Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 11:53, дипломная работа
В связи с вышесказанным цель данного исследования: рассмотреть проблему адаптации к школе и учебной деятельности детей младшего школьного возраста, а также выявить и изучить особенности школьной адаптации первоклассников.
Для реализации поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1. проанализировать сущность, структуру и виды адаптации, а также описать особенности школьной адаптации;
2. изучить социально-психологические закономерности адаптации первоклассников к школьной жизн
Введение………………………………………………………………………..
Глава I. Сущность, структура и виды адаптации.
Особенности школьной адаптации………………………….
1.1. Адаптация как универсальная стратегия
эффективного поведения индивида
в социально-психологической ситуации……………………….
1.2. Типы адаптационных механизмов.
Этапы и способы социально-психологической адаптации…...
1.3. Понятие «школьная адаптация».
Факторы, определяющие характер и
длительность привыкания детей к учебной деятельности……
Глава II. Социально-психологические закономерности
адаптации первоклассников к школьной жизни………….
2.1. Психологическая характеристика детей
младшего школьного возраста………………………………….
2.2. Виды деятельности младших школьников.
Особенности учебной деятельности первоклассников……….
2.3. Причины и проявление школьной дезадаптации
в первом классе начальной школы……………………………..
Глава III. Экспериментальное изучение проблем и
трудностей школьной адаптации первоклассников………
3.1. Цель, задачи, гипотеза и этапы исследования.
Методики диагностирования детей…………………………….
3.2. Анализ результатов экспериментального исследования……...
3.3. Психолого-педагогические условия организации обучения
в первом классе.
Пути адаптации ребёнка к школе и учебной деятельности…..
Заключение……………………….……………………………………………
Список литературы..……………………….………………………………...
Структура учебной мотивации младшего школьника зависит также от статуса ребенка в классном коллективе. Дети с неразвитой структурой мотивации имеют и низкий статус в классе (как правило, это неуспевающие ученики). Общественная позиция сказывается на деятельности ребенка на уроке. Дети, имеющие трудности в учебе, при недоброжелательном отношении к ним в классе показывают низкие результаты. Страх перед неудачей сковывает активность таких учеников на уроке, учебный процесс связывается у них в основном с негативными эмоциями. Следовательно, чтобы развивать мотивацию запущенного ученика процессом учения, учителю необходимо сначала повысить его социальный статус — поощрять успехи, пусть даже и незначительные, а ошибки и неудачи лучше обсуждать наедине.
Все младшие школьники весьма чувствительны к тому, как оцениваются их знания, умения. Отрицательная отметка способна изменить отношение ученика к учителю. Учителю следует помнить, что отметка для ребенка имеет, прежде всего, эмоциональное значение. Преобладание негативных эмоций (отрицательные отметки) служит не формированию интереса к учению, а, наоборот, блокирует его. В отношениях ученик — учитель, так же как и в отношениях в семье, нужна заинтересованность взрослого в изменении позиции ребенка.
Таким образом, проведённое исследование показало, что наиболее проблемная адаптация в начале учебного года отмечается у 33 % детей (объекты № 6 – девочки, № 2, 3, 5, 6 – мальчики) и данным детям в этой ситуации требуется поддержка взрослых.
На третьем этапе исследования проводился констатирующий эксперимент в конце учебного года с использованием методик № 4, 5, 6.
1. После проведения методики «Опросник для учителя» Л. М. Ковалевой (школьная дезадаптация, факторы дезадаптации) всех детей экспериментальной группы можно разделить на 4 подгруппы:
1. первый уровень является нормальным, не дает возможности говорить о каком-либо неблагополучии – 66 % детей;
2. второй уровень свидетельствует о средней степени дезадаптации – 20% детей;
3. третий уровень — серьезная степень дезадаптации – 7% учащихся;
4. четвёртый уровень — дети, как правило, нуждаются в консультации психоневролога – 7 % учащихся.
Поэтому можно считать успешно адаптированными детей, относящихся к первой категории - (1 подгруппа) – 66% и имеющими какие-либо проблемы в адаптации к школе детей из второй, третьей и четвёртой категорий - (2 подгруппа) – 34%.
В ходе проведения обследования детям необходимо было оценить себя по восьми признакам: 1) рост, 2) аккуратность, 3) оптимизм, 4) здоровье, 5) красота, 6) сила, 7) ум, 8) успех в учебе.
Результаты исследования самооценки детей обследованного класса находятся в таблице 2 (см. приложение 3).
Исходя из того, что детям в задании была представлена лесенка с десятью ступеньками, можно считать:
1. уровень самооценки высоким, если его значение лежит в пределах от 6,7 до 10 (первый уровень – высокий);
2. уровень самооценки средним, если его значение лежит в пределах от 3,4 до 6,6 (второй уровень – средний);
3. уровень самооценки низким, если его значение лежит в пределах от 0 до 3,3 (третий уровень – низкий).
