Одаренные дети их взаимоотношения с учителями и сверстниками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 19:27, курсовая работа

Описание

В курсовой работе исследуется проблема взаимоотношения одаренные дети с учителями и сверстниками, включающая следующие этапы:
1. Изучение понятия «одаренность» с позиций современной психологии.
2. Рассмотрения психологических моделей одаренности
3. Анализ особенностей взаимоотношений одаренных детей с окружающими.
4. Эмпирическое изучение индивидуально-психологических особенностей одаренных детей.

Содержание

введение……………………………………………………………………. 3
1. Проблема выявления и развития одаренности………….. 7
1.1 Общее понятие одаренности………………………………………. 7
1.2 Психологические модели одаренности…………………………… 12
2. Особенности взаимоотношений одаренных детей с окружающими…………………………………….…………………….. 15
2.1 Особенности обучения одаренных детей………………………… 15
2.2 Анализ трудностей взаимоотношений одаренных детей со сверстниками…………………………………….……………………………. 18
3. Индивидуально-психологические особенности одаренных детей…………………………………….…………………………………… 23
3.1 Организация исследования. Подбор диагностического инструментария…………………………………….…………………………. 23
3.2 Обработка и интерпретация результатов………………………… 29
Заключение…………………………………….…………………………. 35
Список литературы…………………………………….………………. 37
Приложение…………………………………….…………………………. 39

Работа состоит из  1 файл

19739 - одаренные дети.doc

— 1.02 Мб (Скачать документ)

     3. Надситуативная активность (познавательная самодеятельность)

     Речь  идет о стремлении к постоянному  углублению в проблему, способности к «ситуативно не стимулируемой деятельности». Так, для одаренного ребенка решение задачи не является завершением работы. Это начало будущей, новой работы. Это способность видеть в предмете нечто новое, неявное, такое, что не видят другие.

     4. Высокий уровень развития логического мышления

     5. Повышенный интерес к дивергентным задачам (задач, имеющих не один, а множество правильных ответов).

     Одаренные дети заметно отличаются от сверстников  повышенным интересом к открытым дивергентным задачам, явно предпочитая их заданиям конвергентного типа. Создаваемые этими задачами ситуации с различной, в том числе и высокой степенью неопределенности не подавляют, а напротив, мобилизуют и стимулируют активность ребенка.

     6. Оригинальность мышления

     Способность выдвигать новые, неожиданные идеи, отличающиеся от широко известных, банальных, обычно называют оригинальностью мышления. Проявляется эта особенность в мышлении и поведении ребенка, в общении со сверстниками и взрослыми, во всех видах деятельности. Оригинальность (либо ее отсутствие) ярко выражается в характере и тематике самостоятельных рисунков, сочинении историй, конструировании и других продуктах детской деятельности.

     7. Гибкость мышления

     Способность быстро и легко находить новые  стратегии решения, устанавливать ассоциативные связи и переходить (в мышлении и поведении) от явлений одного класса к другим, часто далеким по содержанию, называют гибкостью мышления.

     Высокий уровень гибкости мышления - явление  редкое, как и крайнее выражение  его противоположности - инертность, ригидность мышления. Поэтому наличие первого свидетельствует об исключительности, характерной для одаренных детей.

     8. Продуктивность мышления (легкость генерирования идей )

     Это качество обычно рассматривают как  способность к генерированию  большого числа идей. Оно очень близко предыдущему, но характеризует несколько иную грань одаренности. Чем больше идей, тем больше возможностей для выбора из них оптимальных, сопоставления, развития, углубления и т. п. Обилие идей, с одной стороны, является основой, с другой - необходимой предпосылкой творчества.

     9. Легкость ассоциирования

     Одаренный ребенок способен значительно продуктивнее, чем его сверстники, воспринимать связи и отношения между явлениями, предметами, событиями и даже концепциями. Эти связи в силу наличия данной и других способностей могут быть нетрадиционными и непривычными, что, как известно, и составляет основу творчества.

     10. Способность к прогнозированию

     Способность к прогнозированию в значительной степени зависит от степени развития таких характеристик личности как: склонность к задачам дивергентного типа, гибкость мышления, легкость генерирования идей, легкость ассоциирования. Интегральный характер данного личностного свойства позволяет считать его одним из основных признаков одаренности.

