Лекции по психофизиологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 21:35, курс лекций

Описание

В современных условиях социально-экономического и технического развития рациональное использование человеческих ресурсов является важным фактором развития различных видов экономической деятельности (производства, торговли, сферы услуг и др.). Общеизвестно, что профессиональный труд должен быть производительным, однако не все люди в одинаковой мере способны освоить ту или иную профессию.

В феномене профессии скрыты психофизиологические, общепсихологические и социально-психологические события. Понятие «профессия» трактуется в современной науке как род трудовой деятельности, занятий, требующих определенной подготовленности и являющихся источником существования; как социально фиксированный трудовой пост (могущий быть вакантным и предполагающий, в частности, некоторую психологическую пригодность человека к делу); как система выполняемых человеком трудовых функций, как определенная квалификация, опытность специалиста и, наконец, как общность людей, занятых определенным родом деятельности (Е.А. Климов и др.). Общим у всех этих определений является представление профессии как особого рода деятельности – профессиональной деятельности.

Работа состоит из  1 файл

Лекции по психофизиологии гот1.doc

— 444.00 Кб (Скачать документ)

лекции

по  дисциплине

 

ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 

(указывается  наименование дисциплины  в соответствии  с ГОС)

 
 
 
 
 
 

Специальность: 080505 – Управление персоналом

 

 

Лекция 1. Психофизиологическая основа построения профессии

     Понятия «профессия» и «профессиональная деятельность» в психологическом и физиологическом контекстах

 

      В современных условиях социально-экономического и технического развития рациональное использование человеческих ресурсов является важным фактором развития различных видов экономической деятельности (производства, торговли, сферы услуг и др.). Общеизвестно, что профессиональный труд должен быть производительным, однако не все люди в одинаковой мере способны освоить ту или иную профессию.

      В феномене  профессии  скрыты психофизиологические,    общепсихологические и социально-психологические события. Понятие «профессия» трактуется в современной науке как род трудовой деятельности, занятий, требующих определенной подготовленности и являющихся источником существования; как социально фиксированный трудовой пост (могущий быть вакантным и предполагающий, в частности, некоторую психологическую пригодность человека к делу); как система выполняемых человеком трудовых функций, как определенная квалификация, опытность специалиста и, наконец, как общность людей, занятых определенным родом деятельности (Е.А. Климов и др.). Общим у всех этих определений является представление профессии как особого рода деятельности – профессиональной деятельности.

      Профессиональная  деятельность выступает в единстве трех аспектов: предметно-действенном (как процесс, в котором «человек при помощи средств труда вызывает заранее намеченное изменение предмета труда»); физиологическом (как «функции человеческого организма»), психологическом (как осуществление сознательной цели, проявление воли, внимания, интеллектуальных свойств работника и т. д.). В психофизиологическом исследовании два последних аспекта, несомненно, играют ведущую роль.

        Профессиональная деятельность  как вид трудовой деятельности  рассматривается как явление прежде всего социальное. Вместе с тем, для полного научного осмысления трудового процесса, важно учитывать, его биологическую сущность. Очевидно, что как бы различны не были отдельные виды  трудовой деятельности, с физиологической стороны это   функция человеческого организма, и каждая такая функция, каково бы ни было ее содержание и ее форма, предполагает трату  ресурсов человеческого мозга, нервов, мускулов, органов чувств и т. д.      (Н.Н. Данилова, В.А. Бодров и др.).

      Установлено, что неэффективность профессиональной деятельности  примерно на 80% обусловлена  физиологическими, психическими и социально-психологическими особенностями работников. Некоторые работники  быстро усваивают трудовые навыки и достигают профессионального совершенства, у других же процесс овладения профессией затягивается, и как следствие – работодатель несет убытки, а человек теряет к профессии интерес и меняет вид деятельности. В настоящее время эта проблема достаточно актуальна, поскольку значительная конкуренция на рынке труда побуждает людей осваивать порой совершенно неподходящую для них профессию.

