Понятие об активном социально-психологическом обучении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 02:31, реферат

Описание

В комплексном понятии «активное социально-психологическое обучение» аккумулировано несколько важных смыслообразующих характеристик, вытекающих из содержания частных научных составляющих.
Во-первых, это - активное обучение. Активность - собственная динамика живых существ как источник преобразования или поддержания ими жизненно значимых связей с окружающим миром. В психологическом словаре дано такое определение понятия «активность личности»: «Это способность человека производить общественно значимые преобразования в мире на основе присвоения богатств материальной и духовной культуры».

Работа состоит из  1 файл

1.docx

— 138.29 Кб (Скачать документ)

4) отсутствие единой цели, увлекающей  и объединяющей участников, и  совместной деятельности, организованной  ведущим; вялая групповая динамика.

Сплоченность определяет успех  тренинговой работы уже хотя бы потому, что делает группу более устойчивой к ситуациям, сопровождающимся негативными  эмоциональными переживаниями, помогает преодолевать кризисы в развитии. В некоторых случаях достижение высокой групповой сплоченности становится важнейшей целью психологического тренинга (об этом не всегда целесообразно  информировать участников). Тренинга сплоченности, создания команды проводятся в организациях и учреждениях, чья  эффективная деятельность напрямую зависит от степени единства и  взаимопонимания сотрудников.

 

Групповое напряжение

Во время деятельности члены  группы могут противостоять друг другу во взглядах, отношениях и  др. Появляется антипатия, неприязнь, агрессивность, конфликты между участниками  группы, участником и руководителем.

Групповое напряжение связано с  внутренним напряжением каждого  индивида в группе. В групповой  психокоррекции агрессию не подавляют, а стараются выявлять либо вербально (рассказ об этих чувствах), либо в  символической форме (используются дополнительные объекты: клиент бьёт по подушке, которая является символов человека — предмета агрессии).

Если напряжение в группе велико и не заменяется сплоченностью, то это  ведет к распаду группы. Слабое напряжение тоже негативно, т.к. работа над собой затормаживается, члены  группы удовлетворены отношениями, стараются не замечать комплексы. Психокоррекционная группа нуждается в постоянных конфликтах, взаимной критике и конфронтации своих членов.

Сплоченность группы — стабилизирующий  фактор, который обеспечивает поддержку  и относительную безопасность.

Групповое напряжение — побуждающий  фактор, обеспечивающий неудовлетворенность  и желание что-то изменить. Психолог должен контролировать динамическое равновесие между этими факторами.

20.Проблемы лидерства  в тренинговой группе.

С самого начала существования тренинговой  группы в ней про¬исходит активное распределение ролей между участниками. В боль¬шинстве тренинговых групп  в ходе их развития появляются одинили  более лидеров. В случае возникновения  в группе нескольких лидеров неизбежно  их более интенсивное взаимодействие, а воз¬можно, и конфликты. Человек, претендующий на место лидера, психологически стремится к превосходству и, как правило, дей¬ствительно в чем-то превосходит остальных. Лидер по сравнению с другими участниками  тренинга обычно более активен и  в боль¬шинстве случаев является источником ценностей и норм, состав¬ляющих  групповое мировоззрение. Поскольку  лидер отражает ин-тересы группы, он является и своего рода контролером, следящим за тем, чтобы конкретные действия каждого из его членов не про¬тиворечили общим интересам и не подрывали единства группы.

Руководство и лидерство — два  основополагающих понятия, с которыми связано управление группой. В отличие  от руководства лидерство имеет  психологическую природу и занимает особое мес¬то в структуре неформальных отношений в качестве внутригруппо-вого феномена. Следует развести понятия лидерство и руководство.

Б. Карлоф и С. Седеберг' определяют руководство как формаль¬ную  властную позицию, не имеющую отношения  к личным каче¬ствам людей, а лидерство  — как комплексное понятие, включаю¬щее  в себя:

□ ассоциацию с человеческими качествами;

□ процесс ведения ведомых;

□ результат деятельности человека.

Сравнивая понятия лидерства и  руководства, Б. Д. Парыгин2 отмечает следующие общие и отличающие черты позиции лидера и руководителя.

1. Лидер выдвигается неофициально и в основном осуществ¬ляет регуляцию межличностных отношений в группе, в то время как руководитель назначается либо избирается офи¬циально и призван осуществлять регуляцию официальных отношений группы.

2. Явление лидерства менее стабильно, выдвижение лидера в большей степени зависит от жизнедеятельности группы и на¬строения в ней, в то время как руководство более стабильно.

 

3. Руководитель выполняет несколько социальных ролей, в том числе является представителем группы вовне. Деятельность лидера ограничивается рамками внутригрупповых отноше¬ний и взаимодействий.

