Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 02:31, реферат
В комплексном понятии «активное социально-психологическое обучение» аккумулировано несколько важных смыслообразующих характеристик, вытекающих из содержания частных научных составляющих.
Во-первых, это - активное обучение. Активность - собственная динамика живых существ как источник преобразования или поддержания ими жизненно значимых связей с окружающим миром. В психологическом словаре дано такое определение понятия «активность личности»: «Это способность человека производить общественно значимые преобразования в мире на основе присвоения богатств материальной и духовной культуры».
ри», которая иллюстрирует процессы самопознания и самораск
рытия в тренинговой группе. Открытая область (1) содержит поведение, чувства и мотивы,
которые известны и самому человеку, и окружающим.
Слепая область (2) состоит из того, что человек сам не замечает,
а другие считают неуместным говорить об этом (отталкивающая
манера поведения, повышенная агрессивность, навязчивость и
другие особенности поведения).
Скрытая область (3) содержит то, что осознает субъект, но не
знают другие (сфера нерешенных проблем, неблаговидных поступ
ков, интимных моментов в жизни).
Неизвестная область (4) — это то, что находится за пределами
сознания и самого индивида и окружающих.
Содержательная работа в тренинге приводит к расширению 1й
области за счет уменьшения 2, 3 и 4й областей. При этом умень
шение 2й области данной схемы происходит за счет получения обратной связи от группы. Самораскрытие участников позволяет
им снять «маски» и приводит к уменьшению 3й области. Совмес
тно с ведущим группа исследует и 4 область, получает новые зна
ния и понимание.
Коррекция самовосприятия участников — достаточно сложный
и утонченный процесс, требующий от ведущего особой чувстви
тельности. Но эти усилия оправданы, так как именно то, как чело
век себя представляет и воспринимает, во многом определяет те
цели, которые он перед собой ставит (в том числе в тренинге), по
ступки, которые он совершает, и его общее отношение к жизни.
Работа с самопредставлением участников затрагивает сложные
внутренние структуры, пробуждает и стимулирует их стремление к
самопознанию и
щем сопровождении может
перестройке всего «здания» личности. В данной метафоре работа,
направленная на развитие психических процессов, различных на
выков и т. п., является скорее строительством пристроек к имею
щемуся зданию.
Работа с самопредставлением человека так или иначе присут
ствует в любом тренинге. Даже если ведущий не уделяет этой рабо
те направленного внимания, он меняет собственные представле
ния участников. Любое психологическое приобретение человека
меняет его представление о себе. И наоборот, если человек вышел
из тренинга с тем же представлением, что и пришел, значит, он
ничего не «взял», ничего не освоил. Если он чтото и вынес из тре
нинга, то, возможно, он скоро от этого откажется.
Следует также особо подчеркнуть важность направленного вы
страивания работы ведущим на помощь участникам в принятии
себя и развитии у них их способности к самораскрытию. Готовность
человека к раскрытию своего «Я» другому человеку является сим
волом сильной и здоровой личности. «Не готовому к самораскры
тию человеку приходится создавать внешние маски (ложные «Я»)
и тратить много энергии на их поддержание, что в конечном итоге
приводит к истощению и
Кроме того, про
цесс самораскрытия каждого участника группе является не только средством его развития, но и средством для развития остальных ее
членов. Как отмечает Г. И. Андреева, «каждый раз, познавая дру
гого, формируется и сам познающий индивид. При этом существует
двоякая связь: с одной стороны,
богатство представлений о
себе определяет и богатство представлений о другом человеке, с
другой стороны, чем более полно раскрывается другой человек, тем
более полно становится представление о себе.
16.Факторы обеспечивающие
возможность изменения
Тренинговая группа является и средством и средой для преднаме-
ренных изменений участников тренинга. Различными авторами выде-
ляются следующие факторы, обеспечивающие изменения участников
в группе.
1.Членство в группе. Само членство в группе может эффективно
воздействовать и вызывать изменения. Осознание принадлежности к
группе позволяет человеку прочувствовать, что его проблемы не уни-
кальны и что он не один со своими проблемами.
2.Эмоциональная поддержка
ка в группе, атмосфера взаимной заинтересованности, доверия созда-
ют предпосылки для ослабления защитных механизмов. Ощущение
поддержки снимает напряжение, придает уверенность и активизирует
человека. Эмоциональная поддержка оказывает стабилизирующее по-
ложительное воздействие на самооценку, повышает степень самоува-
жения, способствует позитивной переоценке отношения к себе.
3.Помощь другим участникам
тникам, ощущение сопринадлежности повышают чувство собственной
необходимости, полезности. Этот фактор помогает преодолеть болезнен-
ную фиксацию на своих проблемах, укрепляет чувство уверенности в
себе, в своих возможностях справляться со своими трудностями.
4. Возможность эмоционального
бодного выражения эмоций позволяет снять накопленное эмоциональ-
ное напряжение, что в сочетании с эмоциональной поддержкой группы
способствует раскрытию
с соответствующими переживаниями, и последующей их переработке.
5. Обратная связь. Одним из важнейших факторов, образующих
и корректирующих «Я» человека, является информация о нем, полу-
чаемая от группы. Обратная связь может быть вербальной или невер-35
бальной, общей или специфической, оценочной или просто описыва-
ющей, эмоционально окрашенной или нейтральной, но именно она яв-
ляется для участника «его видением себя со стороны».
