Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 21:35, курс лекций
В современных условиях социально-экономического и технического развития рациональное использование человеческих ресурсов является важным фактором развития различных видов экономической деятельности (производства, торговли, сферы услуг и др.). Общеизвестно, что профессиональный труд должен быть производительным, однако не все люди в одинаковой мере способны освоить ту или иную профессию.
В феномене профессии скрыты психофизиологические, общепсихологические и социально-психологические события. Понятие «профессия» трактуется в современной науке как род трудовой деятельности, занятий, требующих определенной подготовленности и являющихся источником существования; как социально фиксированный трудовой пост (могущий быть вакантным и предполагающий, в частности, некоторую психологическую пригодность человека к делу); как система выполняемых человеком трудовых функций, как определенная квалификация, опытность специалиста и, наконец, как общность людей, занятых определенным родом деятельности (Е.А. Климов и др.). Общим у всех этих определений является представление профессии как особого рода деятельности – профессиональной деятельности.
ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(указывается наименование дисциплины в соответствии с ГОС)
Специальность: 080505 – Управление персоналом
В современных условиях социально-экономического и технического развития рациональное использование человеческих ресурсов является важным фактором развития различных видов экономической деятельности (производства, торговли, сферы услуг и др.). Общеизвестно, что профессиональный труд должен быть производительным, однако не все люди в одинаковой мере способны освоить ту или иную профессию.
В феномене профессии скрыты психофизиологические, общепсихологические и социально-психологические события. Понятие «профессия» трактуется в современной науке как род трудовой деятельности, занятий, требующих определенной подготовленности и являющихся источником существования; как социально фиксированный трудовой пост (могущий быть вакантным и предполагающий, в частности, некоторую психологическую пригодность человека к делу); как система выполняемых человеком трудовых функций, как определенная квалификация, опытность специалиста и, наконец, как общность людей, занятых определенным родом деятельности (Е.А. Климов и др.). Общим у всех этих определений является представление профессии как особого рода деятельности – профессиональной деятельности.
Профессиональная деятельность выступает в единстве трех аспектов: предметно-действенном (как процесс, в котором «человек при помощи средств труда вызывает заранее намеченное изменение предмета труда»); физиологическом (как «функции человеческого организма»), психологическом (как осуществление сознательной цели, проявление воли, внимания, интеллектуальных свойств работника и т. д.). В психофизиологическом исследовании два последних аспекта, несомненно, играют ведущую роль.
Профессиональная деятельность как вид трудовой деятельности рассматривается как явление прежде всего социальное. Вместе с тем, для полного научного осмысления трудового процесса, важно учитывать, его биологическую сущность. Очевидно, что как бы различны не были отдельные виды трудовой деятельности, с физиологической стороны это функция человеческого организма, и каждая такая функция, каково бы ни было ее содержание и ее форма, предполагает трату ресурсов человеческого мозга, нервов, мускулов, органов чувств и т. д. (Н.Н. Данилова, В.А. Бодров и др.).
Установлено, что неэффективность профессиональной деятельности примерно на 80% обусловлена физиологическими, психическими и социально-психологическими особенностями работников. Некоторые работники быстро усваивают трудовые навыки и достигают профессионального совершенства, у других же процесс овладения профессией затягивается, и как следствие – работодатель несет убытки, а человек теряет к профессии интерес и меняет вид деятельности. В настоящее время эта проблема достаточно актуальна, поскольку значительная конкуренция на рынке труда побуждает людей осваивать порой совершенно неподходящую для них профессию.
Вместе с тем, существуют ситуативные нежелательные тенденции в профессиональном использовании человеческих ресурсов. Нельзя не согласиться с Е.А. Климовым, отметившим, что время от времени в сознании руководителей производства возрождаются инициативы, либо отбрасывающие систему организации труда ко времени арестантских рот или к периоду распространения тейлоризма, либо – к практике парциальной оценки человека как сенсомоторной системы как бы лишенной собственных желаний, помыслов и прочего, кроме желания «заработать». Такой подход менеджеров к управлению человеческими ресурсами достаточно часто приводит к снижению работоспособности персонала, потере работниками здоровья и в результате – к утрате интереса либо к месту работы, либо к выбранной ими профессии.
Поэтому процессы профессионального становления и управления профессиональной деятельностью персонала требуют специальных знаний и умений в области выявления психофизиологических механизмов оптимального обеспечения трудовых функций. Это делает возможным своевременно определить степень профессиональной пригодности человека к конкретному виду деятельности посредством всестороннего изучения его личности: изучения уровня соответствия физических качеств и психофизиологических особенностей индивида к профессиональным требованиям. Если эти качества и особенности не соответствуют нужным требованиям, происходит перегрузка. Это случай профессиональной неполноценности, от которой страдает и организация, и работник.