4. Руководство группой, в отличие от лидерства, обладает го¬раздо более определенной системой различных санкций, ко¬торых в руках лидера нет.

5. Руководителю даны права, и он несет ответственность за дея¬тельность группы и ее результаты, в том числе перед законом.

6. Лидер не обладает подобными правами и полномочиями и не несет подобной ответственности за работу группы, за все, что в ней происходит.

В социальной психологии существуют различные подходы к описанию и классификации типов лидерства. В рамках одного из них общий психологический  тип лидера складывается из следую¬щих основных компонентов: эмоциональность, деловитость и ин¬формированность. Соответственно лидеры разделяются  на три крайних типа:

□ эмоциональный лидер. Сердце группы. Это индивид, к кото¬рому каждый член группы может обратиться за сочувстви¬ем, «поплакаться в жилетку»;

□ деловой лидер. Руки группы. Способен организовать дело, наладить необходимые взаимосвязи, обеспечить успех дела;

□ информационный лидер. Мозг группы. К нему все обращают¬ся с вопросами. Он эрудит, все знает, может объяснить и по¬мочь найти нужную информацию.

В рамках другого подхода выделяются десять типов лидерства, во многом подходящих для описания групповых процессов  тренин-говой группы1.

Суверен — иначе, «патриархальный  повелитель». Лидер в обра¬зе  строгого, но любимого отца. Способен подавлять отрицатель¬ные эмоции и внушить людям уверенность в себе. Его выдвигают в лидеры на основе любви и почитают.

Вожак — в нем последователи  видят выражение своих желаний, соответствующих определенному  групповому стандарту. Личность вожака — носитель таких стандартов. Ему  стараются подражать чле¬ны группы.

Тиран — становится лидером, потому что внушает последовате¬лям  чувство повиновения и безотчетного страха. Лидер-тиран — это доминирующая, авторитарная личность, обычно его  боятся и подчиняются ему.

Организатор — объединяет последователей, выступает как сила для поддержания  Я-концепции и удовлетворения потребности каж¬дого. Умеет снимать чувство вины, тревоги. Его уважают.

Соблазнитель — становится лидером, играя на слабостях других. Выступает  в роли «магической силы», давая  выход подав¬ленным эмоциям других людей. Предотвращает конфликты, сни¬мает напряжение. Его обожают и часто  не замечают всех его недо¬статков.

Герой — лидер, жертвующий собой  ради других. Часто вырази¬тельно  проявляется в ситуациях группового протеста. Его храбрость объединяет людей. На него ориентируются, видят  в нем стандарт справедливости. А он умеет увлечь за собой других.

Дурной пример — выступает как  источник заразительности для бесконфликтной личности, заряжает других эмоционально.

Кумир — влечет, притягивает, заряжает последователей положи¬тельной энергией. Его любят, боготворят, идеализируют.

Изгой и козел отпущения —  это, по существу, антилидеры. Они служат объектом агрессивных тенденций, из-за чего развиваются групповые эмоции. Часто группа объединяется для борьбы с анти-лидером, но в случае его  исчезновения группа распадается, если нет других общегрупповых стимулов.

Процесс образования лидеров во многом определяется ролевы¬ми потребностями  группы, на которые во многом влияет стиль ру¬ководства ведущего. В тренинговой  группе процессы лидерства участников проявляются обратно пропорционально  степени ди¬рективности управления группой ведущим. Если ведущий берет  на себя не только руководящие функции, но и лидерские, то неиз¬бежно и его  более интенсивное взаимодействие с другими участ¬никами, претендующими  на роль лидеров. На некоторых этапах развития группы возможно даже стремление лидеров группывызвать ведущего на откровенное противостояние, чтобы  отсто¬ять свой лидерский статус.

Ведущему тренинг следует хорошо ориентироваться в группо¬вых процессах  и быть достаточно компетентным в  вопросах лидер¬ства. Он может опираться  на феномен лидерства, используя  его как дополнительный ресурс и  средство в работе. А может превратить его в проблему, мешающую ведению  группы.

21.Типы лидерства  и их характеристика

Лидерство – это жизненная позиция. Она присуща людям, которые способны руководить собственным временем. Лидер  постоянно занимается саморазвитием, воплощает в жизнь свои идеи, организует работу других людей. Существуют различные  типы лидерства, рассмотрим их ниже.

Лидер-организатор отличается тем, что он воспринимает нужды команды  как свои, активно участвует в  жизни коллектива. Этот человек полон  оптимизма, он просто уверен, что большинство  проблем легко решаемы. Люди за ним идут без сомнений, так как он внушает им доверие. Коллектив убежден, что их лидер может предложить только действительно стоящие идеи и действия. Этот человек не просто руководит организацией, он может указать любому из своего коллектива на его ошибки, и при этом виновник даже не обидится. Он, наоборот, будет стараться работать лучше и эффективнее. Практически в любом коллективе есть такие неформальные лидеры.

