Особенностей статусного положения акцентуированных подростков с различными копинг-стратегиями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 14:35, дипломная работа

Описание

Целью нашего исследования стало изучение связи статусного положения акцентуированных подростков с различными копинг-стратегиями.
Задачи исследования:
1. Изучить особенности подросткового возраста.
2. Изучить акцентуации характера.
3. Изучить механизмы психологической защиты.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
Глава I. Теоретический анализ литературы по проблеме особенностей статусного положения акцентуированных подростков с различными копинг-стратегиями……………………………………………………………….7
1.1. Особенности подросткового возраста в исследованиях отечественных и зарубежных психологов………………….……………………................................7
1.2. Проблема акцентуаций характера в психологической литературе…………………………………………………………………………..26
1.3. Понятие психологической защиты в трудах зарубежных и отечественных исследователей……………………………………………………………………...32
1.4. Особенности проявления механизмов психологической защиты в подростковом возрасте…………………………………….……………………….44
1.5. Психологические особенности статусного положения подростка……………………………………………………………………………51
Выводы……………………………………………………………………………...61
Глава II. Экспериментальное изучение связи статусного положения акцентуированных подростков с различными копинг-стратегиями………………………………………………………………………..63
2.1. Особенности проявления акцентуаций характера в подростковом возрасте……………………………………………………………………………..63
2.2. Использование механизмов психологической защиты в подростковом возрасте……………………………………………………………………………..68
2.3. Связь способов психологической защиты со статусным положением акцентуированных подростков…………………………………………………....73
Глава III. Формирование адаптивных копинг-стратегий у акцентуированных подростков………………………………………………….78
3.1. Механизм формирования адекватных способов психологической защиты средствами социально-психологического тренинга……………………………...78
3.2. Влияние механизмов психологической защиты на статус акцентуированных подростков…………………………………………………………………………...85
Заключение…………………………………………………………………………90
Литература………………………………………………………………………….93
Приложение………………………………………………………………………...99

Работа состоит из  1 файл

Диплом Пластов.doc

— 1.01 Мб (Скачать документ)

         Таким образом, каждый тип акцентуации характеризуется своими особенностями.

         Далее наша работа проводилась с акцентуированными подростками. Черта характера является акцентуированной, если превышает 19 баллов (согласно используемому опроснику). Если акцентуированной является одна черта, то тип характера определяется в первую очередь по ней. Если акцентуированы несколько черт, то тип определяется по всем ним с учетов максимумов. Четыре-пять повышений до уровня акцентуированности в профиле может означать наличие состояния психического стресса.

        Если в профиле нет заостренных черт, то, следовательно, у обследуемого нет выраженного типа характера и можно говорить о тенденциях к тому или иному типу (в диапазоне от 15 до 19 баллов).     

Результаты решения первой задачи, то есть, выявление акцентуированных подростков, можно представить следующим образом. Данные представлены в виде диаграммы 2.

Диаграмма 2 (1 – количество акцентуированных подростков, 2 – количество неакцентуированных подростков).

Соотношение же акцентуированных мальчиков и девочек может быть также представлено в процентах. Среди акцентуированных подростков 45%  составляют мальчики и 43% девочки. Таким образом, видно, что большинство подростков относятся к категории «акцентуированных», что является закономерным, ведь именно в данном возрасте наиболее отчетливо проявляются акцентуации характера.

В следующем параграфе будет рассмотрен вопрос об использовании акцентуированными подростками различных способов психологической защиты.

 

 

2.2.           Использование механизмов психологической защиты в подростковом возрасте

 

 

Анализ литературы показал, что способы психологической защиты бывают рациональными и нерациональными. Среди рассмотренных в нашей работе одиннадцати механизмов защиты к группе рациональных относятся: сублимация, рационализация и идентификация. Такие механизмы как: вытеснение, регрессия, замещение, отрицание реальности, реактивное образование, изоляция, проекция и фиксация, относятся к группе нерациональных механизмов защиты.

Механизмы психологической защиты проявляются в копинг-поведении. В основе каждой из различных поведенческих, эмоциональных и интеллектуальных копинг-стратегий личности может лежать один или несколько различных защитных механизмов [14]. Таким образом, анализируя поведение человека в проблемных ситуациях и рассматривая стратегии совладания личности в ситуациях психологической угрозы, можно говорить о механизмах психологической защиты, используемых данной личностью и лежащих в основе данного поведения. 

