Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 11:15, дипломная работа
Цель нашего исследования – на основе изучения особенностей фонематического восприятия у детей с ФФН разработать систему игровых приёмов коррекции нарушений фонематического восприятия на всех этапах логопедических занятий у данной категории детей.
Для реализации поставленной цели необходимо решить ряд задач:
рассмотреть исторические аспекты изучения нарушений фонематического восприятия;
познакомиться с современными подходами к изучению и коррекции нарушений фонематического восприятия у детей с ФФН;
провести экспериментальное исследование состояния фонематического восприятия у детей старшей логопедической группы для детей с ФФН;
на основе полученных данных создать систему игровых приёмов коррекции, включённых в систему логопедических занятий для преодоления выявленных нарушений и развития фонематического восприятия у детей с ФФН.
Введение.......................................................................................................................3
1. Глава 1. Теоретические подходы к проблеме обучения детей с ФФН
1. Исторические аспекты изучения и коррекции нарушений фонематического восприятия...........................................................................6
1.2 Современные подходы к изучению и коррекции нарушений
фонематического восприятия.........................................................................10
1.2.1 Развитие фонематического восприятия в онтогенезе...............................10
1.2.2 Особенности развития фонематического восприятия у детей с ФФН...14
1.2.3 Современные методики развивающего обучения для детей с ФФН.....16
2. Глава 2. Особенности развития фонематического восприятия у детей
5-6 лет с ФФН (экспериментальное исследование)
1. Цель, задачи, принципы проведения исследования...................................25
2. Организация обследования фонематического восприятия детей
старшей логопедической группы с ФФН......................................................26
2.3 Результаты обследования и их обсуждение.................................................29
3. Глава 3. Коррекционно-логопедическая работа по развитию
фонематического восприятия у детей с ФФН
3.1 Принципы коррекционной работы................................................................33
3.2 Направления коррекционной работы............................................................35
3.3 Система упражнений по развитию фонематического восприятия у
детей с ФФН....................................................................................................36
Заключение.............................................................................................................53
Библиография..........................................................................................................56
Приложение............................................................................................................59
Конспекты занятий.................................................................................................59
Конспекты занятий разработаны
для детей старшей
Тема: Формирование представления о звуках.
Цель: сформировать понятие о неречевых и речевых звуках.
Задачи:
1. Формировать у детей представление о звуках, учить различать речевые и неречевые звуки. Познакомить с органами речевого аппарата.
2. Развивать слуховое
внимание, учить различать темп
звучания, воспроизводить
3. Развивать внимание, память.
Оборудование: зеркало на каждого ребенка, ширма, музыкальные инструменты, бумага, молоток, ножницы, пиктограммы, символизирующие эмоциональное состояние человека.
Лексический материал: звуки, звуки речи, радостный, печальный, сердитый.
Ход занятия:
Организационный момент.
Психогимнастика:
- Посмотрите на эти лица.
Детям показывают пиктограммы.
- Какие они разные!
Они изображают эмоциональное состояние человека: радостный, весёлый, печальный, сердитый.
Мимические упражнения.
Изобразите доброго волшебника, печальную Алёнушку, веселого Ивана-царевича. Возьмите зеркало, оно вам поможет.
Основная часть.
Объявление темы занятия.
Сегодня будем слушать, узнавать и произносить разные звуки.
Развитие слухового внимания
Игра «Молчанка».
Раз, два, три, четыре, пять — начинаем мы слушать звуки.
Вокруг вас множество звуков. Предметы издают разные звуки. Послушайте эти звуки.
Логопед играет на музыкальных инструментах, воспроизводит резание бумаги, шуршание плёнки, стук молотком.
А сейчас отгадайте эти предметы по звучанию.
Действия выполняются за ширмой, а дети называют, что звучало.
Вы слышали разные звуки и по ним узнавали, какой инструмент или предмет звучал. Чем мы слушали? (Ушами.) Уши — это важный орган нашего тела. Что надо делать, чтобы сохранить наш слух и не причинить ему вреда? (Нельзя кричать громко друг другу на близком расстоянии и класть в уши мелкие предметы. Нужно закрывать уши в холодную погоду.)
Динамическая пауза. Игра «Прогулка в лес»
Логопед говорит детям, что погода хорошая, светит солнышко, и сейчас они пойдут на прогулку. В это время он звенит бубном, а дети гуляют. Затем говорит, что погода испортилась, пошёл дождь. Теперь логопед стучит в бубен и просит детей подбежать к нему, спрятаться от дождя. Логопед объясняет детям, что они должны внимательно слушать бубен и в соответствии с его звуками «гулять» или «прятаться».
Знакомство с термином «Речевой звук»
Вы уже слышали, как звучат разные предметы. Все живые существа тоже издают звуки. Послушайте стихотворение «Разные звуки».
Где-то собаки рычали:
— Мммуу!
В комнате мухи жужжали: А комары все пели:
— Жжж!
Как мычали коровы? (Муу!) Вы сегодня еще не сможете повторить все звуки, но мы обязательно научимся их произносить.
