Особенностей статусного положения акцентуированных подростков с различными копинг-стратегиями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 14:35, дипломная работа

Описание

Целью нашего исследования стало изучение связи статусного положения акцентуированных подростков с различными копинг-стратегиями.
Задачи исследования:
1. Изучить особенности подросткового возраста.
2. Изучить акцентуации характера.
3. Изучить механизмы психологической защиты.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
Глава I. Теоретический анализ литературы по проблеме особенностей статусного положения акцентуированных подростков с различными копинг-стратегиями……………………………………………………………….7
1.1. Особенности подросткового возраста в исследованиях отечественных и зарубежных психологов………………….……………………................................7
1.2. Проблема акцентуаций характера в психологической литературе…………………………………………………………………………..26
1.3. Понятие психологической защиты в трудах зарубежных и отечественных исследователей……………………………………………………………………...32
1.4. Особенности проявления механизмов психологической защиты в подростковом возрасте…………………………………….……………………….44
1.5. Психологические особенности статусного положения подростка……………………………………………………………………………51
Выводы……………………………………………………………………………...61
Глава II. Экспериментальное изучение связи статусного положения акцентуированных подростков с различными копинг-стратегиями………………………………………………………………………..63
2.1. Особенности проявления акцентуаций характера в подростковом возрасте……………………………………………………………………………..63
2.2. Использование механизмов психологической защиты в подростковом возрасте……………………………………………………………………………..68
2.3. Связь способов психологической защиты со статусным положением акцентуированных подростков…………………………………………………....73
Глава III. Формирование адаптивных копинг-стратегий у акцентуированных подростков………………………………………………….78
3.1. Механизм формирования адекватных способов психологической защиты средствами социально-психологического тренинга……………………………...78
3.2. Влияние механизмов психологической защиты на статус акцентуированных подростков…………………………………………………………………………...85
Заключение…………………………………………………………………………90
Литература………………………………………………………………………….93
Приложение………………………………………………………………………...99

Работа состоит из  1 файл

Диплом Пластов.doc

— 1.01 Мб (Скачать документ)

Помимо психоанализа способы и механизмы защиты изучались и интерпретировались в различных направлениях психологии: неопсихоанализе, гуманистической и гештальт-психологии и многих других.

Свое понимание способов психологической защиты, специфики возникновения и функционирования защитных механизмов предложил Альфред Адлер. Он выносит истоки психологического конфликта за рамки субъекта и связывает понижение шансов благоприятного развития и возрастания риска формирования неврастенического характера с конкретным социальным окружением. Для А. Адлера внутрипсихический конфликт есть только следствие неверного отношения к ребенку со стороны ближайшего окружения в первые годы жизни. В совместной жизнедеятельности ребенок еще до осознания своего Я усваивает набросок своей будущей жизни, жизненный план, жизненный стиль, который формируется в тот период, когда ребенок еще не обладает ни достаточно развитым языком, ни достаточно развитой системой понятий. Однако, одновременно воспроизводится также чувство своей зависимости, беспомощности и неполноценности [19, 136].

Взамен понятию психологической защиты личности он предлагает конструкт «вредоносная компенсация». Вредоносная компенсация имеет место в становлении невротического характера, при котором реально переживаемое чувство неполноценности превращается в «комплекс неполноценности» как уже устойчивая характерологическая диспозиция. Этот комплекс возникает у ребенка при постоянном переживании неудач в решении актуальных ситуаций и при отсутствии поддержки со стороны взрослого окружения (семьи, школы и т.д.).

А. Адлер, акцентируя социальную обусловленность психологического конфликта, проецировал его фатальную роль на всю последующую судьбу человека. Человек остается объектом неразрешенных в первые годы жизни противоречий и усвоенного «наброска жизни» и не может стать субъектом своего жизненного пути. Согласно Адлеру, ребенок, став взрослым, воспроизводит ту же структуру взаимоотношений, какую он имел, будучи ребенком.

