Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 11:53, дипломная работа
В связи с вышесказанным цель данного исследования: рассмотреть проблему адаптации к школе и учебной деятельности детей младшего школьного возраста, а также выявить и изучить особенности школьной адаптации первоклассников.
Для реализации поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1. проанализировать сущность, структуру и виды адаптации, а также описать особенности школьной адаптации;
2. изучить социально-психологические закономерности адаптации первоклассников к школьной жизн
Введение………………………………………………………………………..
Глава I. Сущность, структура и виды адаптации.
Особенности школьной адаптации………………………….
1.1. Адаптация как универсальная стратегия
эффективного поведения индивида
в социально-психологической ситуации……………………….
1.2. Типы адаптационных механизмов.
Этапы и способы социально-психологической адаптации…...
1.3. Понятие «школьная адаптация».
Факторы, определяющие характер и
длительность привыкания детей к учебной деятельности……
Глава II. Социально-психологические закономерности
адаптации первоклассников к школьной жизни………….
2.1. Психологическая характеристика детей
младшего школьного возраста………………………………….
2.2. Виды деятельности младших школьников.
Особенности учебной деятельности первоклассников……….
2.3. Причины и проявление школьной дезадаптации
в первом классе начальной школы……………………………..
Глава III. Экспериментальное изучение проблем и
трудностей школьной адаптации первоклассников………
3.1. Цель, задачи, гипотеза и этапы исследования.
Методики диагностирования детей…………………………….
3.2. Анализ результатов экспериментального исследования……...
3.3. Психолого-педагогические условия организации обучения
в первом классе.
Пути адаптации ребёнка к школе и учебной деятельности…..
Заключение……………………….……………………………………………
Список литературы..……………………….………………………………...
6. Методика «Опросник для учителя» Л. М. Ковалевой, направленная на определение факторов дезадаптации и уровня школьной дезадаптации.
Базой исследований явился первый класс средней школы № 49 г. Мурманска. В констатирующем эксперименте всего участвовало 15 учащихся – 7 девочек и 8 мальчиков.
Этапы экспериментального исследования:
1. проведение констатирующего эксперимента в начале учебного года с использованием методик № 1, 2, 3;
2. обработка результатов исследования;
3. проведение констатирующего эксперимента в конце учебного года с использованием методик № 4, 5, 6;
4. обработка результатов исследования;
5. обобщение полученных данных и формулировка выводов.
Надежность и достоверность результатов исследования обеспечивается использованием методов математической статистики.
Опишем более подробно каждую из перечисленных методик исследования.
1. Методика «Анкета для обследования школьной мотивации»
Н. Г. Лускановой, с помощью которой можно определить
уровень мотивации учения [29, c. 156-157].
Личностно-ориентированное обучение предполагает, прежде всего, активизацию внутренних стимулов учения. Такой внутренней побудительной силой является мотивация учения. По изменениям этого параметра можно судить об уровне школьной адаптации ребенка, степени овладения учебной деятельностью и об удовлетворенности ребенка ею.
Разработаны различные способы изучения школьной мотивации учащихся начальных классов. В данном экспериментальном исследовании были использованы две методики, с помощью которых можно определить уровень мотивации учения.
Данная методика, направленная на определение уровня школьной мотивации детей, обучающихся в первом классе начальной школы, т. е. на выявление наличия интереса к обучению, определение уровня сформированности «внутренней позиции школьника», оценку направленности на процесс обучения в школе и уровня познавательной активности у детей.
Методика проводится в виде индивидуальной беседы с каждым ребёнком, участвующим в исследовании, и состоит из восьми вопросов. Вопросы анкеты взяты из пособия Р. В. Овчаровой [29, c. 156-157], но несколько изменены (см. приложение 1, вопросы к первой методике). Ответы на 8 вопросов беседы оцениваются от -1 до +1 баллов (отрицательный отвеет — -1 балл, нейтральный — 0 баллов, положительный — +1 балл).
Шкала оценок:
+8 — +6 баллов, учащиеся, набравшие данное количество баллов, характеризуются высоким уровнем школьной адаптации (первый уровень),
+5 — +3 балла характерны для средней нормы (второй уровень),
+2 — -2 балла указывают на внешнюю мотивацию (третий уровень),
-3 — -5 баллов свидетельствуют о низкой школьной мотивации (четвёртый уровень) и
-6 — -8 баллов — говорят о негативном отношении к школе, школьной дезадаптации (пятый уровень).
Беседа допускает повторные опросы, что позволяет оценить динамику школьной мотивации и адаптации. Снижение уровня школьной мотивации может служить критерием школьной дезадаптации ребенка, а его повышение — положительной динамики в обучении и развитии. В последнем случае ребенок быстро адаптируется в школе. Он успешно осваивает новую социальную роль — роль ученика, принимает новые требования, овладевает новой для него деятельностью, активно вступает в новые отношения. Однако у части детей по разным причинам этот процесс протекает довольно сложно и болезненно.
