Совершенствование системы коррекционно-логопедической работы по развитию фонематического восприятия у детей с ФФН

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 11:15, дипломная работа

Описание

Цель нашего исследования – на основе изучения особенностей фонематического восприятия у детей с ФФН разработать систему игровых приёмов коррекции нарушений фонематического восприятия на всех этапах логопедических занятий у данной категории детей.
Для реализации поставленной цели необходимо решить ряд задач:
рассмотреть исторические аспекты изучения нарушений фонематического восприятия;
познакомиться с современными подходами к изучению и коррекции нарушений фонематического восприятия у детей с ФФН;
провести экспериментальное исследование состояния фонематического восприятия у детей старшей логопедической группы для детей с ФФН;
на основе полученных данных создать систему игровых приёмов коррекции, включённых в систему логопедических занятий для преодоления выявленных нарушений и развития фонематического восприятия у детей с ФФН.

Содержание

Введение.......................................................................................................................3

1. Глава 1. Теоретические подходы к проблеме обучения детей с ФФН

1. Исторические аспекты изучения и коррекции нарушений фонематического восприятия...........................................................................6
1.2 Современные подходы к изучению и коррекции нарушений
фонематического восприятия.........................................................................10
1.2.1 Развитие фонематического восприятия в онтогенезе...............................10
1.2.2 Особенности развития фонематического восприятия у детей с ФФН...14
1.2.3 Современные методики развивающего обучения для детей с ФФН.....16

2. Глава 2. Особенности развития фонематического восприятия у детей
5-6 лет с ФФН (экспериментальное исследование)

1. Цель, задачи, принципы проведения исследования...................................25
2. Организация обследования фонематического восприятия детей
старшей логопедической группы с ФФН......................................................26
2.3 Результаты обследования и их обсуждение.................................................29

3. Глава 3. Коррекционно-логопедическая работа по развитию
фонематического восприятия у детей с ФФН

3.1 Принципы коррекционной работы................................................................33
3.2 Направления коррекционной работы............................................................35
3.3 Система упражнений по развитию фонематического восприятия у
детей с ФФН....................................................................................................36

Заключение.............................................................................................................53

Библиография..........................................................................................................56

Приложение............................................................................................................59
Конспекты занятий.................................................................................................59

Работа состоит из  1 файл

Дипломная работа по логопедии.doc

— 534.00 Кб (Скачать документ)

 Оборудование: символы  звуков, плоский картонный экран  телевизора, с вырезанным окошком.

Описание игры: логопед  произносит гласные звуки в окошечке телевизора, а дети поднимают соответствующие  символы. Затем кто-то из детей может  «поработать диктором».

Эту игру можно предложить в основной части фронтального занятия. Набор звуков и их символов зависит  от темы занятия и возможностей детей.

       Игра «Полёт птицы»

Цель: развитие фонематического  восприятия.

Описание игры: логопед  учит ребенка показывать летящую птицу  (ладонь одной руки накладывается тыльной  стороной на другую, большие пальцы перекрещиваются, остальные пальцы одновременно прогибаются назад и сгибаются вперёд). Птица «летит», пока логопед произносит звуки  и замирает, когда произносится заданный  звук.

Эту игру можно предложить во время пальчиковой гимнастики на фронтальном или индивидуальном занятии знакомства со звуком или  его дифференциации с другими  звуками. В зависимости от темы занятия  меняется выделяемый звук и его  окружение.

       Игра «Лошадка»

Цель: развитие фонематического  восприятия.

Описание игры: логопед  учит ребенка показывать лошадку (повернуть  руку ладонью к себе, большой палец  поднять вверх. На ребро этой ладони сверху положить согнутые четыре пальца другой руки (грива).Два больших пальца подняты вверх (уши). Лошадь может потряхивать гривой, шевелить ушами, открывать и закрывать рот). Затем предлагает поиграть: «Когда услышишь изучаемый звук, лошадка будет открывать и закрывать рот».