Для выявления преобладающих механизмов психологической защиты у детей подросткового возраста нами был использован разработанный Пустовой М.А. и Мураткиной Ю.Н. на основе методики Плутчика–Келлермана–Конте (Приложение 3), опросник, состоящий из 33 стимульных ситуаций (Приложение 4). В данный опросник включены ситуации, представленные конфликтами, проблемами, социально стрессовыми воздействиями, а также поведенческие реакции в ответ на эти ситуации, которые отражают особенности поведения и межличностных отношений, возникающих как следствие использования подростком различных механизмов психологической защиты. 

Испытуемым были выданы бланки с опросником и давалась следующая инструкция: «Перед тобой находится лист, на котором написаны различные ситуации. Возможно, ты уже оказывался в подобных ситуациях, а возможно – нет. Внимательно прочитай каждую ситуацию, ниже, под буквами А, Б и В предложены три варианта поведения в данной ситуации. Подумай, как бы ты поступил в подобной ситуации, и выбери тот вариант поведения, который тебе подходит». Обработка полученных данных проводилась с помощью подсчета выбранных подростком форм поведения и соответствующих этим формам, защитных механизмов.

Опросник содержит одиннадцать отдельных шкал, соответствующих одиннадцати рассматриваемых нами механизмов защиты, численные значения которых выводятся из числа выборов определенных утверждений, соответствующих поведенческим проявлениям рассматриваемых механизмов защиты и их последующим суммированием в рамках выборки.

При обработке полученных данных нас интересовали преобладание определенных механизмов защиты у подростков и уровень использования подростками рациональных защит. Мы получили следующие результаты, которые можно представить в виде диаграммы 3:

 

 

Диаграмма 3.

        Где 1- вытеснение, 2-замещение, 3-идентификация, 4-изоляция, 5-отрицание, 6-проекция, 7-рационализация, 8-реактивное образование, 9-регрессия, 10-сублимация, 11-фиксация.

        Из диаграммы видно, что наиболее часто подростками используются такие механизмы, как:

-         реактивное образование (65,75%);

-         отрицание (44%);

-         проекция (24%);

-         изоляция (21,5%).

        Таким образом, доминирующими в подростковом возрасте являются нерациональные механизмы психологической защиты. Нерациональные механизмы психологической защиты снижают способность социальной адаптации личности, так как отдаляют ее от реальности, нарушают контакт с другими людьми, что может вызывать негативную реакцию со стороны окружающих.

        Стратегии поведения при использовании таких механизмов защиты заключаются в избегании мыслей о неприятностях, отказе от решения проблем и называются неадаптивными копинг-стратегиями. Подросток отказывается преодолевать трудности из-за неверия в свои силы, умышленной недооценки неприятностей, в результате чего может возникать чувство безнадежности и покорности, либо вспышки злости и поиск виновных.

        Реактивное образование особенно проявляется в социально одобряемом поведении, которое выглядит преувеличенным и негибким. Этот механизм имеет побочные эффекты в виде деформации социальных отношений с окружающими.

        Особенности проявления отрицания реальности, заключаются в эгоцентризме, внушаемости, стремлении быть в центре внимание, жажде признания, самонадеянности, хвастовстве, жалости к себе и других особенностях поведения.

        В результате использования механизма проекции личность начинает обладать неадекватной реальности информацией и жить в мире иллюзий. Именно этот защитный механизм вызывает чувство одиночества, изолированности, зависти, агрессивности. Провоцирует у индивида враждебное восприятие окружающих и формирование оборонительных стратегий, направленных на мнимых врагов.

        Использование механизма изоляции приводит к тому, что в случае возникновения угрожающей, психотравмирующей ситуации, подросток отстраняется от общения с близкими людьми, от игр или немотивированно отказывается от выполнения требуемых действий.

        Также по диаграмме мы можем видеть, что рациональные способы психологической защиты, такие как сублимация, идентификация и рационализация, подростками практически не используются:

- сублимация – 12%;

- идентификация – 6,65;

- рационализация – 4%.

        Низкий уровень использования адаптивных и относительно адаптивных копинг-стратегий в подростковом возрасте может выражаться в неспособности стать на точку зрения другого человека и принять его способы восприятия окружающего мира. Это проявляется в нарушениях усвоения социальных умений и навыков, в неспособности к снятию напряжения при переживании дискомфорта и, соответственно, не позволяет отреагировать инстинктивные импульсы, для снижения вероятности их внешних проявлений в социально опасной или конфликтной форме, что приводит к «повышенной нервной возбудимости, тревожности и агрессивности, как негативным последствиям неразрешенного внутреннего конфликта», который и ведет к использованию нерациональных способов психологической защиты [14].

        Отказ от использования данных механизмов разрушает конструктивное поведение, полезное для группы, нарушает исполнение социальных ролей за счет усиления эмоционального напряжения. Может разрушить мотивацию к совместной деятельности группы и цели социальной адаптации, то есть приспособление каждого человека к требованиям социального окружения.

