Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 11:53, дипломная работа
В связи с вышесказанным цель данного исследования: рассмотреть проблему адаптации к школе и учебной деятельности детей младшего школьного возраста, а также выявить и изучить особенности школьной адаптации первоклассников.
Для реализации поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1. проанализировать сущность, структуру и виды адаптации, а также описать особенности школьной адаптации;
2. изучить социально-психологические закономерности адаптации первоклассников к школьной жизн
Введение………………………………………………………………………..
Глава I. Сущность, структура и виды адаптации.
Особенности школьной адаптации………………………….
1.1. Адаптация как универсальная стратегия
эффективного поведения индивида
в социально-психологической ситуации……………………….
1.2. Типы адаптационных механизмов.
Этапы и способы социально-психологической адаптации…...
1.3. Понятие «школьная адаптация».
Факторы, определяющие характер и
длительность привыкания детей к учебной деятельности……
Глава II. Социально-психологические закономерности
адаптации первоклассников к школьной жизни………….
2.1. Психологическая характеристика детей
младшего школьного возраста………………………………….
2.2. Виды деятельности младших школьников.
Особенности учебной деятельности первоклассников……….
2.3. Причины и проявление школьной дезадаптации
в первом классе начальной школы……………………………..
Глава III. Экспериментальное изучение проблем и
трудностей школьной адаптации первоклассников………
3.1. Цель, задачи, гипотеза и этапы исследования.
Методики диагностирования детей…………………………….
3.2. Анализ результатов экспериментального исследования……...
3.3. Психолого-педагогические условия организации обучения
в первом классе.
Пути адаптации ребёнка к школе и учебной деятельности…..
Заключение……………………….……………………………………………
Список литературы..……………………….………………………………...
Согласно индексу тревожности (ИТ) дети условно могут быть разделены на пять групп:
1. Нормальный уровень тревожности - ИТ = 14,3%, 21,4%, 28,6%, 35,7% (первый уровень).
2. Повышенный уровень тревожности - ИТ = 42,9%, 50% (второй уровень).
3. Высокий уровень тревожности - ИТ = 57%, 64,3%, 71,4%, 78,6% (третий уровень).
4. Низкий уровень тревожности - ИТ = 7,1% (четвёртый уровень).
5. Слишком высокий – патологический – уровень тревожности - ИТ = 85,7%, 92,9%, 100% (пятый уровень).
6. Методика «Опросник для учителя»
Л. М. Ковалевой, направленная на определение факторов
дезадаптации и уровня школьной дезадаптации.
В последнее время становится все больше детей, которые уже в начальной школе не справляются с программой обучения. Эти дети требуют к себе особого внимания и педагога, и психолога, так как хроническое отставание в начальной школе отрицательно сказывается на дальнейшем интеллектуальном и личностном развитии ребенка. В ряде случаев ребенку необходима индивидуальная коррекционная программа, разработка которой обязательно предполагает знание факторов, вызывающих неуспеваемость. Эти факторы психолог выявляет при индивидуальном обследовании, а также в ходе беседы с учителем и родителями. Беседа с учителем очень важна, поскольку именно учитель имеет постоянную возможность наблюдать за ребенком в самые разные моменты его деятельности. К сожалению, полная картина поведения ребенка из беседы с учителем получается не всегда. Часто учителю трудно дать развернутую характеристику ребенку, и все сводится к замечаниям типа «Ничего не понимает!», «Срывает уроки!».
Л. М. Ковалевой был разработан опросник, который помогает учителю систематизировать свое представление о ребенке, начинающем учиться в школе. Опросник состоит из 46 утверждений; сорок пять из них касаются возможных вариантов поведения ребенка в школе, один — участия родителей в воспитании. Работая с бланком ответов, учитель должен вычеркнуть номера тех высказываний, которые, по его мнению, относятся к данному ученику. Психолог обобщает результаты и получает достаточно полные и четкие сведения о ребенке. Эти сведения могут быть положены в основу более углубленного обследования.
При работе с опросником учитель на бланке ответов вычеркивает номера, в которых описаны фрагменты поведения, характерные для конкретного ребенка. Бланк разделен вертикальной линией. Если номер вычеркнутого фрагмента находится слева от линии, при обработке засчитывается один балл, если справа — 2 балла. Максимально возможная сумма баллов — 70. Подсчитав, какую сумму баллов набрал ребенок, можно определить его коэффициент дезадаптации: К = (n/ 70) х 100, где n - количество баллов, набранных ребенком.
В ходе апробации опросника Л. М. Ковалевой учителя заполнили бланки на 125 первоклассников, обучающихся в пяти обычных классах (школа № 16 г. Коломны). На момент обследования дети проучились в школе около двух месяцев.
