Особенностей статусного положения акцентуированных подростков с различными копинг-стратегиями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 14:35, дипломная работа

Описание

Целью нашего исследования стало изучение связи статусного положения акцентуированных подростков с различными копинг-стратегиями.
Задачи исследования:
1. Изучить особенности подросткового возраста.
2. Изучить акцентуации характера.
3. Изучить механизмы психологической защиты.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
Глава I. Теоретический анализ литературы по проблеме особенностей статусного положения акцентуированных подростков с различными копинг-стратегиями……………………………………………………………….7
1.1. Особенности подросткового возраста в исследованиях отечественных и зарубежных психологов………………….……………………................................7
1.2. Проблема акцентуаций характера в психологической литературе…………………………………………………………………………..26
1.3. Понятие психологической защиты в трудах зарубежных и отечественных исследователей……………………………………………………………………...32
1.4. Особенности проявления механизмов психологической защиты в подростковом возрасте…………………………………….……………………….44
1.5. Психологические особенности статусного положения подростка……………………………………………………………………………51
Выводы……………………………………………………………………………...61
Глава II. Экспериментальное изучение связи статусного положения акцентуированных подростков с различными копинг-стратегиями………………………………………………………………………..63
2.1. Особенности проявления акцентуаций характера в подростковом возрасте……………………………………………………………………………..63
2.2. Использование механизмов психологической защиты в подростковом возрасте……………………………………………………………………………..68
2.3. Связь способов психологической защиты со статусным положением акцентуированных подростков…………………………………………………....73
Глава III. Формирование адаптивных копинг-стратегий у акцентуированных подростков………………………………………………….78
3.1. Механизм формирования адекватных способов психологической защиты средствами социально-психологического тренинга……………………………...78
3.2. Влияние механизмов психологической защиты на статус акцентуированных подростков…………………………………………………………………………...85
Заключение…………………………………………………………………………90
Литература………………………………………………………………………….93
Приложение………………………………………………………………………...99

Работа состоит из  1 файл

Диплом Пластов.doc

— 1.01 Мб (Скачать документ)

        Далее нам необходимо изучить связь различных способов психологической защиты со статусным положением акцентуированных подростков.

         Качественный анализ и сопоставление результатов исследования, позволяет говорить о наличии взаимосвязи между механизмами психологической защиты и статусным положением акцентуированных подростков, то есть о влиянии механизмов защиты на статусное положение акцентуированных подростков. Для проведения анализа полученных данных использовался коэффициент корреляции Пирсона.

         Данные корреляции представлены в таблице №1.

Способы психологической защиты

Социометрический статус

«Звезда»

«Предпоч.»

«Пренебр.»

«Отверг.»

«Изолир.»

Вытеснение

0,188

 

0,13

0,331

0,207

0,336

Замещение

0,310

 

0,127

0,29

0,331

0,23

Идентификация

0,432

 

0,379

0,12

-0,039

-0,56

Изоляция

0,236

 

0,078

0,311

0,322

0,324

Отрицание

0,084

 

0,298

0,299

0,232

0,451

Проекция

-0,039

 

0,210

0,332

0,039

0,87

Рационализац.

0,371

 

0,430

0,23

0,15

0,13

Реакт.

образование

0,05

0,221

0,227

0,44

0,037

Регрессия

0,312

 

0,12

0,087

0,042

0,332

Сублимация

0,358

 

0,432

0,039

-0,023

0,076

Фиксация

0,076

 

0,51

0,153

0,78

0,016

 

         По результатам корреляции мы видим, что высокостатусные члены группы используют рациональные механизмы защиты, такие как сублимация, идентификация, рационализация (0,438, 0,430 при р=1%). Низкостатусные же используют в основном нерациональные механизмы защиты (0,451 при р=5%).

         Зная, что в основе каждой из различных поведенческих, эмоциональных и интеллектуальных копинг-стратегий личности может лежать один или несколько различных внутриличностных защитных механизмов, а также по результатам наблюдения, мы можем сделать вывод о том, что высокостатусные члены группы используют адаптивные копинг-стратегии  (направлены на взаимодействие с социальным окружением, поиск и предложение поддержки), в то время как низкостатусные – неадаптивные и относительно адаптивные копинг-стратегии, заключающиеся в отказе от решения проблем, перекладывании ответственности на других людей, повышенной конфликтности и враждебности, стремлении доказать своё превосходство.

