Организация социальной помощи неполным семьям

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 06:20, курсовая работа

Описание

Роль семьи в обществе и жизни человека несравнима по своему значению, ни с какими другими социальными институтами. Семья как уникальная общность людей, как основная ячейка общества выполняет важнейшие социальные функции, играет значимую роль в жизни человека, его защите, обеспечении социализации, формировании и удовлетворении индивидуальных потребностей. Современная ситуация в России (экономический кризис, нагнетание социальной и политической напряженности, военные конфликты, материальная и социальная поляризация общества и т.д.) обострила проблемы семьи. У значительной части семей резко ухудшились условия реализации основных социальных функций. Проблемы российской семьи выходят на поверхность, становясь заметными не только для специалистов, но и для широких кругов общественности. Негативные тенденции, связанные с семьей как социальным институтом, проявляются в росте числа неполных семей. Основными факторами формирования неполных семей являются разводы, не компенсируемые последующим вступлением в брак; овдовения из-за преждевременной смерти одного из родителей ребенка (детей); внебрачные рождения при условии одиночества родителя. Поскольку в подавляющем большинстве случаев единственным родителем и кормильцем в семье остается мать, то часто такие семьи называют «материнскими». Разводы в современном обществе стали массовым явлением. Количество разводов в год в нашей стране – один из самых высоких показателей в мире: на каждые три заключаемых брака фиксируется в среднем два развода, а в некоторых регионах число разводов может даже превышать число заключенных браков. В результате огромное количество детей остается с одним родителем. При современном уровне смертности каждый пятый ребенок еще до совершеннолетия может стать сиротой; при этом вероятность смерти отца более чем в четыре раза превышает вероятность смерти матери (круглых сирот очень немного).

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………4
1.ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С НЕПОЛНЫМИ СЕМЬЯМИ.8
1.1. Неполная семья как объект социальной работы, ее виды и причины формирования ……………………………………………………………………..8
1.2. Социально-экономические и психологические проблемы жизнедеятельности неполных семей……………………………………………………….19
1.3. Комплекс технологий и методов социальной работы с неполными семьями……………………………………………………………………………42
2. ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ …….63
2.1. Комплекс социальной помощи неполным семьям…………………63
2.2. Социальная поддержка оказываемая «центром помощи семье и детям»………………………………………………………………………………...78
2.3 Социологическое исследование проблем жизнедеятельности неполных семей……………………………………………………………………..…...93
2.4 Программа государственной социальной защиты неполных семей, направления ее реализации на региональном уровне………………...….102
3. ВОЗМОЖНОСТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С НЕПОЛНЫМИ СЕМЬЯМИ……………………………………….116
3.1. Анализ передового отечественного опыта социальной поддержки неполных семей…………………………………………………………………….116
3.2. Изучение зарубежного опыта социальной работы с неполными семьями…………………………………………………………………………..122
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...……..134
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….138

Работа состоит из  1 файл

Белоусова.doc

— 777.50 Кб (Скачать документ)

На частоте встреч отцов и их детей после развода сказываются разногласия между супругами по этому поводу ужу в процессе распада брака. Неодобрительное отношение матерей к общению детей с их отцами после развода приводит к росту случаев полного разрыва в отношениях даже при условии проживания в одном городе. При наличии разногласий 17% отцов никогда не видят своих детей (против 9% - если разногласий по этому поводу не было). Такой разрыв сохраняется и по ответам женщин, хотя доля случаев отсутствия контактов здесь значительно выше. Дети, становясь взрослее, иногда сами меняют положение – встречи с отцом со временем становятся чаще именно в группе семей, имеющих разногласия в момент развода по поводу частоты их общения. Но это лишь в случае, если отцы сами хотят сохранять отношения с детьми и на самом деле их воспитывать. Ответы мужчин на вопрос об удовлетворенности положением, касающимся детей (с кем остались дети и частота их встреч), говорят о том, что лишь половина отцов, не имеющих контактов с детьми, огорчены подобным положением.15

Каково же мнение женщин по поводу встреч детей с их отцами? Хотят  ли они изменить существующие положение? Результаты опроса показали, что если и хотят, то в большинстве случаев  в сторону уменьшения частоты  встреч: лишь 17% хотели бы более частых контактов отцов и детей, а 41% не хотели бы их вообще, причем в большинстве своем это ответы женщин, чьи дети не видят своих отцов. Принимают ли матери существующее положение за желаемое? Или именно это их желание отдалило детей от отца?

