Понятие об активном социально-психологическом обучении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 02:31, реферат

Описание

В комплексном понятии «активное социально-психологическое обучение» аккумулировано несколько важных смыслообразующих характеристик, вытекающих из содержания частных научных составляющих.
Во-первых, это - активное обучение. Активность - собственная динамика живых существ как источник преобразования или поддержания ими жизненно значимых связей с окружающим миром. В психологическом словаре дано такое определение понятия «активность личности»: «Это способность человека производить общественно значимые преобразования в мире на основе присвоения богатств материальной и духовной культуры».

Работа состоит из  1 файл

1.docx

— 138.29 Кб (Скачать документ)

 

4этап. Формирование культуры дискуссии,  возможно, осуществлять в ходе  дискуссионных игр и упражнений.

Проводится Игра «Мнение»

В аудитории помещаются три плаката  с надписью «Да», «Может быть», «Нет». Крайние плакаты вывешиваются в двух концах аудитории, а средний – в центре. После заданного вопроса или утверждения все участники переходят под тот плакат, который соответствует их ответу или позиции относительно утверждения. Ведущий спрашивает, кто хотел бы сказать, почему он выбрал именно этот ответ (встал именно под этот плакат). Желающий поднимает руку. Участники упражнения не имеют права на кого-либо нападать, критиковать, спорить. Они высказывают свое мнение. Участники могут несколько раз переходить из одного «лагеря» в другой.

Примерные вопросы или утверждения:

- Смог бы ты любить человека  другой национальности?

- Можно ли все купить за  деньги?

- Согласны ли вы с пословицей: «Один в поле не воин?"

- Смогли бы вы помочь другим  в ущерб себе?

- Курение помогает расслабиться, когда человек нервничает.

- Рюмка спиртного согревает  зимой.

- Зависимость от наркотиков  – это просто состояние души.

Игра завершается обсуждением  следующих вопросов:

- Были ли вопросы, над которыми  вы раньше не задумывались?

- Что чувствовали стоящие по  одному /двое-трое/ почти против всех  остальных?

- Что чувствовали к тем, кто  давал ответы, противоположные вашему?

- Менялось ли ваше мнение  по каким-либо вопросам, когда  вы слышали противоположное мнение?

Данная игра обучает умению свободно высказываться, защищать свое мнение и  уважать мнение других.

 

Проводится Игра «Конверт откровений»

«Водящий» участник игры садится на стул в центре аудитории, а остальные  участники передают друг другу конверт  с утверждениями о любви. Задача участника, получившего конверт  зачитать одно из утверждений, помещенных на доставшейся ему карточке. Задача «водящего» – определить свою личную позицию по отношению к утверждению  и высказать ее вслух. Если участник, который зачитывал утверждение с чем-то не согласен, он может привести собственные аргументы и передает конверт следующему участнику игры, «Водящий» также меняется.

Примерные утверждения:

1.Любовь – это счастье, основа  счастья.

2.Чисто платоническая любовь  существует.

3.Любовь-это страсть.

4.Любовь-это свобода.

5.Любовь-это забота.

6.Полюбить можно по расчету.

 

Игра учит аргументированному высказыванию, умению слушать и принимать позицию  другого человека.

Обучение культуре дискуссии возможно как в процессе урочной деятельности так и во внеурочной, например, в рамках дискуссионного клуба.

 

5 этап. Завершить занятие можно  в ходе выполнения Дискуссионного  упражнения «Разброс мнений»,  когда участникам предлагается  вернуться к теме занятия и  обсудить утверждение: «Формирование  культуры дискуссии у учащихся – одна из важнейших задач в гражданском образовании». Ставится условие о том, что принимается мнение каждого. Каждый имеет право высказать все, что приходит в голову, продолжив находящиеся на карточках недописанные фразы самого общего характера, например, такие:

1. «Я не задумывался над вопросом ранее, но могу сказать, что…».

