Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 19:27, курсовая работа
В курсовой работе исследуется проблема взаимоотношения одаренные дети с учителями и сверстниками, включающая следующие этапы:
1. Изучение понятия «одаренность» с позиций современной психологии.
2. Рассмотрения психологических моделей одаренности
3. Анализ особенностей взаимоотношений одаренных детей с окружающими.
4. Эмпирическое изучение индивидуально-психологических особенностей одаренных детей.
введение……………………………………………………………………. 3
1. Проблема выявления и развития одаренности………….. 7
1.1 Общее понятие одаренности………………………………………. 7
1.2 Психологические модели одаренности…………………………… 12
2. Особенности взаимоотношений одаренных детей с окружающими…………………………………….…………………….. 15
2.1 Особенности обучения одаренных детей………………………… 15
2.2 Анализ трудностей взаимоотношений одаренных детей со сверстниками…………………………………….……………………………. 18
3. Индивидуально-психологические особенности одаренных детей…………………………………….…………………………………… 23
3.1 Организация исследования. Подбор диагностического инструментария…………………………………….…………………………. 23
3.2 Обработка и интерпретация результатов………………………… 29
Заключение…………………………………….…………………………. 35
Список литературы…………………………………….………………. 37
Приложение…………………………………….…………………………. 39
Фактор MD — Адекватная самооценка. Адекватная самооценки личности, её определённая зрелость
Фактор
MD+ — Неадекватно высокая
Фактор MD- — Неадекватно низкая самооценка. Недовольство собой, неуверенность в себе, излишняя критичность по отношению к себе
ММPI был предложен американскими психологами в 40–50 годах. Адаптация была проведена в СССР в 60-х годах в институте им. В. Н. Бехтерева Ф. Б. Березиным и М. П. Мирошниковым.
Опросник Мини – мульт представляет собой сокращенный вариант ММРI, содержит 71 вопрос, 11 шкал, из них 3 – оценочные. Первые 3 оценочные шкалы измеряют искренность испытуемого, степень достоверности результатов тестирования и величину коррекции, вносимую чрезмерной осторожностью. Остальные 8 шкал являются базисными и оценивают свойства личности. Первая шкала измеряет свойство личности испытуемого с астено-невротическим типом. Вторая шкала говорит о склонности испытуемого с социопатическим вариантом развития личности. Пятая шкала в этом варианте опросника не используется, после четвертой шкалы следует шестая. Шестая шкала характеризует обидчивость испытуемого, его склонность к аффективным реакциям. Седьмая шкала предназначена для диагностики тревожно-мнительного типа личности, склонного к сомнениям. Восьмая шкала определяет степень эмоциональной отчужденности, сложность установления социальных контактов. Девятая шкала показывает близость к гипертимному типу личности, измеряет активность и возбудимость. Время проведения опроса не ограничивается.
Базисные шкалы.
1. Ипохондрия (Hs) – «близость испытуемого к астено-невротическому типу. Испытуемые с высокими оценками медлительны, пассивны, принимают все на веру, покорны власти, медленно приспосабливаются, плохо переносят смену обстановки, легко теряют равновесие в социальных конфликтах.
2. Депрессия (D). Высокие оценки имеют чувствительные, сенситивные лица, склонные к тревогам, робкие, застенчивые. В делах они старательны, добросовестны, высокоморальны и обязательны, но не способны принять решение самостоятельно, нет уверенности в себе, при малейших неудачах они впадают в отчаяние.
3
Истерия (Ну). Выявляет лиц, склонных
к неврологическим защитным
4. Психопатия (Pd). Высокие оценки по этой шкале свидетельствуют о социальной дезадаптации, такие люди агрессивны, конфликтны, пренебрегают социальными нормами и ценностями Настроение у них неустойчивое, они обидчивы, возбудимы и чувствительны. Возможен временный подъем по этой шкале, вызванный какой-нибудь причиной.
