Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 11:53, дипломная работа
В связи с вышесказанным цель данного исследования: рассмотреть проблему адаптации к школе и учебной деятельности детей младшего школьного возраста, а также выявить и изучить особенности школьной адаптации первоклассников.
Для реализации поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1. проанализировать сущность, структуру и виды адаптации, а также описать особенности школьной адаптации;
2. изучить социально-психологические закономерности адаптации первоклассников к школьной жизн
Введение………………………………………………………………………..
Глава I. Сущность, структура и виды адаптации.
Особенности школьной адаптации………………………….
1.1. Адаптация как универсальная стратегия
эффективного поведения индивида
в социально-психологической ситуации……………………….
1.2. Типы адаптационных механизмов.
Этапы и способы социально-психологической адаптации…...
1.3. Понятие «школьная адаптация».
Факторы, определяющие характер и
длительность привыкания детей к учебной деятельности……
Глава II. Социально-психологические закономерности
адаптации первоклассников к школьной жизни………….
2.1. Психологическая характеристика детей
младшего школьного возраста………………………………….
2.2. Виды деятельности младших школьников.
Особенности учебной деятельности первоклассников……….
2.3. Причины и проявление школьной дезадаптации
в первом классе начальной школы……………………………..
Глава III. Экспериментальное изучение проблем и
трудностей школьной адаптации первоклассников………
3.1. Цель, задачи, гипотеза и этапы исследования.
Методики диагностирования детей…………………………….
3.2. Анализ результатов экспериментального исследования……...
3.3. Психолого-педагогические условия организации обучения
в первом классе.
Пути адаптации ребёнка к школе и учебной деятельности…..
Заключение……………………….……………………………………………
Список литературы..……………………….………………………………...
Итак, можно ещё раз заострить внимание на следующих положениях:
1. Восстанавливать и развивать младшего школьника как полноценного ученика нужно в следующих направлениях: формировать мотивацию учения как побудительную силу; развивать любознательность и познавательные интересы ребенка как основу учебной познавательной активности; повышать уровень произвольности психических познавательных процессов как фундамента учебной деятельности; формировать основные свойства субъекта учебной деятельности, без которых немыслимо овладение последней.
2. Для запущенных младших школьников характерно обостренное чувство справедливости, они хотят быть социально независимыми и более успешными, для них важна адекватная реалистическая оценка. Обычно сравнивают достижения одних детей с достижениями других на основании каких-то нормативов. Реалистическая оценка должна основываться на сравнении сегодняшних собственных результатов ребенка с предыдущими. При таком сравнении исчезает критерий оценки с позиций совершенства. Это избавляет ребенка от отрицательных эмоций, возникающих при его сравнении с более успешными сверстниками.
3. Развивая у младшего школьника чувство компетентности в любой деятельности, учитель должен как можно чаще подчеркивать все, чему ребенок уже научился и чему еще может научиться, но не фиксировать внимание на его неумении и несовершенстве. У ребенка должна появиться способность воспринимать свою некомпетентность в новых ситуациях как повод научиться чему-то, а не как дефект личности или признак неминуемой неудачи. Если ребенок в чем-то неуспешен, задача учителя — внушить ему, что успех обязательно придет. Критиковать ребенка следует на фоне общей психологической поддержки, иначе из-за действия защитных механизмов психики эта критика будет отвергнута или искажена.
4. Уважение, внимание, забота и одобрение окружающих повышают у любого ребенка чувство собственной ценности и приводят к формированию позитивной самооценки и соответствующей «Я-концепции». Доминирование положительного представления о себе — «Я еще этого не знаю, но научусь» или «Мне не удается красиво написать, значит, я должен поупражняться» — порождает желание позитивно изменить ситуацию.
5. Отрицательные эмоции побуждают стремление избежать контакта с негативным событием, т.е. ученик отказывается выполнять задание, которое у него плохо получается. Положительные эмоции побуждают действия поддержки позитивного события. Поэтому очевидно, что познавательный интерес ученика формируется только в том случае, когда учебная деятельность успешна, а способности оцениваются позитивно.
6. Правильно организованный учебный процесс — одно из условий формирования познавательного мотива у младшего школьника. Развитость этого мотива непосредственно связана с успеваемостью. В целом желание учиться, стремление к достижениям связаны с положительным отношением ребенка к учителю, что предопределяет ценность сохранения таких отношений.
Выводы по третьей главе
1. Проведение экспериментальной части работы и обработка результатов исследования, подтвердило выдвинутую гипотезу: первоклассники с высоким уровнем адаптации имеют более высокую самооценку, положительное отношение к школе и низкий уровень тревожности по сравнению с детьми низкого уровня адаптации.
