Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 06:20, курсовая работа
Роль семьи в обществе и жизни человека несравнима по своему значению, ни с какими другими социальными институтами. Семья как уникальная общность людей, как основная ячейка общества выполняет важнейшие социальные функции, играет значимую роль в жизни человека, его защите, обеспечении социализации, формировании и удовлетворении индивидуальных потребностей. Современная ситуация в России (экономический кризис, нагнетание социальной и политической напряженности, военные конфликты, материальная и социальная поляризация общества и т.д.) обострила проблемы семьи. У значительной части семей резко ухудшились условия реализации основных социальных функций. Проблемы российской семьи выходят на поверхность, становясь заметными не только для специалистов, но и для широких кругов общественности. Негативные тенденции, связанные с семьей как социальным институтом, проявляются в росте числа неполных семей. Основными факторами формирования неполных семей являются разводы, не компенсируемые последующим вступлением в брак; овдовения из-за преждевременной смерти одного из родителей ребенка (детей); внебрачные рождения при условии одиночества родителя. Поскольку в подавляющем большинстве случаев единственным родителем и кормильцем в семье остается мать, то часто такие семьи называют «материнскими». Разводы в современном обществе стали массовым явлением. Количество разводов в год в нашей стране – один из самых высоких показателей в мире: на каждые три заключаемых брака фиксируется в среднем два развода, а в некоторых регионах число разводов может даже превышать число заключенных браков. В результате огромное количество детей остается с одним родителем. При современном уровне смертности каждый пятый ребенок еще до совершеннолетия может стать сиротой; при этом вероятность смерти отца более чем в четыре раза превышает вероятность смерти матери (круглых сирот очень немного).
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………4
1.ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С НЕПОЛНЫМИ СЕМЬЯМИ.8
1.1. Неполная семья как объект социальной работы, ее виды и причины формирования ……………………………………………………………………..8
1.2. Социально-экономические и психологические проблемы жизнедеятельности неполных семей……………………………………………………….19
1.3. Комплекс технологий и методов социальной работы с неполными семьями……………………………………………………………………………42
2. ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ …….63
2.1. Комплекс социальной помощи неполным семьям…………………63
2.2. Социальная поддержка оказываемая «центром помощи семье и детям»………………………………………………………………………………...78
2.3 Социологическое исследование проблем жизнедеятельности неполных семей……………………………………………………………………..…...93
2.4 Программа государственной социальной защиты неполных семей, направления ее реализации на региональном уровне………………...….102
3. ВОЗМОЖНОСТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С НЕПОЛНЫМИ СЕМЬЯМИ……………………………………….116
3.1. Анализ передового отечественного опыта социальной поддержки неполных семей…………………………………………………………………….116
3.2. Изучение зарубежного опыта социальной работы с неполными семьями…………………………………………………………………………..122
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...……..134
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….138
Выявленные в ходе общей и
специальной диагностики
В рамках же изучения развода в семье с детьми как малой социальной группе функции социальной диагностики изменяются. Главной ее целью становится определение социальной проблемы клиента и поиск правильных средств для ее разрешения.
Принятые на основе социальной диагностики решения и рекомендации реализуются через различные технологии социальной работы, одна из которых - социальная профилактика, под которой понимаются «научно обоснованные и одновременно предпринимаемые действия, направленные на предотвращение возможных физических, психологических или социокультурных коллизий у отдельных индивидов и групп риска; сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей; содействие в достижении поставленных целей и раскрытии их внутренних потенциалов».
