Особенностей статусного положения акцентуированных подростков с различными копинг-стратегиями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 14:35, дипломная работа

Описание

Целью нашего исследования стало изучение связи статусного положения акцентуированных подростков с различными копинг-стратегиями.
Задачи исследования:
1. Изучить особенности подросткового возраста.
2. Изучить акцентуации характера.
3. Изучить механизмы психологической защиты.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
Глава I. Теоретический анализ литературы по проблеме особенностей статусного положения акцентуированных подростков с различными копинг-стратегиями……………………………………………………………….7
1.1. Особенности подросткового возраста в исследованиях отечественных и зарубежных психологов………………….……………………................................7
1.2. Проблема акцентуаций характера в психологической литературе…………………………………………………………………………..26
1.3. Понятие психологической защиты в трудах зарубежных и отечественных исследователей……………………………………………………………………...32
1.4. Особенности проявления механизмов психологической защиты в подростковом возрасте…………………………………….……………………….44
1.5. Психологические особенности статусного положения подростка……………………………………………………………………………51
Выводы……………………………………………………………………………...61
Глава II. Экспериментальное изучение связи статусного положения акцентуированных подростков с различными копинг-стратегиями………………………………………………………………………..63
2.1. Особенности проявления акцентуаций характера в подростковом возрасте……………………………………………………………………………..63
2.2. Использование механизмов психологической защиты в подростковом возрасте……………………………………………………………………………..68
2.3. Связь способов психологической защиты со статусным положением акцентуированных подростков…………………………………………………....73
Глава III. Формирование адаптивных копинг-стратегий у акцентуированных подростков………………………………………………….78
3.1. Механизм формирования адекватных способов психологической защиты средствами социально-психологического тренинга……………………………...78
3.2. Влияние механизмов психологической защиты на статус акцентуированных подростков…………………………………………………………………………...85
Заключение…………………………………………………………………………90
Литература………………………………………………………………………….93
Приложение………………………………………………………………………...99

Работа состоит из  1 файл

Диплом Пластов.doc

— 1.01 Мб (Скачать документ)

         Поиск биологического смысла пубертатного периода представлен в работах Ш. Бюлер. Подростковый возраст определяется ею на основе понятия пубертатности. Пубертатный период – период созревания, стадия, в которой человек становится половозрелым, хотя после этого физический  рост у человека продолжается ещё некоторое время. Фаза пубертатности, созревания, обнаруживается у человека в особых психических явлениях, которые Ш. Бюлер называет психической пубертатностью. Психическая пубертатность, по Ш. Бюлер, связана с вызреванием особой биологической потребности – потребности в дополнении. Именно в этом жизненном явлении и лежат, по её мнению, корни тех переживаний, которые характерны для подросткового возраста [32]. Внешнее и внутреннее возбуждение, которым сопровождается созревание, должно вывести подростка из состояния самоудовлетворённости и спокойствия, побудить его к поиску и сближению с существом другого пола. Отдельные «психические симптомы» переходного возраста появляются уже в 11-12 лет: подростки необузданны и драчливы, игры более старших подростков им ещё непонятны, а для детских игр они считают себя слишком большими. Проникнуться личным самолюбием и высокими идеалами они ещё не могут, и в то же время у них нет детского подчинения авторитету. Эта фаза является, по Бюлер, прелюдией к периоду психической пубертатности. За этой фазой следуют две главные фазы, которые она называет пубертатной стадией и юностью. Граница между ними проходит в 17 лет. Превращение подростка в юношу проявляется в изменении основной установки по отношению к окружающему миру: за жизнеотрицанием, присущим пубертатной стадии, следует жизнеутверждение, характеризующее юношескую. Основные черты негативной фазы, отмеченные Бюлер, это «повышенная чувствительность и раздражительность, беспокойное и легко возбудимое состояние», а также «физическое и душевное недомогание», которое находит своё выражение в драчливости и капризах. Подростки неудовлетворены собой, их неудовлетворённость переносится на окружающий мир. Подросток чувствует себя одиноким, чужим и непонятным в окружающей его жизни взрослых и сверстников. Позитивный же период приходит постепенно и начинается с того, что перед подростком открываются новые источники радости, к которым он до этого времени не был восприимчив.

       В. Штерн рассматривал подростковый возраст как один из этапов формирования личности. По Штерну, переходный возраст характеризует не только особая направленность мыслей и чувств, стремлений и идеалов, но и особый образ действий. В. Штерн описывает его как промежуточный между детской игрой и серьёзной ответственной деятельностью взрослого и подбирает для него новое понятие – «серьёзная игра». О «серьёзной игре» можно говорить в том случае, когда налицо имеется объективная серьёзность, которой ещё не соответствует объективно серьёзное содержание деятельности. Такая игра важна для развития подростка, так как в ней он учится «умерять свои цели, закалять свои силы, устанавливать отношение к различным видам интересов, которые в нём бродят и в которых он должен разобраться» [77].

