Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 06:20, курсовая работа
Роль семьи в обществе и жизни человека несравнима по своему значению, ни с какими другими социальными институтами. Семья как уникальная общность людей, как основная ячейка общества выполняет важнейшие социальные функции, играет значимую роль в жизни человека, его защите, обеспечении социализации, формировании и удовлетворении индивидуальных потребностей. Современная ситуация в России (экономический кризис, нагнетание социальной и политической напряженности, военные конфликты, материальная и социальная поляризация общества и т.д.) обострила проблемы семьи. У значительной части семей резко ухудшились условия реализации основных социальных функций. Проблемы российской семьи выходят на поверхность, становясь заметными не только для специалистов, но и для широких кругов общественности. Негативные тенденции, связанные с семьей как социальным институтом, проявляются в росте числа неполных семей. Основными факторами формирования неполных семей являются разводы, не компенсируемые последующим вступлением в брак; овдовения из-за преждевременной смерти одного из родителей ребенка (детей); внебрачные рождения при условии одиночества родителя. Поскольку в подавляющем большинстве случаев единственным родителем и кормильцем в семье остается мать, то часто такие семьи называют «материнскими». Разводы в современном обществе стали массовым явлением. Количество разводов в год в нашей стране – один из самых высоких показателей в мире: на каждые три заключаемых брака фиксируется в среднем два развода, а в некоторых регионах число разводов может даже превышать число заключенных браков. В результате огромное количество детей остается с одним родителем. При современном уровне смертности каждый пятый ребенок еще до совершеннолетия может стать сиротой; при этом вероятность смерти отца более чем в четыре раза превышает вероятность смерти матери (круглых сирот очень немного).
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………4
1.ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С НЕПОЛНЫМИ СЕМЬЯМИ.8
1.1. Неполная семья как объект социальной работы, ее виды и причины формирования ……………………………………………………………………..8
1.2. Социально-экономические и психологические проблемы жизнедеятельности неполных семей……………………………………………………….19
1.3. Комплекс технологий и методов социальной работы с неполными семьями……………………………………………………………………………42
2. ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ …….63
2.1. Комплекс социальной помощи неполным семьям…………………63
2.2. Социальная поддержка оказываемая «центром помощи семье и детям»………………………………………………………………………………...78
2.3 Социологическое исследование проблем жизнедеятельности неполных семей……………………………………………………………………..…...93
2.4 Программа государственной социальной защиты неполных семей, направления ее реализации на региональном уровне………………...….102
3. ВОЗМОЖНОСТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С НЕПОЛНЫМИ СЕМЬЯМИ……………………………………….116
3.1. Анализ передового отечественного опыта социальной поддержки неполных семей…………………………………………………………………….116
3.2. Изучение зарубежного опыта социальной работы с неполными семьями…………………………………………………………………………..122
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...……..134
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….138
Органы управления здравоохранением в пределах своей компетенции организуют: распространение санитарно-гигиенических знаний среди несовершеннолетних, их родителей, пропаганду здорового образа жизни; развитие сети детских и подростковых учреждений, оказывающих наркологическую и психиатрическую помощь; оказание консультативной помощи работникам органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также родителям несовершеннолетних; оказание специализированной диагностической и лечебно-восстановительной помощи несовершеннолетним, имеющим отклонения в поведении и другое.27 Органы внутренних дел в пределах своей компетенции осуществляют деятельность по предупреждению правонарушений несовершеннолетних. Подразделения по делам несовершеннолетних проводят:
Органы управления образованием в пределах своей компетенции:
Общеобразовательные учреждения общего образования, образовательные учреждения начального профессионального, среднего профессионального образования и другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс, в соответствии с уставами указанных учреждений или положениями о них:
В средней школе № 4 г. Шелехова социальный педагог ведет три формы учета неблагополучных семей.
