Совершенствование системы коррекционно-логопедической работы по развитию фонематического восприятия у детей с ФФН

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 11:15, дипломная работа

Описание

Цель нашего исследования – на основе изучения особенностей фонематического восприятия у детей с ФФН разработать систему игровых приёмов коррекции нарушений фонематического восприятия на всех этапах логопедических занятий у данной категории детей.
Для реализации поставленной цели необходимо решить ряд задач:
рассмотреть исторические аспекты изучения нарушений фонематического восприятия;
познакомиться с современными подходами к изучению и коррекции нарушений фонематического восприятия у детей с ФФН;
провести экспериментальное исследование состояния фонематического восприятия у детей старшей логопедической группы для детей с ФФН;
на основе полученных данных создать систему игровых приёмов коррекции, включённых в систему логопедических занятий для преодоления выявленных нарушений и развития фонематического восприятия у детей с ФФН.

Содержание

Введение.......................................................................................................................3

1. Глава 1. Теоретические подходы к проблеме обучения детей с ФФН

1. Исторические аспекты изучения и коррекции нарушений фонематического восприятия...........................................................................6
1.2 Современные подходы к изучению и коррекции нарушений
фонематического восприятия.........................................................................10
1.2.1 Развитие фонематического восприятия в онтогенезе...............................10
1.2.2 Особенности развития фонематического восприятия у детей с ФФН...14
1.2.3 Современные методики развивающего обучения для детей с ФФН.....16

2. Глава 2. Особенности развития фонематического восприятия у детей
5-6 лет с ФФН (экспериментальное исследование)

1. Цель, задачи, принципы проведения исследования...................................25
2. Организация обследования фонематического восприятия детей
старшей логопедической группы с ФФН......................................................26
2.3 Результаты обследования и их обсуждение.................................................29

3. Глава 3. Коррекционно-логопедическая работа по развитию
фонематического восприятия у детей с ФФН

3.1 Принципы коррекционной работы................................................................33
3.2 Направления коррекционной работы............................................................35
3.3 Система упражнений по развитию фонематического восприятия у
детей с ФФН....................................................................................................36

Заключение.............................................................................................................53

Библиография..........................................................................................................56

Приложение............................................................................................................59
Конспекты занятий.................................................................................................59

Работа состоит из  1 файл

Дипломная работа по логопедии.doc

— 534.00 Кб (Скачать документ)

     Дыхательное упражнение.

 «Кораблик»

Логопед предлагает научить  медвежонка делать кораблик из бумаги, научить понимать инструкции «согни, загни, отогни». Ребенок складывает кораблик по инструкции логопеда. Затем опускает в таз с водой и двигает корабль с помощью сильного, долгого, плавного выдоха.

    Развитие  речевого внимания.

Медвежонок принес для  тебя портреты своих  друзей и называет их: заяц, волк, лось, лиса, мышь, барсук,  сова, филин, дятел, кукушка (в зависимости от произносительных возможностей подбираются животные и птицы).

Логопед произносит некоторые  слова правильно, некоторые с  ошибками, ребенок исправляет ошибки.

     Активизация глагольного словаря,  развитие речевой памяти.

Скажи, что делает заяц? (прыгает). Что делает волк? (бегает). Что делает змея? (ползает). Что делает рыба? (плавает). Что делает сорока? (летает). Какие слова-действия ты назвал? Назови в том же порядке.

    Развитие  речевого внимания.

Медвежонок постарался их запомнить. Вот что у него получилось:

Заяц прыгает, волк летает, рыба плавает, сова плавает, лось летает, медведь прыгает, змея бегает, рыба ходит, филин летает, волк бегает, заяц плавает...

Ребенок в случае необходимости  исправляет ошибки.

     Развитие внимания, памяти.

Медвежонок предлагает ребенку выбрать любые 4 картинки.

Игры «Какая картинка пропала?», «Какая картинка появилась?».

Аналогично игры со словами  «Какое слово пропало?», «Какое слово  появилось?» (слова – названия картинок).

     Развитие фонематического восприятия.

Логопед показывает  картинку с изображением зимнего леса.

Медвежонок  предлагает ребенку отправиться в путешествие  по лесу. Ребенок называет известных  ему животных и птиц. Логопед предлагает ребенку внимательно слушать  песни лесных жителей и спрятаться, услышав песню волка «у-у-у». Ребенок с игрушкой «гуляет», а логопед произносит гласные звуки, закрыв рот экраном. Услышав звук «у», ребенок прячется.

