Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 14:35, дипломная работа
Целью нашего исследования стало изучение связи статусного положения акцентуированных подростков с различными копинг-стратегиями.
Задачи исследования:
1. Изучить особенности подросткового возраста.
2. Изучить акцентуации характера.
3. Изучить механизмы психологической защиты.
Введение……………………………………………………………………3
Глава I. Теоретический анализ литературы по проблеме особенностей статусного положения акцентуированных подростков с различными копинг-стратегиями……………………………………………………………….7
1.1. Особенности подросткового возраста в исследованиях отечественных и зарубежных психологов………………….……………………................................7
1.2. Проблема акцентуаций характера в психологической литературе…………………………………………………………………………..26
1.3. Понятие психологической защиты в трудах зарубежных и отечественных исследователей……………………………………………………………………...32
1.4. Особенности проявления механизмов психологической защиты в подростковом возрасте…………………………………….……………………….44
1.5. Психологические особенности статусного положения подростка……………………………………………………………………………51
Выводы……………………………………………………………………………...61
Глава II. Экспериментальное изучение связи статусного положения акцентуированных подростков с различными копинг-стратегиями………………………………………………………………………..63
2.1. Особенности проявления акцентуаций характера в подростковом возрасте……………………………………………………………………………..63
2.2. Использование механизмов психологической защиты в подростковом возрасте……………………………………………………………………………..68
2.3. Связь способов психологической защиты со статусным положением акцентуированных подростков…………………………………………………....73
Глава III. Формирование адаптивных копинг-стратегий у акцентуированных подростков………………………………………………….78
3.1. Механизм формирования адекватных способов психологической защиты средствами социально-психологического тренинга……………………………...78
3.2. Влияние механизмов психологической защиты на статус акцентуированных подростков…………………………………………………………………………...85
Заключение…………………………………………………………………………90
Литература………………………………………………………………………….93
Приложение………………………………………………………………………...99
Таким образом, психологическая защита – это специальная регулятивная система стабилизации личности, ограждающая сферу сознания от неприятных, травмирующих переживаний, сопряженных с внутренними и внешними конфликтами, состояниями тревоги и дискомфорта с помощью особых механизмов защиты. Наиболее мощный критерий эффективности действия защитных механизмов – это ликвидация тревоги и избавление от страха. Психологическая защита обеспечивает адаптацию личности за счет подсознательной переработки поступающей информации. Подобно всем другим психическим процессам, защитные механизмы имеют свои объективные проявления: внешне наблюдаемые и регистрируемые признаки на уровне действий, эмоций или рассуждений человека.
Эти и многие другие факторы могут способствовать понижению или повышению статусного положения подростка в группе. Далее мы рассмотрим особенности статусного положения подростка.
1.5. Психологические особенности статусного положения подростка
Коллектив, в котором развивается и воспитывается личность, является связующим звеном между нею и обществом [46]. Коллективная жизнь, как отмечает Т.Шибутани, обусловлена биологической необходимостью: человеческий ребенок рождается настолько неразвитым и беспомощным, что, оставаясь один, он просто не мог бы выжить. Таким образом, групповая жизнь неизбежна и, как правильно отмечает Л.П. Буява, «группа является важнейшим элементом той «микросреды», которая окружает личность и оказывает на ней наибольшее непосредственное воздействие» [31].
В школе учащийся входит в состав ученического коллектива – малой социальной группы, созданной для эффективного решения учебных, трудовых, воспитательных задач. Школьный класс таким образом можно отнести к малой группе в виду того, что он существует длительное время, имеет стабильный персональный состав, большую частоту контактов между членами, наличие единства важного для своих членов деятельности. Исходя из этого, все особенности малой группы характеризуют и школьный класс.
Я.Л. Коломинский отмечает существование двух основных подсистем отношений в классе – личные взаимоотношения и отношения деловые, «ответственной зависимости» - специфической характеристики, определяемой конкретно-целенаправленной деятельностью коллектива [31]. В школьной группе переплетаются официальные и неофициальные, деловые и личностные отношения, которые восходят в структуру более сложного образования как взаимоотношения между людьми в группе. Как отмечает Б.Д. Парыгин, от особенностей этих взаимоотношений зависит удовлетворенность или неудовлетворенность в общении с одноклассниками, которые могут сказаться на формировании положительных или отрицательных черт личности и особенностей поведения [49].
Положение члена группы в системе внутриличностных предпочтений, его авторитет называют статусом члена группы [49]. Каждый индивид в группе имеет социометрический статус, который в структуре эмоциональных предпочтений можно рассматривать как некоторое выражение степени привлекательности, симпатичности его личности для других. Чем выше статус, как отмечает М.Р. Битянова, тем привлекательнее данный член группы для остальных, тем выше потребность в общении с ним, внимании с его стороны.