6. Паранойяльностъ (Ра). Основная черта людей с высокими показателями по этой шкале – склонность к формированию сверхценных идей. Это люди односторонние, агрессивные и злопамятные. Кто не согласен с ними, кто думает иначе, тот или глупый человек, или враг. Свои взгляды они активно насаждают, поэтому имеют частые конфликты с окружающими. Собственные малейшие удачи они всегда переоценивают.
7. Психастения (Pt). Диагностирует лиц с тревожно-мнительным типом характера, которым свойственны тревожность, боязливость, нерешительность, постоянные сомнения.
8. Шизоидность (Se). Лицам с высокими показателями по этой шкале свойствен шизоидный тип поведения. Они способны тонко чувствовать и воспринимать абстрактные образы, но повседневные радости и горести не вызывают у них эмоционального отклика. Таким образом, общей чертой шизоидного типа является сочетание повышенной чувствительности с эмоциональной холодностью и отчужденностью в межличностных отношениях.
9.
Гипотония (Ма). Для лиц с высокими
оценками по этой шкале
3.2
Обработка и интерпретация
результатов
После
диагностики испытуемых многофакторной
личностной методикой Р. Кеттелла с помощью
ключа мы обработали полученные данные,
произвели их суммирование по каждому
из 16 факторов и оформили в таблицу (таблица
3.2.1 и 3.2.2).
Таблица 3.2.1. Данные индивидуально- психологических особенностей личности одаренных детей
№ | Факторы | |||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | |
G | Q3 | L | Е | М | О | F | С | N | Н | Q2 | А | Q4 | Q1 | I | Q 5 | |
1 | 1 | 2 | 10 | 11 | 11 | 10 | 9 | 1 | 2 | 11 | 1 | 11 | 3 | 3 | 7 | 4 |
2 | 2 | 2 | 11 | 11 | 10 | 11 | 11 | 0 | 2 | 11 | 2 | 11 | 2 | 2 | 4 | 5 |
3 | 1 | 2 | 11 | 12 | 10 | 12 | 12 | 2 | 3 | 12 | 1 | 11 | 12 | 3 | 2 | 4 |
4 | 2 | 1 | 10 | 11 | 10 | 11 | 11 | 1 | 2 | 11 | 1 | 12 | 11 | 3 | 10 | 5 |
5 | 2 | 3 | 12 | 12 | 11 | 11 | 12 | 3 | 3 | 12 | 1 | 11 | 1 | 3 | 4 | 7 |
6 | 2 | 1 | 12 | 12 | 12 | 11 | 10 | 2 | 4 | 12 | 2 | 11 | 2 | 3 | 9 | 4 |
7 | 3 | 3 | 9 | 12 | 10 | 10 | 9 | 2 | 3 | 12 | 1 | 11 | 3 | 2 | 2 | 5 |
8 | 3 | 2 | 9 | 12 | 11 | 12 | 9 | 1 | 2 | 11 | 2 | 12 | 11 | 2 | 8 | 4 |
9 | 2 | 3 | 11 | 11 | 10 | 11 | 10 | 2 | 3 | 12 | 0 | 12 | 11 | 3 | 9 | 4 |
10 | 3 | 2 | 12 | 11 | 11 | 10 | 10 | 1 | 3 | 12 | 1 | 12 | 2 | 2 | 8 | 6 |
11 | 2 | 3 | 10 | 11 | 11 | 10 | 9 | 0 | 2 | 12 | 1 | 11 | 3 | 3 | 3 | 4 |
12 | 2 | 2 | 11 | 11 | 10 | 10 | 10 | 2 | 3 | 12 | 2 | 12 | 1 | 2 | 10 | 6 |
13 | 3 | 3 | 12 | 11 | 12 | 10 | 10 | 2 | 1 | 12 | 0 | 11 | 2 | 3 | 9 | 5 |
