Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 11:53, дипломная работа
В связи с вышесказанным цель данного исследования: рассмотреть проблему адаптации к школе и учебной деятельности детей младшего школьного возраста, а также выявить и изучить особенности школьной адаптации первоклассников.
Для реализации поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1. проанализировать сущность, структуру и виды адаптации, а также описать особенности школьной адаптации;
2. изучить социально-психологические закономерности адаптации первоклассников к школьной жизн
Введение………………………………………………………………………..
Глава I. Сущность, структура и виды адаптации.
Особенности школьной адаптации………………………….
1.1. Адаптация как универсальная стратегия
эффективного поведения индивида
в социально-психологической ситуации……………………….
1.2. Типы адаптационных механизмов.
Этапы и способы социально-психологической адаптации…...
1.3. Понятие «школьная адаптация».
Факторы, определяющие характер и
длительность привыкания детей к учебной деятельности……
Глава II. Социально-психологические закономерности
адаптации первоклассников к школьной жизни………….
2.1. Психологическая характеристика детей
младшего школьного возраста………………………………….
2.2. Виды деятельности младших школьников.
Особенности учебной деятельности первоклассников……….
2.3. Причины и проявление школьной дезадаптации
в первом классе начальной школы……………………………..
Глава III. Экспериментальное изучение проблем и
трудностей школьной адаптации первоклассников………
3.1. Цель, задачи, гипотеза и этапы исследования.
Методики диагностирования детей…………………………….
3.2. Анализ результатов экспериментального исследования……...
3.3. Психолого-педагогические условия организации обучения
в первом классе.
Пути адаптации ребёнка к школе и учебной деятельности…..
Заключение……………………….……………………………………………
Список литературы..……………………….………………………………...
6. Таким образом, выдвинутая рабочая гипотеза нашла свое экспериментальное подтверждение: первоклассники с высоким уровнем адаптации имеют более высокую самооценку, положительное отношение к школе и низкий уровень тревожности по сравнению с детьми низкого уровня адаптации.
В связи с этим можно рекомендовать следующее: взрослым следует больше внимания уделять развитию мотивации учения у детей; родителям необходимо чаще разговаривать со своими детьми о школе и проблемах, связанных с учёбой и взаимоотношениями с одноклассниками; учителю следует проводить мероприятия, направленные на укрепление дружеских взаимоотношений первоклассников друг с другом.
Наиболее напряженными для всех детей являются первые четыре недели обучения. Это период так называемой «острой» адаптации. В это время не следует повышать нагрузку, темп работы. Активный период обучения должен начинаться после «острого» периода адаптации.
Учитель строит свою деятельность с учетом степени и длительности адаптации детей к школе. Он должен быть сдержанным, спокойным, подчеркивать достоинства и успехи детей, стараться наладить их отношения со сверстниками. Нецелесообразно вызывать в первые месяцы учебного года к доске детей неуверенных в себе, стеснительных, демонстрировать перед всеми недостатки и ошибки отдельных детей. Специальной дополнительной работы требует устранение трудностей обучения, возникающих у некоторых школьников, повышение их интереса к учебной деятельности и уверенности в собственных силах. Если учитель не учитывает трудности адаптационного периода, то это может привести к нервному срыву ребенка и нарушению его психического здоровья.
Итак, проведённое исследование подтвердило выдвинутую гипотезу. Теоретическое и практическое изучение обозначенной проблемы позволяет сделать вывод: уровень самооценки и мотивации учения, а также отсутствие или наличие школьной тревожности и страхов являются факторами успешности школьной адаптации первоклассника.
Вместе с тем, многие аспекты исследования социально-психологических закономерностей школьной адаптации требуют дальнейшего целенаправленного изучения. Тревожность, чувствительность, высокая социальная ответственность, повышенная уязвимость первоклассников – вот те немногие свойства, которые делают необходимым разработку концепции медико-психологической и социально-педагогической поддержки детей в начальной школе. Эта концепция должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья учащихся, их полноценное личностное развитие, эффективную социальную адаптацию, и, в частности, адаптацию к школе и учебной деятельности.
Список литературы
1. Александрова Я. А. Неврозы детей младшего школьного возраста. – СПб.: «ДИЛЯ», 2001. – 96 с.
2. Асеев В. Г. Возрастная психология: Учебное пособие. — Иркутск, 1989. С. 90-118.
3. Бадмаев Б. Ц. Психология в работе учителя: В 2 кн. Кн. 1. Практическое пособие по теории развития, обучения и воспитания. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 240 с.
4. Бурлачук Л. Ф., Кожова Е. Ю. Психология жизненных ситуаций. – М., 1998.