2. Анализ продуктов детской деятельности, и в частности,
рисунков на тему «Что мне нравится в школе»,
помогающих изучить мотивацию учения первоклассников [16].
Данная методика — анализ продуктов детской деятельности, и в частности, рисунков, также помогающих изучить мотивацию учения первоклассников [16]. Детям предлагается сделать рисунки на тему «Что мне нравится в школе». Процедура оценки рисунков представлена в приложении 2.
Изучение рисунков позволяет лучше понять интересы, увлечения детей, особенности их темперамента, переживаний и внутреннего мира. Так, преобладание серых тонов и доминирование черного цвета в рисунках подчеркивает отсутствие жизнерадостности, пониженный тон настроения, большое количество страхов, с которыми не может справиться ребенок. Наоборот, яркие, светлые и насыщенные краски указывают на активный жизненный тонус и оптимизм. Широкие мазки при рисовании красками, масштабность, отсутствие предварительных набросков и последующих, изменяющих первоначальный сюжет дорисовок показывают уверенность и решительность. Повышенная возбудимость и особенно гиперактивность находят свое выражение в неустойчивости изображения, его смазанности или в большом числе отчетливых, но пересекающихся линий. При заторможенности и тем более беспокойстве дети рисуют мало, предпочитая другие виды деятельности.
Шкала оценок:
+20 — +13 баллов, учащиеся характеризуются высоким уровнем школьной адаптации (первый уровень); учебные ситуации на рисунках свидетельствуют о высокой школьной мотивации, учебной активности и наличии у школьника познавательных мотивов,
+12 — +5 баллов характерны для средней нормы (второй уровень); на рисунках — ситуации неучебного характера с внешними школьными атрибутами: свойственны детям с положительным отношением к школе,
+4 — -4 балла указывают на внешнюю мотивацию (третий уровень); на рисунках изображены игровые ситуации в школе: свойственны детям с положительным отношением к школе, но преобладанием игровой мотивации,
-5 — -12 баллов свидетельствуют о низкой школьной мотивации: рисунки почти не связаны с заданной темой рисования (четвёртый уровень), и
-13 — -20 баллов — говорят о негативном отношении к школе, школьной дезадаптации: рисунки не соответствуют теме (пятый уровень).
Несоответствие рисунков теме указывает на:
мотивационную незрелость ребенка, отсутствие у него школьной мотивации и преобладание других, чаще всего игровых мотивов (в этом случае дети рисуют машины, игрушки, военные действия, узоры и пр.);
детский негативизм: такое поведение свойственно детям с завышенным уровнем притязаний и трудностями приспособления к школьным требованиям (ребенок упорно отказывается рисовать на школьную тему и рисует то, что он лучше всего умеет и любит рисовать);
непонимание и неверное истолкование задачи: чаще всего это свойственно детям с задержкой психического развития (дети ничего не рисуют или копируют у других детей сюжеты, не имеющие отношения к данной теме).
3. Модифицированная методика,
разработанная на основе метода неоконченных предложений,
нацеленная на выявление страхов младших школьников [29, c. 164].
Данная методика, использованная в исследовании, нацелена на выявление страхов младших школьников и разработана на основе метода неоконченных предложений [29, c. 164].
Поступление ребенка в школу связано с возникновением важнейшего личностного новообразования — внутренней позиции школьника. Внутренняя позиция — это тот мотивационный центр, который обеспечивает направленность ребенка на учебу, его эмоционально-положительное отношение к школе, стремление соответствовать образу хорошего ученика. В тех случаях, когда важнейшие потребности ребенка, отражающие его внутреннюю позицию школьника, не удовлетворены, он может переживать устойчивое эмоциональное неблагополучие: постоянное ожидание неуспеха в школе, плохого отношения к себе со стороны педагогов и одноклассников, боязнь школы, нежелание посещать ее.
Страх — эффективное (эмоционально заостренное) отражение в сознании человека конкретной угрозы для его жизни и благополучия; тревога— эмоционально заостренное ощущение предстоящей угрозы [29, c. 161]. Тревога в отличие от страха не всегда отрицательно воспринимаемое чувство, так как она возможна и в виде радостного волнения, волнующего ожидания. Эмоционально неблагополучный ребенок в зависимости от психической структуры личности, жизненного опыта, взаимоотношений с родителями и сверстниками может испытывать как тревогу, так и страх. Состояние безотчетного, неопределенного беспокойства порождает тревогу, боязнь определенных объектов или мыслей, чувство страха. Объединяющим началом для страха и тревоги является чувство беспокойства. Оно проявляется в том, что ребенок теряется, когда его спрашивают, не находит нужных слов для ответа на вопрос, говорит дрожащим голосом и часто замолкает совсем. Внутри все холодеет, тело «наливается свинцом», щемит в области сердца, ладони становятся влажными. Он может совершать много лишних движений или, наоборот, становится неподвижным, скованным. Такие симптомы говорят о перенапряжении психофизиологических функций организма. Страхи бывают возрастные и невротические.
