Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 14:35, дипломная работа
Целью нашего исследования стало изучение связи статусного положения акцентуированных подростков с различными копинг-стратегиями.
Задачи исследования:
1. Изучить особенности подросткового возраста.
2. Изучить акцентуации характера.
3. Изучить механизмы психологической защиты.
Введение……………………………………………………………………3
Глава I. Теоретический анализ литературы по проблеме особенностей статусного положения акцентуированных подростков с различными копинг-стратегиями……………………………………………………………….7
1.1. Особенности подросткового возраста в исследованиях отечественных и зарубежных психологов………………….……………………................................7
1.2. Проблема акцентуаций характера в психологической литературе…………………………………………………………………………..26
1.3. Понятие психологической защиты в трудах зарубежных и отечественных исследователей……………………………………………………………………...32
1.4. Особенности проявления механизмов психологической защиты в подростковом возрасте…………………………………….……………………….44
1.5. Психологические особенности статусного положения подростка……………………………………………………………………………51
Выводы……………………………………………………………………………...61
Глава II. Экспериментальное изучение связи статусного положения акцентуированных подростков с различными копинг-стратегиями………………………………………………………………………..63
2.1. Особенности проявления акцентуаций характера в подростковом возрасте……………………………………………………………………………..63
2.2. Использование механизмов психологической защиты в подростковом возрасте……………………………………………………………………………..68
2.3. Связь способов психологической защиты со статусным положением акцентуированных подростков…………………………………………………....73
Глава III. Формирование адаптивных копинг-стратегий у акцентуированных подростков………………………………………………….78
3.1. Механизм формирования адекватных способов психологической защиты средствами социально-психологического тренинга……………………………...78
3.2. Влияние механизмов психологической защиты на статус акцентуированных подростков…………………………………………………………………………...85
Заключение…………………………………………………………………………90
Литература………………………………………………………………………….93
Приложение………………………………………………………………………...99
Далее нам необходимо изучить связь различных способов психологической защиты со статусным положением акцентуированных подростков.
Качественный анализ и сопоставление результатов исследования, позволяет говорить о наличии взаимосвязи между механизмами психологической защиты и статусным положением акцентуированных подростков, то есть о влиянии механизмов защиты на статусное положение акцентуированных подростков. Для проведения анализа полученных данных использовался коэффициент корреляции Пирсона.
Данные корреляции представлены в таблице №1.
Способы психологической защиты | Социометрический статус | ||||
«Звезда» | «Предпоч.» | «Пренебр.» | «Отверг.» | «Изолир.» | |
Вытеснение | 0,188
| 0,13 | 0,331 | 0,207 | 0,336 |
Замещение | 0,310
| 0,127 | 0,29 | 0,331 | 0,23 |
Идентификация | 0,432
| 0,379 | 0,12 | -0,039 | -0,56 |
Изоляция | 0,236
| 0,078 | 0,311 | 0,322 | 0,324 |
Отрицание | 0,084
| 0,298 | 0,299 | 0,232 | 0,451 |
Проекция | -0,039
| 0,210 | 0,332 | 0,039 | 0,87 |
Рационализац. | 0,371
| 0,430 | 0,23 | 0,15 | 0,13 |
Реакт. образование | 0,05 | 0,221 | 0,227 | 0,44 | 0,037 |
Регрессия | 0,312
| 0,12 | 0,087 | 0,042 | 0,332 |
Сублимация | 0,358
| 0,432 | 0,039 | -0,023 | 0,076 |
Фиксация | 0,076
| 0,51 | 0,153 | 0,78 | 0,016 |
По результатам корреляции мы видим, что высокостатусные члены группы используют рациональные механизмы защиты, такие как сублимация, идентификация, рационализация (0,438, 0,430 при р=1%). Низкостатусные же используют в основном нерациональные механизмы защиты (0,451 при р=5%).
Зная, что в основе каждой из различных поведенческих, эмоциональных и интеллектуальных копинг-стратегий личности может лежать один или несколько различных внутриличностных защитных механизмов, а также по результатам наблюдения, мы можем сделать вывод о том, что высокостатусные члены группы используют адаптивные копинг-стратегии (направлены на взаимодействие с социальным окружением, поиск и предложение поддержки), в то время как низкостатусные – неадаптивные и относительно адаптивные копинг-стратегии, заключающиеся в отказе от решения проблем, перекладывании ответственности на других людей, повышенной конфликтности и враждебности, стремлении доказать своё превосходство.
