Совершенствование системы коррекционно-логопедической работы по развитию фонематического восприятия у детей с ФФН

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 11:15, дипломная работа

Описание

Цель нашего исследования – на основе изучения особенностей фонематического восприятия у детей с ФФН разработать систему игровых приёмов коррекции нарушений фонематического восприятия на всех этапах логопедических занятий у данной категории детей.
Для реализации поставленной цели необходимо решить ряд задач:
рассмотреть исторические аспекты изучения нарушений фонематического восприятия;
познакомиться с современными подходами к изучению и коррекции нарушений фонематического восприятия у детей с ФФН;
провести экспериментальное исследование состояния фонематического восприятия у детей старшей логопедической группы для детей с ФФН;
на основе полученных данных создать систему игровых приёмов коррекции, включённых в систему логопедических занятий для преодоления выявленных нарушений и развития фонематического восприятия у детей с ФФН.

Содержание

Введение.......................................................................................................................3

1. Глава 1. Теоретические подходы к проблеме обучения детей с ФФН

1. Исторические аспекты изучения и коррекции нарушений фонематического восприятия...........................................................................6
1.2 Современные подходы к изучению и коррекции нарушений
фонематического восприятия.........................................................................10
1.2.1 Развитие фонематического восприятия в онтогенезе...............................10
1.2.2 Особенности развития фонематического восприятия у детей с ФФН...14
1.2.3 Современные методики развивающего обучения для детей с ФФН.....16

2. Глава 2. Особенности развития фонематического восприятия у детей
5-6 лет с ФФН (экспериментальное исследование)

1. Цель, задачи, принципы проведения исследования...................................25
2. Организация обследования фонематического восприятия детей
старшей логопедической группы с ФФН......................................................26
2.3 Результаты обследования и их обсуждение.................................................29

3. Глава 3. Коррекционно-логопедическая работа по развитию
фонематического восприятия у детей с ФФН

3.1 Принципы коррекционной работы................................................................33
3.2 Направления коррекционной работы............................................................35
3.3 Система упражнений по развитию фонематического восприятия у
детей с ФФН....................................................................................................36

Заключение.............................................................................................................53

Библиография..........................................................................................................56

Приложение............................................................................................................59
Конспекты занятий.................................................................................................59

Работа состоит из  1 файл

Дипломная работа по логопедии.doc

— 534.00 Кб (Скачать документ)

                                              ПРИЛОЖЕНИЕ

 

                                           Конспекты занятий.

                                  

Конспекты занятий разработаны  для детей старшей логопедической группы с фонетико-фонематическим недоразвитием  речи. Первый год обучения.

 

                                    Фронтальное занятие. 

Тема: Формирование представления о звуках.

 Цель: сформировать  понятие о неречевых и речевых  звуках.

Задачи:

1. Формировать у детей  представление о звуках, учить  различать речевые и неречевые звуки. Познакомить с органами речевого аппарата.

  2.  Развивать слуховое  внимание, учить различать темп  звучания, воспроизводить звукоподражания.

  3.  Развивать внимание, память.

  Оборудование: зеркало  на каждого ребенка, ширма,  музыкальные инструменты, бумага, молоток, ножницы, пиктограммы, символизирующие эмоциональное состояние человека.

Лексический материал: звуки, звуки речи, радостный, печальный, сердитый.

Ход занятия:

    Организационный  момент.

Психогимнастика:

- Посмотрите на эти лица.

Детям показывают пиктограммы.

- Какие  они разные!

Они изображают эмоциональное  состояние человека: радостный, весёлый, печальный, сердитый.

 Мимические упражнения.

Изобразите  доброго  волшебника, печальную Алёнушку, веселого Ивана-царевича. Возьмите зеркало, оно вам поможет.

     Основная часть.

    Объявление  темы занятия.

Сегодня  будем слушать, узнавать и произносить разные звуки.

Развитие слухового внимания

       Игра «Молчанка».

 Раз, два, три,  четыре, пять — начинаем мы  слушать звуки. 

 Вокруг вас множество звуков. Предметы издают разные звуки. Послушайте эти звуки. 

  Логопед играет  на музыкальных инструментах, воспроизводит   резание бумаги, шуршание плёнки, стук молотком.

