Лекции по психофизиологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 21:35, курс лекций

Описание

В современных условиях социально-экономического и технического развития рациональное использование человеческих ресурсов является важным фактором развития различных видов экономической деятельности (производства, торговли, сферы услуг и др.). Общеизвестно, что профессиональный труд должен быть производительным, однако не все люди в одинаковой мере способны освоить ту или иную профессию.

В феномене профессии скрыты психофизиологические, общепсихологические и социально-психологические события. Понятие «профессия» трактуется в современной науке как род трудовой деятельности, занятий, требующих определенной подготовленности и являющихся источником существования; как социально фиксированный трудовой пост (могущий быть вакантным и предполагающий, в частности, некоторую психологическую пригодность человека к делу); как система выполняемых человеком трудовых функций, как определенная квалификация, опытность специалиста и, наконец, как общность людей, занятых определенным родом деятельности (Е.А. Климов и др.). Общим у всех этих определений является представление профессии как особого рода деятельности – профессиональной деятельности.

Работа состоит из  1 файл

Лекции по психофизиологии гот1.doc

— 444.00 Кб (Скачать документ)

      В соответствии с этими концепциями  структурные изменения в психической  деятельности на современном этапе сопоставляются уже не только и не столько с частными нейрофизиологическими процессами, а с их организацией, т. е. только через процессы «системного уровня» (В.Б. Швырков,1978). С позиций системного подхода психическое и физиологическое в обеспечении и детерминации деятельности неразрывно связаны и не могут существовать порознь, и это положение намечает, по представлениям Б. Ф. Ломова (1984), конструктивный путь решения прикладных задач оптимизации профессиональной деятельности. Именно такой подход характерен для работ практических психофизиологов, в которых анализ физиологических процессов используется для решения разнообразных задач, связанных с профессиональной деятельностью.

        Распространение психофизиологических знаний за пределы узкого круга специалистов представляется крайне важным: оно позволяет заменить ошибочные  интуитивные представления «народной» психофизиологии на реальные знания, имеющиеся в арсенале науки. Эти знания создают необходимую основу для формирования осознанных представлений об обеспечении рациональности и эффективности профессиональной деятельности и здорового образа жизни человека.

 

Лекция 2. Методы психофизиологических исследований.

Сущность  и методологические принципы психофизиологического  исследования

 

      Психофизиологическое  исследование – это изучение состояния  физиологических систем человека психологическими методами. Верно и обратное –  изучение влияния физиологических  систем на психологические показатели. Исследование проводится с помощью  специальной процедуры (программы) обследования.

      Психофизиологические  обследования специалистов некоторых  профессий (рабочих на конвейере, телеграфистов, водителей трамваев, ткачей, и др.) периодически проводились, начиная  с начала прошлого века (Р. Конечный, Н. Боухал и др.). В пятидесятых годах такие исследования  особенностей профессиональной деятельности проводились в электроэнергетическом комплексе и авиации (К.М. Гуревич,       В.П. Зинченко и др.).  В настоящее время психофизиологические обследования персонала являются неотъемлемой составной частью обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров работников, проводимых на транспорте, аэрокосмических, энергетических и некоторых других предприятиях. Некоторые методы обследования (например, на полиграфе) применяются в последнее время  в охранном бизнесе. Психофизиологические обследования могут проводиться в интересах медицины для диагноза заболеваний или в интересах психологии и психофизиологии труда, эргономики в целях оптимизации профессиональной деятельности. Психофизиологические обследования, как и медицинские осмотры, являются составной частью системы медицинского обеспечения деятельности персонала и обязательны при проведении профессионального отбора, аттестации, осуществлении контроля за состоянием здоровья работников различных профессий.

      Пониманию предмета психофизиологического исследования может помочь такая аналогия. Пользователь не интересуется внутренним устройством  компьютера, пока его задания выполняются  без ошибок. Как только возникают сбои, пользователь обращается к специалисту, который дает компьютеру простейшие задания, чтобы выяснить какая из функциональных систем неисправна. Точно также поступает психофизиолог.