        Далее нам необходимо изучить структуру межличностных отношений подростков и связь копинг-стратегий со статусным положением акцентуированных подростков. Данный вопрос будет рассмотрен в следующем параграфе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3.           Связь способов психологической защиты со статусным положением акцентуированных подростков

 

        Для исследования межличностных отношений был использован метод социометрии Дж.Морено. Социометрия является одной из наиболее часто используемых психодиагностических процедур в социально-психологическом анализе групповых отношений. Со времени своего создания этот метод пользуется неизменным успехом у специалистов, и получил свое развитие в различных модификациях, совершенствовании процедур обсчета данных и интерпретации полученных результатов. Социометрические методы предоставляют широкие возможности изучения структуры межличностных отношений в группе, их использование в сочетании с другими методами психодиагностики позволяет получать важную информацию о динамике развития отношений в группе. Социометрический подход используется также и для изучения личности, ее возможного влияния на других членов группы.      

        Социометрическая процедура в нашем исследовании имеет целью
выявление «социометрических позиций», то есть соотносительного авторитета членов группы по признакам симпатии-антипатии, где на крайних полюсах оказываются «лидер» группы и «отвергнутый».

        Социометрия применяется как в научных, так и в прикладных исследованиях. Практикующие психологи используют ее для определения эффективности групповой тренинговой работы, для изучения психологического климата коллектива, для диагностики наблюдательности, с целью правильного распределения по командам, бригадам и так далее.
Являясь простым в проведении, этот метод требует тщательной подготовки и специальных знаний, поэтому его освоению отводится особое место. Опыт показывает, что понимание происходящих в группе процессов является необходимым условием для формирования мышления специалиста-психолога.    Социометрия является не единственным, но важным средством для осуществления этого процесса. Несмотря на множество вариантов использования социометрии, для всех них общим остается одно – сущность метода, который можно определить следующим образом. Социометрия – метод, направленный на выявление структуры межличностных отношений путем фиксации взаимных чувств симпатии и неприязни среди членов группы.

        Мы использовали параметрическую процедуру с ограничением числа выборов. Испытуемым предлагалось выбрать строго фиксированное число из всех членов группы. В группе из 25 человек каждому предлагалось выбрать лишь 3 или 4 человека. Величина ограничения числа социометрических выборов получила название «социометрического ограничения» или «лимита выборов». Многие исследователи считают, что введение «социометрического ограничения» значительно превышает надежность социометрических данных и облегчает статистическую обработку материала. С психологической точки зрения социометрическое ограничение заставляет испытуемых более внимательно относиться к своим ответам, выбирать для ответа только тех членов группы, которые действительно соответствуют предлагаемым ролям партнера, лидера или товарища по совместной деятельности. Лимит выборов значительно снижает вероятность случайных ответов и позволяет стандартизировать условия выборов в группах различной численности в одной выборке, что и делает возможным сопоставление материала по различным группам.
         В обследовании принимали участие 53 испытуемых. При проведении данного метода всем учащимся были заданы следующие вопросы:

1) Кого из одноклассников вы бы хотели пригласить на день рождения?

2) Кого из одноклассников вы бы не хотели приглашать на день рождения?

3) С кем из одноклассников вы бы хотели готовить реферат или сообщение?

4) С кем из одноклассников вы бы не хотели готовить реферат или сообщение?

Испытуемым предлагалось выбрать 3-4 человека из класса при ответе на каждый из вопросов.

        Те, кто по результатам социометрии получил среднее и большое число выборов (3-5), относятся к «предпочитаемым»; кого выбирали редко (1-2 выбора) – к «пренебрегаемым»; кто получил наибольшее количество выборов ( 6 и >) – к «звёздам»; кого не выбрали ни разу – к «изолированным». Испытуемые, получившие только отрицательные выборы, попадают в категорию «отвергаемых».

         Данные, полученные в ходе опроса, были занесены в социометрическую матрицу. В процентном отношение были получены следующие результаты (Диаграмма 4):

1 - «звёзды» (10%),

2 - «предпочитаемые» (32%),

3 - «пренебрегаемые» (37%),

4 - «отвергаемые» (16%),

5 - «изолированные» (5%).

Диаграмма 4

        Таким образом, мы видим статусное положение каждого из учащихся. Также можно выделить и взаимные выборы, указанные в социометрической матрице. Благодаря данному методу мы можем сделать вывод о межличностных отношениях в классе, формальные и неформальные связи.    

Информация о работе Особенностей статусного положения акцентуированных подростков с различными копинг-стратегиями