Решение этих проблем относится к сфере знаний, которыми оперирует психофизиология профессиональной деятельности.
В настоящее время осуществление многих видов деятельности на производстве, в науке, медицине, искусстве, образовании и спорте обусловлено знанием психологических и физиологических закономерностей. Психофизиология профессиональной деятельности является частью психофизиологии человека, междисциплинарной области теоретических и прикладных знаний.
Предметом психофизиологии профессиональной деятельности является изучение профессиональной деятельности как особой формы поведения человека, деятельности эффективной, свойственной профессионалу.
Теоретические исследования психофизиологии профессиональной деятельности направлены на выяснение духовных, психических и физических механизмов обеспечения профессиональной деятельности. Прикладная психофизиология профессиональной деятельности использует полученные знания в качестве естественнонаучной основы для предсказания результатов профессиональной деятельности персонала, для обоснования методов оптимизации самоуправления и внешнего управления профессиональной деятельностью (К.А. Альбуханова-Славская, Е.А. Климов, Г. Киссинджер и др.).
Психофизиология профессиональной деятельности имеет значительный инструментарий для изучения всех этих направлений.
Трудовая
(в том числе и
Основным
содержанием труда в
Примерно 80% всех современных видов трудовой деятельности предполагают небольшие и умеренные физические напряжения, энергозатраты при которых не превышают 8,4 – 12,5 кДж/мин.
Непрерывно возрастает доля умственного труда в общем балансе рабочего времени. Например, при работе на различных станках умственная деятельность, связанная с концентрацией внимания, колеблется от 15%, до 52%, при управлении автотранспортом в черте города – более 60%, при печатанье на пишущей машинке – не менее 73% и т.д.
Характерной
особенностью многих видов профессий
становится нервно-эмоциональное
Современная наука призвана наиболее полно использовать положительное влияние труда на здоровье человека, развитие его духовных и физических сил, повышение его работоспособности. Проблема повышения работоспособности комплексная. Успешное решение ее зависит от результатов совместных исследований специалистов различных отраслей знания: психологов, физиологов, экономистов, социологов, инженеров, гигиенистов и даже художников и музыкантов. Особое место в этих исследованиях отводится специальным физиологическим и психологическим исследованиям. Без учета данных этих исследований невозможна действительно научная организация труда, производства и управления, невозможен правильный подход к решению вопросов профессионального отбора, обучения и комплектования кадров, а также к разработке научно обоснованных рекомендаций для оздоровления условий труда.
Все эти предпосылки способствовали интеграции естественных наук и психологии, в результате чего сформировался ряд специальных научных дисциплин и направлений объектом исследования, которых является человек труда. Прежде всего психофизиология профессиональной деятельности органически связана с другими отраслями психофизиологии и основывается на общих с ними принципах. Проблемами эффективности, надежности, безопасности профессиональной деятельности на протяжении многих десятилетий занимаются и другие общепризнанные научные дисциплины. Психофизиология профессиональной деятельности координирует свои усилия в данных направлениях с психологией труда, физиологией и гигиеной труда, эргономикой, медициной, техническими науками.
Можно утверждать, что психофизиология профессиональной деятельности стала частью сложного узла, в который связаны психология труда, эргономика, инженерная психология, гигиена труда и профзаболеваний и некоторые другие науки.
Основной задачей психофизиологии профессиональной деятельности, психологии труда, эргономики и других перечисленных выше наук является изучение широкого круга физиологических, психологических и социально-психологических свойств человека, проявляющихся в конкретной деятельности, оказывающих влияние на ее эффективность, обеспечивающих надежность и работоспособность человека, его психическое состояние, удовлетворенность трудом и психофизиологические ресурсы. В связи с постоянным изменением характера труда, насыщением его интеллектуальным содержанием и увеличением напряженности важными направлениями гуманизации и повышения надежности труда становятся:
Теоретической
основой психофизиологии
Пониманию необходимости и перспективности изучения психофизиологических процессов в профессиональной деятельности способствуют представления В.М. Бехтерева, рассматривающие психическое и физиологическое (нейрофизиологическое) в контексте отражательной функции нервной системы.
С
позиций деятельностного
На
современном этапе психологов и
физиологов, занимающихся проблемами
психологии труда, объединяет понимание
того, что физиологическое обеспечение
психических процессов в деятельности
имеет системный характер.