Организация социальной помощи неполным семьям

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 06:20, курсовая работа

Описание

Роль семьи в обществе и жизни человека несравнима по своему значению, ни с какими другими социальными институтами. Семья как уникальная общность людей, как основная ячейка общества выполняет важнейшие социальные функции, играет значимую роль в жизни человека, его защите, обеспечении социализации, формировании и удовлетворении индивидуальных потребностей. Современная ситуация в России (экономический кризис, нагнетание социальной и политической напряженности, военные конфликты, материальная и социальная поляризация общества и т.д.) обострила проблемы семьи. У значительной части семей резко ухудшились условия реализации основных социальных функций. Проблемы российской семьи выходят на поверхность, становясь заметными не только для специалистов, но и для широких кругов общественности. Негативные тенденции, связанные с семьей как социальным институтом, проявляются в росте числа неполных семей. Основными факторами формирования неполных семей являются разводы, не компенсируемые последующим вступлением в брак; овдовения из-за преждевременной смерти одного из родителей ребенка (детей); внебрачные рождения при условии одиночества родителя. Поскольку в подавляющем большинстве случаев единственным родителем и кормильцем в семье остается мать, то часто такие семьи называют «материнскими». Разводы в современном обществе стали массовым явлением. Количество разводов в год в нашей стране – один из самых высоких показателей в мире: на каждые три заключаемых брака фиксируется в среднем два развода, а в некоторых регионах число разводов может даже превышать число заключенных браков. В результате огромное количество детей остается с одним родителем. При современном уровне смертности каждый пятый ребенок еще до совершеннолетия может стать сиротой; при этом вероятность смерти отца более чем в четыре раза превышает вероятность смерти матери (круглых сирот очень немного).

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………4
1.ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С НЕПОЛНЫМИ СЕМЬЯМИ.8
1.1. Неполная семья как объект социальной работы, ее виды и причины формирования ……………………………………………………………………..8
1.2. Социально-экономические и психологические проблемы жизнедеятельности неполных семей……………………………………………………….19
1.3. Комплекс технологий и методов социальной работы с неполными семьями……………………………………………………………………………42
2. ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ …….63
2.1. Комплекс социальной помощи неполным семьям…………………63
2.2. Социальная поддержка оказываемая «центром помощи семье и детям»………………………………………………………………………………...78
2.3 Социологическое исследование проблем жизнедеятельности неполных семей……………………………………………………………………..…...93
2.4 Программа государственной социальной защиты неполных семей, направления ее реализации на региональном уровне………………...….102
3. ВОЗМОЖНОСТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С НЕПОЛНЫМИ СЕМЬЯМИ……………………………………….116
3.1. Анализ передового отечественного опыта социальной поддержки неполных семей…………………………………………………………………….116
3.2. Изучение зарубежного опыта социальной работы с неполными семьями…………………………………………………………………………..122
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...……..134
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….138

Работа состоит из  1 файл

Белоусова.doc

— 777.50 Кб (Скачать документ)


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Байкальский государственный  университет экономики и права

Кафедра социологии и  социальной работы

Специальность Социальная работа

 

 

 

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ

НЕПОЛНЫМ СЕМЬЯМ

 

 

Заведующий кафедрой:                                д-р экон. наук, проф. Токарский Б.Л.

 

Нормоконтролер:                                                             ст. лаборант Гуляева А.И.

 

Руководитель                                               канд. экон. наук, доц. Нефедьева Е.И. дипломной работы:

Студент:                                                                           гр. ЗРС-01 Белоусова С.С.

 

 

 

 

 

Иркутск, 2006

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………4

1.ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С НЕПОЛНЫМИ СЕМЬЯМИ.8

       1.1. Неполная семья как объект социальной работы, ее виды и причины формирования ……………………………………………………………………..8

        1.2.  Социально-экономические и психологические проблемы жизнедеятельности неполных семей……………………………………………………….19

        1.3.  Комплекс технологий и методов социальной работы с неполными семьями……………………………………………………………………………42

2. ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ …….63

        2.1.    Комплекс социальной помощи неполным семьям…………………63

        2.2.  Социальная поддержка оказываемая «центром помощи семье и детям»………………………………………………………………………………...78