Звуки издают животные, а мы с вами — говорим. Человек обладает речью. Звуки речи соединяются, и получаются слоги, слоги образуют слова. Мы будем учиться слушать и произносить речевые звуки.
Звуки речи звучат по-разному. Р-р-р, д-д-д (громко), п-п-п, т-т-т (тихо), ж-ж-ж (с голосом), ш-ш-ш (без голоса).
Ознакомление с органами артикуляционного аппарата.
Как вы думаете, что помогает нам произносить звуки? (Язык, губы). Правильно, мы произносим звуки ртом. Наш рот — дом для звуков.
В каждом домике есть дверь, и даже не одна. Первая дверь — губы, вторая — зубы. Произнесите звук п-п-п. Этот звук произносим губами. Произнесите звук б-б-б. Этот звук тоже произносится... (губами). Произнесите звук л. Посмотрите, как прижался к зубам наш язык. В каждом домике есть потолок. Это — нёбо. Пощелкайте язычком. Поднимите язык за верхние зубы и постучите: д-д-д. Почувствовали, как язык стучит по бугоркам? Это альвеолы.
Положите ладошку на горло. Произнесите: д-д-д-б-б-б. Здесь живёт голосок. Иногда он спит и его не слышно. Произнесите звук к. Вы слышите голос? (Нет). А теперь произнесите звук г. Голос проснулся и запел так громко, что стенка домика задрожала.
Так что же помогает произносить звуки? (Губы, зубы, нёбо, язык, альвеолы. Как надо заботиться о нашем рте? (Чистить зубы. Полоскать рот после еды. Не кусать твердые предметы.)
Артикуляционная гимнастика.
Чтобы правильно произносить звуки, надо научить губы, язык делать зарядку.
Вытяните губы трубочкой,
а теперь улыбнитесь. А еще
надо научиться правильно
Упражнение на дыхание «мячик-ямка».
«Мячик» – вдох, живот становится как мячик.
«Ямка» – выдох, живот втягиваем, становится как ямка.
Пока звучит бубен, вдыхаем воздух, превращаем живот в мячик. Когда зашуршит бумага, выдыхаем воздух, превращаем живот в ямку.
Итог занятия
Что мы слушали? (Звуки)
Какие неречевые звуки звучали?
Какие речевые звуки произносили?
Анализ работы.
Тема: Развитие слухового восприятия.
Цель: развивать слуховое внимание.
Задачи:
1.Учить различать неречевые звуки, учить различать темп звучания, воспроизводить звукоподражания.
2. Развивать подвижность артикуляционного аппарата.
3.Повторить название
органов артикуляционного
4. Развивать внимание, память.
Оборудование: изображения животных или игрушки: котенок, щенок, змея, лягушонок, львенок, теленок, ведьмочка; бубен, стаканы (с водой и пустой), крупы, пустые баночки, фольга, деревянные и металлические ложки...
Лексический материал: котенок, щенок, змея, лягушонок, львенок, теленок, волшебница.
Ход занятия:
Организационный момент.
Закрой глаза, послушай, чьи это голоса. Кто пришел к нам на занятие. Логопед подражает голосам животных:
Мяу – мяу. (котенок)
Ав – ав. (щенок)
Психогимнастика.
Изобрази маленького щенка, который первый раз вышел на улицу. Покажи, как он рассматривает каждый предмет. Покажи маленького котенка, увидевшего щенка.
Основная часть.
Объявление темы занятия
Котенок Мяу и щенок Ав учатся в школе волшебников. Они просят тебя помочь выполнить задания, которые им дала Волшебница.
Артикуляционная гимнастика.
Задание 1: отгадать загадку.
Красные двери в пещере моей, белые звери сидят у дверей.
И мясо, и хлеб – всю добычу мою я с радостью этим зверям отдаю.
Посмотри в зеркало, рассмотри себя.
Повтори за мной:
«Двери»: открыть и закрыть рот по инструкции логопеда. (5 раз).
«Покажем и спрячем зверей» (упражнение «Заборчик»): улыбнуться, показав все зубы, сомкнуть губы. (Чередовать 5 раз).
«Подарим шарик»: набрать воздух, надув щеки. Шарик лопнул – надавить кончиками указательных пальцев на щеки, выпустить воздух - «пфф». (3 раза)
«Погладим зверей» (упражнение «Почистим зубки»): улыбнуться, приоткрыть рот, провести кончиком языка с внутренней стороны сначала нижних, потом верхних зубов (по 4 раза).
Посмотри, с кем дружит Волшебница.
Дифференциация звукоподражаний.
Логопед показывает изображения змеи, лягушки, львенка. Послушай, как они подают голоса: ш-ш-ш-ш (змея), ква-ква-ква (лягушка), р-р-р-р (львенок).
Послушай, как разговаривают котенок и щенок со змеей, лягушкой, львенком.
Скажи, кто сейчас говорит.
Логопед убирает за ширму игрушки и включает запись с голосами животных. Если ребенок правильно называет животное, логопед показывает его.
Р-р-р, мяу, ав-ав, ш-ш-ш, ква-ква, мяу!
