Особенностей статусного положения акцентуированных подростков с различными копинг-стратегиями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 14:35, дипломная работа

Описание

Целью нашего исследования стало изучение связи статусного положения акцентуированных подростков с различными копинг-стратегиями.
Задачи исследования:
1. Изучить особенности подросткового возраста.
2. Изучить акцентуации характера.
3. Изучить механизмы психологической защиты.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
Глава I. Теоретический анализ литературы по проблеме особенностей статусного положения акцентуированных подростков с различными копинг-стратегиями……………………………………………………………….7
1.1. Особенности подросткового возраста в исследованиях отечественных и зарубежных психологов………………….……………………................................7
1.2. Проблема акцентуаций характера в психологической литературе…………………………………………………………………………..26
1.3. Понятие психологической защиты в трудах зарубежных и отечественных исследователей……………………………………………………………………...32
1.4. Особенности проявления механизмов психологической защиты в подростковом возрасте…………………………………….……………………….44
1.5. Психологические особенности статусного положения подростка……………………………………………………………………………51
Выводы……………………………………………………………………………...61
Глава II. Экспериментальное изучение связи статусного положения акцентуированных подростков с различными копинг-стратегиями………………………………………………………………………..63
2.1. Особенности проявления акцентуаций характера в подростковом возрасте……………………………………………………………………………..63
2.2. Использование механизмов психологической защиты в подростковом возрасте……………………………………………………………………………..68
2.3. Связь способов психологической защиты со статусным положением акцентуированных подростков…………………………………………………....73
Глава III. Формирование адаптивных копинг-стратегий у акцентуированных подростков………………………………………………….78
3.1. Механизм формирования адекватных способов психологической защиты средствами социально-психологического тренинга……………………………...78
3.2. Влияние механизмов психологической защиты на статус акцентуированных подростков…………………………………………………………………………...85
Заключение…………………………………………………………………………90
Литература………………………………………………………………………….93
Приложение………………………………………………………………………...99

Работа состоит из  1 файл

Диплом Пластов.doc

— 1.01 Мб (Скачать документ)

        Однако невозможно с уверенностью установить характер отмеченной зависимости: что чем детерминируется – статус морально-этической взрослостью или морально-этическая взрослость обеспечивает высокий статус.

        Важно отметить, что подростки, занимающие крайние положения в системе внутриколлективных отношений, характеризуются повышенной сензитивностью. Подростки с высоким статусом, чутко устанавливая изменения во взаимоотношениях, стремятся адекватно изменить своё поведение, а подростки с низким статусом проявляют неадекватные аффективно-защитные реакции или уходят из ситуации общения.

        Различия обнаруживаются и в том, что популярные подростки «проявляют интерес не только к характеру отношений со сверстниками, но и к содержанию совместной деятельности, к её процессу и результату. «Непопулярные» преимущественно акцентированы на отношениях».

        Если же говорить о направленности личности подростка и зависимости от неё положения подростка, то следует, к сожалению, отметить, что специальных исследований не проводилось. Некоторые выводы о сочетании коллективистской направленности с высоким статусом можно сделать из исследования В.А. Синицкой, проведённого под руководством Т.Е. Конниковой. 

        На наш взгляд, важно также понять, каким образом решается вопрос положения ученика в системе межличностных отношений. Дифференциация в группах детей и подростков подвержена определенным закономерностям. Одной из них можно назвать связь статуса ученика в группе с его успеваемостью. В то же время не столько сама по себе успеваемость определяет статус ученика в классе, сколько те личностные качества, которые характеризуют его отношение к учебё: трудолюбие, добросовестность и т.д. Популярными в учебном коллективе, как правило, являются ученики с широким кругом интересов и серьёзными духовными запросами. Эту группу школьников отличает серьёзное отношение к учебной деятельности. Учащиеся, занимающие неблагоприятное положение в структуре межличностных отношений, относятся либо к слабо успевающим, либо к неуспевающим и имеют низкий статус.

        Взаимосвязь статуса и успеваемости учащихся имеет свое психологическое основание. Успеваемость для школьников выступает показателем уровня интеллектуальных и волевых свойств личности. Хорошие отметки выступают как социальная оценка компетентности учеников в различных областях знаний, их ответственности, целеустремленности, общительности, а именно это высоко ценится в группе школьников.

        Подростки, стремясь повысить в школе свой статус, но не обладая для этого достаточными социально приемлемыми средствами, сплошь и рядом реализуют свои цели неадекватными способами, привнося в общение с одноклассниками нормы и ценности компании – зачастую имеющей характер асоциальной ассоциации, - которые, как они надеются, обеспечат им признание среди соучеников.

