Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 21:35, курс лекций
В современных условиях социально-экономического и технического развития рациональное использование человеческих ресурсов является важным фактором развития различных видов экономической деятельности (производства, торговли, сферы услуг и др.). Общеизвестно, что профессиональный труд должен быть производительным, однако не все люди в одинаковой мере способны освоить ту или иную профессию.
В феномене профессии скрыты психофизиологические, общепсихологические и социально-психологические события. Понятие «профессия» трактуется в современной науке как род трудовой деятельности, занятий, требующих определенной подготовленности и являющихся источником существования; как социально фиксированный трудовой пост (могущий быть вакантным и предполагающий, в частности, некоторую психологическую пригодность человека к делу); как система выполняемых человеком трудовых функций, как определенная квалификация, опытность специалиста и, наконец, как общность людей, занятых определенным родом деятельности (Е.А. Климов и др.). Общим у всех этих определений является представление профессии как особого рода деятельности – профессиональной деятельности.
Психофизиологическое сопровождение обучения и профессиональной подготовки проводится в учебных заведениях, учебно-курсовых комбинатах, центрах и пунктах подготовки работников различных специальностей. Цель – выявление лиц, по текущему функциональному (в том числе, психическому) состоянию, уровню работоспособности и состоянию здоровья непригодных в данный момент времени для обучения, профессиональной подготовки и тренажа; определение психофизиологической цены их деятельности и выявление групп риска; оптимизации режимов обучения и профессиональной подготовки и деятельности в целом.
При выявлении признаков потери трудоспособности у работника, проходящего обучение и профессиональную подготовку, он чаще всего отстраняется от занятий и ему при этом предлагается пройти курс коррекции и реабилитации текущего функционального состояния. Организационные решения принимаются по всей совокупности психофизиологических обследований работника в ходе всего цикла обучения и профессиональной подготовки путем выдачи итогового заключения о психофизиологическом состоянии работника с рекомендациями о необходимости дальнейших реабилитационных мероприятий, соответствующего лечения и дальнейшего его использования в технологическом процессе.
Результаты анализа состояния работника используются для выдачи рекомендаций по оптимизации режимов обучения и профессиональной подготовки, периодов отдыха и учебной деятельности в целом и доводятся в письменном виде до руководителей обучения и профессиональной подготовки, а также руководителей, направивших работника на обучение или профессиональную подготовку.
Психофизиологические
обследования персонала по оптимизации
режимов труда и отдыха проводятся
по мере необходимости на основании
приказа руководителей
Психофизиологические обследования проводятся в виде непрерывного психофизиологического мониторинга текущего функционального состояния работника непосредственно на его рабочем месте при осуществлении им своей непосредственной профессиональной деятельности и в период отдыха после нее. Целью является получение результатов, по которым строится и реализуется программа мероприятий, направленных на оптимизацию и совершенствование режимов труда и отдыха конкретных категорий работников.
Психофизиологические обследования персонала в ходе психофизиологического сопровождения функциональной реабилитации проводятся до и после конкретных видов и процедур реабилитации, а также непосредственно в ходе проведения этих процедур. Основной целью таких обследований является оценка эффективности конкретных видов и процедур функциональной реабилитации для поиска более эффективных методов и средств управления функциональными возможностями (резервами) человека и совершенствования процесса реабилитации в целом путем создания для конкретных категорий работников соответствующих комплексов реабилитационных и восстановительных мероприятий.
Результаты анализа психофизиологических обследований до, во время и после конкретных видов и процедур функциональной реабилитации используются для создания высокоэффективных комплексов восстановительных и реабилитационных мероприятий работников конкретных основных профессий и оптимизации их профессиональной деятельности и сохранения здоровья.
Под углубленным периодическим психофизиологическим обследованием персонала понимаются плановые или возникающие при необходимости детальные обследования отдельных лиц и различных категорий работников, проводимых как в прикладных, так и в научных целях создания и развития в отрасли системы обеспечения надежности профессиональной деятельности и сохранения здоровья персонала, направленные на обеспечение полной профессиональной адаптации каждого работника. Методы углубленного периодического психофизиологического обследования функционального состояния работников основных профессий используются в целях:
Текущий профессиональный психофизиологический отбор, как и первичный, направлен на осуществление качественного комплектования основных профессий на основе обеспечения соответствия психофизиологического статуса работника требованиям конкретной профессии. Текущий профессиональный психофизиологический отбор – это система плановых (при прохождении аттестации, переводе на вышестоящую должность и т.д.) или внеплановых психофизиологических обследований работников, после перерыва в трудовой деятельности (длительный отпуск, болезнь, продолжительная командировка).
Результаты
текущего профессионального
Психофизиологические
Результаты
психофизиологических обследований при
психофизиологическом сопровождении
аттестации персонала носят
Психофизиологическое
Основной целью в этом случае является изучение влияния особенностей социального микроклимата, межличностных взаимоотношений на надежность, эффективность деятельности и функциональные возможности различных коллективов персонала, а также выявлению степени их совместимости, срабатываемости, сплоченности и конфликтности для формирования производственных коллективов.
