Одаренные дети их взаимоотношения с учителями и сверстниками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 19:27, курсовая работа

Описание

В курсовой работе исследуется проблема взаимоотношения одаренные дети с учителями и сверстниками, включающая следующие этапы:
1. Изучение понятия «одаренность» с позиций современной психологии.
2. Рассмотрения психологических моделей одаренности
3. Анализ особенностей взаимоотношений одаренных детей с окружающими.
4. Эмпирическое изучение индивидуально-психологических особенностей одаренных детей.

Содержание

введение……………………………………………………………………. 3
1. Проблема выявления и развития одаренности………….. 7
1.1 Общее понятие одаренности………………………………………. 7
1.2 Психологические модели одаренности…………………………… 12
2. Особенности взаимоотношений одаренных детей с окружающими…………………………………….…………………….. 15
2.1 Особенности обучения одаренных детей………………………… 15
2.2 Анализ трудностей взаимоотношений одаренных детей со сверстниками…………………………………….……………………………. 18
3. Индивидуально-психологические особенности одаренных детей…………………………………….…………………………………… 23
3.1 Организация исследования. Подбор диагностического инструментария…………………………………….…………………………. 23
3.2 Обработка и интерпретация результатов………………………… 29
Заключение…………………………………….…………………………. 35
Список литературы…………………………………….………………. 37
Приложение…………………………………….…………………………. 39

Работа состоит из  1 файл

19739 - одаренные дети.doc

— 1.02 Мб (Скачать документ)

     Одаренные дети, демонстрирующие выдающиеся способности  в какой-то одной области, иногда ничем не отличаются от своих сверстников во всех прочих отношениях. Однако, как правило, одаренность охватывает широкий спектр индивидуально-психологических особенностей. Большинству одаренных детей присущи особые черты, отличающие их от большинства сверстников.

     Очень важно своевременно уловить, не упустить черты  относительного постоянства  индивидуальности у детей, опережающих  в умственном отношении свой возраст. Одаренность ребенка — это  достаточно устойчивые особенности  именно индивидуальных проявлений незаурядного, растущего с возрастом интеллекта.

 

Список  литературы 

      
  1. Бадмаев, Б.Ц. Психология в работе учителя. Кн. 2. / Б.Ц. Бадмаев. - М.: Владос, 2000. - 160с.
  2. Белова, Е.С. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать /Е.С. Белова – М.: Гардарики, 2008. – 302с.
  3. Богоявленская, Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества/ Д.Б. Богоявленская. - Ростов - на - Дону, 2003. – 300с.
  4. Большаков, В.Ю. Учителю о психологии детской одаренности. - М.: Олма-Пресс, 2009. – 258с.
  5. Гальперин, П.Я. Лекции по психологии: учебное пособие для студентов вузов / П.Я. Гальперин. - М: Высшая школа, 2002. – 400с.
  6. Головин, С.Ю. Словарь практического психолога /С.Ю. Головин. - Минск: Харвест, 2008. – 800с.
  7. Дружинин, В.Н. Когнитивные способности: структура, диагностика, развитие. - М.: ВЛАДОС, 2007. – 305с.
  8. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей /В.Н. Дружинин. – СПб.: Питер, 2000. – 425 с.
  9. Дьяченко, М.И. Краткий психологический словарь / М.И. Дьяченко. - Минск: Хелтон, 1998. – 399с.
  10. Коломинский, Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах/ Я.Л.Коломинский. - Мн.: Тетра Системс, 2000. – 303с.
  11. Лебедева, В.П. Психодидактические аспекты развития творческих способностей школьников /В.П. Лебедева // Учителю о развитии творческих способностей. – Черноголовка, 2008. – 279 с.
  12. Лейтес, Н.С. Индивидуальное и возрастное в детской одаренности // Учителю об одаренных детях / Под ред. В.П. Лебедевой, В.И. Панова. – М.: ИНФРА, 2007. – 256 с.
  13. Матюшкин, A.M. Одаренность и творчество /А.М. Матюшкин // Учителю об одаренных детях.– М.: Просвещение, 1997. – 425с.
  14. Моляко, В.А. Проблемы психологии творчества и разработка подхода к изучению одаренности / В.А. Моляко// Вопросы психологии. № 5, 1994г., стр. 86-95.
  15. Одаренные дети: Пер. с англ. / Общ. ред. Г.В.Бурменской, В.А.Слуцкого. - М.: Прогресс, 2001. - 376с.
  16. Одаренность и творчество: концепция, итоги и перспективы исследований / Матюшкин A.M., Белова Е.С., Шумакова Н.Б., Щеблапова Е.И., Задорина Е.Н., Юркевич B.C., Яковлева Е.Л // Доклады Юбилейной научной сессии, посвященной 85-летию Психологического института РАО. –М., 1999. – С. 135 – 165.
  17. Маклаков, А.Г. Общая психология / А.Г. Маклаков. -  СПб: Питер, 2006. - 562.
  18. Панов, В.И. Некоторые теоретические и практические аспекты одаренности /В.И. Панов // Прикладная психология. – 1998. – № 3. – С. 10 – 17.
  19. Панов, В.И. Если одаренность - явление, то одаренные дети - это проблема /В.И. Панов // Начальная школа: плюс - минус. - 2000. - № 3. - С. 3-11.
  20. Петерс, В.А. Психология и педагогика в вопросах и ответах / В.А. Петерс. - М.: Проспект, 2004. – 352с.
  21. Попова, Л.В. Одаренные девочки и мальчики /Л.В. Попова // Начальная школа: плюс - минус. - 2000. - № 3. - С. 58-65.
  22. Психология одаренности детей и подростков /под ред. Н.С. Лейтеса. – М.: ВЛАДОС, 2005.- 358с.
  23. Психология одаренности детей и подростков /под ред. Ю.Д. Бабаева. – М.: Гардарики, 2006. – 402с.
  24. Психология одаренности: от теории к практике /под ред. Д.В. Ушакова. – М.: Лист, 2008. – 368с.
  25. Роджерс, Н. Творчество как усиление себя /Н.Роджерс // Вопросы психологии. - 1990.- № 1. - С. 164-167.
  26. Савенков, А.И. Одаренные дети в детском саду и школе /А.И.Савенков. – М.: Гардарики, 2008. – 364с.
  27. Фельдштейн, Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии /Д.И. Фельдштейн. - М.: Международная педагогическая академия, 2005. - 368 с.
  28. Хеллер, К.А. Диагностика и развитие одаренных детей и подростков // Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. Д.Б.Богоявленской. - М.: Молодая гвардия, 2007. – 508с.
  29. Юркевич, В.С. Одаренный ребенок /В.С. Юркевич. – М.: ВЛАДОС, 2008. – 354с.
  30. Яковлева, Е.Л. Методические рекомендации учителям по развитию творческого потенциала учащихся /Е.Л.Яковлева. – М.: Пресс, 1997. – 268 с.
 