Анализ полученных в ходе обследования результатов позволил интерпретировать значения коэффициентов следующим образом:
1. показатель до 14% является нормальным, не дает возможность говорить о каком-либо неблагополучии (первый уровень);
2. показатель от 15 до 30% свидетельствует о средней степени дезадаптации (второй уровень);
3. показатель свыше 31% — серьезная степень дезадаптации (третий уровень);
4. если коэффициент свыше 41 %, то дети, как правило, нуждаются в консультации психоневролога (четвёртый уровень).
В бланке ответов все имеющиеся факторы поведения определенным образом сгруппированы. Такое построение бланка дает возможность достаточно быстро сориентироваться, определить, какой фактор (или группа факторов) лежит в основе дезадаптации.
1. РО — родительское отношение.
2. НГШ — неготовность к школе.
3. Л — леворукость.
4. НС — невротические симптомы.
5. И — инфантилизм.
6. ГС — гиперкинетический синдром, чрезмерная расторможенность.
7. ИНС — инертность нервной системы.
8. НП — недостаточная произвольность психических функций.
9. НМ — низкая мотивация учебной деятельности.
10. АС — астенический синдром.
11. НИД — нарушения интеллектуальной деятельности.
3.2. Анализ результатов экспериментального исследования
На первом этапе исследования проводился констатирующий эксперимент в начале учебного года с использованием методик № 1, 2, 3. Рассмотрим обработанные данные.
По первой методике получены следующие результаты исследования, направленной на определение уровня школьной мотивации детей (см. приложение 3, табл. 1):
13 % первоклассников, принявших участие в экспериментальном исследовании, характеризуются высоким уровнем школьной мотивации (первый уровень),
большинство детей — 60 % входят в группу, для которой характерна средняя норма школьной мотивации (второй уровень),
27 % первоклассников отличаются внешней мотивацией учения (третий уровень),
никто из учащихся не относится к группе с низкой школьной мотивацией (четвёртый уровень) и к группе с негативным отношением к школе, школьной дезадаптацией (пятый уровень).
Дети давали следующие ответы на вопросы по первой методике:
1. Тебе нравится в школе или не очень? (да; нравится; очень нравится: +1 балл; не очень; так себе: 0 баллов)
2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе хочется остаться дома? (не хочу оставаться дома; всегда с радостью иду в школу; хочу идти в школу; охота в школу: +1 балл; иногда хочется остаться дома: 0 баллов; нет; хочется остаться дома: -1 балл)
3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу необязательно приходить всем ученикам, ты бы пошел в школу или остался дома? (да, пошёл бы в школу: +1 балл; нет, остался бы дома; мог бы остаться дома: -1 балл)
4. Тебе нравится, когда задают домашние задания? (да, нравится: +1 балл; не очень: 0 баллов; нет, не нравится: -1 балл)
5. Ты хотел бы, чтобы в школе остались только любимые предметы? (нет, не хотел бы; хочу, чтобы были все предметы: +1 балл; да, хотел бы, чтобы остались только самые любимые предметы; называли те любимые предметы, которые бы хотели, чтобы они остались: -1 балл)
6. Ты часто рассказываешь о школе родителям? (да, часто: +1 балл; не очень часто; только когда спрашивают: 0 баллов; нет: -1 балл)
7. У тебя в классе много друзей? (да, много: +1 балл; мало: 0 баллов; нет: -1 балл)
8. Тебе нравятся твои одноклассники? (да, нравятся: +1 балл; не очень: 0 баллов)
Ответы первоклассников на вопросы распределились следующим образом:
1. нравится в школе – 73 % детей; не очень нравится в школе – 27 % учащихся;
2. всегда с радостью идут в школу – 60 % первоклассников; иногда хочется не идти в школу и остаться дома – 20 % детей; чаще хочется остаться дома и не идти в школу – 20 % учеников;
3. если бы в школу необязательно было бы приходить всем ученикам, то пошли бы в школу – 87 % детей, а остались бы дома – 13 %;
4. 67 % первоклассников любят, когда задают домашние задания, а 13 % – не очень; 20 % предпочитают, чтобы домашние задания не задавали;
5. 67 % учащихся хотели бы, чтобы в школе были все предметы, а не только их любимые; 33 % детей хотели бы изучать только любимые предметы;
6. 33 % учеников часто рассказывают о школе родителям; 13 % первоклассников рассказывают о школе родителям, только когда взрослые спрашивают их об этом; 54 % учащихся делятся впечатлениями о школе очень редко;
7. 54 % детей имеют в своём классе много друзей; 13 % имеют мало друзей среди одноклассников; 33 % ни с кем не дружат в своём классе;
8. нравятся одноклассники 87 % учащихся; 13 % детей говорят о том, что им не очень нравятся их одноклассники.