    А сейчас  отгадайте эти предметы по  звучанию.

Действия выполняются  за ширмой, а дети называют, что звучало.

Вы слышали разные звуки и по ним узнавали, какой  инструмент или предмет звучал. Чем мы слушали? (Ушами.) Уши — это важный орган нашего тела. Что надо делать, чтобы сохранить наш слух и не причинить ему вреда? (Нельзя кричать громко друг другу на близком расстоянии и класть в уши мелкие предметы. Нужно закрывать уши в холодную погоду.)

        Динамическая пауза. Игра «Прогулка в лес»

Логопед говорит детям, что погода хорошая, светит солнышко, и сейчас они пойдут на прогулку. В это время он звенит бубном, а дети гуляют. Затем говорит, что погода испортилась, пошёл дождь. Теперь логопед стучит в бубен и просит детей подбежать к нему, спрятаться от дождя. Логопед объясняет детям, что они должны внимательно слушать бубен и в соответствии с его звуками «гулять» или «прятаться».

    Знакомство с термином «Речевой звук»

Вы уже слышали, как  звучат разные предметы. Все живые  существа тоже издают звуки. Послушайте стихотворение «Разные звуки».

Где-то собаки рычали:                  

  • Р-р-р!                                          
  • В стойле коровы мычали:            Змеи в лесу шипели:

— Мммуу!                                      — Шшш!

В комнате мухи жужжали:           А комары все пели:

— Жжж!                                            — Ззз!

Как мычали коровы? (Муу!) Вы сегодня еще не сможете повторить  все звуки, но мы обязательно научимся их произносить.

Звуки издают животные, а  мы с вами — говорим. Человек обладает речью. Звуки речи соединяются, и  получаются слоги, слоги образуют слова. Мы будем учиться слушать и произносить речевые звуки.

Звуки речи звучат по-разному. Р-р-р, д-д-д (громко), п-п-п, т-т-т (тихо), ж-ж-ж (с голосом), ш-ш-ш (без голоса).

   Ознакомление  с органами артикуляционного  аппарата.

Как вы думаете, что помогает нам произносить звуки? (Язык, губы). Правильно, мы произносим звуки ртом. Наш рот — дом для звуков.

В каждом домике есть дверь, и даже не одна. Первая дверь —  губы, вторая — зубы. Произнесите  звук п-п-п. Этот звук произносим губами. Произнесите звук б-б-б. Этот звук тоже произносится... (губами). Произнесите  звук л. Посмотрите, как прижался к зубам наш  язык. В каждом домике  есть потолок. Это — нёбо. Пощелкайте язычком. Поднимите язык  за верхние зубы и постучите: д-д-д. Почувствовали, как язык стучит  по бугоркам? Это альвеолы.

Положите ладошку  на горло. Произнесите: д-д-д-б-б-б. Здесь  живёт голосок. Иногда  он спит и  его не слышно. Произнесите звук к. Вы слышите голос? (Нет). А теперь произнесите звук г. Голос проснулся  и запел так громко, что стенка домика задрожала.

Так что же помогает произносить  звуки? (Губы, зубы, нёбо, язык, альвеолы. Как надо заботиться о нашем рте? (Чистить зубы. Полоскать рот после  еды. Не кусать твердые предметы.)

    Артикуляционная  гимнастика.

Чтобы правильно произносить  звуки, надо научить губы, язык делать зарядку.

 Вытяните губы трубочкой,  а теперь улыбнитесь. А еще  надо научиться правильно дышать.

    Упражнение  на дыхание «мячик-ямка».

«Мячик» – вдох, живот  становится как мячик.

«Ямка» – выдох, живот  втягиваем, становится как ямка.

Пока звучит бубен, вдыхаем  воздух, превращаем живот в мячик. Когда зашуршит бумага, выдыхаем воздух, превращаем живот в ямку.

        Итог занятия 

Что мы слушали? (Звуки)

Какие неречевые звуки  звучали?

Какие речевые звуки  произносили?

        Анализ работы.

 

                             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                 Индивидуальное занятие.

Тема:  Развитие  слухового восприятия. 

Цель: развивать слуховое внимание.

Задачи:

1.Учить различать неречевые  звуки,  учить различать темп звучания, воспроизводить звукоподражания.

