Организация социальной помощи неполным семьям

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 06:20, курсовая работа

Описание

Роль семьи в обществе и жизни человека несравнима по своему значению, ни с какими другими социальными институтами. Семья как уникальная общность людей, как основная ячейка общества выполняет важнейшие социальные функции, играет значимую роль в жизни человека, его защите, обеспечении социализации, формировании и удовлетворении индивидуальных потребностей. Современная ситуация в России (экономический кризис, нагнетание социальной и политической напряженности, военные конфликты, материальная и социальная поляризация общества и т.д.) обострила проблемы семьи. У значительной части семей резко ухудшились условия реализации основных социальных функций. Проблемы российской семьи выходят на поверхность, становясь заметными не только для специалистов, но и для широких кругов общественности. Негативные тенденции, связанные с семьей как социальным институтом, проявляются в росте числа неполных семей. Основными факторами формирования неполных семей являются разводы, не компенсируемые последующим вступлением в брак; овдовения из-за преждевременной смерти одного из родителей ребенка (детей); внебрачные рождения при условии одиночества родителя. Поскольку в подавляющем большинстве случаев единственным родителем и кормильцем в семье остается мать, то часто такие семьи называют «материнскими». Разводы в современном обществе стали массовым явлением. Количество разводов в год в нашей стране – один из самых высоких показателей в мире: на каждые три заключаемых брака фиксируется в среднем два развода, а в некоторых регионах число разводов может даже превышать число заключенных браков. В результате огромное количество детей остается с одним родителем. При современном уровне смертности каждый пятый ребенок еще до совершеннолетия может стать сиротой; при этом вероятность смерти отца более чем в четыре раза превышает вероятность смерти матери (круглых сирот очень немного).

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………4
1.ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С НЕПОЛНЫМИ СЕМЬЯМИ.8
1.1. Неполная семья как объект социальной работы, ее виды и причины формирования ……………………………………………………………………..8
1.2. Социально-экономические и психологические проблемы жизнедеятельности неполных семей……………………………………………………….19
1.3. Комплекс технологий и методов социальной работы с неполными семьями……………………………………………………………………………42
2. ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ …….63
2.1. Комплекс социальной помощи неполным семьям…………………63
2.2. Социальная поддержка оказываемая «центром помощи семье и детям»………………………………………………………………………………...78
2.3 Социологическое исследование проблем жизнедеятельности неполных семей……………………………………………………………………..…...93
2.4 Программа государственной социальной защиты неполных семей, направления ее реализации на региональном уровне………………...….102
3. ВОЗМОЖНОСТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С НЕПОЛНЫМИ СЕМЬЯМИ……………………………………….116
3.1. Анализ передового отечественного опыта социальной поддержки неполных семей…………………………………………………………………….116
3.2. Изучение зарубежного опыта социальной работы с неполными семьями…………………………………………………………………………..122
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...……..134
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….138

Работа состоит из  1 файл

Белоусова.doc

— 777.50 Кб (Скачать документ)

Выявленные в ходе общей и  специальной диагностики проблемы и составляют, социальный диагноз.19

В рамках же изучения развода в семье с детьми как малой социальной группе функции социальной диагностики изменяются. Главной ее целью становится определение социальной проблемы клиента и поиск правильных средств для ее разрешения.

Принятые на основе социальной диагностики  решения и рекомендации реализуются через различные технологии социальной работы, одна из которых - социальная профилактика, под которой понимаются «научно обоснованные и одновременно предпринимаемые действия, направленные на предотвращение возможных физических, психологических или социокультурных коллизий у отдельных индивидов и групп риска; сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей; содействие в достижении поставленных целей и раскрытии их внутренних потенциалов».

Социальная профилактика в рамках работы с детьми из разведенных семей, с одной стороны, предполагает предупреждение, как самого развода, так и снятие внешних причин, которые могут приводить к состоянию психологического напряжения и дискомфорта у ребенка, что особенно актуально в периоды до и во время развода (первичная профилактика). С другой стороны, она означает предупреждение дальнейшего развития возникших в результате распада семьи проблем (вторичная профилактика). Необходимость вторичной профилактики обусловлена уже их наличием или проявлением, а значит, и желанием тех, кто проводит профилактическую работу, не дать этим проблемам полностью деформировать личность ребенка. Тем самым вторичная профилактика, начинаясь с изучения причин изменения личности и их истоков, сосредотачивает свои усилия на том, чтобы не дать многочисленным  негативным последствиям развода, разрастись на уровне патологии. Она осуществляется через своевремменую психолого-педагогическую помощь, коррекцию поведения, деятельности и отношений, снятие отрицательного эмоционального состояния ребенка и т.д. Профилактика является одним из основных и перспективных направлений деятельности в социальной работе с детьми в разведенных семьях. Легче с меньшими издержками для общества и личности не допустить возможных отклонений в развитии, действиях и поведении несовершеннолетнего, чем потом бороться с уже наступившими негативными последствиями.20

Интересен опыт профилактики разводов в г.Саранске. Служба материнства и детства Ленинского района г.Саранска, сотрудничая с районным бюро ЗАГС, осуществляла комплекс мер ранней профилактики данного воздействия. Особое внимание уделялось предупреждению разводов.