         Э. Эриксон, считавший подростковый возраст самым важным и наиболее трудным периодом человеческой жизни, подчёркивал, что психологическая напряжённость, которая сопутствует формированию целостности личности, зависит не только от физиологического созревания, личной биографии, но и от духовной атмосферы общества, в котором человек живёт, от внутренней противоречивости общественной идеологии [32].

       В другой известной научной концепции – концепции Ж. Пиаже, в возрасте от 11-12 лет и до 14-15 лет осуществляется последняя фундаментальная децентрация – ребёнок освобождается от конкретной привязанности к данным в поле восприятия объектам и начинает рассматривать мир с точки зрения того, как его можно изменить. В этом возрасте окончательно формируется личность, строится программа жизни [32].

         Как уже ранее было отмечено, в отечественной психологии данной проблемой занимались Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, Л. И. Божович.

В концепции Д. Б. Эльконина подростковый возраст, как всякий новый период, связан с новообразованиями. В своей работе «Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков» он отмечает, что особенности развития подростка в этом возрасте проявляются в определённых симптомах и один из них – это трудности в отношениях со взрослыми [32].

         Как отмечает Д.И.Фельдштейн, основной потребностью растущего человека на рубеже детства и взрослости всегда было утверждение себя в обществе, но именно сегодняшняя действительность создала условия для реализации этой потребности через участие подростка в общественно полезной деятельности. Подросток требует признания своей самостоятельности, своего равенства, хотя для этого отсутствуют реальные условия – и физические, и интеллектуальные, и социальные. То есть, только в специально организуемой общественно полезной деятельности создаётся ситуация, в которой подросток вступает в действительно равноправные отношения со взрослыми. А психологическая значимость этой деятельности заключается в том, что в ней он включается в широкую систему взаимоотношений, удовлетворяет свои притязания на отношения со взрослыми.

          Е.С.Шильштейн в статье «Особенности презентации Я в подростковом возрасте» пишет, что в подростковом возрасте расширяются социальные связи субъекта, межличностные отношения становятся более интенсивными, дифференцированными, особенно значимыми становятся отношения со сверстниками [76]. Помимо этого, он отмечает, такие особенности подростков, как обострённая потребность в понимании, формирование альтернативных систем ценностей поведенческих стереотипов по сравнению с родителями; определяющую роль в складывании интегральной самооценки играет межличностное сравнение.

         В работе Е.С.Шильштейна выдвигаются следующие гипотезы:

1.      Базовая роль сферы межличностного общения в подростковом возрасте отражается на структурировании системы личностных конструктов подростка; юношеский возраст характеризуется значительным снижением  влияния этой сферы на формирование системы конструктов по сравнению с подростковым периодом;

2.      Специфика презентации Я в подростковом возрасте связана с определением своего места в структуре межличностного общения;

3.      Существуют базовые характеристики Я, которые свойственны как подростковому, так и юношескому возрасту [76].

         Ещё одна статья, посвящённая подростковому периоду – статья Ярцева Д.В. «Особенности социализации современного подростка». В данной работе говорится о том, что особенности социализации личности подростка в конкретный исторический период влияют на возникновение и протекание подросткового кризиса [80]. Таким образом, становится понятной необходимость изучения влияния изменившихся социально-экономических условий на процесс становления личности в подростковом возрасте. Далее Д.В.Ярцев приводит следующие данные исследований подростков, проводившихся на базе средней школы № 276 Москвы. В результате исследований оказалось, что современный подросток имеет, в целом, эмоционально-позитивное отношение к своей семье. Тем не менее, наблюдается тенденция к некоторой отгороженности подростка от семьи и его нежелание решать свои проблемы, используя советы и опыт родителей. Мы можем сделать вывод о том, что у современного подростка затруднено формирование таких ценностных ориентаций, которые в будущем могли бы способствовать его более успешной социальной адаптации [80].

         Из них в первую очередь мы могли бы назвать такие, как развитие и оптимальное использование своих способностей, привлекательность построения конструктивных и «пластичных» отношений с окружающими людьми, предпочтительность формирования таких привычек потребления, которые бы базировались на разумном использовании материальных благ [80].

          Как уже говорилось выше, подростковый возраст тот период, когда возможны конфликты и разногласия. Так, Е. Мелибруда в статье «Умение разрешать проблемы и конфликты» пишет, что одним из важнейших элементов умения разрешать межличностные конфликты является способность полностью осознавать масштабы и детали разногласий и открыто обсуждать их с партнёром. Здесь же отмечается, что часто случается так, что в тот момент, когда учёба и руководство заканчиваются, ученик приобретает самостоятельность только через конфликт с тем, кто раньше его учил и направлял. Цель такого конфликта – порвать с внешним источником влияния.  В этом, наверное, и проявляется стремление к самостоятельности и самоопределению [20].