Таким образом, доказав связь различных копинг-стратегий со статусным положением акцентуированных подростков, мы можем влиять на положение подростка в группе через формирование адекватных способов психологической защиты (рационализация, сублимация, идентификация) и, соответственно, адаптивных копинг-стратегий.
ГЛАВА III. Формирование адаптивных копинг-стратегий у акцентуированных подростков
3.1. Механизм формирования адекватных способов психологических защит средствами социально-психологического тренинга.
После выявления преобладающих механизмов защиты, акцентуаций характера и статусного положения подростков, вся выборка испытуемых была поделена на экспериментальную группу, с которой в дальнейшем проводился формирующий эксперимент, и контрольную группу, с которой формирующий эксперимент не проводился. У экспериментальной группы испытуемых, с помощью специально организованных занятий формировались конструктивные навыки общения и адекватные типы психологических защит. Данные диагностики контрольной группы являются показателями устойчивости или неустойчивости данных без формирующего эксперимента, что, в свою очередь, является показателем достоверности полученных данных у экспериментальной группы после формирующего эксперимента.
Основанием для включения подростков в экспериментальную группу являлось желание подростков принять участие в тренинговой работе; наличие ярко выраженного соперничества во взаимоотношениях с одноклассниками и конфликтогенное отношение к окружающим. Совпадение минимум по двум показателям с условиями выбора у каждого из испытуемых дали основание для выбора экспериментальной группы. В экспериментальную группу вошли 36 человек. С данной группой в течение трёх месяцев проводился формирующий эксперимент.
Для подтверждения или опровержения поставленной нами гипотезы – формирование у подростков адекватных механизмов психологической защиты, навыков конструктивного поведения способствует его успешной социальной адаптации и снижает неуверенность в межличностных отношениях была разработана и внедрена программа формирующего эксперимента.
Цель: формирование адекватных способов психологической защиты как компонента повышения статусного положения подростков.
Задачами нашего формирующего эксперимента являются:
1. Сформировать у подростков умения и навыки конструктивного общения.
2. Сформировать адекватные способы психологической защиты.
3. Способствовать повышению уверенности в себе.
4. Формировать позитивное отношение к своему «Я»
5. Развивать способности адекватного и наиболее полного познания себя и других людей.
Исходя из поставленных задач, нами была разработана программа коррекционно-развивающей работы (Приложение 5). Она представлена в виде социально – психологического тренинга по формированию адекватных механизмов психологической защиты.
Социально – психологический тренинг (СПТ) – это вид психологического воздействия, в котором подразумевается использование своеобразных форм обучения знаниям, умениям и техникам в сфере общения и деятельности. СПТ представляет собой форму специально организованного общения, в ходе которого решаются вопросы развития личности, формирования коммуникативных навыков, оказания психологической помощи и поддержки. Тренинг позволяет снимать стереотипы и решать личностные проблемы его участников. В ходе тренингов происходит смена внутренних установок участников, расширяются их знания, и появляется опыт позитивного отношения к себе и окружающим.
Для тренинговой программы было отобрано 32 методики и техники. Общее время работы 20 часов. Программа разделена на 12 тренинговых занятий и включает в себя также два занятия, посвященных психологическому просвещению. Частота необходимых встреч один раз в неделю.
Данная коррекционно–развивающая программа основывается на следующих принципах:
1. Поэтапности и постепенности, т.е. каждый последующий этап логически вытекает из предыдущего. Благодаря этому, подросток постепенно углубляется в процесс осознания себя.
2. Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей подростка согласует требования соответствия хода психического и личностного развития подростка нормативному развитию.
3. Принцип опоры на разные уровни организации психических процессов. При составлении коррекционной программы мы опирались на более развитые психические процессы и использовали методы, их активизирующие.
4. Принцип возрастания сложности. Каждое задание проходит ряд этапов: от минимального простого – к максимально сложному. Это позволяет поддерживать интерес в коррекционной работе и дает возможность подростку испытать радость преодоления.
