Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 11:53, дипломная работа
В связи с вышесказанным цель данного исследования: рассмотреть проблему адаптации к школе и учебной деятельности детей младшего школьного возраста, а также выявить и изучить особенности школьной адаптации первоклассников.
Для реализации поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1. проанализировать сущность, структуру и виды адаптации, а также описать особенности школьной адаптации;
2. изучить социально-психологические закономерности адаптации первоклассников к школьной жизн
Введение………………………………………………………………………..
Глава I. Сущность, структура и виды адаптации.
Особенности школьной адаптации………………………….
1.1. Адаптация как универсальная стратегия
эффективного поведения индивида
в социально-психологической ситуации……………………….
1.2. Типы адаптационных механизмов.
Этапы и способы социально-психологической адаптации…...
1.3. Понятие «школьная адаптация».
Факторы, определяющие характер и
длительность привыкания детей к учебной деятельности……
Глава II. Социально-психологические закономерности
адаптации первоклассников к школьной жизни………….
2.1. Психологическая характеристика детей
младшего школьного возраста………………………………….
2.2. Виды деятельности младших школьников.
Особенности учебной деятельности первоклассников……….
2.3. Причины и проявление школьной дезадаптации
в первом классе начальной школы……………………………..
Глава III. Экспериментальное изучение проблем и
трудностей школьной адаптации первоклассников………
3.1. Цель, задачи, гипотеза и этапы исследования.
Методики диагностирования детей…………………………….
3.2. Анализ результатов экспериментального исследования……...
3.3. Психолого-педагогические условия организации обучения
в первом классе.
Пути адаптации ребёнка к школе и учебной деятельности…..
Заключение……………………….……………………………………………
Список литературы..……………………….………………………………...
71
Мурманский Гуманитарный Институт
Психологический факультет
специальность: Психология
Дипломная работа
Тема:
«Сравнительный анализ
социально-психологических особенностей
адаптации первоклассников
в начале и в конце учебного года»
Студентка:
А. А. Зблыгина
« » 200 г.
Научный руководитель:
И. Б. Храпенко
« » 200 г.
г. Мурманск, 200 г.
Оглавление
Стр.
Введение………………………………………………………… Глава I. Сущность, структура и виды адаптации. Особенности школьной адаптации…………………………. 1.1. Адаптация как универсальная стратегия эффективного поведения индивида в социально-психологической ситуации………………………. 1.2. Типы адаптационных механизмов. Этапы и способы социально-психологической адаптации…... 1.3. Понятие «школьная адаптация». Факторы, определяющие характер и длительность привыкания детей к учебной деятельности…… Глава II. Социально-психологические закономерности адаптации первоклассников к школьной жизни…………. 2.1. Психологическая характеристика детей младшего школьного возраста…………………………………. 2.2. Виды деятельности младших школьников. Особенности учебной деятельности первоклассников………. 2.3. Причины и проявление школьной дезадаптации в первом классе начальной школы…………………………….. Глава III. Экспериментальное изучение проблем и трудностей школьной адаптации первоклассников……… 3.1. Цель, задачи, гипотеза и этапы исследования. Методики диагностирования детей……………………………. 3.2. Анализ результатов экспериментального исследования……... 3.3. Психолого-педагогические условия организации обучения в первом классе. Пути адаптации ребёнка к школе и учебной деятельности….. Заключение……………………….………………………… Список литературы..……………………….…………………… Приложения……………………….………………………… | 3
8
8
12
17
20
20
25
31
38
38 57
75 87 93 96 |
Введение
Актуальность исследования. С поступлением в школу под влиянием обучения у ребенка начинается перестройка всех его познавательных процессов, приобретение им качеств, свойственных взрослым людям. Это связано с тем, что дети включаются в новые для них виды деятельности и системы межличностных отношений, требующие от них наличия новых психологических качеств. Общими характеристиками всех познавательных процессов ребенка должны стать их произвольность, продуктивность и устойчивость. На уроках, например, ребенку с первых дней обучения необходимо в течение длительного времени сохранять повышенное внимание, быть достаточно усидчивым, воспринимать и хорошо запоминать все то, о чем говорит учитель. Такие возрастные особенности младшего школьника как повышенная чувствительность, внушаемость, доверчивость, тревожность, некритичность в суждениях лежат в основе его повышенной уязвимости к влияниям внешней среды. Следовательно, важной задачей для психологов, педагогов и родителей является нахождение путей быстрой адаптации ребёнка к школе и учебной деятельности.