Дыхательное упражнение.
Задание 2: помоги львенку сдуть бабочку с носа.
Динамическая пауза. Различение тихого и громкого звучания.
Задание 3: научи ребят играть в игру «Тихо – громко».
Логопед играет на выбранном
музыкальном инструменте то
Различение темпа звучания, развитие звукоподражания.
Задание 3: Поиграй с лягушонком в игру «Дождик»
Логопед предлагает рассмотреть картинку, повторить рифмовку.
Дождик капнул на ладошку:
Кап – кап!
На цветы, на Мурку – кошку:
Кап – кап!
А потом он разыгрался.
Лил да лил,
Во всю старался:
Кап – кап – кап –кап!
Логопед предлагает показать, как медленно идет дождь (ударять указательным пальцем одной руки по ладошке другой, произнося: «Кап – кап!».) Затем предлагает показать, как дождь идет быстро (выполнять те же действия в более быстром темпе: «Кап – кап – кап –кап!».)
Затем логопед из
– за экрана произносит
кап – кап- кап; 2) кап; 3) кап – кап.
Друзья благодарит тебя за помощь.
Логопед от имени животных благодарит ребенка.
Обогащение и активизация словаря.
Мамы наших новых друзей будут рады видеть своих малышей. Скажи, кто мама у котенка? У щенка? У теленка? У львенка? У лягушонка?
Пальчиковая гимнастика.
На прощание поиграем в игру «Повстречались» (поочередное соединение пальцев, начиная с мизинцев):
Повстречались два котенка: «Мяу – мяу!»
Повстречались два щенка: «Ав – ав!»
Повстречались два мышонка: «Пи – пи!»
Повстречались два жеребенка: «Иго-го!»
Повстречались два быка: «Муу!»
Смотри, какие рога!
Ребенок повторяет движения и звукоподражания.
Кто встретился? Назови по порядку.
Попрощайся со своими новыми друзьями, им пора домой.
Итог занятия.
Какие звуки ты научился различать? (голоса животных)
Анализ работы.
Фронтальное занятие.
Тема: Знакомство со словом.
Цель: формирование представления о слове..
Задачи:
1. Познакомить с понятием «слово», учить различать звук и слово.
2. Учить различать понятия сад, лес.
3. Развивать речевое внимание.
4. Развивать внимание, память.
Оборудование: предметные картинки (обитатели леса, фрукты, цветы); сюжетные картинки «Сад», «Лес»; Звуковые замки красного. синего и зеленого цвета; кружочки — символы звуков; кукла.
Лексический материал: звук, слово, замок, сад, лес.
Ход занятия:
Организационный момент
Дети, сейчас мы поиграем.
Проводится игра «Лягушки» на развитие речевого слуха.
Встаньте в круг. Скажем вместе:
Вот лягушки по дорожке
Скачут, вытянувши ножки.
Увидали комара,
Закричали: «Ква-ква-ква!»
Дети изображают прыгающих лягушек.
Оля, встань в круг, закрой глаза и узнай, кто подает голос.
Один из детей произносит: «Ква-ква-ква». Девочка называет имя
ребенка.
Психогимнастика. Изобразите лягушек, которые охотятся за комарами. Они притаились и замерли. Поймали комара, довольны. А сейчас представьте, что одна из лягушек прыгнула вам на ладошку. Что будете делать? (Я бережно посажу лягушку на травку.) Покажите, как вы будете держать лягушку в ладони и посадите на травку.
Основная часть.
Закрепление понятия «звук»
Выставляется несколько панно: Звуковые замки — красного, синего и зеленого цветов. В окошках замков кружочки такого же цвета. Вносится кукла.
К нам на занятие пришла Машенька. Она рассказала такую историю. Однажды добрая волшебница пригласила её в сказочный Звуковой город. В этом городе она увидела красивые замки. Какого они цвета? Этот замок ... (красный). Этот ... ( зеленый). А этот ... (синий). В окошках замков Машенька увидела такие же кружочки. Захотелось ей потрогать их. Подошла она к Красному кружочку, прикоснулась и он зазвучал: «А-а-а».Прикоснулась к другому кружочку и услышала: «У-у-у». А третий
кружочек подал голосок: «И-и-и». Четвертый запел: «О-о-о». Подошла Машенька к Синему замку. Из его окошек донеслись другие песенки: «Д-д-д, ш-ш-ш, ж-ж-ж, б-б-б». В Зеленом замке песенки звучали нежнее: «Л'-л'-л', м'-м'-м'». Машенька нажимает на кружочки, и звучат разные песенки: «О-о-о, у-у-у, а-а-а». Споем их вместе. Думает Машенька: «Какие интересные кружочки, на них нажимаешь и слышишь разные звуки». Вы догадались, что мы будем обозначать такими кружочками? (Звуки.) Кружочками будем обозначать речевые звуки. Одинаково ли звучат песенки в разных замках? (По-разному.) Звуки бывают разные, одни из них произносим губами, другие — языком (р-р-р), третьи звуки поются (а-а-а, у-у-у).