Первая – это семьи, состоящие на учете в подразделении по делам несовершеннолетних Шелеховского ГОВД. В ПДН состоят на учете восемь семей, из них шесть неполных (ребенка воспитывает одна мать), пять семей, где матери уклоняются от воспитания ребенка (детей) и склонны к употреблению алкоголя, одна семья – мать хроническая алкоголичка, совершенно не занимающаяся ребенком. В настоящее время на эту семью собираются документы, для передачи в суд на лишение матери родительских прав.
Вторая – это семьи «группы риска», их на учете у социального педагога состоит двадцать пять, из них тринадцать неполных семей, две опекаемые семьи.
Третья форма учета это – внутри школьный учет, на нем состоит девятнадцать семей, из них тринадцать неполных.
Четвертая форма учета –это дети, непосредственно состоящие на учете в ПДН. Их из средней школы № 4 г. Шелехова состоит на учете шесть человек. Пять из них это дети из неполной семьи. Один стоит на учете в ПДН за бродяжничество, четыре подростка за употребление спиртосодержащей жидкости, токсикоманию, один ребенок в данный момент находится под следствием за участие в угоне автомобиля, вымогательстве.
Надо отметить, что статистический учет неполных семей в школе не ведется, учитываются только семьи, состоящие на учете. По словам социального педагога по ее личным наблюдениям, в общем, по школе в каждом классе чуть ли не половина детей из неполных семей. Что интересно, все они возглавляются матерями, и лишь одна семья, где ребенка воспитывал отец. Но, по словам социального педагога, девочка (15 лет) полгода назад ушла из семьи, бросила школу и теперь проблемами этой семьи она не занимается и ее дальнейшая судьба ей не известна.
Для учета первой категории семей составляется карта семьи, куда заносится: Ф.И.О. ребенка; возраст; домашний адрес; сведения о родителях, их образование, возраст, род занятий; тип семьи, состав семьи; материальное положение; жилищные условия; отношения в семье; психолого-педагогическая культура родителей; анализ ситуации в семье; наличие помощи, нужды семьи; цели работы с семьей и другое. Образец карты семьи подробно показан в «Приложении А».
При работе с семьей «группы риска» используется только накопительный материал (акты, объяснительные родителей), личные заметки социального педагога. Семьи «группы риска» характеризуются следующими проявлениями: недоверие, подозрительность, импульсивность, несостоятельность, непрактичность, постоянная нужда, в чем- либо. Неадекватное состояние, в котором пребывают родители, делает невозможным формирование нормальных взаимоотношений с детьми и эмоциональной поддержки ими детей. Отсутствие такой эмоциональной поддержки со стороны родителей имеет глубокие последствия, которые выражаются в снижении уверенности детей в себе. При работе с семьями, состоящими на внутри школьном учете (ВШУ), составляется карточка индивидуально-профилактической работы с учащимися школы, куда заносятся сведения о семье, материально-бытовые условия, социальные показатели семьи и др. Образец карточки находится в «Приложении Б».
