Особенностей статусного положения акцентуированных подростков с различными копинг-стратегиями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 14:35, дипломная работа

Описание

Целью нашего исследования стало изучение связи статусного положения акцентуированных подростков с различными копинг-стратегиями.
Задачи исследования:
1. Изучить особенности подросткового возраста.
2. Изучить акцентуации характера.
3. Изучить механизмы психологической защиты.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
Глава I. Теоретический анализ литературы по проблеме особенностей статусного положения акцентуированных подростков с различными копинг-стратегиями……………………………………………………………….7
1.1. Особенности подросткового возраста в исследованиях отечественных и зарубежных психологов………………….……………………................................7
1.2. Проблема акцентуаций характера в психологической литературе…………………………………………………………………………..26
1.3. Понятие психологической защиты в трудах зарубежных и отечественных исследователей……………………………………………………………………...32
1.4. Особенности проявления механизмов психологической защиты в подростковом возрасте…………………………………….……………………….44
1.5. Психологические особенности статусного положения подростка……………………………………………………………………………51
Выводы……………………………………………………………………………...61
Глава II. Экспериментальное изучение связи статусного положения акцентуированных подростков с различными копинг-стратегиями………………………………………………………………………..63
2.1. Особенности проявления акцентуаций характера в подростковом возрасте……………………………………………………………………………..63
2.2. Использование механизмов психологической защиты в подростковом возрасте……………………………………………………………………………..68
2.3. Связь способов психологической защиты со статусным положением акцентуированных подростков…………………………………………………....73
Глава III. Формирование адаптивных копинг-стратегий у акцентуированных подростков………………………………………………….78
3.1. Механизм формирования адекватных способов психологической защиты средствами социально-психологического тренинга……………………………...78
3.2. Влияние механизмов психологической защиты на статус акцентуированных подростков…………………………………………………………………………...85
Заключение…………………………………………………………………………90
Литература………………………………………………………………………….93
Приложение………………………………………………………………………...99

Работа состоит из  1 файл

Диплом Пластов.doc

— 1.01 Мб (Скачать документ)


98

 

 

Содержание

Введение……………………………………………………………………3

 

Глава I. Теоретический анализ литературы по проблеме      особенностей статусного положения акцентуированных подростков с различными копинг-стратегиями……………………………………………………………….7

1.1. Особенности подросткового возраста в исследованиях отечественных и зарубежных психологов………………….……………………................................7

1.2. Проблема акцентуаций характера в психологической литературе…………………………………………………………………………..26

1.3. Понятие психологической защиты в трудах зарубежных и отечественных исследователей……………………………………………………………………...32

1.4. Особенности проявления механизмов психологической защиты в подростковом возрасте…………………………………….……………………….44

1.5. Психологические особенности статусного положения подростка……………………………………………………………………………51

Выводы……………………………………………………………………………...61

 

Глава II. Экспериментальное изучение связи статусного положения акцентуированных подростков с различными копинг-стратегиями………………………………………………………………………..63

2.1. Особенности проявления акцентуаций характера в подростковом возрасте……………………………………………………………………………..63

2.2. Использование механизмов психологической защиты в подростковом возрасте……………………………………………………………………………..68

2.3. Связь способов психологической защиты со статусным положением акцентуированных подростков…………………………………………………....73

 

Глава III. Формирование адаптивных копинг-стратегий у акцентуированных подростков………………………………………………….78

3.1. Механизм формирования адекватных способов психологической защиты средствами социально-психологического тренинга……………………………...78

3.2. Влияние механизмов психологической защиты на статус акцентуированных подростков…………………………………………………………………………...85

 

Заключение…………………………………………………………………………90

 

Литература………………………………………………………………………….93

 

Приложение………………………………………………………………………...99

  

 

 

 

    Введение

 

        Поскольку общение играет важнейшую роль в развитии личности, то принципиально важным является изучение особенностей общения на разных этапах онтогенетического развития. Проблема общения является одной из важнейших для подростка сфер жизнедеятельности. Все психологи едины в признании значения общения в формировании личности в подростковом и юношеском возрасте. От того, каким образом будет складываться общение, зависит формирование будущей личности.

        Важно помнить, что в подростковом возрасте завершается формирование характера с заострением некоторых его черт и последующим сглаживанием. Именно в данном возрасте чаще всего проявляются акцентуации характера. Они могут играть глобальную роль в положительном развитии личности подростка, если их вовремя распознать и направить в нужное русло.