2. «Меня в этом вопросе больше всего смущает…»

3. «В соответствии со своим педагогическим опытом я считаю…»

4. «Если попытаться порассуждать , то…»

«Я думаю, что часть присутствующих со мной согласиться, что…»

26.Структурные  характеристики социально-психологического  тренинга

27.Цели и задачи  проведения тренинга

В качестве ведущей цели социально-психологического тренин¬га многими авторами выделяется повышение компетентности в общении. Однако в настоящее время связать  СПТ лишь с обще¬нием можно, но только если расширить данное понятие. Человек формируется и развивается  как личность — в обществе, в  про¬цессе общения и взаимодействия с другими людьми. Коммуни¬кативные способности человека являются и  условием для его раз¬вития, и  результатом этого развития. Повышение  компетентности в общении в широком  смысле невозможно без изменения  комп¬лекса личностных качеств человека, его социальных установок, а также  пересмотра его общего отношения  к социальному миру и к себе. Многие из раннее частных задач социально-психологичес¬кого тренинга в настоящее время выделились в самостоятельные направления. 

В общем можно выделить следующие  направления работы в СПТ и  соответствующие задачи.

Развитие коммуникативной компетентности

Примером являются группы «Тренинга  общения». Их основные задачи:

□ развитие способности в установлении и поддержании пси¬хологического контакта в общении;

□ познание своих возможностей и ограничений во взаимодей¬ствии с другими людьми;

□ осознание и снятие внутренних барьеров и зажимов, меша¬ющих эффективной коммуникации;

□ развитие способности прогнозировать поведение другого человека и т. п.

Развитие межличностной чувствительности

Примером могут быть группы «Тренинга  сенситивности»1. Их основные задачи:

□ развитие способности к самоанализу и пониманию других;

□ разделение наблюдаемых и переживаемых компонентов в восприятии другого человека;

□ развитие способности к пониманию и прогнозированию отношения, чувств и состояний человека в определенных ситуациях;

□ развитие чувствительности участников к групповому процес¬су, связанной с восприятием более полного ряда коммуни¬кативных стимулов, получаемых от других, и т. п.

Общее личностное развитие участников

Примером являются группы «Тренинга  личностного роста». При этом в  качестве задач могут определяться:

□ формирование адекватного представления о себе;

□ освоение системы понятий и представлений, необходимых для психологического анализа своей личности и социально-психологических ситуаций;

□ коррекция неадаптивных личностных установок;

□ снятие внутриличностных конфликтов и напряжений;

□ формирование навыков организации оптимального обще¬ния, конструктивного разрешения конфликтов в общении, психологического анализа ситуаций и т. п.

Развитие самосознания

Работа в данном направлении  может включать1:

□ коррекцию и развитие самовосприятия;

□ развитие способности к самоанализу и рефлексии;

□ осознание и преодоление интерпретационных ограничений, накладываемых стереотипизированными фрагментами со¬знания, и т. п.

В качестве вспомогательных направлений  СПТ можно выделить следующие.

Развитие психических процессов:

□ развитие мышления (творческого мышления, подвижности мышления);

□ развитие памяти (овладение мнемотехниками);

□ развитие сенсорной наблюдательности (расширение способ¬ности фиксировать всю совокупность сигналов) и т. п.

Улучшение субъективного самочувствия и укрепление психиче¬ского здоровья:

□ развитие способностей эмоциональной и поведенческой са¬морегуляции;

□ овладение навыками релаксации и управление мышечным тонусом;

□ получение личного опыта переживания измененных состо¬яний сознания и его использования в практических целях;

□ работа с ресурсными состояниями  и т. п.

Также СПТ можно использовать для  обеспечения оптимального функционирования групп (служебных и производственных коллективов, учебных групп и  т. п.) и людей в данных группах. Работа тре-нинговых групп в данных направлениях может быть направлена на:

□ сплочение коллективов;

□ разрешение внутригрупповых конфликтов;

□ снятие психоэмоционального напряжения в группе;

□ облегчение процессов адаптации новичков к новым услови¬ям деятельности;

□ освоение социальных и профессиональных ролей.

Она может включать как коррекционную  работу (коррекция неадаптивных социальных и личностных установок), так и  разви¬вающую, направленную на:

□ развитие профессионально значимых качеств и психических

процессов;

□  развитие коммуникативной компетентности, уверенности в себе;

□ эмоциональной устойчивости;

□ навыков саморегуляции.

 

28.Принципы организации и проведение тренинга

Психологический тренинг строится в соответствии с определен¬ными принципами, под которыми следует  понимать основные по¬ложения, особенности  руководства и правила реализации тренин¬га как метода.

С. И. Макшанов' разделяет принципы тренинга на несколько групп:

□ организационные принципы;

□ принципы создания среды тренинга;

□ принципы поведения участников;

□ этические принципы.

