Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 06:20, курсовая работа
Роль семьи в обществе и жизни человека несравнима по своему значению, ни с какими другими социальными институтами. Семья как уникальная общность людей, как основная ячейка общества выполняет важнейшие социальные функции, играет значимую роль в жизни человека, его защите, обеспечении социализации, формировании и удовлетворении индивидуальных потребностей. Современная ситуация в России (экономический кризис, нагнетание социальной и политической напряженности, военные конфликты, материальная и социальная поляризация общества и т.д.) обострила проблемы семьи. У значительной части семей резко ухудшились условия реализации основных социальных функций. Проблемы российской семьи выходят на поверхность, становясь заметными не только для специалистов, но и для широких кругов общественности. Негативные тенденции, связанные с семьей как социальным институтом, проявляются в росте числа неполных семей. Основными факторами формирования неполных семей являются разводы, не компенсируемые последующим вступлением в брак; овдовения из-за преждевременной смерти одного из родителей ребенка (детей); внебрачные рождения при условии одиночества родителя. Поскольку в подавляющем большинстве случаев единственным родителем и кормильцем в семье остается мать, то часто такие семьи называют «материнскими». Разводы в современном обществе стали массовым явлением. Количество разводов в год в нашей стране – один из самых высоких показателей в мире: на каждые три заключаемых брака фиксируется в среднем два развода, а в некоторых регионах число разводов может даже превышать число заключенных браков. В результате огромное количество детей остается с одним родителем. При современном уровне смертности каждый пятый ребенок еще до совершеннолетия может стать сиротой; при этом вероятность смерти отца более чем в четыре раза превышает вероятность смерти матери (круглых сирот очень немного).
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………4
1.ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С НЕПОЛНЫМИ СЕМЬЯМИ.8
1.1. Неполная семья как объект социальной работы, ее виды и причины формирования ……………………………………………………………………..8
1.2. Социально-экономические и психологические проблемы жизнедеятельности неполных семей……………………………………………………….19
1.3. Комплекс технологий и методов социальной работы с неполными семьями……………………………………………………………………………42
2. ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ …….63
2.1. Комплекс социальной помощи неполным семьям…………………63
2.2. Социальная поддержка оказываемая «центром помощи семье и детям»………………………………………………………………………………...78
2.3 Социологическое исследование проблем жизнедеятельности неполных семей……………………………………………………………………..…...93
2.4 Программа государственной социальной защиты неполных семей, направления ее реализации на региональном уровне………………...….102
3. ВОЗМОЖНОСТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С НЕПОЛНЫМИ СЕМЬЯМИ……………………………………….116
3.1. Анализ передового отечественного опыта социальной поддержки неполных семей…………………………………………………………………….116
3.2. Изучение зарубежного опыта социальной работы с неполными семьями…………………………………………………………………………..122
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...……..134
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….138
Еще одной социальной технологией применяемой для работы с семьей в ситуации развода является социально-психологическая экспертиза. Социально-психологическая экспертиза постразводной ситуации неполной семьи может проводиться по личной инициативе родителей, специалистов-психологов и социальных работников учреждения социального обслуживания, знакомых с ситуацией в семье, по запросу суда, органов опеки и попечительства, милиции. С методической точки зрения экспертиза представляет собой обследование, которое носит характер клинических экспресс-интервью, индивидуальных психотерапевтических и групповых бесед, знакомства с историей и предысторией развода, характером послеразводной ситуации, отношении к ней основных участников и действующих лиц – родителей и детей, их близких (дедушек, бабушек), друзей, сослуживцев родителей, диагностикой состояний и личностных черт детей и взрослых (родителей или опекунов) и в особенности акцентуации их характера.