      Методологические  основы анализа физиологических и психологических проблем были представлены в  предыдущей теме (см. подраздел 1.4. темы 1).  На основании базовых положений о методологии изучения психологических и физиологических феноменов можно выделить принципы психофизиологического исследования:

  • принцип исследования человека как целостности, обусловливающий комплексный подход к исследованию         (Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, С.Л. Рубинштейн, Е.А. Климов и др.)
  • принцип системности, раскрывающийся через многоуровневую представленность психических процессов и функций, психической деятельности и саморегуляции разных типов активности человека (А.Н. Леонтьев, В.Н. Мясищев,              С.Л. Рубинштейн, Д.Н. Завалишина и др.), на который опирается системный и полисистемный подходы (Б.Г. Ананьев,             Б.Ф. Ломов,  В.П. Кузьмин и др.);
  • принцип субъекта, обусловливающий субъектно-деятельностный подход (С.Л. Рубинштейн, А.В. Брушлинский, К.А. Абульханова-Славская и др.).

        Перспективным для отбора методических  средств  структурного и содержательного анализа проблемы регуляторных систем деятельности и функциональных состояний является концепция системогенеза деятельности (В.Д. Шадриков). 

      Комплексный подход к психофизиологическому  исследованию, характерный для эргономики, позволяет получить всестороннее представление о трудовом процессе и тем самым открывает широкие возможности его совершенствования.

Специфика методов психофизиологического исследования

 

      В прикладных исследованиях комплексный  характер психофизиологических исследований обеспечивается применением полиэффекторного метода, включающего регистрацию частоты сердечных сокращений (ЧСС), электропневмограммы (ЭПГ), электромиограммы (ЭМГ), электроокулограммы (ЭОГ), кожно-гальванической реакции (КГР) и целый ряд других параметров (подробнее см. подраздел 2.3. темы 2). Эффективность этого метода во многом зависит от того, насколько четко определены критерии оценки регистрируемых показателей, и от того, насколько адекватно используются данные параметры для решения поставленных задач.

      Большое количество параметров потребовало их унификации и систематизации приемов анализа и оценки изменений психофизиологических функций. Они были приведены исследователями к единой форме. В перечень показателей, отражающих динамику регистрируемых параметров, вошли следующие показатели: длительность, латентный (скрытый) период, средние значения амплитуды и частоты реакций за определенный интервал времени, пространственно-временное распределение показателей и другие характеристики (Проблемы системного исследования, 1986). Постепенно исследователи перешли от стремления получать информацию о как можно большом количестве показателей к отбору характеристик, доминирующих в данном виде деятельности,  необходимых и достаточных для оценки ее рациональности,  организации и эффективности.

      Заключения  о результате проведенного исследования как правило относятся к профессиональной психофизиологической пригодности, к  психофизиологическому статусу, к  функциональному состоянию и  работоспособности персонала. Такие  заключения выносятся только на основании конкретных методик и с помощью автоматизированных средств  психофизиологического обследования.

  Виды психофизиологических обследований профессиональной деятельности и  их методическое обеспечение

 

      Следует подчеркнуть, что главная ответственность за организацию и проведение психофизиологических обследований работников возлагается чаще всего на руководителей персоналом предприятия.

      Для психофизиологического тестирования применяется комплекс различных  методик (часто  автоматизированных). Он содержит  значительное число различных тестов с модификациями, позволяет проводить не только тестирование, но также тренировки, формировать базу данных. Результаты оформляются как правило в наглядной форме. За многие годы исследователями накоплен разнообразный научный материал по разным профессиям, что позволяет производить надежную психологическую оценку персонала.

      Психофизиологические  обследования работников представляют собой ведущую составную часть  системы психофизиологического  обеспечения надежности профессиональной деятельности и сохранения здоровья персонала предприятий. Такая система представляет собой  единый комплекс, реализующий правовые, нормативно-методические, организа-ционные, медицинские, гигиенические, психологические, социаль-но-психологические, психофизиологические, физиологические, реабилитационные и другие необходимые мероприятия               (Б.В. Кулагин, К. Купер и др.). Они направлены на формирование и поддержание полной профессиональной адаптации персонала.

