Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 11:15, дипломная работа
Цель нашего исследования – на основе изучения особенностей фонематического восприятия у детей с ФФН разработать систему игровых приёмов коррекции нарушений фонематического восприятия на всех этапах логопедических занятий у данной категории детей.
Для реализации поставленной цели необходимо решить ряд задач:
рассмотреть исторические аспекты изучения нарушений фонематического восприятия;
познакомиться с современными подходами к изучению и коррекции нарушений фонематического восприятия у детей с ФФН;
провести экспериментальное исследование состояния фонематического восприятия у детей старшей логопедической группы для детей с ФФН;
на основе полученных данных создать систему игровых приёмов коррекции, включённых в систему логопедических занятий для преодоления выявленных нарушений и развития фонематического восприятия у детей с ФФН.
Введение.......................................................................................................................3
1. Глава 1. Теоретические подходы к проблеме обучения детей с ФФН
1. Исторические аспекты изучения и коррекции нарушений фонематического восприятия...........................................................................6
1.2 Современные подходы к изучению и коррекции нарушений
фонематического восприятия.........................................................................10
1.2.1 Развитие фонематического восприятия в онтогенезе...............................10
1.2.2 Особенности развития фонематического восприятия у детей с ФФН...14
1.2.3 Современные методики развивающего обучения для детей с ФФН.....16
2. Глава 2. Особенности развития фонематического восприятия у детей
5-6 лет с ФФН (экспериментальное исследование)
1. Цель, задачи, принципы проведения исследования...................................25
2. Организация обследования фонематического восприятия детей
старшей логопедической группы с ФФН......................................................26
2.3 Результаты обследования и их обсуждение.................................................29
3. Глава 3. Коррекционно-логопедическая работа по развитию
фонематического восприятия у детей с ФФН
3.1 Принципы коррекционной работы................................................................33
3.2 Направления коррекционной работы............................................................35
3.3 Система упражнений по развитию фонематического восприятия у
детей с ФФН....................................................................................................36
Заключение.............................................................................................................53
Библиография..........................................................................................................56
Приложение............................................................................................................59
Конспекты занятий.................................................................................................59
Ознакомление с понятием «слово»
Волшебница пригласила Машеньку в свой сад. Выставляется картинка «Сад».
Что увидела Машенька в саду? (Деревья, груши, яблоки, цветы.) Какие цветы растут в саду? (Маки, розы, тюльпаны.) Вы назвали много предметов. Вы произносили слова.
Всему название дано —
И зверю, и предмету.
Вещей кругом полным-полно,
А безымянных нету!
Волшебница приглашает Машеньку и нас в лес. Кого мы увидели в лесу? (Лису, белку, ежа.) Что вы увидели в лесу? (Ели, грибы, ягоды.) Вы сказали много... (слов). Слова состоят из звуков.
Динамическая пауза. Развитие речевого внимания.
Дети, сейчас мы поиграем. Я назову слово — название животного, а вы изобразите его движением, мимикой и жестами. Называются слова зайка, волк, лиса, медведь. Логопед чередует названия животных, дети должны быстро изменить манеру поведения, в соответствии со словами логопеда.
А сейчас вы изобразите деревья и листочки, которые качает ветерок. Дует легкий ветерок, листочки едва шевелятся.
Дети имитируют легкое дуновение ветра и слегка шевелят пальцами.
Сильный ветер — качаются деревья. Наклоны туловища.
Осенние листочки на веточках сидят, Осенние листочки детям говорят:
Осиновый: «А-а-а». Рябиновый: «И-и-и». Березовый: «О-о-о». Дубовый: «У-у-у». Дети повторяют звуки.
Какие песенки листочков запомнили?
Дифференциация понятий «звук — слово»
Присядем на лесной полянке. Попрощаемся с листочками до будущей весны и вместе с ними скажем: «А-о-у-и». Машенька спрашивает: что вы сейчас произносили, слова или звуки? (Звуки.) А сейчас скажите по два слова. Я «положу» ваши слова в этот красивый сундучок.
Дети называют слова, логопед кладет полосочки в сундучок.
Усвоение понятий
«живой — неживой». Понимание
вопросов «Кто это?», «Что это?
Выставляется кукла.
Дети, чем отличается кукла Маша от наших девочек? (Она — неживая. Она — кукла.) Нина, кто ты? (Девочка.) Миша, кто ты? (Мальчик.) Все вы ... (дети). Вы, я, мамы, папы, дяди, тети, бабушки и дедушки — все мы живые люди.
Выставляются картинки с изображением животных. Это — живые существа. Если мы не знаем названия животного, тогда спрашиваем: «Кто это?» Что общего у всех живых существ?
Ответы детей.
У всех животных есть органы. Они могут передвигаться, слышать, дышать, видеть, чувствовать холод и тепло. Посмотрите,
сколько вокруг нас предметов. Они стоят, сами не двигаются, у них нет ни глаз, ни ушей. Это — неживые предметы. Об этих предметах мы спрашиваем: «Что это?»
Выставляются картинки с изображением живых и неживых предметов. Дети задают вопросы «Кто это?», «Что это?».