         Важным фактором, влияющим на процесс общения, является статус участников группы. Эта переменная определяется рядом факторов: социальными талантами, уровнем образованности, информированностью и накопленным опытом. Подобные факторы могут способствовать повышению и понижению статуса в зависимости от ценностей и норм, принятых в группе.

         Необходимо отметить и то, что особое влияние на развитие общения и взаимоотношений подростков оказывают механизмы психологической защиты. В настоящее время проблема психологической защиты является одной из самых актуальных. Психологическая защита как особое психологическое явление была впервые открыта в русле психоанализа. Также своё понимание специфики возникновения и проявления психологических защит предлагали К.Роджерс, А.Адлер, М.Кляйн и другие. В отечественной психологии современные исследования по данной проблеме проводятся Р.М. Грановской, В.Г. Каменской, Э.И. Киршбаум, И.М. Никольской. Внешнее выражение работы механизмов психологической защиты может способствовать формированию адаптивного или неадаптивного копинг-поведения. В рамках теории Р.Лазаруса копинг-поведение рассматривается как деятельность личности по поддержанию баланса между требованиями среды и ресурсами, удовлетворяющими этим требованиям, с точки зрения выполнения им двух основных функций: регуляции эмоций и управлении проблемами, вызывающими дистресс. Стратегии копинг-поведения рассматриваются в поведенческой, когнитивной и эмоциональной сферах и делятся на адаптивные, неадаптивные и относительно адаптивные.

        Адаптивные стратегии в поведенческой сфере направлены на взаимодействие с социальным окружением, поиск и предложение поддержки. В когнитивной сфере адаптивность проявляется анализом трудностей, поиском путей выхода, повышением самоконтроля и самооценки, верой в собственные ресурсы. В эмоциональной сфере адаптивным считается состояние возмущения и протеста по отношению к трудностям, уверенность в наличии выхода из любой ситуации. Неадаптивность стратегий поведенческой сферы предполагает избегание мыслей о неприятностях, изоляцию, отказ от решения проблем. На когнитивном уровне человек отказывается преодолевать трудности из-за неверия в свои силы, умышленной недооценки неприятностей. В эмоциональной сфере неадаптивность проявляется чувством безнадежности, покорности либо злостью и «поиском виноватых».

        Особенностью копинг-стратегий поведения человека является возможность обучения совладанию, то есть сознательному, творческому и успешному разрешению проблемных ситуаций.

         Таким образом, проблема исследования исходит от самих подростков. Ведь психологическая защита проявляется в ситуации общения, которое является ведущей деятельностью для подростков. Подростки стремятся занять в группе сверстников более высокий статус, но чем они при этом пользуются, какие стратегии применяют, остается актуальным вопросом. Наше исследование обусловлено практической и теоретической неразработанностью данной темы.

 

         Целью нашего исследования стало изучение связи статусного положения акцентуированных подростков с различными копинг-стратегиями.

          Объект исследования – акцентуированные подростки 13-14 лет с различным статусным положением.

         Предмет исследования – копинг–стратегии акцентуированных подростков с разным статусным положением.

         Гипотеза: 1). Для низкостатусных акцентуированных подростков характерно использование неадаптивных копинг-стратегий;

2). Формирование совладающего поведения, направленного на взаимодействие с социальным окружением для разрешения конфликтных и проблемных ситуаций, способствует повышению их статуса.

         Задачи исследования:

Теоретические:

1. Изучить особенности подросткового возраста.

2. Изучить акцентуации характера.

3. Изучить механизмы психологической защиты.

Практические:

1. Изучить связь статусного положения акцентуированных подростков с различными копинг-стратегиями (выявить акцентуации характера, социометрическую структуру группы, способы психологической защиты и связь между ними).

2. Разработать, внедрить программу формирования адекватных способов психологической защиты и оценить влияние.

         Методы исследования: анализ и обобщение психолого-педагогической литературы, психолого-педагогический эксперимент, наблюдение, беседа, СПТ, методы математической статистики (коэффициент корреляции Пирсона, Т-критерий Вилкоксона).

         Научная новизна нашего исследования заключается в выявлении связи между статусным положением акцентуированных подростков и механизмами их психологической защиты и разработке механизмов формирования адекватных способов психологической защиты, как фактора, способствующего изменению статусного положения.

        Представление результатов исследования осуществлялось на кафедре общей психологии, на внутривузовских и межвузовских научных студенческих конференциях, на четвертом Паназиатском конгрессе по психотерапии (г. Екатеринбург 2007).

              Структура выпускной квалификационной работы представлена введением, тремя главами, заключением, библиографией в количестве 80 литературных источников и … приложений. Общий объём работы составляет 95 страниц.

