Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 02:31, реферат
В комплексном понятии «активное социально-психологическое обучение» аккумулировано несколько важных смыслообразующих характеристик, вытекающих из содержания частных научных составляющих.
Во-первых, это - активное обучение. Активность - собственная динамика живых существ как источник преобразования или поддержания ими жизненно значимых связей с окружающим миром. В психологическом словаре дано такое определение понятия «активность личности»: «Это способность человека производить общественно значимые преобразования в мире на основе присвоения богатств материальной и духовной культуры».
30.Роль и функции ведущего тренинг
Ведущий тренинг, его личностные особенности, профессиональ¬ные знания и умения являются в определенном смысле средством развития как личности каждого участника, так и группы в целом. В конечном итоге сам ведущий группы, его индивидуальный стиль в совокупности со знаниями и опытом определяют успешность его работы. Упражнения, игры и совокупность всех психологических техник и приемов являются не более чем инструментом в руках ма¬стера. Результат применения этих инструментов зависит в первую очередь от личности мастера, от его профессионализма и только во вторую очередь — от «качества» этих «инструментов». И не важно, парадигмы какого психологического направления или какой пси¬хологической школы он придерживается. Именно ведущий как про¬фессионал и как личность определяет успешность своей работы. Ему нужно точно представлять, что он делает, какой результат ожидает и что будет делать с этим результатом. Это особенно важно в группах с доминирующей ролью руководителя. При этом позиция ведущего, его стиль и методы работы в группе не обязательно должны быть в течение всего тренинга однообразными. Они могут изменяться в зависимости от потребностей участников, групповой ситуации и уровня развития группы.
Функции ведущего тренинг
В процессе психологического тренинга ведущий выполняет не¬сколько функций. Н. В. Клюева' выделяет следующие:
1. Руководящая функция. Тренинг является структурированной
моделью работы. Ведущий определяет цели работы группы, разра¬
батывает и осуществляет соответствующую программу действий,
устанавливает (фиксирует) нормы и правила в группе, обеспечи¬
вает методическое сопровождение занятий.
Степень выраженности руководящей позиции задается формой проведения тренинга и индивидуальным стилем руководителя, но она не должна вести к снижению активности участников и пере¬кладыванию всей ответственности только на ведущего.
2. Аналитическая функция. Ведущий проводит анализ, обобща¬
ет и комментирует происходящее в группе. При этом коммента¬
рии могут высказываться в виде:
а) описания происходящего в группе на основе собственных
наблюдений;
б) перечисления и классификации происходящего в группе с
использованием
в) высказывания гипотез дальнейшего содержательного продви¬
жения группы или развития ситуации с объяснением причин.
3. Экспертная функция. Экспертиза осуществляется через предо¬ставление актуальной информации по сложившейся ситуации или проблеме. Ведущий помогает участникам разбирать и оценивать сложившуюся ситуацию в группе. Помогает каждому участнику оце¬нить свое поведение и понять, как оно повлияло на других.
4. Посредническая функция. Она заключается в организации груп¬повых процессов. Ведущий может вмешиваться в групповые про¬цессы в случаях, когда группа испытывает затруднения.
31.Стили работы ведущего тренинговой группы.
Стиль работы ведущего может располагаться
между свободным и директивным
(программным) ведением группы. Крайняя
форма свободного ведения может
проявляться как внешне пассивная
до чрезвычайности. При этом ведущий
не предлагает участникам ни целей, ни
средств их достижения. Внешняя «пассивность»
тренера порой может быть настолько
выражена, что даже вызывать раздра¬жение
участников. Ведущий вроде как
бездействует, «он только слу¬шает».
В группе могут возникать довольно
продолжительные пау¬зы. Ведущий
при этом никого не убеждает и ничего
не объясняет. Он может мягко уходить
от вопросов-нападений или
Другая крайняя форма — это
программированный, жестко за¬данный
директивный стиль ведения
Таким образом, для начинающего тренера в реальной группо¬вой работе полезнее применять компромиссную форму ведения, находящуюся где-то между описанными выше. Следует представ¬лять структуру тренинга и иметь планы занятий, но при этом необходимо постоянно отслеживать продвижение группы, настро¬ение ее участников и, при необходимости, быть готовым отклониться от запланированного содержания работы, но удерживая при этом намеченные цели.
32.Предмет работы ведущего в группе работа с личностью, ко-тренерство
Работа ведущего тренинг должна
быть осмысленной. В каждый момент времени
он должен осознавать, что, как и
зачем он делает. При этом можно
выделить два основных направления
деятельности ведущего в тренинговой
группе (далее просто группе), которые
по¬стоянно пересекаются, — это
работа с личностью и работа с
груп¬пой. То, какое из этих направлений
является основным, определя¬ется целями
создания каждой группы. В одних
случаях ведущий более
В других группах деятельность ведущего изначально ориенти¬рована на развитие личности участников, их совершенствование и работу с их проблемами. Но и в этом случае ведущий проводит ра¬боту, направленную на развитие группы, так как в тренинге имен¬но группа является основным средством работы с личностью.
