Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 19:27, курсовая работа
В курсовой работе исследуется проблема взаимоотношения одаренные дети с учителями и сверстниками, включающая следующие этапы:
1. Изучение понятия «одаренность» с позиций современной психологии.
2. Рассмотрения психологических моделей одаренности
3. Анализ особенностей взаимоотношений одаренных детей с окружающими.
4. Эмпирическое изучение индивидуально-психологических особенностей одаренных детей.
введение……………………………………………………………………. 3
1. Проблема выявления и развития одаренности………….. 7
1.1 Общее понятие одаренности………………………………………. 7
1.2 Психологические модели одаренности…………………………… 12
2. Особенности взаимоотношений одаренных детей с окружающими…………………………………….…………………….. 15
2.1 Особенности обучения одаренных детей………………………… 15
2.2 Анализ трудностей взаимоотношений одаренных детей со сверстниками…………………………………….……………………………. 18
3. Индивидуально-психологические особенности одаренных детей…………………………………….…………………………………… 23
3.1 Организация исследования. Подбор диагностического инструментария…………………………………….…………………………. 23
3.2 Обработка и интерпретация результатов………………………… 29
Заключение…………………………………….…………………………. 35
Список литературы…………………………………….………………. 37
Приложение…………………………………….…………………………. 39
реферат
Курсовой работы ____(Ф.И.О студента)__________
«Одаренные
дети их взаимоотношения
с учителями и
сверстниками»
Объем работы
56 страниц, в том числе 26 таблиц, 3 рисунка,
30 наименований литературы, 19 приложений.
Ключевые
слова: одаренность,
способности, художественная
одаренность, общая
интеллектуальная и
академическая одаренность,
творческая одаренность,
социальная одаренность,
креативность
В курсовой работе исследуется проблема взаимоотношения одаренные дети с учителями и сверстниками, включающая следующие этапы:
1.
Изучение понятия «одаренность»
2.
Рассмотрения психологических
3.
Анализ особенностей
4.
Эмпирическое изучение
В результате проведенного анализа сделаны следующие выводы:
содержание
введение………………………………………………………… |
3 |
1. Проблема выявления и развития одаренности………….. | 7 |
1.1
Общее понятие одаренности…………… |
7 |
1.2
Психологические модели |
12 |
2.
Особенности взаимоотношений
одаренных детей
с окружающими…………………………………….…… |
15 |
2.1
Особенности обучения |
15 |
2.2
Анализ трудностей |
18 |
3.
Индивидуально-психологические
особенности одаренных
детей…………………………………….………………………… |
23 |
3.1
Организация исследования. Подбор
диагностического |
23 |
3.2
Обработка и интерпретация |
29 |
Заключение…………………………………….…………… |
35 |
Список
литературы…………………………………….…………… |
37 |
Приложение…………………………………….…………… |
39 |
введение
В настоящее время Белоруссия переживает охватившее все социальные слои глобальное реформирование общественно-экономических отношений. В этой связи стоит вопрос о том, чтобы привлечь талантливую молодежь к решению социально-экономических проблем. Именно люди неординарно мыслящие, творческие составляют психологический, стратегический ресурс нашего общества, от них зависят достижения в науке, экономике, политике, предпринимательстве и т.д.
Современный этап развития образовательной ситуации контекстно отражает практически все ведущие тенденции социальных преобразований и характеризуется сменой педагогических парадигм, обновлением содержания образования, поиском личностно развивающих педагогических технологий. Гуманизация и демократизация образования выдвигают в качестве прерогативы личностно ориентированный процесс обучения и воспитания, где центральное место занимает личность ребенка, ее развитие, ее самоценность. Таким образом, поиск талантов, создание условий для их развития, совершенствования - важная задача образовательной практики.
Сложность и значимость проблемы одаренности, ее практическая востребованность, обуславливают анализ имеющихся и построение новых моделей одаренности.
Проблема выявления и развития одаренности относится к наиболее сложным и многогранным. Несоотнесенность индивидуальных структур одаренности ребенка с особенностями учебно-познавательной деятельности, неразботанность методических систем поэтапного развития одаренности, разобщенность различных ступеней школьной подготовки в решении этого вопроса сводит решение проблемы выявления одаренных детей к чисто эмпирическому отнесению к этой категории результативных в учебе детей, а работу с ними - к тренировке в решении усложненных предметных задач без учета особенностей индивидуального профиля ребенка. Вследствие этого тренируются уже сформированные умственные операции и не получают развития те, низкий уровень развития которых мешает ребенку подниматься к высоким достижениям.