Кроме того, специфику механизмов защиты, рассматривал Карл Роджерс в своей феноменологической теории личности. Роджерс считал, что поведение человека по большей части согласуется с его Я - концепцией, то есть человек стремиться сохранить состояние согласованности самовосприятия и переживания. Таким образом, переживания находящиеся в соответствии с Я-концепцией человека, могут осознаваться и точно восприниматься, а переживания, находящиеся в конфликте, образующие угрозу Я – концепции, не допускаются к осознанию и точному восприятию [24, 351].

По К. Роджерсу, защита – это поведенческая реакция организма на угрозу, главная цель которой сохранить целостность Я – структуры, которая «достигается осознанным искажением переживаний в сознании, чтобы уменьшить несоответствие между переживанием и структурой Я, или отрицанием любого переживания, то есть любой угрозы Я». Следовательно, защита усиливает самоуважение человека и защищает его от надвигающейся опасности угрожающих переживаний. Роджерс предложил только два механизма защиты, использующиеся для сведения к минимуму осознания несоответствия внутри Я или между Я и переживанием: искажение восприятия и отрицание. Защитное поведение сохраняет существующую структуру Я и не позволяет человеку потерять самоуважение. Искажение восприятия используется, когда несоответствующее переживание допускается в сознание в форме, которая делает его совместным с каким – либо аспектом Я – образа человека. Роджерс иногда объясняет такое выборочное восприятие как рационализацию. В случае отрицания, человек сохраняет целостность своей Я – структуры, уходя от осознания угрожающих переживаний. Роджерс указывал, что если отрицание доведено до крайности, то могут иметь место очень тяжелые психологические последствия, как, например, паранойя, бред и многие другие [24].

Своеобразная трактовка способов психологической защиты характерна для гештальт психологии, в которой некоторой аналогией защитным механизмам является прерывание контакта со средой.

Ф. Перлз считает, что универсальным способом взаимодействия человека с окружающей средой является переживание, как целостный сигнал об отношении потребности и среды. Для того чтобы переживать организм должен поддерживать в себе определенный уровень возбуждения, необходимый для обнаружения в среде предмета потребности. Но, к сожалению, человеческий организм обладает способностью не только к саморегуляции, но и к самоманипуляции. Самоманипуляция - способ прекратить нормальный цикл обнаружения и удовлетворения потребности. Это бывает, если человек обнаруживает болезненные или запретные чувства, не обнаруживает чувств вообще и, соответственно, не может сориентироваться, считает, что потребность должна удовлетворяться другими людьми или направляет свои чувства и импульсы не в среду, а на себя. Это называется прерыванием контакта со средой.

Перлз приводит описание нескольких видов универсальных, стереотипных психологических реакций, которые нарушают взаимодействия внутреннего Я с внешней средой. К ним относятся: проекция, изоляция, интроекция, слияние, ретрофлексия и дефлексия. Данные реакции способствуют некритичному, неразборчивому  усвоению  человеком  чужих взглядов, являются способом снятия напряжения контакта со средой.

Большой вклад в изучение психологической защиты и разработку методов её тестирования внес Р. Плутчик, который в своей структурной теории «защиты эго», рассматривал процесс функционирования механизмов защит. Согласно теории, психологическая защи­та выступает как последовательное искажение когнитивной и эмоциональной составляющих образа реальной конфликт­ной ситуации с целью уменьшения эмоциональной напряжен­ности, угрожающей индивиду в случае полного и адекватного отражения реальности. Душевный покой, и со­циальная адаптация достигаются путем блокирования или переструктурирования образа реальности и образа субъекта. Р. Плутчик считает, что наиболее адаптивная защитная стратегия наблюдается у личности с невыраженным уровнем механизмов психологических защит, то есть использование всех защитных стратегий в оптимальных пределах.

В 1979 году, на основе психоэволюционной теории эмоций Р. Плутчика и структурной теории Г. Келлермана, данными авторами была разработана методика «Индекс жизненного стиля. LSI». Данная методика признана наиболее удачным средством в области диагностики защитных механизмов.

