Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 11:15, дипломная работа
Цель нашего исследования – на основе изучения особенностей фонематического восприятия у детей с ФФН разработать систему игровых приёмов коррекции нарушений фонематического восприятия на всех этапах логопедических занятий у данной категории детей.
Для реализации поставленной цели необходимо решить ряд задач:
рассмотреть исторические аспекты изучения нарушений фонематического восприятия;
познакомиться с современными подходами к изучению и коррекции нарушений фонематического восприятия у детей с ФФН;
провести экспериментальное исследование состояния фонематического восприятия у детей старшей логопедической группы для детей с ФФН;
на основе полученных данных создать систему игровых приёмов коррекции, включённых в систему логопедических занятий для преодоления выявленных нарушений и развития фонематического восприятия у детей с ФФН.
Введение.......................................................................................................................3
1. Глава 1. Теоретические подходы к проблеме обучения детей с ФФН
1. Исторические аспекты изучения и коррекции нарушений фонематического восприятия...........................................................................6
1.2 Современные подходы к изучению и коррекции нарушений
фонематического восприятия.........................................................................10
1.2.1 Развитие фонематического восприятия в онтогенезе...............................10
1.2.2 Особенности развития фонематического восприятия у детей с ФФН...14
1.2.3 Современные методики развивающего обучения для детей с ФФН.....16
2. Глава 2. Особенности развития фонематического восприятия у детей
5-6 лет с ФФН (экспериментальное исследование)
1. Цель, задачи, принципы проведения исследования...................................25
2. Организация обследования фонематического восприятия детей
старшей логопедической группы с ФФН......................................................26
2.3 Результаты обследования и их обсуждение.................................................29
3. Глава 3. Коррекционно-логопедическая работа по развитию
фонематического восприятия у детей с ФФН
3.1 Принципы коррекционной работы................................................................33
3.2 Направления коррекционной работы............................................................35
3.3 Система упражнений по развитию фонематического восприятия у
детей с ФФН....................................................................................................36
Заключение.............................................................................................................53
Библиография..........................................................................................................56
Приложение............................................................................................................59
Конспекты занятий.................................................................................................59
Выкладывание буквы “А” из палочек. Сложить букву “А” из трех пальчиков. Нахождение буквы “А” в буквенных кассах.
Вы тоже можете нарисовать в тетрадях домик для звука [а]– букву “А”.
Но перед этим сделаем зарядку для пальчиков.
Пальчиковая гимнастика.
К нам вновь прилетел аист. Изобразим его. Аист будет летать, пока звучит звук [а]. Когда я произнесу другой звук, аист, аист замрет.
Пальцы рук прогибаются назад и сгибаются вперёд. Птица «летит», пока логопед произносит слова с заданным звуком и замирает, когда произносится слово без заданного звука.
Написание буквы “А”
Соедините точки у вас в тетрадях, и у вас получится буква “А”.
Раскрасьте её красным карандашом.
Ниже нарисованы две фигуры. Одна из них – буква “А”. Найдите её и раскрасьте. Другую фигуру зачеркните, чтобы звук [а] не перепутал с ней свой домик.
Итог занятия
С каким звуком познакомились?
Анализ работы.
Тема: Звук [а].
Цель: развитие фонематического слуха на материале гласных звуков.
1. Учить выделять звук [а]среди других звуков, в слогах, в словах.
2. Развивать подвижность артикуляционного аппарата.
3. Развивать речевое и фонематическое восприятие, внимание.
4. Развивать внимание, память.
Оборудование: фигурки пяти инопланетян, изображения космических кораблей, ракеты, счетные палочки, тетрадь, карандаши, предметные картинки с изображением предметов, начинающихся со звука [а] и доступных для произношения ребенка.
Лексический материал: звук, слово, инопланетяне, космический корабль, ракета.
Ход занятия:
Организационный момент.
Помнишь, к нам прилетали инопланетяне Ам и Ма?
Психогимнастика.
Изобрази, как двигается худенький Ма. Он очень быстрый, любопытный, все старается рассмотреть, потрогать. Покажи, как ходит полненький Ам. Он солидный, неторопливый. Он очень осторожный и с опаской разглядывает незнакомые предметы.
Ам и Ма пригласили
нас в гости. И прислали за
нами летающую тарелку.
Основная часть.
Перед тем, как отправиться в гости, надо хорошо подготовится. Сделаем волшебную зарядку.
Артикуляционная гимнастика.
(Индивидуально, в зависимости
от нарушения
Дыхательное упражнение «Ракета».
Глубокий вдох через нос, руки медленно поднять через стороны вверх, ладони свести вместе, плотно прижав друг к другу, подняться на носки, потянуться вверх, задержав дыхание. Медленный глубокий вдох со звуком [а], руки в такт выдоху опускаются вниз через стороны.
Пока мы летим, давай подумаем, что мы подарим нашим друзьям. Ам и Ма рассказывали, что они очень любят звук «а» и все песенки с этим звуком. Мы сейчас поймаем для наших друзей звук «а» и его песенки. Представляешь, как обрадуются наши друзья!
Развитие фонематического слуха.
Игра «Охотники»
Логопед предлагает сделать вид, что ребенок спит (чтобы «не вспугнуть звук»): положить голову на руки, закрыть глаза. «Проснуться» (сесть прямо), услышав:
звук [а] – а, у, и, у, а, а, а, о, у, а, и, о, ы, а, о, э
песенку звука [а]– ам, ап, ам, ом, ум, ап, оп, ип, ап, ах, ам, ох, ум, аф
слово со звуком [а]– аист, утка, астра, ирис, азбука, апельсин, лимон, арбуз...
Логопед показывает красивый полотняный мешочек, наполненный мелкими предметами:
- Все наши подарки я сложила в этот мешочек. Когда мы прилетим, ты подаришь его нашим друзьям.
Вот мы и прилетели!
Логопед показывает изображения инопланетян.
Повторим приветствие:
мна – мно – мну, нпа – мны –мну, мта- мту –мто –мтэ, мты – мта – мто – мтэ.
Подари наш подарок. Что надо сказать при этом?
Динамическая пауза.
Развитие фонематического
Все очень обрадовались подарку и принялись танцевать и петь песенки. Когда жители этой планеты поют песенки со звуком «а», они обязательно хлопают в ладоши.
Вместе весело живем,
дружно песенку поем:
ам, ом, ам, ом, ам, ом.
И ты не зевай,
вместе с нами запевай:
ой, ай, ой, ай, ой, ай!
(Движения произвольные, на слоги со звуком «а» хлопки в ладоши).
Развитие внимания, памяти.
Игры с картинками «Какая картинка пропала?», «Что изменилось?».
Сложи для наших друзей ракету из палочек. Они будут ее беречь и вспоминать тебя. (Складывание ракеты из палочек по образцу).
Наши друзья благодарят тебя. Нам пора срочно улетать – скоро начнется буря. Попрощаемся.
Работа в тетради.
Пока мы летим, посмотри на подарок, который приготовлен специально для тебя. Жители этой планеты решили подарить тебе изображение своей самой большой и самой красивой ракеты. Они нарисовали ее для тебя в тетради.
Но они очень торопились. Посмотри на то, что они тебе нарисовали. Сравни с настоящей ракетой, все ли на месте?
Логопед показывает рисунок.
Ребенок сравнивает с тем, что
нарисован в тетради и
Итог занятия.
Какой звук больше всего любят наши друзья – инопланетяне?
Анализ работы.