Возрастные страхи отмечаются у эмоционально чувствительных детей как отражение особенностей их психического и личностного развития. Возникают они, как правило, под действием следующих факторов: наличие страхов у родителей; тревожность в отношениях с ребенком, избыточное предохранение его от опасностей и изоляция от общения со сверстниками; большое количество запретов со стороны родителя того же пола или полное предоставление свободы ребенку родителем другого пола, а также многочисленные нереализуемые угрозы всех взрослых в семье; отсутствие возможности для ролевой идентификации с родителем того же пола, преимущественно у мальчиков; конфликтные отношения между родителями; психические травмы типа испуга; психологическое заражение страхами в процессе общения со сверстниками и взрослыми.
Невротические страхи характеризуются большей эмоциональной интенсивностью и напряженностью; длительным течением или постоянством; неблагоприятным влиянием на формирование характера и личности; взаимосвязью с другими невротическими расстройствами и переживаниями; избеганием объекта страха, а также всего нового и неизвестного; относительной трудностью устранения страхов. Невротические страхи могут быть результатом длительных и неразрешимых переживаний. Чаше боятся подобным образом чувствительные, испытывающие эмоциональные затруднения в отношениях с родителями дети, чье представление о себе искажено эмоциональными переживаниями в семье или конфликтами. Эти дети не могут полагаться на взрослых как на источник безопасности, авторитета и любви.
Социальная позиция школьника, налагающая на него чувство ответственности, долга, обязанности, может спровоцировать появление страха «быть не тем». Ребенок боится не успеть, опоздать, сделать не то, не так, быть осужденным и наказанным. В младшем школьном возрасте страх «быть не тем» достигает максимального развития, поскольку дети стараются овладеть новыми знаниями, серьезно относятся к своим обязанностям школьника и очень переживают по поводу отметок. Первоклассники, которые по разным причинам не могут справляться с учебной нагрузкой, со временем попадают в разряд неуспевающих, что, в свою очередь, приводит как к неврозам, так и к школобоязни.
Дети, которые не приобрели до школы необходимого опыта общения со взрослыми и сверстниками, не уверенные в себе, боятся не оправдать ожидания взрослых, испытывают трудности адаптации в школьном коллективе и страх перед учительницей. В основе этого страха лежит боязнь сделать ошибку, совершить глупость и быть осмеянным. Больше всего такие дети боятся отвечать у доски. Именно у доски в полной мере проявляется их беззащитность.
Некоторые дети панически боятся сделать ошибку, когда готовят уроки. Это происходит в тех случаях, когда родители педантично их проверяют и при этом очень драматично относятся к ошибкам. Даже если родители не наказывают ребенка, психологическое наказание все равно присутствует.
В младшем школьном возрасте отметка — не просто оценка конкретного результата деятельности, она субъективно воспринимается ребенком как оценка всей его личности. «Ты плохой, потому что ты плохо учишься», — говорят ребенку. Он соглашается, и возникает неразрешимый внутренний конфликт. Он сопровождается чувством неопределенности, неуверенности в себе и различными страхами.
В ряде случаев страх перед школой вызван конфликтом со сверстниками, боязнью проявлений физической агрессии с их стороны. Особенно это характерно для эмоционально чувствительных социокультурно и педагогически запущенных детей. Чаще всего подобные страхи с возрастом меняют свой характер, иногда исчезают совсем. Но, принимая длительный характер, они вызывают у ребенка чувство бессилия, неспособность справиться со своими чувствами, контролировать их.
Итак, большая часть страхов младших школьников лежит в области учебной деятельности: боязнь «быть не тем», страх сделать ошибку, боязнь получить плохую отметку, боязнь конфликта со сверстниками. Школьные страхи не только лишают ребенка психологического комфорта, радости учения, но и способствуют развитию детских неврозов. Выявить страхи младших школьников можно с помощью методов неоконченных предложений и рисования страхов.
Метод неоконченных предложений используется для диагностики страхов в различных сферах общения и деятельности школьника. Ребенку предлагается закончить предложения: «Я буду начинать предложение, а тебе надо его закончить». Например, в данном исследовании использовались следующие шесть неоконченных предложений:
1. Когда я думаю о школе...
2. Когда я иду в школу...
3. Когда я вижу свою учительницу...
4. Когда у нас контрольная работа...
5. Когда кончаются уроки...
6. Когда учитель задает вопрос, я...
В окончаниях заданных предложений проецируются эмоциональные переживания ребенка, которые очень важно знать учителю. Положительные эмоциональные переживания оцениваются от +2 до +1 баллов, нейтральные – 0 баллов, отрицательные от -1 до -2 баллов. Таким образом, ребёнок, набравший от +12 до -12 баллов может быть отнесён к одной из пяти групп:
+12 — +8 баллов, характеризуются отсутствием школьных страхов и высоким уровнем школьной адаптации (первый уровень),