6. Наблюдение и осмысление. Даже пассивное наблюдение, а тем
более активное участие в работе группы позволяет участнику выйти
на осмысление собственного опыта и поведения в группе, мотивов,
лежащих в реализации данного поведения, собственных форм эмоци-
онального реагирования в различных ситуациях, своей роли в проис-
хождении конфликтных ситуаций, и др.
17.Групповая динамика в тренинговой группе.
Тренинговая группа является обществом в миниатюре. Соответ-
ственно в ней разворачиваются групповые процессы, присущие всем
социальным группам.
Совокупность всех внутригрупповых социально-психологических
процессов и явлений, протекающих в процессе жизнедеятельности груп-
пы, в социальной психологии объединяется под термином групповая
динамика. К групповой динамике в тренинговой группе относят все
процессы развития (движения) группы во времени, обусловленные вза-
имодействием и
процессов групповой динамики в
тренинговых группах
- фазы развития группы;
- групповые роли и феномен лидерства;
- групповая сплоченность и
- групповое давление и
- процессы нормообразования;
- процессы принятия групповых решений и др.
18.Фазы развития тренинговой группы.
1. Фаза ориентации и зависимости.
ситуации, присматриваются друг к другу и к ведущему. У большин-
ства участников проявляется
возможно проявление скептического отношения к происходящему. В этот
период группа более ориентирована на ведущего и сильно зависима от
него. От ведущего ждут управления и инструкций. Он является един-
ственным организатором и
процессе работы ведущий также присматривается к группе, анализиру-
ет интересы и стремления ее членов. Время существования группы на
этой фазе во многом зависит от категории участников и стиля ведения
ведущего. Результат прохождения группой данной фазы развития, так
или иначе проявляется на степени выраженности следующей фазы.
2. Фаза «притирки» и конфликта. Участники распределяют меж-
ду собой и обживают социальные ниши в группе. Проявляется стрем-
ление к соперничеству. Происходит активное распределение ролей.
Повышается агрессивность. Иногда группа выбирает в качестве объекта
нападок одного из ее членов. Возможна открытая конфронтация с ве-
дущим. Фаза сопровождается повышенной враждебностью и напря-
женностью в группе. Конструктивная помощь участников друг другу
еще отсутствует или слабо
веты. Данный этап требует от ведущего особого контроля. Необходи-
мо направлять внимание группы на рефлексию происходящего. Чем
сильнее конфронтация в этот период в сочетании с конструктивным
выходом из ситуации, тем больше ресурса для более глубокой и со-
держательной работы в дальнейшем.
3. Фаза сотрудничества и
Развитие группы достигло данной фазы, если у участников возникло
чувство принадлежности к ней, выработались общие ценности, появи-
лось доверие, искренность в выражении чувств и осознание общего
«МЫ». Теперь участники могут открыто рассказывать о своих про-
блемах. Именно на данном этапе группа приобретает терапевтическую
способность и способность обеспечить развитие личности.
4. Фаза завершения (умирания) группы. После полного выпол-
нения поставленной задачи, в случае решения в ходе занятия всех воп-
росов, интересующих группу, она заканчивает свое существование как
социальная структура. Для того чтобы после окончания тренинга у уча-
стников не оставалось тягостного чувства, ведущему следует направ-
ленно строить работу на завершение тренинга. Участники должны быть
эмоционально подготовлены жить вне группы.
19.С плочённость и напряжённость в тренинговой группе.
Под сплоченностью понимается взаимное
тяготение членов группы друг к другу.
Это универсальное групповое
явление наблюдается во всех тренинговых
группах. Курт Левин определяет сплоченность
как «тотальное поле сил, заставляющих
участников оставаться в группе». Развитию
сплоченности уделяется особое внимание,
поскольку она является важным фактором
успешности участников в достижении
групповых задач. Для стимулирования
сплоченности используют специальные
психотехнические приемы, направленные
на совместное переживание сильных
положительных или
Вачков[1] описывает групповую
Обобщение имеющихся исследований (А.А.Александров, 1997; Ж.Годфруа, 1992; К.Рудестам, 1993 и др.) позволяет выделить следующие факторы, способствующие групповой сплоченности:
1) совпадение интересов,
2) достаточный уровень
3) атмосфера психологической
4) активная, эмоционально насыщенная совместная деятельность, направленная на достижение цели, значимой для всех участников;
5) привлекательность ведущего
6) квалифицированная работа
7) наличие другой группы, которая
может рассматриваться как
8 ) присутствие в группе человека, способного противопоставить себя группе, резко отличающегося от большинства участников (как показывает печальный опыт не только тренингов, но и повседневной жизни, люди особенно быстро сплачиваются не в борьбе за что-то, а в борьбе против кого-то).
Причинами снижения групповой сплоченности могут выступить:
1) возникновение в тренинговой
группе мелких подгрупп (это особенно
вероятно в группах,
2) знакомство (дружба, симпатия) между
отдельными членами группы до
начала тренинга — это ведет
к сокрытию от остальных
3) неумелое руководство со
Информация о работе Понятие об активном социально-психологическом обучении