Лекции по психофизиологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 21:35, курс лекций

Описание

В современных условиях социально-экономического и технического развития рациональное использование человеческих ресурсов является важным фактором развития различных видов экономической деятельности (производства, торговли, сферы услуг и др.). Общеизвестно, что профессиональный труд должен быть производительным, однако не все люди в одинаковой мере способны освоить ту или иную профессию.

В феномене профессии скрыты психофизиологические, общепсихологические и социально-психологические события. Понятие «профессия» трактуется в современной науке как род трудовой деятельности, занятий, требующих определенной подготовленности и являющихся источником существования; как социально фиксированный трудовой пост (могущий быть вакантным и предполагающий, в частности, некоторую психологическую пригодность человека к делу); как система выполняемых человеком трудовых функций, как определенная квалификация, опытность специалиста и, наконец, как общность людей, занятых определенным родом деятельности (Е.А. Климов и др.). Общим у всех этих определений является представление профессии как особого рода деятельности – профессиональной деятельности.

Работа состоит из  1 файл

Лекции по психофизиологии гот1.doc

— 444.00 Кб (Скачать документ)

      Психофизиологическое  сопровождение обучения и профессиональной подготовки проводится в учебных заведениях, учебно-курсовых комбинатах, центрах и пунктах подготовки работников различных специальностей. Цель – выявление лиц, по текущему функциональному (в том числе, психическому) состоянию, уровню работоспособности и состоянию здоровья непригодных в данный момент времени для обучения, профессиональной подготовки и тренажа; определение психофизиологической цены их деятельности и выявление групп риска; оптимизации режимов обучения и профессиональной подготовки и деятельности в целом.

      При выявлении признаков потери трудоспособности у работника, проходящего обучение и профессиональную подготовку, он чаще всего отстраняется от занятий  и ему при этом предлагается пройти курс коррекции и реабилитации текущего функционального состояния. Организационные решения принимаются по всей совокупности психофизиологических обследований работника в ходе всего цикла обучения и профессиональной подготовки путем выдачи итогового заключения о психофизиологическом состоянии работника с рекомендациями о необходимости дальнейших реабилитационных мероприятий, соответствующего лечения и дальнейшего его использования в технологическом процессе.

      Результаты  анализа состояния работника  используются для выдачи рекомендаций по оптимизации режимов обучения и профессиональной подготовки, периодов отдыха и учебной деятельности в целом и доводятся в письменном виде до руководителей обучения и профессиональной подготовки, а также руководителей, направивших работника на обучение или профессиональную подготовку.

      Психофизиологические  обследования персонала по оптимизации  режимов труда и отдыха проводятся по мере необходимости на основании  приказа руководителей предприятий.

      Психофизиологические  обследования проводятся в виде непрерывного психофизиологического мониторинга текущего функционального состояния работника непосредственно на его  рабочем месте   при осуществлении им своей непосредственной профессиональной деятельности и в период отдыха после нее. Целью является получение результатов, по которым строится и реализуется программа мероприятий, направленных на оптимизацию и совершенствование режимов труда и отдыха конкретных категорий работников.

      Психофизиологические  обследования персонала в ходе психофизиологического  сопровождения функциональной реабилитации проводятся до и после конкретных видов и процедур реабилитации, а также непосредственно в ходе проведения этих процедур. Основной целью таких обследований является оценка эффективности конкретных видов и процедур функциональной реабилитации для поиска более эффективных методов и средств управления функциональными возможностями (резервами) человека и совершенствования процесса реабилитации в целом путем создания для конкретных категорий работников соответствующих комплексов реабилитационных и восстановительных мероприятий.

      Результаты  анализа психофизиологических обследований до, во время и после конкретных видов и процедур функциональной реабилитации используются для создания высокоэффективных комплексов восстановительных  и реабилитационных мероприятий работников конкретных основных профессий и оптимизации их профессиональной деятельности и сохранения здоровья.

