Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 14:35, дипломная работа
Целью нашего исследования стало изучение связи статусного положения акцентуированных подростков с различными копинг-стратегиями.
Задачи исследования:
1. Изучить особенности подросткового возраста.
2. Изучить акцентуации характера.
3. Изучить механизмы психологической защиты.
Введение……………………………………………………………………3
Глава I. Теоретический анализ литературы по проблеме особенностей статусного положения акцентуированных подростков с различными копинг-стратегиями……………………………………………………………….7
1.1. Особенности подросткового возраста в исследованиях отечественных и зарубежных психологов………………….……………………................................7
1.2. Проблема акцентуаций характера в психологической литературе…………………………………………………………………………..26
1.3. Понятие психологической защиты в трудах зарубежных и отечественных исследователей……………………………………………………………………...32
1.4. Особенности проявления механизмов психологической защиты в подростковом возрасте…………………………………….……………………….44
1.5. Психологические особенности статусного положения подростка……………………………………………………………………………51
Выводы……………………………………………………………………………...61
Глава II. Экспериментальное изучение связи статусного положения акцентуированных подростков с различными копинг-стратегиями………………………………………………………………………..63
2.1. Особенности проявления акцентуаций характера в подростковом возрасте……………………………………………………………………………..63
2.2. Использование механизмов психологической защиты в подростковом возрасте……………………………………………………………………………..68
2.3. Связь способов психологической защиты со статусным положением акцентуированных подростков…………………………………………………....73
Глава III. Формирование адаптивных копинг-стратегий у акцентуированных подростков………………………………………………….78
3.1. Механизм формирования адекватных способов психологической защиты средствами социально-психологического тренинга……………………………...78
3.2. Влияние механизмов психологической защиты на статус акцентуированных подростков…………………………………………………………………………...85
Заключение…………………………………………………………………………90
Литература………………………………………………………………………….93
Приложение………………………………………………………………………...99
4. В экспериментальной группе испытуемых увеличился уровень использования подростками рациональных механизмов психологической защиты.
Следовательно, можно говорить об эффективности предложенной программы, направленной на повышение статусного положения акцентуированных подростков через формирование адаптивных копинг-стратегий. Таким образом, полученные результаты не противоречат гипотезе, то есть формирование совладающего поведения, направленного на взаимодействие с социальным окружением для разрешения конфликтных и проблемных ситуаций способствует повышению социометрического статуса акцентуированного подростка.
Список литературы:
1. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. – М.: Наука, 1977. – 380с.
2. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. – СПб.: Питер, 2000. – 688с.
3. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. – М., 1997. – 376с.
4. Андриенко Е.В. Социальная психология: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений/ Под ред. Сластёнина. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия». 2004. – 264с.
5. Арестова О.Н. Индивидуальные особенности функционирования защитных механизмов.// Вестник Московского Университета. Серия 14. Психология – 2000, №1.
6. Артюкова Н. Серьёзный мир несерьёзных подростков. // Школьный психолог, 1998. – №21-22.
7. Байярд Роберт Т., Байярд Джин. Ваш беспокойный подросток// Хрестоматия по возрастной психологии/ Под ред. В. С. Мухиной. – М.: Академия, 1999. – 624с.
8. Бассин Ф.В. Диагностика защитных механизмов.// Психологическая газета, январь 1999г. №3.
9. Берн Э. Познай себя. О психиатрии и психоанализе – для всех, кто интересуется. – Екатеринбург: Изд-во «Литур», 1999. – 368с.
10. Бодалёв А. А. Личность и общение. – М.: Педагогика, 1983. – 272с.
11. Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. – 435с.
12. Бурлачук Л.Ф. Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. – СПб.: Издательство «Питер», 2000. – 528с.
13. Вачков И. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: учебное пособие. – 2-е издание. – М.: Издательство «Ось-89», 2000. – 224с.
14. Воеводин И.В. Копинг-поведение при аддиктивных состояниях: относительность критериев адаптивности.// Томск СГМУ, 2004. www.consilium-medicum.com
15. Волков Б. С. Психология подростка. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 160с.
16. Выготский Л. С. Педагогическая психология/ Под ред. В. В. Давыдова. – М.: Педагогика-Пресс, 1996. – 536с.
17. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. – М.: ЧеРо, при участии издательства Юрайт, 2001. – 336с.