 
 

 

Приложение 1 

Таблица 2.2.1 Негативные особенности  адаптации одаренных  детей и их возможные  причины 

Возможные формы поведения одаренных детей Вероятные причины  и возможные объяснения
Неприязнь к школе Такое отношение  может быть связано с тем, что  учебная программа не позволяет  одаренному ребенку реализовать  его возможности, не соответствует  особенностям его мышления и восприятия, скучна, неинтересна и т.п.
Протестные  формы поведения Когда одна из причин может рассматриваться как  несоответствие учебного плана способностям ребенка.
Изоляция, уход в себя Одаренным детям  нравятся сложные игры и неинтересны  те, которыми увлечены их сверстники.
Конфликтность Дети, обладающие высокими способностями, отвергают  стандартные необоснованные и бессмысленные  требования, которые не согласуются  с их интересами. Они не склонны  к конформизму (следованию за мнением  группы).
Погружение  в сложные философские проблемы Для одаренных  детей характерен интерес к мировоззренческим  и сложным, глобальным проблемам  и явлениям как: религиозные верования, смерть, вселенная. Жизнь во вселенной  и т.п.
Склонность  к общению с детьми, старше их по возрасту и взрослыми. Несоответствие  между интеллектуальным, физическим и социальным развитием. Среди детей, которые старше их по возрасту, им трудно бывает стать лидером и развить  лидерские качества, так как они  уступают им в социальном и физическом развитии. Хотя опережают в познавательном.
Перфекционизм (стремление к совершенству) Для одаренных  детей характерна ярко выраженная потребность  совершенства. Они настойчиво и упорно переделывают, совершенствуют окружающую среду, объекты окружающего мира, себя и других, не останавливаясь на достигнутом результате.
Переживание неудовлетворенности Критическое отношение к своим достижениям  может привести к ощущению собственной  неадекватности и снижению самооценки. С другой стороны, стремление к совершенству и есть та сила, которая приводит их к высоким достижениям.
Выбор нереалистических целей Одаренные люди часто ставят пред собой завышенные цели. Не имея возможности их реализовать, они переживают разочарование.
Повышенная  чувствительность и уязвимость Одаренные дети более чувствительны к сенсорным стимулам, они лучше понимают отношения и связи, склонны к критическому отношению к себе и окружающим. Повышенная уязвимость связана с тем, что слова и невербальные сигналы могут восприниматься этими одаренными детьми как неприятие себя окружающими.
Внешние признаки гиперактивности (отвлекаемость, неустойчивое внимание) Повышенная  чувствительность к сенсорным стимулам.
Повышенная  потребность во внимании со стороны  взрослых.       В силу природной  любознательности и стремления к  познанию одаренные дети могут монополизировать внимание взрослых, учителей, родителей и др. Это вызывает раздражение окружающих, создает трение в отношениях с другими детьми, которых раздражает такая жажда внимания.
Нетерпимость, завышенные требования к сверстникам и взрослым. Одаренные дети могут с нетерпимостью и пренебрежением относиться к другим детям, не имеющим  такого высокого интеллектуального  развития. Они могут отталкивать  окружающих своими саркастическими  замечаниями, выражающими нетерпение и презрение.
 