Социальная профилактика в рамках работы с детьми из разведенных семей, с одной стороны, предполагает предупреждение, как самого развода, так и снятие внешних причин, которые могут приводить к состоянию психологического напряжения и дискомфорта у ребенка, что особенно актуально в периоды до и во время развода (первичная профилактика). С другой стороны, она означает предупреждение дальнейшего развития возникших в результате распада семьи проблем (вторичная профилактика). Необходимость вторичной профилактики обусловлена уже их наличием или проявлением, а значит, и желанием тех, кто проводит профилактическую работу, не дать этим проблемам полностью деформировать личность ребенка. Тем самым вторичная профилактика, начинаясь с изучения причин изменения личности и их истоков, сосредотачивает свои усилия на том, чтобы не дать многочисленным негативным последствиям развода, разрастись на уровне патологии. Она осуществляется через своевремменую психолого-педагогическую помощь, коррекцию поведения, деятельности и отношений, снятие отрицательного эмоционального состояния ребенка и т.д. Профилактика является одним из основных и перспективных направлений деятельности в социальной работе с детьми в разведенных семьях. Легче с меньшими издержками для общества и личности не допустить возможных отклонений в развитии, действиях и поведении несовершеннолетнего, чем потом бороться с уже наступившими негативными последствиями.20
Интересен опыт профилактики разводов в г.Саранске. Служба материнства и детства Ленинского района г.Саранска, сотрудничая с районным бюро ЗАГС, осуществляла комплекс мер ранней профилактики данного воздействия. Особое внимание уделялось предупреждению разводов.
Во-первых, была организованна работа психологов с будущими молодоженами. В ходе беседы с ними, а также с помощью специальных методик исследовались их индивидуальные психологические особенности, а именно тип темперамента и индивидуальные черты характера; уровень самосознания и самооценки; уровень восприятия предполагаемого супруга; модель семьи, наиболее предпочтительной для них. После анализа полученных данных специалисты определяли, в какой степени молодые люди подходят друг другу. Разрабатывались рекомендации с целью помочь им правильно строить супружеские взаимоотношения, предлагалась наиболее эффективная для обеих модель таковых.
Во-вторых, в районном суде проводилась работа с разводящимися супругами. Она включала в себя несколько стадий:
Однако продуктивность работы была низкой. Специалисты объясняют это тем, что в большинстве случаев приходилось иметь дело с неблагополучными, асоциальными, высоко конфликтными семьями, для которых развод, скорее благо. В настоящее время данная деятельность свернута, так как требует дополнительного финансирования и расширенного штата сотрудников. Никакой широкомасштабной деятельности, направленной на профилактику разводов и их негативного влияния на детей, в этом городе больше не ведется.21
Как следствие, огромную роль приобретают знания и умения социального работника в области посредничества. Социальное посредничество – это «процесс содействия достижению согласия между социальным субъектом и объектом для решения социальных проблем последнего и оказания ему помощи». Социальные работники являются своеобразным связующим звеном между семьей и различными государственными и негосударственными учреждениями и социальными институтами, дошкольными учреждениями и школой, органами здравоохранения, правоохранительными службами. С другой стороны, они выступают в роли посредника между супругами, родителями и детьми.
Процесс социального посредничества в разрешении брачно-семейных конфликтов может быть многовариантным, но к основным его формам относятся: а) посредничество в разрешении психологических, педагогических, медико-социальных проблем семьи и отдельных ее членов; б) посредничество в разрешении социально-правовых, жилищно-бытовых сложностей; в) посредничество в поиске социальных служб и учреждений, способных оказать клиенту необходимую помощь и поддержку.
Качественной подобная работа не может быть без применения технологии консультирования. Социальное консультирование – это «квалифицированный совет, помощь лицам, испытывающим различные проблемы, с целью их социализации, восстановления и активизации их социальных функций, выработки социальных норм общения». Брачно-семейное консультирование – одна из его разновидностей. В качестве объекта воздействия в рамках брачно-семейного консультирования рассматриваются внутрисемейные отношения (в первую очередь, супружеские, а также отношения между родителями и детьми, супругами и их родителями) и взаимодействие семьи с ближайшим социальным окружением. Из этого следует, что в центре внимания в ходе консультирования должны быть проблемы семьи как целостного образования. Оно имеет своей целью повысить качество внутрисемейного взаимодействия. Его регулирующее воздействие на брачно-семейные отношения сказывается, во-первых, с возможностью согласования и упорядочения внутренних и внешних, зачастую противоречивых влияний в процессе выработки семейных норм и ценностей, во-вторых, с помощью семье и ее членам в формировании, коррекции и согласование личных норм, касающихся брачно-семейных отношений.