По результатам исследования всех детей класса можно разделить на две подгруппы:
1. дети с высоким уровнем самооценки - 40%,
2. дети со средним уровнем самооценки - 60%.
Самооценка некоторых детей отличается внутренней противоречивостью. Это говорит о тех сложностях, которые претерпевает самосознание ребенка в период его адаптации к школьному обучению.
Рассмотрим взаимосвязь уровня психологической адаптации ребенка и уровня его самооценки (см. приложение 3, таблицу 2).
Все обследованные дети были разделены на две подгруппы:
1. подгруппа - успешно адаптированные дети, относящиеся к первой категории (по тесту Ковалёвой) - (1 подгруппа) – 66%,
2. подгруппа - имеющие какие-либо проблемы в адаптации к школе - дети из второй, третьей и четвёртой категорий (по тесту Ковалёвой) - (2 подгруппа) – 34%.
В первой подгруппе уровень самооценки детей представлен следующим образом:
1. дети с высоким уровнем самооценки - 6 человек - 60%,
2. дети со средним уровнем самооценки - 4 человека - 40%.
Во второй подгруппе уровень самооценки детей представлен следующим образом:
1. дети с высоким уровнем самооценки - 0 человек - 0%,
2. дети со средним уровнем самооценки - 5 человек - 100%
Таким образом, видно, что дети с различным уровнем психологической адаптации к школе оценивают себя по-разному: дети, успешно адаптирующиеся к обучению в школе, чаще имеют высокую самооценку, чем плохоадаптирующиеся и дезадаптированные дети.
Рассмотрим полученные данные по детскому тесту тревожности «Выбери нужное лицо» Р. Тэммл, М. Дорки и В. Амен, (личностная тревожность, особенности общения, семейных взаимоотношений).
В ходе эксперимента был определён уровень тревожности детей в период их адаптации к школе.
Всех детей обследованного класса можно разделить на 5 подгрупп (см. приложение 3, таблицу 2) согласно индексу тревожности (ИТ):
1. Нормальный уровень тревожности - ИТ = 14,3%, 21,4%, 28,6%, 35,7% (первый уровень) – 27% детей.
2. Повышенный уровень тревожности - ИТ = 42,9%, 50% (второй уровень) – 54% учащихся.
3. Высокий уровень тревожности - ИТ = 57%, 64,3%, 71,4%, 78,6% (третий уровень) – 21% первоклассников.
4. Низкий уровень тревожности - ИТ = 7,1% (четвёртый уровень) – 0% детей.
5. Слишком высокий – патологический – уровень тревожности - ИТ = 85,7%, 92,9%, 100% (пятый уровень) – 0% испытуемых.
Как уже отмечалось выше, все обследованные дети были проранжированы по мере убывания коэффициента их психологической дезадаптации и разделены на две подгруппы:
1. подгруппа - успешно адаптированные дети, относящиеся к первой категории (по тесту Ковалёвой) - (1 подгруппа) – 66%,
2. подгруппа - имеющие какие-либо проблемы в адаптации к школе - дети из второй, третьей и четвёртой категорий (по тесту Ковалёвой) - (2 подгруппа) – 34%.
В первой подгруппе уровень тревожности детей представлен следующим образом:
1. Нормальный уровень тревожности - ИТ = 14,3%, 21,4%, 28,6%, 35,7% (первый уровень) – 40% детей.
2. Повышенный уровень тревожности - ИТ = 42,9%, 50% (второй уровень) – 60% учащихся.
3. Высокий уровень тревожности - ИТ = 57%, 64,3%, 71,4%, 78,6% (третий уровень) – 0% первоклассников.
Во второй подгруппе уровень тревожности детей представлен следующим образом:
1. Нормальный уровень тревожности - ИТ = 14,3%, 21,4%, 28,6%, 35,7% (первый уровень) – 0% детей.
2. Повышенный уровень тревожности - ИТ = 42,9%, 50% (второй уровень) – 40% учащихся.
3. Высокий уровень тревожности - ИТ = 57%, 64,3%, 71,4%, 78,6% (третий уровень) – 60% первоклассников.
Таким образом, видно, что дети с различным уровнем психологической адаптации к школе имеют различный уровень тревожности: дети, успешно адаптирующиеся к обучению в школе, чаще имеют средний уровень тревожности, чем плохоадаптирующиеся и дезадаптированные дети.
Рассмотрим, как взаимосвязаны между собой уровень адаптации и уровень школьной мотивации, также определенный в ходе экспериментальной работы (см. приложение 2, таблицу 2).
Как уже отмечалось выше, все обследованные дети были проранжированы по мере убывания коэффициента их психологической дезадаптации и разделены на две подгруппы:
1. подгруппа - успешно адаптированные дети, относящиеся к первой категории (по тесту Ковалёвой) - (1 подгруппа) – 66%,
2. подгруппа - имеющие какие-либо проблемы в адаптации к школе - дети из второй, третьей и четвёртой категорий (по тесту Ковалёвой) - (2 подгруппа) – 34%.
