Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 11:53, дипломная работа
В связи с вышесказанным цель данного исследования: рассмотреть проблему адаптации к школе и учебной деятельности детей младшего школьного возраста, а также выявить и изучить особенности школьной адаптации первоклассников.
Для реализации поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1. проанализировать сущность, структуру и виды адаптации, а также описать особенности школьной адаптации;
2. изучить социально-психологические закономерности адаптации первоклассников к школьной жизн
Введение………………………………………………………………………..
Глава I. Сущность, структура и виды адаптации.
Особенности школьной адаптации………………………….
1.1. Адаптация как универсальная стратегия
эффективного поведения индивида
в социально-психологической ситуации……………………….
1.2. Типы адаптационных механизмов.
Этапы и способы социально-психологической адаптации…...
1.3. Понятие «школьная адаптация».
Факторы, определяющие характер и
длительность привыкания детей к учебной деятельности……
Глава II. Социально-психологические закономерности
адаптации первоклассников к школьной жизни………….
2.1. Психологическая характеристика детей
младшего школьного возраста………………………………….
2.2. Виды деятельности младших школьников.
Особенности учебной деятельности первоклассников……….
2.3. Причины и проявление школьной дезадаптации
в первом классе начальной школы……………………………..
Глава III. Экспериментальное изучение проблем и
трудностей школьной адаптации первоклассников………
3.1. Цель, задачи, гипотеза и этапы исследования.
Методики диагностирования детей…………………………….
3.2. Анализ результатов экспериментального исследования……...
3.3. Психолого-педагогические условия организации обучения
в первом классе.
Пути адаптации ребёнка к школе и учебной деятельности…..
Заключение……………………….……………………………………………
Список литературы..……………………….………………………………...
+7 — +3 балла характерны для средней нормы и говорят о положительных эмоциональных переживаниях, связанных со школой (второй уровень),
+2 — -2 балла указывают на необходимость более длительной адаптации и наличие некоторых отрицательных эмоциональных переживаний, касающихся отдельных аспектов школьного обучения (третий уровень),
-3 — -7 баллов свидетельствуют о плохой школьной адаптации и наличии страхов в области учебной деятельности (четвёртый уровень) и
-8 — -12 баллов — говорят о негативном отношении к школе, школобоязни и школьной дезадаптации (пятый уровень).
Чтобы узнать общий уровень успешности адаптации, находится сумма баллов по всем трём методикам и определяется насколько успешно адаптируется первоклассник. Дети распределяются по группам в зависимости от количества набранных баллов:
+40 — +25 баллов, данное количество баллов свидетельствует о наличии у школьника высокой школьной мотивации, учебной активности и познавательных мотивов, отсутствием школьных страхов, а также высоким уровнем школьной адаптации (первый уровень),
+24 — +9 балла говорят о преобладании в основном положительных эмоциональных переживаний, связанных со школой, но может быть недостаточно высоком уровне мотивации учения и характерны для средней нормы школьной адаптации (второй уровень),
+8 — -8 балла указывают на внешнюю мотивацию, наличие некоторых отрицательных эмоциональных переживаний, касающихся отдельных аспектов школьного обучения и необходимость более длительной адаптации (третий уровень),
-9 — -24 баллов свидетельствуют о низком уровне школьной мотивации, наличии страхов в области учебной деятельности, и, следовательно, плохой школьной адаптации (четвёртый уровень),
-25 — -40 баллов — говорят о негативном отношении к школе, школобоязни и школьной дезадаптации (пятый уровень).
С детьми, отнесёнными в группы с 4, 5 уровнями по какой либо из методик, необходима работа психолога совместно с учителем и родителями.
Детям, попавшим в группу с 3 уровнем по какой-либо из методик, необходимо более пристальное внимание со стороны учителя и родителей, а также возможно помощь со стороны взрослых.
Дети, входящие в группу со 2 и 1 уровнями по всем методикам, характеризуются нормальной и хорошей адаптацией.
4. Методика «Лесенка», разработанная В. Г. Шур,
и направленная на определение уровня самооценки ребенка.
Данная методика предназначена для выявления системы представлений ребенка о том, как он оценивает себя сам, как, по его мнению, его оценивает учитель и как соотносятся эти представления между собой.
Цель методики: определить особенности самооценки ребенка (как общего отношения к себе) и представлений ребенка о том, как он оценивает себя по различным параметрам.
Материал и оборудование: 8 нарисованных лесенок (высокий - низкий, аккуратный - неаккуратный, веселый - грустный, здоровый - больной, красивый - некрасивый, сильный - слабый, умный - глупый, хорошо учится - плохо учится) на листе бумаги, карандаш (ручка).
