков, плоский картонный экран телевизора, с вырезанным окошком.
Описание игры: логопед произносит гласные звуки в окошечке телевизора, а дети поднимают соответствующие символы. Затем кто-то из детей может «поработать диктором».
Эту игру можно предложить в основной части фронтального занятия. Набор звуков и их символов зависит от темы занятия и возможностей детей.
Игра «Полёт птицы»
Цель: развитие фонематического восприятия.
Описание игры: логопед учит ребенка показывать летящую птицу (ладонь одной руки накладывается тыльной стороной на другую, большие пальцы перекрещиваются, остальные пальцы одновременно прогибаются назад и сгибаются вперёд). Птица «летит», пока логопед произносит звуки и замирает, когда произносится заданный звук.
Эту игру можно предложить во время пальчиковой гимнастики на фронтальном или индивидуальном занятии знакомства со звуком или его дифференциации с другими звуками. В зависимости от темы занятия меняется выделяемый звук и его окружение.
Игра «Лошадка»
Цель: развитие фонематического восприятия.
Описание игры: логопед учит ребенка показывать лошадку (повернуть руку ладонью к себе, большой палец поднять вверх. На ребро этой ладони сверху положить согнутые четыре пальца другой руки (грива).Два больших пальца подняты вверх (уши). Лошадь может потряхивать гривой, шевелить ушами, открывать и закрывать рот). Затем предлагает поиграть: «Когда услышишь изучаемый звук, лошадка будет открывать и закрывать рот».
Эту игру можно предложить во время пальчиковой гимнастики на фронтальном или индивидуальном занятии знакомства со звуком или его дифференциации с другими звуками. В зависимости от темы занятия меняется выделяемый звук и его окружение.
Реализация данных направлений должна идти на фронтальных и индивидуальных логопедических занятиях, проводимых в соответствии с календарным планом логопедической работы в виде различных игровых заданий, органично входящих в этапы занятий. Работа по формированию фонематического восприятия начинается на подготовительном этапе и продолжается на этапе формирования первичных произносительных умений и навыков (в процессе постановки, автоматизации и дифференциации звуков).
Развитие фонематического восприятия является одной из важнейших задач
работы с детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Нормальное развитие фонематического восприятия имеет большое значение для процесса становления и развития речи ребенка.
Несформированность
фонематического восприятия
формирование
Несомненна связь
фонематических и лексико-
представлений. При планомерной работе по развитию фонематического восприятия дети намного лучше воспринимают и различают: окончания слов, приставки в однокоренных словах, общие суффиксы, предлоги при стечении согласных звуков и т.п. Кроме того, без достаточной сформированности фонематического восприятия невозможно становление фонематических процессов, формирующихся на его основе: формирование полноценных фонематических представлений, фонематического анализа и синтеза. Работа по развитию фонематического восприятия имеет большое значение для усвоения правильного звукопроизношения и для дальнейшего успешного обучения детей в школе.
Актуальность
проведения нашего
Изучая проблему
развития фонематического
обращались к работам
известных педагогов и
С
целью выявления особенностей
сформированности
При построении методики исследования особенностей фонематического восприятия у детей 5-6 лет использовали методики, созданные Филичевой Т.Б. и Чиркиной Г.В., Большаковой С.Е., Ткаченко Т.А..
Методика обследования состояла из 5 заданий, которые предъявлялись в устной форме. Первое задание было направлено на узнавание данного звука в ряду других звуков, слогов, слов. Второе задание было направлено на изучение восприятия слов, близких по звуковому составу. Третье задание было связано с повторением рядов звуков, слогов с оппозиционными согласными, слов, похожих по звуковому составу. Четвертое задание было направлено на выявление операции опознания правильного и искаженного звучания слов. Пятое задание было направлено на различение правильного и неправильного подбора слов во фразах.
На основе проведенного
1. У детей экспериментальной
группы выявлен низкий уровень
развития фонематического
2. Наибольшие трудности вызвали задания на узнавание данного звука в слогах и в словах, а также задания на различение правильного и неправильного звучания слов, фраз.
3. На формирование
4. Преодоление нарушений
развития фонематического
Полученные результаты исследования нашли свое применение при построении коррекционной работы в определении этапов и направлений коррекционной работы, в подборе содержания и определении последовательности предъявления игр.
Для преодоления выявленных нарушений были разработаны направления
коррекционной работы и
создана система игр для
В систему
упражнений по развитию
Применение предложенных
игровых приёмов работы
первых дней пребывания в логопедической группе включиться в работу, значительно повысит интерес к логопедическим занятиям в детском саду и дома, при закреплении изученного материала. Всё это положительно повлияет на процесс развития фонематического восприятия у детей с ФФН.
Теоретическое значение работы: систематизированные теоретические
данные об истории изучения проблемы развития фонематического восприятия, данные о развитии фонематического восприятия в онтогенезе, о современных методиках развития фонематического восприятия у детей дошкольного возраста помогут специалистам осознанно выбирать методики для обучения детей с ФФН и дополнять их необходимым материалом из работ других авторов.
Практическое значение работы: представленная система игровых заданий может использоваться логопедами дошкольных образовательных учреждений в процессе коррекционно – логопедической работы на фронтальных и индивидуальных занятиях.
1. Алексеева М.М. К методике
обучения звукопроизношению // Хрестоматия
по теории и методике развития
речи детей дошкольного
2. Белякова Л.И. Речевой
С. 7-30