Лекции по психофизиологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 21:35, курс лекций

Описание

В современных условиях социально-экономического и технического развития рациональное использование человеческих ресурсов является важным фактором развития различных видов экономической деятельности (производства, торговли, сферы услуг и др.). Общеизвестно, что профессиональный труд должен быть производительным, однако не все люди в одинаковой мере способны освоить ту или иную профессию.

В феномене профессии скрыты психофизиологические, общепсихологические и социально-психологические события. Понятие «профессия» трактуется в современной науке как род трудовой деятельности, занятий, требующих определенной подготовленности и являющихся источником существования; как социально фиксированный трудовой пост (могущий быть вакантным и предполагающий, в частности, некоторую психологическую пригодность человека к делу); как система выполняемых человеком трудовых функций, как определенная квалификация, опытность специалиста и, наконец, как общность людей, занятых определенным родом деятельности (Е.А. Климов и др.). Общим у всех этих определений является представление профессии как особого рода деятельности – профессиональной деятельности.

Работа состоит из  1 файл

Лекции по психофизиологии гот1.doc

— 444.00 Кб (Скачать документ)

Психофизиологический  анализ содержания профессиональной  деятельности

 
 

      Трудовая деятельность предполагает получение какого-либо общественно значимого продукта, результата, создание так называемых потребительных стоимостей.

      Знание  психологических  и физиологических  закономерностей трудовой деятельности, возможностей и ограничений человека в реализации трудовых задач, законов взаимной адаптации человека и средств, содержания, условий труда позволяют повысить ее эффективность, надежность, безопасность, а также привлекательность труда и удовлетворенность им.

      В общем виде деятельность – это  индивидуальная форма существования общественных отношений, она характеризует способ включения личности в существующую систему разделения труда (философское определение). Деятельность – это форма активного отношения субъекта к действительности, направленная на достижение сознательно поставленных целей и связанная с созданием общественно значимых ценностей или освоением социального опыта (психологическое определение).

      С позиций определения деятельности как своеобразной формы отношения (в понимании деятельности общей  категорией, с помощью которой определяется деятельность, выступает общепсихологическое понятие отношения) А.В. Карпов выделяет ее два основных специфических признака:

      1) это отношение продуктивного  типа, по определению предполагающее  получение некоторого результата (какой-либо продукт, освоение тех или иных знаний, умений и т.д.);

      2) это отношение, которое регулируется  осознаваемой целью как идеальным  образом будущего результата (цель  – главный критерий определения  содержания, структуры и динамики  деятельности).

      Содержание деятельности определяется целью, а не потребностями человека. То, почему человек действует определенным образом, не совпадает с тем, для чего он действует. Возникает важнейший деятельностный феномен – явление расхождения потребностей, мотивов человека с непосредственными целями его деятельности.

      Указанные специфические признаки, через которые  определяется деятельность, позволяют  раскрыть основные общепсихологические  свойства деятельности (В.Д. Шадриков,  А.В. Карпов и др.): свойства активности, продуктивности (результативности), осознаваемости, социальной обусловленности, предметности, адаптивности, системности.

      А.В. Карпов отмечает, что деятельность является одной из наиболее сложных  среди известных в настоящее  время систем, в силу чего и ее познание, и ее изучение должны осуществляться на основе принципов системного подхода. Системность деятельности обусловливает существование двух ее основных планов: внешнего (предметно-действенного) и внутреннего (психологического). Существует важная проблема – проблема пропорции внешней (объективированной) характеристики деятельности и ее внутреннего (психологического) содержания. Такая пропорция устанавливается на основе соблюдения двух важнейших общепсихологических принципов:

      1) принципа единства психики и  деятельности, согласно которому внешние и внутренние компоненты деятельности представляют собой нерасторжимую целостность и должны взаимообъясняться друг через друга;

       2) принципа двухэтапности психологического  изучения деятельности, согласно  которому анализ деятельности должен включать два сменяющих друг друга этапа: анализ ее содержания (связан  с характеристикой объективного содержания деятельности) и анализ ее психологических механизмов (связан с характеристикой субъективного, собственно психологического содержания деятельности).

