Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 11:15, дипломная работа
Цель нашего исследования – на основе изучения особенностей фонематического восприятия у детей с ФФН разработать систему игровых приёмов коррекции нарушений фонематического восприятия на всех этапах логопедических занятий у данной категории детей.
Для реализации поставленной цели необходимо решить ряд задач:
рассмотреть исторические аспекты изучения нарушений фонематического восприятия;
познакомиться с современными подходами к изучению и коррекции нарушений фонематического восприятия у детей с ФФН;
провести экспериментальное исследование состояния фонематического восприятия у детей старшей логопедической группы для детей с ФФН;
на основе полученных данных создать систему игровых приёмов коррекции, включённых в систему логопедических занятий для преодоления выявленных нарушений и развития фонематического восприятия у детей с ФФН.
Введение.......................................................................................................................3
1. Глава 1. Теоретические подходы к проблеме обучения детей с ФФН
1. Исторические аспекты изучения и коррекции нарушений фонематического восприятия...........................................................................6
1.2 Современные подходы к изучению и коррекции нарушений
фонематического восприятия.........................................................................10
1.2.1 Развитие фонематического восприятия в онтогенезе...............................10
1.2.2 Особенности развития фонематического восприятия у детей с ФФН...14
1.2.3 Современные методики развивающего обучения для детей с ФФН.....16
2. Глава 2. Особенности развития фонематического восприятия у детей
5-6 лет с ФФН (экспериментальное исследование)
1. Цель, задачи, принципы проведения исследования...................................25
2. Организация обследования фонематического восприятия детей
старшей логопедической группы с ФФН......................................................26
2.3 Результаты обследования и их обсуждение.................................................29
3. Глава 3. Коррекционно-логопедическая работа по развитию
фонематического восприятия у детей с ФФН
3.1 Принципы коррекционной работы................................................................33
3.2 Направления коррекционной работы............................................................35
3.3 Система упражнений по развитию фонематического восприятия у
детей с ФФН....................................................................................................36
Заключение.............................................................................................................53
Библиография..........................................................................................................56
Приложение............................................................................................................59
Конспекты занятий.................................................................................................59
Когда услышите «ах!», покажите, что вы находитесь в саду. Когда услышите «ох!», покажите, что вы находитесь в лесу. Когда услышите «ух!», покажите, что вы находитесь в огороде.
Основная часть.
Закрепление понятия «слово». Подбор слов по ситуативным цепочкам
Перед детьми выставляются картинки «Сад», «Лес», «Огород».
Что это? (Сад, лес, огород.) Будьте внимательны: если я скажу слово сад, вы
назовете фрукты, к слову огород подберите овощи. (Подбор слов по смысловому значению.) Что вы увидели в лесу? Скажите по одному слову. Почему вы не называли животных? (Потому что вы задали вопрос «что?») Кого вы увидели в лесу?
Дети называют животных.
Ознакомление с понятием «предложение»
Показать последовательность слов в предложении и отдельно каждое входящее в предложение слово.
Логопед показывает картинку с изображением белки, грызущей орешки.
Что делает белка? (Белка грызет орешки.) Повторите хором. Оля, Таня и Маша, подойдите ко мне. Вы будете «живыми словами». Оля станет словом белка, Таня — словом грызет, а Маша — словом орешки. Оля скажет свое слово и даст руку Тане. Таня даст руку Маше и произнесет слово грызет. Какое слово должна сказать Маша? (Орешки.) Что мы узнали о белке? (Белка грызёт орешки.) Если слова дружат и помогают нам что-то узнать, значит, мы сказали предложение. Я скажу: грызть, орехи, белка. Это просто слова, их нельзя назвать предложением, составьте из них предложение. (Белка грызёт орешки.)
Вызывается другая группа детей.
Подружите слова лиса, догонять, заяц. Какое предложение можно составить из этих слов? ( Лиса догоняет зайца.)
