Понятие об активном социально-психологическом обучении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 02:31, реферат

Описание

В комплексном понятии «активное социально-психологическое обучение» аккумулировано несколько важных смыслообразующих характеристик, вытекающих из содержания частных научных составляющих.
Во-первых, это - активное обучение. Активность - собственная динамика живых существ как источник преобразования или поддержания ими жизненно значимых связей с окружающим миром. В психологическом словаре дано такое определение понятия «активность личности»: «Это способность человека производить общественно значимые преобразования в мире на основе присвоения богатств материальной и духовной культуры».

Работа состоит из  1 файл

1.docx

— 138.29 Кб (Скачать документ)

Действие может строиться следующим  образом. Участникам описывается процедура  мозгового штурма с соответствующими правилами, которые описаны ниже. Перед участниками ставится задача, включающая первоначальные (расширенные) условия, ко¬торым должно соответствовать  решение. Задачу лучше записать на флип-чарте (или листе ватмана). Все высказанные  идеи решения также записываются на флип-чарте без оценки. Завершающим  эта¬пом является обсуждение идей по критерию их соответствия пер-воначальным условиям и принятие наиболее эффективных из них.

Во время проведения мозгового  штурма необходимо соблюдать следующие  правила:

1. Отсутствие всякой критики.  Критика в данном случае рассмат¬ривается  в самом широком смысле. Недопустимо  не только делать критические  или оценочные высказывания, но  и демонстрировать критическое  отношение к высказанной идее  иными способами: пожиманием плеч, подниманием бровей, хмыканьем и  т. п.

2. Поощрение идей. Необходимо сделать акцент на количестве идей, а не на их качестве и поощрять каждую новую идею.

3. Равноправие участников. Каждый участник должен чувство¬вать, что его идея стоит рассмотрения. Один из способов предотв¬ращения доминирования одних участников над другими — уста¬новление возможности поочередного высказывания участниками своих мнений. Это может формализовать и замедлить процесс, но поможет включить в работу всех участников.

4. Свобода ассоциаций. Не должно быть никаких ограничений на идеи. Любая идея должна приниматься без комментариев, не¬зависимо от того, насколько несерьезной, оскорбительной или не относящейся к делу она может показаться.

5. Запись всех идей. Запись — это не просто фиксирование важ¬ных предложений, но также возможность оттолкнуться от них в рождении новых идей. Поэтому все идеи должны записываться в авторском предложении без редактирования и на видном месте.

Мозговой штурм широко используется в тренинге креативного мышления. Он позволяет выйти за пределы  общих мыслительных шаблонов и стандартов. Кроме того, мозговой штурм развивает  навыки слушания и может использоваться как полезный элемен

37. Групповые методы и методические  средства, используемые в тренинге (анализ ситуаций, психогимнастика,  проэктивное рисование)

Анализ ситуаций - стимулирует обращение  к опыту других, стремление к приобретению теоретических знаний для получения  ответов на обсуждаемые вопросы. Используются ситуации двух видов: «здесь и теперь» - что и почему произошло  в группе или с ее отдельными участниками; «там и тогда» – случаи из профессиональной практики или личной жизни, имеющие  значимость для участника или  группы. Ситуации могут быть описаны  дома и принесены в группу для  обсуждения. Сама возможность описания позволяет более четко сформулировать свое затруднение, обозначить свое место  в ситуации. На дом можно давать задания типа: опиши 2-3 ситуации, где  ты оказался неуспешным (желательно из педагогической деятельности), опиши  случай с трудным учеником, когда  тебе не удалось установить с ним  эффективные взаимоотношения; вспомни  и опиши ситуацию, из которой ты вышел победителем. Примером групп, работающих по этому методу, являются Баллинтовские группы. В таких  группах собираются специалисты  для обсуждения своих профессиональных проблем. Один из участников рассказывает о своем затруднении, остальные  сначала задают ему вопросы по уточнению ситуации, а затем каждый высказывается по этому поводу. В  заключение подводятся итоги: что нового для себя взял пришедший с проблемой  и каждый участник из обсуждения.

Проективное рисование – вспомогательный  метод групповой работы, дающий основание  для диагностики и интерпретации  затруднений в общении. Метод  позволяет работать с мыслями  и чувствами, которые участник не осознает по тем или иным причинам. Рисование развивает и усиливает  чувства, воспитывает художественный вкус.

Психогимнастика - вспомогательный  метод работы в группе, при котором  участники проявляют себя и общаются без помощи слов. Психогимнастика  может обеспечивать следующие цели: диагностическую, коррекционную, социометрическую, активизирующую и/или релаксационную.

38. Конструирование и подготовка  тренинга.

При создании тренинга, нужно в  первую очередь понимать, что это  такое. Наравне с лекцией, семинаром, практическим занятием тренинг является одной из форм обучения.

