Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 19:27, курсовая работа
В курсовой работе исследуется проблема взаимоотношения одаренные дети с учителями и сверстниками, включающая следующие этапы:
1. Изучение понятия «одаренность» с позиций современной психологии.
2. Рассмотрения психологических моделей одаренности
3. Анализ особенностей взаимоотношений одаренных детей с окружающими.
4. Эмпирическое изучение индивидуально-психологических особенностей одаренных детей.
введение……………………………………………………………………. 3
1. Проблема выявления и развития одаренности………….. 7
1.1 Общее понятие одаренности………………………………………. 7
1.2 Психологические модели одаренности…………………………… 12
2. Особенности взаимоотношений одаренных детей с окружающими…………………………………….…………………….. 15
2.1 Особенности обучения одаренных детей………………………… 15
2.2 Анализ трудностей взаимоотношений одаренных детей со сверстниками…………………………………….……………………………. 18
3. Индивидуально-психологические особенности одаренных детей…………………………………….…………………………………… 23
3.1 Организация исследования. Подбор диагностического инструментария…………………………………….…………………………. 23
3.2 Обработка и интерпретация результатов………………………… 29
Заключение…………………………………….…………………………. 35
Список литературы…………………………………….………………. 37
Приложение…………………………………….…………………………. 39
Одаренные дети, демонстрирующие выдающиеся способности в какой-то одной области, иногда ничем не отличаются от своих сверстников во всех прочих отношениях. Однако, как правило, одаренность охватывает широкий спектр индивидуально-психологических особенностей. Большинству одаренных детей присущи особые черты, отличающие их от большинства сверстников.
Очень важно своевременно уловить, не упустить черты относительного постоянства индивидуальности у детей, опережающих в умственном отношении свой возраст. Одаренность ребенка — это достаточно устойчивые особенности именно индивидуальных проявлений незаурядного, растущего с возрастом интеллекта.
Список
литературы
Приложение 1
Таблица
2.2.1 Негативные особенности
адаптации одаренных
детей и их возможные
причины
Возможные формы поведения одаренных детей | Вероятные причины и возможные объяснения |
Неприязнь к школе | Такое отношение может быть связано с тем, что учебная программа не позволяет одаренному ребенку реализовать его возможности, не соответствует особенностям его мышления и восприятия, скучна, неинтересна и т.п. |
Протестные формы поведения | Когда одна из причин может рассматриваться как несоответствие учебного плана способностям ребенка. |
Изоляция, уход в себя | Одаренным детям нравятся сложные игры и неинтересны те, которыми увлечены их сверстники. |
Конфликтность | Дети, обладающие высокими способностями, отвергают стандартные необоснованные и бессмысленные требования, которые не согласуются с их интересами. Они не склонны к конформизму (следованию за мнением группы). |
Погружение в сложные философские проблемы | Для одаренных детей характерен интерес к мировоззренческим и сложным, глобальным проблемам и явлениям как: религиозные верования, смерть, вселенная. Жизнь во вселенной и т.п. |
Склонность к общению с детьми, старше их по возрасту и взрослыми. | Несоответствие между интеллектуальным, физическим и социальным развитием. Среди детей, которые старше их по возрасту, им трудно бывает стать лидером и развить лидерские качества, так как они уступают им в социальном и физическом развитии. Хотя опережают в познавательном. |
Перфекционизм (стремление к совершенству) | Для одаренных детей характерна ярко выраженная потребность совершенства. Они настойчиво и упорно переделывают, совершенствуют окружающую среду, объекты окружающего мира, себя и других, не останавливаясь на достигнутом результате. |
Переживание неудовлетворенности | Критическое отношение к своим достижениям может привести к ощущению собственной неадекватности и снижению самооценки. С другой стороны, стремление к совершенству и есть та сила, которая приводит их к высоким достижениям. |
