Сравнительный анализ социально-психологических особенностей адаптации первоклассников в начале и в конце учебного года КОНЦЕ УЧЕБНОГО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 11:53, дипломная работа

Описание

В связи с вышесказанным цель данного исследования: рассмотреть проблему адаптации к школе и учебной деятельности детей младшего школьного возраста, а также выявить и изучить особенности школьной адаптации первоклассников.
Для реализации поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1. проанализировать сущность, структуру и виды адаптации, а также описать особенности школьной адаптации;
2. изучить социально-психологические закономерности адаптации первоклассников к школьной жизн

Содержание

Введение………………………………………………………………………..
Глава I. Сущность, структура и виды адаптации.
Особенности школьной адаптации………………………….
1.1. Адаптация как универсальная стратегия
эффективного поведения индивида
в социально-психологической ситуации……………………….
1.2. Типы адаптационных механизмов.
Этапы и способы социально-психологической адаптации…...
1.3. Понятие «школьная адаптация».
Факторы, определяющие характер и
длительность привыкания де­тей к учебной деятельности……
Глава II. Социально-психологические закономерности
адаптации первоклассников к школьной жизни………….
2.1. Психологическая характеристика детей
младшего школьного возраста………………………………….
2.2. Виды деятельности младших школьников.
Особенности учебной деятельности первоклассников……….
2.3. Причины и проявление школьной дезадаптации
в первом клас­се начальной школы……………………………..
Глава III. Экспериментальное изучение проблем и
трудностей школьной адаптации первоклассников………
3.1. Цель, задачи, гипотеза и этапы исследования.
Методики диагностирования детей…………………………….
3.2. Анализ результатов экспериментального исследования……...
3.3. Психолого-педагогические условия организации обучения
в первом классе.
Пути адаптации ребёнка к школе и учебной деятельности…..
Заключение……………………….……………………………………………
Список литературы..……………………….………………………………...

Работа состоит из  1 файл

Адаптация первоклассников диплом.doc

— 655.50 Кб (Скачать документ)

Структура учебной мотивации младшего школьника за­висит также от статуса ребенка в классном коллективе. Дети с неразвитой структурой мотивации имеют и низкий статус в классе (как правило, это неуспевающие ученики). Общественная позиция сказывается на деятельности ребенка на уроке. Дети, имеющие трудности в учебе, при недоброжела­тельном отношении к ним в классе показывают низкие ре­зультаты. Страх перед неудачей сковывает активность таких учеников на уроке, учебный процесс связывается у них в основном с негативными эмоциями. Следовательно, чтобы развивать мотивацию запущенного ученика процессом уче­ния, учителю необходимо сначала повысить его социальный статус — поощрять успехи, пусть даже и незначительные, а ошибки и неудачи лучше обсуждать наедине.

Все младшие школьники весьма чувствительны к тому, как оцениваются их знания, умения. Отрицательная отмет­ка способна изменить отношение ученика к учителю. Учите­лю следует помнить, что отметка для ребенка имеет, прежде всего, эмоциональное значение. Преобладание негативных эмоций (отрицательные отметки) служит не формирова­нию интереса к учению, а, наоборот, блокирует его. В отно­шениях ученик — учитель, так же как и в отношениях в семье, нужна заинтересованность взрослого в изменении позиции ребенка.

Таким образом, проведённое исследование показало, что наиболее проблемная адаптация в начале учебного года отмечается у 33 % детей (объекты № 6 – девочки, № 2, 3, 5, 6 – мальчики) и данным детям в этой ситуации требуется поддержка взрослых.

 

На третьем этапе исследования проводился констатирующий эксперимент в конце учебного года с использованием методик № 4, 5, 6.