Он включает мини-лекции, игры, упражнения, демонстрации, опросы, метафоры, мозговые штурмы, тренировки и обсуждения, дискуссии  и шеринг (обмен открытиями и переживаниями).

Тренинг нацелен на то, чтобы его  участники научились действовать  так, как не умели раньше. Работая  над содержанием тренинга, необходимо учитывать следующие факторы: продолжительность  занятий, количество, качество «студентов», тема. При этом следует помнить, что  проведение любого тренинга имеет несколько  целей и задач — «конечных  явлений».

В качестве примера приведу тренинг  по продажам, как наиболее распространенный, особенно во внутрикорпоративном варианте. Тема — «Работа с возражениями». Цель — научить «студентов» грамотно и эффективно работать с возражениями клиентов. А какая задача? Например, чтобы они умели справляться  с возражениями «дорого», «долго», «не  все», «не сейчас», «у других дешевле» и пр. Как видите, у нас появилась  конкретика, из которой уже проявляется  само содержание тренинга. Что же такое  «конечное явление»? Это то, что  должны знать, понимать и уметь делать студенты после окончания работы на курсе.

Формулирование того, каким должно быть «конечное явление», даст возможность  понять, какие действия вам нужно  произвести над вашими «студентами» во время занятий. Например, если конечным явлением должна быть способность противостоять  манипуляции во время работы с  возражениями, это значит, что необходимо:

— предоставить студентам данные о том, что такое манипуляция (вот  вам тема мини-лекции);

— научить различать настоящее  возражение и игру-манипуляцию (вот  вам тема для демонстрации);

— отработать способность «быть  прозрачным» — не поддаваться  воздействию манипуляции и сохранять  способность контролировать ситуацию (вот вам упражнение);

— научить студентов перехватывать  инициативу (и теперь мы знаем, на какую  тему стоит провести игру);

— обучить техникам работы с манипуляцией (этому стоит посвятить блок тренировочных  упражнений).

Не загрязняйте мозги

Теперь работа непосредственно  над контекстом тренинга: что говорить, чему учить и как это лучше  сделать. Если тренинг вы делаете  первый раз в своей практике, придется начинать с самообучения. Если честно, хороший тренер может сделать  тренинг по любой книге. Тренер —  это не человек, который пишет  книги, он обучает людей применять  то, что в этих книгах написано.

Во время чтения рядом с вами компьютер и блокнот, и вы фактически перерабатываете информацию в учебный  материал. Из чего-то делаете слайд, из чего-то раздаточный материал или  игру. Когда-то я просто читала книги, отмечая какие-то мысли и обещая себе найти потом им применение. Читала все подряд — и специальную, и художественную литературу. Теперь читаю только художественную и духовную. А специальную всегда прорабатываю, переводя информацию в учебный материал.

Я экономлю свое время и избегаю  того, чтобы перечитывать одно и  то же по несколько раз. Сейчас у  меня есть большой запас шаблонов подготовленных слайдов и упражнений на различные темы.

Какое количество спецлитературы вам  придется перелопатить для того, чтобы  подготовиться к тренингу, зависит  от вашей компетентности в теме, продолжительности и глубины  занятий и подготовленности аудитории.

Учебные пособия

В заключение — об учебных материалах. Самая простая форма — распечатка ваших слайдов. И это, наверное, самый  неправильный вариант, поскольку снижает  процесс вовлеченности «студентов»  в обучение. Они должны трудиться, а не просто пережевывать то, что  вы пытаетесь в них «запихнуть». А значит, должны поработать сами над  тем, чтобы добыть знания. Поэтому  раздаточный материал должен отличаться от ваших слайдов. И это заставит участников тренинга больше включаться в процесс обучения, поскольку  им нужно будет сопоставлять данные.

Для того чтобы человек не перегружался информацией во время обучения, он должен освобождать место для  новой порции данных. То есть вам  нужно смоделировать процесс  активной обработки знаний так, чтобы  студенты обязательно делали записи во время тренинга. Самую простую  форму учебных материалов я называю  «пустографками»: это распечатка некоторых  моих слайдов, но в сокращенном варианте (там пропущены слова, надписи, цифры, и «студентам» приходится вписывать  недостающую информацию). Заполнять  такие пробелы легко и быстро, а отвлекаться не получается, потому что пропущенные слова просто должны быть вписаны.

Ну, а если времени достаточно, вы можете вообще подготовить специальные  учебные материалы, а к ним  еще дополнительный раздаточный  материал. Получается очень красиво! Только помните: величина шрифта в учебных  материалах должна быть максимум 14-16. Все-таки это учебные материалы тренинга, а не книжки-раскраски для малышей  дошкольного возраста.

Роль тайминга в создании тренинга

Если во время тренинга вы потеряли контроль над временем, потому что  группа «застряла» в каком-либо процессе (что тоже случается!), просто пропустите этот слайд. Вы не обязаны делать все, что задумали. Но при этом всегда готовьте запасной материал на случай быстрой работы группы.