2. Развивать подвижность  артикуляционного аппарата.

3.Повторить название  органов артикуляционного аппарата.

4. Развивать внимание, память.

Оборудование: изображения  животных или игрушки: котенок, щенок, змея, лягушонок, львенок, теленок, ведьмочка; бубен, стаканы (с водой и пустой), крупы, пустые баночки, фольга, деревянные и металлические ложки...

Лексический материал: котенок, щенок, змея, лягушонок, львенок, теленок, волшебница.

                                     Ход занятия:

       Организационный момент.

  Закрой глаза, послушай, чьи это голоса. Кто пришел  к нам на занятие. Логопед  подражает голосам животных:

Мяу – мяу. (котенок)

Ав – ав.  (щенок)

Психогимнастика.

Изобрази маленького щенка, который первый раз вышел на улицу. Покажи, как он рассматривает каждый предмет. Покажи маленького котенка, увидевшего щенка.

        Основная часть.

   Объявление  темы занятия

 Котенок Мяу и щенок Ав  учатся в школе волшебников.  Они  просят тебя помочь  выполнить задания, которые им дала  Волшебница.

   Артикуляционная  гимнастика.

Задание 1: отгадать загадку.

   Красные двери  в пещере моей, белые звери  сидят у дверей.

   И мясо, и хлеб  – всю добычу мою я с радостью  этим зверям отдаю.

                                                                            (рот, губы, зубы)

Посмотри в зеркало, рассмотри себя.

Повтори за мной:

«Двери»: открыть и  закрыть рот по инструкции логопеда. (5 раз).

«Покажем и спрячем  зверей» (упражнение «Заборчик»): улыбнуться, показав все зубы, сомкнуть губы. (Чередовать 5 раз).

«Подарим шарик»: набрать  воздух, надув щеки. Шарик лопнул – надавить кончиками указательных пальцев на щеки, выпустить воздух  - «пфф». (3 раза)

«Погладим зверей» (упражнение «Почистим зубки»): улыбнуться, приоткрыть рот, провести кончиком языка с внутренней стороны сначала нижних, потом верхних зубов (по 4 раза).

Посмотри, с кем дружит Волшебница.

   Дифференциация звукоподражаний.

Логопед показывает изображения  змеи, лягушки, львенка. Послушай, как  они подают голоса: ш-ш-ш-ш (змея),  ква-ква-ква (лягушка),  р-р-р-р (львенок).

Послушай, как разговаривают  котенок и щенок со змеей, лягушкой, львенком.

Скажи, кто сейчас говорит.

Логопед убирает за ширму игрушки  и включает запись с голосами животных. Если ребенок правильно называет животное, логопед показывает его.

Р-р-р, мяу, ав-ав, ш-ш-ш, ква-ква, мяу!

   Дыхательное упражнение.

 Задание 2: помоги  львенку сдуть бабочку с носа.

   Динамическая пауза. Различение тихого и громкого звучания.

 Задание 3: научи  ребят играть в игру «Тихо – громко».

 Логопед играет на выбранном  музыкальном инструменте то тихо, то громко. Услышав громкое звучание  инструмента, ребенок бежит. Услышав  тихое звучание, идет шагом. 

   Различение темпа звучания, развитие звукоподражания.

Задание 3: Поиграй с лягушонком в игру «Дождик»

Логопед предлагает рассмотреть  картинку, повторить рифмовку.

  Дождик капнул  на ладошку:

  Кап – кап!

  На цветы, на  Мурку – кошку:

  Кап – кап!

  А потом он разыгрался.

   Лил да лил, 

   Во всю старался:

   Кап – кап – кап –кап!

Логопед предлагает показать, как медленно идет дождь (ударять  указательным пальцем одной руки по ладошке другой, произнося:  «Кап – кап!».) Затем предлагает показать, как дождь идет быстро (выполнять  те же действия в более быстром  темпе: «Кап – кап – кап –кап!».)

 Затем логопед из  – за экрана произносит звукоподражание,  просит  повторить.

кап – кап- кап; 2) кап;  3) кап – кап.

  Друзья благодарит  тебя за помощь.

Логопед от имени животных благодарит ребенка.