Социометрический статус может быть определен при анализе суммы предпочтений и отвержений, получаемых от других членов; он может быть более высоким или низким в зависимости от того, какие чувства испытывают другие члены группы по отношению к данному субъекту – положительные или отрицательные. Совокупность всех статусов, в свою очередь, задает статусную иерархию в группе.
Социометрический статус близок к личному статусу, представляющему собой, по определению Т. Шибутани, «положение, которое человек занимает в первичной группе в зависимости от того, как он оценивается в качестве человеческого существа. Личный статус, как и положение человека в обществе, есть социальный процесс и он может быть определен только в связи с взаимоотношениями, которые устанавливаются между людьми в первичной группе» [75,229].
Я.Л. Коломинский подчеркивает, что социометрический статус является элементом подструктуры личностных взаимоотношений, а не общения, и это следует учитывать при анализе различных социометрических категорий.
Изменение социометрического статуса членов группы является важной проблемой для руководителя или педагога. Статус человека часто представляет собой относительно устойчивую величину, то есть переходя из одной группы в другую, человек переносит и свой статус. Однако с точки зрения развития личности, как считает Е.В. Андриенко, неизменность социометрического статуса рассматривается как фактор риска, даже если это статус звезды. Необходимость изменения социометрического статуса диктуется потребностями человека вырабатывать гибкие стратегии поведения для социальной адаптации в различных условиях жизни. Поэтому целесообразно пройти через различные статусы в разных группах. Сложность проблемы заключается также в том, что люди по-разному воспринимают и относятся к своему статусу. Большинство имеет представление о том, какой статус они занимают в первичной группе. Среднестатистические члены группы, как правило, воспринимают свое положение адекватно. Но крайние статусные категории вследствие действия психологических защит часто воспринимают отношение других людей к себе неадекватно [4].
Изучению зависимости социометрического статуса от тех или иных личностных и групповых факторов посвящено большое число исследований в нашей стране и за рубежом. Так, выводы о качествах, делающих человека вожаком, в работах Е.А. Аркина, П.П. Блонского, А.С. Залужного, в произведениях А.С. Макаренко предвосхитили данные многих новейших социально-психологических исследований.
В зарубежной социометрии, несмотря на фактическую попытку снятия проблемы, предпринятую Д.Морено выдвижением мистического понятия «теле», изучалась зависимость социометрического статуса от множества личностных и социально-демографических особенностей членов группы.
В конкретных исследованиях обнаружено, что на социометрическое положение влияют, прежде всего, разнообразные личные факторы: внешний вид, более высокие школьные показатели и умственная одарённость, более молодой возраст, большая общительность, готовность помочь товарищу.
К этим данным можно в какой-то мере отнести и некоторые результаты изучения лидерства, хотя лидер и наиболее предпочитаемый в эмоциональном плане член группы могут обладать несовпадающими наборами качеств.
В обзоре Р. Манна, в котором обобщаются все работы по лидерству с 1900 по 1957 год, сделана попытка вскрыть личностный характер лидера. Однако, обнаружено не очень много совпадающих черт. Одна личностная характеристика присутствует по данным почти всех исследований – высокий интеллект. Но даже эта особенность человека «не срабатывает» одинаково надёжно в любой группе.
В зарубежных социометрических исследованиях отмечено также влияние социальных факторов на положение человека в группе уже на школьных возрастных уровнях. Как отмечает Н. Гронланд, социометрические реакции детей в определённой мере ограничиваются и модифицируются социальной структурой того сообщества, в котором они живут (общество, класс), семейным опытом, близостью к тем или иным группам детей, существующими в данном сообществе «социальными трещинами».
Измеряя значимость того или иного фактора для определения социометрического статуса индивида, следует, по выражению Н. Гронланда, иметь в виду, что положение человека в социальной структуре зависит от общего рисунка структуры личностных характеристик и тех оценок, которые он получает в качестве члена группы.
Что же означает «общий рисунок структуры личностных характеристик»? Это определённая теоретическая модель личности, которая как раз отсутствует в большинстве социометрических исследований. Следует отметить, что указанный недостаток присущ многим исследованиям в этой области, которые проведены до настоящего времени в нашей стране.