Повторяется игра «Живые слова». Уточняется последовательность слов в предложении.
Какое первое слово? (Лиса.) Назовите второе слово. (Догоняет.) Какое слово мы ещё не назвали? (Зайца.) Сколько слов в предложении? Сейчас слово лиса уйдёт, остались слова догоняет, зайца. Можно ли считать их предложением? (Нет. Непонятно, кто догоняет зайца.) «Живые слова» – разойдитесь. Слова «разбежались», и нет предложения. Дети-слова, встаньте на место, дайте друг другу руки. Произнесите каждый своё слово. Мы составили... (предложение). В предложении все слова... (дружат между собой). Из чего состоит предложение? (Предложение состоит из слов.)
Динамическая пауза. Развитие речевого внимания.
Логопед предлагает поиграть в игру «Внимательные ушки».
Я буду просить вас выполнить мои задания. Но вы выполняйте их, только если до задания я скажу «волшебное слово» – пожалуйста.
Логопед дает детям несложные инструкции (топайте; пожалуйста, прыгайте,..)
Обозначение предложения символами-полосками
На доске выставляется символ предложения – длинная полоска с уголком.
Длинной полоской
мы будем обозначать
Далее слова предложения обозначаются символами слов – короткими полосками.
Придумайте предложение со словом малина.
Дети повторяют
одно из придуманных
Какое это слово?
Указывает на вторую полоску.
Назовите второе слово. Назовите третье слово. Откройте свои пеналы. Найдите длинную полоску. Что мы будем изображать самой длинной полоской? (Предложение.) Покажите полоски, которые короче. Эти полоски обозначают слова.
Дифференциация понятий «слово», «предложение»
Логопед называет вразбивку слова и предложения, дети поднимают соответствующие полоски.
Наша речь состоит из предложений.
Итог занятия.
Произнесите любое предложение.
Из чего состоит предложение? (из слов)
Индивидуальное занятие.
Тема: Развитие фонематического восприятия.
Цель: развивать фонематическое восприятие.
1. Учить выделять заданный гласный звук в ряду других звуков, учить выделять слоги с этим звуком среди обратных слогов.
2. Продолжать учить
различать понятия «предложение
3. Развивать подвижность артикуляционного аппарата.
4. Развивать речевое восприятие, внимание, речевую память.
Оборудование: фигурки инопланетян, изображение космических кораблей, пузырьки, сюжетная картинка «В саду», короткая и длинная полоски, тетрадь, карандаши.
Лексический материал: предложение, слово, инопланетяне, космический корабль.
Ход занятия:
Организационный момент.
К нам в гости прилетели инопланетяне, жители другой планеты. Изобрази, как пришельцы удивлены нашим миром, они осматриваются по сторонам. Они увидели красивый цветок, понюхали его. Они рассматривают карандаш, не знают, что с ним делать. Наконец они заметили нас.
Поздороваемся с ними так же, как это делают они: ма-ам, мо-ом, мэ-эм, мы-ым, му-ум, мна-мно-мну, мно-мны-мна, мна-мны-мно-мну!
Основная часть.
Чтобы научить жителей другой планеты разговаривать с нами, научим их делать нашу волшебную зарядку.
Артикуляционная гимнастика.
(Индивидуально, в зависимости
от нарушения звукопроизношения
Теперь наши гости могут немного поговорить с нами на русском языке.
Логопед говорит от имени одного из пришельцев:
Меня зовут Ма!
А меня зовут Ам!
Дыхательное упражнение. Развитие речевого внимания.
Ма и Ам предлагают поиграть в их любимую игру «Гудок».
Для игры необходимы стеклянные пузырьки, логопед берет один себе, а другой дает ребенку. Логопед показывает, как можно погудеть в пузырек. Надо слегка высунуть кончик языка так, чтобы он касался края горлышка, пузырек касался подбородка. Струя воздуха должна быть длительной и идти посередине языка. После показа взрослый предлагает изобразить гудок ребенку. Ребенок выполняет упражнение.
