Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 19:27, курсовая работа
В курсовой работе исследуется проблема взаимоотношения одаренные дети с учителями и сверстниками, включающая следующие этапы:
1. Изучение понятия «одаренность» с позиций современной психологии.
2. Рассмотрения психологических моделей одаренности
3. Анализ особенностей взаимоотношений одаренных детей с окружающими.
4. Эмпирическое изучение индивидуально-психологических особенностей одаренных детей.
введение……………………………………………………………………. 3
1. Проблема выявления и развития одаренности………….. 7
1.1 Общее понятие одаренности………………………………………. 7
1.2 Психологические модели одаренности…………………………… 12
2. Особенности взаимоотношений одаренных детей с окружающими…………………………………….…………………….. 15
2.1 Особенности обучения одаренных детей………………………… 15
2.2 Анализ трудностей взаимоотношений одаренных детей со сверстниками…………………………………….……………………………. 18
3. Индивидуально-психологические особенности одаренных детей…………………………………….…………………………………… 23
3.1 Организация исследования. Подбор диагностического инструментария…………………………………….…………………………. 23
3.2 Обработка и интерпретация результатов………………………… 29
Заключение…………………………………….…………………………. 35
Список литературы…………………………………….………………. 37
Приложение…………………………………….…………………………. 39
3. Надситуативная активность (познавательная самодеятельность)
Речь идет о стремлении к постоянному углублению в проблему, способности к «ситуативно не стимулируемой деятельности». Так, для одаренного ребенка решение задачи не является завершением работы. Это начало будущей, новой работы. Это способность видеть в предмете нечто новое, неявное, такое, что не видят другие.
4. Высокий уровень развития логического мышления
5. Повышенный интерес к дивергентным задачам (задач, имеющих не один, а множество правильных ответов).
Одаренные дети заметно отличаются от сверстников повышенным интересом к открытым дивергентным задачам, явно предпочитая их заданиям конвергентного типа. Создаваемые этими задачами ситуации с различной, в том числе и высокой степенью неопределенности не подавляют, а напротив, мобилизуют и стимулируют активность ребенка.
6. Оригинальность мышления
Способность выдвигать новые, неожиданные идеи, отличающиеся от широко известных, банальных, обычно называют оригинальностью мышления. Проявляется эта особенность в мышлении и поведении ребенка, в общении со сверстниками и взрослыми, во всех видах деятельности. Оригинальность (либо ее отсутствие) ярко выражается в характере и тематике самостоятельных рисунков, сочинении историй, конструировании и других продуктах детской деятельности.
7. Гибкость мышления
Способность быстро и легко находить новые стратегии решения, устанавливать ассоциативные связи и переходить (в мышлении и поведении) от явлений одного класса к другим, часто далеким по содержанию, называют гибкостью мышления.
Высокий уровень гибкости мышления - явление редкое, как и крайнее выражение его противоположности - инертность, ригидность мышления. Поэтому наличие первого свидетельствует об исключительности, характерной для одаренных детей.
8. Продуктивность мышления (легкость генерирования идей )
Это качество обычно рассматривают как способность к генерированию большого числа идей. Оно очень близко предыдущему, но характеризует несколько иную грань одаренности. Чем больше идей, тем больше возможностей для выбора из них оптимальных, сопоставления, развития, углубления и т. п. Обилие идей, с одной стороны, является основой, с другой - необходимой предпосылкой творчества.
9. Легкость ассоциирования
Одаренный
ребенок способен значительно продуктивнее,
чем его сверстники, воспринимать
связи и отношения между
10. Способность к прогнозированию
Способность
к прогнозированию в
11. Высокая концентрация внимания
Для одаренного ребенка характерна повышенная концентрация внимания. Выражается это, во-первых, высокой степенью погруженности в задачу; во-вторых, возможностью успешной настройки внимания даже при наличии помех на восприятие информации, относящейся к выбранной цели. Отсюда такая отличительная черта одаренного ребенка, как склонность к сложным и сравнительно долговременным заданиям.
12. Отличная память
Синтез способностей к запоминанию порождает часто замечаемое у одаренных детей стремление к классификации, систематизации информации, опыта, идей. На практике это нередко выражено в склонности к коллекционированию.
13. Способность к оценке
Способность к оценке обеспечивает самодостаточность, самоконтроль, уверенность одаренного, творческого ребенка в самом себе, в своих способностях, в своих решениях, определяя этим его самостоятельность, неконформность и многие другие интеллектуальные и личностные качества.