Причины, по которым женщины хотели бы уменьшить частоту встреч или оставить их на том же низком уровне, кроются в поведении отцов (мать боится дурного влияния, муж-алкоголик и т.п.), так и в ее собственных желаниях оставить ребенка только себе, избежать ненужных осложнений в жизни, особенно в связи с повторным браком. На отношения разведенных отцов с детьми существенное влияние оказывает семейное положение бывших супругов после развода. Отдаление отцов от детей часто происходит в результате повторного брака кого-либо из родителей, причем в большей степени, когда в брак вступает только мать. При этом по данным опроса мужчин в 53% случаев встречи становятся более редкими или прекращаются совсем, даже когда бывшие супруги живут в одном городе. Возможно, это связано с желанием матери, чтобы отчим стал со временем для ребенка близким человеком, заменил отца. Не случайно, одним из наиболее распространенных ответов женщин в повторном браке по поводу ее отношения к участию отца в воспитании детей было нежелание каких-либо контактов. В случае же женитьбы только отца ослабление и разрыв контактов происходит значительно реже (32%). Среди одиноких женщин почти четверть хотела бы более тесных контактов отца с детьми, объясняя это тем, что тяжело одной воспитывать ребенка и не только материально, и у ребенка должен быть отец.

Какое влияние оказывает отец на воспитание детей? Задавая этот вопрос можно увидеть как самооценку мужчин, так и критический взгляд со стороны женщин. Общая оценка, данная женщинами, оказывается в  большинстве случаев негативной: ответ «никакого влияния» был получен от двух из трех опрошенных женщин, а в зависимости от давности развода – от 75% для союзов, распавшихся 15 лет назад, до 55% для недавних разводов. Интересно отметить, что такая оценка дается не только по воспитательному влиянию отцов. Основным фактором низкой оценки воспитательного влияния отцов выступает отсутствие какого-либо общения. Что происходит в случае контактов отца с его детьми, оказывает ли он в этом случае влияние на воспитание детей? Здесь картина несколько меняется, хотя 18% женщин настаивают на отсутствии какого-либо влияния даже в случае частых встреч отца и детей. Влияние отца на воспитание детей, естественно, позитивней оценивается мужчинами, но и они в целом лишь в четверти случаев отмечают большое влияние, а 30% из них указывают на отсутствие какого-либо влияния. Даже в случае частых контактов менее половины отцов берут на себя смелость сказать, что их влияние на детей велико. Интересно, что эта цифра существенно превышает оценку влияния, данную отцами в семьях, которые реально не распадались (фиктивные разводы), или когда брак через некоторое время был восстановлен, и на момент опроса отец снова жил с детьми. В таких случаях 18% опрошенных отмечали отсутствие какого-либо влияния и только около трети отцов считали свое влияние большим. Эти данные, как и многие исследования, говорят о недостаточном участии отцов в воспитании детей, даже если брак не распадается. Взаимный интерес в общении отца с детьми в значительной степени зависит от возраста ребенка: подростки чаще просят совета у отцов при выборе профессии или учебного заведения, спрашивают их мнение при выборе занятий спортом или когда не складываются отношения с друзьями. Однако такие тесные контакты отмечают лишь около трети отцов, которые общаются со своими детьми. После развода только 10% отцов указывают, что часто проводят отпуск со своими детьми и еще 20% - что это происходит изредка.

Обязанность материально поддерживать детей, оставшихся с матерью после  распада брака, и общение с  ними, на первый взгляд, не связаны между собой. Однако исследования указывают на то, что при отсутствии общения чаще встречаются и неплатежи алиментов. Об этом говорят ответы, как мужчин, так и женщин, причем по этому вопросу цифры оказываются очень близкими. Чем теснее общение между отцами и их детьми, тем реже случаи неплатежей. В последнее время несколько увеличился риск невыполнения отцами своих обязательств материально поддерживать детей. Можно предположить, что это связано с ростом почти в два раза случаев решения вопросов об алиментах по договоренности между супругами без судебного разбирательства. Матери идут на это, поскольку средний размер алиментов при таком договоре оказывается значительно выше, а выплаты более регулярными. Отцы же, имея теневые доходы, могут сами решать, какую сумму выделить на обеспечение детей, оставшихся с матерью после развода. Материальная поддержка детей, как и участие в воспитании, все больше зависит от доброй воли отцов и не контролируется со стороны государственных институтов, что усиливает неопределенность и нестабильность уровня жизни семей разведенных женщин с детьми.16 В целом можно сделать выводы, что проблемы неполных семей еще не достаточно хорошо изучены и требуют дальнейшего исследования.

Таким образом, в осиротевших, разведенных, а также в семьях одиноких матерей возникают неодинаковые проблемы, независимо от того, что основа по существу общая – воспитанием ребенка занимается только один человек. Без учета данной специфики невозможна точная диагностика проблем, а также грамотная и эффективная организация социальной работы с ними.