Сейчас Ам и Ма попробуют назвать предметы, которые они видят в комнате. Если они назовут какой-нибудь предмет неправильно, погуди. Они попробуют сами исправить свою ошибку. Если это у них не получится, ты поможешь друзьям, хорошо?
Логопед показывает
на предметы в комнате,
Развитие фонематического восприятия.
Наши гости рассказывали мне, что у них на планете часто бывают бури, тогда все прячутся по своим домикам. О начале бури извещают сирены, которые начинают гудеть: у-у-у. Когда все спокойно, звучат разные песни: а-а, и-и, э-э, о-о, ы-ы. Пока звучат эти песни, гуляй по группе. Когда услышишь вой сирены, прячься в домик (возвращайся на место).
Ребенок гуляет по комнате, а логопед произносит гласные звуки голосом одной громкости: а-а, у-у, и-и, э-э, у-у... Если ребенок справляется с заданием, логопед усложняет его, предлагая прятаться, «когда сирена запоет песенки со звуком «а»: ам, ом, ум, ап, оп, ип, ап, ах, ам, ох, ум, аф... .
Дифференциация понятий слово, предложение.
Логопед обращает внимание ребенка на то, что гости произносят какие-то слова, разглядывая сюжетную картинку «В саду»: Девочка! Цветок! Поливать!
Понял ли ты, что хотят сказать наши гости? Что они сейчас назвали: слова или предложения? Чтобы нас поняли окружающие, надо говорить не отдельными словами, а предложениями. Послушай, что я сейчас буду называть, если услышишь слово, покажи короткую полоску. Если услышишь предложение, покажи длинную полоску.
Помоги ребятам
составить предложения по
Ам и Ма скоро отправятся домой. Они очень любят встречаться со своими близкими. Когда они были маленькими и еще не могли путешествовать сами, они ждали своих родных дома. Послушай, как они встречали своих родных и повтори за мной.
Пальчиковая гимнастика «Кто приехал?».
Кто приехал? (пальцы обеих рук складываются кончиками вместе. Быстро
хлопать кончиками больших
Мы, мы, мы!
(кончики больших пальцев
остальных одновременно быстро хлопают)
Мама, мама, это ты? (хлопать кончиками больших пальцев)
Да, да, да!
(хлопать кончиками
Папа, папа, это ты? (хлопать кончиками больших пальцев)
Да, да, да!
(хлопать кончиками средних
Братец, братец, это ты? (хлопать кончиками больших пальцев)
Да, да, да!
(хлопать кончиками больших
Ах, сестричка, это ты?
(хлопать кончиками больших
Да, да, да! (хлопать мизинцами)
Все мы вместе, да, да, да! (хлопать всеми пальцами)
Вспомни, кого встретили Ам и Ма? Каждый из них прилетел на своем космическом корабле. Корабли у всех круглые, посмотри (логопед показывает картинку).
Работа в тетрадях.
Большой корабль гудит громко: УУУУ. Маленький корабль гудит тихо: уууу.
Когда услышишь большой корабль, рисуй большой круг. Когда услышишь маленький корабль, рисуй маленький круг.
Логопед произносит звук «у» громко – тихо – тихо - громко.
Раскрась свои корабли любимыми карандашами. Назови цвета.
Наши гости прощаются с тобой. Они улетают домой. Они приглашают тебя прилететь к ним в гости.
Итог занятия.
Чтобы нас поняли окружающие, что мы произносим: отдельные слова или предложения?
Анализ работы.
Тема: Звук [а], буква “А”.
Цель: познакомить с гласным звуком [а], с его обозначением на письме.
Задачи:
1. Учить выделять гласный звук [а] среди других гласных, обозначать его на письме.
2. Формировать элементарные
навыки звукового анализа,
3. Развивать внимание, память.
