Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 14:35, дипломная работа
Целью нашего исследования стало изучение связи статусного положения акцентуированных подростков с различными копинг-стратегиями.
Задачи исследования:
1. Изучить особенности подросткового возраста.
2. Изучить акцентуации характера.
3. Изучить механизмы психологической защиты.
Введение……………………………………………………………………3
Глава I. Теоретический анализ литературы по проблеме особенностей статусного положения акцентуированных подростков с различными копинг-стратегиями……………………………………………………………….7
1.1. Особенности подросткового возраста в исследованиях отечественных и зарубежных психологов………………….……………………................................7
1.2. Проблема акцентуаций характера в психологической литературе…………………………………………………………………………..26
1.3. Понятие психологической защиты в трудах зарубежных и отечественных исследователей……………………………………………………………………...32
1.4. Особенности проявления механизмов психологической защиты в подростковом возрасте…………………………………….……………………….44
1.5. Психологические особенности статусного положения подростка……………………………………………………………………………51
Выводы……………………………………………………………………………...61
Глава II. Экспериментальное изучение связи статусного положения акцентуированных подростков с различными копинг-стратегиями………………………………………………………………………..63
2.1. Особенности проявления акцентуаций характера в подростковом возрасте……………………………………………………………………………..63
2.2. Использование механизмов психологической защиты в подростковом возрасте……………………………………………………………………………..68
2.3. Связь способов психологической защиты со статусным положением акцентуированных подростков…………………………………………………....73
Глава III. Формирование адаптивных копинг-стратегий у акцентуированных подростков………………………………………………….78
3.1. Механизм формирования адекватных способов психологической защиты средствами социально-психологического тренинга……………………………...78
3.2. Влияние механизмов психологической защиты на статус акцентуированных подростков…………………………………………………………………………...85
Заключение…………………………………………………………………………90
Литература………………………………………………………………………….93
Приложение………………………………………………………………………...99
Основными формами проведения коррекционно-развивающей работы являлись: практическая работа в парах, малых подгруппах, в круге, групповые дискуссии, игры на установление контакта, невербальные упражнения, упражнения на интенсивное физическое взаимодействие. Основная форма расположения участников группы – круг. Круг дает возможность отражать важные психологические механизмы действия в тренинге, создает возможность равенства всех участников тренинга, увеличивает эмоциональное взаимное заражение, создает тренеру возможность более легкого отслеживания разворачивающихся процессов.
Первый этап каждого из занятий включал ряд упражнений, направленных на создание необходимой в тренинге атмосферы открытости и внимания друг к другу. Данные упражнения носят психофизический характер, то есть включают в себя в той или иной мере физические действия и движения, что позволяет уменьшить зажатость участников, обеспечивает возможность сплочения и общности. Каждое упражнение обсуждалось и анализировалось совместно с группой. На общее обсуждение выносился ход упражнения, ощущения, чувства и мысли подростков по поводу своих действий. В конце каждого занятия проводился круг итоговых рефлексивных упражнений относительно темы занятия в целом.
В ходе работы подростки имели возможность получать обратную связь и эмоциональную поддержку от других членов группы, имеющих сходные проблемы. Подростки во время работы также имели возможность быть зрителями и наблюдать за ходом группового взаимодействия. Таким образом, они могли идентифицировать себя с активными участниками и использовать результаты этого наблюдения при оценке собственных поступков. Также это давало возможность развивать психологическую наблюдательность, учиться объяснять поведение других людей, смотреть на себя, на ситуацию глазами партнера.
В целом, тренинг проходил достаточно продуктивно и динамично. Некоторые трудности возникли в самом начале занятий, когда группа вырабатывала правила (не все сразу стали соблюдать правила, не всегда слушали внимательно тренера и участников группы), но постепенно, со временем все участники осознали и приняли необходимость соблюдения этих правил. Вначале проведения занятий группа была несколько скована, но достаточно скоро выделилось несколько активных участников упражнений и обсуждений, на которых стали ориентироваться все остальные члены группы. С усложнением программы тренинга и постепенного включения в деятельность стало чувствоваться единство, сплочение в группе. Участники группы работали охотно, с интересом включаясь в каждое занятие, были заинтересованы в их продолжении, вносили свои предложения в ходе занятий, которые затем нами учитывались. Происходило развитие способности к рефлексии и самоанализу. Вначале работы рефлексия представляла собой поверхностные, не до конца осознанные высказывания, которые говорили, как бы по необходимости проговорить хоть что-то, то уже ближе к середине программы эти высказывания сменили вдумчивые, осознанные, глубоко прочувствованные и подкрепленные примерами из жизни фразы, которые имели отзыв со стороны других участников группы. Участники по окончании тренинга выразили свою благодарность и удовлетворенность от проделанной работы. Таким образом, можно сказать, что поставленная нами цель была реализована и задачи формирующего эксперимента осуществлены.
Влияние механизмов психологической защиты на статус акцентуированных подростков.
