Понятие об активном социально-психологическом обучении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 02:31, реферат

Описание

В комплексном понятии «активное социально-психологическое обучение» аккумулировано несколько важных смыслообразующих характеристик, вытекающих из содержания частных научных составляющих.
Во-первых, это - активное обучение. Активность - собственная динамика живых существ как источник преобразования или поддержания ими жизненно значимых связей с окружающим миром. В психологическом словаре дано такое определение понятия «активность личности»: «Это способность человека производить общественно значимые преобразования в мире на основе присвоения богатств материальной и духовной культуры».

Работа состоит из  1 файл

1.docx

— 138.29 Кб (Скачать документ)

ри», которая иллюстрирует процессы самопознания и самораск

рытия в тренинговой группе. Открытая область (1) содержит поведение, чувства и мотивы,

которые известны и самому человеку, и окружающим.

Слепая область (2) состоит из того, что человек сам не замечает,

а другие считают неуместным говорить об этом (отталкивающая

манера поведения, повышенная агрессивность, навязчивость и

другие особенности поведения).

Скрытая область (3) содержит то, что  осознает субъект, но не

знают другие (сфера нерешенных проблем, неблаговидных поступ

ков, интимных моментов в жизни).

Неизвестная область (4) — это то, что находится за пределами

сознания и самого индивида и  окружающих.

Содержательная работа в тренинге приводит к расширению 1й

области за счет уменьшения 2, 3 и 4й  областей. При этом умень

шение 2й области данной схемы  происходит за счет получения обратной связи от группы. Самораскрытие участников позволяет

им снять «маски» и приводит к уменьшению 3й области. Совмес

тно с ведущим группа исследует  и 4 область, получает новые зна

ния и понимание.

Коррекция самовосприятия участников — достаточно сложный

и утонченный процесс, требующий от ведущего особой чувстви

тельности. Но эти усилия оправданы, так как именно то, как чело

век себя представляет и воспринимает, во многом определяет те

цели, которые он перед собой  ставит (в том числе в тренинге), по

ступки, которые он совершает, и  его общее отношение к жизни.

Работа с самопредставлением участников затрагивает сложные

внутренние структуры, пробуждает и стимулирует их стремление к

самопознанию и самосовершенствованию, что при соответствую

щем сопровождении может способствовать более эффективной

перестройке всего «здания» личности. В данной метафоре работа,

направленная на развитие психических процессов, различных на

выков и т. п., является скорее строительством пристроек к имею

щемуся зданию.

Работа с самопредставлением человека так или иначе присут

ствует в любом тренинге. Даже если ведущий не уделяет этой рабо

те направленного внимания, он меняет собственные представле

ния участников. Любое психологическое  приобретение человека

меняет его представление о  себе. И наоборот, если человек вышел

из тренинга с тем же представлением, что и пришел, значит, он

ничего не «взял», ничего не освоил. Если он чтото и вынес из тре

нинга, то, возможно, он скоро от этого  откажется.

Следует также особо подчеркнуть  важность направленного вы

страивания работы ведущим на помощь участникам в принятии

себя и развитии у них их способности к самораскрытию. Готовность

человека к раскрытию своего «Я» другому человеку является сим

волом сильной и здоровой личности. «Не готовому к самораскры

тию человеку приходится создавать  внешние маски (ложные «Я»)

и тратить много энергии на их поддержание, что в конечном итоге

приводит к истощению и разорению  личности»

Кроме того, про

цесс самораскрытия каждого  участника группе является не только средством его развития, но и средством для развития остальных ее

членов. Как отмечает Г. И. Андреева, «каждый раз, познавая дру

гого, формируется и сам познающий  индивид. При этом существует

двоякая связь: с одной стороны, богатство представлений о самом

себе определяет и богатство  представлений о другом человеке, с

другой стороны, чем более полно  раскрывается другой человек, тем

более полно становится представление  о себе.

16.Факторы обеспечивающие  возможность изменения участников  в тренинговой работе.

Тренинговая группа является и средством  и средой для преднаме-

ренных изменений участников тренинга. Различными авторами выде-

ляются следующие факторы, обеспечивающие изменения участников

в группе.

1.Членство в группе. Само членство  в группе может эффективно

воздействовать и вызывать изменения. Осознание принадлежности к

группе позволяет человеку прочувствовать, что его проблемы не уни-

кальны и что он не один со своими проблемами.