       Динамическая пауза. Развитие  речевого внимания, памяти.

 Игра «Слушай и  выполняй» 

Логопед называет действия, которые должен выполнить ребёнок. Малыш выполняет их. (В зависимости от уровня развития ребенка от  3 до 4-5  инструкций).

     Работа в тетради.

Нарисуй для медвежонка столько цветов, сколько раз медвежонок пропоет свою любимую песенку: ап, ап, ап.

Медвежонок благодарит тебя и прощается с тобой. В  лесу его ждет мама.

     Итог.

Какие слова - действия ты запомнил?

Назови  слова –предметы.

    Анализ работы.

 

 

 

 

 

                                  Фронтальное занятие.

Тема: Слова-признаки. 

Цель: формирование понятия о словах, обозначающих признаки предметов.

Задачи:

1. Познакомить с понятием  слова-признаки, учить выделять в  речи слова, обозначающие признаки, подбирать и называть их.

2. Познакомить с понятием  овощи, учить различать овощи по виду и вкусу.

3. Развивать речевое  и фонематическое восприятие.

4. Развивать внимание, память.

Оборудование: натуральные  овощи, рисунки с искаженным цветом овощей, «Чудесный мешочек».

Лексический материал: слово, слова-признаки, овощи.

Ход занятия:

     Организационный момент

    Мимические  упражнения. Релаксация 

Я превращаю вас в  маленькие семена овощей. Присядьте. Теплое солнышко пригревало семена, дождик поливал. Семена росли, росли и стали растениями. Медленно поднимайте руки, растения тянутся к солнышку. Почувствуйте напряжение. Сильно припекло солнышко, завяли наши растения. Расслабьтесь, уроните голову, руки, опустите плечи и туловище. Опуститесь на пол. Полил дождик, ожили растения, тянутся к солнышку.

Повторить расслабление.

На грядке выросли замечательные овощи. Когда услышите «толстый» звук «ы», изобразите овощи-«толстячки». Когда услышите «тоненький» звук «и», превратитесь в овощи-«худышки».

       Основная часть.

   Развитие речевого внимания. Закрепление понятия «слово»

Дети, сейчас я буду называть слова, а вы хлопните в ладоши, если услышите названия овощей.

Дифференциация понятий  «звук», «слово» Чем мы обозначаем слова? (Полосками.) Приготовьте ладошки. Я буду давать вам «рассыпанные» звуки, а вы соберите их в слова: с-с-с-в-ё-к-л-а... (свёкла), л-л-у-к... (лук), к-к-к-а-ап-у-с-с-т-а-а... (капуста). Поднимите полоску, если услышите слово; кружок, если услышите звук. (Произносятся слова и звуки: к, п, капуста и т.д.)

   Теперь подскажите, какого слова не хватает. Бус-бус-бус,  купили мы... (арбуз.) Пуста-пуста, выросла... (капуста.) Ох-ох-ох, ели мы ... (горох.).

   Ознакомление  со словами—признаками предметов

Дети, мы с вами знаем  очень много слов, которые обозначают предметы и их действия. Сегодня узнаем много других слов. Как же нам узнать о цвете и величине предмета? Надо задать вопрос: «какой»?

Выставляются большой  и маленький помидоры.

Какой это помидор? (Большой.) А этот? (Маленький.) Какого цвета помидоры? Этот ... (зеленый), а этот ... (красный). Выкладываются две морковки.

Какая морковь? (Оранжевая, длинная, вкусная, сочная, хрустящая.)

Рассматриваются огурцы.

Какие огурцы? (Зеленые, хрустящие, овальные и т.д.) Чтобы узнать о  форме, величине и цвете предмета, надо задать вопросы: какой? какая? какие?

Демонстрируются другие овощи. Дети задают вопросы. Подбор определений.

Кто больше назовет слов о каждом овоще? Дети называют слова.

  Игра «Узнай по  описанию»

Логопед описывает овощ, называя его характерные признаки. Дети должны назвать задуманный предмет.

     Динамическая пауза. Развитие концентрации внимания.

Пантомима «В огороде». Демонстрируется  картинка «Огородное пугало».