      Под углубленным периодическим  психофизиологическим обследованием персонала понимаются плановые или возникающие при необходимости детальные обследования отдельных лиц и различных категорий работников, проводимых как в прикладных, так и в научных целях создания и развития в отрасли системы обеспечения надежности профессиональной деятельности и сохранения здоровья персонала, направленные на обеспечение полной профессиональной адаптации каждого работника. Методы углубленного периодического психофизиологического обследования функционального состояния работников основных профессий используются в целях:

  • текущего профессионального психофизиологического отбора;
  • психофизиологического сопровождения аттестации персонала;
  • психофизиологического тестирования с целью формирования производственных коллективов, бригад, смен, вахт и пр.;
  • психофизиологических исследований оценки эффективности и надежности моделируемой и реальной профессиональной деятельности.

      Текущий профессиональный психофизиологический отбор, как и первичный, направлен  на осуществление качественного  комплектования основных профессий  на основе обеспечения соответствия психофизиологического статуса работника требованиям конкретной профессии. Текущий профессиональный психофизиологический отбор – это система плановых (при прохождении аттестации, переводе на вышестоящую должность и т.д.) или внеплановых психофизиологических обследований работников, после перерыва в трудовой деятельности (длительный отпуск, болезнь, продолжительная командировка).

      Результаты  текущего профессионального психофизиоло-гического  отбора, в отличие от первичного отбора, носят не обязательный, а  рекомендательный характер.

        Психофизиологические обследования  персонала в ходе психофизиологического  сопровождения его аттестации  являются важной составной частью  процессов аттестации работников. При проведении службами надежности  деятельности и сохранения здоровья  персонала и лабораториями психофизиологического обеспечения  психофизиологических обследований в ходе психофизиологического сопровождения аттестации персонала объем психофизиологических методов должен включать: сбор анамнестических данных, изучение документов и профессиональных качеств работников, индивидуальную беседу, психофизиологические наблюдения, методы оценки операторской (психической) работоспособности, методы исследования интеллекта, методы психодиагностических исследований актуального психического состояния, особенностей личности, акцентуаций характера.

      Результаты  психофизиологических обследований при  психофизиологическом сопровождении  аттестации персонала носят рекомендательный характер.

        Психофизиологическое тестирование  с целью формирования производственных  коллективов проводится для социально-психологической характеристики малых групп, оценки профессионально-психологической и психофизиологической совместимости, для диагностики взаимоотношений в малой группе и оценки сплоченности производственных коллективов.

      Основной  целью в этом случае является изучение влияния особенностей социального  микроклимата, межличностных взаимоотношений  на надежность, эффективность деятельности и функциональные возможности различных  коллективов персонала, а также  выявлению степени их совместимости, срабатываемости, сплоченности и конфликтности для формирования производственных коллективов.

      Результаты  психофизиологического тестирования с целью формирования производственных коллективов, бригад, смен, вахт в виде краткого письменного заключения с рекомендациями представляются руководителю, отдавшему указание, для принятия соответствующих решений.

      Психофизиологические  исследования оценки эффективности  и надежности моделируемой и реальной деятельности предусматривают всю  необходимую совокупность научно-исследовательских работ и их отдельных направлений по оценке, диагностике и прогнозированию психофизиологических возможностей (резервов) и уровней здоровья работников на всех этапах профессионального цикла, конкретных лиц и различных категорий персонала для оптимального и эффективного управления состояниями профессиональной деятельности и здоровья работников.

      Психофизиологические  исследования оценки эффективности  и надежности моделируемой и реальной профессиональной деятельности персонала  проводятся всеми сотрудниками службы надежности деятельности и сохранения здоровья персонала или лабораторий психофизиологического обеспечения на основе ежегодных планов, разрабатываемых начальниками служб и лабораторий и утверждаемых соответствующими руководителями.

Лекция 3. Основы профессиографии

Содержательные  характеристики понятий «профессия», «специальность», «должность»

 

      Профессиографические  исследования призваны с помощью  специального инструментария раскрыть всю сложность профессии, выявить её структурные и содержательные особенности, установить всё многообразие взаимоотношений личности специалиста с предметами, средствами и продуктами труда, с окружающими людьми, с целым рядом специфических явлений, сопровождающих трудовой процесс.