14 | 3 | 1 | 9 | 12 | 10 | 10 | 9 | 1 | 2 | 11 | 1 | 12 | 1 | 2 | 8 | 4 |
15 | 1 | 2 | 10 | 12 | 11 | 11 | 11 | 2 | 2 | 11 | 1 | 12 | 11 | 3 | 3 | 5 |
Таблица 3.2.2 - данные индивидуально- психологических особенностей личности «обычных» учащихся
№ | Факторы | |||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | |
G | Q3 | L | Е | М | О | F | С | N | Н | Q2 | А | Q4 | Q1 | I | Q 5 | |
1 | 11 | 11 | 3 | 9 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 5 | 4 | 3 | 4 | 8 | 7 | 0 |
2 | 12 | 10 | 4 | 10 | 3 | 6 | 7 | 8 | 8 | 7 | 5 | 4 | 5 | 8 | 11 | 0 |
3 | 11 | 12 | 3 | 9 | 4 | 5 | 6 | 7 | 10 | 6 | 6 | 6 | 6 | 7 | 12 | 0 |
4 | 11 | 11 | 3 | 10 | 5 | 4 | 6 | 8 | 8 | 7 | 4 | 5 | 5 | 8 | 11 | 1 |
5 | 12 | 10 | 4 | 9 | 4 | 4 | 7 | 9 | 9 | 6 | 3 | 6 | 6 | 7 | 11 | 0 |
6 | 11 | 12 | 4 | 9 | 5 | 6 | 5 | 8 | 8 | 7 | 5 | 5 | 5 | 9 | 9 | 0 |
Продолжение таблицы 3.2.2
7 | 12 | 12 | 5 | 8 | 3 | 3 | 6 | 9 | 9 | 5 | 4 | 4 | 6 | 7 | 7 | 0 |
8 | 12 | 10 | 4 | 10 | 4 | 4 | 5 | 8 | 10 | 6 | 5 | 5 | 6 | 8 | 12 | 0 |
9 | 12 | 9 | 4 | 8 | 5 | 5 | 7 | 9 | 10 | 7 | 4 | 6 | 6 | 7 | 9 | 0 |
10 | 11 | 10 | 3 | 9 | 4 | 6 | 6 | 7 | 8 | 5 | 5 | 5 | 5 | 9 | 8 | 1 |
11 | 11 | 11 | 5 | 8 | 5 | 4 | 7 | 8 | 8 | 7 | 6 | 6 | 5 | 9 | 8 | 0 |
12 | 12 | 12 | 4 | 8 | 3 | 5 | 7 | 9 | 9 | 6 | 4 | 5 | 4 | 7 | 11 | 0 |
13 | 12 | 10 | 4 | 9 | 3 | 4 | 5 | 8 | 8 | 7 | 5 | 6 | 4 | 8 | 9 | 0 |
14 | 12 | 9 | 5 | 8 | 4 | 3 | 6 | 8 | 10 | 6 | 3 | 5 | 5 | 8 | 12 | 0 |
15 | 11 | 12 | 3 | 9 | 5 | 5 | 5 | 9 | 9 | 6 | 4 | 6 | 4 | 8 | 9 | 1 |
Проанализировав таблицу данных в каждой группе, мы сопоставили их с таблицей нормы оценки показателей 16PF. Затем определили уровень выраженности каждого фактора у испытуемых и произвели интерпретацию полученных результатов.
Проведён
сравнительный анализ показателей
в двух группах. Для этого составили таблицу
средних значений (таблица 3.2.3) в 16 факторах
личностных особенностей педагогически
запущенных учащихся и учащихся, не имеющих
отклонений от нормы.
Таблица 3.2.3 Средние значения уровня выраженности личностных факторов
Группа | Факторы | |||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | |
G | Q3 | L | Е | М | О | F | С | N | Н | Q2 | А | Q4 | Q1 | I | Q 5 | |
1 | 2.1 | 2.1 | 10.6 | 11.5 | 10.6 | 10.5 | 10.7 | 1.5 | 2.5 | 11.6 | 1.1 | 12 | 6.4 | 2.6 | 6.4 | 4.5 |
2 | 11.5 | 10.2 | 3.5 | 9 | 4 | 4.6 | 5.4 | 8.1 | 8.4 | 6.2 | 4.5 | 5.1 | 5.2 | 8 | 9.7 | 0.3 |
Информация о работе Одаренные дети их взаимоотношения с учителями и сверстниками