На своих первых тренингах я  умудрялась 16-часовую программу  выполнять за 12 часов и потом  ломала голову над тем, что же теперь делать. С опытом ваша способность  управлять тренингом и собой  будет становиться сильнее и  сложных ситуаций окажется меньше. Но они будут всегда, а это значит, что скучно вам не будет.

Когда составляете план тренинга для  себя, обязательно расписывайте время  каждого блока временными промежутками. Например:

9.00-9.10 — представление тренера; 

9.10-9.30 — представление участников;

9.30-9.40 — игра-ледокол и т. д.

 

Это позволит вам контролировать время  и двигаться по графику. Можно  сделать для себя распечатку слайдов  тренинга и проставить время на ней. Помните: соблюдение тайминга тренинга — это показатель мастерства тренера! Когда-то я работала в программе  тренингов личностного роста. У  разных тренеров они длились по-разному. Бывали случаи, когда тренинговый  день мог закончиться далеко за полночь.

А тренеры находили множество причин тому, почему это правильно. И только один тренер, который и был ее автором, говорил так: «Я не вижу никаких  причин для того, чтобы сегодня  не закончить тренинг в 23.00». И  он завершал день к этому часу. Кстати, его тренинги были намного эффективнее  тех, что тянулись до утра. Вам нужно  научиться быть причиной всего, что  происходит в зале, и тогда вы станете Тренером!

39. Формы организации тренинговых  занятий.

Различают три основные формы организации  тренинговых занятий: интенсивный  курс, регулярные занятия и эпизодические  встречи.

Интенсивный курс предполагает проведение занятий ежедневно (по 7-8 часов в  день) и может продолжаться от 2 дней до 2-3 недель. Интенсивный тренинг  является мощным средством воздействия  и изменения личности. Он способствует более быстрому и качественному  усвоению навыков и умений. В процессе интенсивного тренинга тренеру приходится затрачивать меньше времени на адаптацию  участников к тренинговой среде, уменьшается их сопротивляемость и  увеличивается восприимчивость  к материалу. Однако в связи с  тем, что полученные во время интенсивного курса изменения являются более  глубинными, участники могут оказаться  неготовыми применить их в реальной жизни. В результате полученные навыки могут оказаться менее устойчивыми  без дальнейшего сопровождения  и закрепления.

Регулярные занятия обычно проводятся 1-2 раза в неделю по 3-4 часа в день. Они позволяют более систематически и последовательно производить  обучение. На одном таком занятии  встраивается один конкретный навык. Тренеру  важно учитывать принцип преемственности  и последовательности построения тренинговой  программы. Кроме того, необходимо в  начале занятия уделять время  на вспоминание и краткое обсуждение того, что происходило на прошлой  встрече. Порой приходится утилизировать  и события, происшедшие с участниками  в промежутке между занятиями.

Эпизодические встречи - наиболее свободная  из всех форм организации тренинга. Занятия могут происходить 1-2 раза в месяц. При этом важно, чтобы  каждая встреча была самостоятельным  и завершенным тренингом. В таких  группах может изменяться количественный состав участников и общая направленность занятий. Возможна организация эпизодических  встреч с участниками тренинга, проходившего ранее в форме интенсивного курса, для подкрепления и сохранения полученных навыков.

40. Организация и проведение  тренинга.(проведение процедуры  знакомства, работа с ожиданиями)

Вопрос 38

41. Формирование норм и правил  в группе.

Работа психотерапевтической группы не может быть эффективной, если нет  договоренности по важнейшим вопросам ее функционирования. Нормы группы как раз и являются такой договоренностью, которая поддерживается всеми участниками, – что нужно и чего нельзя делать во время работы группы. Это основа контроля в группе. Когда участники  видят смысл этих правил в жизни  группы и начинают, считать их нормами  своего поведения, это становится важным психотерапевтическим и сплачивающим группу фактором.

Нормы группы формируются в начальной  стадии ее работы на основании ожиданий участников и оценок терапевта. Терапевт может двояко влиять на формирование норм группы:

устанавливая правила работы группы и поддерживая или подавляя определенное поведение участников группы; собственным  примером.

Сформировавшиеся на начальном  этапе работы нормы "накладывают  печать" на дальнейшую жизнь группы, и позднее их очень трудно изменить. Поэтому очень важно формирование терапевтических норм группы с самого начала ее работы.

Можно выделить следующие основные нормы психотерапевтической группы

Регулярное посещение занятий  группы без пропусков и опозданий.

Активное участие в работе группы, постоянное реагирование на участников.

Отдача предпочтения чувствам и  их раскрытию, а не интеллектуальному  обсуждению проблем.

Ориентация на обсуждение личных и  межличностных проблем, возникающих  в процессе работы группы, на разрешение конфликтов, на непосредственное реагирование на постоянно меняющиеся ситуации в  группе.

Информация о работе Понятие об активном социально-психологическом обучении