Логопед оставляет 5 картинок.
Игра на развитие внимания и памяти «Какая картинка пропала?».
Логопед убирает картинки. Игра с названиями оставшихся картинок «Какое слово пропало?».
Итог занятия.
Какие слова называли на занятии?
Как мы спрашиваем о живом предмете? (Кто это?)
Как спрашиваем о неживом предмете? (Что это?)
Анализ работы.
Индивидуальное занятие.
Тема: Развитие речевого восприятия.
Цель: развитие речевого восприятия.
Задачи:
1. Учить различать правильное и неправильное звучание слов, учить заканчивать предложение словом, похожим по звучанию с заданным.
2. Продолжить знакомство с понятием слово.
3. Развивать подвижность артикуляционного аппарата.
4. Совершенствовать умение дифференцировать неречевые звуки,
развивать речевое внимание, речевую память.
Оборудование: игрушки (кукла Маша, щенок, пес), бумажная бабочка на длинной нитке, предметные картинки (майка, зайка, банка, бант, дом, мак, кот, танк), тетрадь, карандаши.
Лексический материал: слово, портрет.
Ход занятия:
Организационный момент.
Дифференциация звукоподражаний по высоте.
К нам на занятие пришла Маша со своими друзьями. Кто они?
Послушай: ав-ав! (тонким голоском). (Щенок)
Щенок пришел не один: АВ –АВ! (низким голосом). (Пес)
Психогимнастика.
Изобрази большого, смелого пса. Покажи маленького любопытного щенка.
Щенок и его папа Пес просят тебя помочь выполнить задание, которое дали щенку в сказочной школе. Маша сказала им, что ты очень умный и обязательно поможешь.
Основная часть.
Чтобы помочь щенку, надо потренироваться. Сделаем волшебную зарядку.
Артикуляционная гимнастика.
(индивидуально, в зависимости
от нарушения
Дыхательное упражнение.
Подуй на бабочку столько раз, сколько раз тявкнет щенок. Логопед убирает за ширму игрушки и произносит звукоподражание несколько раз (как маленький щенок и как взрослая собака). Ребенок должен запомнить, сколько раз тявкнул щенок: АВ, ав, ав, АВ, ав.
Научи щенка понимать и выполнять команды его папы. Покажи ему, как правильно надо это делать.
Развитие речевого внимания, речевой памяти.
Игра «Слушай и выполняй».
Логопед называет действия, которые должен выполнить ребёнок. Малыш выполняет их. (В зависимости от уровня развития ребенка от 3 до 4-5 инструкций).
Развитие речевого внимания.
Игра «Игрушка ошибается»
Щенок получил задание назвать картинки.
Щенок просит научить тебя произносить их названия. Щенок плохо слышит, поэтому просит произносить слова внятно и громко.
Щенок старается подражать ребёнку в произношении звуков, но иногда называет другое слово. Ребёнок более внимательно прислушивается к словам, исправляет ошибки.
Мы хорошо поработали, немного отдохнем. Маша предлагает поиграть с ней.
Динамическая пауза. Развитие слухового внимания.
Игра «Что делала Маша?»
Выполнить действия в соответствии с текстом:
Мы хлопаем руками – хлоп, хлоп, хлоп.
Мы топаем ногами – топ, топ, топ.
Мы чмокаем губами (почмокать три раза).
Мы носиком сопим (посопеть три раза).)
Логопед предлагает ребенку закрыть глаза и угадать, что делает кукла. Логопед выполняет действия и каждый раз спрашивает, что делала Маша.
На уроке чтения щенок должен рассказать небольшие стихотворения. Послушай, как он справился с заданием.
Развитие речевого слуха, формирование «чувства языка».
Игра «Подскажи словечко».
Логопед читает стихотворение, а ребёнок подсказывает последнее слово:
Наша Таня громко плачет: уронила в речку... (мячик, скакалку, зонт).
Зайку бросила хозяйка- под дождём остался ... (зайка, медвежонок, слон).
Уронили мишку на пол, оторвали мишке ... (ухо, хвост, лапу).
Логопед просит
ребёнка вспомнить, какие
Маша, щенок и пес очень благодарны тебе за помощь. Они предлагают тебе поиграть в их любимую игру.
Работа в тетради.
Щенок нарисовал для тебя свой портрет. Посмотри, все ли в порядке.
(недорисована одна лапа и одно ухо)
Ребенок должен дорисовать недостающие детали.
Наши гости прощаются с тобой. Им пора домой. Они желают тебе всего доброго.
Итог занятия.
Какие слова ты научил щенка произносить правильно?
Анализ работы.
Фронтальное занятие.
Тема: Слова-действия.
Цель: формирование представления о словах, обозначающих действия.
Задачи:
1. Познакомить с понятием
слова-действия, учить выделять в
речи и называть слова,
2. Познакомить с понятиями игрушки, животные. Учить различать живые и неживые предметы.
3. Развивать речевое и фонематическое восприятие.
4. Развивать внимание, память.
Оборудование: игрушки
(поезд, машинки, зайка, кукла,
Лексический материал: звук, слово, слово-действие, игрушки, животные.