Организационные принципы определяют особенности подготов¬ки и проведения тренинга и включают:

□ Принцип комплектования группы тренинга учитывает такие характеристики, как возраст, пол, профессиональную при¬надлежность, уровень должностной иерархии, а также неко¬торые психические свойства личности.

□ Принцип физической закрытости — тренинговая группа ра¬ботает в одном и том же составе от начала и до конца тре¬нинга. После начала работы группы новые участники в нее не включаются. Пропустившие несколько занятий включа¬ются в дальнейшую работу только с согласия остальных чле-нов группы, при этом им необходимо рассказать пропустив¬шему участнику обо всем, что произошло в группе во время его отсутствия.

□ Принцип пространственно-временной организации тренинга определяет временные и пространственные характеристики группы.

Принципы создания среды тренинга. Специфическая среда в тре¬нинге  во многом определяет направленность и эффективность работы. Тренинговая  группа является обществом в миниатюре, от¬ражающим внешний мир в  искусственно создаваемом взаимодей¬ствии. Соответственно психологическая среда  тренинга должна вы-ступать фрагментом более широкого социального окружения и соответствовать по основным показателям особенностям значимой реальности. Иначе возникнет проблема переноса полученных ре¬зультатов в лабораторной тренинговой среде в реальную социальную действительность. Также среда тренинга должна иметь достаточную гибкость для ее подстройки в соответствии с используемыми мето¬дическими средствами и характером решаемых задач.

Принципы создания среды тренинга включают:

□ Принцип системной детерминации — воплощение в среде тре¬нинга основных факторов изменений психологических фе¬номенов человека и группы.

□ Принцип реалистичности — создание среды, позволяющей в значимых деталях прорабатывать различные социальные и профессиональные ситуации, а также проблемы участников. Чем более отличается лабораторная среда тренинга от реаль¬ной (в значимых переменных), тем меньше вероятность пе¬реноса полученных изменений в реальную жизнь.

□ Принцип избыточности — создание возможностей выбора

различных вариантов дальнейшего  продолжения тренинга

(предоставление участникам информации, проведение тре-

нинговых процедур и др.) в соответствии с развитием груп¬

пы и ее содержательным продвижением.

29.Принципы поведения  участников

Принципы поведения участников. Поведение участников в любом  групповом психологическом тренинге является структурированным в соответствии с определенными принципами, определяемыми  мо¬делью тренинга. В СПТ выделяются следующие принципы поведе¬ния участников *:

□ Принцип моделирования. В тренинге моделируются различ¬ные ситуации, в которых участники демонстрируют негатив¬ные и позитивные формы поведения.

□ Принцип активности предполагает включение в активную работу всех участников тренинга. Результативность тренин¬га для каждого участника во многом определяется степенью его личной включенности во все происходящие события и процедуры.

□ Принцип искренности. Подразумевается, что, с одной сторо¬ны, каждый участник вправе сам определять меру своей  ис¬кренности и если он не готов  говорить или действовать, то имеет  право сказать «нет». Но, с другой стороны, если уж он решил сообщать сведения, то они должны быть достоверные, и если он решил выразить свои мысли  или чувства, то это следует делать искренне.

□ Принцип «здесь и теперь». Данный принцип предназначен для преодоления тенденции отвлечения участников от актуаль¬ной ситуации происходящего в группе. Тенденция к отвле¬чению в иные области, даже если они и очень интересны, часто бывает вызвана проявлением реакции «ухода» (избе¬гания) от имеющихся проблем и затруднений.

□ Принцип доверительности. Данный принцип ориентирует на уважительное отношение участников друг к другу. Общение и взаимодействие каждого участника в ходе тренинга должны строиться с учетом интересов, ценностей, чувств и пере¬живаний других.

□ Принцип исследовательской (творческой) позиции. В тренин-говой группе создается креативная среда, стимулирующая участников к самоанализу, поиску вариантов решения про¬блем, исследованию особенностей и закономерностей меж¬личностного взаимодействия и познанию других участников.

□ Принцип объективации (осознания) поведения. Принцип объективации предполагает перевод поведения участников с неосознанно-импульсивного уровня на осознанный. Осо¬знание участниками своего поведения и принятие личной ответственности за собственные действия и поступки явля¬ются необходимым компонентом личностного роста. Основ¬ным средством объективации поведения в тренинге являет¬ся обратная связь группы. Возможно использование и дополнительных средств, в частности видео- и аудиозапись происходящего в группе.

Информация о работе Понятие об активном социально-психологическом обучении