В первой подгруппе уровень школьной мотивации детей представлен следующим образом:
1. 20% учащихся, характеризуется высоким уровнем школьной мотивации (первый уровень - высокий),
2. для 70% детей характерна средняя норма, т. е. хороший уровень школьной мотивации (второй уровень - хороший),
3. лишь 10% первоклассников имеют внешнюю мотивацию, школа привлекает больше своими внеучебными сторонами (третий уровень – средний).
Во второй подгруппе уровень тревожности детей представлен следующим образом:
1. первый уровень – высокий – 0%,
2. второй уровень – хороший – 40%,
3. третий уровень – средний – 60%.
В отличие от детей второй подгруппы, имеющих хороший и средний уровни мотивации, среди детей первой подгруппы большинство учащихся имеют высокий и хороший уровень учебной мотивации.
Исходя из этого, можно отметить, что дети с различным уровнем психологической адаптации к школе имеют различный уровень школьной мотивации: дети, успешно адаптирующиеся к обучению в школе, чаще имеют высокий и хороший уровень школьной мотивации, чем плохоадаптирующиеся и дезадаптированные дети.
Следует отметить, что у девочек адаптация проходит несколько успешнее, чем у мальчиков и большинство из них (86% девочек) были отнесены к группе детей, успешно адаптирующихся к обучению в школе, в сравнении с 50% мальчиков. В подгруппу учащихся, имеющих какие-либо проблемы в адаптации к школе, вошли 50% мальчиков и 14% девочек.
Если в целом делить всю экспериментальную группу на успешно адаптирующихся и имеющих проблемы с адаптацией, то к первой подгруппе можно отнести 40% девочек и 27% мальчиков, а ко второй подгруппе первоклассников (плохо адаптирующихся и дезадаптированных) относятся 6% девочек и 27% мальчиков.
Кроме того, успешно адаптирующиеся первоклассники в начале учебного года не имеют проблем с адаптацией и к окончанию первого класса. Те же дети, которые были отмечены в начале учебного года как плохо адаптирующиеся, к окончанию первого класса имеют проблемы с адаптацией, и в частности у них отмечен более высокий уровень тревожности и более низкий уровень самооценки и мотивации учения.
3.3. Психолого-педагогические условия
организации обучения в первом классе.
Пути адаптации ребёнка к школе и учебной деятельности
В настоящее время во многих регионах России завершается переход начальной школы на четырехлетнее обучение. Переход к четырехлетнему начальному обучению обусловлен, прежде всего, неудовлетворительным состоянием здоровья школьников, 80-90% детей 6-7 лет, поступающих в первый класс, имеют те или иные отклонения физического здоровья, а 18-20% имеют пограничные (негрубые) нарушения психического здоровья. У этих детей снижены учебные возможности и работоспособность, повышена утомляемость, в результате чего они испытывают чрезмерное напряжение ведущих функциональных систем. Все это резко снижает адаптационные возможности организма, затрудняет процесс и особенности функциональной адаптации детей в школе [27, c. 39].
Четырехлетняя начальная школа обеспечивает благоприятную адаптацию ребенка в школе, позволяет снять перегрузку обучающихся, обеспечить благополучное развитие ребенка, учесть возрастные потребности и индивидуальные особенности каждого школьника. Состояние здоровья младших школьников требует особенно внимательного отношения к организации их школьной жизни: режиму учебных занятий, интенсивности учебной нагрузки, методикам обучения, гигиеническим требованиям, эмоциональному климату в классе и др.
Первый год начального обучения может проходить в следующих образовательных учреждениях:
образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Место организации — дошкольное учреждение. Режим дня соответствует дошкольному образовательному учреждению. Время пребывания детей — полный день. Уроки проводит школьный учитель, внеучебную деятельность осуществляет воспитатель дошкольного учреждения.
общеобразовательная школа. Режим дня соответствует начальной ступени общеобразовательной школы. Время пребывания детей — не более 4 часов. Уроки проводит учитель. Если школа располагает условиями для организации полного дня (спальня, питание, игровая комната, участок), возможно пребывание детей в течение 9-10 часов.
В первый класс, с согласия родителей и заключения психолого-медико-
Анализ массового опыта перехода первой ступени школы на четырехлетний период обучения показывает, что обучение в первом классе не всегда соответствует возрастным особенностям детей. Так, учитель часто не учитывает существенное отличие ребенка седьмого и восьмого года жизни и организует обучение в четырехлетней начальной школе так же, как и в трехлетней. Достаточно распространены случаи, когда режим учебной нагрузки, методы и формы организации обучения формально переносятся из трехлетней начальной школы, что отрицательно отражается на здоровье детей, развитии их интереса к учебной деятельности.