Понятие об активном социально-психологическом обучении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 02:31, реферат

Описание

В комплексном понятии «активное социально-психологическое обучение» аккумулировано несколько важных смыслообразующих характеристик, вытекающих из содержания частных научных составляющих.
Во-первых, это - активное обучение. Активность - собственная динамика живых существ как источник преобразования или поддержания ими жизненно значимых связей с окружающим миром. В психологическом словаре дано такое определение понятия «активность личности»: «Это способность человека производить общественно значимые преобразования в мире на основе присвоения богатств материальной и духовной культуры».

Работа состоит из  1 файл

1.docx

— 138.29 Кб (Скачать документ)

 Дискуссионные методы - вид групповых  методов активного социально-психологического  обучения, основанных на общении  или организационной коммуникации  участников в процессе решения  ими учебно-профессиональных задач.  Дискуссионные методы могут быть  реализованы в виде диалога  участников или групп участников, сократовской беседы, групповой  дискуссии или ``круглого стола'', ``мозгового штурма'', анализа конкретной  ситуации или других.

Любая дискуссия предполагает обсуждение какого-либо вопроса, темы или проблемы, в отношении которых уже существуют различные точки зрения или мнения присутствующих актуализируются непосредственно  в дискуссии. Обсуждение предполагает поочередные выступления различных  участников. Но для появления полемики активными должны быть не только выступающие  или спикеры, но и слушатели, которые  своими вопросами, оценками, контр выступлениями  и создают необходимый полемический задор, обозначают границы проблемного  поля. Важнейшее условие успешности дискуссии - это ее предметность. Участники  могут увлекаться, отклоняться от темы, фокусироваться не на происходящем, а на событиях, имевших место ранее  и повлиявших на их отношения к  другим участникам дискуссии, поэтому  ведущий должен строго следить за тем, чтобы обсуждение происходило  только в рамках означенной темы, но и не ``зацикливалось'' бы на мелких деталях  и частностях.

Дискуссии могут использоваться там  и тогда, где наука или практика не выработала единой точки зрения, где существуют различные школы, подходы направления. Они являются обязательным атрибутом взаимодействия разных исследователей. В подготовке специалистов высшей школы дискуссии  выполняют функцию формирования научного сознания, развития личностной позиции и ответственности за результаты научно-исследовательских  изысканий, совершенствования умений и навыков общения и взаимодействия внутри профессионального сообщества. При подготовке школьников, в работе с подростками и молодежью  дискуссии позволяют решать воспитательные задачи формирования личностной гражданской  позиции, которая не отделима от осознания того, что думает, как относится человек к происходящему, к тем или иным фактам и событиям прошлого, настоящего или будущего. Поэтому чаще они применяются в процессе преподавания общественных гуманитарных дисциплин. Умение вести диалог может быть отработано исключительно посредством введения дискуссионных методов или их элементов в учебный процесс, где мнение педагога, автора учебника или учебного пособия чаще всего является непререкаемым, любая критика, а тем более высказывание собственной точки зрения рассматривается как проявление бескультурья и невоспитанности, попытка сорвать занятие. Обращение же к дискуссионным методам снимает эти ограничения, повышает степень креативности учебного процесса, благотворно влияет на умы и сердца молодых людей способствует развитию их сознательности и ответственности.

Таким образом, посредством применения дискуссионных методов АСПО возможно частичное или полное решение  следующих задач:

• осознание участниками своих мнений, суждений, оценок по обсуждаемому вопросу;

• деидеологизация мышления учащихся, предполагающая знание и учет различный, зачастую диаметрально противоположных точек зрения, отказ от доктринерства (идеи превосходства какой-либо концепции);

• выработка уважительного отношения к мнению, позиции оппонентов;

• развитие умения осуществлять конструктивную критику существующих точек зрения, включая точки зрения оппонентов;

• развитие умения воспринимать критические замечания в свой адрес;

• развитие умения формулировать вопросы и оценочные суждения, вести полемику;

• развитие умения слушать, не перебивая;

• развитие способности к обобщению, продуктивному мышлению, гибкости ума;

• развитие умения работать в группе единомышленников;

• способность продуцировать множество решений;

• развитие умения вырабатывать единое групповое решение, учитывающее различные точки зрения, включая мнение меньшинства;

• формирование навыка говорить кратко и по существу;

• развитие умения выступать публично, отстаивая свою правоту.