2.3   Социологическое исследование проблем жизнедеятельности неполных семей……………………………………………………………………..…...93

2.4   Программа государственной социальной защиты неполных семей, направления ее реализации на региональном уровне………………...….102

3.  ВОЗМОЖНОСТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С НЕПОЛНЫМИ СЕМЬЯМИ……………………………………….116

         3.1. Анализ передового отечественного опыта социальной поддержки неполных семей…………………………………………………………………….116

3.2. Изучение зарубежного опыта социальной работы с неполными семьями…………………………………………………………………………..122

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...……..134

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….138

ПРИЛОЖЕНИЕ А   КАРТА СЕМЬИ………………………..…………………143

ПРИЛОЖЕНИЕ Б КАРТОЧКА ИНДИВИДУАЛЬНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ ШКОЛЫ ВШУ…….143

ПРИЛОЖЕНИЕ В  АКТ ОБСЛЕДОВАНИЯ МАТЕРИАЛЬНО-БЫТОВЫХ УСЛОВИЙ СЕМЬИ……………………………………………………………...146  

ПРИЛОЖЕНИЕ  Г АКТ ОБСЛЕДОВАНИЯ МАТЕРИАЛЬНО-БЫТОВЫХ УСЛОВИЙ СЕМЬИ……………………………………………………………...145

ПРИЛОЖЕНИЕ  Д  ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТРА ТРУДА РФ №52…..146

ПРИЛОЖЕНИЕ  Е   БЛАНК ИНТЕРВЬЮ…………………………………….147

ПРИЛОЖЕНИЕ  Ж  СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИСПОВЕДЬ ОДИНОКИХ МАТЕРЕЙ (ДНЕВНИКИ)……………………………….………148

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Роль семьи в обществе и жизни  человека несравнима по своему значению, ни с какими другими социальными институтами. Семья как уникальная общность людей, как основная ячейка общества выполняет важнейшие социальные функции, играет значимую роль в жизни человека, его защите, обеспечении социализации, формировании и удовлетворении индивидуальных потребностей. Современная ситуация в России (экономический кризис, нагнетание социальной и политической напряженности, военные конфликты, материальная и социальная поляризация общества и т.д.) обострила проблемы семьи. У значительной части семей резко ухудшились условия реализации основных социальных функций. Проблемы российской семьи выходят на поверхность, становясь заметными не только для специалистов, но и для широких кругов общественности. Негативные тенденции, связанные с семьей как социальным институтом, проявляются в росте числа неполных семей. Основными факторами формирования неполных семей являются разводы, не компенсируемые последующим вступлением в брак; овдовения из-за преждевременной смерти одного из родителей ребенка (детей); внебрачные рождения при условии одиночества родителя. Поскольку в подавляющем большинстве случаев единственным родителем и кормильцем в семье остается мать, то часто такие семьи называют «материнскими». Разводы в современном обществе стали массовым явлением. Количество разводов в год в нашей стране – один из самых высоких показателей в мире: на каждые три заключаемых брака фиксируется в среднем два развода, а в некоторых регионах число разводов может даже превышать число заключенных браков. В результате огромное количество детей остается с одним родителем. При современном уровне смертности каждый пятый ребенок еще до совершеннолетия может стать сиротой; при этом вероятность смерти отца более чем в четыре раза превышает вероятность смерти матери (круглых сирот очень немного).

Постоянно растет число детей рожденных вне брака. Демографические тенденции в России таковы, что возглавляемые женщинами неполные семьи будут формироваться и в дальнейшем. При существующей динамике показателей разводов супругов с детьми, уровне смертности и росте рождений вне брака доля детей, которые проведут часть своей жизни в семье с одним родителем, будет постоянно увеличиваться. Проблема семей одиноких матерей в нашей стране сама по себе не нова, но расширение причин и источников образования таких семей на фоне современной демографической и социально-экономической ситуации в России делают их проблемы более сложными и требуют всестороннего изучения и освещения. Помимо того, что они несут постоянную психологическую нагрузку, совмещая производственную и родительскую роли, результаты эмпирических исследований свидетельствуют о том, что семьи одиноких матерей составляют существенную долю среди бедных и самых бедных. Но повседневные нужды и потребности этих семей не воспринимаются как серьезная государственная проблема и не стоят в ряду первоочередных задач. Данные обстоятельства подтверждают актуальность предпринятого направления дипломной работы.