18. Гороностаева З.Я., Орлова Л.В. Психологическая защита у детей: Как проявляется, от чего зависит.// Начальная школа, 1999. - №7, с.22.
19. Грановская Р.М. Никольская И.М. Защита личности: психологические механизмы. – СПб.: «Знания», 1999. – 352с.
20. Григорьева Т.Г. Основы конструктивного общения. Практикум. – Новосибирск: Издательство Новосибирского университета; М.: Совершенство, 1997. – 116с.
21. Диагностика и коррекция социальной дезадаптации подростков/ Под ред. С.А. Беличевой. – М.: Социальное здоровье России, 1999. – 182с.
22. Дубровина И.В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми. – М.: Издательство «Речь», 2000. – 216с.
23. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. – СПб.: Питер,2001. – 560с.
24. Журбин В.И. Понятие психологической защиты в концепциях З.Фрейда и К.Роджерса// Вопросы психологии. – 1990. - №4. – С.14-22.
25. Захарова А.В. Общение со сверстниками как фактор становления морально-этической взрослости подростка// Всесоюзный симпозиум «Социально-психологические проблемы взаимоотношений в группе учащихся и рабочей молодежи»: Тезисы докладов/ Общество психологов СССР. Белорусское отделение. – Минск, 1970. – С.89-95.
26. Защитные механизмы личности: Методические рекомендации. Сост. проф. Деларю В.В. – Волгоград, 2004. – 48с.
27. Каменская В.Г. Психологическая защита и мотивация в структуре конфликта. – СПб.: «Детство-пресс», 1999. – 144с.
28. Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. – Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1990. – 304с.
29. Киршбаум Э.И., Еремеева А.И. Психологическая защита. – 2-е изд., - М.: Смысл, 2000. – 181с.
30. Кле М. Психология подростка// Хрестоматия по возрастной психологии/ Под ред. В. С. Мухиной. – М.: Академия, 1999. – 624с.
31. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах (общие и возрастные особенности). – 2-е издание. – Минск: Тетра Системс, 2000. – 432с.
32. Кон И. О. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989. – 255с.
33. Краткий психологический словарь/ Ред.-сост. Л.А. Карпенко; Под общ. Ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – 2 изд., расш., испр. И доп. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 1999. – 512с.
34. Кривцова С.В. Тренинг: навыки конструктивного взаимодействия с подростками. 3-е изд. М., 1999. – 192с.
35. Крылов А.А. Диагностика защитных механизмов.// Психологическая газета. №1, январь 1999.
36. Кулаков С.А. На приёме у психолога – подросток. – СПб.: Союз, 2001. – 350с.
37. Кунигель Т.В. Тренинг «Активизация внутренних ресурсов подростка». – СПб.: Издательство «Речь», 2006. – 101с.
38. Куницина В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. – СПб.: Питер, 2002. – 544с.
39. Леонгард К. Акцентуированные личности// Психология индивидуальных различий./ Под ред. Гиппенрейтер Ю.Б., Романова В.Я. – М.: ЧеРо, 2000. – С.585-663.
40. Леонтьев А. Н. Психология общения. – М: Смысл, 1997. – 365с.
41. Лидерс А.Г. Подростковый возраст как возраст психологической соизмеримости со взрослостью// Журнал практического психолога. – 2001. - №3-4. – С.3-10.
42. Лисина М. И. Общение, личность и психика ребёнка. – М.; Воронеж, 1997. – 384с.
43. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков// Психология индивидуальных различий. Тексты./ Под ред. Гиппенрейтер Ю.Б., Романова В.Я. – М.: Изд-во МГУ, 1982. – С.288-318.
44. Мясищев В. Н. Психология отношений./ Под ред. А. А. Бодалёва. – М.: Ин-т практ. психологии, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. – 368с.
45. Никольская И.М., Грановская Р.М. Психологическая защита у детей. – СПб.: Речь, 2000. – 50с.
46. Общая психология: Учеб. для студентов пед. институтов/ А.В. Петровский, А.В. Брушлинский, В.П. Зинченко и др.; Под ред. А.В. Петровского. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1986. – 464с.
47. Осипова А.А. Общая психокоррекция: Учеб.пособ. для студентов вузов. – М.: ТЦ «Сфера», 2000. – 512с.
48. Основы конструктивного общения/ Хрестоматия, сост. Т. Г. Григорьева. – М.: Совершенство, 1997. – 198с.