      Вместе  с тем, существуют ситуативные нежелательные  тенденции в  профессиональном использовании  человеческих ресурсов. Нельзя не согласиться  с Е.А. Климовым, отметившим, что время от времени в сознании руководителей производства возрождаются инициативы, либо отбрасывающие систему организации труда ко времени арестантских рот или к периоду распространения тейлоризма, либо – к практике парциальной оценки человека как сенсомоторной системы как бы лишенной собственных желаний, помыслов и прочего, кроме  желания  «заработать». Такой подход менеджеров к управлению человеческими ресурсами достаточно часто приводит к снижению работоспособности персонала, потере работниками здоровья и в результате – к утрате интереса либо к месту работы, либо к выбранной ими профессии.

      Поэтому  процессы профессионального становления  и управления профессиональной деятельностью  персонала требуют специальных  знаний и умений в области выявления  психофизиологических механизмов оптимального обеспечения трудовых функций. Это делает возможным своевременно  определить степень профессиональной пригодности человека  к конкретному виду деятельности посредством всестороннего изучения его личности: изучения уровня соответствия физических качеств и психофизиологических  особенностей индивида к профессиональным требованиям. Если эти качества и особенности не соответствуют нужным требованиям, происходит перегрузка. Это случай профессиональной неполноценности, от которой страдает и организация,  и работник.

      Решение этих проблем относится к сфере  знаний, которыми оперирует психофизиология  профессиональной деятельности.

  Сущность и предмет изучения психофизиологии профессиональной деятельности

 

      В настоящее время осуществление многих видов деятельности на производстве, в науке, медицине, искусстве, образовании и спорте обусловлено знанием психологических и физиологических закономерностей. Психофизиология профессиональной деятельности является  частью психофизиологии человека, междисциплинарной области теоретических и прикладных знаний.

      Предметом психофизиологии профессиональной деятельности является изучение профессиональной деятельности как особой формы поведения человека, деятельности эффективной, свойственной профессионалу.

      Теоретические исследования психофизиологии профессиональной деятельности направлены на выяснение духовных, психических и физических механизмов обеспечения профессиональной деятельности. Прикладная психофизиология профессиональной деятельности использует полученные знания в качестве естественнонаучной основы для предсказания результатов профессиональной деятельности персонала, для обоснования методов оптимизации самоуправления и внешнего управления профессиональной деятельностью (К.А. Альбуханова-Славская, Е.А. Климов, Г. Киссинджер и др.).

      Психофизиология профессиональной деятельности имеет  значительный инструментарий для изучения всех этих направлений.

  Взаимосвязь психофизиологии  профессиональной  деятельности с  другими науками

 

      Трудовая (в том числе и профессиональная) деятельность  в психофизиологическом контексте  рассматривается   как категория социальная и биологическая. Труд – это естественная потребность здорового организма, способ развития и форма проявления духовных и физических сил человека. Однако человек отличается от животного тем, что он существо социальное. Это и определяет особенности его физиологии и психологии в трудовом процессе и вне его.

      Основным  содержанием труда в современных  профессиях является управление потоками информации, техническими средствами, контроль за сложными системами.

      Примерно 80% всех современных видов трудовой деятельности предполагают небольшие  и умеренные физические напряжения, энергозатраты при которых не превышают 8,4 – 12,5 кДж/мин.

      Непрерывно  возрастает доля умственного труда  в общем балансе рабочего времени. Например, при работе на различных  станках умственная деятельность, связанная  с концентрацией внимания, колеблется от 15%, до 52%, при управлении автотранспортом  в черте города – более 60%, при печатанье на пишущей машинке – не менее 73% и т.д.

      Характерной особенностью многих видов профессий  становится нервно-эмоциональное напряжение, возникающее при выполнении ответственных  операций, связанных с принятием  решений.  Если такие операции постоянно повторяются в процессе деятельности, то нервно-эмоциональное напряжение постоянно возрастает, так как не находит выхода в мышечной работе, эволюционно с ним связанной. Ограничение мышечной функции делает более значительным ее вегетативный компонент, что приводит к нарушению общего равновесия в организме и проявляется в негативном изменении функционального состояния человека – работоспособности (А.Б. Леонова, Е.Г. Мильнер и др.).

