Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 11:53, дипломная работа
В связи с вышесказанным цель данного исследования: рассмотреть проблему адаптации к школе и учебной деятельности детей младшего школьного возраста, а также выявить и изучить особенности школьной адаптации первоклассников.
Для реализации поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1. проанализировать сущность, структуру и виды адаптации, а также описать особенности школьной адаптации;
2. изучить социально-психологические закономерности адаптации первоклассников к школьной жизн
Введение………………………………………………………………………..
Глава I. Сущность, структура и виды адаптации.
Особенности школьной адаптации………………………….
1.1. Адаптация как универсальная стратегия
эффективного поведения индивида
в социально-психологической ситуации……………………….
1.2. Типы адаптационных механизмов.
Этапы и способы социально-психологической адаптации…...
1.3. Понятие «школьная адаптация».
Факторы, определяющие характер и
длительность привыкания детей к учебной деятельности……
Глава II. Социально-психологические закономерности
адаптации первоклассников к школьной жизни………….
2.1. Психологическая характеристика детей
младшего школьного возраста………………………………….
2.2. Виды деятельности младших школьников.
Особенности учебной деятельности первоклассников……….
2.3. Причины и проявление школьной дезадаптации
в первом классе начальной школы……………………………..
Глава III. Экспериментальное изучение проблем и
трудностей школьной адаптации первоклассников………
3.1. Цель, задачи, гипотеза и этапы исследования.
Методики диагностирования детей…………………………….
3.2. Анализ результатов экспериментального исследования……...
3.3. Психолого-педагогические условия организации обучения
в первом классе.
Пути адаптации ребёнка к школе и учебной деятельности…..
Заключение……………………….……………………………………………
Список литературы..……………………….………………………………...
Отношение к самому учебному процессу определяется общей познавательной активностью ребенка. У него еще нет познавательного интереса к самому учебному материалу. Он только пытается запомнить, что есть уроки русского (родного) языка, математики, ознакомления с окружающим миром, изобразительного искусства, музыки и пения, физической культуры, труда. До школы он был свободен от необходимости знать о существовании учебных предметов. А теперь он должен разобраться в содержании такого множества разнообразных дисциплин.
К концу второго месяца происходит привыкание к школьной жизни. По мере привыкания к внешним атрибутам школьной жизни и накопления утомления от постоянной необходимости жить по новым правилам у ребенка гаснет первоначальная тяга к школе, к уроку, к ученью. Наступает безразличие или активное нежелание продолжать ходить в школу. «Перенасыщение» учением снимается, если в содержание урока вносятся познавательные задачи. Когда реализуется потребность каждого здорового ребенка в знаниях, он становится активным и любознательным. Именно возможность получить новые знания определяет дальнейшее развитие психологической готовности учиться всем дисциплинам, которые преподают первоклассникам.
Все дети 6-7-летнего возраста испытывают трудности при адаптации к новым условиям обучения и воспитания. Они напряжены психологически — эффект неопределенности, связанный с совершенно новой жизнью в школе, вызывает тревогу и ощущение дискомфорта. Они напряжены физически — новый режим ломает прежние стереотипы. Это приводит к тому, что даже у хорошо воспитанного ребенка, который умеет соблюдать правила и живет в условиях твердого режима, изменится поведение, ухудшится качество сна. Некоторые дети реагируют чрезвычайно остро на новую ситуацию своей жизни. У них серьезно нарушается сон, аппетит, ухудшается состояние здоровья. У иных появляется возбудимость, раздражительность; они начинают мочиться в постель во время сна и даже когда бодрствуют.
Перегрузки, которые испытывает ребенок, приводят к утомлению. Утомление — состояние, характеризующееся снижением работоспособности. Работоспособность — обладание способностью к работе — зависит от многих факторов. Здесь должна быть эмоциональная заинтересованность задаваемым делом. У ребенка должен быть интерес к конечному результату. Совершенно необходимо волевое усилие, а также участие внимания, мышления, памяти. Напряжение всех психических процессов быстро утомляет ребенка, если у него нет интереса к деятельности. Воля шести-семилетнего малыша еще недостаточно развита. Поэтому он не может долго с помощью только волевых усилий организовывать себя на выполнение задания учителя. Отсюда быстрая психическая утомляемость. Психическое утомление, необходимость тихо сидеть в соответствии со школьными правилами, которые лишают ребенка подвижности, приводит к физическому утомлению. Чем младше ребенок, тем меньше его работоспособность, тем быстрее он утомляется. Утомление приводит к капризам, к срыву нормального поведения.
Нелегко дается детям включение в новую жизнь. Психологическая напряженность проходит через полтора-два месяца. Если учитель и родители спокойно и планомерно осуществляют режимные моменты, ребенок усваивает обязательные правила режима и его напряженность падает. Режим и снятие психического напряжения стабилизируют и физическое самочувствие ребенка.