23.Методика и  проведение групповой дискуссии

Групповая дискуссия является средством  для исследования про¬цесса принятия решения группой; развития навыков  эффективного поведения и убеждающего  воздействия; предоставляет информа¬цию  относительно паттернов коммуникации, руководства и доми¬нирования в  группе. Кроме того, наблюдение за ходом  дискуссии в группах показывает умение участников организовывать свою де¬ятельность, владеть собой, слушать  друг друга, аргументированно доказывать свою точку зрения, их готовность договариваться друг с другом и идти на компромисс. Нередко во время дискуссии раз¬ворачиваются жаркие споры, которые наглядно демонстрируют  самим участникам их недостаточную  компетентность в общении инеобходимость самосовершенствования в этом. Правильно  орга¬низованная групповая дискуссия  может внести вклад в сплочен¬ность  членов группы.

Для отработки навыков ведения  дискуссии в группе обычно ис¬пользуются  различные задания и упражнения, сводящиеся к необ¬ходимости выработать общее групповое решение. При  организации групповой дискуссии  в группе К. Рудестам! рекомендует  дать участ¬никам следующие рекомендации для достижения согласия:

1. Избегайте защищать свои индивидуальные суждения. Под¬ходите к задаче логически.

2. Избегайте менять свое мнение только ради достижения со¬гласия, не старайтесь уклониться от конфликта. Поддержи¬вайте только те решения, с которыми вы можете согласить¬ся хотя бы отчасти.

3. Избегайте таких методов «уменьшения конфликта»,-как го¬лосование, компромиссные решения с целью достижения согласия при решении групповой задачи.

4. Рассматривайте различие мнений как помощь, а не как по¬меху при принятии решений.

Проведение дискуссии является эффективным способом активи¬зации группы. Данный ресурс можно в дальнейшем использовать, на¬правляя его на решение  других задач.

24.Правила поведения  участников группы

Изначально тренинг предназначен для передачи знаний, которые невозможно передать словами. Тренинг – это, прежде всего, познание через переживание, т.е. на тренинге человек, испытывая  сильные положительные эмоции, сам  находит эффективные способы  общения. Преимущество тренингов в  том, что их можно использовать как  в малых группах, состоящих из 5-10 человек, так и в больших  группах до 100 человек.

Тренинг – это необычные ситуации с некоторыми ограничениями –  правилами общения. Назначение правил состоит в обеспечении психологической  безопасности участников тренинга. Задача тренера в том, чтобы объяснить  эти правила участникам тренинга перед его началом и контролировать их соблюдение в дальнейшем. При  этом важно получить согласие на введение этих правил для группы у самой  группы. Так, с самого начала, будет  закладываться доверие и понимание  в отношениях тренера с участниками  тренинга.

Созданию доверительной и непринужденной обстановки на тренинге способствует также помещение, изолированное  не только от посторонних звуков и  шумов, но и от случайных зрителей.

Общие правила поведения

Единая форма обращения друг к другу на “ты” (по имени).

Для создания климата доверия в  группе, предложить обращаться друг к  другу на “ты”, включая тренера. Это психологически уравнивает всех, в том числе и ведущего, независимо от возраста, социального положения, жизненного опыта, и способствует раскрепощению  участников тренинга.

Общение по принципу “здесь и теперь”

Во время тренинга все говорят  только о том, что волнует их именно сейчас, и обсуждают то, что происходит с ними в группе.

Конфиденциальность всего происходящего

Все, что происходит во время тренинга, ни под каким предлогом не разглашается и не обсуждается вне тренинга. Это поможет участникам тренинга быть искренними и чувствовать себя свободно. Благодаря этому правилу, участники смогут доверять друг другу  и группе в целом.

Персонификация высказываний

Безличные слова и выражения  типа “Большинство людей считают, что...”, “Некоторые из нас думают...” заменяем на “Я считаю, что...”, “Я думаю...”. По-другому говоря, говорим только от своего имени и только лично кому-то.

Искренность в общении

Во время тренинга говорить только то, что думаешь и чувствуешь, т.е. искренность должна заменить тактичное  поведение.

Уважение к говорящему

Когда кто-то говорит, то мы его внимательно  слушаем и не перебиваем, давая  возможность высказаться. И лишь после того, как он кончит говорить, задаем свои вопросы или высказываем  свою точку зрения.

“Приходить вовремя!”

Во время занятий создается  некоторое энергетическое пространство, которое надо беречь. Поэтому тренинги проводятся в изолированном помещении. Опаздывающие или попусту болтающие  участники “разрежают” его.

И еще один важный момент. Активность и добровольность участников являются еще одним необходимым условием проведения тренинга.

25.Формирование  дискуссионной культуры участников.

1 этап. В начале занятия организуется  обсуждение вопроса: «Что такое  дискуссия?»