По второй методике — анализ продуктов детской деятельности, и в частности, рисунков, помогающих изучить мотивацию учения первоклассников, были получены следующие данные (см. приложение 3, табл. 1):
7 % детей изобразили на рисунках учебные ситуации, которые свидетельствуют о высокой школьной мотивации, учебной активности и наличии у школьника познавательных мотивов;
большинство учащихся — 60 % — на рисунках нарисовали ситуации неучебного характера с внешними школьными атрибутами, что свойственно детям с положительным отношением к школе;
33 % первоклассников на рисунках изобразили школьные атрибуты или игровые ситуации в школе, что свойственно детям с положительным отношением к школе, но преобладанием игровой мотивации;
таких рисунков, которые бы не соответствовали заданной теме рисования не было, т. е. детей с низкой школьной мотивацией, негативным отношением к школе и школьной дезадаптацией не выявлено.
Итак, проведение первой и второй методики показало, что
66 % первоклассников характеризуются положительным отношением к школе;
12 % детей отличаются нейтральным отношением к школе;
22 % учащихся первого класса не очень хорошо относятся к школьному обучению.
В связи с этим можно порекомендовать следующее:
взрослым следует больше внимания уделять развитию мотивации учения у детей;
родителям необходимо чаще разговаривать со своими детьми о школе и проблемах, связанных с учёбой и взаимоотношениями с одноклассниками;
учителю следует проводить какие-нибудь мероприятия, направленные на укрепление дружеских взаимоотношений первоклассников друг с другом.
По третьей методике, использованной в исследовании и нацеленной на выявление страхов младших школьников, были получены следующие результаты (см. приложение 3, табл. 1):
7 % детей характеризуются отсутствием школьных страхов и высоким уровнем школьной адаптации (первый уровень),
для большинства первоклассников — 47 % — характерны положительные эмоциональные переживания, связанные со школой, что можно отнести к средней норме (второй уровень),
33 % учащихся необходима более длительная адаптация и наличие некоторых отрицательных эмоциональных переживаний, касающихся отдельных аспектов школьного обучения (третий уровень),
13 % детей отличаются плохой школьной адаптацией и имеют какие-либо страхи в области учебной деятельности (четвёртый уровень) и
детей с негативным отношением к школе, школобоязни и школьной дезадаптации также как и в предыдущих методиках — не выявлено (пятый уровень).
Дети следующим образом заканчивали предложенные им варианты неоконченных предложений:
1. Когда я думаю о школе...:
понимаю, что мне хорошо в ней; я радуюсь; мне приятно; мне в неё так и хочется – 34 % (+2 балла);
вспоминаю интересное; думаю про уроки – 13 % (+1 балл);
понимаю, что сложно учиться; думаю, как я отвечаю – 13 % (0 баллов);
вспоминаю, как я играю; я вспоминаю о машинках; думаю, как я буду играть; я всегда о ней забываю – 27 % (-1 балл);
я плачу; мне грустно – 13 % (-2 балла).
2. Когда я иду в школу...
то хочу учиться; мне хорошо; я радостный; у меня хорошее настроение; я радуюсь – 40 % (+2 балла);
то хочу увидеть друзей; мне хочется быстрее идти, чтобы не опоздать; я тороплюсь; я спешу; я встречаюсь с подружками – 40 % (+1 балл);
я гуляю – 6,7 % (0 баллов);
думаю, что могут отключить тепло в школе – 6,7 % (-1 балл);
я хочу идти сразу домой – 6,7 % (-2 балла).
3. Когда я вижу свою учительницу...
я радуюсь; думаю о том, как я её люблю; понимаю, что ей сложно; понимаю, что она научит новому – 33 % (+2 балла);
я улыбаюсь – 7 % (+1 балл);
здороваюсь с ней; я спокойно сижу – 40 % (0 баллов);
понимаю, что когда я пойду домой, то сразу её забуду – 7 % (-1 балл);
думаю, что заругают; мне хочется, чтобы меня не вызывали к доске – 13 % (-2 балла).
4. Когда у нас контрольная работа...
очень хорошо; мне интересно; я радуюсь; стараюсь сделать правильно – 33 % (+2 балла);
я выполняю её; я тружусь; я делаю её; я думаю – 27 % (+1 балл);
я смотрю; ничего – 13 % (0 баллов);
я не совсем всё понимаю; думаю, что папа придёт; я волнуюсь – 20 % (-1 балл);