Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 06:20, курсовая работа
Роль семьи в обществе и жизни человека несравнима по своему значению, ни с какими другими социальными институтами. Семья как уникальная общность людей, как основная ячейка общества выполняет важнейшие социальные функции, играет значимую роль в жизни человека, его защите, обеспечении социализации, формировании и удовлетворении индивидуальных потребностей. Современная ситуация в России (экономический кризис, нагнетание социальной и политической напряженности, военные конфликты, материальная и социальная поляризация общества и т.д.) обострила проблемы семьи. У значительной части семей резко ухудшились условия реализации основных социальных функций. Проблемы российской семьи выходят на поверхность, становясь заметными не только для специалистов, но и для широких кругов общественности. Негативные тенденции, связанные с семьей как социальным институтом, проявляются в росте числа неполных семей. Основными факторами формирования неполных семей являются разводы, не компенсируемые последующим вступлением в брак; овдовения из-за преждевременной смерти одного из родителей ребенка (детей); внебрачные рождения при условии одиночества родителя. Поскольку в подавляющем большинстве случаев единственным родителем и кормильцем в семье остается мать, то часто такие семьи называют «материнскими». Разводы в современном обществе стали массовым явлением. Количество разводов в год в нашей стране – один из самых высоких показателей в мире: на каждые три заключаемых брака фиксируется в среднем два развода, а в некоторых регионах число разводов может даже превышать число заключенных браков. В результате огромное количество детей остается с одним родителем. При современном уровне смертности каждый пятый ребенок еще до совершеннолетия может стать сиротой; при этом вероятность смерти отца более чем в четыре раза превышает вероятность смерти матери (круглых сирот очень немного).
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………4
1.ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С НЕПОЛНЫМИ СЕМЬЯМИ.8
1.1. Неполная семья как объект социальной работы, ее виды и причины формирования ……………………………………………………………………..8
1.2. Социально-экономические и психологические проблемы жизнедеятельности неполных семей……………………………………………………….19
1.3. Комплекс технологий и методов социальной работы с неполными семьями……………………………………………………………………………42
2. ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ …….63
2.1. Комплекс социальной помощи неполным семьям…………………63
2.2. Социальная поддержка оказываемая «центром помощи семье и детям»………………………………………………………………………………...78
2.3 Социологическое исследование проблем жизнедеятельности неполных семей……………………………………………………………………..…...93
2.4 Программа государственной социальной защиты неполных семей, направления ее реализации на региональном уровне………………...….102
3. ВОЗМОЖНОСТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С НЕПОЛНЫМИ СЕМЬЯМИ……………………………………….116
3.1. Анализ передового отечественного опыта социальной поддержки неполных семей…………………………………………………………………….116
3.2. Изучение зарубежного опыта социальной работы с неполными семьями…………………………………………………………………………..122
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...……..134
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….138
Рисунок - 1 Проблемы неполных семей и их негативное влияние
Это, во-первых, обида, угнетенность и чувство собственной неполноценности, которые могут испытывать дети после развода их родителей. Нередко дети винят себя в распаде семьи. Во-вторых, чувство вины перед детьми, нередкое у женщин (поскольку в большинстве случаев неполные семьи – это мать, одна воспитывающая детей), что является причиной их гиперопеки. Стремясь не допустить снижения жизненных стандартов своих детей по сравнению с детьми из благополучных семей, мать берет на себя чрезмерную трудовую нагрузку, но из-за сверхзанятости, в свою очередь, не может уделять им достаточно времени и внимания. Нередки также случаи, когда обиду на бывшего супруга, виновного в распаде семьи, женщина вымещает на своих детях, проявляя жестокость. В любом случае благоприятный психологический климат в семье отсутствует. Самая же большая сложность – затруднения в правильной полоролевой идентификации и ориентации детей. Ребенок формирует стереотипы своего восприятия и поведения, руководствуясь образцом, которым для него являются взрослые, в первую очередь родители. Хотя полоролевое поведение людей в различных культурах изучено далеко не полно, в семейных взаимоотношениях оно проявляется наиболее явно. Социально-психологический стереотип предписывает социальной роли мужчины такие черты и признаки, которые не присущи социальной роли женщины. Сама по себе жесткая определенность этих ролей может оказать неблагоприятное воздействие, если человек слаб, а стереотип требует от него доминирования, силы, мужественности или наоборот. Но в неполной семье (тем более, если она стала таковой на ранних стадиях социализации ребенка или изначально была неполной), ребенок лишен образца того, как должны вести себя мужчины и женщины в различных ролевых ситуациях, поэтому в будущем, в своей собственной семье человек далеко не всегда сможет продемонстрировать адекватное полоролевое поведение; это приводит к дисфункциональности и конфликтам и, возможно, тоже к распаду семьи. Основная причина статистически значимой связи неблагополучия распадающейся молодой семьи с неблагополучием семьи родителей одного из молодых супругов (или обоих супругов) – их неадекватная полоролевая социализация. Дети как бы наследуют несчастливую судьбу своих родителей.8
