Совершенствование системы коррекционно-логопедической работы по развитию фонематического восприятия у детей с ФФН

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 11:15, дипломная работа

Описание

Цель нашего исследования – на основе изучения особенностей фонематического восприятия у детей с ФФН разработать систему игровых приёмов коррекции нарушений фонематического восприятия на всех этапах логопедических занятий у данной категории детей.
Для реализации поставленной цели необходимо решить ряд задач:
рассмотреть исторические аспекты изучения нарушений фонематического восприятия;
познакомиться с современными подходами к изучению и коррекции нарушений фонематического восприятия у детей с ФФН;
провести экспериментальное исследование состояния фонематического восприятия у детей старшей логопедической группы для детей с ФФН;
на основе полученных данных создать систему игровых приёмов коррекции, включённых в систему логопедических занятий для преодоления выявленных нарушений и развития фонематического восприятия у детей с ФФН.

Содержание

Введение.......................................................................................................................3

1. Глава 1. Теоретические подходы к проблеме обучения детей с ФФН

1. Исторические аспекты изучения и коррекции нарушений фонематического восприятия...........................................................................6
1.2 Современные подходы к изучению и коррекции нарушений
фонематического восприятия.........................................................................10
1.2.1 Развитие фонематического восприятия в онтогенезе...............................10
1.2.2 Особенности развития фонематического восприятия у детей с ФФН...14
1.2.3 Современные методики развивающего обучения для детей с ФФН.....16

2. Глава 2. Особенности развития фонематического восприятия у детей
5-6 лет с ФФН (экспериментальное исследование)

1. Цель, задачи, принципы проведения исследования...................................25
2. Организация обследования фонематического восприятия детей
старшей логопедической группы с ФФН......................................................26
2.3 Результаты обследования и их обсуждение.................................................29

3. Глава 3. Коррекционно-логопедическая работа по развитию
фонематического восприятия у детей с ФФН

3.1 Принципы коррекционной работы................................................................33
3.2 Направления коррекционной работы............................................................35
3.3 Система упражнений по развитию фонематического восприятия у
детей с ФФН....................................................................................................36

Заключение.............................................................................................................53

Библиография..........................................................................................................56

Приложение............................................................................................................59
Конспекты занятий.................................................................................................59

Работа состоит из  1 файл

Дипломная работа по логопедии.doc

— 534.00 Кб (Скачать документ)

Выкладывание буквы “А” из палочек. Сложить букву “А” из трех пальчиков. Нахождение буквы “А” в буквенных кассах.

Вы тоже можете нарисовать в тетрадях домик для звука [а]– букву “А”.

Но перед этим сделаем  зарядку для пальчиков.

  Пальчиковая гимнастика.

К нам вновь прилетел аист. Изобразим его. Аист будет летать, пока звучит звук [а]. Когда я произнесу другой звук, аист, аист замрет.

Пальцы рук прогибаются  назад и сгибаются вперёд. Птица  «летит», пока логопед произносит слова  с заданным звуком и замирает, когда  произносится слово без заданного  звука.

  Написание буквы “А”

Соедините точки у  вас в тетрадях, и у вас получится  буква “А”.

 Раскрасьте её красным  карандашом.

 Ниже нарисованы  две фигуры. Одна из них –  буква “А”. Найдите её и раскрасьте. Другую фигуру зачеркните, чтобы звук [а] не перепутал с ней свой домик.

       Итог занятия

С каким звуком познакомились?

      Анализ работы.

                                Индивидуальное занятие.

Тема: Звук [а].  

Цель: развитие фонематического  слуха на материале гласных звуков.

1. Учить выделять звук [а]среди других звуков, в слогах, в словах. 

2. Развивать подвижность  артикуляционного аппарата.

3. Развивать речевое  и фонематическое восприятие, внимание.

4. Развивать внимание, память.

Оборудование: фигурки  пяти инопланетян, изображения космических  кораблей, ракеты, счетные палочки, тетрадь, карандаши, предметные картинки с изображением предметов, начинающихся со звука [а] и доступных для произношения ребенка.

Лексический материал: звук, слово, инопланетяне, космический корабль, ракета.

      Ход  занятия:

    Организационный момент.

Помнишь, к нам прилетали  инопланетяне Ам и Ма?

Психогимнастика.

