Сравнительный анализ социально-психологических особенностей адаптации первоклассников в начале и в конце учебного года КОНЦЕ УЧЕБНОГО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 11:53, дипломная работа

Описание

В связи с вышесказанным цель данного исследования: рассмотреть проблему адаптации к школе и учебной деятельности детей младшего школьного возраста, а также выявить и изучить особенности школьной адаптации первоклассников.
Для реализации поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1. проанализировать сущность, структуру и виды адаптации, а также описать особенности школьной адаптации;
2. изучить социально-психологические закономерности адаптации первоклассников к школьной жизн

Содержание

Введение………………………………………………………………………..
Глава I. Сущность, структура и виды адаптации.
Особенности школьной адаптации………………………….
1.1. Адаптация как универсальная стратегия
эффективного поведения индивида
в социально-психологической ситуации……………………….
1.2. Типы адаптационных механизмов.
Этапы и способы социально-психологической адаптации…...
1.3. Понятие «школьная адаптация».
Факторы, определяющие характер и
длительность привыкания де­тей к учебной деятельности……
Глава II. Социально-психологические закономерности
адаптации первоклассников к школьной жизни………….
2.1. Психологическая характеристика детей
младшего школьного возраста………………………………….
2.2. Виды деятельности младших школьников.
Особенности учебной деятельности первоклассников……….
2.3. Причины и проявление школьной дезадаптации
в первом клас­се начальной школы……………………………..
Глава III. Экспериментальное изучение проблем и
трудностей школьной адаптации первоклассников………
3.1. Цель, задачи, гипотеза и этапы исследования.
Методики диагностирования детей…………………………….
3.2. Анализ результатов экспериментального исследования……...
3.3. Психолого-педагогические условия организации обучения
в первом классе.
Пути адаптации ребёнка к школе и учебной деятельности…..
Заключение……………………….……………………………………………
Список литературы..……………………….………………………………...

Работа состоит из  1 файл

Адаптация первоклассников диплом.doc

— 655.50 Кб (Скачать документ)

Неспецифические компоненты и стадии физиологической адаптации описаны канадским физиологом Г. Селье (1936) под названием адаптационный синдром, или стресс, состоящий из трёх типичных стадий. Первая — «ста­дия тревоги» — характеризуется генера­лизированной реакцией функциональ­ных систем организма, направленной на мобилизацию его защитных сил. Вторая стадия «резистентности» состо­ит в частичном приспособлении, выяв­ляется напряжение отдельных функци­ональных систем, особенно нейрогуморальных регулятивных механизмов. На третьей стадии состояние организма либо стабилизируется и наступает ус­тойчивая адаптация, либо в результате истощения ресурсов организма возникает срыв адаптации. Конечный результат зависит от ха­рактера, силы, продолжительности дей­ствия стрессоров, индивидуальных воз­можностей и функциональных резервов организма.

Как уже отмечалось, социально-психологическая адаптация — это постоянный процесс активного приспо­собления индивида к условиям социальной среды, а также результат этого процесса. Соотношение этих компонентов, определяющее характер поведения, зависит от целей, ценностных ориентаций, возможностей их достижения в социальной среде и от индивидуальных личностных качеств субъекта [41, c. 205].

Существуют две ведущие тенденции функционирования социальной системы — адаптивность и неадаптивность. Каждая из них определяется соответствием или несоответствием ее целей и достигаемых в ходе социальной деятельности результатов [11].

Адаптивность, в самом широком смысле, — это соответствие ре­зультата деятельности индивида принятой им цели [41, c. 205]. Обычно это понятие связывают с периодами принципиальных, качественных изменений в жизни индивида, хотя на самом деле социальная адаптация идет непрерывно. Основные виды адаптационного процесса формируются в зависимости от структуры потребностей, мотивов индивида и психологических свойств его личности.

Неадаптивность — это противоположность результата деятельности индивида ее изначальной цели [41, c. 206]. Речь идет не просто о расхождении результата и цели, а именно о возникновении отношения противоположности между принятой целью и достигнутым результатом.