Хотя неполных семей, в которых отец один воспитывает детей, гораздо меньше, чем неполных семей, в которых детей воспитывает одна мать, им присущи те же проблемы полоролевой ориентации. Кроме того, отец с ребенком имеет больше шансов создать новую семью, чем мать с ребенком – мужчины более «бракоспособны». При повторных браках, как матерей, так и отцов возникают проблемы взаимоотношений с мачехой, отчимом и их детьми. Привыкание к новым членам семьи происходит для многих детей болезненно, – у них может возникнуть эмоциональное напряжение, чувство заброшенности и ненужности, а конфликты со сводными братьями и сестрами только осложнят пребывание ребенка в такой семье. В неполной семье, по мнению Л.Б.Шнейдер, наблюдается нарушение ее структуры, которое затрудняет или препятствует выполнению семьей ее функций. Например, вследствие развода супругов может пострадать эмоциональная функция семьи: ребенок не получает эмоциональной поддержки отца или получает недостаточно. Усугубить положение ребенка, воспитывающегося в неполной семье, могут негармоничные отношения с новым родителем и его ребенком при повторном браке, постоянно меняющиеся родители. Еще одной из проблем неполной семьи, является отсутствие опыта семейной жизни, особенно у матерей-одиночек, нормальных семейных отношений с противоположным полом.
После развода отношения между родителями могут остаться нормальными (бинуклеарная семья, соучастие родителей в воспитании детей после развода) или находится в состоянии конфронтации. В результате развода встает также проблема создания новой семьи. Опыт прошлой семейной жизни мешает создать новую семью: разведенным - боязнь повторить ошибку; овдовевшим – память по умершему супругу; одиноким отсутствие опыта семейной жизни, которые, как правило, очень самостоятельны и не готовы идти на компромисс. Повторный брак приносит душевный комфорт, улучшает материальную сторону жизни, но чаще достигнутое желаемое бывает кратковременным, мешает сравнение с бывшим браком. Иногда происходит «возвратный» брак, когда супруги вновь пытаются наладить свою жизнь. Такой брак сохраняет интересы детей. Брачный союз возникает между людьми, хорошо знающими достоинства и недостатки друг друга. Но он может иметь и негативную сторону, когда с семью возвращается отец-алкоголик или мать с асоциальным поведением. Помимо этого, существует проблема взаимоотношений детей. В случае рождения в такой семье общего ребенка, может возникнуть проблема отношения пасынков и падчериц к этому ребенку, а также проблема отношения к новой семье родственников с обеих сторон.9
Далее мы рассмотрим более подробно негативные последствия развода родителей для детей.
Влияние развода родителей на процесс социализации детей – особая тема в трудах исследователей. Положение о разводе как факторе, оказывающем сильное воздействие на них, среди ученых практически не вызывает дискуссий. Признается, что если он изменяет к лучшему условия формирования личности ребенка, помогает положить конец острому воздействию на его психику родительских конфликтов, то в этих случаях может быть расценен как благо. Но даже в этой ситуации, по мнению большинства авторов, разрыв родителей – сильный стресс в жизни ребенка, толчок для развития в его поведении и психологии отклонений. Под социализацией нами понимается развитие человека на протяжении всей жизни во взаимодействии с окружающей средой в процессе усвоения и воспроизводства общественных норм и культурных ценностей, а также саморазвития и самореализации в том обществе, к которому он принадлежит. И здесь мы согласны с Э.Гидденсом, считающим, что в ходе социализации как процесса, в результате которого «Беспомощный младенец превращается в обладающее самосознанием разумное существо, понимающее суть культуры, в которой он родился», решающую роль играет не контакт с матерью и даже не то, что подразумевается под отсутствием любви. Важнее «чувство безопасности, обеспечиваемое регулярными контактами с любым близким существом. Таким образом …социальное развитие человека фундаментальным образом зависит от наличия деятельных связей с другими людьми в раннем возрасте. Это ключевой аспект социализации для большинства людей во всех культурах, хотя точная природа социализации и ее последствий в разных культурах варьируется». Для душевного равновесия ребенка необходимо ощущение справедливости и благополучия. Распад же семьи как основного агента социализации из-за развода родителей – это полное разрушение его прежнего социального мира, утрата психологической поддержки, необходимость решать новые задачи. С ростом разводов ежегодно огромное число детей переживает сильный стресс. Системный анализ социологической, психологической, юридической, медицинской литературы позволяет выделить два крупных блока отрицательных последствий развода родителей для социализации детей – кратковременные и долгосрочные. Первый связан с особенностями их реакций на конфликт между родителями, максимально обостряющийся перед разводом, саму бракоразводную процедуру и постразводную адаптацию. Долгосрочное воздействие развода обусловлено в основном накоплением в течение многих лет отсутствия мужского начала в процессе воспитания и социализации.