Дискуссия в переводе с латинского означает – исследование, рассмотрение. Это такой публичный спор, целью которого является выяснение и сопоставление разных точек зрения, поиск, выявление истинного мнения, нахождение правильного решения спорного вопроса. Как метод обучения – основан на обмене взглядами по определенной проблеме, причем эти взгляды отражают собственное мнение участников или опираются на мнения других лиц.

Участникам предлагается принять  участие в импровизированных  Дебатах на одну из предложенных тем, например: «Власть портит человека», «Феминизм – вредная идеология».

В течение 7 мин. участникам, объединенным в две команды, дается возможность  обсудить тему, готовя аргументацию как  «за» так и «против» заявленного  тезиса. По жребию определяется, какой  из команд предстоит отстаивать позиции  утверждающей стороны, а какой –  отрицающей стороны. В течение еще 5 мин. команды готовятся к выступлению. Утверждающая команда готовит 5-7 аргументов в пользу данной позиции. Каждый новый  аргумент представляет один человек, приводя  к данному аргументу все возможные  свидетельства и доказательства. Отрицающая – готовится отвергать («отбивать») аргументы утверждающей, пытаясь их спрогнозировать.

Представитель команды «За», начиная  дискуссию, в течение 1-2минут представляет свой аргумент, после чего команда  «Против» имеет минуту на обдумывание  своего контраргумента /в то же время  команда «За» готовит следующий  аргумент/. В течение 1-2 минут представитель  команды «Против» приводит свой контраргумент  и доказательства на аргумент оппонента. После этого выступает следующий  представитель команды «За» с  новым аргументом. И так далее.

Итоги дискуссии могут быть определены совместным решением аудитории и  ведущего в зависимости от того, какая из команд была точнее и доказательнее. В обеих командах определяются лучшие ораторы.

Дискуссия завершается обсуждением  вопросов:

- В чем особенности дебатов  как формы дискуссии?

- С какими трудностями при  проведении этой и других форм  дискуссии сталкиваются педагоги?

В ходе обсуждения выясняется, что  цель дебатов – дать возможность  представить участникам свое мнение в дружественной форме, убедить  оппонентов в правильности /преимуществах/ позиции команды. Чаще всего тема дискуссии формулируется в виде суждения-утверждения.

К наиболее часто встречающимся  трудностям при проведении дискуссии  относятся:

- слабые навыки разговорной  речи у учащихся;

- соревновательный уклон и стремление  непременно победить в споре;

- нетерпимость к другим мнениям  и взглядам;

- чрезмерная эмоциональность;

- доминирование отдельных учащихся  в ходе дискуссии.

 

2 этап. Внимание участников обращается  на тот факт, что успех дискуссии,  ее конструктивный характер, плодотворность  в решении вопросов в значительной  степени зависят от культуры  дискуссии участников полемики  и необходимо специально организованное  обучение культуре дискуссии.  Участникам предлагается путем  «мозгового штурма» выяснить  составные компоненты понятия  «культура дискуссии», такие, например, как навык аргументации своей  позиции, нахождения контраргументов  в споре, умение слушать других  и уважать их взгляды, умение  противостоять давлению окружающих  и т.д.

 

3 этап. Формирование культуры дискуссии  возможно в ходе участия в  некоторых формах дискуссии, например, «Гражданский Форум», «Экспромт-диспут».

Организуется «Экспромт-диспут», в  ходе которого участники делятся  на группы (не менее трех).В течение 5-7 минут участники в группах (возможно исходя из опорных понятий, например, «Детская преступность», «Ответственность», «Наказание», «Закон», «Общество») формулируют тему диспута и 2-3 вопроса по ней. Вопросы (тема) должны быть спорными и актуальными. Свой вариант группы записывают на листочке. Затем группы выделяют своих представителей, которые выбирают из всех вариантов один вариант темы дискуссии и вопросов к ней. Это и есть Совет диспута. Из Совета диспута выделяется 1 человек, он зачитывает тему диспута и вопросы по ней – это и будет ведущий диспута. Ведущий называет вопрос и дает группам время на обсуждение, потом поочередно предоставляется слово каждой из групп. Задача представителей групп – рассказать об итогах дискуссии в микрогруппе, а задача ведущего подвести итоги состоявшейся дискуссии ,выявив наиболее популярные в аудитории точки зрения на проблему. Обращается внимание участников на возможность высказаться каждому в микрогруппе, а значит тренировать один из компонентов культуры дискуссии, на упорядоченность обсуждения, которую задает данная форма, а также на возможность выступать в роли ведущего и выполнять соответствующие функции кому-то из участников.

Информация о работе Понятие об активном социально-психологическом обучении