Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 02:31, реферат
В комплексном понятии «активное социально-психологическое обучение» аккумулировано несколько важных смыслообразующих характеристик, вытекающих из содержания частных научных составляющих.
Во-первых, это - активное обучение. Активность - собственная динамика живых существ как источник преобразования или поддержания ими жизненно значимых связей с окружающим миром. В психологическом словаре дано такое определение понятия «активность личности»: «Это способность человека производить общественно значимые преобразования в мире на основе присвоения богатств материальной и духовной культуры».
Дискуссионные методы - вид групповых
методов активного социально-
Любая дискуссия предполагает обсуждение
какого-либо вопроса, темы или проблемы,
в отношении которых уже
Дискуссии могут использоваться там
и тогда, где наука или практика
не выработала единой точки зрения,
где существуют различные школы,
подходы направления. Они являются
обязательным атрибутом взаимодействия
разных исследователей. В подготовке
специалистов высшей школы дискуссии
выполняют функцию формирования
научного сознания, развития личностной
позиции и ответственности за
результаты научно-исследовательских
изысканий, совершенствования умений
и навыков общения и
Таким образом, посредством применения дискуссионных методов АСПО возможно частичное или полное решение следующих задач:
• осознание участниками своих мнений, суждений, оценок по обсуждаемому вопросу;
• деидеологизация мышления учащихся, предполагающая знание и учет различный, зачастую диаметрально противоположных точек зрения, отказ от доктринерства (идеи превосходства какой-либо концепции);
• выработка уважительного отношения к мнению, позиции оппонентов;
• развитие умения осуществлять конструктивную критику существующих точек зрения, включая точки зрения оппонентов;
• развитие умения воспринимать критические замечания в свой адрес;
• развитие умения формулировать вопросы и оценочные суждения, вести полемику;
• развитие умения слушать, не перебивая;
• развитие способности к обобщению, продуктивному мышлению, гибкости ума;
• развитие умения работать в группе единомышленников;
• способность продуцировать множество решений;
• развитие умения вырабатывать единое групповое решение, учитывающее различные точки зрения, включая мнение меньшинства;
• формирование навыка говорить кратко и по существу;
• развитие умения выступать публично, отстаивая свою правоту.
23.Методика и проведение групповой дискуссии
Групповая дискуссия является средством
для исследования про¬цесса принятия
решения группой; развития навыков
эффективного поведения и убеждающего
воздействия; предоставляет информа¬цию
относительно паттернов коммуникации,
руководства и доми¬нирования в
группе. Кроме того, наблюдение за ходом
дискуссии в группах показывает
умение участников организовывать свою
де¬ятельность, владеть собой, слушать
друг друга, аргументированно доказывать
свою точку зрения, их готовность договариваться
друг с другом и идти на компромисс.
Нередко во время дискуссии раз¬
Для отработки навыков ведения
дискуссии в группе обычно ис¬пользуются
различные задания и
1. Избегайте защищать свои индивидуальные суждения. Под¬ходите к задаче логически.
2. Избегайте менять свое мнение только ради достижения со¬гласия, не старайтесь уклониться от конфликта. Поддержи¬вайте только те решения, с которыми вы можете согласить¬ся хотя бы отчасти.
3. Избегайте таких методов «уменьшения конфликта»,-как го¬лосование, компромиссные решения с целью достижения согласия при решении групповой задачи.
4. Рассматривайте различие мнений как помощь, а не как по¬меху при принятии решений.
Проведение дискуссии является эффективным способом активи¬зации группы. Данный ресурс можно в дальнейшем использовать, на¬правляя его на решение других задач.
24.Правила поведения участников группы
Изначально тренинг
Тренинг – это необычные ситуации
с некоторыми ограничениями –
правилами общения. Назначение правил
состоит в обеспечении
Созданию доверительной и
Общие правила поведения
Единая форма обращения друг к другу на “ты” (по имени).