Есть два вида адаптационного процесса — активный и пассивный. Активная адаптация — это преобладание собственного воздействия индивида на социальную среду. Пассивная адаптация — это конформное принятие индивидом целевых и ценностных ориентации внешней социальной среды [41, c. 206].

Основным критерием эффективности адаптационного процесса является максимально возможное удовлетворение актуальных потребностей индивида в условиях соответствия его поведения и деятельности требованиям среды. Важный аспект социальной адаптации — принятие индивидом своей социальной роли. Эффективность адаптации существенно зависит от того, насколько адекватно индивид воспринимает себя и свои социальные связи. Искаженное или недостаточно развитое представление о себе ведет к возникновению внутриличностных и межличностных конфликтов и, как следствие, к деструктивным моделям поведения.

Стратегии поведения являются различными вариантами процесса адаптации и подразделяются на соматически, личностно и социально ориентированные в зависимости от преимущественного участия в адаптационном процессе той или иной сферы жизни.

Варианты возможной направленности адаптации следующие: гомеостатическая — адаптивный исход состоит в достижении равновесия; гедонистическая — адаптивный исход состоит в наслаждении, избегании страданий; прагматическая — адаптивный исход состоит в практической пользе, успехе.

В адаптивной стратегии должны иметься в виду такие действия, которые базируются на прогнозе соответствия цели и ожидаемых результатов осуществления этого действия. В неадаптивной стратегии в качестве условия предпочтения будущего действия выступает прогноз возможного несоответствия, вплоть до противоположности, между исходной целью и будущим результатом действия. Возможность поступать не адаптивно — это без всякого принуждения извне предпочитать действия, исход которых заранее не известен и может быть неблагоприятен для индивида. Неадаптивное, неадекватное поведение отрицательно сказывается на межличностных отношениях. Оно, в частности, выражается в переоценке индивидом своих возможностей, расщеплении вербального и реального планов, ослаблении критичности при контроле за реали­зацией программ поведения.

Неадаптивность можно рассматривать и под позитивным углом зрения. Возникновение ее подает сигналы о существовании противоречий между целью и результатами социальной деятельности индивида. Подобное происходит, когда намерения не совпадают с деяниями, замыслы — с воплощением, побуждения к действию — с его итогами. Такие противоречия неизбежны и неустранимы, но в них — источник социального развития индивида. Недостижение цели побуждает продолжать деятельность в заданном направлении. Если же результат окажется богаче исходных устремлений, то при участии механизмов рефлексии это стимулирует не просто продолжение, а развитие деятельности.

Неадаптивность — это особый мотив, направляющий развитие индивида и проявляющийся в надситуативной активности, в специфической привлекательности деятельности с заранее непредска­зуемым результатом. Здесь предметом цели становится сама граница между противоположными исходами деятельности, сама возможность взаимоисключающих исходов. Такое влечение входит в состав особо сложных форм мотивации поведения: в сфере познания — между известным и неизвестным; в сфере творчества — между возможным и невозможным; в сфере игры — между воображаемым и реальным; в сфере контактов — между открытостью и замкнутостью и т.д.

Вместе с тем, неадаптивность может выступать и как дезадаптивность, при постоянной неуспешности попыток реализовать цель или же при наличии двух и более равно значимых целей. Это может свидетельствовать о незрелости личности, невротических отклонениях, дисгармонии в сфере принятия решений или же может быть следствием социально-напряженной либо экстремальной ситуации [4].

 

1.2. Типы адаптационных механизмов.

Этапы и способы социально-психологической адаптации

Адаптивность и  дезадаптивность зависят во многом от субъективных причин, связанных с особенностями данной личности. Эмоциональная напряженность, например, нарастает по мере того, как усиливаются различия между условиями, в которых формируется человек, и вновь создавшимися условиями. Это означает, что те или иные условия вызывают эмоциональное напряжение не в силу их абсолютной жесткости, а из-за несоответствия эмоциональных особенностей индивида этим условиям.