Эту игру можно предложить во время пальчиковой гимнастики на фронтальном или индивидуальном занятии знакомства со звуком или его дифференциации с другими звуками. В зависимости от темы занятия меняется выделяемый звук и его  окружение.

 

      Реализация  данных направлений должна идти на фронтальных и индивидуальных логопедических занятиях, проводимых в соответствии с календарным планом логопедической работы в виде различных игровых заданий, органично входящих в этапы занятий. Работа по формированию фонематического восприятия начинается на подготовительном этапе и продолжается на этапе формирования  первичных произносительных умений и навыков (в процессе постановки, автоматизации и дифференциации звуков).

 

 

 

 

 

                                ЗАКЛЮЧЕНИЕ

                                   

 

Развитие фонематического  восприятия является одной из важнейших  задач

работы с детьми с  фонетико-фонематическим недоразвитием  речи. Нормальное    развитие фонематического  восприятия имеет большое значение для процесса становления и развития речи ребенка.     

 Несформированность  фонематического восприятия негативно  влияет на 

формирование звукопроизношения  при относительно благополучном  состоянии строения и функции  артикуляционного аппарата. Для детей  с недоразвитием фонематического  восприятия также характерны нарушения звуковой  и слоговой структур слова (пропуск, вставка, перестановка, повторение звуков и слогов).

 Несомненна связь  фонематических и лексико-грамматических 

представлений. При планомерной  работе по развитию фонематического восприятия дети намного лучше воспринимают и различают: окончания слов, приставки в однокоренных словах, общие суффиксы, предлоги при стечении согласных звуков и т.п. Кроме того, без достаточной сформированности фонематического восприятия невозможно становление фонематических процессов, формирующихся на его основе: формирование полноценных фонематических представлений, фонематического анализа и синтеза. Работа  по развитию фонематического восприятия имеет большое значение для усвоения правильного звукопроизношения и для дальнейшего успешного обучения детей в школе.

    Актуальность  проведения нашего исследования  обусловлена возрастающим количеством  детей, имеющим нарушение фонематического  слуха и поиском новых путей  преодоления стоящих перед ними  трудностей. Ограниченность сроков пребывания  в логопедической группе, отсутствие или недостаточность мотивации у детей с ФФН к обучению (вследствие особенностей фонематического развития дети недостаточно осознают свои речевые ошибки и необходимость их преодоления) отрицательно влияют на результаты процесса  обучения данной категории детей и требуют поиска новых путей повышения эффективности коррекционно-логопедической работы. В настоящее время нам представляется особенно важным создание системы игровых приемов работы по развитию фонематического восприятия у детей с ФФН, учитывающую онтогенез развития фонематических процессов и отвечающую особенностям развития фонематического восприятия у детей с ФФН. А  также определение  возможных путей использования игровых приёмов работы по развитию фонематического восприятия  на всех этапах всех видов логопедических занятий, в том числе и тех, которые обычно не используются для развития фонематического восприятия (организационный момент, артикуляционная, дыхательная, пальчиковая гимнастики, динамические паузы).

    Изучая проблему  развития фонематического восприятия  у детей мы  

обращались к работам  известных педагогов и психологов: Гвоздева А.И., Левиной Р.Е., ШвачкинаН.Х., Хватцева М.Е.,  Каше Г.А., Гриншпун Б.М., Токаревой О.А., Спировой Л.Ф., Ястребовой А.В., Филичевой Т.Б., Чевелевой Н.А., Чиркиной Г.В., Селивёрстова В.И. и др. специалистов.

       С  целью выявления особенностей  сформированности фонематического  восприятия у детей с ФФН  было проведено обследование  особенностей развития фонематического восприятия у детей старшей логопедической группы. В эксперименте приняли участие  20 детей с ФФН в возрасте 5 лет. Для сопоставительного анализа  была составлена контрольная группа из 20 детей в возрасте 5 лет с нормальным речевым и психофизическим развитием,  посещающих старшую группу массового детского сада. Обследование этой группы детей проводилось по той же методике, которая была разработана для выявления уровня фонематического восприятия у детей с ФФН.