После проведенного формирующего эксперимента и реализации нашей тренинговой программы для подтверждения или опровержения нашей гипотезы был проведен контрольный эксперимент, который заключался в том, что на двух группах испытуемых – контрольной и экспериментальной – было проведено тестирование, построенное из трех методик, которые использовались в начале нашего исследования:
- Анкета на определение преобладания защитных механизмов.
- Социометрический метод.
Целью контрольного эксперимента является проверка эффективности проведенной формирующей работы, то есть насколько эффективными были занятия по формированию адекватных способов психологической защиты у подростков. Повлияло ли это на механизмы защиты, используемые подростками и на повышение статусного положения.
Для обоснования эффективности проведенной формирующей работы показатели по методикам, проведенным до (констатирующий эксперимент) и после формирующего эксперимента (контрольный эксперимент) в экспериментальной группе должны существенно различаться. По контрольной группе показатели по методикам проведенными до и после формирующего эксперимента, могут быть с незначительными отклонениями от ранее представленных показателей.
Результаты, полученные после проведения формирующего эксперимента, представлены в диаграммах 5,6.
Видно, что после проведения формирующего эксперимента и реализации нашей тренинговой программы на экспериментальной группе, результаты испытуемых существенно изменились. Изменения, произошедшие при оценке использования способов психологической защиты, следующие:
Диаграмма 5
1. Сократилось использование нерациональных механизмов защиты, особенно реактивного образования на 40,75%, отрицания реальности на 22%, проекции на 7,75%, фиксации на 3% и изоляции на 10%.
2. Увеличилась частота использования рациональных механизмов защиты, то есть идентификации на 19%, рационализации на 41% и сублимации на 35%.
Изменения результатов, полученных при использовании социометрической методики, на выяснение статуса подростков, следующие:
Диаграмма 6
1. Значительно увеличился показатель категории «предпочитаемых» на 41%.
2. Снизился процент «отвергаемых» (на 10%) и «изолированных» (до 2%).
Уменьшение негативных проявлений нерациональных механизмов в поведении проявилось в снижении эгоцентризма при решении проблемных ситуаций и возникновении стремления к адекватной оценке ситуации и совместному преодолению конфликтов. Появилось стремление к установлению новых знакомств, по словам подростков, снизилось враждебное восприятие окружающих, что связано с появлением интереса к жизни и увлечениям (хобби) других людей, как в классе, так и за его пределами. Некоторые подростки экспериментальной группы отметили изменения отношений с родителями, уменьшилось количество ссор из-за выполнения домашних обязанностей и особенностей взаимоотношений и общения с друзьями и знакомыми. По их словам, это произошло благодаря приобретению навыков конструктивного выражения и принятия критики, что способствует нахождению общего языка с родителями и позволяет избежать возникновения конфликтов.
Изменения, происходящие в контрольной группе, колеблются как в сторону уменьшения числа «отвергаемых» и «изолированных», так и в сторону увеличения, но лежат в пределах 5% от общего объема выборки (Приложение 6). Эти изменения могут зависеть от некоторых внешних и внутренних факторов, к которым можно отнести как самочувствие и настроение испытуемого, так и общение, и взаимодействие между участниками контрольной и экспериментальной группы. Значения контрольной группы по использованию рациональных и нерациональных механизмов психологической защиты не изменились и остались приблизительно на прежнем уровне, то есть так же высокими, принимая во внимание, что формирующий эксперимент с данной группой испытуемых не проводился (Приложение 7).
Полученные результаты позволяют говорить об увеличении использования рациональных механизмов психологической защиты и об уменьшении числа «отвергаемых» и «изолированных».
Для определения выраженности и качественной направленности изменений нами был применен метод статистической обработки данных – Т-критерий Вилкоксона (Приложение 8). Данный критерий применяется для сопоставления показателей, измеренных в двух разных условиях на одной и той же выборке испытуемых. Он позволяет установить не только направленность изменений, но и их выраженность. С его помощью можно определить, является ли сдвиг показателей в одном направлении более интенсивным, чем в другом.
Гипотезы для определения интенсивности сдвига показателей использования рациональных механизмов защиты:
Но: Интенсивность сдвигов в типичном направлении не превосходит интенсивности сдвигов в нетипичном направлении, т.е. изменения являются не значительными.
Н1: Интенсивность сдвигов в типичном направлении превышает интенсивность сдвигов в нетипичном направлении, т.е. изменения являются выраженными и значительными.
Показатель интенсивности сдвига использования рациональных механизмов Тэмп = 68, при критических значениях 0,01=238; 0,05=286. Это говорит о достоверности различий до и после проведенной коррекционно-развивающей работы, то есть мы можем сказать, что сдвиг в типичную сторону, увеличение показателей по рациональным механизмам психологической защиты, по интенсивности достоверно преобладает, и уровень использования подростками рациональных механизмов психологической защиты значительно возрос.