Лидер-творец умеет видеть новые  идеи. Всегда берется за проблемы, которые  для других кажутся неразрешимыми, а иногда даже опасными. Этот человек  не будет командовать, принуждать к  чему-либо. Он пригласит к обсуждению, подскажет, покажет идею с такой  стороны, что она привлечет слушателей.

Продолжаем рассматривать типы лидерства. Борец – он всегда уверен в себе. Это человек с сильной  волей. Лидер смело идет навстречу  неизвестности, опасности, уверенно вступает в борьбу за свою идею. Отрицательной  чертой такого человека является то, что  ему не хватает времени, чтобы  сначала обдумать каждый шаг, он стремится  все сделать быстро.

Лидер-дипломат – гений переговоров. Если такой человек использует свои способности и знания во зло, то его  легко можно назвать ассом интриги. Он всегда в курсе всего, знает ситуацию, все скрытые детали, сплетни и пересуды. Эта информация дает ему возможность влиять на каждого человека определенным образом. Он предпочитает организовывать личные встречи или переговоры в кругу единомышленников. Если он чувствует, что его планам что-то грозит, то может отвлечь внимание влиятельных людей на другой объект. Из него получится прекрасный руководитель, если он будет использовать достойные способы воздействия на команду.

Какие еще типы лидерства существуют? Утешитель - готов помочь любому в  сложную минуту. К нему люди тянутся, так как чувствуют, что он не даст их в обиду. Такой человек вежлив, способен сопереживать, предупредителен.

Различают также типы политического  лидерства. Есть демократические и  авторитарные лидеры, подразделяют их на эти категории в зависимости  от того, как они относятся к  своим подчиненным. По масштабу руководства  можно выделить партийных, классовых, общенациональных лидеров. Современная  политология выделяет следующие  типы лидерства:

1. Лидер-знаменосец – руководитель  по-особому видит действительность. Он представляет собой идеал  лидера для народных масс. Люди  с большим удовольствием следуют  по пути, обозначенному им.

2. Лидер-служитель - ориентируется  на желания и нужды своего  народа. Действует всегда от имени  своих избирателей.

3. Лидер-торговец – руководитель, который способен выгодно «продать»  свои идеи. Избиратели сразу видят  преимущество данного кандидата  перед другими.

4. Лидер-пожарный - он ориентирован  на насущные и срочные проблемы  народных масс. Этот лидер всегда  готов решить конкретные ситуации, стоит только ему о них узнать.

Чистых образов среди лидеров  обычно не встречается. У каждого  руководителя сочетаются 2-3 характеристики одновременно, но в разных пропорциях. Таким образом, типология лидерства, приведенная выше, не может относиться в чистом виде к какому-то конкретному  человеку. Исторические факты подтверждают, что изначально харизматичный лидер  может постепенно превратиться в  ненавистного тирана и диктатора.

22. Дискуссия  как метод активного социально-психологического  обучения

 

Дискуссии относятся к наиболее широко известным в истории педагогики методам обучения. Еще во времена  античности его успешно применяли  в гимназиях и академиях Древней  Греции для подготовки молодых людей. Знаменитая фраза ``В спорах рождается  истина'' относится именно к тому периоду истории.

Начало устойчивого интереса педагогов  и психологов к феномену дискуссии  относится к 30-м гг. XX в. и связано с работами известного швейцарского психолога Жана Пиаже, в которых было показано, как благодаря механизму дискуссии со сверстниками ребенок избавляется от эгоцентрического мышления и учится принимать точку зрения другого. Требования научно-технического прогресса поставили перед психологией задачу изучения процессов принятия управленческих и творческих решений в группе. Здесь важную роль сыграли идеи Курта Левина о влиянии групповых обсуждений и ситуативных факторов на изменение социальных установок (отношений). Исследования показали, что групповая дискуссия повышает мотивацию и эго-вовлеченность участников в решение обсуждаемых проблем. Дальнейшее изучение механизмов групповой дискуссии показало целесообразность ее применения для активизации межличностных процессов в творческой, управленческой, учебной, психотерапевтической, консультационной и других видах деятельности.

В качестве объекта дискуссионного обсуждения могут выступать не только специально сформулированные проблемы, но и случаи (казусы) из профессиональной практики. Помимо профессиональных, управленческих и научно-технических проблем, предметом  дискуссии могут быть межличностные  отношения самих участников группы. В этом случае сеть групповых взаимоотношений  выступает как реальная учебная  модель, с помощью которой обучаемые  на личном опыте познают особенности  процессов групповой динамики.

Информация о работе Понятие об активном социально-психологическом обучении