Выбор нереалистических целей | Одаренные люди часто ставят пред собой завышенные цели. Не имея возможности их реализовать, они переживают разочарование. |
Повышенная чувствительность и уязвимость | Одаренные дети более чувствительны к сенсорным стимулам, они лучше понимают отношения и связи, склонны к критическому отношению к себе и окружающим. Повышенная уязвимость связана с тем, что слова и невербальные сигналы могут восприниматься этими одаренными детьми как неприятие себя окружающими. |
Внешние признаки гиперактивности (отвлекаемость, неустойчивое внимание) | Повышенная чувствительность к сенсорным стимулам. |
Повышенная потребность во внимании со стороны взрослых. | В силу природной любознательности и стремления к познанию одаренные дети могут монополизировать внимание взрослых, учителей, родителей и др. Это вызывает раздражение окружающих, создает трение в отношениях с другими детьми, которых раздражает такая жажда внимания. |
Нетерпимость, завышенные требования к сверстникам и взрослым. | Одаренные дети
могут с нетерпимостью и |
Приложение 2
Таблица
3.1.1. Список испытуемых
группы №1
№ | Ф.И. |
1 | Абрамова Л. |
2 | Бурин И. |
3 | Бутырко С. |
4 | Веренич А. |
5 | Гунько С. |
6 | Дудко М. |
7 | Жук А. |
8 | Кот Ю. |
9 | Лецко Т. |
10 | Перец Е. |
11 | Рыбак В. |
12 | Сергеевич Н. |
13 | Федорцова Л. |
14 | Хлодова Е. |
15 | Шелест Г. |
Приложение 3
Таблица
3.1.2. Список испытуемых
группы №2
№ | Ф.И. |
1 | Ахметов Ю. |
2 | Волотович И. |
3 | Гузаревич К. |
4 | Зубко Е. |
5 | Игнатчик Н. |
6 | Ибраев А. |
7 | Крищук О. |
8 | Кисель М. |
9 | Матюх П. |
10 | Молитвик Д. |
11 | Линкевич Л. |
12 | Радкевич Г. |
13 | Титко Д. |
14 | Шахнович К. |
15 | Яценович Р. |
Приложение 4
Таблица
3.2.6 Матстатистический
анализ различий по
фактору G
№ | Выборки | Отклонения от среднего | Квадраты отклонений | |||
В.1 | В.2 | В.1 | В.2 | В.1 | В.2 | |
1 | 1 | 11 | -1.13 | -0.53 | 1.2769 | 0.2809 |
2 | 2 | 12 | -0.13 | 0.47 | 0.0169 | 0.2209 |
3 | 1 | 11 | -1.13 | -0.53 | 1.2769 | 0.2809 |
4 | 2 | 11 | -0.13 | -0.53 | 0.0169 | 0.2809 |
5 | 2 | 12 | -0.13 | 0.47 | 0.0169 | 0.2209 |
6 | 2 | 11 | -0.13 | -0.53 | 0.0169 | 0.2809 |
7 | 3 | 12 | 0.87 | 0.47 | 0.7569 | 0.2209 |
8 | 3 | 12 | 0.87 | 0.47 | 0.7569 | 0.2209 |
9 | 2 | 12 | -0.13 | 0.47 | 0.0169 | 0.2209 |
10 | 3 | 11 | 0.87 | -0.53 | 0.7569 | 0.2809 |
11 | 2 | 11 | -0.13 | -0.53 | 0.0169 | 0.2809 |
12 | 2 | 12 | -0.13 | 0.47 | 0.0169 | 0.2209 |
13 | 3 | 12 | 0.87 | 0.47 | 0.7569 | 0.2209 |
14 | 3 | 12 | 0.87 | 0.47 | 0.7569 | 0.2209 |
15 | 1 | 11 | -1.13 | -0.53 | 1.2769 | 0.2809 |
Суммы: | 32 | 173 | 0.05 | 0.05 | 7.7335 | 3.7335 |
Среднее: | 2.13 | 11.53 |
Результат: tЭмп
= 40.9
Критические значения
tКр | |
p≤0.05 | p≤0.01 |
2.05 | 2.76 |
Полученное эмпирическое значение t (40.9) находится в зоне значимости.
Приложение 5
Таблица
3.2.7 Матстатистический
анализ различий по
фактору Q3
№ | Выборки | Отклонения от среднего | Квадраты отклонений | |||
В.1 | В.2 | В.1 | В.2 | В.1 | В.2 | |
1 | 2 | 11 | -0.13 | 0.27 | 0.0169 | 0.0729 |
2 | 2 | 10 | -0.13 | -0.73 | 0.0169 | 0.5329 |
3 | 2 | 12 | -0.13 | 1.27 | 0.0169 | 1.6129 |
4 | 1 | 11 | -1.13 | 0.27 | 1.2769 | 0.0729 |
5 | 3 | 10 | 0.87 | -0.73 | 0.7569 | 0.5329 |
6 | 1 | 12 | -1.13 | 1.27 | 1.2769 | 1.6129 |
7 | 3 | 12 | 0.87 | 1.27 | 0.7569 | 1.6129 |
8 | 2 | 10 | -0.13 | -0.73 | 0.0169 | 0.5329 |
9 | 3 | 9 | 0.87 | -1.73 | 0.7569 | 2.9929 |
10 | 2 | 10 | -0.13 | -0.73 | 0.0169 | 0.5329 |
11 | 3 | 11 | 0.87 | 0.27 | 0.7569 | 0.0729 |
12 | 2 | 12 | -0.13 | 1.27 | 0.0169 | 1.6129 |
13 | 3 | 10 | 0.87 | -0.73 | 0.7569 | 0.5329 |
14 | 1 | 9 | -1.13 | -1.73 | 1.2769 | 2.9929 |
15 | 2 | 12 | -0.13 | 1.27 | 0.0169 | 1.6129 |
Суммы: | 32 | 161 | 0.05 | 0.05 | 7.7335 | 16.9335 |
Среднее: | 2.13 | 10.73 |
Информация о работе Одаренные дети их взаимоотношения с учителями и сверстниками