2. Дети, успешно адаптирующиеся к обучению в школе, чаще имеют высокий уровень развития школьной мотивации и самооценки, чем плохоадаптирующиеся и дезадаптированные дети.
3. Дети с различным уровнем психологической адаптации к школе имеют различный уровень тревожности: дети, успешно адаптирующиеся к обучению в школе, чаще имеют средний уровень тревожности в сравнении с плохоадаптирующимися и дезадаптированными детьми, чаще имеющими высокий уровень тревожности.
4. Следует отметить, что у девочек адаптация проходит несколько успешнее, чем у мальчиков и большинство из них (86% девочек) были отнесены к группе детей, успешно адаптирующихся к обучению в школе, в сравнении с 50% мальчиков. В подгруппу учащихся, имеющих какие-либо проблемы в адаптации к школе, вошли 50% мальчиков и 14% девочек.
5. Если в целом делить всю экспериментальную группу на успешно адаптирующихся и имеющих проблемы с адаптацией, то к первой подгруппе можно отнести 40% девочек и 27% мальчиков, а ко второй подгруппе первоклассников (плохо адаптирующихся и дезадаптированных) относятся 6% девочек и 27% мальчиков.
6. Успешно адаптирующиеся первоклассники в начале учебного года не имеют проблем с адаптацией и к окончанию первого класса. Те же дети, которые были отмечены в начале учебного года как плохо адаптирующиеся, к окончанию первого класса имеют проблемы с адаптацией, и в частности у них отмечен более высокий уровень тревожности и более низкий уровень самооценки и мотивации учения.
Заключение
Целью данного исследования являлось рассмотрение проблемы адаптации к школе и учебной деятельности детей младшего школьного возраста, а также выявление и изучение особенностей школьной адаптации первоклассников.
Для реализации поставленной цели необходимо было решение следующих задач:
1. проанализировать сущность, структуру и виды адаптации, а также описать особенности школьной адаптации;
2. изучить социально-психологические закономерности адаптации первоклассников к школьной жизни;
3. провести экспериментальное исследование проблем и трудностей школьной адаптации первоклассников;
4. разработать психолого-педагогические рекомендации по организации обучения в первом классе и предложить пути адаптации ребёнка к школе и учебной деятельности.
Теоретические и экспериментальные данные, полученные в ходе написания данной работы, позволили сделать некоторые обобщения.
Поступление в школу и начальный период обучения вызывают перестройку всего образа жизни и деятельности ребенка. Этот период одинаково труден для детей, поступающих в школу и с 6, и с 7 лет. Наблюдения показывают, что среди первоклассников есть дети, которые в силу индивидуальных психофизиологических особенностей трудно адаптируются к новым для них условиям, лишь частично справляются (или не справляются вовсе) с режимом работы и учебной программой. При традиционной системе обучения из этих детей, как правило, формируются отстающие. Традиционная система образования не способна обеспечить соответствующий уровень развития и для детей, обладающих психофизиологическими и интеллектуальными возможностями для обучения и развития на более высоком уровне сложности.
Ребенок, поступающий в школу, должен быть зрелым в физиологическом и социальном отношении, он должен достичь определенного уровня умственного и эмоционально-волевого развития. Учебная деятельность требует определенного запаса знаний об окружающем мире, сформированности элементарных понятий. Ребенок должен владеть мыслительными операциями, уметь обобщать и дифференцировать предметы и явления окружающего мира, уметь планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль. Важны положительное отношение к учению, способность к саморегуляции поведения и проявление волевых усилий для выполнения поставленных задач. Не менее важны и навыки речевого общения, развитая мелкая моторика руки и зрительно-двигательная координация. Поэтому понятие «готовность ребенка к школе» — комплексное, многогранное и охватывает все сферы жизни ребенка; в зависимости от понимания сущности, структуры и компонентов готовности ребенка к обучению выявляются ее основные критерии и параметры.
Для успешного обучения школьников необходимо учитывать особенности их адаптации (привыкания, приспособления) к школьной жизни. Первый год обучения особенно трудный для ребенка: меняется привычный уклад его жизни, он адаптируется к новым социальным условиям, новой деятельности, незнакомым взрослым и сверстникам. Более неблагоприятно адаптация протекает у детей с нарушениями физического и психологического здоровья.
Наблюдения за первоклассниками показали, что социально-психологическая адаптация может проходить по-разному. Значительная часть детей (их обычно 50-60 %) адаптируется в течение первых двух-трех месяцев обучения. Это проявляется в том, что ребенок привыкает к коллективу, ближе узнает своих одноклассников, приобретает друзей. У детей, благополучно прошедших адаптацию, преобладает хорошее настроение, активное отношение к учебе, желание посещать школу, добросовестно и без видимого напряжения выполнять требования учителя.