Во-первых, была организованна  работа психологов с будущими молодоженами. В ходе беседы с ними, а также с помощью специальных методик исследовались их индивидуальные психологические особенности, а именно тип темперамента и индивидуальные черты характера; уровень самосознания и самооценки; уровень восприятия предполагаемого супруга; модель семьи, наиболее предпочтительной для них. После анализа полученных данных специалисты определяли, в какой степени молодые люди подходят друг другу. Разрабатывались рекомендации с целью помочь им правильно строить супружеские взаимоотношения, предлагалась наиболее эффективная для обеих модель таковых.

Во-вторых, в районном суде проводилась работа с разводящимися  супругами. Она включала в себя несколько стадий:

  1. сбор информации о семье - в учетную карточку психологами заносились: а) анкетные данные истца (Ф.И.О., возраст, адрес, место работы); б) анкетные данные ответчика; в) наличие детей от данного брака, их возраст; г) срок существования семьи; д) мотивы расторжения брака;
  2. диагностическая работа непосредственно с супругами, направленная на: а) установление характерологических особенностей личности каждого из них; б) выявление уровня самооценки и самосознания своего места в семье; в) выявление поведенческих особенностей человека в семье; г) выявление желаемых взаимоотношений в семье с позиции каждого супруга. Работа осуществлялась индивидуально с каждым из супругов;
  3. беседа с остальными членами семьи с целью выяснения их точки зрения на данную ситуацию, а также для выяснения отношения детей к родителям;
  4. анализ ситуации и выработка рекомендаций по ее изменению.

Однако продуктивность работы была низкой. Специалисты объясняют это тем, что в большинстве случаев приходилось иметь дело с неблагополучными, асоциальными, высоко конфликтными семьями, для которых развод, скорее благо. В настоящее время данная деятельность свернута, так как требует дополнительного финансирования и расширенного штата сотрудников. Никакой широкомасштабной деятельности, направленной на профилактику разводов и их негативного влияния на детей, в этом городе больше не ведется.21

Как следствие, огромную роль приобретают знания и умения социального работника в области посредничества. Социальное посредничество – это «процесс содействия достижению согласия между социальным субъектом и объектом для решения социальных проблем последнего и оказания ему помощи». Социальные работники являются своеобразным связующим звеном между семьей и различными государственными и негосударственными учреждениями и социальными институтами, дошкольными учреждениями и школой, органами здравоохранения, правоохранительными службами. С другой стороны, они выступают в роли посредника между супругами, родителями и детьми.

Процесс социального посредничества в разрешении брачно-семейных конфликтов может быть многовариантным, но к  основным его формам относятся: а) посредничество в разрешении психологических, педагогических, медико-социальных проблем семьи и отдельных ее членов; б) посредничество в разрешении социально-правовых, жилищно-бытовых сложностей; в) посредничество в поиске социальных служб и учреждений, способных оказать клиенту необходимую помощь и поддержку.

Качественной подобная работа не может быть без применения технологии консультирования. Социальное консультирование – это «квалифицированный совет, помощь лицам, испытывающим различные проблемы, с целью их социализации, восстановления и активизации их социальных функций, выработки социальных норм общения». Брачно-семейное консультирование – одна из его разновидностей. В качестве объекта воздействия в рамках брачно-семейного консультирования рассматриваются внутрисемейные отношения (в первую очередь, супружеские, а также отношения между родителями и детьми, супругами и их родителями) и взаимодействие семьи с ближайшим социальным окружением. Из этого следует, что в центре внимания в ходе консультирования должны быть проблемы семьи как целостного образования. Оно имеет своей целью повысить качество внутрисемейного взаимодействия. Его регулирующее воздействие на брачно-семейные отношения сказывается, во-первых, с возможностью согласования и упорядочения внутренних и внешних, зачастую противоречивых влияний в процессе выработки семейных норм и ценностей, во-вторых, с помощью семье и ее членам в формировании, коррекции и согласование личных норм, касающихся брачно-семейных отношений.

В ситуации развода в семьях с  детьми проводятся социально-психологическое  консультирование с целью устранения взаимного непонимания, непродуктивных видов брачно-семейного взаимодействия, конфликтности во взаимоотношениях; социально-правовое консультирование, позволяющее семье осознать и научиться отстаивать свои права во взаимоотношениях с социальной средой; педагогическое консультирование, которое содействует преодолению трудностей в процессе социализации и воспитания ребенка; медико-социальное консультирование, направленное на повышение уровня информированности членов семьи о негативном влиянии развода на здоровье, как взрослых, так и детей, о методах его предупреждения и терапии.