      Исходным  концептуальным понятием профессиографических исследований является профессия. Как  было отмечено в теме 1, трактовок  понятия «профессия» в научной литературе много. Несколько определений представлено в работах Е.А. Климова и его последователей. Наиболее общим является следующее: «профессия – это необходимая для общества, социально ценная и ограниченная вследствие разделения труда область приложения физических и духовных сил человека, дающая ему возможность получать взамен затраченного труда необходимые средства его существования и развития». Уточняя это объемное определение, Е.А. Климов характеризует профессию как общность, деятельность, область проявления личности и как исторически развившуюся систему.  Далее он раскрывает социальную сущность профессии как системы профессиональных задач, форм и видов профессиональной деятельности, профессиональных особенностей личности, могущих обеспечить удовлетворение потребностей общества в достижении нужного общественно значимого результата, продукта. Существует и  узкое определение профессии с позиции конкретного человека: профессия – это деятельность, посредством которой данное лицо участвует в жизни общества и которая служит ему главным источником материальных средств к существованию                   (В.Г. Макушин).

      Обобщение имеющихся трактовок позволяет  дать следующее определение. Профессия (лат. professio) – это исторически возникшие формы трудовой деятельности, для выполнения которых человек должен обладать определенными знаниями и навыками, иметь специальные способности и развитые профессионально важные качества.

      В англоязычной среде различают понятия  «профессия» (ргоfession) и «занятие» (оссuраtiоn). Термин «профессия» применяется лишь к небольшому кругу высокостатусных видов профессиональной деятельности. Все другие виды деятельности относятся к специальностям или видам работы, занятий.

      В отечественном профессиоведении разводят понятия «профессия» и «специальность».

      Профессия – понятие более широкое, чем специальность, ее отличительными признаками являются: профессиональная компетентность, социально-профессиональная компетенция, профессиональная автономия, самоконтроль, групповые нормы и ценности. Профессия, как правило, объединяет группу родственных специальностей. Например, профессия – врач, специальности –терапевт, педиатр, окулист, уролог и др.; профессия – инженер, специальности – конструктор, технолог, металлург и др.

      Специальность – это комплекс приобретенных путем профессионального образования, подготовки и в процессе работы специальных знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения определенного вида деятельности в рамках конкретной профессии. Кроме того, специальность – один из видов профессиональной деятельности внутри профессии, направленный на достижение более частных или промежуточных результатов либо на достижение общих результатов специфическими средствами.

      Особняком стоит понятие «должность». Должность  – служебное место (положение) в  учреждении, на предприятии, связанное  с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных и финансовых обязанностей. Должностные обязанности в той или иной сфере общественного труда (например, министр, директор, начальник и др.), естественно, определяются профессиональной подготовкой и опытом работы по специальности в определенной сфере деятельности.

      Следует отметить, что мир профессий весьма динамичен. Постоянно возникают  новые профессии, содержание труда действующих профессий обновляется, отмирают профессии низкоквалифицированного труда, появляются совмещенные и интегрированные профессии и специальности.

      Названия  профессий часто отражают характер труда, сложившийся в предыдущие годы, десятилетия, века (Э.Ф. Зеер). Можно  констатировать, что названия профессий и специальностей отражают устаревший уровень технологий и средств труда. Но, с другой стороны, без официальной номенклатуры профессий нельзя осуществлять кадровую политику.

      Вместе  с тем существует необходимость  во введении названий новых профессий и определении их характеристик, содержания труда, уровней квалификации, противопоказаний и т.п. Номенклатура новых профессий складывается стихийно, они с большим опозданием попадают в официальные справочники.  Профессия «менеджер» стала весьма распространенной и популярной, но в официальной номенклатуре она отсутствует. Можно привести много примеров отставания официальных служб труда от потребностей профессиональных сообществ.

      Преодоление перечисленных недостатков в  мире профессий – важная задача для специалистов в области профессиографии. С ее помощью решаются задачи по проектированию новых профессий, определению назначения и содержания труда, требований к образованию, уровню квалификации, условий труда и противопоказаний. Конструирование профессиограмм, квалификационных характеристик, должностных обязанностей могло бы стать областью применения профессиональных способностей современных менеджеров по управлению человеческими ресурсами.

Информация о работе Лекции по психофизиологии