 

     Приложение 2

     Таблица 3.1.1. Список испытуемых группы №1 

Ф.И.
1 Абрамова Л.
2 Бурин И.
3 Бутырко С.
4 Веренич А.
5 Гунько С.
6 Дудко М.
7 Жук А.
8 Кот Ю.
9 Лецко Т.
10 Перец Е.
11 Рыбак В.
12 Сергеевич Н.
13 Федорцова Л.
14 Хлодова Е.
15 Шелест Г.
 
 

 

     Приложение 3

     Таблица 3.1.2. Список испытуемых группы №2 

Ф.И.
1 Ахметов Ю.
2 Волотович И.
3 Гузаревич К.
4 Зубко Е.
5 Игнатчик Н.
6 Ибраев А.
7 Крищук О.
8 Кисель М.
9 Матюх П.
10 Молитвик Д.
11 Линкевич Л.
12 Радкевич Г.
13 Титко Д.
14 Шахнович К.
15 Яценович Р.
 

 

Приложение 4 

Таблица 3.2.6 Матстатистический анализ различий по фактору G 

Выборки Отклонения  от среднего Квадраты  отклонений
В.1 В.2 В.1 В.2 В.1 В.2
1 11  -1.13  -0.53  1.2769  0.2809 
2 12  -0.13  0.47  0.0169  0.2209 
3 11  -1.13  -0.53  1.2769  0.2809 
4 11  -0.13  -0.53  0.0169  0.2809 
5 12  -0.13  0.47  0.0169  0.2209 
6 11  -0.13  -0.53  0.0169  0.2809 
7 12  0.87  0.47  0.7569  0.2209 
8 12  0.87  0.47  0.7569  0.2209 
9 12  -0.13  0.47  0.0169  0.2209 
10 11  0.87  -0.53  0.7569  0.2809 
11 11  -0.13  -0.53  0.0169  0.2809 
12 12  -0.13  0.47  0.0169  0.2209 
13 12  0.87  0.47  0.7569  0.2209 
14 12  0.87  0.47  0.7569  0.2209 
15 11  -1.13  -0.53  1.2769  0.2809 
Суммы: 32 173 0.05 0.05 7.7335 3.7335
Среднее: 2.13 11.53        

 
Результат: tЭмп = 40.9

Критические значения

tКр
p≤0.05 p≤0.01
2.05 2.76

 

 

Полученное эмпирическое значение t (40.9) находится в зоне значимости.

 

 

Приложение 5 

Таблица 3.2.7 Матстатистический анализ различий по фактору Q3 

Выборки Отклонения  от среднего Квадраты  отклонений
В.1 В.2 В.1 В.2 В.1 В.2
1 2 11 -0.13 0.27 0.0169 0.0729
2 2 10 -0.13 -0.73 0.0169 0.5329
3 2 12 -0.13 1.27 0.0169 1.6129
4 1 11 -1.13 0.27 1.2769 0.0729
5 3 10 0.87 -0.73 0.7569 0.5329
6 1 12 -1.13 1.27 1.2769 1.6129
7 3 12 0.87 1.27 0.7569 1.6129
8 2 10 -0.13 -0.73 0.0169 0.5329
9 3 9 0.87 -1.73 0.7569 2.9929
10 2 10 -0.13 -0.73 0.0169 0.5329
11 3 11 0.87 0.27 0.7569 0.0729
12 2 12 -0.13 1.27 0.0169 1.6129
13 3 10 0.87 -0.73 0.7569 0.5329
14 1 9 -1.13 -1.73 1.2769 2.9929
15 2 12 -0.13 1.27 0.0169 1.6129
Суммы: 32 161 0.05 0.05 7.7335 16.9335
Среднее: 2.13 10.73            

Информация о работе Одаренные дети их взаимоотношения с учителями и сверстниками