Изобрази, как двигается  худенький Ма. Он очень быстрый, любопытный, все старается рассмотреть, потрогать. Покажи, как ходит полненький Ам. Он солидный, неторопливый. Он очень осторожный и с опаской разглядывает незнакомые предметы.

 Ам и Ма пригласили  нас в гости. И прислали за  нами летающую тарелку. Большая  летающая тарелка гудит громко  «УУУ», а маленькая – тихо: «ууу». Послушай, какой корабль  за нами прислали: большой или маленький? (Логопед громко произносит звук «У». После ответа ребенка показывает картинку с космическими кораблями и предлагает ребенку показать большой корабль).

    Основная  часть.

Перед тем, как отправиться  в гости, надо хорошо подготовится. Сделаем волшебную зарядку.

    Артикуляционная гимнастика.

(Индивидуально, в зависимости  от нарушения звукопроизношения  ребенка).

    Дыхательное упражнение   «Ракета».

Глубокий вдох через  нос, руки медленно поднять  через  стороны вверх, ладони свести вместе, плотно прижав друг к другу, подняться на носки, потянуться вверх, задержав дыхание. Медленный глубокий вдох со звуком [а], руки в такт выдоху опускаются вниз через стороны.

Пока мы летим, давай  подумаем, что мы подарим нашим  друзьям. Ам и Ма рассказывали, что  они очень любят звук «а» и все песенки с этим звуком. Мы сейчас поймаем для наших друзей звук «а» и его песенки. Представляешь, как обрадуются наши друзья!

     Развитие фонематического  слуха.

 Игра «Охотники»

Логопед предлагает сделать  вид, что ребенок спит (чтобы «не вспугнуть звук»): положить голову на руки, закрыть глаза. «Проснуться» (сесть прямо), услышав:

звук [а] – а, у, и, у, а, а, а, о, у, а, и, о, ы, а, о, э

песенку звука [а]– ам, ап, ам, ом, ум, ап, оп, ип, ап, ах, ам, ох, ум, аф

слово со звуком [а]– аист, утка, астра, ирис, азбука, апельсин, лимон, арбуз...

Логопед показывает красивый полотняный мешочек, наполненный мелкими  предметами:

- Все наши подарки  я сложила в этот мешочек.  Когда мы прилетим, ты подаришь  его нашим друзьям.

Вот мы и прилетели!

Логопед показывает изображения  инопланетян.

 Повторим приветствие:

 мна – мно –  мну, нпа – мны –мну, мта-  мту –мто –мтэ, мты – мта  – мто – мтэ.

Подари наш подарок. Что надо сказать при этом?

    Динамическая пауза.  Развитие фонематического восприятия.

Все очень обрадовались подарку и принялись танцевать  и петь песенки. Когда жители этой планеты поют песенки со звуком «а», они обязательно хлопают в  ладоши.

              Вместе весело живем, 

              дружно песенку поем:

              ам, ом, ам, ом, ам, ом.

                 И ты не зевай, 

             вместе с нами запевай: 

              ой, ай, ой, ай, ой, ай!

(Движения произвольные, на слоги со звуком «а» хлопки  в ладоши).

   Развитие внимания, памяти.

Игры с картинками «Какая картинка пропала?», «Что изменилось?».

Сложи для наших друзей ракету из палочек. Они будут ее беречь и вспоминать тебя. (Складывание  ракеты из палочек по образцу).

 Наши друзья благодарят  тебя. Нам пора срочно улетать  – скоро начнется буря. Попрощаемся.

    Работа в тетради.

Пока мы летим, посмотри на подарок, который приготовлен  специально для тебя. Жители этой планеты  решили подарить тебе изображение своей  самой большой и самой красивой ракеты. Они нарисовали ее для тебя в тетради.

Но они очень торопились. Посмотри на то, что они тебе нарисовали. Сравни с настоящей ракетой, все ли на месте?

Логопед показывает рисунок. Ребенок сравнивает с тем, что  нарисован в тетради и дорисовывает недостающие детали. Раскрашивает.

      Итог занятия.

Какой звук больше всего  любят наши друзья – инопланетяне?

      Анализ работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

                                                                                 



Информация о работе Совершенствование системы коррекционно-логопедической работы по развитию фонематического восприятия у детей с ФФН