       

 

         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Теоретический анализ литературы по проблеме особенностей статусного положения акцентуированных подростков с различными копинг-стратегиями.

 

Особенности подросткового возраста в исследованиях отечественных и зарубежных психологов

 

         Подростковый возраст представляет собой период особой концентрации конфликтов, часто приводящих к различным поведенческим отклонениям, таким как агрессивное поведение, проживание в особой субкультуре (например, в религиозной секте), наркомания, суициды.

         Переходный возраст - время перемен. Так, М. Кле в своей работе «Психология подростка» отмечает, что «центральную роль в становлении личности подростка играют происходящие в нём физиологические изменения. Скорость, с которой происходит соматические перемены,  ломает тот константный образ тела, который сформировался в детстве, и требует построения нового телесного Я. Эти изменения ускоряют смену психологических позиций, которую должен совершить подросток: наступление физической зрелости, очевидное и для самого подростка, и для его окружения, делает невозможным сохранение детского статуса” [30,349].

        Начало переходного периода отмечено биологическими изменениями, а завершение – социальными. У подростка происходят большие перемены – и в жизни, и в организме. На эти изменения он реагирует выработкой определённой системы запретов и предписаний на основе своих личностных особенностей и жизненного опыта. Если у ребёнка имели место фрустрации потребностей на предыдущих фазах развития, они могут отражаться в дисгармонии развития, в различных невротических и поведенческих расстройствах.

        Большинство случаев отклонения поведения приходится на подростковый возраст. Кризис этого возраста существенно отличается от кризиса младших возрастов и является самым острым и длительным. В этом возрасте чаще всего проявляются акцентуации характера. В обычных условиях наличие той или иной акцентуации не всегда заметно окружающим, не проявляется в отклонениях поведения и не препятствует благополучной социальной адаптации. Однако, под влиянием стрессов, психотравмирующих ситуаций, жизненных трудностей, которыми достаточно богат подростковый возраст, лица с акцентуациями могут декомпенсироваться.

         В биологической сфере подростка происходят гормональные и физические изменения. Подростковый период характерен интенсивным ростом, повышенным обменом веществ, резким усилением желёз внутренней секреции. Это период полового созревания и связанного с ним бурного развития и перестройки всех органов и систем организма. Половое созревание – не только явление биологическое, но и социальное. Сам процесс полового созревания влияет на поведение подростка опосредованно, через социальные условия его существования, например, через статус подростка в коллективе, его взаимоотношения со взрослыми и т.д. [36]. Биологические изменения дополняются психологическими. Характер отношений со сверстниками и родителями меняется в переходном возрасте. Обостряются проблемы зависимости-независимости. Круг друзей, в том числе противоположного пола, расширяется. Мальчики и девочки ходят на свидания, происходит подготовка к сексуальным отношениям. Позже возникают пары, которые отделяются от компании. Дружба становится теснее и продолжительнее. Нарастает тенденция к устанавливанию связей вне дома в референтной группе. Подростки больше времени проводят со сверстниками, чем с семьёй.

        Как отмечает А.Фрейд, одним из самых заметных изменений, происходя­щих в пубертатный период, является усиление инстинктивных влечений: его основным источником является половое созревание, сопровождающееся возрастанием интереса к половой сфере и вспышками сексуального влечения [72].

         Следует также обратить внимание на то, что рассмотрение подросткового возраста требует чёткого выделения его границ. Существует несколько определений рубежей данного возраста. Так, Г.Грим ограничивает подростковый период возрастом 12-15 лет у  девочек и 13-16 лет у мальчиков, а, по Дж.Биррену, этот период охватывает 12-17 лет. В классификации Д.Б.Брамлей данный возраст определяется 11-15 годами. Ж.Пиаже относит к подростковому возраст от 12 до 15 лет. Д.Б.Эльконин же устанавливает границы данного возраста в рамках между 10-15 годами [32].

         В подростковом возрасте когнитивные способности расширяются, подросток способен к генерированию и исследованию гипотез и абстрактному мышлению.

         Если ведущим видом деятельности младшего школьника была учебная, и существенные изменения в психическом развитии были связаны с нею, то у подростка основная роль принадлежит устанавливающейся системе взаимоотношений с окружающими. Именно система взаимоотношений с социальной средой и определяет направленность его психического развития. Своеобразие развития подростка состоит в том, что он включается в новую систему отношений и общения со взрослыми и товарищами, занимая среди них новое место, выполняя новые функции.

Информация о работе Особенностей статусного положения акцентуированных подростков с различными копинг-стратегиями