Одаренные дети их взаимоотношения с учителями и сверстниками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 19:27, курсовая работа

Описание

В курсовой работе исследуется проблема взаимоотношения одаренные дети с учителями и сверстниками, включающая следующие этапы:
1. Изучение понятия «одаренность» с позиций современной психологии.
2. Рассмотрения психологических моделей одаренности
3. Анализ особенностей взаимоотношений одаренных детей с окружающими.
4. Эмпирическое изучение индивидуально-психологических особенностей одаренных детей.

Содержание

введение……………………………………………………………………. 3
1. Проблема выявления и развития одаренности………….. 7
1.1 Общее понятие одаренности………………………………………. 7
1.2 Психологические модели одаренности…………………………… 12
2. Особенности взаимоотношений одаренных детей с окружающими…………………………………….…………………….. 15
2.1 Особенности обучения одаренных детей………………………… 15
2.2 Анализ трудностей взаимоотношений одаренных детей со сверстниками…………………………………….……………………………. 18
3. Индивидуально-психологические особенности одаренных детей…………………………………….…………………………………… 23
3.1 Организация исследования. Подбор диагностического инструментария…………………………………….…………………………. 23
3.2 Обработка и интерпретация результатов………………………… 29
Заключение…………………………………….…………………………. 35
Список литературы…………………………………….………………. 37
Приложение…………………………………….…………………………. 39

Работа состоит из  1 файл

19739 - одаренные дети.doc

— 1.02 Мб (Скачать документ)
 

     Затем, используя данные таблицы.3, составили  график и построили личностный профиль  по каждой группе испытуемых (рисунок  3.2.1).

Рисунок 3.2.1 - Личностный профиль испытуемых

     Основываясь на полученных данных можно сделать  вывод, что одаренные учащиеся более тревожны по сравнению с «обычными» учащимися. Также одаренные дети имеют неадекватную самооценку, обладают высоким уровнем самомнения, жесткости. Им свойственна высокая эмоциональная неустойчивостью, они общительны, более экспрессивны, не сдерживают свои порывы, самоконтроль на низком уровне, воля развита слабо, зачастую ленивы.

     Выборку обычных учащихся характеризует низкий уровень тревожности и адекватная самооценка, они сдержаны, критически настроены, не доверяют авторитетам, на веру ничего не принимают,  имеют интеллектуальные интересы в различных областях. Также являются хорошими дипломатами, разумны и проницательны, осторожны и рассудительны. Иногда все усложняют. Имеют высокий уровень эмоциональной устойчивости, выдержанные с высоким уровнем работоспособности, эмоциональной зрелые и реалистично настроены ко всему происходящему.

     Результаты  диагностики испытуемых методикой  Мини-мульт ММРI также представим в виде сводных таблиц. 

Таблица 3.2.4 Результаты диагностики одаренных  детей (методика Мини-мульт)

Испытуемые Шкалы
L F K 1 2 3 4 6 7 8 9
1 1 5 7 11 13 13 15 5 20 16 8
2 0 6 6 6 6 9 6 4 10 12 11
3 0 7 8 12 12 18 15 7 20 18 11
4 2 10 6 13 9 15 11 8 17 19 11
5 2 1 8 11 7 9 7 3 12 9 3
6 1 2 9 7 5 8 8 5 17 14 4
7 1 4 6 5 4 7 8 0 8 8 5
8 0 8 3 11 6 12 10 8 12 15 10
9 0 10 5 12 11 18 17 10 18 22 10
10 0 3 7 10 9 9 8 2 17 13 5
11 1 2 10 8 4 9 8 2 13 11 15
12 1 2 6 5 4 7 8 4 13 11 10
13 0 5 7 10 8 9 11 5 15 15 7
14 0 6 4 6 7 7 11 5 14 9 9
15 0 6 5 9 6 12 8 6 14 12 10
Среднее    0,6 5,1 6,5 9,1 7,4 10,8 10,1 4,9 14,7 13,6 8,6
 