Существуют следующие два типа взаимосвязанных адаптационных механизмов [41, c. 231]. Аллопсихический механизм — действует, когда происходит моди­фикация поведенческой активности. Способы действия: изменение ситуации; уход из нее; изменение отношения к ней. Интрапсихический механизм — уменьшает тревогу благодаря переориентации личности. Для этого есть несколько типов защит, которые используются интрапсихическим механизмом психической адаптации: препятствие осознаванию факторов, вызывающих тревогу; фиксация тревоги на определенных стимулах; снижение уровня побуждения, т. е. обесценивание исходных потребностей; концептуализация.

Личностная адаптация человека – это важнейшая индивидуальная и социальная характеристика. Одним из признаков адаптации является то, что регуляторные процессы, обеспечивающие равновесие организма как целого во внеш­ней среде протекают плавно, слаженно, экономно. Адаптивное регулирование обусловливается длительным приспособлением к окружающей среде, т. е. не требует от человека особого напряжения для поддержания жизненно важных соматических и психических процессов. При адаптации человек проходит несколько этапов [15; 41, c. 254-256].

Подготовительный этап. Каждый человек, впервые собирающийся попасть в необычные условия существования, воспринимает их как нечто неизвестное, а потому пытается как можно больше узнать об этих условиях, уяснить задачи, которые ему предстоит решать, овладеть необходимыми навыками. Такой подготовительный этап может иметь различную протяженность во времени. Важно также на этом этапе отобрать путем специального тестирования команду психологически совместимых людей и пройти специальный психологический тренинг (в случае с детьми, поступающими в первый класс, – проверить их готовность к обучению в школе). Анализ субъективных переживаний людей, результаты психологических тестов показывают, что психическая напряженность на подготовительном этапе отличается при различных испытаниях и разных видах деятельности лишь степенью своей выраженности.

Этап предстартового психического напряжения. В моменты предстартового психического напряжения при наличии фактора риска люди мысленно проигрывают возможные ситуации и свои ответные действия. Чем ближе к старту, тем интенсивнее эта форма психической деятельности, что приводит к дальнейшему нарастанию эмоциональной напряженности. Многократное пребывание в подобных необычных условиях существования (в случае с детьми, готовящимися к школе, – подобными условиями являются занятия в детском саду) не освобождает человека от подобной интенсивной деятельности, сопровождающейся специфическими эмоциональными реакциями.

Этап острых психических реакций входа. При преодолении барь­ера, отделяющего обычные условия жизни от новых, этап предстартового напряжения сменяется этапом острых психических ре­акций входа в ситуацию (для первоклассников – это первые недели обучения в школе). Во время преодоления психологического барьера при различных новых видах деятельности человек проживает сложные, противоречивые психичес­кие состояния — от эмоционального напряжения, вызванного чувством ответственности, тревогой и страхом на этапе старта, до радостного ликования и двигательного возбуждения после успешного завершения дела.

Этап переадаптации. Длительность процесса психической переадаптации также может разниться в широких пределах. Критерием переадаптации служит устойчивая работоспособность, глубокий и осве­щающий сон, гармоничные взаимоотношения с людьми, если в новых условиях находится группа (для первоклассников – это первые месяцы обучения в школе). Одна из характерных особенностей этого этапа — формирование новых функциональных систем, позволяющих верно отражать реальную действительность в изменившихся условиях жизни.

При длительном и интенсивном воздействии психогенных факто­ров и отсутствии мер профилактики, при психологической неподго­товленности, слабом типе высшей нервной деятельности и других неблагоприятных обстоятельствах этап устойчивой адаптации может смениться этапом неустойчивой психической деятельности. Для него характерны необычные психические состояния и явления, которые еще не обособились в четко очерченные формы нервно-психических заболеваний. К таким явлениям можно отнести, например, господствующие (доминантные) идеи, возникающие в условиях изменений информационной структуры. Почвой для возникновения подобных идей служит изоляция, приводящая к ограничению круга интересов. При отсутствии собственного плана действий и поведения случайные, незначительные обстоятельства могут принять для от­дельных лиц доминирующее значение, отодвигая на второй план дей­ствительно необходимую деятельность.