5. Учет объема и степени разнообразия материала. Во время реализации коррекционной программы необходимо переходить к новому объему материала только после относительной сформированности того или иного умения.
6. Учет эмоциональной сложности материала. Проводимые игры, занятия, упражнения, предъявляемый материал создают благоприятный эмоциональный фон, стимулируют положительные эмоции.
В составленной коррекционной программе использовалось большое количество упражнений и техник с высоким уровнем надежности, мы опирались на конкретные технологии, предложенные в работах Н.Ю. Фурманова, С.В.Кривцовой, Е.В.Сидоренко, И.В.Дубровиной. Упражнения усложнялись по ходу работы и подразумевали опору на уже выполненные упражнения и приобретенные навыки. По тому же принципу происходило увеличение объема нового материала.
СПТ предъявляет такие требования к проведению занятий, как равноправное общение на занятиях, наличие обратной связи, самораскрытие участников, осознание и формулирование собственных проблем, актуализация интеллектуальной и эмоциональной сфер личности, добровольное участие в тренинге, постоянный состав группы, конфиденциальность и изолированность полученной информации.
Важным элементом подготовки тренинга является первичная встреча с будущими участниками, где проводится групповая беседа, в ходе которой разъясняются задачи, сроки и продолжительность встреч.
Разработанная нами программа опирается на данные требования, подразумевает гуманистическую позицию тренера и направленность на осознание участниками себя как личности, ценностных ориентации, утверждения потребности в самоактуализации. В процессе тренинга развиваются такие техники самопознания, как анализ, обратная связь, рефлексия.
Проведение упражнений для формирования открытого и искреннего общения способствуют развитию уверенности в межличностных отношениях, использованию навыков взаимодействия и позитивного общения, пониманию окружающих людей, снятию ряда проблем в ситуациях межличностного взаимодействия и использованию этих навыков на практике. Также важно сформировать у подростка навыки установления социальных контактов. Это позволит подростку определить свой круг друзей и знакомых, полноценно личностно развиваться через новых людей, их интересы и вопросы и может способствовать установлению неконфликтных отношений с людьми, не очень приятными в общении. Кроме того, данная тренинговая работа способствует формированию внутригрупповой симпатии, как основы крепких межличностных отношений.
Тренинговая работа по адекватным способам психологической защиты включает в себя работу с барьерами межличностного общения, то есть способами ведения разговора, которые мешают людям понимать друг друга, ухудшают взаимоотношения, вызывают злость, протест и раздражение. Формирование навыков узнавания барьеров, их преодоления или игнорирования, способствует достижению ясности коммуникации, улучшению и развитию взаимоотношений, либо сглаживанию уже имеющихся конфликтов и конструктивному выходу из них.
Таким образом, работа направлена на формирование адаптивного копинг-поведения, которое направлено на взаимодействие с социальным окружением, поиск и предложение поддержки, проявляется в анализе трудностей, поиске путей решения проблемы, повышении самоконтроля и самооценки, вере в собственные ресурсы, уверенности в наличии выхода из любой ситуации.
Вся программа коррекционно-развивающей работы состоит из нескольких занятий проводимых в 3 этапа:
1. Ориентировочный этап – на этом этапе происходит знакомство и установление доверительных отношений между членами группы, выработка и принятие правил работы группы, создание атмосферы безопасности.
2. Реконструктивный этап – на этом этапе происходит интенсивная работа по формированию адекватных способов психологической защиты
3. Закрепляющий этап – этап характеризуется закреплением полученных на занятиях знаний, умений и навыков.
Организация встреч: каждая встреча, кроме первой, начинается с рефлексии, во время которой тренер узнает у участников их состояние, желание работать, настроение. Затем тренер объявляет тему и цели встречи и переходит к основным процедурам. В конце занятия проводиться рефлексия «здесь и теперь» процесса работы. В описание встречи включается информирование участников, которое ведущий использует, когда члены группы испытывают недостаток знаний по конкретному вопросу. Ведущий должен постоянно обращать внимание на уже пройденное, закреплять полученные знания и умения в процессе тренинга (это можно осуществлять посредством предоставления участникам заданий на самопознание).