Дети шли, шли, шли. В  огород они зашли. Там увидели  урода — и скорей из огорода.

Логопед  даёт задание  изобразить огородное пугало, добавляя шепотом имя или фамилию ребенка, которому надо это сделать. Один ребенок изображает огородное пугало, а остальные -  испуг. Затем все дети изображают огородное пугало, а логопед — испуг.

     Образование относительных  прилагательных

Мы собрали много  овощей, сейчас будем делать салаты. Какой салат сделаем из капусты? (Капустный.) Из свеклы? (Свекольный.) Из кабачков сделаем кабачковую икру. Какая у нас икра? (Кабачковая.) Из баклажанов? (Баклажанная.) Из картошки сделаем пюре. Какое пюре? (Картофельное.) Из других овощей сделаем салат. Какой получился салат? (Овощной.)

      Развитие зрительного  и слухового внимания и памяти

Демонстрируются рисунки  овощей, закрашенные неправильно. Посмотрите на эти овощи. Что здесь нарисовано неправильно?

Дети называют. Запоминание расположения ряда овощей. Дети должны назвать: зеленый огурец, красный помидор, фиолетовый баклажан, зеленая капуста и т.д.

Игры «Чего не стало?», «Что изменилось?» (с картинками, потом со словами).

   Развитие тактильного восприятия

Проводится игра «Что в мешочке?». 

      Итог занятия

Какие слова – признаки запомнили?

      Анализ работы.

 

                   

 

                           

 

 

                     Индивидуальное занятие.

Тема:  Развитие речевого восприятия. 

Цель: развитие речевого восприятия.

Задачи:

1. Учить различать  слова, похожие по звучанию.

2. Продолжать учить  выделять и называть слова-признаки  предметов.

3. Развивать подвижность  артикуляционного аппарата.

4. Развивать концентрацию  и устойчивость  внимания, речевую  память.

Оборудование: корзинка, натуральные овощи,  их изображения, игрушка заяц, стакан с водой, соломинка для коктейля, тетрадь, карандаши.

Лексический материал: слова-признаки, шторм, штиль, овощи.

   Ход занятия:

     Организационный момент.

К нам на занятие прибежал маленький зайчик.

   Психогимнастика.  Развитие речевой памяти.

Изобрази маленького зайчика, который бежит по огромному  лесу, в котором живут опасные  звери. Зайчонок долго бежал. Он устал, он голоден. Пожалей зайчика. Покормим зайчонка.

 Он просит тебя принести для него из шкафа морковку, свеклу, капусту. Принеси, пожалуйста. А мы тебя подождем. Логопед дает ребенку корзинку. Ребенок приносит названные овощи, выбрав их из овощей, лежащих на полке. (В зависимости от возможностей  ребенка можно попросить принести до 6 овощей).

      Основная часть.

Как назвать одним  словом те предметы, которые ты принес для зайки? (овощи). Зайчик очень благодарен тебе и приготовил для тебя новую  игру. Но играть в нее могут только сильные, тренированные дети. Пока зайчик кушает, сделаем зарядку.

    Артикуляционная гимнастика.

(Индивидуально, в зависимости  от нарушения звукопроизношения).

Наш зайчик раньше плавал на корабле. Он расскажет тебе об этом.

    Дыхательное  упражнение. Развитие речевого внимания.

 Игра «Шторм в  стакане».

Для этой игры необходима соломинка для коктейля и стакан с водой. Посередине широкого языка  кладется соломинка, конец которой  опускается в стакан с водой. Ребенок  дует через соломинку, чтобы вода в стакане забурлила. Важно, чтобы  щеки не надувались, а губы были неподвижны.

Когда на море бушует буря, дует сильный ветер, моряки говорят, что начался шторм. Потом ветер  стихает, море не волнуется, моряки говорят, что это штиль. Слушай меня внимательно: я буду говорить, какая погода на море. Если скажу «шторм», дуй через соломинку, чтобы вода в стакане забурлила. Если скажу «штиль», дуть не надо.

Зайчик недолго плавал на корабле, потому что очень любит  овощи.

Раньше он уносил овощи  с чужих огородов.

    Пальчиковая  гимнастика.