Необычные психические состояния, возникающие на этапе острых психических реакций и на этапе переадаптации, по своей феноме­нальной картине выходят за рамки реагирования в обычных условиях. Несмотря на это, необычные психические реакции можно рассматри­вать как компенсаторные, обеспечивающие переадаптацию личности к изменившимся условиям.

Эмоциональная напряженность свойственна и этапам завершающе­го психического напряжения и острых психических реакций выхода из новых условий (для школьников – это конец четверти, года). Они также характеризуются повышенной нервозностью, тягостными эмоциональными переживаниями и замедлением течения времени в восприятии.

Большое значение имеет этап возвращения в обычные условия жизни, этап реадаптации (для школьников – это каникулы). При длительном пребывании в измененных условиях жизни ряд автоматизмов, выработанных ранее, может утрачиваться, забываться. В то же время продолжают действовать автоматизмы, характерные для новой ситуации. Полное восстановление психических функций как раз и происходит на этапе реадаптации.

При долгом пребывании в измененных условиях и жестком воздействии психогенных факторов, а также при недостаточно высокой нервно-психической устойчивости и отсутствии мер профилактики этап переадаптации сменяется этапом глубоких психических изменений с развитием нервно-психических расстройств.

Между этапами переадаптации и глубоких психических изменений имеется промежуточный этап неустойчивой психической деятельности, характерный появлением предпатологических состояний (например, для школьников – это страхи, повышенная тревожность). Это состо­яния, еще не обособившиеся в строго очерченные нозологические формы (конкретные заболевания), что позволяет рассматривать их в рамках психологической нормы [15].

Эффективность психической адаптации напрямую зависит от орга­низации микросоциального взаимодействия. С адаптацией связан анализ факторов определенной среды или окружения. Оценка личностных качеств окружающих как фактора привлекательного в большинстве случаев — залог эффективной психической адаптации, а оценка тех же качеств как фактора негативного связана с нарушениями адаптации [13].

Если невозможно сменить обстановку, рождающую напряженность, и человек должен адаптироваться к ней, можно воспользоваться для этого различными приемами: интенсивной мышечной нагрузкой; логической переоценкой значимости социально напряженной си­туации; общением с близкими людьми; «ускорением бега времени»; аутотренингом; психотерапией. Интенсивная мышечная нагрузка — необходима для нейтрализации циркулирующих в крови физиологически активных веществ (гормонов стресса), вызывающих соответствующие вегетативные и психосомати­ческие реакции организма. Логическая переоценка значимости си­туации — важна для нейтрализации импульсов головного мозга, поддерживающих активность очага возбуждения (доминанты). Опти­мальный способ — полностью разрешить напряженную ситуацию по существу. Общение с близкими людьми — прекрасный способ снять напряжение, благодаря возможности «выпустить пар», «излить душу», «поп­лакаться в жилетку», совместно обсудить возможные эффективные действия в последующем, переключиться на другую, более интересную тему. «Ускорение бега времени» — использует свойство времени быть самым сильным успокаивающим фактором, «время лечит». Ускорить бег времени — это значит отрешиться от мучительных мыслей с помощью занятий любимыми делами, хобби, интенсивно общаясь с позитивными людьми. Аутотренинг — особая методика самовнушения на фоне максимального мышечного расслабления. Саморасслабление, самоуспокоение и на этой основе — самовнушение оздоровляющими психику текстами (высказываниями). Психотерапия — обращение за помощью к квалифицированным психологам и психотерапевтам [41, c. 231-232].

Информация о работе Сравнительный анализ социально-психологических особенностей адаптации первоклассников в начале и в конце учебного года КОНЦЕ УЧЕБНОГО