1. После проведения методики «Опросник для учителя» Л. М. Ковалевой (школьная дезадаптация, факторы дезадаптации) всех детей экспериментальной группы можно разделить на 4 подгруппы:

1.             первый уровень является нормальным, не дает возможности  говорить  о каком-либо неблагополучии – 66 % детей;

2.             второй уровень свидетельствует о средней степени дезадаптации – 20% детей;

3.             третий уровень — серьезная степень дезадаптации – 7% учащихся;

4.             четвёртый уровень — дети,   как   правило,   нуждаются   в консультации психоневролога – 7 % учащихся.

Поэтому можно считать успешно адаптированными детей, относящихся к первой категории - (1 подгруппа) – 66% и имеющими какие-либо проблемы в адаптации к школе детей из второй, третьей и четвёртой категорий - (2 подгруппа) – 34%.

 

В ходе проведения обследования детям необходимо было оценить себя по восьми признакам: 1) рост, 2) аккуратность, 3) оптимизм, 4) здоровье, 5) красота, 6) сила, 7) ум, 8) успех в учебе.

Результаты исследования самооценки детей обследованного класса находятся в таблице 2 (см. приложение 3).

Исходя из того, что детям в задании была представлена лесенка с десятью ступеньками, можно считать:

1.             уровень самооценки высоким, если его значение лежит в пределах от 6,7 до 10 (первый уровень – высокий);

2.             уровень самооценки средним, если его значение лежит в пределах от 3,4 до 6,6 (второй уровень – средний);

3.             уровень самооценки низким, если его значение лежит в пределах от 0 до 3,3 (третий уровень – низкий).

По результатам исследования всех детей класса можно разделить на две подгруппы:

1.             дети с высоким уровнем самооценки - 40%,

2.             дети со средним уровнем самооценки - 60%.

Самооценка некоторых детей отличается внутренней противоречивостью. Это говорит о тех сложностях, которые претерпевает самосознание ребенка в период его адаптации к школьному обучению.

Рассмотрим взаимосвязь уровня психологической адаптации ребенка и уровня его самооценки (см. приложение 3, таблицу 2).

Все обследованные дети были разделены на две подгруппы:

1.             подгруппа - успешно адаптированные дети, относящиеся к первой категории (по тесту Ковалёвой) - (1 подгруппа) – 66%,

2.             подгруппа - имеющие какие-либо проблемы в адаптации к школе - дети из второй, третьей и четвёртой категорий (по тесту Ковалёвой) - (2 подгруппа) – 34%.

В первой подгруппе уровень самооценки детей представлен следующим образом:

1.             дети с высоким уровнем самооценки - 6 человек - 60%,

2.             дети со средним уровнем самооценки - 4 человека - 40%.

Во второй подгруппе уровень самооценки детей представлен следующим образом:

1.             дети с высоким уровнем самооценки - 0 человек - 0%,

2.             дети со средним уровнем самооценки - 5 человек - 100%

Таким образом, видно, что дети с различным  уровнем психологической адаптации к школе оценивают себя по-разному: дети, успешно адаптирующиеся к обучению в школе, чаще имеют высокую самооценку, чем плохоадаптирующиеся и дезадаптированные дети.

 

Рассмотрим полученные данные по детскому тесту тревожности «Выбери нужное лицо» Р. Тэммл, М. Дорки и В. Амен, (личностная тревожность, особеннос­ти общения, семейных взаимоотношений).

В ходе эксперимента был определён уровень тревожности детей в период их адаптации к школе.

Всех детей обследованного класса можно разделить на 5 подгрупп (см. приложение 3, таблицу 2) согласно индексу тревожности (ИТ):

1.             Нор­мальный уровень тревожности - ИТ = 14,3%, 21,4%, 28,6%, 35,7% (первый уровень) – 27% детей.

2.             Повышенный уровень тревожности - ИТ = 42,9%, 50% (второй уровень) – 54% учащихся.

3.             Высокий уровень тревожности - ИТ = 57%, 64,3%, 71,4%, 78,6% (третий уровень) – 21% первоклассников.