      Внешняя характеристика деятельности (прежде всего профессиональной) осуществляется через понятия субъекта и объекта  труда, предмета, условий и средств  деятельности. Предмет труда –  совокупность вещей, процессов, явлений, с которыми субъект в ходе деятельности практически или мысленно взаимодействует. Средства труда – совокупность орудий, способных усилить возможности человека распознавать особенности предмета труда и воздействовать на него. Условия труда – система социальных, психологических санитарно-гигиенических и физических характеристик деятельности.

      Внутренняя  характеристика деятельности предполагает описание процессов и механизмов ее психической регуляции, ее структуры  и содержания, а также операционных средств ее реализации.

Характеристика профессиональной деятельности

 

      Психологами выделено девять обобщенных психологических  признаков, которые характеризуют  любой профессиональный труд достаточно полно и всесторонне (см. подраздел 4.2. темы 4). К ним относятся:

    1. предмет труда – это то, на что направлен труд человека;
    2. цель труда – осознанный образ конечного результата (к чему человек стремится в процессе своей целесообразной деятельности);
    3. средства труда – орудия, с помощью которых человек воздействует на предмет труда;
    4. проблемность трудовых ситуаций – набор решаемых профессиональных задач (проблем) и их сложность в каждой конкретной трудовой деятельности;
    5. коллективность трудового процесса – особенности выполнения работы (коллективно или самостоятельно);
    6. самостоятельность в труде – самоорганизация труда или организация и стимулирование труда других людей;
    7. особенности деловых контактов – трудовое взаимодействие людей;
    8. ответственность в профессиональной деятельности – внутренняя необходимость отвечать за свои поступки;
    9. условия труда – факторы окружающей среды.

Профессиография как психофизиологический анализ, описание и  характеристика профессионально  важных признаков  различных профессий

 

      Описание  профессии по всем психологическим  признакам труда характеризует  профессиональную деятельность достаточно многогранно и широко. Оно позволяет по существу анализировать любой вид профессионального труда, опираясь на эти психологические признаки.

      Для этих целей служит уже упомянутая в подразделе 4.1.   темы 4 технология изучения и проектирования профессии называемая профессиографией.

      Профессиография представляет собой технологию (метод) изучения требований, предъявляемых профессией к личностным качествам, психологическим способностям, психолого-физическим возможностям человека. Она используется в целях разработки информационных, диагностических, коррекционных и формирующих методических пособий и практических рекомендаций по обеспечению взаимосоответствия человека и профессии. Кроме того, профессиография обеспечивает постановку практической задачи и организацию ее решения в целях оптимизации и повышения эффективности профессионального труда. Профессиография   охватывает разные стороны конкретной профессиональной деятельности – социальные,  социально-психологические, экономические, исторические, технические, технологические, правовые, гигиенические, психологические, психофизиологические. Одним из основополагающих принципов профессиографирования стал принцип дифференцированного подхода к изучению профессиональной деятельности. Сущность этого принципа – подчинение профессиографирования решению конкретных практических задач. Например, для целей профконсультации и профотбора необходимо выделять те профессионально важные признаки, которые допускают дифференциацию испытуемых по их профессиональной пригодности. Для определения уровня квалификации большое значение приобретает характеристика трудовых функций, профессиональных знаний, умений и навыков. Для изучения профессионального утомления выделяются признаки, обнаруживающие факторы, инициирующие   профессиональную усталость. Другими словами, объем, глубина и детальность изучения профессиональной деятельности зависят от цели. Цели могут быть связаны со следующими областями деятельности: аттестацией работников, проектированием новых профессий и специальностей, профконсультацией оптантов и отбором специалистов, совершенствованием профессионального образо-вания, подготовкой и повышением квалификации, научными исследованиями профессионального развития личности.