 Послушай, как это  было:

 Раз, два, три, четыре, пять,      - ритмично сжимать и разжимать пальцы

 Зайка в огород  полез опять.    –левой рукой  изобразить забор, правой зайца, 

 Вдруг сторож прибегает,            перелезающего через забор

                                                     -пальцами левой руки схватить указательный и

 Зайку за уши  хватает.                средний пальцы правой руки (уши  зайца)

 Раз, два, три,  четыре, пять,     - ритмично  сжимать и разжимать пальцы

 Еле смог он убежать.               – «пробежать» пальцами по столу

 Теперь он сам  выращивает овощи на своем  огороде.

 Послушай загадки,  отгадай их и узнаешь, какие  овощи вырастил зайчик.

А) За кудрявый хохолок  лису из норки поволок.

 На ощупь гладкая,  на вкус сладкая.

Б) Золотая голова велика, тяжела.

   Голова велика, только шея тонка.

В) Я важный и сочный, у меня красные щечки.

(морковь, тыква, помидор).

При правильном ответе логопед  показывает соответствующую картинку.

    Какие слова-признаки  ты запомнил?

Теперь зайчик попробует  отгадать твои загадки. Посмотри на эти картинки. Опиши любой овощ, используя слова-признаки. Заяц попробует догадаться, что ты задумал.

Логопед показывает ребенку  картинки с изображением капусты, лука, редьки, свеклы. Если ребенок называет слишком малое количество признаков, логопед намеренно ошибается, побуждая ребенка называть новые слова.

    Развитие  речевого внимания, речевой памяти.

Игра «Что пропало?»  со словами.

Зайчик сложил на полянке  овощи: морковь, картофель, капусту, свеклу, репу.

Потом он побежал домой  за корзинкой. Когда он прибежал, на поляне лежали морковь, картофель, свекла, репа. Все ли на месте?

Зайчик решил убрать овощи в погреб. Послушай, в каком  порядке он решил сложить овощи  на полку: морковь, свекла, репа, картофель. Разложи картинки в таком же порядке. Потом зайчик подумал и решил положить овощи так: свекла, репа, морковь, картофель. Разложи картинки так же.

    Динамическая пауза.  Развитие концентрации, устойчивости  речевого внимания.

Мы тоже научим зайчика  играть в новую игру. Я буду говорить, что нужно делать и выполнять движения вместе с вами. Но если мои слова и движения не совпадут, делай так, как я скажу. Не обращай внимания на мои движения.

 Игра «Кто внимательный?»

 Логопед выполняет  действия, сопровождая их речью.  Иногда действия логопеда и  утверждения о том, что он делает, не совпадают. Ребёнок должен выполнять движения, ориентируясь на слова логопеда.

     Развитие логического  мышления.

Зайчик украшает овощами  свой домик. Послушай, в каком порядке  он решил положить овощи и продолжи ряд: лук, морковка, свекла, лук, морковка, свекла, лук, ..., ... .

    Работа в тетради.

Нарисуй овощи в таком  же порядке в тетради.

Зайчик говорит тебе большое спасибо за подарок. Он прощается  с тобой. Ему пора домой.

      Итог занятия.

Какие слова, обозначающие признаки, запомнил?

      Анализ работы.

 

 

                             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                           

 

 

 

 

 

                              

                         Фронтальное занятие.

 Тема: Знакомство с предложением. 

Цель: формирование представления  о предложении.

Задачи:

1. Познакомить с понятием  предложение, учить выделять в  речи и составлять предложения. Учить различать слова и предложения.

2. Учить различать  понятия лес, сад, огород.

3. Развивать речевое  и фонематическое восприятие.

4. Развивать внимание, память.

Оборудование: предметные картинки (сад, огород, лес, растения леса, сада, огорода, звери), полоски — символы предложения (демонстрационные и индивидуальные).

Лексический материал: предложение, слово, лес, сад, огород.

   Ход занятия:

   Организационный момент.

Пантомима «В лесу, саду и огороде».

Дети имитируют пребывание в огороде, саду.

 Мы увидели красивый цветок, понюхали его: «ах!». Где мы? (в саду) Мы увидели лису, испугались: «ох!». Где мы? (в лесу) Мы увидели огромную тыкву, восхитились: «ух!». Где мы? (в огороде).

Информация о работе Совершенствование системы коррекционно-логопедической работы по развитию фонематического восприятия у детей с ФФН