Проблема соотношения одаренности, природных задатков и интеллектуального развития учащихся, неоднократно поднималась в отечественной и зарубежной литературе. Исследовались понятие, состав и виды способностей, их связь с развитием психических процессов мышления, индивидуально- психологическими особенностями и различиями человека (К.А. Абульханова- Славская, Б.Г. Ананьев, Л.И Анцыферова, А.В. Брушлинский, А.Г. Ковалев, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн,); взаимодействие природных задатков и способностей (Е.А. Климов, Н.Е. Малков, Б.М. Теплов, А.Г. Хрипкова), проблема развития творческого потенциала учащихся в гуманной образовательной среде (В.И. Андреев, Л.К. Веретенникова).
Исследование проблемы широкой интеллектуальной одаренности проводили Е.С. Белова, А.И. Доровской, Н.С. Лейтес, B.C. Юркевич, А.В. Хуторской, узкопредметной - ВА Крутецкий, В.Г. Разумовский и др. Эта проблема является одной из наиболее приоритетных в зарубежной педагогике (Э. де Боно, Гилфорд, Кумбс, Торранс, Л. Холлингуорт и др.).
Однако, несмотря на большое количество исследований, проблема взаимоотношений одаренных детей с педагогами и сверстниками остается малоизученной, что и обуславливает актуальность рассмотрения темы курсовой работы.
Цель написания курсовой работы – изучение особенностей взаимоотношений одаренных детей с педагогами и свестниками.
Объект исследования – одаренные дети.
Предмет исследования - взаимоотношения одаренных детей с педагогами и свестниками.
Гипотеза исследования – одаренные дети имеют нарушения во взаимоотношениях со сверстниками и педагогами, которые могут выражаться в высокой эмоциональной неустойчивости, экспрессивности, неумении сдерживать свои порывы, самоконтроль на низком уровне.
Поставленная цель решается путем решения следующих задач:
1. Изучение понятия «одаренность» с позиций современной психологии.
2.
Рассмотрения психологических
3.
Анализ особенностей
4. Организовать эмпирическое изучение индивидуально-психологических особенностей одаренных детей.
5. Сравнить данные индивидуально-психологических особенностей одаренных и обычных детей.
6.
Выявить индивидуально-
1. Проблема выявления
и развития одаренности
1.1
Общее понятие
одаренности
В настоящее время понятие "одаренность" исследователями понимается неоднозначно. Одни авторы связывают это понятие с наследственностью, генетически переданными природными задатками индивида. Другие рассматривают одаренность как особую способность или совокупность способностей. Третьи определяют одаренность как качественное своеобразие индивида, отличающее его от остальных и т.д.
Исходное понятие "одаренность" отождествлялось с понятием "потенциальный гений". Утверждалась ее наследственная природа (Ф. Гвльтон, Л. Термен). Существование "прирожденных способностей" человека, которые "нуждаются в предварительном воспитании и предварительном прино- равливании" признавалось Аристотелем, Платоном, М.Ф. Квинтиллианом. В "возбуждении" природных задатков, выявлении и развитии того, что заложено в ребенке от рождения, И.Г. Песталоцци, А. Дистервег, 3. Фрейд видели;задачу воспитания и обучения, решение которой обеспечивает самореализацию каждого человека.
Чаще
всего одаренность
В
исследованиях В.Н. Дружинина понятие
одаренность рассматривается
Среди основных слагаемых одаренности исследователи выделяют составляющие [4, с.61]:
- Мотивация. Любая деятельность человека полимотивирована, то есть в основе любых действий лежат самые разные мотивы. Но при этом исследователи отмечают, что сама мотивационно-потребностная сфера личности имеет иерархическую структуру: одни мотивы занимают относительно устойчивое доминирующее, другие – подчиненное положение Это явление получило наименование «направленность личности».
Направленность – одна из
По мнению специалистов, одаренными можно назвать детей, демонстрирующих высокий уровень достижений в одной или нескольких сферах деятельности: интеллектуальной, академических достижений, творческого мышления, художественной деятельности, спортивных успехов [8, с.22].
Особенности познавательного развития одаренных детей [26, с.14 - 15]:
1. Любознательность.
Одаренным детям в большей степени, чем их сверстникам, свойственно стремление к познанию, исследованию окружающего мира.
2. Сверхчувствительность к проблемам
Сверхчувствительность к проблемам необходима в любой творческой деятельности и является качеством самостоятельно мыслящего человека. Это качество отличает того, кто не может удовлетвориться чужим поверхностным решением проблемы, того, кто способен преодолеть господствующее мнение, какие бы авторитеты за ним не стояли.
Информация о работе Одаренные дети их взаимоотношения с учителями и сверстниками