Кратко особенности работы в этих направлениях можно пред¬ставить следующим образом.
Работа с личностью. В целом работа с личностью направлена на более глубокое осознание каждым участником себя, своих особен¬ностей, сильных и слабых сторон своей личности, осмысление соб¬ственных ограничений и расширение своих возможностей. Она включает в себя работу с Я-концепциями участников, развитие познавательных процессов, развитие коммуникативной компетен¬тности и др. Также составной частью тренинга может быть выра¬ботка и закрепление более эффективного поведения в определен¬ных социальных ситуациях.
При работе с личностью могут
затрагиваться и изменяться со¬циальные
установки и убеждения
Работа с группой. Конструктивная
работа участников может осу¬ществляться
в развитой в психологическом
отношении группе. Жизнь в группе
с момента ее образования не стоит
на месте, а постоянно развивается
под влиянием внутренних и внешних
фак¬торов. Можно рассматривать
группу как сложный, состоящий из
системы взаимозависимых
Ко-тренерство (Совместное проведение группы)
Есть реальные преимущества работы тренеров в команде, осо¬бенно при наличии у них различных стилей ведения группы. Хо¬рошая команда тренеров не только полезна для участников, но и может быть огромным источником обратной связи и личностного роста, по мере того как тренеры, дополняя друг друга, учатся друг у друга. При этом важно спланировать действия, согласовать подхо¬ды и обеспечить взаимную обратную связь относительно своей ра¬боты. Тренеры, работающие в команде, должны действовать на до-полнение и поддержку друг друга. Группа не должна быть местом их «поиска истины». Полезно иметь соглашение о том, как и в ка¬кой момент дополнять друг друга, предоставлять дополнительную информацию. Если второму тренеру есть что добавить, то это дол¬жно быть сделано в подходящий момент. Два тренера не должны говорить одновременно и конкурировать друг с другом. Участни¬кам не принесет много пользы наблюдение того, как тренеры спо¬рят или высказывают совершенно противоположные точки зрения. Но если все же один из тренеров не согласен с тем, как или что сообщил его напарник, и он считает это очень важным, то в свою очередь он может сказать «да», согласившись с существованием иной точки зрения, и добавить то, что он считает нужным. Но го¬ворить только в свою очередь.
33.Групповые методы ( информирование, диагностические процедуры)
Диагностические процедуры
Диагностические процедуры могут использоваться в тренинге: □ для отбора участников в группу;
□ как средство получения участником новой информации о себе;
□ как средство самопонимания и самораскрытия;
□ для обеспечения и контроля эффективности тренинговых процедур и тренинга в целом.
При использовании руководителем в процессе работы группы психодиагностических тестов и методик первоначально ему необ¬ходимо создать у участников потребность в понимании себя, по¬требность самоисследовании и самоизучении. В процессе самоизу¬чения происходит более глубокое самопонимание, появляется желание обсудить с группой полученную информацию, то есть про¬исходит выход на самоанализ, самораскрытие и групповой анализ.
Недопустимо использовать психодиагностические
тесты и мето¬дики только для
того, чтобы в последующем
Информирование
В процессе тренинга ведущий может осуществлять как запла¬нированное, так и ситуативно необходимое информирование уча¬стников с целью их развития, содержательного продвижения груп¬пы и ее подготовки к выполнению упражнений и процедур.
Информирование проводится через раскрытие в доступной форме психологических понятий, описание случаев из собствен¬ной практики и анализ материала, возникающего «здесь и теперь». Оно может осуществляться в виде монолога ведущего с последую¬щим обсуждением или без него. При этом возможно использова¬ние различных вспомогательных средств (видео, аудио и др.).
В процессе информирования ведущий может помогать отдель¬ным участникам, испытывающим затруднения, предоставляя им обратную связь и поддерживая в процессе действия.
Информирование на актуализированном в группе материале наи¬более эффективно, так как оно более наглядно, актуально и значимо для участников.
34.Групповые
методы (психогимнастическое
Психогимнастические упражнения
Психогимнастические упражнения, используемые в тренинге, очень разнообразны и включают в себя совокупность различных заданий, представленных ведущим. Они могут быть направлены на: отработку желаемого поведения, развитие познавательных про¬цессов, расширение границ понимания, фокусирование на чув¬ствах, развитие самосознания, коррекцию самопредставления, ре¬гуляцию эмоционального состояния участников и многое другое. При этом именно выполнение упражнений является основным, а в некоторых случаях единственным средством тренировки желае¬мого поведения.
Тренировка эффективного поведения может состоять из следу¬ющих этапов:
□ определение поведения, которое нуждается в изменении;
□ моделирование желательного поведения;
□ при необходимости определение и нахождение дополнитель¬ного ресурса для успешности выполнения желаемого пове¬дения;
□ отработка нового поведения в течение одного или несколь¬ких занятий;
□ распространение нового поведения на ситуации вне группы;
□ получение обратной информации о поведении участника вне группы.
Развитие самопредставления
Также упражнения являются эффективным средством развития внимания, памяти, наблюдательности, мышления и др.
Информация о работе Понятие об активном социально-психологическом обучении