Коррекция и терапия, –  тесно связанные технологические  социальные процедуры, применение которых также необходимо на этапе профилактической работы с семьями «группы риска» по фактору развода.

Социальная коррекция  – это «деятельность социального  субъекта по исправлению тех особенностей психологического, педагогического, социального плана, которые не соответствуют принятыми в обществе моделям и стандартам». Коррекционное воздействие может идти в разных направлениях. Восстановление предполагает воссоздание тех качеств социального объекта (в данном случае семьи), которые преобладали до появления отклонения. Стимулирование направлено на активизацию положительных качеств, деятельности социального объекта, формирование определенных ценностных ориентаций, установок отдельных клиентов, создание положительного эмоционального фона, отношений в микросоциуме. Исправление предполагает замену отрицательных свойств, качеств социального объекта на положительные. Центром любого коррекционного воздействия является конкретный клиент социальной службы. Этим объясняется распространение в повседневной практической деятельности психокоррекционных методов, связанных с личностно-ориентированной психотерапией, которая включает в себя разнообразные индивидуальные и групповые средства психологического воздействия. Они направлены на изменение отношения человека к тому, что происходит с ним и вокруг него, на выработку и развитие терпения, понимания, способности видеть положительное во всем и опираться не него. В психотерапии для работы с семьей применяются следующие методики: «проигрывание ролей друг друга», «проигрывание семейных ролей», «обусловленное общение», «структурированное интервью», групповой метод «семейная дискуссия», а также техники «усиления отчаяния семьи», «поддержать семейную революцию», «аффективный переворот» и другие.22

Исходя из изначального смысла слова «терапия», что означает «уход», «забота», «лечение», можно предположить, что социальная терапия означает врачевание каких-то социальных явлений, отношений и т.п. Нами же под социальной терапией понимается «целенаправленный процесс практического взаимодействия соответствующих государственных структур, общественных организаций и объединений, в том числе и религиозных, на конкретные формы проявления социальных отношений или социальных действий». Соответственно семейная терапия включает в себя нахождение компромисса в культурно-смысловой сфере, коррекцию накопившихся социально-психологических стереотипов, обучение навыкам бесконфликтного общения. Такая работа проводится путем индивидиульных бесед и интервью, групповой или игровой терапии. Она должна помочь клиентам осознать и признать необходимость изменения их семейных отношений, укоренить мотивацию для длительной, терпеливой и сложной работы, направленной на самоизменение, преодоление собственных нежелательных комплексов и стереотипов. Важно, что осознание реальной семейной проблемы имеет не только диагностическое, но и терапевтическое значение, поскольку обнаруженное и осознанное затруднение заставляет членов семьи пересмотреть свое поведение.

Технологии семейной терапии и  коррекции многочисленны; их выбор определяется как обстоятельствами конкретной социальной ситуации, включая характерологические черты клиентов, так и личностными качествами специалиста по семейной терапии, его вкусами и предпочтениями. Сущность всех применяемых средств – осуществление и закрепление изменений, которые будут способствовать желанной стабилизации семьи. Организация консультативной и терапевтической работы одинаково важна на всех стадиях развода. Профилактическое консультирование, коррекция и терапия семейных отношений на этапе предбракоразводного кризиса – путь к возможному сохранению брака или, по крайней мере, к пересмотру супругами бескомпромиссных позиций. Но планирование и проведение профилактических мероприятий, наряду с социальной диагностикой – серьезная проблема при организации социальной работы с детьми после развода. На этапе бракоразводного разбирательства и в постразводный период значение приобретает комплексное применение компенсационных технологий, таких, как социальная адаптация и реабилитация, с учетом их взаимодействия с процедурами диагностики, профилактики. 
          Компенсация (от лат. compensation – возмещение, вознаграждение) – одна из важнейших разновидностей адаптационной реакции организма на повреждение, которая заключается в том, что не пострадавшие непосредственно системы берут на себя функцию поврежденных структур путем усиления или качественной перестройки функций. В данной работе, говоря о ситуации развода в семье с детьми, под компенсацией его деструктивных последствий для несовершеннолетних нами понимается возмещение тех их характеристик, условий жизни, социальных связей, которые были утрачены, разрушены в результате развода. Хотя компенсацию нельзя отождествлять со всем комплексом реакций ребенка на развод родителей, в том числе с адаптацией к новым условиям существования, следует иметь в виду, что психолого-педагогические, материальные, медицинские и другие последствия родительского разрыва могут обусловить появление нарушений, непосредственно не связанных с повреждающим воздействием так называемых вторичных дефектов, которые, в свою очередь, могут вызвать дальнейшие (третичные) нарушения. Как следствие, можно говорить о долговременном негативном влиянии, казалось бы, уже давно свершившегося развода для детей. С другой стороны, происходит перестройка функций детского организма, привычек, образа жизни, социальных связей ребенка, обеспечивающая процесс адаптации организма в этой стрессовой ситуации, включающая резервные возможности организма и т.п., т.е. происходит компенсация в широком смысле. Как правило, специалисты выделяют этапы срочной и долговременной компенсации. Общей закономерностью развития процесса компенсации являются формирование срочной (но несовершенной) ее разновидности и ее переход в устойчивую долговременную компенсацию. Особенности протекания компенсационных процессов и степень совершенства компенсации зависят от ряда условий, например, от возраста ребенка, тяжести и давности травмы развода, реакции личности несовершеннолетнего на него и прочих. Легче и быстрее происходит компенсация вторичных дефектов, устранение которых, в свою очередь, облегчает компенсацию первично нарушенных функций и отношений.