Конечно, есть и ослабленные физически и психически дети. Они быстрее утомляются. Начинаются капризы, плаксивость. Такие дети часто болеют. Недомогание проявляется в постоянной раздражительности, в плаче по самому незначительному поводу. Эти дети требуют специального внимания учителя и воспитателя [22, c. 41-44].
Школьная дезадаптация — это образование неадекватных механизмов приспособления ребенка к школе в форме нарушений учебы и поведения, конфликтных отношений, психогенных заболеваний и реакций, повышенного уровня тревожности, искажений в личностном развитии [29, c. 157].
Главная причина школьной дезадаптации в младших классах связана с характером семейного воспитания. Если ребенок приходит в школу из семьи, где он не чувствовал переживание «мы», он и в новую социальную общность — школу — входит с трудом. Бессознательное стремление к отчуждению, неприятие норм и правил любой общности во имя сохранения неизменного «Я» лежит в основе школьной дезадаптации детей, воспитанных в семьях с несформированным чувством «мы» или в семьях, где родителей от детей отделяет стена отвержения, безразличия. Другая причина школьной дезадаптации младших школьников заключается в том, что трудности в учебе и поведении осознаются детьми в основном через отношение к ним учителя, а причины возникновения дезадаптации часто связаны с отношением к ребенку и его учебе в семье. Обобщенно картину школьной дезадаптации можно представить следующим образом (см. табл. 1) [29, c. 158].
Таблица 1. Проявление школьной дезадаптации у младших школьников
Форма дезадаптации | Причины | Коррекционные мероприятия |
Неприспособленность к предметной стороне учебной деятельности | Недостаточное интеллектуальное и психомоторное развитие ребенка, отсутствие помощи и внимания со стороны родителей и учителей | Специальные беседы с ребенком, в ходе которых надо установить причины нарушений учебных навыков и дать рекомендации родителям |
Неспособность произвольно управлять своим поведением | Неправильное воспитание в семье (отсутствие внешних норм, ограничений) | Работа с семьей; анализ собственного поведения учителем с целью предотвратить возможное неправильное поведение |
Неспособность принять темп школьной жизни (чаще встречается у соматически ослабленных детей, детей с задержками развития системы) | Неправильное воспитание в семье или игнорирование взрослыми индивидуальных особенностей детей | Работа с семьей, определение оптимального режима нагрузки ученика |
Школьный невроз, или «фобия школы», — неумение разрешить противоречие между семейными и школьными «мы» | Ребенок не может выйти за границы семейной общности — семья не выпускает его (чаще это у детей, родители которых бессознательно используют их для решения своих проблем) | Необходимо подключение школьного психолога — семейная терапия или групповые занятия для детей в сочетании с групповыми занятиями для их родителей |
Вполне естественно, что преодоление той или иной формы дезадаптации прежде всего должно быть направлено на устранение причин, ее вызывающих. Очень часто дезадаптация ребенка в школе, неспособность справиться с ролью ученика негативно влияют на его адаптацию в других средах общения. При этом возникает общая средовая дезадаптация ребенка, указывающая на его социальную отгороженность, отвержение в трех сферах общения (семья, коллектив, среда неформального общения).
У каждого учителя должно быть комплексное представление о готовности ребенка к школьному обучению, на основе которого с помощью различных способов он сам может участвовать в диагностике этого параметра, распределении детей по классам и уровням обучения, прослеживать динамику процессов, указывающих на позитивные или негативные изменения в ребенке при овладении учебной деятельностью. Их знание поможет учителю лучше сориентироваться в трудностях школьной адаптации детей и определить виды помощи конкретному ребенку.
Выводы по второй главе
1. Важнейшие новообразования младшего школьного возраста возникают во всех сферах психического развития: преобразуются интеллект, личность, социальные отношения. Центральными новообразованиями являются: произвольность и осознанность всех психических процессов и их интеллектуализация благодаря усвоению теоретических знаний; качественно новый уровень развития произвольной регуляции поведения и деятельности; осознание ребенком своих собственных изменений (рефлексия), анализ, внутренний план действий; развитие нового познавательного отношения к действительности; ориентация на группу сверстников [3, c. 40].
2. Младший школьный возраст является сензитивным: для формирования мотивов учения, развития устойчивых познавательных потребностей и интересов; развития продуктивных приемов и навыков учебной работы, «умения учиться»; раскрытия индивидуальных особенностей и способностей; развития навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции; становления адекватной самооценки, развития критичности по отношению к себе и окружающим; усвоения социальных норм, нравственного развития; развития навыков общения со сверстниками, установления прочных дружеских контактов.