Степень разработанности выбранной  темы.  Причины формирования и существующие проблемы неполных семей затронуты в работах отечественных и зарубежных авторов. Теоретические основы изучения неполных семей заложены в работах таких авторов, как Е.И. Холостова, Т.С. Зубкова, Н.В. Тимошина Т.Н. Поддубная, А.О. Поддубная, Л.И. Савинов, Е.В. Кузнецова, В.С. Кукушин, Г.И. Климантова, Л.С. Алексеева, А.Г. Харчев, В.М. Целуйко, В.А. Сысенко, Т.А. Гурко, Е.М. Черняк, А.Г. Волков и многие другие. Среди зарубежных авторов можно отметить Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис, Г. Фигдор, Э. Фромм и другие.

Неполные семьи являются одним  из объектов осуществления социальной работы. Что обуславливает особый подход к изучению проблем неполных семей, к выдвижению государственной семейной политики.

Таким образом, целью дипломной работы является изучение социальных проблем неполных семей и особенностей социальной работы с неполными семьями.

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

  • Рассмотреть особенности социальных групп неполной семьи, ее видов;
  • Изучение совокупности социальных проблем неполных семей;
  • Выявление комплекса социальных технологий по работе с неполными семьями;
  • Изучение и анализ практики социальной работы с неполными семьями на государственном и общественном уровне;
  • Проведение социологического исследования по изучению проблем жизнедеятельности неполных семей;
  • Предложение рекомендаций по совершенствованию социальной работы с неполными семьями на основе изучения передового отечественного и зарубежного опыта работы с данной социальной категорией;
  • Рассмотреть положения государственных программ социальной поддержки неполных семей.

Объект исследования – неполные семьи, в том числе образовавшиеся в результате развода.

Предмет исследования – проблемы жизнедеятельности неполных семей и пути их решения.

Информационной базой дипломной работы послужили идеи и концепции, сформулированные в трудах отечественных ученых, посвященных теории проблем неполных семей, причинам их формирования. Были использованы социологические исследования, публикации в отечественной научной периодической печати, законодательные документы. Эмпирическую основу исследования составили данные, предоставленные социальным педагогом средней школы №4 г.Шелехова, центром социально-психологической помощи детям «Диалог» г. Иркутска, отделом социально-экономического развития администрации г. Шелехова.

Пути решения задач:

Теоретико-эмпирическая и методологическая база:

  • Изучены теоретические положения о неполных семьях;
  • Изучены законы: Семейный кодекс РФ, Конституция РФ, Конвенция ООН о правах ребенка, Федеральный закон № 81-ФЗ от 19.05.1995 г. «О государственных пособиях гражданам имеющих детей» и другие.
  • Автором самостоятельно разработана методика социологического исследования социальных проблем неполных семей методом полустандартизированного интервью и проведено исследование неполных семей, среди которых были семьи разведенных супругов, матери-одиночки.

Методы решения основных задач: статистические методы анализа и интерпретации информации; методы сравнительного и структурного анализа; методы качественных исследований (полустандартизированное интервью).

Практическая значимость работы: рекомендации относительно совершенствования социально-психологической работы с неполной семьей могут быть рекомендованы к использованию в работе учреждений социальной защиты населения, занимающихся вопросами семьи и детей, общественным организациям в своей деятельности предусматривающим оказание помощи неполным семьям, территориальным центрам социальной и психологической помощи семье и детям, а также социальным педагогам.

 

 

    1. ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

С НЕПОЛНЫМИ СЕМЬЯМИ

    1. Неполная семья как объект социальной работы, ее виды

и причины формирования

Семья – это основанная на браке  и (или) кровном родстве малая  группа, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной  связью, взаимными обязанностями  по отношению друг к другу. Семьей также называется социальный институт, т.е. устойчивая форма взаимоотношений между людьми, в рамках которого осуществляется основная часть их повседневной жизни:  деторождение, первичная социализация детей, значительная часть бытового ухода, образовательного и медицинского обслуживания, особенно по отношению к детям и лицам пожилого возраста.        Семья, кроме того, - это сильнейший источник эмоциональных реакций, в благоприятном случае обеспечивающий человеку поддержку, принятие, рекреацию. В семье находят отражение все социальные проблемы, характерные для современного общества. Есть и другие определения семьи.