5. Возрастная и педагогическая психология./ Под ред. А. В. Петровского. - М., 1979. С. 69-100.
6. Возрастная и педагогическая психология./ Под ред. М. В. Гамезо и др. - М., 1984.
7. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 т. – М., 1984. Т. 4.
8. Гуревич К. М. Индивидуально-психологические особенности школьников. - М., 1988. С. 24-31.
9. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. - М., 1986. С. 163-213.
10. Давыдов В. В. Психологические проблемы процесса обучения младших школьников.// Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. — М, 1981.
11. Жданов И. А. Адаптация и прогнозирование деятельности. – Казань, 1991.
12. Желеску Р. Психологические условия адаптации.// Дошкольное воспитание. 1982. № 6.
13. Кашник О. И. Личность в условиях экстремальности: методологические аспекты.// Проблемы социальных взаимодействий в транзитивном обществе. – Новосибирск, 1999.
14. Кулагина И. Ю. Возрастная психология (Развитие ребёнка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. – М.: Изд-во РОУ, 1996. – 180 с.
15. Лебедев В. И. Личность в экстремальной ситуации. – М., 1989.
16. Лусканова Н. Г. Методы исследования детей с трудностями в обучении. – М., 1993.
17. Майерс Д. Социальная психология./ Перев. с англ. – СПб.: Издательство «Питер», 1999. – 688 с.
18. Матюхина М. В. Психология младшего школьника. – М., 1976.
19. Мир детства: младший школьник. - М., 1988. С. 119-142.
20. Миславский Ю. А. Адаптация социальная.// Российская социологическая энциклопедия./ Под общей редакцией академика РАН Г. В. Осипова. – М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М, 1999. – 672 с. С. 3.
21. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 1999.
22. Мухина В. С. Шестилетний ребёнок в школе: Кн. для учителя. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1990. – 175 с.
23. Мышкис А. О. О некоторых вопросах адаптации.// Дошкольное воспитание. 1980. № 6.
24. Немов Р. С. Психология. В 3 кн. Кн. 2. Психология образования. - 2-е изд. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. Кн. 3. Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. - 3-е изд. - М.: Гуманит изд. центр ВЛАДОС, 1998. – 632 с.
25. Никольская И. М. Психологическая диагностика, коррекция и профилактика патогенных эмоциональных состояний детей в начальной школе.// Практическая психология в школе. Цели и средства. – СПб., 1996.
26. Никольская И. М., Политыко Е. В., Клюжева Т. В. Особенности личности одарённых учащихся младших классов лицея и гимназии (к вопросу о концепции медико-психологической и социально-педагогической поддержки детей в начальной школе).// Социальный потенциал возрождения России. Сб. научно-практических и методических материалов./ Под ред. Е. В. Иванова и Г. Л. Бардиер. – СПб., 1997. – 160 с. С. 85-90.
27. Об организации обучения в первом классе четырёхлетней начальной школы. Письмо Министерства образования Российской Федерации от 25 сентября 2000 г. № 2021/ 11-13.// Вестник образования. 2000. Ноябрь. № 22. С. 38-50.
28. Обухова Л. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – М.: Тривола, 1996. – 360 с.
29. Овчарова Р. В. Технологии практического психолога образования: Учебное пособие для студентов вузов и практических работников. – М.: ТЦ Сфера при участии «Юрайт-М», 2001. – 448 с.
30. Осницкий А. К. Определение характеристик социальной адаптации школьников.// Журнал практического психолога. 1996. № 3. С. 48-53.
31. Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста. - М., 1988.
32. Педагогический энциклопедический словарь./ Гл. ред. Б. М. Бим-Бад; Редкол.: М. М. Безруких, В. А. Болотов, Л. С. Глебова и др. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. – 528 с.
33. Петрунек В. П., Таран Л. Н. Младший школьник. - М., 1981.
34. Практическая психология образования./ Под ред. И. В. Дубровиной. - М.: ТЦ «Сфера», 2000. – 528 с.
35. Прихожан А. М. Психокоррекционная работа с тревожными детьми.// Активные методы работы школьного психолога. – М., 1990.
36. Психическое развитие младших школьников./ Под. ред. В. В. Давыдова. – М., 1990.
37. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие. В 2 кн. Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста. – 3-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 384 с.
38. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие. В 2 кн. Кн. 2: Работа психолога со взрослыми. Коррекционные приёмы и упражнения. – 3-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 480 с.
39. Российская социологическая энциклопедия./ Под общей редакцией академика РАН Г. В. Осипова. – М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М, 1999. – 672 с.
40. Социальная адаптация детей в дошкольных учреждениях.// Под ред. Р. В. Тонковой-Ямпольской, Е. Шмидт-Колтмер, А. Атанасовой-Вуковой. - М., 1980.