Процедура исследования: проводится индивидуально с каждым ребёнком. Экспериментатор в ходе беседы с ребёнком предлагает ему, используя определенную шкалу оценок, поместить себя на определённое место и предположительно указать то место, куда его поставит учитель.
Для тренировки проводится оценка себя «по росту» в сравнении с одноклассниками. Детям даётся следующая словесная инструкция: «Представь себе, что на первой лесенке внизу стоят самые низкие ученики твоего класса, а вверху - самые высокие. Поставь крестик на той ступеньке, где тебе кажется, можешь находиться среди них ты». После совершения ребёнком этих действий ему говорят: «А теперь подумай, на какую ступеньку тебя поставила бы учительница? Поставь кружок на этой ступеньке».
Ребенок ставит соответствующие обозначения и переходит к работе на следующей лесенке.
По полученным результатам подсчитывается средний балл и общий уровень самооценки. Дети условно могут быть разделены на три группы:
1. Высокий уровень самооценки: средний балл располагается в интервале от 6,7 до 10 (первый уровень – высокий).
2. Средний уровень самооценки: средний балл располагается в интервале от 3,4 до 6,6 (второй уровень – средний).
3. Низкий уровень самооценки: средний балл располагается в интервале от 0 до 3,3 (третий уровень – низкий).
5. Методика «Выбери нужное лицо»,
разработанная американскими психологами
Р. Тэммл, М. Дорки и В. Амен, и
представляющая собой детский тест тревожности
[24, кн. 3, с. 131-143].
Школьная тревожность — это сравнительно мягкая форма проявления эмоционального неблагополучия ребенка. Она выражается в волнении, повышенном беспокойстве в учебных ситуациях, в классе, ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов, сверстников. Ребенок постоянно чувствует собственную неадекватность, неполноценность, не уверен в правильности своего поведения, своих решений. Педагоги и родители обычно отмечают такие особенности ребенка, говоря, что он «боится всего», «очень раним», «мнителен», «повышенно чувствителен», «ко всему относится слишком серьезно» и т. д. Однако это, как правило, не вызывает сильного беспокойства взрослых. А между тем тревожность, в том числе и школьная, — это один из предвестников невроза, и работа по ее преодолению — это и работа по психопрофилактике невроза.
Достаточно высокий уровень школьной тревожности и, кстати, снижение самооценки вообще характерны для периода поступления в школу, первых месяцев учебы. Однако после адаптационного периода, продолжающегося обычно от одного до трех месяцев, положение меняется: эмоциональное самочувствие и самооценка стабилизируются. Именно после этого можно выделить детей с подлинной школьной тревожностью. Сделать это можно с помощью специального теста тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен (далее тест Амен), который может служить не только индикатором общего эмоционального состояния ребенка, но и позволяет определить источник напряженности. Тест опубликован [5; 55] и в настоящее время широко используется в работе с детьми.
Тестирование проводится после окончания первой четверти, когда у большинства детей проходит ситуативная тревога, связанная с поступлением в школу.
Задача состоит в том, чтобы исследовать и оценить тревожность ребенка в типичных для него жизненных ситуациях, где соответствующее качество личности проявляется в наибольшей степени. При этом сама тревожность рассматривается как черта личности, функция которой состоит в обеспечении безопасности человека на психологическом уровне и которая вместе с тем имеет отрицательные следствия. Они заключаются, в частности, в торможении активности ребенка, направленной на достижение успехов. Высокая тревожность сопровождается обычно высокоразвитой потребностью избегания неудач, что существенно препятствует стремлению к достижению успехов.
Тревожность, испытываемая человеком по отношению к определенной ситуации, не обязательно будет точно так же проявляться в другой социальной ситуации, и это зависит от отрицательного эмоционального опыта, приобретенного ребенком в данной и иных жизненных ситуациях. Именно отрицательный эмоциональный опыт повышает и порождает тревожность как черту личности и тревожное, беспокойное поведение ребенка.
Повышенный уровень личностной тревожности свидетельствует о недостаточно хорошей эмоциональной приспособленности, адаптированности ребенка к жизненным ситуациям, вызывающим беспокойство. Психодиагностика тревожности оценивает внутреннее отношение данного ребенка к определенным социальным ситуациям, дает полезную информацию о характере взаимоотношений, сложившихся у данного ребенка с окружающими людьми, в частности, в семье и в школе.
Психодиагностический изобразительный материал в этой методике представлен серией из 14 рисунков. Каждый рисунок сюжетно представляет собой некоторую типичную для жизни ребенка ситуацию и выполнен в двух вариантах - для мальчиков (на рисунке изображен мальчик) и для девочек (на рисунке представлена девочка). В процессе тестирования испытуемый идентифицирует себя с ребенком того же пола, что и он сам. Лицо данного ребенка не прорисовано полностью, дан лишь общий контур его головы.