 

Таблица 3.2.5 Результаты диагностики обычных детей (методика Мини-мульт) 

Испытуемые  Шкалы
L F K 1 2 3 4 6 7 8 9
1 0 4 7 10 10 11 9 6 18 14 9
2 0 4 5 10 10 13 10 3 18 15 9
3 0 2 6 11 9 15 9 4 17 13 10
4 0 8 4 6 12 12 12 6 15 13 10
5 0 3 6 7 5 10 13 4 13 12 10
6 3 2 8 10 7 11 9 6 17 16 7
7 1 2 4 10 6 8 7 4 13 9 8
8 0 2 7 10 5 7 7 4 13 11 6
9 0 4 3 8 3 11 7 5 11 10 7
10 0 6 6 8 2 7 7 6 11 12 7
11 0 7 6 7 5 9 6 5 12 12 7
12 3 2 8 10 7 11 9 6 17 16 7
13 1 2 4 10 6 8 7 4 13 9 8
14 2 10 6 13 9 15 11 8 17 19 11
15 2 1 8 11 7 9 7 3 12 9 3
Среднне 0,8 3,9 5,9 9,4 6,9 10,5 8,7 4,9 14,5 12,7 7,9
 

     Рис.3.2.2 Свойства личности

      Таким образом, проведя количественную и  качественную обработку полученных результатов, мы получили данные о свойствах личности, наглядно представленных на рис.3.2.2.

      Глядя на рис. 3.2.2, можно отметить, что группы испытуемых не имеют существенных различий в количестве набранных баллов. Не имеют они различий и в личностных профилях. Исходя из этого, характеризуем данных испытуемых в целом.

      У испытуемых по всем шкалам у большинства преобладает средний уровень, самый высокий показатель среднего уровня приходится на шкалу ипохондрия (100%). Данные результаты свидетельствуют о том, что исследуемым свойственна быстрота, активность, приспосабливания, благополучно переносят смену обстановки, не теряют равновесие в социальных конфликтах.

      Кроме того, рассматривая такие шкалы как: истерия (92%), психастения (92%), шизоидность(92%)- необходимо отметить, что испытуемые находятся на одном среднем уровне. Это свидетельствует о том, что уровень истерии находиться в норме и не является ярко выраженным качеством личности. Уровень шкалы психастении, так же имеет средний уровень выраженности. Из этого следует, что студентам свойственен средний уровень тревожности, боязливости и нерешительности. По шкале шизоидность чувствительность испытуемых в норме, эмоциональная холодность и отчужденность в межличностных отношениях не превышают нормы. Такие шкалы как, депрессия (81%) и гипотония (81%) имеют одинаковый средний уровень. Это говорит о том, что лица не склонны к тревогам и не застенчивы (депрессия), а так же интересы таких людей устойчивы, им хватает выдержки и настойчивости (гипотония). Психопатия(77%) и паранойяльность(77%), так же находятся на одном среднем уровне. Это свидетельствует о том, что такие люди не агрессивны, бесконфликтны, не обидчивые.

      По шкале депрессия имеется низкий уровень – 15%, по шкале истерия высокий уровень – 8%, психопатия низкий – 12%, и высокий – 11%, паранойяльность низкий – 12%, и высокий – 12%, психоастения высокий – 8%, шизоидность высокий – 8% и гипотония низкий – 7%, высокий – 12%.

      Итак, при исследовании свойств личности были получены следующие данные, указывающие на то, что испытуемые находятся на среднем уровне, т. е показатели не превышают нормы, соответственно ярко выраженных свойств личности не наблюдается.

     Таким образом, в ходе проведения исследовательской  работы нами было выявлено, что одаренные  дети более тревожны по сравнению с «обычными» учащимися. Также одаренные дети имеют неадекватную самооценку, обладают высоким уровнем самомнения, жесткости. Им свойственна высокая эмоциональная неустойчивостью, они общительны, более экспрессивны, не сдерживают свои порывы, самоконтроль на низком уровне, воля развита слабо, зачастую ленивы. Для проверки данных выводов выполним матстатистический анализ результатов с помощью t-критерия Стьюдента.