Как специальная технология социальной работы с семьей экспертиза включает три этапа:
В продолжение указанного цикла может быть организованно выступление в суде или участие в консилиуме того учреждения социальной помощи семье и детям, которое работает с данным случаем, совместные беседы и переговоры с обоими родителями после знакомства их с заключением и по его результатам, направленные на их примирение или сглаживание конфликта. Цель социально – психологической экспертизы – обобщенная оценка тех негативных последствий, которые имеет или может иметь для детей, оставшихся по воле взрослых без одного из родителей, их неадекватное поведение. Для производства экспертизы не имеет значение, когда это событие (развод, разлука) состоялось (недавно или давно), выливается ли оно в настоящее время в открытое противостояние или протекает в форме латентного конфликта, а также какие формы принимают усилия той стороны, которую пытаются ограничить в правах на ребенка. Можно сказать, что объективная необходимость в социально – психологической экспертизе возникает всякий раз, когда человек или социальные институты, ответственные за жизнеобеспечение ребенка, его безопасность, нормальное самочувствие, сталкиваются с проблемной (критической, экстремальной) ситуацией как с дилеммой, неразрешимой стандартными средствами, с одной стороны, а с другой, когда цена принимаемого решения особенно велика и тем более значима для нормального самочувствия ребенка. Социально – психологическая экспертиза в идеале призвана сформулировать альтернативные решения и сценарии выхода из кризисной ситуации в категориях, отличных от тех, которыми оперирует обычный здравый смысл и житейская психология. Социально – психологическая экспертиза должна быть полностью независимой, беспристрастной.24
При работе с семьей используется также одна из социальных технологий, патронаж – это индивидуальная деятельность специалиста, благодаря которой семья получает конкретную помощь и поддержку от социальной службы, призванной мобилизовать и повысить ее адаптационные возможности. В настоящее время различают два направления социального патронажа семьи.
Первое направление
Специалисты, осуществляющие психологический патронаж проводят консультирование, находят вместе с клиентами альтернативные пути выхода из сложившейся ситуации, выполняют посреднические функции между клиентом и его окружением, помогают снизить чувство тревожности, при этом специалист должен квалифицированно совместить членов семьи в процесс планируемых изменений. Социальный патронаж способствует изучению и прояснению ситуации с учетом социального и психологического состояния семьи при использовании средств, снижающих уровень тревоги и представляющих эмоциональную поддержку, а также направлен на оказание конкретной помощи по ликвидации кризисной ситуации, сложившейся в семье и на стабилизацию благоприятных тенденций.
Кроме того, с помощью социального патронажа социальные работники включают в решение проблем семьи и других специалистов, т.е. используют комплексный подход, например, экономического и культурно-просветительного - с одной стороны, и психологического и психосоциального, с другой. Социально-педагогический патронаж включает в себя всестороннюю и действенную помощь семье, имеющей различные проблемы, силами специалистов социальных служб, ориентирующихся на собственные педагогические возможности, а также на ресурсы социально-педагогического пространства.
Социальный патронаж семьи включает следующие направления:
На всех этапах работы с семьей ответственные за патронат специалисты фиксируют на специальных учетных карточках основное содержание работы с семьей. В патронировании семьи используются самые разнообразные формы и методы: материальная поддержка; социальное и психосоциальное консультирование; психотерапия; гешталь-терапия; тренинги (например, позитивного жизненного настроя); коррекционные методики (коррекция деструктивных аффектов у детей, депривированного материнства и т.д.); педагогического просвящения родителей, обучения социальными умениями, навыками ухода, консилиума, кондуктивной индивидуальной поддержки и т.д.25
В работе с неполной семьей наиболее полно раскрываются профессиональные качества социального работника как социального педагога и психолога, экономиста, юриста и просто человека. Реальная помощь семье может быть оказана только при сочетании социальной и психологической работы. Социальный работник должен уметь психологически грамотно вести прием, беседу, переговоры, тактично оказывать помощь и ориентировать семью на самопомощь, а также осуществлять первичную поддержку клиента (семьи). Для этого ему необходимы знания психологических особенностей социальной работы с различными категориями семей и психологических возможностей по устранению возникающих у них проблем, умение оценить уровень благополучия конкретной семьи, ее психологического здоровья. Социальный работник должен не только помогать семье, преодолевать трудности, привлекая средства благотворителей или наблюдая за справедливым распределением государственной и гуманитарной помощи, но и учить членов семьи самопомощи и взаимопомощи, которые помогут им обеспечить себе достойную жизнь.26
Технологии коррекции семейных
взаимоотношений многочисленны; их
выбор определяется как обстоятельствами
конкретной социальной ситуации, включая
характерологические черты
К сожалению, далеко не все виды семейных дисфункций поддаются коррекции, причем это зависит не только от недостаточности или неадекватности усилий специалиста по семейной работе. Иногда можно с большей долей вероятности предсказать неблагоприятный прогноз будущего семейного союза еще до его заключения. Некоторые варианты проблем разрешимы на ранних этапах, но усложняются по мере откладывания их разрешения. Социальный работник не должен считать ситуацию безнадежной, как бы не были обострены отношения между членами семьи, однако следует помнить, что разрешение семейных проблем – это, прежде всего дело свободного выбора и ответственного поведения самих членов семьи. Без их волевого усилия и настойчивости самая эффективная социальная технология не принесет успеха.