3. Ведущей деятельностью становится учебная. Помимо усвоения специальных умственных действий и действий, обслуживающих письмо, чтение, рисование, труд и др., ребенок под руководством учителя начинает овладевать содержанием основных форм человеческого сознания (науки, искусства, морали и др.) и учится действовать в соответствии с традициями и новыми социальными ожиданиями людей. Учебная деятельность требует от ребенка новых достижений в развитии речи, внимании, памяти, воображения и мышления; создает новые условия для личностного развития ребенка. Внутри учебной деятельности, наряду с интеллектуально-познавательно
4. Новая социальная ситуация вводит ребенка в строго нормированный мир отношений и требует от него организованной произвольности, ответственной за дисциплину, за развитие исполнительских действий, связанных с обретением навыков учебной деятельности, а также за умственное развитие. Таким образом, новая социальная ситуация ужесточает условия жизни ребенка и выступает для первоклассника как стрессогенная. У каждого ребенка, поступившего в школу, повышается психическая напряженность. Это отражается не только на физическом здоровье, но и на поведении ребенка.
5. Ребенок дошкольного возраста живет в условиях своей семьи, где обращенные к нему требования сознательно или бессознательно кореллируются с его индивидуальными особенностями: семья обычно соотносит свои требования к поведению ребенка с его возможностями. Другое дело — школа. В класс приходит много детей, и учитель должен работать со всеми. Это определяет неукоснительность требований со стороны учителя и усиливает психическую напряженность ребенка.
6. До школы индивидуальные особенности ребенка могли не мешать его естественному развитию, так как эти особенности принимались и учитывались близкими людьми. В школе происходит стандартизация условий жизни ребенка, в результате выявляется множество отклонений от предначертанного пути развития: гипервозбудимость, гипердинамия, выраженная заторможенность. Эти отклонения ложатся в основу детских страхов, снижают волевую активность, вызывают угнетенные состояния и т. д. Ребенку предстоит преодолеть навалившиеся на него испытания.
7. Общая сензитивностъ к воздействию окружающих условий жизни, свойственная детству, содействует развитию адаптационных форм поведения, рефлексии и психических функций. В большинстве случаев ребенок приспосабливает себя к стандартным условиям.
Глава III.
Экспериментальное изучение
проблем и трудностей школьной адаптации первоклассников
3.1. Цель, задачи, гипотеза и этапы исследования.
Методики диагностирования детей
Теоретическое рассмотрение проблемы адаптации к школе и учебной деятельности детей младшего школьного возраста позволило выдвинуть следующую цель экспериментального исследования: выявить и изучить особенности школьной адаптации первоклассников.
Для реализации поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1. подобрать методики для проведения экспериментального исследования;
2. изучить проблемы и трудности школьной адаптации первоклассников;
3. разработать психолого-педагогические рекомендации по организации обучения в первом классе и предложить пути адаптации ребёнка к школе и учебной деятельности.
Предмет исследования: особенности адаптации первоклассников к школе.
Объектом исследования были выбраны первоклассники в возрасте 6-7 лет в количестве 15 человек, среди них 7 девочек и 8 мальчиков
Гипотеза исследования: первоклассники с высоким уровнем адаптации имеют более высокую самооценку, положительное отношение к школе и низкий уровень тревожности по сравнению с детьми низкого уровня адаптации.
В данном экспериментальном исследовании были использованы следующие основные группы методов:
1. организационный метод — сравнительный — метод «поперечного среза», заключающийся в сопоставлении различных групп людей. Например, в данном исследовании сравнивались две группы детей, одинаковых по возрасту, но различных по степени адаптации; они исследовались одними и теми же эмпирическими способами добывания научных данных, и полученные данные сопоставлялись между собой,
2. эмпирический метод добывания научных данных — констатирующий эксперимент, психодиагностические методы (анкета и беседа с детьми, тестирование), праксиометрический метод — анализ продуктов детской деятельности (рисунков),
3. приемы обработки данных — количественный (математико-статистический) и качественный анализ.
Психодиагностическое обследование проводилось с использованием 6-ти методик:
1. Методика «Анкета для обследования школьной мотивации» Н. Г. Лускановой, с помощью которой можно определить уровень мотивации учения [29, c. 156-157].
2. Анализ продуктов детской деятельности, и в частности, рисунков на тему «Что мне нравится в школе», помогающих изучить мотивацию учения первоклассников [16].
3. Модифицированная методика, разработанная на основе метода неоконченных предложений, нацеленная на выявление страхов младших школьников [29, c. 164].
4. Методика «Лесенка», разработанная В. Г. Шур, и направленная на определение уровня самооценки ребенка.
5. Методика «Выбери нужное лицо», разработанная американскими психологами Р. Тэммл, М. Дорки и В. Амен, и представляющая собой детский тест тревожности [24, кн. 3, с. 131-143].