      Объем и набор методов и средств психофизиологического обследования могут варьироваться в зависимости от характеристик предприятий, организаций, их численности, структуры, характера профессиональной деятельности, климатогеографических характеристик региона, материального и финансового состояния.

      Для обеспечения надежности профессиональной деятельности и сохранения здоровья персонала проводятся следующие  виды психофизиологического обследования:

  • психофизиологические обследования с целью первичного профессионального отбора;
  • психофизиологический мониторинг функционального состояния работников;
  • углубленные периодические психофизиологические обследования.

      Следует более подробно рассмотреть указанные  виды психологического обследования и  обеспечивающие их методы.

      Психофизиологические обследования с целью первичного профессионального отбора. Психофизиологический отбор представляет собой комплекс мероприятий, направленных на качественное комплектование различных профессий на основе обеспечения соответствия психофизиологического статуса кандидата требованиям профессии. Первичный профессиональный отбор, включающий психофизиологические методы исследования проводится специальной службой надежности деятельности и сохранения здоровья персонала, входящей в систему управления кадрами. Применяются следующие методы:

  • сбор анамнестических данных, изучение документов и профессиональных качеств работника;
  • методы и средства анализа антропометрических данных;
  • методы и средства доврачебного обследования;
  • методы индивидуальной беседы и психофизиологического наблюдения;
  • методы и средства углубленного изучения состояния сердечно-сосудистой системы и физической работоспособности персонала;
  • методы и средства нейрофункциональной диагностики и состояния основных анализаторных систем персонала;
  • методы и средства оценки операторской (психической) работоспособности;
  • методы и средства исследования интеллекта;
  • методы психодиагностических исследований актуального психического состояния, особенностей личности, акцентуаций характера.

      Объем обследования может быть расширен за счет использования полиграфических методов оценки функционального состояния персонала (В.А. Бодров, В.С. Новиков, А.А. Боченков и др.).

      Ответственность за проведение отбора возлагается  на менеджера по управлению персоналом, а в методическом отношении – на психологическую службу предприятия. Лица, не прошедшие психофизиологический отбор, на работу по профессиям, связанным с повышенным риском и ответственностью, не должны приниматься. Результаты обследований кандидатов на вакансии при отборе обычно  хранятся в специализированной компьютерной базе данных, которая должна обеспечивать конфиденциальность хранящейся в ней информации.

        Распространенным методом  психофизиологического  обследования является психофизиологический мониторинг функционального состояния работников – систематическое, непрерывное во времени наблюдение за  текущим (актуальным) психофизиологическим состояния отдельного человека или больших групп людей из числа персонала. Этот метод используется в целях:

  • предсменных психофизиологических обследований оперативного персонала;
  • психофизиологических обследований персонала перед началом опасных и ответственных работ;
  • психофизиологического сопровождения обучения и профессиональной подготовки;
  • оптимизации и совершенствования режимов труда и отдыха;
  • психофизиологического сопровождения функциональной реабилитации.

      Предсменные психофизиологические обследования оперативного персонала проводятся в интересах  повышения уровня надежности и безопасности производственной деятельности по человеческому фактору. Их целью является выявление лиц, непригодных в данный момент времени по текущему функциональному состоянию, уровню работоспособности и состоянию здоровья к заступлению на смену, вахту и т.д.

      Психофизиологические  обследования перед началом опасных и ответственных работ проводятся в интересах повышения уровня надежности и безопасности производственной деятельности ремонтного, оперативно-ремонтного и наладочного персонала. Их основная цель – выявление лиц, по текущему функциональному состоянию, уровню работоспособности и состоянию здоровья непригодных в данный момент времени к выполнению опасных и ответственных работ. Используются методы и средства, указанные в предыдущем обследовании.

Информация о работе Лекции по психофизиологии