        Потребность в приобретении и поддержке статуса – одна из важных социальных потребностей. Невозможность занять определенное положение в структуре групповых отношений или угроза утраты имеющегося статуса может вызывать состояние «аффекта неадекватности». Это явление возникает у подростков в том случае, когда высокие притязания в какой-то сфере деятельности не могут быть подкреплены реальными достижениями. При этом негативные эмоциональные реакции зачастую обращены на тех, кто указывает ученику на его промахи, - «виноватыми» оказываются все, но не он сам. Аффект неадекватности в подобных ситуациях наблюдается у школьников всех возрастных групп, как у успевающих, так и у слабых учеников. Переживаемое ими чувство неудовлетворенности проявляется в агрессии, в отказе выполнять требования учителя, в демонстративном нарушении дисциплины.

        Таким образом, на основании теоретического анализа проблемы социометрического статуса в психологической науке нам представляется возможным сделать следующие выводы:

1). Группа является важнейшим элементом той «микросреды», которая окружает личность и оказывает на ней наибольшее непосредственное воздействие [31,45].

2). Каждый индивид имеет свой социометрический статус, который в структуре эмоциональных предпочтений можно рассматривать как некоторое выражение степени привлекательности, симпатичности его личности для других.

3). Статус – это позиция, нормы и правила поведения, которые предписано соблюдать данному человеку в данной группе. Через особенности этой позиции человек в группе оценивает сам себя, и его оценивают остальные.

4). Умение адекватно оценивать отношение к себе других людей является важным показателям личностной зрелости и эмоционального благополучия подростка. Социально-рефлексивная неадекватность оказывает влияние на удовлетворенность или неудовлетворенность в общении с одноклассниками, что может сказаться на формировании положительных или отрицательных черт личности и особенностей поведения подростка. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы

 

        Таким образом, анализ литературы по данной проблеме позволил сформулировать следующие основные положения:

1). Подростковый возраст, занимающий важное место в общем ходе онтогенетического развития, представляет собой фазу перехода от детства к взрослости. Именно поэтому в психологии и поведении подростка, с одной стороны, ещё представлены черты ребенка, а с другой – уже «назревают» черты взрослого человека. Иными словами, подростковый возраст трактуется как сложный и противоречивый этап становления личности, сопровождаемый качественными и количественными изменениями в психосексуальной, интеллектуальной и социальной областях [33].

2). В данный период завершается формирование характера с заострением некоторых его черт и последующим сглаживанием. Именно в подростковом возрасте чаще всего проявляются акцентуации характера. По определению Личко, «акцентуации характера – это крайние варианты его нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, отчего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определённого рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим» [43].

3). Как отмечает З.Фрейд, психологическая защита – это совокупность действий, стратегия, направленная против нарушения Я – психического «органа равновесия», связующего центра различных психических процессов [24]. Механизмы психологической защиты проявляются в копинг-поведении. В основе каждой из различных поведенческих, эмоциональных и интеллектуальных копинг-стратегий личности может лежать один или несколько различных защитных механизмов [14].

4). В рамках теории Р.Лазаруса копинг-поведение рассматривается как деятельность личности по поддержанию баланса между требованиями среды и ресурсами, удовлетворяющими этим требованиям, с точки зрения выполнения им двух основных функций: регуляции эмоций и управлении проблемами, вызывающими дистресс. Копинг, нацеленный на эмоции, определяется как когнитивные, эмоциональные и поведенческие усилия, с помощью которых личность редуцирует эмоциональное напряжение. Усилия, с помощью которых личность пытается устранить влияние стрессора, определяются как копинг, нацеленный на проблему [19].

5). Статус – это позиция, нормы и правила поведения, которые предписано соблюдать данному человеку в данной группе. Через особенности этой позиции человек в группе оценивает сам себя, и его оценивают остальные. Умение адекватно оценивать отношение к себе других людей является важным показателям личностной зрелости и эмоционального благополучия подростка. Социально-рефлексивная неадекватность оказывает влияние на удовлетворенность или неудовлетворенность в общении с одноклассниками, что может сказаться на формировании положительных или отрицательных черт личности и особенностей поведения подростка. 

        На основании учета теоретических позиций отечественных и зарубежных психологов стало возможным выделение следующей гипотезы экспериментального исследования:

1). Для низкостатусных акцентуированных подростков характерно использование неадаптивных копинг-стратегий;

2). Формирование совладающего поведения, направленного на взаимодействие с социальным окружением для разрешения конфликтных и проблемных ситуаций, способствует повышению их статуса.

 

 

 

 

ГЛАВА . Экспериментальное изучение связи статусного положения акцентуированных подростков с различными копинг-стратегиями.

 

 

2.1. Особенности проявления акцентуаций характера в подростковом возрасте

 

В нашем исследовании принимали участие 60 испытуемых в возрасте 13-14 лет, учащиеся гимназии №4 г. Сургута. Предметом исследования явились акцентуации характера подростков как  ярко выраженные заостренные черты характера, особый акцент в узоре характерологических стремлений и в картине реализующих их поведенческих схем. Акцентуации характера определяют тип характера человека.