Методика позволяет диагностировать систему защит, выявить как ведущие, основные механизмы, так и оценить степень напряженности каждого механизма защит. Авторами был разработан структурный подход и установлена связь между эмоциями, защитами, состояниями, аффектами и диагностическими концепциями.

Как уже говорилось выше, психологическая защита включается автоматически и является неосознанной. Однако личность, будучи социальным и сознательным существом, безусловна способна разрешать внутренние и внешние конфликты, бороться с тревогой и напряжением, руководствуясь сознательно сформулированной программой. Для обозначения сознательных усилий личности, предпринимаемых в ситуации психологической угрозы, используется понятие копинг-поведение, или осознанные целенаправленные стратегии совладания со стрессом и другими порождающими тревогу событиями. Впервые термин «совладание» был использован Л. Мэрфи при исследовании способов преодоления детьми требований, выдвигаемых кризисами развития.

Наиболее подробна концепция механизмов совладания изложена Р.Лазарусом. По его мнению, копинг-поведение возникает при столкновении индивида с теми опасностями, угрозами или требованиями, с которыми он не может справиться при помощи ранее усвоенных и привычных форм поведения.

Р.Лазарус выделяет следующие этапы копинг-поведения:

1) первичная оценка ситуации как когнитивный процесс с эмоциональными компонентами;

2) вторичная оценка альтернативных возможностей решения проблемы. При этом оцениваются собственные возможности, а так же возможная поддержка со стороны окружающих.

3) третичная оценка ситуации или переоценка ситуации, при которой наблюдаются новая постановка задачи и выбор новых альтернатив поведения вследствие предыдущих неудач или получения новой информации.

В рамках теории Р.Лазаруса копинг-поведение рассматривается как деятельность личности по поддержанию баланса между требованиями среды и ресурсами, удовлетворяющими этим требованиям, с точки зрения выполнения им двух основных функций: регуляции эмоций и управлении проблемами, вызывающими дистресс. Копинг, нацеленный на эмоции, определяется как когнитивные, эмоциональные и поведенческие усилия, с помощью которых личность редуцирует эмоциональное напряжение. Усилия, с помощью которых личность пытается устранить влияние стрессора, определяются как копинг, нацеленный на проблему [19].

Р.Лазарус различает активное и пассивное копинг-поведение. Поведение, направленное на устранение или уменьшение интенсивности стрессирующего фактора, изменение стрессовой связи с собственной физической или социальной средой, является активным копинг-поведением. Пассивное копинг-поведение направлено на интрапсихические способы преодоления стресса, являющиеся защитными механизмами, предназначенными для совладания с эмоциональным возбуждением, прежде чем изменится стрессовая ситуация.

Копинг-поведение реализуется на базе копинг-ресурсов при помощи копинг-стратегий. Копинг-ресурсы – это набор  характеристик личности и  социальной среды, позволяющих осуществлять оптимальную адаптацию к стрессовым ситуациям. Сюда относятся социальная поддержка, «Я– концепция», позитивная самооценка, низкий нейротизм, интернальный локус контроля, оптимистическое мировоззрение, эмпатический потенциал, аффилиативная тенденция и другие психологические конструкты. Копинг-стратегии – это актуальные ответы личности на воспринимаемую угрозу. Это выработанные сознательные средства совладания с реальностью мира, помогающие увязать «Я»-идеальное и «Я»-реальное в конкретных жизненных отношениях, реализующихся через деятельность во всех сферах: семье, работе, учебе, межличностном общении и т.д.

Таким образом, можно сказать, что защитные механизмы психики в зарубежной психологии были объектом исследования в самых различных областях психологического знания и в разных парадигмах научного объяснения. Психологическая защита — это реальное психическое явление, открытое и описанное впервые в парадигме психоанализа. Но в развитии этого научного конструкта заинтересованы не только представители глубинной психологии и психотерапии. Идея психологической защиты относится к числу тех эвристических представлений, отказ от которых лишь только обеднит психологическую теорию и практику.