Под адаптацией понимают «процесс и  результат взаимодействия индивида (группы) с кардинально меняющейся средой, в ходе, которого постепенно согласуются требования и ожидания обеих сторон, так что индивид получает возможность выживания (и не только, но еще и процветания), а макросреда – воспроизведения и вступления в иную, восходящую стадию». Специфика человеческой адаптации в том, что она тесно связана с социализацией человека, с процессом усвоения социальных норм и поведения. Но если «социализация» представляет собой постепенный процесс формирования личности в определенных социальных условиях, то понятие «социальная адаптация» подчеркивает, что в относительно короткий промежуток времени личность или группа активно осваивает новую социальную среду, которая возникает либо в результате социального или территориального перемещения, либо при изменении социальных условий.

Относительно членов семьи, распавшейся  по причине развода, процесс социальной адаптации необходимо рассматривать на трех уровнях:

  1. общество (макросреда) – адаптация личности и семьи к той системе норм, ценностей, отношений, которая сложилась применительно к разводу в том или ином обществе;
  2. социальная группа (микросреда) – адаптация разведенных супругов и их детей или, наоборот, нестыковка их интересов с социальной группой – ближайшем окружением (производственный коллектив, родственники и прочие);
  3. сам индивид (внутриличностная адаптация) – стремление достичь гармонии, сбалансированности внутренней самооценки с позиции индивидуумов.

Социальная адаптация личности ребенка в ситуации развода направлена на восстановление норм, социально  полезных отношений с социальными  субъектами (группами и ее отдельными членами), изменения в позитивном плане общения, поведения и деятельности. Психологическая адаптация в данном случае есть усвоение социально полезных стандартов поведения и ценностных ориентаций, сближение установок личности ребенка и разведенных родителей с ожиданиями социальной среды. Социальная и психологическая сторона адаптации находятся в неразрывном единстве, хотя иногда могут и не совпадать. Эффективная социальная адаптация детей и их родителей к разводу будет затруднена без хорошо организованной профессиональной работы со стороны социальных служб. Речь идет, прежде всего, о социально–реабилитационных формах их деятельности. Социальная реабилитация – «комплекс мер, направленных на восстановление человека в правах, социальном статусе, здоровье, дееспособности. Этот процесс направлен не только на восстановление способности человека к жизнедеятельности в социальной среде, но и самой социальной среды, условий жизнедеятельности, нарушенных по каким-либо причинам». Будучи общей технологией социальной работы, реабилитация направлена на восстановление не только здоровья, трудоспособности, но и социального статуса личности, ее правового положения, психологического равновесия, уверенности в себе. В рамках социально-реабилитационной деятельности с детьми из семей разведенных выделяют направления: социально-психологическое, социально-педагогическое, медико-социальное, социально-бытовое, социально-правовое. Между тем уровень социально-реабилитационной работы не высок. Практика показывает, что решение проблемы комплексного организационного, социально-педагогического, психологического, нормативно-правового, финансово-материального и кадрового обеспечения реабилитационной деятельности с разведенными семьями невозможно без глубокого изучения природы негативных последствий развода, а также активной практической деятельности и конкретных мер со стороны федеральных, региональных и муниципальных органов власти. Как научная проработка, так и практическое решение проблем перестройки социально-реабилитационной работы затрудняются тем, что в настоящее время в социальной практике сложилось положение, когда, с одной стороны, к участию в данной деятельности привлечено большое число социальных институтов и общественных организаций, с другой стороны, наличествует ведомственная разобщенность этих служб, не решен ряд вопросов организационно-управленческого, методического, правового и кадрового обеспечения.23

Информация о работе Организация социальной помощи неполным семьям