      Современная наука призвана наиболее полно использовать положительное влияние труда на здоровье человека, развитие его духовных и физических сил, повышение его работоспособности. Проблема повышения работоспособности комплексная. Успешное решение ее зависит от результатов совместных исследований специалистов различных отраслей знания: психологов, физиологов, экономистов, социологов, инженеров, гигиенистов и даже художников и музыкантов. Особое место в этих исследованиях отводится специальным физиологическим и психологическим исследованиям. Без учета данных этих исследований невозможна действительно научная организация труда, производства и управления, невозможен правильный подход к решению вопросов профессионального отбора, обучения и комплектования кадров, а также к разработке научно обоснованных рекомендаций для оздоровления условий труда.

      Все эти предпосылки способствовали интеграции естественных наук и психологии, в результате чего сформировался ряд специальных научных дисциплин и направлений объектом исследования, которых является человек труда. Прежде всего психофизиология профессиональной деятельности органически связана с другими отраслями психофизиологии и основывается на общих с ними принципах. Проблемами эффективности, надежности, безопасности профессиональной деятельности на протяжении многих десятилетий занимаются и другие общепризнанные научные дисциплины. Психофизиология профессиональной деятельности координирует свои усилия в данных направлениях с психологией труда, физиологией и гигиеной труда, эргономикой, медициной, техническими науками.

      Можно утверждать, что психофизиология профессиональной деятельности стала частью сложного узла, в который связаны психология труда, эргономика, инженерная психология, гигиена труда и профзаболеваний и некоторые другие науки.

      Основной  задачей психофизиологии профессиональной деятельности, психологии труда, эргономики и других перечисленных выше наук является изучение широкого круга физиологических, психологических и социально-психологических свойств человека, проявляющихся в конкретной деятельности, оказывающих влияние на ее эффективность,  обеспечивающих надежность и работоспособность человека, его психическое состояние, удовлетворенность трудом и психофизиологические ресурсы. В связи с постоянным изменением характера труда, насыщением его интеллектуальным содержанием и увеличением напряженности важными направлениями гуманизации и повышения надежности труда становятся:

  • психофизиологический анализ деятельности человека;
  • оптимизация психофизиологических состояний работников;
  • решение задач профессионального отбора и профпригодности;
  • определение и формирование индивидуально-психофизиологических качеств человека, важных для выполнения той или иной конкретной деятельности;
  • оптимизация неблагоприятных психических состояний.

  Методологические основания применения  психофизиологии для решения практических задач в психологии труда

 

      Теоретической основой психофизиологии профессиональной деятельности является диалектическое понимание взаимодействия человека и среды. Сущность этого взаимодействия в том, что среда (условия жизни) побуждают человека к действию. Человек, воздействуя на среду, преобразует ее. Если вся деятельность человека является ответом на те раздражители, которые поступают в центральную нервную систему из внешней среды, то и сама среда испытывает изменения под влиянием деятельности человека      (К.А. Альбуханова-Славская). Заниматься исследованиями процессов деятельности людей, объединенных конкретными условиями  производства и призвана психофизиология профессиональной деятельности.

      Пониманию необходимости и перспективности изучения психофизиологических процессов в профессиональной деятельности способствуют представления В.М. Бехтерева, рассматривающие психическое и физиологическое (нейрофизиологическое) в контексте отражательной функции нервной системы.

      С позиций деятельностного подхода  психическое отражение также  не существует вне «чувственной ткани», вне процессов и не реализуется  без них.

      На  современном этапе психологов и  физиологов, занимающихся проблемами психологии труда, объединяет понимание  того, что физиологическое обеспечение психических процессов в деятельности имеет системный характер.                        К концепциям, где раскрывается системная организация физиологических процессов, относятся теория функциональной системы П. К. Анохина (1968), концепции установки или механизма доминанты по А. А. Ухтомскому, отражающей «функциональный настрой» организма (1950), физиологии активности Н. А. Бернштейна (1966), динамической локализации функций А. Р. Лурии (1984), представления о пространственной синхронизации колебаний биопотенциалов мозга М. Н. Ливанова (1972), о структуре психологической системы деятельности             Б. Ф. Ломова и В. Д. Шадрикова (1983) и др.

Информация о работе Лекции по психофизиологии