        В отечественной психологии явление психологической защиты рассматривается как с общепсихологических позиций, так и в прикладном значении. Активно обсуждаются те или иные особенности психологической защиты. Выделяются способы психологической защиты, защитные процессы и защитные механизмы, невротическая психологическая защита и психотическая защита; помимо классического набора защитных механизмов (вытеснение, отрицание, рационализация, проекция, регрессия и другие) некоторыми авторами вводятся другие механизмы защиты (переоценивание, дисфорическая защита и другие).

        Различными авторами психологическая защита определяется как:

- психическая деятельность, направленная на спонтанное изживание последствий психической травмы (В.Ф.Бассин, В.Е. Рожнов);

- способы переработки информации в мозге блокирующие угрожающую информацию (И.В.Тонконогий);

- механизм адаптивной перестройки восприятия и оценки, выступающей в случаях, когда личность не может адекватно оценить чувство беспокойства, вызванное внутренним или внешним конфликтом, и не может справиться со стрессом (В.А.Ташлыков);

- механизмы, поддерживающие целостность сознания (В.С.Ротенберг);

- механизм компенсации психической недостаточности (В.М.Воловик, В.Вид);

- пассивно-оборонительные формы реагирования в патогенной жизненной ситуации (Р.А.Зачепицкий);

- динамика системы установок личности в случае конфликта установок (Ф.В.Бассин).

Отрицательные последствия использования психологической защиты рассматривал Ф. Е. Василюк [24]. Он разводит: цели защитных механизмов, направленных на стремление избавить человека от рассогласованности чувств, предохранение его от осознания нежелательной информации и устранение негативных психических состояний тревоги, страха и т.д., и цену, которую платит человек за использование защитных механизмов, которые представляют собой неосознанные и вынужденные процессы отражения и регуляции. Конечный результат их использования выражается в дезинтеграции поведения, самообмане, мнимом разрешении конфликта или неврозе.

Р. М. Грановская отмечает, что психологическая защита тормозит полет творческой фантазии, работу интуиции, то есть выступает в качестве барьера, сужающего полноценное восприятие и переживание мира. Вместе с И.Я.Березной Грановская описывает психологическую защиту как организацию ловушек, где происходит преобразование опасной и тревожной для личности информации: наиболее опасная информация не воспринимается, а менее опасная искажается в удобную для личности. Данные авторы говорят о положительной роли психологической защиты, которая, заключается в ограждении сознания от информации, способной разрушить целенаправленное мышление, настроенное на решение проблемы в соответствии с отображаемой картиной ситуации.  Психологическая защита рассматривается как система, стабилизирующая личность, направленная на устранение отрицательных эмоций, тревоги, которая возникает при рассогласовании имеющейся картины мира с новой и неожиданной информацией. Защитные механизмы поддерживают внутренний мир человека в некоторой гармонии с внешним миром за счет внутренних перестроек, приводящих к устранению из восприятия и памяти травмирующей информации. Однако одновременно с этим Грановская говорит о том, что действие механизмов психологической защиты направленно на сохранение внутреннего равновесия путем вытеснения из сознания того, что угрожает системе ценностей человека и его внутреннему миру, что в свою очередь мешает самоусовершенствованию человека [19].

Психологическая защита, несмотря на ее роль в снятии напряжения, нарушает адаптацию личности, поскольку отдаляет субъекта от реальности, не позволяет ему осознать собственные проблемы и конфликты. Целесообразность психологической защиты объясняется тем, что она в какой-то степени снимает напряжение, тревогу, может временно разрешить внутренний конфликт. Но, убегая от реальности, защищаясь тогда, когда необходимо осознать собственные конфликты и невротические особенности (например, страхи и фобии), человек упускает возможности развития и более адекватного приспособления к реальности.

Информация о работе Особенностей статусного положения акцентуированных подростков с различными копинг-стратегиями