     Результаты  представлены в Приложениях 4 -19 (таблицы 3.2.5 – 3.2.21) и таблице 3.2.22. 

Таблица 3.2.22

  G Q3 L Е М О F С N Н Q2 А Q4 Q1 I Q 5
tЭмп 40,9 25,3 19,8 11,3 24,4 19,6 11,9 23,8 21,8 23,5 11,9 23,5 0 22,9 3,7 17,7
 

Таблица 3.2.23 Критические значения

tКр
p≤0.05 p≤0.01
2.05 2.76

 

       

Рис.3.2.3 Ось значимости

       Таким образом, полученные эмпирические значения находятся в зоне значимости, что говорит наличии различий в исследуемых группах. Гипотеза, выдвигаемая в начале исследования, подтвердилась. 
 
 

 

Заключение 

     По  мнению специалистов, одаренными можно  назвать детей, демонстрирующих высокий уровень достижений в одной или нескольких сферах деятельности: интеллектуальной, академических достижений, творческого мышления, художественной деятельности, спортивных успехов.

     Особенности познавательного развития одаренных  детей:

     1. Любознательность.

     2. Сверхчувствительность к проблемам

     3. Надситуативная активность (познавательная самодеятельность)

     4. Высокий уровень развития логического мышления

     5. Повышенный интерес к дивергентным задачам (задач, имеющих не один, а множество правильных ответов).

     6. Оригинальность мышления

     7. Гибкость мышления

     8. Продуктивность мышления (легкость генерирования идей)

     9. Легкость ассоциирования

     10. Способность к прогнозированию

     11. Высокая концентрация внимания

     12. Отличная память

     13. Способность к оценке

     Отечественные психологи определили черты, присущие одаренным в социальном отношении людям:

     – они обычно обладают физической привлекательностью и аккуратностью во внешнем облике;

     – их принимает большинство людей, которых они знают, независимо от их возраста;

     – они обычно заняты в различных  общественных мероприятиях и вносят в них положительный вклад;

     – их воспринимают как арбитров в группе;

     – их поведение носит открытый характер, они не боятся выражать свои чувства; они стимулируют продуктивное поведение других;

     – они энергичны и проявляют  необычную способность справляться  с любыми социальными ситуациями.

     Выделяют  некоторые особенности социального  развития одаренных детей:

  1. Стремление к самоактуализации. Стремление раскрыть свой внутренний потенциал многие исследователи считают главным побудительным мотивом творчества человека.
  2. Перфекционизм (от англ. perfect - "совершенный"). Это стремление делать все наилучшим образом, стремление к совершенству даже в малозначительных делах.
  3. Самостоятельность как личностное свойство предполагает: во-первых, независимость суждений и действий, способность самому, без посторонней помощи и подсказки, реализовывать важные решения; во-вторых, ответственность за свои поступки и их последствия; в-третьих, внутреннюю уверенность в том, что такое поведение возможно и правильно.
  4. Социальная автономность очень близка самостоятельности и нередко приводит к трудностям во взаимоотношениях. Учителя, родители, сверстники нередко бывают нетерпимы к самостоятельной позиции творчески одаренного ребенка. Чем ниже уровень развития окружающих, тем менее тактичны и внимательны они к ребенку, тем чаще могут прибегать к насилию.
  5. Эгоцентризм. Выражается в неспособности встать на позицию другого человека, что связано с ограниченностью опыта ребенка.
  6. Лидерство
  7. Соревновательность. Источник склонности к соревновательности у одаренных детей следует искать в превышающих обычные возможностях ребенка, в способности к высоко дифференцированной оценке.

Информация о работе Одаренные дети их взаимоотношения с учителями и сверстниками