49. Парыгин Б.Д. Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории. – СПб.: ИГУП, 1999. – 592с.
50. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. – М.: Политиздат, 1982. – 255с.
51. Петровский В.А. Методика изучения мотивации межличностных выборов в коллективе школьников// Измерение в исследовании проблем воспитания. – Тарту, 1983.- С.121-123.
52. Поливанова К.Н. Психологическое содержание подросткового возраста// Вопросы психологии. – 1996. - №1. – С.6-14.
53. Популярная психология для родителей/ Под ред. А. А. Бодалёва. – М.: Педагогика, 1989. – 256с.
54. Прутченков А.С. Тренинг коммуникативных умений: методические разработки занятий. – М.: Новая школа, 1993. – 49с.
55. Прутченков А.С. Трудное восхождение к себе. Методологические разработки и сценарии занятий социально-психологических тренингов. – М.: Российское педагогическое агентство, 1995. – 140с.
56. Психологический словарь. / Сост. Карненко Е.А. – М., 1990. – 494с.
57. Психологические тесты: В 2т. Т.1/ Под ред. А.А. Карелина. – М.: Гуманит. Изд. Центр «Владос», 2000. – 312с.: ил.
58. Психология воспитания/ Под ред. В.А. Петровского. – М.: Аспект-Пресс, 1995. – 152с.
59. Психология индивидуальных различий/ Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер и В.Я.Романова. – М.: ЧеРо, 2000. – 776с.
60. Психология подростка. Хрестоматия. / Сост. Фролов Ю.И. – М.: Российское педагогическое агенство. 1996. – С.151-158.
61. Пузиков В.Г. Технология ведения тренинга. – СПб.: Издательство «Речь», 2005. – 224.: илл.
62. Радугин А. А.. Психология и педагогика. – М.: Центр, 1999. – 272с.
63. Ратанова Т.А., Шляхта Н.Ф. Психодиагностические методы изучения личности. – М.: Флинта, 1998. – 264с.
64. Ромек В. Тренинг уверенности в межличностных отношениях. – СПб.: Речь, 2005. – 175с.
65. Рудестам К. Групповая психотерапия. – СПб.: Питер Ком, 1999. – 384с.
66. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. – СПб.: ООО «Речь», 2000. – 350с.
67. Степанов С. Иллюзии психологической защиты.// Психологическая газета: «Мы и мир». – 2000. - №1, С.20-28.
68. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. – 672с.
69. Учителям и родителям о психологии подростка/ Под ред. Г.Г. Аракелова. – М.: Высшая школа, 1990. – 304с.
70. Фельдштейн Д. И. Психология развивающейся личности. – М.: Ин-т практ. психологии, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. – 512с.
71. Фопель К. Психологические группы: Рабочие материалы для ведущего: Практическое пособие. / Пер. с нем. 2-е изд., - М.: Генезис, 2000. – 256с.
72. Фрейд А. Психология Я и защитные механизмы: Пер. с англ. – М.: Педагогика, 1993. – 144с.
73. Хроменок В.Г. Отношения в ученическом коллективе и развитие волевых качеств школьников// Ученые записки Рязанского пединститута. – Т.59, 1968. – С.41-45.
74. Хрящева Н.Ю. Психогимнастика в тренинге. – СПб.: Речь, 2000. – 256с.
75. Шибутани Т. Социальная психология. Пер. с англ. В.Б. Ольшанского. – Ростов н/Д.: изд-во «Феникс», 1999. – 544с.
76. Шильштейн Е. С. Особенности презентации Я в подростковом возрасте// Вопросы психологии, 2000. - № 2. – С.69-78.
77. Штерн В. «Серьёзная игра» в юношеском возрасте. // Психология подростка. Хрестоматия. / Сост. Ю.А. Фролов. – М., 1997. – С.21-22.
78. Штроо В.А. Исследование групповых защитных механизмов // Психологический журнал. – 2001. – Т.22, №1. – С.5-15.
79. Юстицкий В.В., Эйдемиллер Э.Г. Анализ семейных отношений у подростков при психопатиях, акцентуациях характера, неврозах и неврозоподобных состояниях. – М.: Медицина, 1992. – 23с.
80. Ярцев Д. В. Особенности социализации современного подростка// Вопросы психологии, 1999. - № 6. – С.54-58.
98