2.Эмоциональная поддержка группы. Эмоциональная поддерж-

ка в группе, атмосфера взаимной заинтересованности, доверия созда-

ют предпосылки для ослабления защитных механизмов. Ощущение

поддержки снимает напряжение, придает  уверенность и активизирует

человека. Эмоциональная поддержка  оказывает стабилизирующее по-

ложительное воздействие на самооценку, повышает степень самоува-

жения, способствует позитивной переоценке отношения к себе.

3.Помощь другим участникам группы. Помощь остальным учас-

тникам, ощущение сопринадлежности повышают чувство собственной

необходимости, полезности. Этот фактор помогает преодолеть болезнен-

ную фиксацию на своих проблемах, укрепляет  чувство уверенности в

себе, в своих возможностях справляться  со своими трудностями.

4. Возможность эмоционального реагирования. Возможность сво-

бодного выражения эмоций позволяет  снять накопленное эмоциональ-

ное напряжение, что в сочетании  с эмоциональной поддержкой группы

способствует раскрытию личностных проблем участников, связанных

с соответствующими переживаниями, и  последующей их переработке.

5. Обратная связь. Одним из  важнейших факторов, образующих

и корректирующих «Я» человека, является информация о нем, полу-

чаемая от группы. Обратная связь может быть вербальной или невер-35

бальной, общей или специфической, оценочной или просто описыва-

ющей, эмоционально окрашенной или нейтральной, но именно она яв-

ляется для участника «его видением себя со стороны».

6. Наблюдение и осмысление. Даже  пассивное наблюдение, а тем

более активное участие в работе группы позволяет участнику выйти

на осмысление собственного опыта  и поведения в группе, мотивов,

лежащих в реализации данного поведения, собственных форм эмоци-

онального реагирования в различных  ситуациях, своей роли в проис-

хождении конфликтных ситуаций, и др.

17.Групповая  динамика в тренинговой группе.

Тренинговая группа является обществом  в миниатюре. Соответ-

ственно в ней разворачиваются  групповые процессы, присущие всем

социальным группам.

Совокупность всех внутригрупповых  социально-психологических

процессов и явлений, протекающих  в процессе жизнедеятельности груп-

пы, в социальной психологии объединяется под термином групповая

динамика. К групповой динамике в тренинговой группе относят  все

процессы развития (движения) группы во времени, обусловленные вза-

имодействием и взаимоотношениями  ее членов. В качестве основных

процессов групповой динамики в  тренинговых группах выделяются:

- фазы развития группы;

- групповые роли и феномен  лидерства;

- групповая сплоченность и напряженность;

- групповое давление и конформность;

- процессы нормообразования;

- процессы принятия групповых  решений и др.

18.Фазы развития  тренинговой группы.

1. Фаза ориентации и зависимости.  Участники ориентируются в

ситуации, присматриваются друг к  другу и к ведущему. У большин-

ства участников проявляется заинтересованность. В качестве защиты

возможно проявление скептического  отношения к происходящему. В  этот

период группа более ориентирована  на ведущего и сильно зависима от

него. От ведущего ждут управления и  инструкций. Он является един-

ственным организатором и связующим  звеном между участниками. В

процессе работы ведущий также присматривается к группе, анализиру-

ет интересы и стремления ее членов. Время существования группы на

этой фазе во многом зависит от категории участников и стиля  ведения

ведущего. Результат прохождения  группой данной фазы развития, так

или иначе проявляется на степени  выраженности следующей фазы.

2. Фаза «притирки» и конфликта.  Участники распределяют меж-

ду собой и обживают социальные ниши в группе. Проявляется стрем-

ление к соперничеству. Происходит активное распределение ролей.

Повышается агрессивность. Иногда группа выбирает в качестве объекта

нападок одного из ее членов. Возможна открытая конфронтация с ве-

дущим. Фаза сопровождается повышенной враждебностью и напря-

женностью в группе. Конструктивная помощь участников друг другу

еще отсутствует или слабо выражена. Преобладают лишь оценки и со-

веты. Данный этап требует от ведущего особого контроля. Необходи-

мо направлять внимание группы на рефлексию происходящего. Чем

сильнее конфронтация в этот период в сочетании с конструктивным

выходом из ситуации, тем больше ресурса  для более глубокой и со-

держательной работы в дальнейшем.