Результаты
психофизиологического
Психофизиологические исследования оценки эффективности и надежности моделируемой и реальной деятельности предусматривают всю необходимую совокупность научно-исследовательских работ и их отдельных направлений по оценке, диагностике и прогнозированию психофизиологических возможностей (резервов) и уровней здоровья работников на всех этапах профессионального цикла, конкретных лиц и различных категорий персонала для оптимального и эффективного управления состояниями профессиональной деятельности и здоровья работников.
Психофизиологические исследования оценки эффективности и надежности моделируемой и реальной профессиональной деятельности персонала проводятся всеми сотрудниками службы надежности деятельности и сохранения здоровья персонала или лабораторий психофизиологического обеспечения на основе ежегодных планов, разрабатываемых начальниками служб и лабораторий и утверждаемых соответствующими руководителями.
Профессиографические исследования призваны с помощью специального инструментария раскрыть всю сложность профессии, выявить её структурные и содержательные особенности, установить всё многообразие взаимоотношений личности специалиста с предметами, средствами и продуктами труда, с окружающими людьми, с целым рядом специфических явлений, сопровождающих трудовой процесс.
Исходным концептуальным понятием профессиографических исследований является профессия. Как было отмечено в теме 1, трактовок понятия «профессия» в научной литературе много. Несколько определений представлено в работах Е.А. Климова и его последователей. Наиболее общим является следующее: «профессия – это необходимая для общества, социально ценная и ограниченная вследствие разделения труда область приложения физических и духовных сил человека, дающая ему возможность получать взамен затраченного труда необходимые средства его существования и развития». Уточняя это объемное определение, Е.А. Климов характеризует профессию как общность, деятельность, область проявления личности и как исторически развившуюся систему. Далее он раскрывает социальную сущность профессии как системы профессиональных задач, форм и видов профессиональной деятельности, профессиональных особенностей личности, могущих обеспечить удовлетворение потребностей общества в достижении нужного общественно значимого результата, продукта. Существует и узкое определение профессии с позиции конкретного человека: профессия – это деятельность, посредством которой данное лицо участвует в жизни общества и которая служит ему главным источником материальных средств к существованию (В.Г. Макушин).
Обобщение имеющихся трактовок позволяет дать следующее определение. Профессия (лат. professio) – это исторически возникшие формы трудовой деятельности, для выполнения которых человек должен обладать определенными знаниями и навыками, иметь специальные способности и развитые профессионально важные качества.
В англоязычной среде различают понятия «профессия» (ргоfession) и «занятие» (оссuраtiоn). Термин «профессия» применяется лишь к небольшому кругу высокостатусных видов профессиональной деятельности. Все другие виды деятельности относятся к специальностям или видам работы, занятий.
В отечественном профессиоведении разводят понятия «профессия» и «специальность».
Профессия – понятие более широкое, чем специальность, ее отличительными признаками являются: профессиональная компетентность, социально-профессиональная компетенция, профессиональная автономия, самоконтроль, групповые нормы и ценности. Профессия, как правило, объединяет группу родственных специальностей. Например, профессия – врач, специальности –терапевт, педиатр, окулист, уролог и др.; профессия – инженер, специальности – конструктор, технолог, металлург и др.
Специальность – это комплекс приобретенных путем профессионального образования, подготовки и в процессе работы специальных знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения определенного вида деятельности в рамках конкретной профессии. Кроме того, специальность – один из видов профессиональной деятельности внутри профессии, направленный на достижение более частных или промежуточных результатов либо на достижение общих результатов специфическими средствами.
Особняком
стоит понятие «должность». Должность
– служебное место (положение) в
учреждении, на предприятии, связанное
с выполнением организационно-
Следует отметить, что мир профессий весьма динамичен. Постоянно возникают новые профессии, содержание труда действующих профессий обновляется, отмирают профессии низкоквалифицированного труда, появляются совмещенные и интегрированные профессии и специальности.
Названия профессий часто отражают характер труда, сложившийся в предыдущие годы, десятилетия, века (Э.Ф. Зеер). Можно констатировать, что названия профессий и специальностей отражают устаревший уровень технологий и средств труда. Но, с другой стороны, без официальной номенклатуры профессий нельзя осуществлять кадровую политику.
Вместе с тем существует необходимость во введении названий новых профессий и определении их характеристик, содержания труда, уровней квалификации, противопоказаний и т.п. Номенклатура новых профессий складывается стихийно, они с большим опозданием попадают в официальные справочники. Профессия «менеджер» стала весьма распространенной и популярной, но в официальной номенклатуре она отсутствует. Можно привести много примеров отставания официальных служб труда от потребностей профессиональных сообществ.
Преодоление перечисленных недостатков в мире профессий – важная задача для специалистов в области профессиографии. С ее помощью решаются задачи по проектированию новых профессий, определению назначения и содержания труда, требований к образованию, уровню квалификации, условий труда и противопоказаний. Конструирование профессиограмм, квалификационных характеристик, должностных обязанностей могло бы стать областью применения профессиональных способностей современных менеджеров по управлению человеческими ресурсами.