Ход занятия:
Организационный момент.
Психогимнастика. Упражнения на расслабление (релаксация).
Дети, сейчас вы
превратитесь в заводные
Дети изображают куклу, пляшущего медвежонка, зайку, играющего на барабане, и веселого Петрушку.
Заводная кукла сломалась.
Дети застывают в определенной позе.
Почувствуйте напряжение. А сейчас покажите, как вы умеете расслабляться. Сначала уроните голову, потом правую руку, левую руку, затем — туловище. Вам очень жалко сломанную куклу, покажите, как вы огорчены. Папа починил куклу. И вы очень рады. Покажите, как вы радуетесь.
Основная часть.
Дифференциация понятий «звук — слово»
Выставляются игрушки: кукла, поезд и молоток. Как плачет кукла? (А-а-а-а.) Что мы произносили? (Звук.) Как гудит поезд? (У-у-у.) Это звук или слово? (Звук.) Как стучит молоток? (Д-д-д. Это тоже звук.) Чем мы обозначаем звуки? (Кружочками.)
Назовите слова — названия игрушек.
На доске выставляются палочки, обозначающие каждое сказанное слово.
Мы назвали много ... (слов).
Выставляются полоски — символы слов.
Посмотрите на полоски, это — домики слов. Мы будем обозначать слова такими полосками.
Откройте пеналы,
возьмите в правую руку
Логопед произносит гласные звуки и слова, а дети показывают соответствующий символ.
Развитие речевого
слуха и фонематического
В названии каждого предмета есть свои звуки. Если заменить хотя бы один звук, мы не узнаем слово. Сейчас слушайте меня внимательно, я буду произносить слова правильно и неправильно, а вы хлопайте в ладоши только тогда, когда услышите правильно сказанное слово: зайка, дайка, зуйка, туколка, куколка, муколка (и др.).
Ознакомление с понятием «слова — действия». Актуализация глагольной лексики.
Дети, мы уже знаем,
что нас окружает живой и
неживой мир. Какой вопрос вы
зададите, если вам захочется
узнать название живого
Выставляются картинки с изображением петуха, котенка, коровы, зайца.
Что делает петух? (Стоит, поет, кукарекает, клюет.)
Подбор глаголов к словам котенок, корова, заяц.
Эти слова обозначают действия животных. Неживые предметы могут падать, стоять, ломаться, лежать. Что делает кукла? (Сидит, лежит, ходит, машет.)
Динамическая пауза. Развитие речевого восприятия.
Логопед говорит, что сейчас он будет давать задания детям и выполнять их вместе с ними. Логопед предупреждает ребят о том, что иногда будет выполнять действия неправильно, и о том, что они должны ориентироваться только на речь логопеда.
Логопед называет действия, которые должны выполнить дети. Одновременно выполняет те же действия, иногда намеренно ошибаясь.
Встаньте, сделайте шаг вперед, поднимите левую руку, наклонитесь вправо. Что вы сделали? (Шагнули, подняли руку, наклонились.) Какие слова вы называли? (Слова-действия.)
Итог занятия
«Положите» в сундучок слова-названия предметов. У каждого ребенка лежит коробочка со счетными палочками.
А сейчас «положите» слова, обозначающие действия предметов, животных, людей. Очень много слов в моем сундучке. Спасибо вам!
Анализ работы.
Индивидуальное занятие.
Тема: Слова – действия.
Цель: продолжить работу по формированию понятия о словах-действиях.
Задачи:
1. Продолжить учить
различать слова-предметы и
2. Развивать подвижность артикуляционного аппарата.
3. Развивать речевое и фонематическое восприятие, память.
4. Развивать речевое внимание, речевую память.
Оборудование: емкость с водой, бумага, игрушка медвежонок, предметные картинки (с изображением животных и птиц, произношение которых доступно ребенку), картинка с изображением леса, музыкальные инструменты (барабан, пианино, гармошка), тетрадь, карандаши.
Лексический материал: слово, звук, слова-предметы, слова-действия, музыкальные инструменты.
Ход занятия:
Организационный момент.
Логопед показывает игрушку и говорит, что этот медвежонок приехал к нам из сказочной страны и не умеет разговаривать на нашем языке. Предлагает научиться говорить на его языке (повторить слоги): па – ба, по – бо, пу – бу, па –па - па, ба- ба –ба.
Психогимнастика.
Изобрази медвежонка, покажи, как он ходит. Медвежонок подошел к пчелиному домику (улью). Он чувствует запах, покажи, как медвежонку хочется меду. Покажи, как он боится пчел. Угостим медвежонка медом. Медвежонок наелся, он доволен.
Основная часть.
Поможем медвежонку научиться говорить на нашем языке. Для этого обязательно надо научиться выполнять зарядку для губ, языка, щек.
Артикуляционная гимнастика.
Индивидуально, в зависимости от речевого нарушения.
Во время артикуляционной гимнастики можно предложить игру на развитие слухового внимания:
Логопед предлагает
ребенку с точками (6 точек)
и предлагает поиграть с