Исследователями обстоятельно описан комплекс признаков, характеризующих состояние юного члена семьи в периоды до, во время и после развода. По свидетельству В.М.Целуйко, А.В.Василенко, Е.А.Дементьевой, переживание детьми разрыва родителей изменяется в диапазоне от вялой депрессии, апатии до резкой гиперактивности, негативизма и демонстрирования разногласия с их мнением. Е.Григорьева, И.Ф.Дементьева, Ю.А.Конусов и другие отмечают, что дети испытывают страх покинутости, досаду, одиночество, чувство вины, грусть, агрессию, направленную на родственников и других детей.10
Доказано, что на психологические травмы несовершеннолетнего влияет не столько факт распада семьи, сколько конфликтные отношения между родителями как до, так и после расторжения брака, те социальные условия, в которые он попадает вследствие этого развода. Подчеркивается, что адаптивность ребенка снижается пропорционально продолжительности периода, в течение которого он живет в такой разрушающей среде. Особенно сложна жизнь детей в так называемой «распадающейся семье» – чрезвычайно обострившейся конфликтной ситуации, когда брак фактически уже распался, но супруги продолжают жить вместе, что считается наиболее психотравмирующим источником для ребенка из-за длительности стрессовой ситуации и приводит к нарушениям в развитии личности. Дети в такой семье непрерывно пребывают в состоянии так называемого «конфликта лояльности», т.е. необходимости в случае ссоры родителей принимать чью-либо сторону. Существуют вполне достоверные исследования, подтверждающие, что затяжной межсупружеский конфликт в семье разрушает личность ребенка, который обречен, быть свидетелем ссор между родителями в течение ряда лет.
А.Г.Харчев и М.С.Мацковский среди факторов, способных усугубить негативное влияние развода на психику несовершеннолетнего, называют его субъективное представление о счастье семьи непосредственно до родительского разрыва, возраст матери, способность оставшегося супруга помочь ребенку справиться со своим беспокойством и обеспечить ему безопасное окружение, степень выраженности негативных норм по отношению к разводу в той группе, к которой принадлежит семья. Д.Еникеева, Ю.А.Конусов и другие среди подобных факторов указывают вовлечение несовершеннолетнего в супружеский конфликт, низкий уровень жизни семьи в различные периоды развития, неучастие отца в воспитании при отсутствии других представителей мужского пола, привязанность к каждому из родителей, смену места жительства, учебы и социального окружения, возраст ребенка, линии поведения матери и отца, отсутствие помощи со стороны социальных институтов и служб.
Зарубежными авторами среди факторов, влияющих на адаптацию детей к родительскому разводу, выделены: характер взаимодействия между родителями и детьми, эмоциональное состояние родителей, ранее существовавшие проблемы детей, социальная подготовка родителей и детей, недостаток внимания к ребенку, внезапность развода и другие. В этом плане интересно мнение Г.Фигдора, выделяющего при рассмотрении состояния юных членов разведенной семьи три ошибочных заключения:
Все эти утверждения, по мнению исследователя, имеют нечто общие: переоценку внешнего, наблюдаемого поведения и недооценку внутренних психических процессов. Сам же Г.Фигдор считает, что «в большинстве случаев болезненные проявления ребенка непосредственно после развода – это еще далеко не невротические симптомы в узком смысле, а скорее здоровые реакции на пошатнувшийся мир, следовательно, речь должна идти о том, чтобы облегчить не только страдания и боль, но в первую очередь помочь ему открыто выражать свои чувства, а не размышлять о том, как быстрее избавиться от симптомов…Что же касается внезапного исчезновения реакции на развод, то это в большинстве случаев…еще ничего не говорит о том, что душевное равновесие ребенка восстановлено. Гораздо чаще прекращение реакций на развод связано с…процессом вытеснения беспокойных чувств, аффектов и фантазий. И даже, более того, появление внешнего спокойствия в семейной ситуации, в том числе и поведении детей, очень часто говорит именно о том, что сейчас-то и начинается невротическое развитие ребенка». Данная мысль чрезвычайно важна для специалистов, занимающихся оказанием психолого-педагого-социальной помощи детям в ситуации развода матери и отца.11 При изучении зависимости психологической травматизации детей вследствие развода от их возраста выявлен ряд особенностей. Больше всего споров по поводу воздействия развода относится к младенческому возрасту. С одной