Сравнительный анализ социально-психологических особенностей адаптации первоклассников в начале и в конце учебного года КОНЦЕ УЧЕБНОГО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 11:53, дипломная работа

Описание

В связи с вышесказанным цель данного исследования: рассмотреть проблему адаптации к школе и учебной деятельности детей младшего школьного возраста, а также выявить и изучить особенности школьной адаптации первоклассников.
Для реализации поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1. проанализировать сущность, структуру и виды адаптации, а также описать особенности школьной адаптации;
2. изучить социально-психологические закономерности адаптации первоклассников к школьной жизн

Содержание

Введение………………………………………………………………………..
Глава I. Сущность, структура и виды адаптации.
Особенности школьной адаптации………………………….
1.1. Адаптация как универсальная стратегия
эффективного поведения индивида
в социально-психологической ситуации……………………….
1.2. Типы адаптационных механизмов.
Этапы и способы социально-психологической адаптации…...
1.3. Понятие «школьная адаптация».
Факторы, определяющие характер и
длительность привыкания де­тей к учебной деятельности……
Глава II. Социально-психологические закономерности
адаптации первоклассников к школьной жизни………….
2.1. Психологическая характеристика детей
младшего школьного возраста………………………………….
2.2. Виды деятельности младших школьников.
Особенности учебной деятельности первоклассников……….
2.3. Причины и проявление школьной дезадаптации
в первом клас­се начальной школы……………………………..
Глава III. Экспериментальное изучение проблем и
трудностей школьной адаптации первоклассников………
3.1. Цель, задачи, гипотеза и этапы исследования.
Методики диагностирования детей…………………………….
3.2. Анализ результатов экспериментального исследования……...
3.3. Психолого-педагогические условия организации обучения
в первом классе.
Пути адаптации ребёнка к школе и учебной деятельности…..
Заключение……………………….……………………………………………
Список литературы..……………………….………………………………...

Работа состоит из  1 файл

Адаптация первоклассников диплом.doc

— 655.50 Кб (Скачать документ)

6.             Таким образом, выдвинутая рабочая гипотеза нашла свое экспериментальное подтверждение: первоклассники с высоким уровнем адаптации имеют более высокую самооценку, положительное отношение к школе и низкий уровень тревожности по сравнению с детьми низкого уровня адаптации.

В связи с этим можно рекомендовать следующее: взрослым следует больше внимания уделять развитию мотивации учения у детей; родителям необходимо чаще разговаривать со своими детьми о школе и проблемах, связанных с учёбой и взаимоотношениями с одноклассниками; учителю следует проводить мероприятия, направленные на укрепление дружеских взаимоотношений первоклассников друг с другом.

Наиболее напряженными для всех детей являются первые четыре недели обучения. Это период так называемой «острой» адаптации. В это время не следует повышать нагрузку, темп работы. Активный период обучения должен начинаться после «ос­трого» периода адаптации.

Учитель строит свою деятельность с учетом степени и длитель­ности адаптации детей к школе. Он должен быть сдержанным,  спокойным,  подчеркивать достоинства и успехи детей, стараться наладить их отношения со сверст­никами. Нецелесообразно вызывать в первые месяцы учебного года к доске детей неуверенных в себе, стеснительных, демон­стрировать перед всеми недостатки и ошибки отдельных детей. Специальной дополнительной работы требует устранение трудностей обучения, возникающих у некоторых школьников, повышение их интереса к учебной деятельности и уверенности в собственных силах. Если учитель не учитывает трудности адаптационного пе­риода, то это может привести к нервному срыву ребенка и нарушению его психического здоровья.

Итак, проведённое исследование подтвердило выдвинутую гипотезу. Теоретическое и практическое изучение обозначенной проблемы позволяет сделать вывод: уровень самооценки и мотивации учения, а также отсутствие или наличие школьной тревожности и страхов являются факторами успешности школьной адаптации первоклассника.

Вместе с тем, многие аспекты исследования социально-психологических закономерностей школьной адаптации требуют дальнейшего целенаправленного изучения. Тревожность, чувствительность, высокая социальная ответственность, повышенная уязвимость первоклассников – вот те немногие свойства, которые делают необходимым разработку концепции медико-психологической и социально-педагогической поддержки детей в начальной школе. Эта концепция должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья учащихся, их полноценное личностное развитие, эффективную социальную адаптацию, и, в частности, адаптацию к школе и учебной деятельности.

Список литературы

 

1.             Александрова Я. А. Неврозы детей младшего школьного возраста. – СПб.: «ДИЛЯ», 2001. – 96 с.

2.             Асеев В. Г. Возрастная психология: Учебное пособие. — Иркутск, 1989. С. 90-118.

3.             Бадмаев Б. Ц. Психология в работе учителя: В 2 кн. Кн. 1. Практическое пособие по теории развития, обучения и воспитания. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 240 с.

4.             Бурлачук Л. Ф., Кожова Е. Ю. Психология жизненных ситуаций. – М., 1998.