  Обогащение и активизация словаря.

Мамы наших новых  друзей будут рады видеть своих малышей. Скажи,  кто мама у котенка? У  щенка? У теленка? У львенка? У  лягушонка?

   Пальчиковая гимнастика.

На прощание поиграем в игру «Повстречались» (поочередное  соединение пальцев, начиная с мизинцев):

Повстречались два котенка: «Мяу – мяу!» 

Повстречались два щенка: «Ав – ав!»

Повстречались два мышонка: «Пи – пи!»

Повстречались два жеребенка: «Иго-го!»

Повстречались два быка: «Муу!»

Смотри, какие рога!                        (пальцы сжать в кулачки, выпрямив только  

                                                                        указательные и мизинцы)

Ребенок повторяет  движения и звукоподражания.

Кто встретился? Назови по порядку.

Попрощайся со своими новыми друзьями, им пора домой.

     Итог занятия.

Какие звуки  ты научился различать? (голоса животных)

    Анализ  работы.

 

                             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                          

                               Фронтальное занятие.

Тема: Знакомство со словом.

Цель: формирование представления  о слове..

Задачи:

1. Познакомить с понятием  «слово», учить различать звук  и слово.

2. Учить различать  понятия сад, лес.

3.  Развивать речевое  внимание.

4.  Развивать внимание, память.

Оборудование: предметные картинки (обитатели леса, фрукты, цветы); сюжетные картинки «Сад», «Лес»; Звуковые замки красного. синего и зеленого цвета; кружочки — символы звуков; кукла.

Лексический материал: звук, слово, замок, сад, лес.

Ход занятия:

     Организационный момент

Дети, сейчас мы поиграем.

Проводится игра «Лягушки»  на развитие речевого слуха.

 Встаньте в круг. Скажем вместе:

Вот лягушки по дорожке 

Скачут, вытянувши ножки.

Увидали комара,

Закричали: «Ква-ква-ква!»

Дети изображают прыгающих  лягушек.

Оля, встань в круг, закрой глаза и узнай, кто подает голос.

Один из детей произносит: «Ква-ква-ква». Девочка называет имя

ребенка.

Психогимнастика. Изобразите лягушек, которые охотятся за комарами. Они притаились и замерли. Поймали  комара, довольны. А сейчас представьте, что одна из лягушек прыгнула вам на ладошку. Что будете делать? (Я бережно посажу лягушку на травку.) Покажите, как вы будете держать лягушку в ладони и посадите на травку.

       Основная часть.

   Закрепление понятия «звук»

Выставляется несколько  панно: Звуковые замки — красного, синего и зеленого цветов. В окошках замков кружочки такого же цвета. Вносится кукла.

К нам на занятие пришла Машенька. Она рассказала такую историю. Однажды добрая волшебница пригласила её в сказочный Звуковой город. В  этом городе она увидела красивые замки. Какого они цвета? Этот замок ... (красный). Этот ... ( зеленый). А этот ... (синий). В окошках замков Машенька увидела такие же  кружочки. Захотелось ей потрогать их. Подошла она к Красному кружочку, прикоснулась  и он зазвучал: «А-а-а».Прикоснулась к другому кружочку и услышала: «У-у-у». А третий

кружочек подал голосок: «И-и-и». Четвертый запел: «О-о-о». Подошла  Машенька к Синему замку. Из его окошек донеслись другие песенки: «Д-д-д, ш-ш-ш, ж-ж-ж, б-б-б». В Зеленом замке песенки  звучали нежнее: «Л'-л'-л', м'-м'-м'». Машенька нажимает на кружочки, и звучат разные песенки: «О-о-о, у-у-у, а-а-а». Споем их вместе. Думает Машенька: «Какие интересные кружочки, на них нажимаешь и слышишь разные звуки». Вы догадались, что мы будем обозначать такими кружочками? (Звуки.) Кружочками будем обозначать речевые звуки. Одинаково ли звучат песенки в разных замках? (По-разному.) Звуки бывают разные, одни из них произносим губами, другие — языком (р-р-р), третьи звуки поются (а-а-а, у-у-у).

Информация о работе Совершенствование системы коррекционно-логопедической работы по развитию фонематического восприятия у детей с ФФН