При необходимости создается
Социальный педагог оказывает также патронаж, посещение подростков и детей на дому с социально-педагогическими целями. Патронаж позволяет устанавливать и поддерживать длительные связи с детьми и семьями, в которых они проживают, своевременно выявлять проблемные ситуации, оказывать незамедлительную помощь. Патронаж помогает принимать профилактические меры, направленные на противодействие негативным формам и следствиям неблагоприятной ситуации, в которой оказалась семья и ребенок. При работе с неполной семьей социальный педагог проводит профилактические беседы с детьми, вовлекает их в различные кружки, клубы, факультативы, действующие в школе. Проводит индивидуальные беседы с мамами учеников. При необходимости социальный педагог подготавливает и передает материалы на рассмотрение административной комиссии при администрации Шелеховского муниципального образования или на рассмотрение комиссии ОША (отдела образования Шелеховской администрации), а также на рассмотрение комиссии по делам несовершеннолетних (КДН). Комиссии по делам несовершеннолетних, в пределах своей компетенции обеспечивают:
Социальный педагог не имеет права применять меры принудительного характера, в его работе используются только меры разъяснительного и убедительного характера (беседы). По необходимости в таких мерах, социальный педагог подготавливает материалы на рассмотрение КДН, которая в свою очередь совместно с соответствующими организациями и учреждениями подготавливает материалы для передачи их в суд (лишение родительских прав, помещение несовершеннолетнего в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа), а также по иным вопросам, предусмотренных законодательством. По словам, социального педагога, для детей из неполных семей характерны такие проблемы: мелкое хулиганство, уход на улицу, грубость по отношению к взрослым, озлобленность, агрессивность по отношению к сверстникам, мелкие кражи, плохая успеваемость, пропуски уроков без уважительной причине из-за недостаточности контроля со стороны матерей. Основными проблемами неполных семей социальным педагогом были названы такие проблемы: малообеспеченность, плохие жилищные условия, конфликтные отношения между матерью и детьми, недостаточный контроль со стороны матерей за своими детьми, склонность к употреблению родительницами алкоголя из-за неустроенности личной жизни. В практике социального педагога был такой случай, неполная семья была хорошо обеспечена материально, мама занималась индивидуальной предпринимательской деятельностью, но девочка (15 лет) имела проблемы поведенческого характера (грубила преподавателям, могла употребить спиртные напитки) и что интересно, ее мама считала это совершенно нормальным. Для сравнения ситуации с неполными семьями, можно привести такие данные, в средней школе № 5 на внутри школьном учете состоят двадцать семей, из них семнадцать семей – неполные.
Из этого следует вывод, что большое количество детей воспитывается в неполных семьях, возглавляемых, как правило, матерями и все они имеют те или иные проблемы и нуждаются в различных видах помощи.
Оказанием помощи семье и детям занимаются также различные общественные организации и объединения.
В октябре 1998 года в г. Иркутске было создано некоммерческое партнерство «Социально-психологический центр помощи детям и взрослым «Диалог» при поддержке отдела по делам молодежи комитета по делам горожан администрации г. Иркутска.
Создавалась она группой специалистов – психологов для квалифицированной охраны здоровья граждан, для помощи и поддержки всех категорий населения, в том числе и наиболее уязвимых: детей, инвалидов и тех людей, кто оказался в кризисной ситуации. То есть для оказания социально-психологической помощи по актуальным вопросам жизнедеятельности общества. Начатая профилактическая и практическая работа показала, что все проблемы так или иначе, связаны с семьей, основным институтом нашего общества. Таким образом, специалисты центра встали перед проблемой создания программы, которая охватывала бы все стороны жизни семьи, начиная от подготовки молодых людей к семейной жизни, помощи семьям в кризисных ситуациях и заканчивая воспитанием детей. Сначала появились такие программы как «Школа родительской эффективности», «Школа молодых мам», «Семейная консультативная служба». Специалисты центра отметили, что специальных программ для неполных семей у них нет, но в рамках существующих программ они оказывают помощь различным категориям семей, в том числе и неполным семьям.
В это же время отделом по делам молодежи администрации г. Иркутска проводился конкурс на создание программы по семейной тематике для подростков, молодых людей – потенциальных родителей. Тем более такими программами никто целенаправленно не занимался, только ставились вопросы. Программы, имеющие какое-то сходство с востребованными, например этика и психология семейной жизни, были отменены в семейном компоненте. Таким образом, приложенные усилия специалистов центра «Диалог» при поддержке отдела по делам молодежи администрации г. Иркутска выдали результат. Вот так и возникла программа «Азбука молодой семьи». Специалисты центра считают, что эта программа, которая занимается подготовкой подростков и молодых людей к будущей семейной жизни, частично направлена на профилактику разводов, тем самым и снижению количества неполных семей.
Первый год в
Информация о работе Организация социальной помощи неполным семьям