5.             Возрастная и педагогическая психология./ Под ред. А. В. Петров­ского. - М., 1979. С. 69-100.

6.             Возрастная и педагогическая психология./ Под ред. М. В. Гамезо и др. - М., 1984.

7.             Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 т. – М., 1984. Т. 4.

8.             Гуревич К. М. Индивидуально-психологические особенности школь­ников. - М., 1988. С. 24-31.

9.             Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. - М., 1986. С. 163-213.

10.        Давыдов В. В. Психологические проблемы процесса обучения младших школь­ников.// Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. — М, 1981.

11.        Жданов И. А. Адаптация и прогнозирование деятельности. – Казань, 1991.

12.        Желеску Р. Психологические условия адаптации.// Дошкольное воспитание. 1982. № 6.

13.        Кашник О. И. Личность в условиях экстремальности: методологические аспекты.// Проблемы социальных взаимодействий в транзитивном обществе. – Новосибирск, 1999.

14.        Кулагина И. Ю. Возрастная психология (Развитие ребёнка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. – М.: Изд-во РОУ, 1996. – 180 с.

15.        Лебедев В. И. Личность в экстремальной ситуации. – М., 1989.

16.        Лусканова Н. Г. Методы исследования детей с трудностями в обучении. – М., 1993.

17.        Майерс Д. Социальная психология./ Перев. с англ. – СПб.: Издательство «Питер», 1999. – 688 с.

18.        Матюхина М. В. Психология младшего школьника. – М., 1976.

19.        Мир детства: младший школьник. - М., 1988. С. 119-142.

20.        Миславский Ю. А. Адаптация социальная.// Российская социологическая энциклопедия./ Под общей редакцией академика РАН Г. В. Осипова. – М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М, 1999. – 672 с. С. 3.

21.        Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 1999.

22.        Мухина В. С. Шестилетний ребёнок в школе: Кн. для учителя. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1990. – 175 с.

23.        Мышкис А. О. О некоторых вопросах адаптации.// Дошкольное воспитание. 1980. № 6.

24.        Немов Р. С. Психология. В 3 кн. Кн. 2. Психология образования. - 2-е изд. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. Кн. 3. Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. - 3-е изд. - М.: Гуманит изд. центр ВЛАДОС, 1998. – 632 с.

25.        Никольская И. М. Психологическая диагностика, коррекция и профилактика патогенных эмоциональных состояний детей в начальной школе.// Практическая психология в школе. Цели и средства. – СПб., 1996.

26.        Никольская И. М., Политыко Е. В., Клюжева Т. В. Особенности личности одарённых учащихся младших классов лицея и гимназии (к вопросу о концепции медико-психологической и социально-педагогической поддержки детей в начальной школе).// Социальный потенциал возрождения России. Сб. научно-практических и методических материалов./ Под ред. Е. В. Иванова и Г. Л. Бардиер. – СПб., 1997. – 160 с. С. 85-90.

27.        Об организации обучения в первом классе четырёхлетней начальной школы. Письмо Министерства образования Российской Федерации от 25 сентября 2000 г. № 2021/ 11-13.// Вестник образования. 2000. Ноябрь. № 22. С. 38-50.

28.        Обухова Л. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – М.: Тривола, 1996. – 360 с.

29.        Овчарова Р. В. Технологии практического психолога образования: Учебное пособие для студентов вузов и практических работников. – М.: ТЦ Сфера при участии «Юрайт-М», 2001. – 448 с.

30.        Осницкий А. К. Определение характеристик социальной адаптации школьников.// Журнал практического психолога. 1996. № 3. С. 48-53.

31.        Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста. - М., 1988.

32.        Педагогический энциклопедический словарь./ Гл. ред. Б. М. Бим-Бад; Редкол.: М. М. Безруких, В. А. Болотов, Л. С. Глебова и др. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. – 528 с.

33.        Петрунек В. П., Таран Л. Н. Младший школьник. - М., 1981.

34.        Практическая психология образования./ Под ред. И. В. Дубровиной. - М.: ТЦ «Сфера», 2000. – 528 с.

35.        Прихожан А. М. Психокоррекционная работа с тревожными детьми.// Активные методы работы школьного психолога. – М., 1990.

36.        Психическое развитие младших школьников./ Под. ред. В. В. Давыдова. – М., 1990.

37.        Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие. В 2 кн. Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста. – 3-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 384 с.

38.        Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие. В 2 кн. Кн. 2: Работа психолога со взрослыми. Коррекционные приёмы и упражнения. – 3-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 480 с.

39.        Российская социологическая энциклопедия./ Под общей редакцией академика РАН Г. В. Осипова. – М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М, 1999. – 672 с.

40.        Социальная адаптация детей в дошкольных учреждениях.// Под ред. Р. В. Тонковой-Ямпольской, Е. Шмидт-Колтмер, А. Атанасовой-Вуковой. - М., 1980.