    1. Комплекс технологий и методов социальной работы

с неполными семьями

Устойчивая тенденция увеличения числа детей в неполных семьях не позволяет надеяться на быстрое устранение этого явления и вынуждает наряду с мероприятиями по сокращению разводов, как одной из причины увеличения числа детей, воспитывающихся в неполных семьях ставить вопрос о необходимости применения и разработок новых  социальных технологий для работы с неполными семьями.

Социальная работа, направленная на предотвращение распада семей и  предоставление необходимых ресурсов для их выживания, не препятствует расторжению  брака, если вред, наносимый семейными  раздорами и родителям, и детям  превышает ценность сохранения брака. Решение о разводе рассматривается в этом случае социальными работниками как смелый, независимый выбор, способный привести к самообновлению. В работах, посвященных проблемам нестабильного брака, отражается двусмысленность и противоречивость положения детей, живущих в семьях с разведенными родителями. Пик эмоциональных нарушений в результате развода и у ребенка, и у родителей приходится на раннюю стадию процесса. Однако очень мало сведений о том, при каких обстоятельствах такие нарушения приводят к последующим психическим осложнениям, если это действительно происходит. Условием прекращения стрессовых ситуаций и «дезорганизации» жизни является умение бывших супругов строить новые спокойные «функциональные» отношения на позитивной и конструктивной основе. Позиция социальных работников в таких случаях основывается на том, что семья должна адаптироваться к жизни после развода, и учиться с этим жить. Вместе с психологами они должны помогать и матери, и детям осознать факт разрыва супружеских взаимоотношений и сохранять по возможности желание контактировать с отцом и бывшим супругом (прежде всего во имя детей), настраиваясь на новый тип отношений, особенно с теми из отцов, которые, оказавшись за пределами бывшего семейного очага, обладают достаточно высоким потенциалом для того, чтобы участвовать в содержании, воспитании и развитие ребенка. Прямое или косвенное исключение таких отцов по прихоти бывшей жены из этого процесса мешает реализации их личностного родительского потенциала, сказываясь на жизненных шансах детей. Данные ученых о том, что между плохими отношениями бывших супругов и делинквентностью детей и подростков, их плохой учебой существует прямая связь, подтверждают эти предположения.

Интерес представляет тот факт, что  до 90-х гг. 20 века в центре внимания работников социальной сферы и судебных инстанций было привлечение мужчин к участию в жизни их внебрачных детей и вынесение решений об отцовстве для защиты их прав. Сегодня интерес работников социальных служб фокусируется на проблеме психологического манипулирования детьми со стороны разведенных матерей во имя достижения весьма определенной цели – воздействовать на бывшего супруга через ребенка. Одним из условий равноправного участия разведенных супругов в воспитании своих детей может стать активное проведение в жизнь политики равных возможностей для выполнения ими своих родительских функций после развода, что предполагает создание правового и институционального механизма получения обоими родителями широких правовых и социальных гарантий.

В постановлении Верховного Совета СССР от 10 апреля 1990г. существовало положение о «родительском отпуске», благодаря которому мужчины получали возможность воплощать в жизнь свое конституционное право на равенство перед законом в сфере взаимоотношений с детьми. Положительную роль сыграло внесение в Семейный кодекс новых статей об одинаковых правах на ребенка отца и матери после развода. Однако, как показывает практика, легитимация отцовских прав в распавшихся семьях тормозится из-за наличия целого ряда гендерных стереотипов и не определяется желанием, возможностями, потребностями и фактическим участием в воспитании ребенка каждого из родителей, независимо живут они вместе или раздельно.17

Перечислим виды помощи, которая  может оказываться неполной семье:

  1. Социальная помощь – совокупность и специальные меры, направленные на поддержание нормальных условий жизнеобеспечения социальных групп, детей, семей, которые испытывают нужду в удовлетворении жизненно важных потребностей и деятельного существования. Она включает социальную реабилитацию, социальную защиту (комплекс экономических мер и гарантий, которые предоставляются каждому гражданину для реализации его прав, необходимых для нормального существования, обеспечения оптимального биологического и социального развития ребенка), социальную адаптацию.
  2. Психологическая помощь – специальный вид деятельности профессиональных психологов, направленной на регуляцию эмоционального состояния ребенка, оказание психологической поддержки при возникновении трудностей, связанных с процессом адаптации и социализации в (семье, обществе). Психолог помогает разрешить проблемы; рекомендует соответствующую психологическую терапию; вырабатывает рекомендации по изменению ситуации. Он проводит диагностическую, психокоррекционную работу с детьми, их родителями по изменению ситуации в семье, координирует деятельность разных узких специалистов, оказывающих помощь и поддержку, является посредником между ребенком и всеми взрослыми, оказывающими помощь и поддержку ребенку и защищающими его права.
  3. Педагогическая помощь – это вид деятельности педагога, направленной на индивидуальное оказание помощи ребенку или подростку, имеющему трудности и проблемы в обучении. Педагог может научить ребенка тому, чему он не может научиться сам на уроках, при помощи специально организованной педагогической деятельности. Такая помощь направлена на решение проблем в обучении детей. Как показывают исследования,  часто дети из неполных семей учатся хуже своих сверстников из благополучных семей.
  4. Социально – педагогическая помощь предполагает деятельность социальных педагогов, направленную на оказание помощи детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, которые нуждаются в защите, а также на изменение взаимоотношений в семье; повышение педагогического потенциала и проявление заботы о детях членами семьи, организацию досуга детей; координацию взаимодействия влияния на ребенка педагогов, родителей, сверстников. Социальный педагог может оказывать патронаж – одну из форм работы социального педагога, т.е. посещение детей и подростков на дому с адаптационно – реабилитационными, а также социально – педагогическими и социально – экономическими целями.
  5. Экономическая помощь – это ряд мер, направленных на материальную поддержку нуждающейся семье с ребенком (назначение пособий, пенсий, разовых выплат), оказание гуманитарной помощи, организация питания детей, летнего оздоровительного отдыха и т.д.
  6. Правовая помощь – это система мер, направленных на защиту прав детей в суде, в широкой среде: от официального уровня до кругов неформального общения. Она предполагает знакомство с правами и обязанностями детей и подростков, обеспечение юридических гарантий, которые предоставляют каждому ребенку возможности для реализации его прав.
  7. Медицинская помощь – комплекс мер, направленных на восстановление здоровья детей и подростков: оздоровление, вакцинация и витаминизация. Помимо этого, она включает профилактику социальных болезней (туберкулез, ВИЧ, СПИД, ряд инфекционных болезней, алкоголизм, наркомания и токсикомания), а также предупреждение вредных привычек и асоциального поведения (проституция, половые извращения и т.п.).  Далее рассмотрим, какие социальные технологии применяются для работы с детьми, пережившими развод родителей.18

Проблемы детей в ситуации развода  родителей не могут быть эффективно решены лишь усилиями родителей. Необходима своевременная и комплексная поддержка со стороны различных социальных институтов и служб. Нейтрализация негативного влияния развода – цель социальной работы с детьми из разведенных семей. Для ее достижения требуется комплексное применение таких социальных технологий, как диагностика, профилактика, адаптация, реабилитация, терапия, коррекция, консультирование, посредничество. Рассматривая социальную работу как особый вид деятельности, сущность социальных технологий можно интерпретировать «как совокупность приемов, методов и воздействий государственных, общественных и частных организаций, специалистов и активистов, направленных на оказание людям помощи, поддержки, защиты, особенно так называемым уязвимым слоям и группам населения». Именно в социальной работе как деятельности в концентрированном виде социальные технологии предстают как обобщение накопленных и систематизированных теоретических знаний, умений и практики работы субъектов социальной деятельности. Эффективность мер по решению какой-либо проблемы, прежде всего, зависит от объективности и точности ее оценки, как на момент возникновения, так и в процессе сбора и анализа данных о ней. Иными словами, многое определяет правильный социальный диагноз. Анализируя развод применительно к обществу в целом, социальную диагностику можно определить как «комплексный процесс исследования с целью выявления, распознавания и изучения причинно-следственных связей и отношений, характеризующих его состояние и тенденции дальнейшего развития». Социальный диагноз, как научное заключение о состоянии «социального здоровья» рассматриваемого объекта или социального явления, основан на всестороннем и систематическом наблюдении и изучении, предполагающем не только выявление причинно-следственных связей и побудительных мотивов поведения объектов или явлений. Это творческий и трудоемкий процесс, который не склонен к стандартизации. Тем не менее, общая схема методики осуществления диагностики сложилась и ее можно рассматривать в качестве исходной базовой модели. Она включает в себя ряд этапов:

  1. предварительное ознакомление с объектом, которое предполагает получение достоверного представления о предмете изучения, определение его сильных и слабых сторон, возможных направлений изменения и совершенствования;
  2. проведение общей диагностики, т.е. постановка задач, выделение состава диагностируемых ситуаций, определение эталонных (нормативных) параметров ситуаций, выбор методов диагностирования;
  3. проведение специальной диагностики по каждой из взятых для углубленного исследования проблем, измерение и анализ всех необходимых показателей;
  4. построение выводов, на основе которых делается заключение. 

Информация о работе Организация социальной помощи неполным семьям