Для создания климата доверия в группе, предложить обращаться друг к другу на “ты”, включая тренера. Это психологически уравнивает всех, в том числе и ведущего, независимо от возраста, социального положения, жизненного опыта, и способствует раскрепощению участников тренинга.
Общение по принципу “здесь и теперь”
Во время тренинга все говорят только о том, что волнует их именно сейчас, и обсуждают то, что происходит с ними в группе.
Конфиденциальность всего
Все, что происходит во время тренинга, ни под каким предлогом не разглашается и не обсуждается вне тренинга. Это поможет участникам тренинга быть искренними и чувствовать себя свободно. Благодаря этому правилу, участники смогут доверять друг другу и группе в целом.
Персонификация высказываний
Безличные слова и выражения типа “Большинство людей считают, что...”, “Некоторые из нас думают...” заменяем на “Я считаю, что...”, “Я думаю...”. По-другому говоря, говорим только от своего имени и только лично кому-то.
Искренность в общении
Во время тренинга говорить только то, что думаешь и чувствуешь, т.е. искренность должна заменить тактичное поведение.
Уважение к говорящему
Когда кто-то говорит, то мы его внимательно слушаем и не перебиваем, давая возможность высказаться. И лишь после того, как он кончит говорить, задаем свои вопросы или высказываем свою точку зрения.
“Приходить вовремя!”
Во время занятий создается некоторое энергетическое пространство, которое надо беречь. Поэтому тренинги проводятся в изолированном помещении. Опаздывающие или попусту болтающие участники “разрежают” его.
И еще один важный момент. Активность и добровольность участников являются еще одним необходимым условием проведения тренинга.
25.Формирование
дискуссионной культуры
1 этап. В начале занятия организуется
обсуждение вопроса: «Что
Дискуссия в переводе с латинского означает – исследование, рассмотрение. Это такой публичный спор, целью которого является выяснение и сопоставление разных точек зрения, поиск, выявление истинного мнения, нахождение правильного решения спорного вопроса. Как метод обучения – основан на обмене взглядами по определенной проблеме, причем эти взгляды отражают собственное мнение участников или опираются на мнения других лиц.
Участникам предлагается принять
участие в импровизированных
Дебатах на одну из предложенных тем,
например: «Власть портит человека»,
«Феминизм – вредная идеология»
В течение 7 мин. участникам, объединенным
в две команды, дается возможность
обсудить тему, готовя аргументацию как
«за» так и «против» заявленного
тезиса. По жребию определяется, какой
из команд предстоит отстаивать позиции
утверждающей стороны, а какой –
отрицающей стороны. В течение еще
5 мин. команды готовятся к
Представитель команды «За», начиная
дискуссию, в течение 1-2минут представляет
свой аргумент, после чего команда
«Против» имеет минуту на обдумывание
своего контраргумента /в то же время
команда «За» готовит следующий
аргумент/. В течение 1-2 минут представитель
команды «Против» приводит свой контраргумент
и доказательства на аргумент оппонента.
После этого выступает
Итоги дискуссии могут быть определены совместным решением аудитории и ведущего в зависимости от того, какая из команд была точнее и доказательнее. В обеих командах определяются лучшие ораторы.
Дискуссия завершается обсуждением вопросов:
- В чем особенности дебатов как формы дискуссии?
- С какими трудностями при
проведении этой и других форм
дискуссии сталкиваются
В ходе обсуждения выясняется, что цель дебатов – дать возможность представить участникам свое мнение в дружественной форме, убедить оппонентов в правильности /преимуществах/ позиции команды. Чаще всего тема дискуссии формулируется в виде суждения-утверждения.
К наиболее часто встречающимся трудностям при проведении дискуссии относятся:
- слабые навыки разговорной речи у учащихся;
- соревновательный уклон и
- нетерпимость к другим мнениям и взглядам;
- чрезмерная эмоциональность;
- доминирование отдельных
2 этап. Внимание участников
3 этап. Формирование культуры
Организуется «Экспромт-диспут»
Информация о работе Понятие об активном социально-психологическом обучении