Одаренные дети их взаимоотношения с учителями и сверстниками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 19:27, курсовая работа

Описание

В курсовой работе исследуется проблема взаимоотношения одаренные дети с учителями и сверстниками, включающая следующие этапы:
1. Изучение понятия «одаренность» с позиций современной психологии.
2. Рассмотрения психологических моделей одаренности
3. Анализ особенностей взаимоотношений одаренных детей с окружающими.
4. Эмпирическое изучение индивидуально-психологических особенностей одаренных детей.

Содержание

введение……………………………………………………………………. 3
1. Проблема выявления и развития одаренности………….. 7
1.1 Общее понятие одаренности………………………………………. 7
1.2 Психологические модели одаренности…………………………… 12
2. Особенности взаимоотношений одаренных детей с окружающими…………………………………….…………………….. 15
2.1 Особенности обучения одаренных детей………………………… 15
2.2 Анализ трудностей взаимоотношений одаренных детей со сверстниками…………………………………….……………………………. 18
3. Индивидуально-психологические особенности одаренных детей…………………………………….…………………………………… 23
3.1 Организация исследования. Подбор диагностического инструментария…………………………………….…………………………. 23
3.2 Обработка и интерпретация результатов………………………… 29
Заключение…………………………………….…………………………. 35
Список литературы…………………………………….………………. 37
Приложение…………………………………….…………………………. 39

Работа состоит из  1 файл

19739 - одаренные дети.doc

— 1.02 Мб (Скачать документ)

     Фактор MD — Адекватная самооценка. Адекватная самооценки личности, её определённая зрелость

     Фактор MD+ — Неадекватно высокая самооценка. Переоценка своих возможностей, самоуверенность  и довольство собой

     Фактор MD- — Неадекватно низкая самооценка. Недовольство собой, неуверенность в себе, излишняя критичность по отношению к себе

     ММPI был предложен американскими психологами в 40–50 годах. Адаптация была проведена в СССР в 60-х годах в институте им. В. Н. Бехтерева Ф. Б. Березиным и М. П. Мирошниковым.

     Опросник  Мини – мульт представляет собой  сокращенный вариант ММРI, содержит 71 вопрос, 11 шкал, из них 3 – оценочные. Первые 3 оценочные шкалы измеряют искренность испытуемого, степень достоверности результатов тестирования и величину коррекции, вносимую чрезмерной осторожностью. Остальные 8 шкал являются базисными и оценивают свойства личности. Первая шкала измеряет свойство личности испытуемого с астено-невротическим типом. Вторая шкала говорит о склонности испытуемого с социопатическим вариантом развития личности. Пятая шкала в этом варианте опросника не используется, после четвертой шкалы следует шестая. Шестая шкала характеризует обидчивость испытуемого, его склонность к аффективным реакциям. Седьмая шкала предназначена для диагностики тревожно-мнительного типа личности, склонного к сомнениям. Восьмая шкала определяет степень эмоциональной отчужденности, сложность установления социальных контактов. Девятая шкала показывает близость к гипертимному типу личности, измеряет активность и возбудимость. Время проведения опроса не ограничивается.

     Базисные  шкалы.

     1. Ипохондрия (Hs) – «близость испытуемого к астено-невротическому типу. Испытуемые с высокими оценками медлительны, пассивны, принимают все на веру, покорны власти, медленно приспосабливаются, плохо переносят смену обстановки, легко теряют равновесие в социальных конфликтах.

     2. Депрессия (D). Высокие оценки имеют чувствительные, сенситивные лица, склонные к тревогам, робкие, застенчивые. В делах они старательны, добросовестны, высокоморальны и обязательны, но не способны принять решение самостоятельно, нет уверенности в себе, при малейших неудачах они впадают в отчаяние.

     3 Истерия (Ну). Выявляет лиц, склонных  к неврологическим защитным реакциям  конверсионного типа. Они используют  симптомы соматического заболевания как средство избегания ответственности. Все проблемы разрешаются уходом в болезнь. Главной особенностью таких людей является стремление казаться больше, значительнее, чем есть на самом деле, стремление обратить на себя внимание во что бы то ни стало, жажда восхищения. Чувства таких людей поверхностны и интересы неглубоки.

     4. Психопатия (Pd). Высокие оценки по этой шкале свидетельствуют о социальной дезадаптации, такие люди агрессивны, конфликтны, пренебрегают социальными нормами и ценностями Настроение у них неустойчивое, они обидчивы, возбудимы и чувствительны. Возможен временный подъем по этой шкале, вызванный какой-нибудь причиной.

     6. Паранойяльностъ (Ра). Основная черта  людей с высокими показателями  по этой шкале – склонность  к формированию сверхценных идей. Это люди односторонние, агрессивные и злопамятные. Кто не согласен с ними, кто думает иначе, тот или глупый человек, или враг. Свои взгляды они активно насаждают, поэтому имеют частые конфликты с окружающими. Собственные малейшие удачи они всегда переоценивают.

     7. Психастения (Pt). Диагностирует лиц с тревожно-мнительным типом характера, которым свойственны тревожность, боязливость, нерешительность, постоянные сомнения.

