Сравнительный анализ социально-психологических особенностей адаптации первоклассников в начале и в конце учебного года КОНЦЕ УЧЕБНОГО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 11:53, дипломная работа

Описание

В связи с вышесказанным цель данного исследования: рассмотреть проблему адаптации к школе и учебной деятельности детей младшего школьного возраста, а также выявить и изучить особенности школьной адаптации первоклассников.
Для реализации поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1. проанализировать сущность, структуру и виды адаптации, а также описать особенности школьной адаптации;
2. изучить социально-психологические закономерности адаптации первоклассников к школьной жизн

Содержание

Введение………………………………………………………………………..
Глава I. Сущность, структура и виды адаптации.
Особенности школьной адаптации………………………….
1.1. Адаптация как универсальная стратегия
эффективного поведения индивида
в социально-психологической ситуации……………………….
1.2. Типы адаптационных механизмов.
Этапы и способы социально-психологической адаптации…...
1.3. Понятие «школьная адаптация».
Факторы, определяющие характер и
длительность привыкания де­тей к учебной деятельности……
Глава II. Социально-психологические закономерности
адаптации первоклассников к школьной жизни………….
2.1. Психологическая характеристика детей
младшего школьного возраста………………………………….
2.2. Виды деятельности младших школьников.
Особенности учебной деятельности первоклассников……….
2.3. Причины и проявление школьной дезадаптации
в первом клас­се начальной школы……………………………..
Глава III. Экспериментальное изучение проблем и
трудностей школьной адаптации первоклассников………
3.1. Цель, задачи, гипотеза и этапы исследования.
Методики диагностирования детей…………………………….
3.2. Анализ результатов экспериментального исследования……...
3.3. Психолого-педагогические условия организации обучения
в первом классе.
Пути адаптации ребёнка к школе и учебной деятельности…..
Заключение……………………….……………………………………………
Список литературы..……………………….………………………………...

Работа состоит из  1 файл

Адаптация первоклассников диплом.doc

— 655.50 Кб (Скачать документ)

Итак, можно ещё раз заострить внимание на следующих положениях:

1.             Восстанавливать и развивать млад­шего школьника как полноценного ученика нужно в следу­ющих направлениях: формировать мотивацию учения как побудительную силу; развивать любознательность и позна­вательные интересы ребенка как основу учебной познава­тельной активности; повышать уровень произвольности пси­хических познавательных процессов как фундамента учебной деятельности; формировать основные свойства субъекта учебной деятельности, без которых немыслимо овладение последней.

2.             Для запущенных младших школьников характерно обо­стренное чувство справедливости, они хотят быть социаль­но независимыми и более успешными, для них важна адек­ватная реалистическая оценка. Обычно сравнивают достижения одних детей с достиже­ниями других на основании каких-то нормативов. Реалис­тическая оценка должна основываться на сравнении сегодняшних собственных результатов ребенка с предыдущими. При таком сравнении исчезает критерий оценки с позиций совершенства. Это избавляет ребенка от отрицательных эмо­ций, возникающих при его сравнении с более успешными сверстниками.

3.             Развивая у младшего школьника чувство компетентнос­ти в любой деятельности, учитель должен как можно чаще подчеркивать все, чему ребенок уже научился и чему еще может научиться, но не фиксировать внимание на его не­умении и несовершенстве. У ребенка должна появиться способность воспринимать свою некомпетентность в новых ситуациях как повод на­учиться чему-то, а не как дефект личности или признак неминуемой неудачи. Если ребенок в чем-то неуспешен, за­дача учителя — внушить ему, что успех обязательно придет. Критиковать ребенка следует на фоне общей психологичес­кой поддержки, иначе из-за действия защитных механиз­мов психики эта критика будет отвергнута или искажена.

4.             Уважение, внимание, забота и одобрение окружающих повышают у любого ребенка чувство собственной ценности и приводят к формированию позитивной самооценки и со­ответствующей «Я-концепции». Доминирование положитель­ного представления о себе — «Я еще этого не знаю, но научусь» или «Мне не удается красиво написать, значит, я должен поупражняться» — порождает желание позитивно изменить ситуацию.

5.             Отрицательные эмоции побуждают стремление избежать контакта с негативным событием, т.е. ученик отказывается выполнять задание, которое у него плохо получается. Положительные эмоции побуждают дей­ствия поддержки позитивного события. Поэтому очевидно, что познавательный интерес ученика формируется только в том случае, когда учебная деятельность успешна, а способ­ности оцениваются позитивно.

6.             Правильно организованный учебный процесс — одно из условий формирования позна­вательного мотива у младшего школьника. Развитость этого мотива непосредственно связана с успеваемостью. В целом желание учиться, стремление к достижениям связаны с по­ложительным отношением ребенка к учителю, что предоп­ределяет ценность сохранения таких отношений.

 

Выводы по третьей главе

1.             Проведение экспериментальной части работы и обработка результатов исследования, подтвердило выдвинутую гипотезу: первоклассники с высоким уровнем адаптации имеют более высокую самооценку, положительное отношение к школе и низкий уровень тревожности по сравнению с детьми низкого уровня адаптации.