Таким образом, в ходе проведенной коррекционно-развивающей работы нами были получены следующие результаты:
1. В экспериментальной группе испытуемых уменьшилось число «отвергаемых» и «изолированных».
2. Значительно увеличились показатели дружелюбного отношения к окружающим.
3. Неадаптивные стратегии поведения, заключающиеся в отказе от решения проблем, перекладывании ответственности на других людей, повышенной конфликтности или враждебности, изменились на относительно адаптивные стратегии с направленностью на взаимодействие с социальным окружением для разрешения конфликтных и проблемных ситуаций.
4. В экспериментальной группе испытуемых увеличился уровень использования подростками рациональных механизмов психологической защиты.
Следовательно, можно говорить об эффективности проведенного комплекса занятий, направленных на формирование адекватных способов психологической защиты и изменение статусного положения акцентуированных подростков. Таким образом, по данным проведенного формирующего и контрольного эксперимента наша гипотеза не была опровергнута, то есть формирование у подростков адекватных способов психологических защит способствует повышению статусного положения и уменьшению числа «отвергаемых» и «изолированных».
Заключение.
Несомненно, подростковому периоду и проблемам посвящено большое количество специальной литературы. Многое уже написано и исследовано. Но проблемы всё же остаются.
В подростковом возрасте происходит бурная перестройка самосознания личности, её ценностей и интересов. Подросток осваивает новые системы отношений, а вследствие этого претерпевает изменения и его смысловая сфера. Именно в этом возрасте он пытается быть самостоятельным, независимым, в то время как родители всё ещё пытаются его контролировать.
В этот период происходит становление характера подростка, на протяжении которого развиваются акцентуации и сглаживаются с взрослением. Особенности характера при акцентуациях могут проявляться не постоянно, а лишь в некоторых ситуациях, в определенной обстановке. При акцентуациях нарушения возникают только при определенного рода психических травмах, в некоторых трудных ситуациях, которыми так насыщен этот период, а именно лишь тогда, когда они адресуются к «месту наименьшего сопротивления», к «слабому звену» данного типа характера. При каждом типе акцентуации имеются свойственные ему, отличные от других типов, «слабые места» [59]. Именно поэтому возникает проблема формирования у подростка некоторых эффективных способов разрешения трудных ситуаций, чтобы помочь подростку снизить до минимума влияние стрессовых и конфликтных ситуаций. Здесь идет речь о психологической защите в жизни подростка.
Проблема психологической защиты у подростков является одной из самых неразработанных проблем как в работах отечественных, так и зарубежных психологов. Психологические защиты могут угадываться за поведенческими проявлениями, а изменения поведения подростка, в свою очередь, может восприниматься как результат действия внутренних защит.
Как средство адаптации и разрешения психологических конфликтов защитные механизмы развиваются в онтогенезе. Побудителем формирования защит выступают возникающие в онтогенезе многообразные тревоги. Кроме того, защитные механизмы могут возникать, изменяться и перестраиваться в процессе социализации, под влиянием социальных воздействий.
Среди разных возрастных групп подростки наиболее чувствительны к негативным социально стрессовым воздействиям, что обусловлено незрелостью и неустойчивостью стратегий адаптации, адекватных копинг-стратегий и способов психологической защиты личности. Вследствие этого в подростковый период нередко развивается конфликтное поведение, легко актуализирующееся в ситуациях затрудненности удовлетворения социально значимых потребностей личности.
Подростковый возраст является переломным в жизни каждого человека и самым главным в этот период для любого подростка является общение со сверстниками. Во множестве сфер общения подросток выделяет референтную для себя группу, с требованиями которой он считается и на мнение которой ориентируется в значимых для себя ситуациях. Поэтому очень важно, чтобы тот способ психологической защиты, который он использует, во-первых, не нанес вреда развитию его личности, а, во-вторых, способствовал установлению адекватных межличностных отношений.
Целью нашего исследования стал теоретический и экспериментальный анализ связи статусного положения акцентуированных подростков и различных копинг - стратегий. Данная цель развивалась и осуществлялась при проверке следующей гипотезы:
1. Для акцентуированных подростков характерно использование нерациональных способов психологической защиты.
2. Формирование совладающего поведения, направленного на взаимодействие с социальным окружением для разрешения конфликтных и проблемных ситуаций способствует повышению их статуса.
С целью подтверждения данной гипотезы нами был проведен психолого-педагогический эксперимент. Проведенная работа позволяет сделать следующие обобщающие выводы:
1. В экспериментальной группе испытуемых уменьшилось число «отвергаемых» и «изолированных».
2. Значительно увеличились показатели дружелюбного отношения к окружающим.
3. Неадаптивные стратегии поведения, заключающиеся в отказе от решения проблем, перекладывании ответственности на других людей, повышенной конфликтности или враждебности, изменились на относительно адаптивные стратегии с направленностью на взаимодействие с социальным окружением для разрешения конфликтных и проблемных ситуаций.