В связи с этим актуально проведение психологических исследований учащихся начальной школы с целью выявления групп риска возможной дезадаптации, развития эмоциональных и поведенческих расстройств. Эти исследования позволят улучшить процесс школьной адаптации детей путём выявления и коррекции таких отклонений в развитии личности ребёнка, как замкнутость, недоверчивость, низкий самоконтроль, повышенная нервно-психическая напряжённость, робость, боязливость, полезависимость, которые могут лежать в основе личных и социальных трудностей младших школьников.
Таким образом, ориентация в трудностях школьной адаптации детей и определение видов помощи конкретному ребенку с тем, чтобы для каждого ученика его школа стала действительно школой радости, личных достижений и успеха, по-прежнему остается одной из острейших проблем педагогической психологии и современного образования, решению которой может помочь рассмотрение выбранной для данной дипломной работы темы.
В связи с вышесказанным цель данного исследования: рассмотреть проблему адаптации к школе и учебной деятельности детей младшего школьного возраста, а также выявить и изучить особенности школьной адаптации первоклассников.
Для реализации поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1. проанализировать сущность, структуру и виды адаптации, а также описать особенности школьной адаптации;
2. изучить социально-психологические закономерности адаптации первоклассников к школьной жизни;
3. провести экспериментальное исследование проблем и трудностей школьной адаптации первоклассников;
4. разработать психолого-педагогические рекомендации по организации обучения в первом классе и предложить пути адаптации ребёнка к школе и учебной деятельности.
Предмет исследования: особенности адаптации первоклассников к школе.
Объектом исследования были выбраны первоклассники в возрасте 6-7 лет в количестве 15 человек, среди них 7 девочек и 8 мальчиков
Гипотеза исследования: первоклассники с высоким уровнем адаптации имеют более высокую самооценку, положительное отношение к школе и низкий уровень тревожности по сравнению с детьми низкого уровня адаптации.
В данном экспериментальном исследовании были использованы следующие основные группы методов:
1. теоретический метод (изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования),
2. организационный метод — сравнительный — метод «поперечного среза», заключающийся в сопоставлении различных групп людей. Например, в данном исследовании сравнивались две группы детей, одинаковых по возрасту, но различных по степени адаптации; они исследовались одними и теми же эмпирическими способами добывания научных данных, и полученные данные сопоставлялись между собой,
3. эмпирический метод добывания научных данных — констатирующий эксперимент, психодиагностические методы (анкета и беседа с детьми, тестирование), праксиометрический метод — анализ продуктов детской деятельности (рисунков),
4. приемы обработки данных — количественный (математико-статистический) и качественный анализ.
Психодиагностическое обследование проводилось с использованием 6-ти методик:
1. Методика «Анкета для обследования школьной мотивации» Н. Г. Лускановой, с помощью которой можно определить уровень мотивации учения [29, c. 156-157].
2. Анализ продуктов детской деятельности, и в частности, рисунков на тему «Что мне нравится в школе», помогающих изучить мотивацию учения первоклассников [16].
3. Модифицированная методика, разработанная на основе метода неоконченных предложений, нацеленная на выявление страхов младших школьников [29, c. 164].
4. Методика «Лесенка», разработанная В. Г. Шур, и направленная на определение уровня самооценки ребенка.
5. Методика «Выбери нужное лицо», разработанная американскими психологами Р. Тэммл, М. Дорки и В. Амен, и представляющая собой детский тест тревожности [24, кн. 3, с. 131-143].
6. Методика «Опросник для учителя» Л. М. Ковалевой, направленная на определение факторов дезадаптации и уровня школьной дезадаптации.
Базой исследований явился первый класс средней школы № 49 г. Мурманска. В констатирующем эксперименте всего участвовало 15 учащихся – 7 девочек и 8 мальчиков.
Исследование проводилось в 2002-2003 гг. в 3 этапа:
1 этап – включал выбор темы, изучение литературы, формулировку цели и гипотезы исследования, определение объекта, предмета и задач исследования, подбор методик для экспериментальной работы.