          Если же говорить о конфликтах подростков и родителей, необходимо отметить, что они нуждаются друг в друге, и они должны научиться создавать такие отношения в семье, чтобы каждый оказался в выигрыше. Если родитель пытается воспитывать, прибегая к грубости и наказанию (контролирует), то от этого никто не выиграет. Но если родитель и подросток совместно обсуждают все проблемы, ищут конструктивные решения, то ребёнок и сильнее ощущает родительскую заботу о нём.

          В. Сатир в статье «Как наладить отношения с подростком» предлагает определённые советы родителям. Прежде всего, взрослый должен понимать, что быть подростком тяжело. В этот период каждый в семье начинает по-новому видеть окружающих, «все должны как бы заново познакомиться друг с другом». Всё зависит от того, что преобладает в семье – любовь или страх. Далее Сатир предлагает следующее:

1.      Родитель должен чётко изложить подростку свои страхи и опасения, что бы он мог его понять.

2.      Подросток должен честно рассказать о том, что с ним происходит, и постараться сделать так, чтобы ему поверили; он должен тоже рассказать о своих страхах и знать, что его выслушают без критики и осуждения.

3.      Родитель же должен показать свою готовность слушать и понимать; понимание вовсе не означает прощения; оно просто создаёт твёрдую основу, на которой можно строить дальнейшие отношения.

4.      Подросток должен объяснить родителям, что нуждается в том, чтобы они выслушали его, но не давали советов, пока подросток сам не попросит их об этом.

5.      Родитель должен понимать, что подросток вовсе не должен обязательно следовать его советам.

И только при учёте всего этого возможен осмысленный диалог между двумя равноправными людьми и в дальнейшем развитие новых, конструктивных форм поведения [20].

         Мы можем выделить следующие эффективные способы общения с подростком:

* подросток – личность, претендующая на равные со взрослыми права и отношения;

* наибольшим воспитательным влиянием обладает диалогическое общение, где существует равенство позиции взрослого и подростка;

* вступайте в общение, учитывая интересы подростка, ради его интересов и для него;

* предмет разговора должен быть конкретным, затрагивающим суть дела;

* нельзя касаться его личности – возникает круговая оборона, защита своей чести, своего Я;

* больше проявляйте свои чувства, важно, чтобы подросток не только понимал вас, но и принимал;

* принимая самостоятельность подростка, не сводите её к вседозволенности;

* учите подростка самого справляться со своими трудностями;

* смотрите на подростка как на целеустремлённого, прилежного человека, которому взрослый хочет помочь, не навязывая своих советов, но подводя к ним исподволь;

* когда подросток отказывается что-либо делать, используйте технику заезженной пластинки, повторяя свою просьбу снова и снова [20].

         Значит, подростку важно чувствовать, что его любят и ценят, верят в него. Подростку нужен тот, кто мог бы без критики и осуждения выслушать его.

          У подростка есть свой круг интересов, и он часто предпочитает общество сверстников. Но это не означает, что он бросает или отвергает свою семью. Просто в этот период сверстники играют большую роль в его жизни, чем родители. Отец и мать должны найти общий язык с друзьями своих детей, должны понимать, что подросток уже тяготится зависимостью от старших и готовится начать новую жизнь, и необходимо перестать всё время контролировать его.

          Со стороны учителей также необходимо понимание. Согласно Л. С. Выготскому, «учитель может целенаправленно воспитывать детей лишь при постоянном сотрудничестве с ними, с их средой, с их желаниями и готовностью действовать самим вместе с учителем» [16,481].

         Важно также понимать, что в данный период завершается формирование характера с заострением некоторых его черт и последующим сглаживанием. Именно в подростковом возрасте чаще всего проявляются акцентуации характера.

          Далее мы подробно рассмотрим акцентуации характера.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Проблема акцентуаций характера  в психологической литературе

 

         Как и полагается, следует начать с определения характера. Характер в узком смысле слова определяется как совокупность устойчивых свойств индивида, в которых выражаются способы его поведения и способы эмоционального реагирования [43]. Существуют различные типологии характера ( К. Юнг, Э. Кречмер, П. Н. Ганнушкин, К. Леонгард, А. Е. Личко и др. ).

         Первые работы этого направления содержали небольшое число типов. Так, Юнг выделил два основных типа характера: экстравертированный и интравертированный; Кречмер также описал всего два типа: циклоидный и шизоидный. Со временем же число типов увеличилось. У Ганнушкина мы находим уже порядка семи типов характеров; у Леонгарда и Личко – десять-одиннадцать [17].

Информация о работе Особенностей статусного положения акцентуированных подростков с различными копинг-стратегиями