Семья – это группа живущих вместе близких родственников (словарь  русского языка С.И. Ожегова). Это  малая социальная группа, связанная брачными или родственными взаимоотношениями (супружество, родительство, родство); общностью быта (совместное проживание и ведение домашнего хозяйства); эмоциональной близостью; взаимными правами и обязанностями по отношению друг к другу. Семья – это социокультурная система, состоящая из взрослого человека и еще одного или нескольких взрослых и детей, связанная обязательствами поддерживать друг друга эмоционально и физически и объединенная во времени, пространстве и экономически.

Таким образом, семья – это сложное социальное, комплексное, многофункциональное понятие, форма жизнедеятельности людей, обусловленная существующими общественно-экономическими и юридическими нормами. Это система, имеющая определенную структуру, выполняющая целый ряд разнообразных функций, устойчивая система взаимоотношений между людьми в повседневной жизни. Она тесно связана с обществом, государством и развивается одновременно с ним. Семья очень чутко и быстро реагирует на все позитивные и негативные изменения, происходящие в обществе, раскрывая гуманный и антигуманный смысл происходящих в обществе процессов, оценивая разрушающие и созидающие для семьи процессы. Как часть общества семья создавалась, видоизменялась и развивалась вместе с ним и в свою очередь может влиять на ход его развития. Общество и государство заинтересованы в благополучии семьи, они выполняют совместную деятельность, взаимосвязаны и оказывают взаимное влияние друг на друга.1

Функции семьи – сфера жизнедеятельности  семьи, непосредственно связанная с удовлетворением определенных потребностей у ее членов. У семьи может быть столько функций, сколько видов потребностей в устойчивой, повторяющейся форме она удовлетворяет. Семья – это система социального функционирования человека. Важнейшие функции семьи: репродуктивная, функция первичной социализации детей, воспитательная, экономическая и хозяйственно-бытовая функция; социальная, медицинская, досуговая и сексуальная функции.

Функции семьи сведены в таблицу 1.1. В совокупности они представляют систему семейных отношений.2

В настоящее время в Российской Федерации насчитывается более 40 млн. семей. Наиболее распространенный тип – нуклеарная семья  (от лат. hucleus- ядро),  состоящая из одной пары супругов с детьми или без детей. Таких семей в структуре населения Российской Федерации 2/3.

Таблица 1.1. 

Функции семьи

Сфера семейной деятельности

Общественные функции

Индивидуальные функции 

Сфера духовного общения

развитие личности членов семьи

духовное взаимообогащение членов семьи. Укрепление дружеских основ семейного союза

 

 

Эмоциональная

эмоциональная стабилизация инвалидов и их психологическая терапия

получение инвалидами психологической защиты и эмоциональной поддержки в семье, удовлетворение потребностей в личном счастье и любви

Репродуктивная

биологическое воспроизводство общества

удовлетворение потребности  в детях

 

Воспитательная

социализация молодого поколения, поддержание культурной непрерывности общества

удовлетворение потребности  родительства, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях

 

 

Экономическая

экономическая поддержка  несовершеннолетних и нетрудоспособных членов       общества

получение материальных средств одними членами семьи  от других (в случае нетрудоспособности или в обмен за услуги)

Социально-статусная

предоставление определённого социального статуса членам семьи и общества

удовлетворение потребности в  социальном продвижении

Хозяйственно-бытовая

поддержание физического  здоровья членов общества, уход за детьми

получение хозяйственно бытовых услуг одними членами  семьи от других

 

      Досуговая

организация рационального  досуга, социальный контроль в сфере досуга

удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга, взаимообогащении досуговых интересов

Сексуальная

сексуальный контроль

удовлетворение сексуальных потребностей

Информация о работе Организация социальной помощи неполным семьям