Каждый рисунок снабжен двумя дополнительными изображениями детской головы, по размерам точно соответствующим контуру лица ребенка на рисунке. На одном из дополнительных изображений представлено улыбающееся лицо ребенка, а на другом — печальное.
В процессе психодиагностики рисунки предъявляются ребенку в той последовательности, в которой они представлены, один за другим. Показав ребенку рисунок, экспериментатор к каждому из них дает инструкцию — разъяснение следующего содержания:
К рис. 1. Игра с младшими детьми: «Как ты думаешь, какое у ребенка будет лицо, веселое или печальное? Он (она) играет с малышами».
К рис. 2. Ребенок и мать с младенцем: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (она) гуляет со своей мамой и малышом».
К рис. 3. Объект агрессии: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное?»
К рис. 4. Одевание: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) одевается».
К рис. 5. Игра со старшими детьми: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) играет со старшими детьми».
К рис. 6. Укладывание спать в одиночестве: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) идет спать».
К рис. 7. Умывание: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) в ванной».
К рис. 8. Выговор: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное?»
К рис. 9. Игнорирование: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное?»
К рис. 10. Агрессивное нападение: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное?»
К рис. 11. Собирание игрушек: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) убирает игрушки».
К рис. 12. Изоляция: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное?»
К рис. 13. Ребенок с родителями: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) со своими мамой и папой».
К рис. 14. Еда в одиночестве: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) ест».
Итак, на 14 картинках, предлагаемых ребенку, изображены типичные для его жизни эмоционально положительные, отрицательные и неопределенные ситуации. Ребенок выбирает грустные или веселые для главного героя картинки, исходя обычно из собственного самочувствия в подобных ситуациях. Не следует спрашивать у ребенка, как он понимает то, что изображено на картинке, так как даже при правильном восприятии речевое изложение увиденного может вызывать у него затруднения. От плохо говорящих или повышенно тревожных детей можно вообще не добиться ответа. Не следует также и рассказывать ребенку о том, что происходит на картинке. Подобные объяснения психолога могут подводить ребенка к определенному ответу. Важно, чтобы ребенок ориентировался на собственное понимание ситуации.
Выбор ребенком соответствующего лица и его словесные высказывания фиксируются в специальном протоколе. Протоколы, полученные от каждого ребенка, подвергаются далее анализу, который имеет две формы: количественную и качественную.
Количественный анализ состоит в следующем. Обработка происходит посредством простого суммирования количества грустных лиц, выбранных ребенком. Полученный результат и характеризует уровень его тревожности. Ответ может быть выражен как в баллах, так и в процентах.
На основании данных протокола вычисляется индекс тревожности ребенка (ИТ), который равен выраженному в процентах отношению числа эмоционально-негативных выборов к общему числу рисунков. Другими словами, для вычисления индекса тревожности в процентах следует сумму отрицательных выборов разделить на 14 (общее число ситуаций) и умножить на 100.
Количество эмоционально-негативных выборов
ИТ = ------------------------------
14
Низкий уровень тревожности диагностируется тогда, когда ребенок предлагает подставить грустное лицо только для одной ситуации (ИТ = 7,1%) (первый уровень).
Если ребенок выбирает 2-5 грустных лиц (ИТ = 14,3%, 21,4%, 28,6%, 35,7%), то это соответствует нормальному уровню тревожности, и, скорее всего, причин для беспокойства нет. Неопределенные ситуации не настораживают ребенка, а воспринимаются им в основном в положительном ключе. В этом случае никакой дополнительный качественный анализ ответов можно не проводить (второй уровень).
Если в выборе ребенка оказывается 6-7 грустных лиц (ИТ = 42,9%, 50%), то это свидетельствует о несколько повышенном уровне тревожности и означает, что в его жизни постоянно присутствует какой-то беспокоящий фактор, которому приходится противостоять. Действие беспокоящего фактора пока ограничено и не определяет общего самочувствия ребенка. Но все чаще ему приходится испытывать напряжение в тех ситуациях взаимодействия, в которых раньше он хорошо себя чувствовал (третий уровень).
Высокий уровень тревожности диагностируется тогда, когда ребенок для восьми и более ситуаций предлагает подставить грустное лицо (ИТ = 57%, 64,3%, 71,4%, 78,6%). Это значит, что он не может адекватно справляться с возникающими жизненными трудностями, свидетельствует об эмоциональной дестабилизации (четвёртый уровень).
Если в выборе ребенка оказывается 12-14 грустных лиц (ИТ = 85,7%, 92,9%, 100%) необходим качественный анализ ответов ребенка для определения тех сфер жизнедеятельности, которые выступают источником повышенной тревоги, осложняя и без того трудный период адаптации первоклассника (пятый уровень).