Оборудование: предметные картинки (антенна, аист, автомобиль, автобус), натуральные фрукты или их муляжи (ананас, айва, абрикос), символ звука [а] (красный кружок), звуковые домики (индивидуальные), кассы букв, палочки, карандаши, тетради, демонстрационная буква “А”. Красный замок.
Лексический материал: гласный звук, буква.
Ход занятия:
Организационный момент.
Мимические упражнения. Дети, представьте, что мы купили ананасы, абрикосы и лимоны. Я угощаю вас лимоном. По выражению вашего лица я должна догадаться, что он очень кислый. Произнесите недовольно: «о-о-о!» А сейчас «съешьте» по дольке ананаса, апельсина, абрикоса и покажите ваши ощущения. Произнесите радостно: «а-а-а!». Когда я произнесу: «о-о-о!», покажите, что вы пробуете лимон. Когда произнесу: «а-а-а!», покажите, что едите сладкий фрукт. Логопед несколько раз произносит эти звуки.
Основная часть.
Сегодня мы с вами отправимся в Страну звуков и букв. Наши путешествия будут интересными, иногда трудными. Вы узнаете много нового о звуках, словах и буквах.
Выставляется Красный замок и его хозяйка — Фея в красном платье.
В этом замке живут звуки и буквы. А это хозяйка Красного замка, ее зовут Анна. Она познакомит нас со звуками и буквами.
Характеристика звука [а] по акустическим и артикуляционным признакам
Прислушайтесь, как красиво звучит первый звук имени Ааанна. Скажем хором имя Феи. Какой первый звук в слове Анна? (Звук [а].) Анна предлагает нам спеть этот звук. (А-а-а.) Представьте, что у вас в руках ниточка. Растягиваем ниточку и поем звук [а-а-а-а ]. Ниточка длинная или короткая? (Длинная.) Намотайте ниточку на клубок. Вот какой большой клубок получился! Звук [а] мы можем петь, тянуть. Посмотрите, как широко открывается рот, нет никакой преграды для воздушной струи. Звук [а] называется гласным, от слов глас, голос. Гласные звуки живут в Красном замке. Мы будем обозначать их красным кружочком. Нажмите пальчиком на кружочек, «оживите» его.
Дети нажимают на кружочек и произносят звук [а].
Развитие слухового внимания
Игра «Поймай звук».
Логопед произносит ряд звуков, дети хлопают, услышав звук [а].
Произношение слов со звуком [а], определение позиции звука
Фея живет в сказочном замке. В своей сказочной стране она
не могла увидеть те предметы, которые мы знаем.
Выставляются предметы и картинки, дети называют слова. Определяется позиция звука [а] в словах и его место в окошечке «Звукового домика».
А теперь назовите только фрукты. Где они растут? (В саду.)
Динамическая пауза. Пантомима «В саду».
Пригласим Анну в сад. Дети шли, шли, шли и в фруктовый сад зашли. А там — собака Авва сторожит сад. Покажите, какая она сердитая. А вот — сторож Антон. Мы улыбнемся ему, покажем свои добрые лица. Возвращаемся домой. Посмотрите, над садом летит птица с красными ногами и таким же клювом. Кто это? (Аист.) Изобразите, как ходит аист, как он стоит на одной ноге. Аист больше всего любит звук, с которого начинается его слово. Какой это звук? Подарим аисту картинки, название которых начинается со звука [а]. Логопед ставит на панно картинки: астра, облако, антенна, аист, ухо, автомобиль, автобус, ослик.
Дети называют все картинки. Потом выбирают картинки со звуком «а» и ставят их перед аистом.
Когда вечером за вами придут мамы, куда вы пойдете?
У звуков тоже есть свои дома. Они называются буквами.
У звука [а] тоже есть свой домик.
Демонстрируется буква “А”.
Знакомство с буквой “А”
Что вам напоминает буква а? Ответы детей.