   При построении методики исследования особенностей фонематического восприятия у детей   5-6 лет использовали  методики, созданные Филичевой Т.Б. и Чиркиной Г.В., Большаковой С.Е., Ткаченко Т.А..

    Методика обследования состояла из 5 заданий, которые предъявлялись в устной форме. Первое задание было направлено на узнавание данного звука в ряду других звуков, слогов, слов. Второе задание было направлено на изучение восприятия слов, близких по звуковому составу. Третье задание было связано с повторением рядов звуков, слогов с оппозиционными согласными, слов, похожих по звуковому составу. Четвертое задание было направлено на выявление операции опознания правильного и искаженного звучания слов. Пятое задание было направлено на различение правильного и неправильного подбора слов во фразах.

 На основе проведенного количественного  и качественного анализа результатов  были сделаны выводы:

   1. У детей экспериментальной  группы выявлен низкий уровень  развития фонематического восприятия. Для детей характерны нарушения  восприятия не только нарушенных в произношении звуков, но и правильно произносимых. Дифференциация согласных, оппозиционных по звонкости-глухости, для детей  сложнее, чем различение согласных, оппозиционных  по твердости – мягкости, по месту и способу образования.

   2. Наибольшие трудности вызвали задания на узнавание данного звука в слогах и в словах, а также задания на различение правильного и неправильного звучания слов, фраз.

   3. На формирование фонематического  восприятия у детей вторично  влияют недостатки звукопроизношения. Также ухудшает восприятие низкий уровень развития речевого внимания.

    4. Преодоление нарушений  развития фонематического восприятия  требует целенаправленной логопедической  работы в ходе специально организованного  обучения.

    Полученные  результаты исследования нашли свое применение при построении коррекционной работы в определении этапов и направлений коррекционной работы, в подборе содержания и определении последовательности предъявления игр.

Для преодоления выявленных нарушений были разработаны направления

коррекционной работы и  создана система игр для развития фонематического восприятия. При  построении системы игровых приемов  работы по развитию фонематического  восприятия учитывались особенности  сформированности фонематического  восприятия у детей с ФФН и закономерности развития фонематических процессов в онтогенезе.

    В систему  упражнений по развитию фонематического  восприятия вошли игры, которые  были  собраны  и систематизированы   при изучении различных методик  по развитию фонематического слуха у детей с ФФН. В частности, в нее вошли игры, предложенные для работы по развитию фонематического восприятия и новые авторские игры. Представлены возможные   варианты включения игр в структуру логопедических занятий. Для этого разработаны конспекты фронтальных и индивидуальных логопедических занятий с использованием предложенных игр (они представлены в приложении).

 Применение предложенных  игровых приёмов работы позволит  детям с 

первых дней пребывания в логопедической группе включиться в работу, значительно повысит интерес к логопедическим занятиям в детском саду и дома, при закреплении изученного материала. Всё это положительно повлияет на процесс развития фонематического восприятия у детей с ФФН.

  Теоретическое значение работы: систематизированные теоретические

данные об истории  изучения проблемы развития фонематического  восприятия, данные о развитии фонематического  восприятия в онтогенезе, о современных  методиках развития фонематического  восприятия у детей дошкольного  возраста помогут специалистам осознанно выбирать методики для обучения детей с ФФН и дополнять их необходимым материалом из работ других авторов.