Для исследования акцентуации характера мы использовали адаптированный подростковый опросник Леонгарда - Шмишека «Определение акцентуации характера у подростков» (см. Приложение 1). Форма проведения – групповое обследование (группа до 20 человек). Данный опросник позволил выявить девять типов акцентуации: гипертимный, застревающий, эмотивный, педантичный, тревожный, циклоидный, демонстративный, возбудимый, экзальтированный. Анкета содержит 88 вопросов, на каждый из которых испытуемым нужно было ответить «да», если ответ утвердительный или «нет», если ответ отрицательный.

Полученные данные представлены ниже в виде диаграммы 1.

 

1 -  Гипертимный тип

2 -  Циклоидный тип

3 -  Застревающий тип

4 -  Эмотивный тип

5 -  Педантичный тип

6 -  Тревожный тип

7 -  Демонстративный тип

8 -  Возбудимый тип

               9 -  Экзальтированный тип.

         Проанализировав литературу по данному вопросу, а также, используя метод наблюдения (Приложение 2), мы выделили следующие основные особенности поведения акцентуированных подростков.             

* 34% - Гипертимный тип:

Почти всегда хорошее, приподнятое настроение, подвижность, общительность, чрезмерная самостоятельность, лёгкость общения и быстрота усвоения учебного материала. Отмечалась тяга к компании сверстников и стремление к лидерству. Подростки данного типа показали себя блестящими собеседниками, умеющими развлекать других. Зачастую обладают повышенной самооценкой. В некоторых ситуациях склонны переоценивать свои возможности. Критические замечания в свой адрес воспринимали достаточно болезненно.

* 24% - Циклоидный тип:

Скрытый, не проявляет себя. Отмечались негрубо выраженные колебания настроения, когда периоды подъёма сменялись периодами спада. Радостные события вызывают у подростков данного типа жажду деятельности, повышенную говорливость, печальные – подавленность, замедленность, реакций и мышления. В зависимости от периода (субдепрессивного или подъема) стремились то быть в компании одноклассников, то находится в стороне.

*19% - Застревающий тип:

Основной чертой является склонность к аффектам, инертность в мышлении, в моторике. Для них характерны повышенная самооценка, самонадеянность, заносчивость, негибкость. В процессе наблюдения за данной категорией подростков отмечалось нежелание устанавливать контакт и неспособность сопереживать одноклассникам.

*6% - Эмотивный тип:

Сторонятся сверстников, предпочитают играть в тихие игры, с младшими по возрасту. Обычно чрезмерно привязаны к родителям, одноклассникам, с трудом общаются с новыми людьми. Если и держатся среди сверстников, то так, чтобы особенно не обращать на себя внимание. Отмечались такие черты, как  эмоциональность, чувствительность, гуманность, отзывчивость. Любые жизненные события воспринимаются достаточно ярко, серьезнее, чем у других людей.           

*8% - Педантичный тип:

При явной степени выраженности характерны: тяжесть на подъём,  нерешительность, скурпулёзность, любовь к порядку, робость, добросовестность, раздражительность. В ходе наблюдения было отмечено  жесткое следование плану подростками этого типа. В некоторых ситуациях сами искали повод для скандала, который мог оказаться незначительным, стремились властвовать над сверстниками.

*12% - Тревожный тип:

Тревожны, боязливы; характерны робость, пугливость, покорность, ипохондричность, неуверенность в себе, постоянные сомнения. Достаточно болезненно переносили ситуации, где становились объектом насмешек, подозрения.             

  *37% - Демонстративный тип:

Любят быть в центре внимания, крайне эгоцентричны, обладают ненасытной жаждой внимания к своей особе, стремятся любыми средствами добиться восхищения, признания, сочувствия. Они всегда там, где можно быть у всех на виду. Для этих подростков характерны живость, подвижность, фантазия, артистизм, повышенная самооценка. Утрата внимания некоторых лиц воспринималась очень остро. Отмечались попытки возвыситься своими рассказами о достижениях, удачах.        

*8% - Возбудимый тип:

Свойственна вязкость, инертность, бережное соблюдение своих интересов и пренебрежение чужими. В конфликте проявляли себя несдержанно, агрессивно, грубо. Склонны к затяжным периодам злобно-тоскливого настроения со стремлением сорвать зло на окружающих. Занимает самые удобные и комфортабельные места и заботливо их для себя оберегает. В некоторых ситуациях проявлялось стремление властвовать над одноклассниками.                  

*5% - Экзальтированный тип: 

Свойственна порывистость, лабильность психики, страстность, полярность чувств (любовь и ненависть, восторг и отчаяние и т.д.). Самая сильная любовь возникает в тех случаях, когда любящий не встречает взаимности, восторженность.

Информация о работе Особенностей статусного положения акцентуированных подростков с различными копинг-стратегиями