     11. Высокая концентрация внимания

     Для одаренного ребенка характерна повышенная концентрация внимания. Выражается это, во-первых, высокой степенью погруженности  в задачу; во-вторых, возможностью успешной настройки внимания даже при наличии  помех на восприятие информации, относящейся к выбранной цели. Отсюда такая отличительная черта одаренного ребенка, как склонность к сложным и сравнительно долговременным заданиям.

     12. Отличная память

     Синтез  способностей к запоминанию порождает  часто замечаемое у одаренных детей стремление к классификации, систематизации информации, опыта, идей. На практике это нередко выражено в склонности к коллекционированию.

     13. Способность к оценке

     Способность к оценке обеспечивает самодостаточность, самоконтроль, уверенность одаренного, творческого ребенка в самом себе, в своих способностях, в своих решениях, определяя этим его самостоятельность, неконформность и многие другие интеллектуальные и личностные качества.

     П.Ф. Каптерев отмечал, что дети «с явной  преобладающей наклонностью к наблюдению и изучению природы, насекомых, растений, животных, звезд и т.п., которые каждую свободную минуту употребляют на любимое занятие, и дети, выдающиеся своей способностью к счету и математике, к изучению языков, к страданию другим, к твердости и выдержке действий, могут развиваться успешно только тогда, когда социально-педагогическая среда оказывает стимулирующее влияние, и им должна быть предоставлена возможность привлекающей их деятельности» [8, с.77].

     По  мнению В.И. Панова, одаренность, во-первых, представляет собой очень сложное психическое образование, в котором неразрывно переплетены познавательные, эмоциональные, волевые, мотивационные, психофизиологические и другие сферы психики. Во-вторых, одаренность многолика, ее проявления зависят от возраста и характеризуются большой индивидуальностью, что определяется исключительно своеобразным сочетанием разных сфер психики одаренного человека. В-третьих, различны критерии, используемые для оценки феномена одаренности [18, с.8].

     В.И. Панов различает следующие виды одаренности по [18, с.9]:

     1) широте проявления – общая  или специальная;

     2) типу предпочитаемой деятельности  – интеллектуальная, академическая,  творческая, художественная, психомоторная  (спортивная), конструкторская, лидерская  (организаторская) и т.д.;

     3) интенсивности проявления – повышенная  готовность к обучению, одаренные,  высоко-одаренные, исключительно  или особо одаренные (таланты  и вундеркинды);

     4) виду проявления – явная и  скрытая (не проявившаяся);

     5) темпу психического развития  – одаренные с нормальным темпом возрастного развития или же со значительным его опережением;

     6) возрастным особенностям проявления  – стабильная или преходящая (возрастная);

     7) личностным, гендерным (социально-половым)  и иным особенностям.

     Рассмотрим  еще одну классификацию одаренности. В ее рамках рассматриваются следующие виды одаренности [21, с.74]:

  1. Художественная одаренность - Этот вид одаренности подразумевает высокие достижения в области художественного творчества и исполнительского мастерства  в музыке, живописи, скульптуре,  актерские способности.
  2. Общая интеллектуальная и академическая одаренность. Главным является то, что дети с одаренностью этого вида быстро овладевают основополагающими понятиями, легко запоминают и сохраняют информацию. Высоко развитые способности переработки информации позволяют им преуспевать во многих областях знаний. 
  3. Творческая одаренность. А.М. Матюшкин  настаивает на том, что есть лишь один вид одаренности — творческая: если нет творчества, бессмысленно говорить об одаренности [13, с.86]. Другие исследователи отстаивают правомерность существования творческой одаренности как отдельного, самостоятельного вида. Одна из точек зрения такова, что одаренность порождается или способностью продуцировать, выдвигать новые идеи, изобретать или же способностью блестяще исполнять, использовать то,  что уже создано.
  4. Социальная одаренность. Это исключительная способность устанавливать зрелые, конструктивные взаимоотношения с другими людьми. Выделяют такие структурные элементы социальной одаренности как социальная перцепция, просоциальное поведение, нравственные суждения, организаторские умения и т.д.
 