2.             Дети, успешно адаптирующиеся к обучению в школе, чаще имеют высокий уровень развития школьной мотивации и самооценки, чем плохоадаптирующиеся и дезадаптированные дети.

3.             Дети с различным  уровнем психологической адаптации к школе имеют различный уровень тревожности: дети, успешно адаптирующиеся к обучению в школе, чаще имеют средний уровень тревожности в сравнении с плохоадаптирующимися и дезадаптированными детьми, чаще имеющими высокий уровень тревожности.

4.             Следует отметить, что у девочек адаптация проходит несколько успешнее, чем у мальчиков и большинство из них (86% девочек) были отнесены к группе детей, успешно адаптирующихся к обучению в школе, в сравнении с 50% мальчиков. В подгруппу учащихся, имеющих какие-либо проблемы в адаптации к школе, вошли 50% мальчиков и 14% девочек.

5.             Если в целом делить всю экспериментальную группу на успешно адаптирующихся и имеющих проблемы с адаптацией, то к первой подгруппе можно отнести 40% девочек и 27% мальчиков, а ко второй подгруппе первоклассников (плохо адаптирующихся и дезадаптированных) относятся 6% девочек и 27% мальчиков.

6.             Успешно адаптирующиеся первоклассники в начале учебного года не имеют проблем с адаптацией и к окончанию первого класса. Те же дети, которые были отмечены в начале учебного года как плохо адаптирующиеся, к окончанию первого класса имеют проблемы с адаптацией, и в частности у них отмечен более высокий уровень тревожности и более низкий уровень самооценки и мотивации учения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Целью данного исследования являлось рассмотрение проблемы адаптации к школе и учебной деятельности детей младшего школьного возраста, а также выявление и изучение особенностей школьной адаптации первоклассников. 

Для реализации поставленной цели необходимо было решение следующих задач:

1.             проанализировать сущность, структуру и виды адаптации, а также описать особенности школьной адаптации;

2.             изучить социально-психологические закономерности адаптации первоклассников к школьной жизни;

3.             провести экспериментальное исследование проблем и трудностей школьной адаптации первоклассников;

4.             разработать психолого-педагогические рекомендации по организации обучения в первом классе и предложить пути адаптации ребёнка к школе и учебной деятельности.

Теоретические и экспериментальные данные, полученные в ходе написания данной работы, позволили сделать некоторые обобщения.

Поступление в школу и начальный период обучения вызывают перестройку всего образа жизни и деятельности ребенка. Этот период одинаково труден для детей, поступающих в школу и с 6, и с 7 лет. Наблюдения показывают, что среди первоклассников есть дети, которые в силу индивидуальных психофизиологических особенностей трудно адаптируются к новым для них условиям, лишь частично справляются (или не справляются вовсе) с режимом работы и учебной программой. При традиционной системе обучения из этих детей, как правило, формируются отстающие. Традиционная система образования не способна обеспечить соответствующий уровень развития и для детей, обладающих психофизиологическими и интеллектуальными возможностями для обучения и развития на более высоком уровне сложности.

Ребенок, поступающий в школу, должен быть зрелым в физиологическом и социальном отношении, он должен достичь определенного уровня умственного и эмоционально-волевого развития. Учебная деятельность требует определенного запаса знаний об окружающем мире, сформированности элементарных понятий. Ребенок должен владеть мыслительными операциями, уметь обобщать и дифференцировать предметы и явления окружающего мира, уметь планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль. Важны положительное отношение к учению, способность к саморегуляции поведения и проявление волевых усилий для выполнения поставленных задач. Не менее важны и навыки речевого общения, развитая мелкая моторика руки и зрительно-двигательная координация. Поэтому понятие «готовность ребенка к школе» — комплексное, многогранное и охватывает все сферы жизни ребенка; в зависимости от понимания сущности, структуры и компонентов готовности ребенка к обучению выявляются ее основные критерии и параметры.

Для успешного обучения школьников необходимо учитывать особенности их адаптации (привыкания, приспособления) к школьной жизни. Первый год обучения особенно трудный для ребенка: ме­няется привычный уклад его жизни, он адаптируется к новым социальным условиям, новой деятельности, незнакомым взрос­лым и сверстникам. Более неблагоприятно адаптация протека­ет у детей с нарушениями физического и психологического здо­ровья.

Наблюдения за первоклассниками показали, что социально-психологическая адаптация может проходить по-разному. Значи­тельная часть детей (их обычно 50-60 %) адаптируется в течение первых двух-трех месяцев обучения. Это проявляет­ся в том, что ребенок привыкает к коллективу, ближе узнает своих одноклассников, приобретает друзей. У детей, благопо­лучно прошедших адаптацию, преобладает хорошее настрое­ние, активное отношение к учебе, желание посещать школу, добросовестно и без видимого напряжения выполнять требо­вания учителя.