     8. Шизоидность (Se). Лицам с высокими показателями по этой шкале свойствен шизоидный тип поведения. Они способны тонко чувствовать и воспринимать абстрактные образы, но повседневные радости и горести не вызывают у них эмоционального отклика. Таким образом, общей чертой шизоидного типа является сочетание повышенной чувствительности с эмоциональной холодностью и отчужденностью в межличностных отношениях.

     9. Гипотония (Ма). Для лиц с высокими  оценками по этой шкале характерно  приподнятое настроение независимо  от обстоятельств. Они активны,  деятельны, энергичны и жизнерадостны. Они любят работу с частыми переменами, охотно контактируют с людьми, однако интересы их поверхностны и неустойчивы, им не хватает выдержки и настойчивости.

 

     3.2 Обработка и интерпретация  результатов 

     После диагностики испытуемых многофакторной личностной методикой Р. Кеттелла с помощью ключа мы обработали полученные данные, произвели их суммирование по каждому из 16 факторов и оформили в таблицу (таблица 3.2.1 и 3.2.2).  

Таблица 3.2.1. Данные индивидуально- психологических особенностей личности одаренных детей

Факторы
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16
G Q3 L Е М О F С N Н Q2 А Q4 Q1 I Q 5
1 1 2 10 11 11 10 9 1 2 11 1 11 3 3 7 4
2 2 2 11 11 10 11 11 0 2 11 2 11 2 2 4 5
3 1 2 11 12 10 12 12 2 3 12 1 11 12 3 2 4
4 2 1 10 11 10 11 11 1 2 11 1 12 11 3 10 5
5 2 3 12 12 11 11 12 3 3 12 1 11 1 3 4 7
6 2 1 12 12 12 11 10 2 4 12 2 11 2 3 9 4
7 3 3 9 12 10 10 9 2 3 12 1 11 3 2 2 5
8 3 2 9 12 11 12 9 1 2 11 2 12 11 2 8 4
9 2 3 11 11 10 11 10 2 3 12 0 12 11 3 9 4
10 3 2 12 11 11 10 10 1 3 12 1 12 2 2 8 6
11 2 3 10 11 11 10 9 0 2 12 1 11 3 3 3 4
12 2 2 11 11 10 10 10 2 3 12 2 12 1 2 10 6
13 3 3 12 11 12 10 10 2 1 12 0 11 2 3 9 5
14 3 1 9 12 10 10 9 1 2 11 1 12 1 2 8 4
15 1 2 10 12 11 11 11 2 2 11 1 12 11 3 3 5
 

Таблица 3.2.2 - данные индивидуально- психологических особенностей личности «обычных» учащихся

Факторы
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16
G Q3 L Е М О F С N Н Q2 А Q4 Q1 I Q 5
1 11 11 3 9 4 5 6 7 8 5 4 3 4 8 7 0
2 12 10 4 10 3 6 7 8 8 7 5 4 5 8 11 0
3 11 12 3 9 4 5 6 7 10 6 6 6 6 7 12 0
4 11 11 3 10 5 4 6 8 8 7 4 5 5 8 11 1
5 12 10 4 9 4 4 7 9 9 6 3 6 6 7 11 0
6 11 12 4 9 5 6 5 8 8 7 5 5 5 9 9 0

     Продолжение таблицы 3.2.2

7 12 12 5 8 3 3 6 9 9 5 4 4 6 7 7 0
8 12 10 4 10 4 4 5 8 10 6 5 5 6 8 12 0
9 12 9 4 8 5 5 7 9 10 7 4 6 6 7 9 0
10 11 10 3 9 4 6 6 7 8 5 5 5 5 9 8 1
11 11 11 5 8 5 4 7 8 8 7 6 6 5 9 8 0
12 12 12 4 8 3 5 7 9 9 6 4 5 4 7 11 0
13 12 10 4 9 3 4 5 8 8 7 5 6 4 8 9 0
14 12 9 5 8 4 3 6 8 10 6 3 5 5 8 12 0
15 11 12 3 9 5 5 5 9 9 6 4 6 4 8 9 1
 

     Проанализировав таблицу данных в каждой группе, мы сопоставили их с таблицей нормы оценки показателей 16PF. Затем определили уровень выраженности каждого фактора у испытуемых и произвели интерпретацию полученных результатов.

     Проведён  сравнительный анализ показателей  в двух группах. Для этого составили таблицу средних значений (таблица 3.2.3) в 16 факторах личностных особенностей педагогически запущенных учащихся и учащихся, не имеющих отклонений от нормы. 

Таблица 3.2.3 Средние значения уровня выраженности личностных факторов

Группа  Факторы
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16
G Q3 L Е М О F С N Н Q2 А Q4 Q1 I Q 5
1 2.1 2.1 10.6 11.5 10.6 10.5 10.7 1.5 2.5 11.6 1.1 12 6.4 2.6 6.4 4.5
2 11.5 10.2 3.5 9 4 4.6 5.4 8.1 8.4 6.2 4.5 5.1 5.2 8 9.7 0.3

Информация о работе Одаренные дети их взаимоотношения с учителями и сверстниками