 

       1.2 Психологические модели одаренности 

      Чаще  всего одаренность рассматривают  как уровень развития общих способностей, проявляющихся в количественных и качественных характеристиках познавательных процессов. Б.М. Теплов отмечал, что «под способностями разумеются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого», это те способности, «которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей»; «способность не сводится к тем знаниям, навыкам и умениям, которые уже выработаны у данного человека» [26, с.125].

      С другой стороны понятие «одаренность»  толкуют как «дар», то есть данная способность унаследована.

      Анализ  научной литературы позволяет нам  разделить все модели одаренности  на три группы [28, с.160]:

  • психологические - акцентируют внимание на взаимодействии предпосылок одаренности;
  • многофакторные - акцентируют внимание на структуре одаренности;
  • личностные - акцентируют внимание на параметрах индивида, которые выходят за рамки когнитивных свойств.

      Анализ  данных моделей позволит прогнозировать развитие личности, разрабатывать подходы  к обучению и воспитанию в условиях образовательного процесса.

      Современные концепции одаренности ведут  свою «родословную» от исследований Ф. Гальтона. Его попытка найти  истоки гениальности не в «божественной» предопределенности, а во врожденных способностях знаменует начало научного этапа в исследовании одаренности. Его идея легла в основу психогенетического направления исследования личности. На протяжении 20-го века менялась динамика этих представлений. В начале века по результатам психогенетических исследований коэффициент интеллекта признавался зависимым от генетических факторов, в конце века - соотношение изменилось в пользу среды. Тогда же вводятся понятия «внутрисемейная среда», «материнский эффект» (В.Н. Дружинин, И.С. Равич- Щербо и др.). Наиболее полно это представлено в работе В.Н. Дружинина, где он отмечает, что «роль генотипа» в детерминации вариации способностей выше, чем роль среды, если [29, с.150]:

  • способность является общей, а не специальной;
  • способность тесно связана с общим интеллектом;
  • способность не определяет непосредственное моторно-перцептивное взаимодействие со средой;
  • способность не является специфически человеческой, видовым признаком «Homo sapiens».

      Представители психогенетических теорий показали, что факторами среды определяется развитие невербального интеллекта, сенсомоторных и парциальных  способностей, среда - обуславливающий  фактор развития одаренности.

      В 1903 году Альфред Бине разработал тест IQ и утвердил понятие «интеллектуальная одаренность». Позднее тест был модифицирован в США Л.Н. Терменом и получил название теста IQ Стенфорд - Бине. Он превратился в метод оценки у всех детей врожденных умственных способностей, «которые независимы от обучения и прошлого опыта». Внимание уделялось предполагаемой неизменности IQ, «которая противопоставлялась развитию способностей, происходящему в процессе жизни человека».

      Одной из первых факторных теорий объяснения интеллектуальной одаренности стала  теория Ч. Спирмена. Им выделено два фактора: G - «генеральный» фактор (измеряет «умственную целостность»), S - «специфический» фактор (для каждой способности). Одаренность у него связана пластичностью нервной системы, она изменчива, но ограничена объемом «умственной энергии».

      Вплоть  до середины 20-го века одаренность определялась исключительно по тестам интеллекта (IQ). Дж. Гилфорд выступил как противник  теории «общего интеллекта» и  разработал «модель структуры интеллекта». Он выделили три фундаментальных  способа объединения интеллектуальных факторов, схематично представленных в виде куба. В одном измерении куба располагаются различные виды операций, в другом - разные виды конечного мыслительного процесса, в третьем - разные виды содержания. Он одним из первых выделил факторы, которые характеризуют креативность.

      Его идеи продолжил Е. Торренс; креативность - общая способность, базирующаяся на констелляции общего интеллекта, личностных характеристик и способностей к  продуктивному мышлению.

      Важный  вклад в развитие современных представлений об одаренности внесен Дж. Рензулли, автором модели «человеческого потенциала», где автор выделяет три группы человеческих качеств, проявляющихся в деятельности одаренного человека [22, с.91]:

      общие или специальные способности  выше среднего уровня;

      высокий уровень включенности в задачу;

      высокий уровень креативности.

      Он  предлагает использовать прилагательное одаренный не как констатацию  факта, а как характеристику перспективы  развития.

Информация о работе Одаренные дети их взаимоотношения с учителями и сверстниками