4.             Низкий уровень тревожности - ИТ = 7,1% (четвёртый уровень) – 0% детей.

5.             Слишком высокий – патологический – уровень тревожности - ИТ = 85,7%, 92,9%, 100% (пятый уровень) – 0% испытуемых.

Как уже отмечалось выше, все обследованные дети были проранжированы по мере убывания коэффициента их психологической дезадаптации и разделены на две подгруппы:

1.             подгруппа - успешно адаптированные дети, относящиеся к первой категории (по тесту Ковалёвой) - (1 подгруппа) – 66%,

2.             подгруппа - имеющие какие-либо проблемы в адаптации к школе - дети из второй, третьей и четвёртой категорий (по тесту Ковалёвой) - (2 подгруппа) – 34%.

В первой подгруппе уровень тревожности детей представлен следующим образом:

1.             Нор­мальный уровень тревожности - ИТ = 14,3%, 21,4%, 28,6%, 35,7% (первый уровень) – 40% детей.

2.             Повышенный уровень тревожности - ИТ = 42,9%, 50% (второй уровень) – 60% учащихся.

3.             Высокий уровень тревожности - ИТ = 57%, 64,3%, 71,4%, 78,6% (третий уровень) – 0% первоклассников.

Во второй подгруппе уровень тревожности детей представлен следующим образом:

1.             Нор­мальный уровень тревожности - ИТ = 14,3%, 21,4%, 28,6%, 35,7% (первый уровень) – 0% детей.

2.             Повышенный уровень тревожности - ИТ = 42,9%, 50% (второй уровень) – 40% учащихся.

3.             Высокий уровень тревожности - ИТ = 57%, 64,3%, 71,4%, 78,6% (третий уровень) – 60% первоклассников.

Таким образом, видно, что дети с различным  уровнем психологической адаптации к школе имеют различный уровень тревожности: дети, успешно адаптирующиеся к обучению в школе, чаще имеют средний уровень тревожности, чем плохоадаптирующиеся и дезадаптированные дети.

 

Рассмотрим, как взаимосвязаны между собой уровень адаптации и уровень школьной мотивации, также определенный в ходе экспериментальной работы (см. приложение 2, таблицу 2).

Как уже отмечалось выше, все обследованные дети были проранжированы по мере убывания коэффициента их психологической дезадаптации и разделены на две подгруппы:

1.             подгруппа - успешно адаптированные дети, относящиеся к первой категории (по тесту Ковалёвой) - (1 подгруппа) – 66%,

2.             подгруппа - имеющие какие-либо проблемы в адаптации к школе - дети из второй, третьей и четвёртой категорий (по тесту Ковалёвой) - (2 подгруппа) – 34%.

В первой подгруппе уровень школьной мотивации детей представлен следующим образом:

1.             20% учащихся, характеризуется высоким уровнем школьной мотивации (первый уровень - высокий),

2.             для 70% детей характерна средняя норма,  т. е. хороший уровень школьной мотивации (второй уровень - хороший),

3.             лишь 10% первоклассников имеют внешнюю мотивацию, школа привлекает больше своими внеучебными сторонами (третий уровень – средний).

Во второй подгруппе уровень тревожности детей представлен следующим образом:

1.             первый уровень – высокий – 0%,

2.             второй уровень – хороший – 40%,

3.             третий уровень – средний – 60%.

В отличие от детей второй подгруппы, имеющих хороший и средний уровни мотивации, среди детей первой подгруппы большинство учащихся имеют высокий и хороший уровень учебной мотивации.

Исходя из этого, можно отметить, что дети с различным уровнем психологической адаптации к школе имеют различный уровень школьной мотивации: дети, успешно адаптирующиеся к обучению в школе, чаще имеют высокий и хороший уровень школьной мотивации, чем плохоадаптирующиеся и дезадаптированные дети.