2 этап – проведение эксперимента, анализ полученных данных и подтверждение гипотезы математической обработкой.
3 этап – обобщение предыдущих этапов работы и формулировка выводов.
Надежность и достоверность результатов исследования обеспечивается использованием методов математической статистики.
Методологическую основу исследования составляют труды по психологии, педагогике и философии, а также публикации и официальные документы о начальном школьном образовании, в которых содержится информация по исследуемым вопросам. При этом использовались работы таких авторов как Я. А. Александрова, Б. Ц. Бадмаев, В. В. Давыдов, И. В. Дубровина, Н. Г. Лусканова, М. В. Матюхина, В. С. Мухина, И. М. Никольская, Р. В. Овчарова, А. К. Осницкий, А. М. Прихожан, Л. А. Ясюкова и др.
Структура дипломной работы. Работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
В первой главе рассматривается адаптация как универсальная стратегия эффективного поведения индивида в социуме; описываются типы адаптационных механизмов, а также этапы и способы социально-психологической адаптации; даётся понятие «школьная адаптация»; освещаются факторы, определяющие характер и длительность привыкания детей к учебной деятельности.
Во второй главе приводится психологическая характеристика детей младшего школьного возраста; характеризуются виды деятельности младших школьников и особенности учебной деятельности первоклассников; выделяются причины и проявление школьной дезадаптации в первом классе начальной школы.
В третьей главе проводится экспериментальное изучение проблем и трудностей школьной адаптации первоклассников; анализируются результаты экспериментального исследования; рассматриваются психолого-педагогические условия организации обучения в первом классе и пути адаптации ребёнка к школе и учебной деятельности в 1-ом классе.
Научная новизна исследования заключается в том, что в дипломной работе самооценка, мотивация учения, школьная тревожность и страхи рассматриваются как одни из основных критериев при определении степени адаптации детей к школе и учебной деятельности; кроме того, были модифицированы и апробированы методики, позволяющие изучить проблемы и трудности школьной адаптации первоклассников.
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что:
представлены этапы, способы, конкретные методики психолого-педагогической диагностики, которые отличаются простотой их проведения и интерпретации результатов и являются ценными для практиков. Важно, что они могут быть использованы учителем самостоятельно, без привлечения специалистов-психологов;
результаты исследования можно применять при разработке теоретического курса в рамках возрастной и педагогической психологии, а также в практической деятельности педагогов при организации работы с детьми младшего школьного возраста и их родителями.
Глава I.
Сущность, структура и виды адаптации.
Особенности школьной адаптации
1.1. Адаптация как универсальная стратегия
эффективного поведения индивида
в социально-психологической ситуации
Адаптация (от лат. adaptare – приспособлять) – приспособление самоорганизующихся систем к изменяющимся условиям среды. В теории Т. Парсонса адаптация – это вещественно-энергетическое взаимодействие с внешней средой, одно из функциональных условий существования социальной системы наряду с интеграцией, достижением цели и сохранением ценностных образов [39, c. 2]. Другими словами, адаптация – это приспособление организма к условиям существования [32, c. 11].
Различают адаптацию биологическую, физиологическую и социально-психологическую. Биологическая адаптация определяется как морфофизиологическое приспособление популяций животных и растительных организмов к конкретным условиям существования во внешней среде. Физиологическая адаптация понимается как совокупность физиологических реакций, лежащих в основе приспособления организма к изменению окружающих условий. Социально-психологическая адаптация представляет собой приспособление личности к социальной среде. Другими словами, социально-психологическая адаптация – это процесс интеграции человека в общество, в результате которого достигается формирование самосознания и ролевого поведения, способности к самоконтролю и самообслуживанию, адекватных связей с окружающими [32, c. 267].
Целью любой адаптации является устранение либо ослабление вредоносного (разрушающего) действия факторов окружающей (биологической, физической, химической, социальной) среды.
Различают адаптацию специфическую и неспецифическую. Специфическая адаптация вызывает такие изменения в организме, которые направлены непосредственно на устранение либо ослабление действия неблагоприятного фактора. Неспецифическая адаптация обеспечивает активизацию разнообразных защитных систем организма, целесообразную на начальных этапах приспособления к любому фактору среды независимо от его природы [32, c. 11-12].