Другим детям (их примерно 30 %) требуется больше времени для привыкания к новой школьной жизни. Они могут до конца первого полугодия предпочитать игровую деятельность учебной, не сразу выполняют требование учителя, часто выясняют отношения со сверстниками неадекватными методами (дерутся, капризничают, жалуются, плачут). У этих детей встречаются трудности и в усвоении учебных программ.
И, наконец, в каждом классе есть примерно 14 % детей, у которых к значительным трудностям учебной работы прибавляются трудности болезненной и длительной (до одного года) адаптации. Такие дети отличаются негативными формами поведения, устойчивыми отрицательными эмоциями, нежеланием учиться и посещать школу Часто именно с этими детьми не хотят дружить, сотрудничать, что вызывает новую реакцию протеста: они ведут себя вызывающе, задираются, мешают проводить урок и пр.
Исследование уровня школьной мотивации первоклассников, показало, что 66 % ребят характеризуются положительным отношением к школе; 12 % детей отличаются нейтральным отношением к школе; 22 % учащихся первого класса не очень хорошо относятся к школьному обучению.
При выявлении страхов младших школьников, были получены следующие результаты: 7 % детей характеризуются отсутствием школьных страхов и высоким уровнем школьной адаптации (первый уровень), для большинства первоклассников — 47 % — характерны положительные эмоциональные переживания, связанные со школой, что можно отнести к средней норме (второй уровень), 33 % учащихся необходима более длительная адаптация и наличие некоторых отрицательных эмоциональных переживаний, касающихся отдельных аспектов школьного обучения (третий уровень), 13 % детей отличаются плохой школьной адаптацией и имеют какие-либо страхи в области учебной деятельности (четвёртый уровень). У мальчиков гораздо больше отрицательных эмоций, переживаний, страхов, связанных со школой и большинство из них (75% мальчиков) были отнесены к группе детей, которым требуется более длительная адаптация в связи с наличием школьной тревожности и страхов. Вероятно, это связано с неравномерностью психофизиологического развития у разных детей младшего школьного возраста, и в частности, с различиями в темпах развития мальчиков и девочек: девочки обычно опережают мальчиков.
Далее можно сказать, что большинство первоклассников, принявших участие в исследовании, адаптируются в пределах средней нормы (80 %): у них преобладают в основном положительные эмоциональные переживания, связанные со школой, но отмечается недостаточно высокий уровень мотивации учения, и они отличаются средним уровнем школьной адаптации (второй уровень). Для остальных 20 % учащихся первого класса характерна внешняя мотивация, наличие некоторых отрицательных эмоциональных переживаний, касающихся отдельных аспектов школьного обучения и необходимость более длительной адаптации (третий уровень). Таким образом, в целом по группе детям свойственно положительное отношение к школе, учебной деятельности и получению знаний, что соответствует среднему уровню адаптации.
Имеются дети, которым необходима коррекционная помощь в отношении школьной тревожности и страхов (47 %), а также помощь в развитии мотивации учения и познавательного интереса (47 %). Проведённое исследование также показало, что наиболее проблемная адаптация отмечается у 33 % первоклассников и данным детям в этой ситуации требуется поддержка взрослых.
Итак, проведённое экспериментальное исследование особенностей школьной адаптации первоклассников позволило сделать некоторые выводы.
1. Дети с различным уровнем психологической адаптации к школе оценивают себя по-разному: учащиеся, успешно адаптирующиеся к обучению в школе, чаще имеют высокую самооценку, чем плохоадаптирующиеся и дезадаптированные первоклассники.
2. Дети с различным уровнем психологической адаптации к школе имеют различный уровень тревожности: учащиеся, успешно адаптирующиеся к обучению в школе, чаще имеют средний уровень тревожности, чем плохоадаптирующиеся и дезадаптированные первоклассники, у которых преобладающим является высокий уровень тревожности.
3. Дети с различным уровнем психологической адаптации к школе имеют различный уровень школьной мотивации: учащиеся, успешно адаптирующиеся к обучению в школе, чаще имеют высокий и хороший уровень школьной мотивации, чем плохоадаптирующиеся и дезадаптированные первоклассники.
4. У девочек адаптация проходит несколько успешнее, чем у мальчиков и большинство из них (40% девочек) были отнесены к группе детей, успешно адаптирующихся к обучению в школе, в сравнении с 27% мальчиков. В подгруппу учащихся, имеющих какие-либо проблемы в адаптации к школе, вошли 27% мальчиков и 6% девочек.
5. Успешно адаптирующиеся первоклассники в начале учебного года не имеют проблем с адаптацией и к окончанию первого класса. Те же дети, которые были отмечены в начале учебного года как плохо адаптирующиеся, к окончанию первого класса имеют проблемы с адаптацией, и в частности у них отмечен более высокий уровень тревожности и более низкий уровень самооценки и мотивации учения.