Анализ более 150 исследований, посвящённых данной проблеме, обнаруживает некоторые общие гипотезы и экспериментальные подходы её разрешения. Наиболее распространённая предпосылка, которая почти никогда не формулируется, заключается в том, что социометрический статус принимается в качестве некоей суммы более или менее независимых качеств личности, особенностей поведения, внешности, успехах в тех или иных видах деятельности, социально-демографических характеристик, особенностей высшей нервной деятельности, психодинамических показателей.
Значительно реже характеристики индивида сопоставляются с особенностями группы, относительно которой измеряется статус. И лишь в немногих работах предпринимаются попытки связать социометрический статус с интегральными характеристиками личности, вытекающими из определённой и чётко сформулированной общей концепции.
Как отмечает Х. Лийметс, «вопрос о факторах статуса решается в большей мере исследованием корреляционных связей между статусом и разными характеристиками личности, имеющей то или другое положение в группе».
В социометрических исследованиях последних лет фактически применяется весь методический арсенал социальной и дифференциальной психологии и соответствующие методы математической обработки. Широко используются специально подготовленные интервью, которые на младших возрастных уровнях имеют вид «беседы с детьми в условиях специально организованного общения». Изыскиваются различные способы активизации оценочных суждений детей.
На старших возрастных уровнях для выявления мотивировок социометрического выбора широко используются различные модификации анкет и опросников. Здесь представляет интерес предложенная В.А. Петровским и А.И. Донцовым методика выявления «мотивационного ядра выбора», под которым понимается «устойчивая система мотивов, образующих психологическую основу индивидуальной предпочтительности, проявляемой школьниками в социометрическом эксперименте» [51,123].
Для установления действительного наличия у членов группы тех или иных признаков используются методы «полярных профилей», «обобщения независимых характеристик», «метод оценивания». Так, в исследованиях А.Б. Широковой для получения достоверной информации о наличии у испытуемых тех или иных качеств личности и особенностей поведения был проведён стандартизированный опрос 10 взрослых и 10 одноклассников. Если большинство опрошенных приписывали испытуемому определённый признак, этот признак считался действительно ему присущим.
Для выявления индивидуально-психологических особенностей используются стандартизированные опросники Айзенка, Кэттелла Векслера, шкалы ММРI, проективные методики. Уровень социометрического статуса сопоставляется также с выявленными электрофизиологическими методами психодинамическими особенностями человека.
Следует сказать и о взаимосвязи статуса с качествами личности и особенностями поведения.
Особый интерес представляют мотивировки, данные испытуемыми разных возрастов своему выбору.
Так, в подростковом возрасте структура мотивировок меняется. Значительно большую роль начинают играть указания на нравственно-психологические черты личности товарища – «волевой», «честный», «смелый», «простой», «весёлый».
В качестве мотива выбора у шестиклассников же появляются высказывания, свидетельствующие об осознании потребности внутреннего общения, сопереживания, что более характерно для старшеклассников и студентов.
Мотивировки морального характера привлекаются подростками и для обоснования своего нежелания выбрать того или иного одноклассника: лень, уклонение от труда, лживость, нечестность, завистливость.
Различия в наборах качеств, повышающих и понижающих положение, заключается ещё в одной важной особенности. Как отмечает А.Б. Широкова, для того, чтобы завоевать благоприятное положение среди сверстников, ребёнку необходимо обладать многими положительными чертами; для того же, чтобы попасть в число непопулярных и даже изолированных детей, ему часто достаточно обладать одной-двумя резко отрицательными чертами.
По данным В.Г. Хроменка, среди черт личности подростка, выступающего как объект симпатии, выделяются в первую очередь эмоциональные качества (чуткость, отзывчивость, скромность, готовность оказать помощь); во вторую очередь выделяются волевые качества личности, в третью интеллектуальные [73, 43].
В работах А.И. Высоцкого, С.М. Бирюкова, В.П. Чибалина, Ю.Л. Еремкина показано, что на всех возрастных этапах волевые черты оказывают значительное влияние на социометрический статус индивида.
В исследовании А.В. Захаровой рассматривается взаимосвязь некоторых общих черт личности подростков, объединённых понятием «морально-этическая» взрослость, с их статусом в коллективе. Анализ поведения испытуемых, занимающих полярные положения в коллективе, обнаружил, что оно во многом противоположно.
«Популярные» подростки характеризуются высокой степенью социабельности, под которой понимается соответствие поступков основным моральным ценностям коллектива. Поведение «непопулярных» подростков, напротив, характеризуется ярко выраженной асоциабельностью: они не умеют ответить требованиям коллектива, руководствоваться этими требованиями в своём поведении. Общий вывод заключается в том, что в становлении морально-этической взрослости «популярные» подростки делают более продуктивные шаги по сравнению с «непопулярными» [25, 93].