П.Ф. Каптерев отмечал, что дети «с явной преобладающей наклонностью к наблюдению и изучению природы, насекомых, растений, животных, звезд и т.п., которые каждую свободную минуту употребляют на любимое занятие, и дети, выдающиеся своей способностью к счету и математике, к изучению языков, к страданию другим, к твердости и выдержке действий, могут развиваться успешно только тогда, когда социально-педагогическая среда оказывает стимулирующее влияние, и им должна быть предоставлена возможность привлекающей их деятельности» [8, с.77].
По мнению В.И. Панова, одаренность, во-первых, представляет собой очень сложное психическое образование, в котором неразрывно переплетены познавательные, эмоциональные, волевые, мотивационные, психофизиологические и другие сферы психики. Во-вторых, одаренность многолика, ее проявления зависят от возраста и характеризуются большой индивидуальностью, что определяется исключительно своеобразным сочетанием разных сфер психики одаренного человека. В-третьих, различны критерии, используемые для оценки феномена одаренности [18, с.8].
В.И. Панов различает следующие виды одаренности по [18, с.9]:
1) широте проявления – общая или специальная;
2)
типу предпочитаемой
3)
интенсивности проявления –
4) виду проявления – явная и скрытая (не проявившаяся);
5) темпу психического развития – одаренные с нормальным темпом возрастного развития или же со значительным его опережением;
6)
возрастным особенностям
7) личностным, гендерным (социально-половым) и иным особенностям.
Рассмотрим еще одну классификацию одаренности. В ее рамках рассматриваются следующие виды одаренности [21, с.74]:
1.2 Психологические
модели одаренности
Чаще
всего одаренность
С другой стороны понятие «одаренность» толкуют как «дар», то есть данная способность унаследована.
Анализ научной литературы позволяет нам разделить все модели одаренности на три группы [28, с.160]:
Анализ данных моделей позволит прогнозировать развитие личности, разрабатывать подходы к обучению и воспитанию в условиях образовательного процесса.
Современные концепции одаренности ведут свою «родословную» от исследований Ф. Гальтона. Его попытка найти истоки гениальности не в «божественной» предопределенности, а во врожденных способностях знаменует начало научного этапа в исследовании одаренности. Его идея легла в основу психогенетического направления исследования личности. На протяжении 20-го века менялась динамика этих представлений. В начале века по результатам психогенетических исследований коэффициент интеллекта признавался зависимым от генетических факторов, в конце века - соотношение изменилось в пользу среды. Тогда же вводятся понятия «внутрисемейная среда», «материнский эффект» (В.Н. Дружинин, И.С. Равич- Щербо и др.). Наиболее полно это представлено в работе В.Н. Дружинина, где он отмечает, что «роль генотипа» в детерминации вариации способностей выше, чем роль среды, если [29, с.150]:
Представители
психогенетических теорий показали,
что факторами среды
В 1903 году Альфред Бине разработал тест IQ и утвердил понятие «интеллектуальная одаренность». Позднее тест был модифицирован в США Л.Н. Терменом и получил название теста IQ Стенфорд - Бине. Он превратился в метод оценки у всех детей врожденных умственных способностей, «которые независимы от обучения и прошлого опыта». Внимание уделялось предполагаемой неизменности IQ, «которая противопоставлялась развитию способностей, происходящему в процессе жизни человека».
Одной из первых факторных теорий объяснения интеллектуальной одаренности стала теория Ч. Спирмена. Им выделено два фактора: G - «генеральный» фактор (измеряет «умственную целостность»), S - «специфический» фактор (для каждой способности). Одаренность у него связана пластичностью нервной системы, она изменчива, но ограничена объемом «умственной энергии».
Вплоть до середины 20-го века одаренность определялась исключительно по тестам интеллекта (IQ). Дж. Гилфорд выступил как противник теории «общего интеллекта» и разработал «модель структуры интеллекта». Он выделили три фундаментальных способа объединения интеллектуальных факторов, схематично представленных в виде куба. В одном измерении куба располагаются различные виды операций, в другом - разные виды конечного мыслительного процесса, в третьем - разные виды содержания. Он одним из первых выделил факторы, которые характеризуют креативность.
Его идеи продолжил Е. Торренс; креативность - общая способность, базирующаяся на констелляции общего интеллекта, личностных характеристик и способностей к продуктивному мышлению.
Важный вклад в развитие современных представлений об одаренности внесен Дж. Рензулли, автором модели «человеческого потенциала», где автор выделяет три группы человеческих качеств, проявляющихся в деятельности одаренного человека [22, с.91]:
общие или специальные способности выше среднего уровня;
высокий уровень включенности в задачу;
высокий уровень креативности.
Он предлагает использовать прилагательное одаренный не как констатацию факта, а как характеристику перспективы развития.
Информация о работе Одаренные дети их взаимоотношения с учителями и сверстниками