Другим детям (их примерно 30 %) требуется больше време­ни для привыкания к новой школьной жизни. Они могут до конца первого полугодия предпочитать игровую деятельность учебной, не сразу выполняют требование учителя, часто выяс­няют отношения со сверстниками неадекватными методами (дерутся, капризничают, жалуются, плачут). У этих детей встре­чаются трудности и в усвоении учебных программ.

И, наконец, в каждом классе есть примерно 14 % детей, у которых к значительным трудностям учебной работы при­бавляются трудности болезненной и длительной (до одного года) адаптации. Такие дети отличаются негативными формами поведения, устойчивыми отрицательными эмоциями, нежелани­ем учиться и посещать школу Часто именно с этими детьми не хотят дружить, сотрудничать, что вызывает новую реакцию проте­ста: они ведут себя вызывающе, задираются, мешают проводить урок и пр.

Исследование уровня школьной мотивации первоклассников, показало, что 66 % ребят характеризуются положительным отношением к школе; 12 % детей отличаются нейтральным отношением к школе; 22 % учащихся первого класса не очень хорошо относятся к школьному обучению.

При выявлении страхов младших школьников, были получены следующие результаты: 7 % детей характеризуются отсутствием школьных страхов и высоким уровнем школьной адаптации (первый уровень), для большинства первоклассников — 47 % — ха­рактерны положительные эмоциональные переживания, связанные со школой, что можно отнести к средней норме (второй уровень), 33 % учащихся необходима более длительная адаптация и наличие некоторых отрицательных эмоциональных переживаний, касающихся отдельных аспектов школьного обучения (третий уровень), 13 % детей отличаются плохой школьной адаптацией и имеют какие-либо страхи в области учебной деятельности (четвёртый уровень). У мальчиков гораздо больше отрицательных эмоций, переживаний, страхов, связанных со школой и большинство из них (75% мальчиков) были отнесены к группе детей, которым требуется более длительная адаптация в связи с наличием школьной тревожности и страхов. Вероятно, это связано с неравномер­ностью психофизиологического развития у разных детей младшего школьного возраста, и в частности, с различиями в темпах развития мальчиков и девочек: девочки обычно опережают мальчиков.

Далее можно сказать, что большинство первоклассников, принявших участие в исследовании, адаптируются в пределах средней нормы (80 %): у них преобладают в основном положительные эмоциональные переживания, связанные со школой, но отмечается недостаточно высокий уровень мотивации учения, и они отличаются средним уровнем школьной адаптации (второй уровень). Для остальных 20 % учащихся первого класса характерна внешняя мотивация, наличие некоторых отрицательных эмоциональных переживаний, касающихся отдельных аспектов школьного обучения и необходимость более длительной адаптации (третий уровень). Таким образом, в целом по группе детям свойственно положительное отношение к школе, учебной деятельности и получению знаний, что соответствует среднему уровню адаптации.

Имеются дети, которым необходима коррекционная помощь в отношении школьной тревожности и страхов (47 %), а также помощь в развитии мотивации учения и познавательного интереса (47 %). Проведённое исследование также показало, что наиболее проблемная адаптация отмечается у 33 % первоклассников и данным детям в этой ситуации требуется поддержка взрослых.

Итак, проведённое экспериментальное исследование особенностей школьной адаптации первоклассников позволило сделать некоторые выводы.

1.             Дети с различным  уровнем психологической адаптации к школе оценивают себя по-разному: учащиеся, успешно адаптирующиеся к обучению в школе, чаще имеют высокую самооценку, чем плохоадаптирующиеся и дезадаптированные первоклассники.

2.             Дети с различным  уровнем психологической адаптации к школе имеют различный уровень тревожности: учащиеся, успешно адаптирующиеся к обучению в школе, чаще имеют средний уровень тревожности, чем плохоадаптирующиеся и дезадаптированные первоклассники, у которых преобладающим является высокий уровень тревожности.

3.             Дети с различным уровнем психологической адаптации к школе имеют различный уровень школьной мотивации: учащиеся, успешно адаптирующиеся к обучению в школе, чаще имеют высокий и хороший уровень школьной мотивации, чем плохоадаптирующиеся и дезадаптированные первоклассники.

4.             У девочек адаптация проходит несколько успешнее, чем у мальчиков и большинство из них (40% девочек) были отнесены к группе детей, успешно адаптирующихся к обучению в школе, в сравнении с 27% мальчиков. В подгруппу учащихся, имеющих какие-либо проблемы в адаптации к школе, вошли 27% мальчиков и 6% девочек.

5.             Успешно адаптирующиеся первоклассники в начале учебного года не имеют проблем с адаптацией и к окончанию первого класса. Те же дети, которые были отмечены в начале учебного года как плохо адаптирующиеся, к окончанию первого класса имеют проблемы с адаптацией, и в частности у них отмечен более высокий уровень тревожности и более низкий уровень самооценки и мотивации учения.

Информация о работе Сравнительный анализ социально-психологических особенностей адаптации первоклассников в начале и в конце учебного года КОНЦЕ УЧЕБНОГО