      Результаты  профессиографического исследования обобщаются в виде профессиограммы.

      Профессиограмма – это характеристика профессии, в которой описаны ее особенности, содержание и характер труда. Она является информационным источником, необходимым для ознакомления с профессией и включает в себя подробное описание психологических, производственных, технических, медицинских, гигиенических и других особенностей специальности, профессии.

      В профессиограмме указываются функции  данной профессии и затруднения  в ее освоении, связанные с определенными  психофизиологическими качествами человека и с организацией производства.

      Профессиограммы различаются по цели, с которой  они составляются, времени составления, по мере общности и по объему.

      Наиболее  интересны, на наш взгляд, следующие  классификации:

  • по цели составления выделяются такие профессиограммы, как: информационная, коррекционная, диагностическая, прогностическая, методологическая, формирующая;
  • по мере общности различаются три вида профессиограмм: общая  групповая,  монографическая.

      Дадим краткую характеристику наиболее распространенных видов профессиограмм.

      Информационная  профессиограмма, нацелена  на обеспечение  профориентационной работы, включает все названные характеристики, однако дает их обобщенно, кратко, описательно.

      Коррекционная профессиограмма направлена на повышение безопасности профессионального труда. В ней детально и аналитически описываются только те характеристики, которые являются основными источниками опасного поведения человека в данной сфере.

      Диагностическая профессиограмма необходима для  обеспечения организации профессиональной психодиагностики. Она ориентирована на изучение технических, правовых, технологических, гигиенических, психологических, психофизиологических и социально-психологических характеристик труда на тех этапах работы, от которых в большей степени зависит конечный результат и требующих наиболее высоких показателей скорости, точности деятельности и ответственности за выполнение задания.

      Формирующая профессиограмма, используемая в процессе профессионального обучения, охватывает социально-экономические, исторические, правовые характеристики профессии в общих чертах, с детальной аналитической проработкой технических и технологических сторон конкретной профессиональной деятельности.

      Главную часть профессиограммы составляет психограмма, представляющая собой полное описание собственно психологических характеристик деятельности, совокупность психофизиологических и личностных качеств, являющихся для неё профессионально важными.

      Еще раз следует отметить, что профессиограммы  имеют различное содержание в зависимости от тех целей, для которых они составляются. Вместе с тем анализ профессиографической литературы позволяет выделить обобщенную схему профессиограммы на основе системного подхода к моделированию профессиональной деятельности. При определении содержания  такой профессиограммы учитывается нормативно-параметрическое описание труда, морфологическое и функциональное строение деятельности, профессионально ориентированная структура деятельности, условия труда, профессиональные противопоказания и ограничения.

      Профессиограмма включает: общие сведения о профессии, характеристику процесса труда, санитарно-гигиенические  условия труда, психологические  требования профессии к человеку и пути получения профессии.

      Следует отметить, что недостаток опыта применения профессиографии в управлении персоналом отражает тот факт, что начинающие руководители и опытные специалисты по управлению человеческими ресурсами часто видят одну и ту же профессию по-разному. Чаще всего причиной такого явления  является неполное или искаженной знание данной профессиональной деятельности и недостаточное овладение методами профессиографического исследования. 

Методы  профессиографического  исследования профессий

 

      Научное описание профессии предполагает анализ как внешней картины труда (трудового поведения), так и внутренней, т.е. психических процессов и интегральных психологических образований, являющихся внутренними средствами деятельности субъекта труда. В профессиографии используется множество разнообразных методов:

  • социологические (анкеты, опросы, включенное наблюдение);
  • психологические (беседа, наблюдение, эксперимент и производные от них: интервью, личностные опросники, тесты, психобиографии, анализ продуктов деятельности и др.);
  • физиологические (регистрация ЭКГ, КГР, измерение артериального давления, антропометрических и технических данных);
  • описание технологических процессов и др.

Информация о работе Лекции по психофизиологии