В ситуации развода в семьях с детьми проводятся социально-психологическое консультирование с целью устранения взаимного непонимания, непродуктивных видов брачно-семейного взаимодействия, конфликтности во взаимоотношениях; социально-правовое консультирование, позволяющее семье осознать и научиться отстаивать свои права во взаимоотношениях с социальной средой; педагогическое консультирование, которое содействует преодолению трудностей в процессе социализации и воспитания ребенка; медико-социальное консультирование, направленное на повышение уровня информированности членов семьи о негативном влиянии развода на здоровье, как взрослых, так и детей, о методах его предупреждения и терапии.
Коррекция и терапия, –
тесно связанные
Социальная коррекция
– это «деятельность
Исходя из изначального смысла слова «терапия», что означает «уход», «забота», «лечение», можно предположить, что социальная терапия означает врачевание каких-то социальных явлений, отношений и т.п. Нами же под социальной терапией понимается «целенаправленный процесс практического взаимодействия соответствующих государственных структур, общественных организаций и объединений, в том числе и религиозных, на конкретные формы проявления социальных отношений или социальных действий». Соответственно семейная терапия включает в себя нахождение компромисса в культурно-смысловой сфере, коррекцию накопившихся социально-психологических стереотипов, обучение навыкам бесконфликтного общения. Такая работа проводится путем индивидиульных бесед и интервью, групповой или игровой терапии. Она должна помочь клиентам осознать и признать необходимость изменения их семейных отношений, укоренить мотивацию для длительной, терпеливой и сложной работы, направленной на самоизменение, преодоление собственных нежелательных комплексов и стереотипов. Важно, что осознание реальной семейной проблемы имеет не только диагностическое, но и терапевтическое значение, поскольку обнаруженное и осознанное затруднение заставляет членов семьи пересмотреть свое поведение.
Технологии семейной терапии и
коррекции многочисленны; их выбор
определяется как обстоятельствами конкретной
социальной ситуации, включая характерологические
черты клиентов, так и личностными качествами
специалиста по семейной терапии, его
вкусами и предпочтениями. Сущность всех
применяемых средств – осуществление
и закрепление изменений, которые будут
способствовать желанной стабилизации
семьи. Организация консультативной и
терапевтической работы одинаково важна
на всех стадиях развода. Профилактическое
консультирование, коррекция и терапия
семейных отношений на этапе предбракоразводного
кризиса – путь к возможному сохранению
брака или, по крайней мере, к пересмотру
супругами бескомпромиссных позиций.
Но планирование и проведение профилактических
мероприятий, наряду с социальной диагностикой
– серьезная проблема при организации
социальной работы с детьми после развода.
На этапе бракоразводного разбирательства
и в постразводный период значение приобретает
комплексное применение компенсационных
технологий, таких, как социальная адаптация
и реабилитация, с учетом их взаимодействия
с процедурами диагностики, профилактики.
Компенсация
(от лат. compensation – возмещение, вознаграждение)
– одна из важнейших разновидностей адаптационной
реакции организма на повреждение, которая
заключается в том, что не пострадавшие
непосредственно системы берут на себя
функцию поврежденных структур путем
усиления или качественной перестройки
функций. В данной работе, говоря о ситуации
развода в семье с детьми, под компенсацией
его деструктивных последствий для несовершеннолетних
нами понимается возмещение тех их характеристик,
условий жизни, социальных связей, которые
были утрачены, разрушены в результате
развода. Хотя компенсацию нельзя отождествлять
со всем комплексом реакций ребенка на
развод родителей, в том числе с адаптацией
к новым условиям существования, следует
иметь в виду, что психолого-педагогические,
материальные, медицинские и другие последствия
родительского разрыва могут обусловить
появление нарушений, непосредственно
не связанных с повреждающим воздействием
так называемых вторичных дефектов, которые,
в свою очередь, могут вызвать дальнейшие
(третичные) нарушения. Как следствие,
можно говорить о долговременном негативном
влиянии, казалось бы, уже давно свершившегося
развода для детей. С другой стороны, происходит
перестройка функций детского организма,
привычек, образа жизни, социальных связей
ребенка, обеспечивающая процесс адаптации
организма в этой стрессовой ситуации,
включающая резервные возможности организма
и т.п., т.е. происходит компенсация в широком
смысле. Как правило, специалисты выделяют
этапы срочной и долговременной компенсации.