Таким образом, профилактические и компенсационные технологии являются основными в социальной работе с детьми из неполных семей. При условии грамотного и комплексного применения социальной диагностики, социальной профилактики, социального консультирования, социальной терапии, социальной адаптации и реабилитации возможны, в некоторой степени, снижение и нейтрализация деструктивных последствий воспитания в неполной семье для несовершеннолетних.
НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ
2.1. Комплекс социальной помощи неполным семьям
Оказанием социальной помощи семье и детям занимается множество учреждений и организаций различных форм собственности. Это государственные, коммерческие, общественные, религиозные организации и объединения.
Со своей стороны государство берет на себя обязательства по защите семьи от нищеты и лишений, вызванных потерей работы и заработка, многодетностью, одиночеством, различного рода катастрофами и другими экстремальными обстоятельствами. Эту помощь предполагается осуществлять в самой разнообразной форме: содействие в трудоустройстве, повышение квалификации, выдача кредитов на собственное дело, социальные целевые выплаты и натуральные выдачи. Одно из решающих направлений – формирование комплексной семейной политики, охрана здоровья матери и ребенка, создание новых типов учреждений, позволяющих усилить внимание государства к семье и детям, в том числе и в кризисных ситуациях.
На основании закона Иркутской области от 29 декабря 2004 года № 13103 «О государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в Иркутской области» в 2006 году в Шелеховском муниципальном образовании была оказана материальная помощь: одиноким матерям – 5 семей; неполным семья – 2 семьи; вдова, вдовец – 1 семья на общую сумму 30477 рублей. На основании областной государственной программы «Социальная поддержка населения Иркутской области 2004-2008 г.г.» за восемь месяцев 2006 года была оказана материальная помощь: одиноким матерям – 15 семей; неполным семьям – 5 семей; вдова, вдовец – 5 семей на общую сумму 28377 рублей.
Органы исполнительной власти на местах
создают и укрепляют территориа
Органы управления социальной защиты населения в пределах своей компетенции: осуществляют меры по профилактике безнадзорности несовершеннолетних и организуют индивидуальную работу в отношении безнадзорных несовершеннолетних и их родителей, не исполняющих свои обязанности по воспитанию, содержанию несовершеннолетних; контролируют деятельность специализированных учреждений для несовершеннолетних, иных учреждений и служб, предоставляющих социальные услуги несовершеннолетним и их семьям; внедряют в деятельность учреждений и служб, предоставляющих услуги, современные технологии и методики.
Органы опеки и попечительства осуществляют меры по защите личностных и имущественных прав несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства, занимаются своевременным выявлением детей, оставшихся без попечения родителей, их устройством и защитой их прав.
Органы по делам молодежи в пределах своей компетенции:
Информация о работе Организация социальной помощи неполным семьям