стороны, существует мнение, что развод, пережитый в раннем возрасте, оставляет меньше (или совсем не оставляет) негативных последствий и не отражается на характере ребенка. С другой стороны, совместные исследования психологов и медиков показали, что даже в грудном возрасте дети тяжело переживают психологическую травму, которую испытывает в ранние сроки их мать, так как новорожденный пребывает с ней как бы в симбиозе, остается частью ее организма. В дошкольной группе реакция детей выражается в депрессии, раздражительности, повышенной агрессивности (особенно у мальчиков), в страхе оказаться брошенным. Реакция детей старших возрастных групп проявляется в отчетливо формулируемом гневе, во вспышках раздражительности и требовательности, в гиперактивности или апатии, непослушании, неподчинении взрослым как способах привлечения к себе внимания, частых вспышках раздражения. Большинство подростков испытывают страдания и гнев; в ряде случаев после первоначальной травмы они понимают намерения родителей, признают их ответственность за трудности и устраняются от конфликта; иногда замыкаются в себе, используя это как способ выхода из ситуации.
Исследователи подчеркивают актуализацию в данной ситуации медико – социальных проблем. Во-первых, отмечается, что развод вызывает у детей сильные переживания и психический надлом. М.И.Буянов указывает на такие последствия развода для несовершеннолетних, как заикание и мутизм (молчание), вызываемые психическими травмами шокового характера и часто наблюдаемые у детей из конфликтных семей. А.И.Захаров утверждает, что каждый второй ребенок, больной неврозом, в течение своей жизни перенес разлуку с отцом вследствие развода.12 К сожалению, еще мало известно, при каких обстоятельствах страдания, вызванные разводом родителей, приводят к последующим психическим отклонениям. Во-вторых, наряду с указанными ранее поведенческими признаками отрицательного влияния развода на детей могут проявляться также соматические симптомы: боли в желудке, головные боли и другие. Медики утверждают, что дети из семей после развода имеют повышенную (в 2 – 2,5 раза) заболеваемость в первые годы жизни и нередко отставание в физическом развитии. Неблагополучные показатели здоровья детей, воспитывающихся в разведенных семьях, отмечаются и в последующие годы. Так, уровень общей заболеваемости детей разведенных в два раза выше, чем в полных семьях, хроническая патология у детей этой группы – в три-четыре раза чаще. Частота заболеваний данных детей пневмонией в четыре раза выше, чем в полных, почти в 2,5 раза больше детей с язвенной болезнью желудка, в 1,7 раза больше с гастродуоденитами, у них более тяжелое течение ревматизма. В результате доля детей, отнесенных к 3-5 группам здоровья, в неполных семьях в 11 раз (!) выше, чем в полных (34,5% против 2,8%).
Особое внимание в трудах исследователей уделяется изучению психолого – педагогических проблем, детей после развода родителей. В качестве таковых учеными выделены: усложнение и деформация вхождения ребенка в социальную среду, нарушение социальной адаптации к повседневной жизни; формирование дефектов характера и нравственного развития, проявляющихся в несформированности альтруистических и гуманистических свойств, в отсутствии положительного опыта сотрудничества, взаимных уступок и решений, в выборе в будущем роли постоянной жертвы; социальная дискриминация, связанная с отсутствием отца или матери; увеличение риска асоциального как реакции на предразводную конфликтную ситуацию в семье, бракоразводную процедуру, а также на свой особый социальный статус; детская безнадзорность; сложности во взаимоотношениях с взрослыми, сводными и единокровными братьями и сестрами; однобокое воспитание, феминизация мальчиков, нарушения половой идентификации. Что же касается долгосрочных психолого-педагогических последствий разводов для детей, то последние исследования свидетельствуют, что ограничение (отсутствие) контактов с отцом затрудняет получение ребенком значительной части социального опыта не только из-за отсутствия прямого влияния на него еще одного воспитателя (с отличными от матери психологическими особенностями), но и по причине невозможности приобщения к практике родительского, супружеского взаимодействия. Дети выросшие в неполных семьях, лишенные возможности наблюдать близкие и гармоничные отношения между двумя близкими людьми, часто повторяют ошибки своих родителей; в результате развод становиться как бы наследственным.
Информация о работе Организация социальной помощи неполным семьям