41.        Социальная психология: Учебное пособие для вузов./ Сост.: Р. И. Мокшанцев, А. В. Мокшанцева. – Новосибирск: Сибирское соглашение; - М.: ИНФРА-М, 2001. – 408 с.

42.        Щербина Ф. А., Щербина А. Ф. К вопросу об особенностях адаптационных реакций младших школьников в условиях Европейского Севера.// Детство в эпоху трансформации общества: Материалы Международной научно-практической конференции. Мурманск. 25-27 марта 2002 г. Том I./ Отв. за выпуск Л. С. Беляева. МГПИ. – Мурманск, 2002. – 148 с. С. 115-118.

43.        Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. - М., 1989.

44.        Эльконин Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах. – М.; Воронеж, 1995.

 

 

Приложения

 

Приложение 1

Вопросы к первой методике

1.             Тебе нравится в школе или не очень? (да: +1 балл; не очень: 0 баллов; нет: -1 балл)

2.             Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе хочется остаться дома? (да, всегда с радостью: +1 балл; иногда хочется остаться дома: 0 баллов; нет, хочу остаться дома, не хочу идти в школу: -1 балл)

3.             Если бы учитель сказал, что завтра в школу необязательно приходить всем ученикам, ты бы пошел в школу или остался дома? (да, пошёл бы: +1 балл; может быть остался бы дома, а может пошёл бы: 0 баллов; нет, остался бы дома, не пошёл бы в школу: -1 балл)

4.             Тебе нравится, когда задают домашние задания? (да, нравится: +1 балл; не очень: 0 баллов; нет, не нравится: -1 балл)

5.             Ты хотел бы, чтобы в школе остались только любимые предметы? (нет, не хотел бы: +1 балл; лучше, чтобы не было некоторых — самых нелюбимых: 0 баллов; да, хотел бы, чтобы остались только самые любимые предметы: -1 балл)

6.             Ты часто рассказываешь о школе родителям? (да: +1 балл; не очень часто, иногда: 0 баллов; нет, редко: -1 балл)

7.             У тебя в классе много друзей? (да: +1 балл; не очень: 0 баллов; нет: -1 балл)

8.             Тебе нравятся твои одноклассники? (да: +1 балл; не очень: 0 баллов; нет: -1 балл)

 

 

 

 

Приложение 2

Процедура оценки рисунков

Если нарисованы:

1.             учительница — +6 баллов:

             улыбающаяся — ещё +3 балла,

             у доски — ещё +2 балла,

             с указкой — ещё +2 балла,

             отвернулась от класса — -1 балл;

2.             учащиеся — +6 баллов:

             улыбающиеся — ещё +3 балла,

             у доски — ещё +2 балла,

             держатся за руки — ещё +2 балла,

             у стола или парты — ещё +1 балл;

3.             азбука, букварь — +6 баллов:

             со словами – «моя любимая» — ещё +3 балла,

             с какими-либо буквами, примерами — ещё +2 балла;

4.             школьная доска — +5 баллов, пропись — +5 баллов:

             с предложениями: правильно написанными — ещё +4 балла, неправильно написанными — +3 балла,

             со словами, примерами: правильно написанными — ещё по +3 балла, неправильно написанными — +2 балла,

             со схемами, буквами, «звуковичками»: правильно написанными — ещё по +2 балла, неправильно написанными — +1 балла;

5.             тетрадь или лист с буквами, цифрами, примерами — +5 баллов;

6.             школьный звонок (звенящий на урок) — +5 баллов;

7.             парта — +4 балла:

             с тетрадями или учебниками: если есть примеры, буквы, цифры — ещё +2 балла, если просто тетради или учебники — ещё +1 балл;

8.             шкаф со школьными принадлежностями — +4 балла:

             с книгами — ещё +3 балла,

             с цветами — ещё +1 балл;

9.             мел и тряпка (для вытирания доски и мела) — +4 балла;

10.        геометрические фигуры — +4 балла;

11.        учительский стол — +3 балла:

             с письменными или школьными принадлежностями — ещё +3 балла,

             с цветами — ещё +1 балл;

12.        книги, учебники — +2 балла;

13.        глобус и другие школьные принадлежности — +2 балла;

14.        игрушки в школе — -5 баллов.

Ситуации, не соответствующие теме, оцениваются отрицательно: — до -30 баллов.

Таким образом, чем сложнее сюжет рисунка (соответствующий теме) и больше деталей, тем большее количество баллов набирает ребёнок.

Далее баллы, полученные отдельным испытуемым, преобразуются в более удобную систему единиц. Для перевода сырого балла в стандартное значение, следует найти в левом столбце интервал значений, в который попадает подсчитанный сырой балл. В правом столбце напротив найденной строки указан со­ответствующий стандартный балл.

Информация о работе Сравнительный анализ социально-психологических особенностей адаптации первоклассников в начале и в конце учебного года КОНЦЕ УЧЕБНОГО