Общей закономерностью развития процесса
компенсации являются формирование срочной
(но несовершенной) ее разновидности и
ее переход в устойчивую долговременную
компенсацию. Особенности протекания
компенсационных процессов и степень
совершенства компенсации зависят от
ряда условий, например, от возраста ребенка,
тяжести и давности травмы развода, реакции
личности несовершеннолетнего на него
и прочих. Легче и быстрее происходит компенсация
вторичных дефектов, устранение которых,
в свою очередь, облегчает компенсацию
первично нарушенных функций и отношений.
Под адаптацией понимают «процесс и результат взаимодействия индивида (группы) с кардинально меняющейся средой, в ходе, которого постепенно согласуются требования и ожидания обеих сторон, так что индивид получает возможность выживания (и не только, но еще и процветания), а макросреда – воспроизведения и вступления в иную, восходящую стадию». Специфика человеческой адаптации в том, что она тесно связана с социализацией человека, с процессом усвоения социальных норм и поведения. Но если «социализация» представляет собой постепенный процесс формирования личности в определенных социальных условиях, то понятие «социальная адаптация» подчеркивает, что в относительно короткий промежуток времени личность или группа активно осваивает новую социальную среду, которая возникает либо в результате социального или территориального перемещения, либо при изменении социальных условий.
Относительно членов семьи, распавшейся по причине развода, процесс социальной адаптации необходимо рассматривать на трех уровнях:
Социальная адаптация личности
ребенка в ситуации развода направлена
на восстановление норм, социально
полезных отношений с социальными
субъектами (группами и ее отдельными
членами), изменения в позитивном плане
общения, поведения и деятельности. Психологическая
адаптация в данном случае есть усвоение
социально полезных стандартов поведения
и ценностных ориентаций, сближение установок
личности ребенка и разведенных родителей
с ожиданиями социальной среды. Социальная
и психологическая сторона адаптации
находятся в неразрывном единстве, хотя
иногда могут и не совпадать. Эффективная
социальная адаптация детей и их родителей
к разводу будет затруднена без хорошо
организованной профессиональной работы
со стороны социальных служб. Речь идет,
прежде всего, о социально–реабилитационных
формах их деятельности. Социальная реабилитация
– «комплекс мер, направленных на восстановление
человека в правах, социальном статусе,
здоровье, дееспособности. Этот процесс
направлен не только на восстановление
способности человека к жизнедеятельности
в социальной среде, но и самой социальной
среды, условий жизнедеятельности, нарушенных
по каким-либо причинам». Будучи общей
технологией социальной работы, реабилитация
направлена на восстановление не только
здоровья, трудоспособности, но и социального
статуса личности, ее правового положения,
психологического равновесия, уверенности
в себе. В рамках социально-реабилитационной
деятельности с детьми из семей разведенных
выделяют направления: социально-психологическое,
социально-педагогическое, медико-социальное,
социально-бытовое, социально-правовое.
Между тем уровень социально-реабилитационной
работы не высок. Практика показывает,
что решение проблемы комплексного организационного,
социально-педагогического, психологического,
нормативно-правового, финансово-материального
и кадрового обеспечения реабилитационной
деятельности с разведенными семьями
невозможно без глубокого изучения природы
негативных последствий развода, а также
активной практической деятельности и
конкретных мер со стороны федеральных,
региональных и муниципальных органов
власти. Как научная проработка, так и
практическое решение проблем перестройки
социально-реабилитационной работы затрудняются
тем, что в настоящее время в социальной
практике сложилось положение, когда,
с одной стороны, к участию в данной деятельности
привлечено большое число социальных
институтов и общественных организаций,
с другой стороны, наличествует ведомственная
разобщенность этих служб, не решен ряд
вопросов организационно-
Информация о работе Организация социальной помощи неполным семьям