         Таким образом, доказав связь различных копинг-стратегий со статусным положением акцентуированных подростков, мы можем влиять на положение подростка в группе через формирование адекватных способов психологической защиты (рационализация, сублимация, идентификация) и, соответственно, адаптивных копинг-стратегий.       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   

ГЛАВА III. Формирование адаптивных копинг-стратегий у акцентуированных подростков

 

3.1. Механизм формирования адекватных способов психологических защит средствами социально-психологического тренинга.

 

После выявления преобладающих механизмов защиты, акцентуаций характера и статусного положения подростков, вся выборка испытуемых была поделена на экспериментальную группу, с которой в дальнейшем проводился формирующий эксперимент, и контрольную группу, с которой формирующий эксперимент не проводился. У экспериментальной группы испытуемых, с помощью специально организованных занятий формировались конструктивные навыки общения и адекватные типы психологических защит. Данные диагностики контрольной группы являются показателями устойчивости или неустойчивости данных без формирующего эксперимента, что, в свою очередь, является показателем достоверности полученных данных у экспериментальной группы после формирующего эксперимента.

Основанием для включения подростков в экспериментальную группу являлось желание подростков принять участие в тренинговой работе; наличие ярко выраженного соперничества во взаимоотношениях с одноклассниками и конфликтогенное отношение к окружающим. Совпадение минимум по двум показателям с условиями выбора у каждого из испытуемых дали основание для выбора экспериментальной группы. В экспериментальную группу вошли 36 человек. С данной группой в течение трёх месяцев проводился формирующий эксперимент.

Для подтверждения или опровержения поставленной нами гипотезы – формирование у подростков адекватных механизмов психологической защиты, навыков конструктивного поведения способствует его успешной социальной адаптации и снижает неуверенность в межличностных отношениях была разработана и внедрена программа формирующего эксперимента.

Цель: формирование адекватных способов психологической защиты как компонента повышения статусного положения подростков.

Задачами нашего формирующего эксперимента являются:

1.      Сформировать у подростков умения и навыки конструктивного общения.

2.      Сформировать адекватные способы психологической защиты.

3.      Способствовать повышению уверенности в себе.

4.      Формировать позитивное отношение к своему «Я»

5.      Развивать способности адекватного и наиболее полного познания себя и других людей.

Исходя из поставленных задач, нами была разработана программа коррекционно-развивающей работы (Приложение 5). Она представлена в виде социально – психологического тренинга по формированию адекватных механизмов психологической защиты.

Социально – психологический тренинг (СПТ) – это вид психологического воздействия, в котором подразумевается использование своеобразных форм обучения знаниям, умениям и техникам  в сфере общения и деятельности. СПТ представляет собой форму специально организованного общения, в ходе которого решаются вопросы развития личности, формирования коммуникативных навыков, оказания психологической помощи и поддержки. Тренинг позволяет снимать стереотипы и решать личностные проблемы его участников. В ходе тренингов происходит смена внутренних установок участников, расширяются их знания, и появляется опыт позитивного отношения к себе и окружающим.

Для тренинговой программы было отобрано 32 методики и техники. Общее время работы 20 часов. Программа разделена на 12 тренинговых занятий и включает в себя также два занятия, посвященных психологическому просвещению. Частота необходимых встреч один раз в неделю.

         Данная коррекционно–развивающая программа основывается на следующих принципах:

1. Поэтапности и постепенности, т.е. каждый последующий этап логически вытекает из предыдущего. Благодаря этому, подросток постепенно углубляется в процесс осознания себя.

2.  Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей подростка согласует требования соответствия хода психического и личностного развития подростка нормативному развитию.

3. Принцип опоры на разные уровни организации психических  процессов. При составлении коррекционной программы мы опирались на более развитые психические процессы и использовали методы, их активизирующие.

4. Принцип возрастания сложности. Каждое задание проходит ряд этапов: от минимального простого – к максимально сложному. Это позволяет поддерживать интерес  в коррекционной работе и дает возможность подростку испытать радость преодоления.