Следует отметить, что у девочек адаптация проходит несколько успешнее, чем у мальчиков и большинство из них (86% девочек) были отнесены к группе детей, успешно адаптирующихся к обучению в школе, в сравнении с 50% мальчиков. В подгруппу учащихся, имеющих какие-либо проблемы в адаптации к школе, вошли 50% мальчиков и 14% девочек.

Если в целом делить всю экспериментальную группу на успешно адаптирующихся и имеющих проблемы с адаптацией, то к первой подгруппе можно отнести 40% девочек и 27% мальчиков, а ко второй подгруппе первоклассников (плохо адаптирующихся и дезадаптированных) относятся 6% девочек и 27% мальчиков.

Кроме того, успешно адаптирующиеся первоклассники в начале учебного года не имеют проблем с адаптацией и к окончанию первого класса. Те же дети, которые были отмечены в начале учебного года как плохо адаптирующиеся, к окончанию первого класса имеют проблемы с адаптацией, и в частности у них отмечен более высокий уровень тревожности и более низкий уровень самооценки и мотивации учения.

 

3.3. Психолого-педагогические условия

организации обучения в первом классе.

Пути адаптации ребёнка к школе и учебной деятельности

В настоящее время во многих регионах России завершает­ся переход начальной школы на четырехлетнее обучение. Переход к четырехлетнему начальному обучению обуслов­лен, прежде всего, неудовлетворительным состоянием здоровья школьников, 80-90% детей 6-7 лет, поступающих в первый класс, имеют те или иные отклонения физического здоровья, а 18-20% имеют пограничные (негрубые) нарушения психическо­го здоровья. У этих детей снижены учебные возможности и рабо­тоспособность, повышена утомляемость, в результате чего они испытывают чрезмерное напряжение ведущих функциональных систем. Все это резко снижает адаптационные возможности орга­низма, затрудняет процесс и особенности функциональной адап­тации детей в школе [27, c. 39].

Четырехлетняя начальная школа обеспечивает благоприят­ную адаптацию ребенка в школе, позволяет снять перегрузку обучающихся, обеспечить благополучное развитие ребенка, учесть возрастные потребности и индивидуальные особеннос­ти каждого школьника. Состояние здоровья младших школьников требует особен­но внимательного отношения к организации их школьной жизни: режиму учебных занятий, интенсивности учебной на­грузки, методикам обучения, гигиеническим требованиям, эмоциональному климату в классе и др.

Первый год начального обучения может проходить в следу­ющих образовательных учреждениях:

             образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Место организации — дошколь­ное учреждение. Режим дня соответствует дошкольному обра­зовательному учреждению. Время пребывания детей — полный день. Уроки проводит школьный учитель, внеучебную деятель­ность осуществляет воспитатель дошкольного учреждения.

             общеобразовательная школа. Режим дня соответствует начальной ступени общеобразовательной школы. Время пребы­вания детей — не более 4 часов. Уроки проводит учитель. Если школа располагает условиями для организации полного дня (спальня, питание, игровая комната, участок), возможно пре­бывание детей в течение 9-10 часов.

В первый класс, с согласия родителей и заключения психоло­го-медико-педагогической комиссии о готовности ребенка к обу­чению, могут быть приняты дети, которым к 1 сентября текущего года исполнилось шесть лет.

Анализ массового опыта перехода первой ступени школы на четырехлетний период обучения показывает, что обучение в первом классе не всегда соответствует возрастным особенно­стям детей. Так, учитель часто не учитывает существенное от­личие ребенка седьмого и восьмого года жизни и организует обучение в четырехлетней начальной школе так же, как и в трех­летней. Достаточно распространены случаи, когда режим учебной нагрузки, методы и формы организации обучения формально пе­реносятся из трехлетней начальной школы, что отрицательно от­ражается на здоровье детей, развитии их интереса к учебной дея­тельности.

Информация о работе Сравнительный анализ социально-психологических особенностей адаптации первоклассников в начале и в конце учебного года КОНЦЕ УЧЕБНОГО