3. Фаза сотрудничества и целенаправленной  деятельности.

Развитие группы достигло данной фазы, если у участников возникло

чувство принадлежности к ней, выработались общие ценности, появи-

лось доверие, искренность в  выражении чувств и осознание  общего

«МЫ». Теперь участники могут открыто  рассказывать о своих про-

блемах. Именно на данном этапе группа приобретает терапевтическую

способность и способность обеспечить развитие личности.

4. Фаза завершения (умирания) группы. После полного выпол-

нения поставленной задачи, в случае решения в ходе занятия всех воп-

росов, интересующих группу, она заканчивает свое существование как

социальная структура. Для того чтобы после окончания тренинга у уча-

стников не оставалось тягостного чувства, ведущему следует направ-

ленно строить работу на завершение тренинга. Участники должны быть

эмоционально подготовлены жить вне  группы.

19.С плочённость и напряжённость в тренинговой группе.

Под сплоченностью понимается взаимное тяготение членов группы друг к другу. Это универсальное групповое  явление наблюдается во всех тренинговых  группах. Курт Левин определяет сплоченность как «тотальное поле сил, заставляющих участников оставаться в группе». Развитию сплоченности уделяется особое внимание, поскольку она является важным фактором успешности участников в достижении групповых задач. Для стимулирования сплоченности используют специальные  психотехнические приемы, направленные на совместное переживание сильных  положительных или отрицательных  эмоций. Сплоченность ведет к созданию в группе атмосферы безопасности, снижению психического напряжения, установлению искренних, доверительных отношений  между участниками. Следует помнить, что важно поддерживать динамическое равновесие между сплоченностью  и напряжением, иначе группа может  остановиться в своем развитии, не достигнув значимых групповых целей. Поэтому в ряде случаев сплоченность можно рассматривать как сопротивление  изменениям, которое нуждается в  специальном осознании и проработке.

Вачков[1] описывает групповую сплоченность как показатель прочности, единства и устойчивости межличностных взаимодействий и взаимоотношений в группе, характеризующийся  взаимной эмоциональной притягательностью  членов группы и удовлетворенностью группой. Групповая сплоченность может  выступать и как цель психологического тренинга, и как необходимое условие  успешной работы. В группе, сформированной из незнакомых людей, какая-то часть  времени обязательно будет потрачена  на достижение того уровня сплоченности, который необходим для решения  групповых задач.

Обобщение имеющихся исследований (А.А.Александров, 1997; Ж.Годфруа, 1992; К.Рудестам, 1993 и др.) позволяет выделить следующие  факторы, способствующие групповой  сплоченности:

1) совпадение интересов, взглядов, ценностей и ориентации участников  группы;

2)  достаточный уровень гомогенности  состава групп (особенно по  возрастному показателю — нежелательно  объединять в одной группе  лиц старше пятидесяти лет  и младше восемнадцати);

3) атмосфера психологической безопасности, доброжелательности, принятия;

4) активная, эмоционально насыщенная  совместная деятельность, направленная  на достижение цели, значимой  для всех участников;

5) привлекательность ведущего как  образца, модели оптимально функционирующего  участника;

6) квалифицированная работа ведущего, использующего специальные психотехнические  приемы и упражнения для усиления  сплоченности;

7)  наличие другой группы, которая  может рассматриваться как соперничающая  в каком-то отношении;

8 )  присутствие в группе человека, способного противопоставить себя группе, резко отличающегося от большинства участников (как показывает печальный опыт не только тренингов, но и повседневной жизни, люди особенно быстро сплачиваются не в борьбе за что-то, а в борьбе против кого-то).

Причинами снижения групповой сплоченности могут выступить:

1) возникновение в тренинговой  группе мелких подгрупп (это особенно  вероятно в группах, превышающих  15 человек; впрочем, иногда своеобразная  соревновательность, появляющаяся  между подгруппами, ускоряет групповую  динамику и способствует оптимизации  тренинга);

2) знакомство (дружба, симпатия) между  отдельными членами группы до  начала тренинга — это ведет  к сокрытию от остальных участников  группы какой-то частной информации, к стремлению защитить друг  друга и не вступать в полемику, к отчуждению такой диады от  группы;

3) неумелое руководство со стороны  ведущего, которое может привести  к излишнему напряжению, конфликтам  и развалу группы;

Информация о работе Понятие об активном социально-психологическом обучении