5. Учет объема и степени разнообразия материала. Во время реализации коррекционной программы необходимо переходить к новому объему материала только после относительной сформированности того или иного умения.

6. Учет эмоциональной сложности материала. Проводимые игры, занятия, упражнения, предъявляемый материал создают благоприятный эмоциональный фон, стимулируют положительные эмоции.

В составленной коррекционной программе использовалось большое количество упражнений и техник с высоким уровнем надежности, мы опирались на конкретные технологии, предложенные в работах Н.Ю. Фурманова, С.В.Кривцовой, Е.В.Сидоренко, И.В.Дубровиной. Упражнения усложнялись по ходу работы и подразумевали опору на уже выполненные упражнения и приобретенные навыки. По тому же принципу происходило увеличение объема нового материала.

СПТ предъявляет такие требования к проведению занятий, как равноправное общение на занятиях, наличие обратной связи, самораскрытие участников, осознание и формулирование собственных проблем, актуализация интеллектуальной и эмоциональной сфер личности, добровольное участие в тренинге, постоянный состав группы, конфиденциальность и изолированность полученной информации.

Важным элементом подготовки тренинга является первичная встреча с будущими участниками, где проводится групповая беседа, в ходе которой разъясняются задачи, сроки и продолжительность встреч.

Разработанная нами программа опирается на данные требования, подразумевает гуманистическую позицию тренера и направленность на осознание участниками себя как личности, ценностных ориентации, утверждения потребности в самоактуализации. В процессе тренинга развиваются такие техники самопознания, как анализ, обратная связь, рефлексия.

Проведение упражнений для формирования открытого и искреннего общения способствуют развитию уверенности в межличностных отношениях, использованию навыков взаимодействия и позитивного общения, пониманию окружающих людей, снятию ряда проблем в ситуациях межличностного взаимодействия и использованию этих навыков на практике. Также важно сформировать у подростка навыки установления социальных контактов. Это позволит подростку определить свой круг друзей и знакомых, полноценно личностно развиваться через новых людей, их интересы и вопросы и может способствовать установлению неконфликтных отношений с людьми, не очень приятными в общении. Кроме того, данная тренинговая работа способствует формированию внутригрупповой симпатии, как основы крепких межличностных отношений.

Тренинговая работа по адекватным способам психологической защиты включает в себя работу с барьерами межличностного общения, то есть способами ведения разговора, которые мешают людям понимать друг друга, ухудшают взаимоотношения, вызывают злость, протест и раздражение. Формирование навыков узнавания барьеров, их преодоления или игнорирования, способствует достижению ясности коммуникации, улучшению и развитию взаимоотношений, либо сглаживанию уже имеющихся конфликтов и конструктивному выходу из них.

Таким образом, работа направлена на формирование адаптивного копинг-поведения, которое направлено на взаимодействие с социальным окружением, поиск и предложение поддержки, проявляется в анализе трудностей, поиске путей решения проблемы, повышении самоконтроля и самооценки, вере в собственные ресурсы, уверенности в наличии выхода из любой ситуации.

Вся программа коррекционно-развивающей работы состоит из нескольких занятий проводимых в 3 этапа:

1.        Ориентировочный этап  – на этом этапе происходит знакомство и установление доверительных отношений между членами группы, выработка и принятие правил работы группы, создание атмосферы безопасности.

2.        Реконструктивный этап – на этом этапе происходит интенсивная работа по формированию адекватных способов психологической защиты

3.        Закрепляющий этап  – этап характеризуется закреплением полученных  на занятиях знаний, умений и навыков.

Организация встреч: каждая встреча, кроме первой, начинается с рефлексии, во время которой тренер узнает у участников их состояние, желание работать, настроение. Затем тренер объявляет тему и цели встречи и переходит к основным процедурам. В конце занятия проводиться рефлексия «здесь и теперь» процесса работы. В описание встречи включается информирование участников, которое ведущий использует, когда члены группы испытывают недостаток знаний по конкретному вопросу. Ведущий должен постоянно обращать внимание на уже пройденное, закреплять полученные знания и умения в процессе тренинга (это можно осуществлять посредством предоставления участникам заданий на самопознание).

Информация о работе Особенностей статусного положения акцентуированных подростков с различными копинг-стратегиями