41. Социальная психология: Учебное пособие для вузов./ Сост.: Р. И. Мокшанцев, А. В. Мокшанцева. – Новосибирск: Сибирское соглашение; - М.: ИНФРА-М, 2001. – 408 с.
42. Щербина Ф. А., Щербина А. Ф. К вопросу об особенностях адаптационных реакций младших школьников в условиях Европейского Севера.// Детство в эпоху трансформации общества: Материалы Международной научно-практической конференции. Мурманск. 25-27 марта 2002 г. Том I./ Отв. за выпуск Л. С. Беляева. МГПИ. – Мурманск, 2002. – 148 с. С. 115-118.
43. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. - М., 1989.
44. Эльконин Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах. – М.; Воронеж, 1995.
Приложения
Приложение 1
Вопросы к первой методике
1. Тебе нравится в школе или не очень? (да: +1 балл; не очень: 0 баллов; нет: -1 балл)
2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе хочется остаться дома? (да, всегда с радостью: +1 балл; иногда хочется остаться дома: 0 баллов; нет, хочу остаться дома, не хочу идти в школу: -1 балл)
3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу необязательно приходить всем ученикам, ты бы пошел в школу или остался дома? (да, пошёл бы: +1 балл; может быть остался бы дома, а может пошёл бы: 0 баллов; нет, остался бы дома, не пошёл бы в школу: -1 балл)
4. Тебе нравится, когда задают домашние задания? (да, нравится: +1 балл; не очень: 0 баллов; нет, не нравится: -1 балл)
5. Ты хотел бы, чтобы в школе остались только любимые предметы? (нет, не хотел бы: +1 балл; лучше, чтобы не было некоторых — самых нелюбимых: 0 баллов; да, хотел бы, чтобы остались только самые любимые предметы: -1 балл)
6. Ты часто рассказываешь о школе родителям? (да: +1 балл; не очень часто, иногда: 0 баллов; нет, редко: -1 балл)
7. У тебя в классе много друзей? (да: +1 балл; не очень: 0 баллов; нет: -1 балл)
8. Тебе нравятся твои одноклассники? (да: +1 балл; не очень: 0 баллов; нет: -1 балл)
Приложение 2
Процедура оценки рисунков
Если нарисованы:
1. учительница — +6 баллов:
улыбающаяся — ещё +3 балла,
у доски — ещё +2 балла,
с указкой — ещё +2 балла,
отвернулась от класса — -1 балл;
2. учащиеся — +6 баллов:
улыбающиеся — ещё +3 балла,
у доски — ещё +2 балла,
держатся за руки — ещё +2 балла,
у стола или парты — ещё +1 балл;
3. азбука, букварь — +6 баллов:
со словами – «моя любимая» — ещё +3 балла,
с какими-либо буквами, примерами — ещё +2 балла;
4. школьная доска — +5 баллов, пропись — +5 баллов:
с предложениями: правильно написанными — ещё +4 балла, неправильно написанными — +3 балла,
со словами, примерами: правильно написанными — ещё по +3 балла, неправильно написанными — +2 балла,
со схемами, буквами, «звуковичками»: правильно написанными — ещё по +2 балла, неправильно написанными — +1 балла;
5. тетрадь или лист с буквами, цифрами, примерами — +5 баллов;
6. школьный звонок (звенящий на урок) — +5 баллов;
7. парта — +4 балла:
с тетрадями или учебниками: если есть примеры, буквы, цифры — ещё +2 балла, если просто тетради или учебники — ещё +1 балл;
8. шкаф со школьными принадлежностями — +4 балла:
с книгами — ещё +3 балла,
с цветами — ещё +1 балл;
9. мел и тряпка (для вытирания доски и мела) — +4 балла;
10. геометрические фигуры — +4 балла;
11. учительский стол — +3 балла:
с письменными или школьными принадлежностями — ещё +3 балла,
с цветами — ещё +1 балл;
12. книги, учебники — +2 балла;
13. глобус и другие школьные принадлежности — +2 балла;
14. игрушки в школе — -5 баллов.
Ситуации, не соответствующие теме, оцениваются отрицательно: — до -30 баллов.
Таким образом, чем сложнее сюжет рисунка (соответствующий теме) и больше деталей, тем большее количество баллов набирает ребёнок.
Далее баллы, полученные отдельным испытуемым, преобразуются в более удобную систему единиц. Для перевода сырого балла в стандартное значение, следует найти в левом столбце интервал значений, в который попадает подсчитанный сырой балл. В правом столбце напротив найденной строки указан соответствующий стандартный балл.