    Практическое значение работы: представленная система игровых заданий может использоваться логопедами дошкольных образовательных учреждений в процессе коррекционно – логопедической работы на фронтальных и индивидуальных занятиях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                  БИБЛИОГРАФИЯ

 

       

1. Алексеева М.М. К методике  обучения звукопроизношению // Хрестоматия  по  теории и методике развития  речи детей дошкольного возраста / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина  М.: Академия, 1999  - С.344-349

2. Белякова Л.И. Речевой онтогенез  и значение гиперсензитивных периодов // Ребёнок. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление / Под ред. Ю.Ф. Гаркуши – М.: НПО МОДЭК, 2001- С.7-14

  1. Буслаева Е.Н.  Состояние фонематического слуха у учащихся младших классов с нарушением интеллекта // Дефектология, 2002,№2-17 с.
  2. Буковцова Н.И.  Основные направления коррекционно-логопедической работы по преодолению дисграфии, обусловленной нарушением фонематического анализа и синтеза у учащихся с интеллектуальной недостаточностью. // Сборник материалов Регионального научно-практического семинара «Детская речь: норма и патология» проходившего в г. Самара 07.02.2002г.- г. Самара, СГПУ, 2002г.-С.23-25
  3. Выготский Л.С. Мышление и речь. – М., 1996
  4. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М.: Просвещение, 1961- 336с.
  5. Гвоздев А.Н. Усвоение детьми звуковой стороны русского языка Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина - М.: Академия, 1999  – 302 с.
  6. Горчакова А.М. Формирование фонематических процессов у детей с нарушениями речи // Современные тенденции специальной педагогики и психологии: Научные труды Всероссийской научно-практической конференции «Современные тенденции специальной педагогики и психологии» - Самара, СГПУ, 2003 – С.70-83
  7. Гревцева Е.В. Логопедический тренинг – СПб.: СпецЛит, 2002 – 144 с.
  8. Грибова О.Е. Психолингвистика и логопедия: вопросы, предположения // Дефектология, 1999, №3 – 3 с.
  9. Грибова О.Е. Приём научного моделирования как средство изучения речевых нарушений // Дефектология, 2001, №1 – 3 с.
  10. Гриншпун Б.М.  Дислалия. // Хрестоматия по логопедии –т.1.- М.: ГИЦ ВЛАДОС, 1997.-С.108-120
  11. Жинкин Н.И. Интеллект, язык и речь // Нарушение речи у дошкольников. – М.;1972 – С.9-31
  12. Жукова Н.С. и др. Логопедия – Екатеринбург: АРД ЛТД, 1998 –320с.
  13. Зееман М. Косноязычные дети // Хрестоматия по логопедии, т. 1,- М.: ГИЦ ВЛАДОС, 1997г.- С.17-22
  14. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. М., 1985
  15. Казанская В.Л., Шматко Н.Д.  Дидактические игры и упражнения по развитию слухового восприятия // Дефектология, 2002, №6- С.67
  16. Коменский Я.А. Материнская школа // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.:  Академия, 1999 – 56 с.
  17. Коноваленко В.В.  Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН – в 3 ч. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001
  18. Кирьянова Р.А.  Комплексная диагностика и её использование учителем-логопедом в коррекционной работе с детьми 5-6 лет, имеющими тяжёлые нарушения речи. – СПб, 2002 –368 с.
  19. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей – СПб.: ИД МИМ, 1997
  20. Краузе Е.Н. Логопедия.- СПб.: Учитель и ученик, Корона принт, 2003-270 с.
  21. Курицына А.М.  Формирование связной речи у детей 5-6 летнего возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи // Дефектология, 1998, №6-42 с.
  22. Куссмауль А. Косноязычие и лепетние // Хрестоматия по логопедии, т. 1,- М.: ГИЦ ВЛАДОС, 1997г.- С.8-13
  23. Логопедическое обследование ребёнка (автор-составитель С.Е. Большакова)- М.: АПО, 1995 – 30 с.
  24. Логопедия / Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева, Е.М. Мастюкова и др.; Под ред. Л.С. Волковой.- В 2-х книгах. Книга 2. М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995
  25. Лукина Н.А., Никкинен И.И. Научи меня слышать.- СПб.: «Паритет», 2003.
  26. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений / Под общей ред. Проф. Г.В.Чиркиной – М.: АРКТИ, 2003-240 с.  
  27. Оскольская Н.А.  Типология индивидуальных различий в структуре фонетико-фонематического недоразвития речи // Дефектология, 2001, №2- 49 с.
  28. Основы теории и практики логопедии // Под ред. Левиной Р.Е. – М.; 1968 –

    С. 7-30

  1. Песталоцци И.Г. Как Гертруда учит своих детей // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.:  Академия, 1999 – 62 с.
  2. Пожиленко Е.А.   Волшебный мир звуков и слов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999-224 с.
  3. Поваляева М.А.   Справочник логопеда. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002.
  4. Понятийно-терминологический словарь логопеда // Под ред. В.И. Селивёрстова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997 – 448 с.
  5. Работа логопеда с дошкольником (игры и упражнения)/ автор-составитель Большакова С.Е. – М.: АПО, 1996 
  6. Ребёнок. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление / Под ред. Ю.Ф. Гаркуши – М.: НПО МОДЭК, 2001 –256 с.
  7. Рожденственская В.И., Радина Е.И. Основные принципы  воспитания правильного  произношения у дошкольников Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина.- М.: Академия, 1999  - 319 с.
  8. Розенгард-Пупко Г.Л. Формирование речи у детей раннего возраста // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.:  Академия, 1999 – 371с.
  9. Садовникова И.Н.   Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников: Учебное пособие – М.: «Гуманит. изд. центр ВЛАДОС», 1997.
  10. Селивёрстов В.И.  Речевые игры с детьми.- М.: ВЛАДОС, 1994 – 344 с.
  11. Селивёрстов В.И., Гаубих Ю.Г.   Вопросы формирования правильной речи у детей в трудах основоположников отечественной и зарубежной педагогики(1984) // Хрестоматия по логопедии. т.2 – М.: ГИЦ ВЛАДОС, 1997.- 554 с.
  12. Спирова Л.Ф., Ястребова А.В.   Нарушения речи у детей // Хрестоматия по логопедии, т. 1,- М.: ГИЦ ВЛАДОС, 1997г.- С.96-102
  13. Стребелева Е.А. Методика проведения психолого-педагогического обследования // Дети-сироты: консультирование и диагностика развития – М.: Полиграфсервис, 1998. – С.98-99
  14. Ткаченко Т.А. Альбом индивидуального обследования дошкольника. – М.: ГНОМ и Д, 2001. – 48с.
  15. Ткаченко Т.А.   Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. – СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000
  16. Токарева О.А. Функциональные дислалии // Хрестоматия по логопедии, т. 1,- М.: ГИЦ ВЛАДОС, 1997г.- С.76-84
  17. Ушинский К.Д. Родное слово // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.:  Академия, 1999 – С.69
  18. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А. Дислалия у детей // Хрестоматия по логопедии, т. 1,- М.: ГИЦ ВЛАДОС, 1997г.- С.102-108
  19. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В.   Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа детского сада).- М.: МГОПИ, 1993 –72 с.
  20. Хватцев М.Е. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина.- М.: Академия, 1999  – с.331
  21. Хватцев М.Е. Общее учение о косноязычии // Хрестоматия по логопедии, т. 1,- М.: ГИЦ ВЛАДОС, 1997г.- С.13-17
  22. Чиркина Г.В. Основы коррекционного обучения // Хрестоматия по логопедии. Т.1,-М.: ГИЦ ВЛАДОС, 1997г.-С.68-76 
  23. Шаховская С.Н. Методические поиски в зарубежной логопедии // Ребёнок. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление / Под ред. Ю.Ф. Гаркуши – М.: НПО МОДЭК,  2001 -  С.247- 253
  24. Швачкин Н.Х. Развитие фонематического восприятия речи в раннем возрасте Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина.- М.: Академия, 1999  – 312 с.

Информация о работе Совершенствование системы коррекционно-логопедической работы по развитию фонематического восприятия у детей с ФФН