Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 02:31, реферат
В комплексном понятии «активное социально-психологическое обучение» аккумулировано несколько важных смыслообразующих характеристик, вытекающих из содержания частных научных составляющих.
Во-первых, это - активное обучение. Активность - собственная динамика живых существ как источник преобразования или поддержания ими жизненно значимых связей с окружающим миром. В психологическом словаре дано такое определение понятия «активность личности»: «Это способность человека производить общественно значимые преобразования в мире на основе присвоения богатств материальной и духовной культуры».
подверженность индивида определенным психическим состояниям.
Она проявляется не через более или менее осознанное принятие ка-
кой-то информации или образцов поведения, а через передачу опре-
деленного эмоционального состояния. Поскольку это эмоциональное
состояние возникает в массе людей, действует механизм многократ-
ного взаимного усиления их эмоционального воздействия. Индивид
здесь не испытывает организованного преднамеренного давления, он
бессознательно усваивает
няясь ему. При заражении большая масса людей испытывает общее
психическое состояние, кроме речевого воздействия используются
иные средства (восклицание, ритмы и пр.).
Внушение представляет собой целенаправленное, неаргументи-
рованное воздействие одного человека на другого или на группу.
При внушении осуществляется процесс передачи информации, ос-
нованный на ее некритическом восприятии. Предполагается, что че-
ловек, принимающий информацию, в случае внушения не спосо-
бен на ее критическую оценку.10
Внушение вызывает определенное психическое состояние, не нуж-
даясь в доказательстве и логике,
это преимущественно
но-волевое воздействие. При внушении достигается не согласие, а про-
сто принятие информации, основанное на готовом выводе.
Внушение имеет одностороннюю направленность – это персонифи-
цированное, активное воздействие одного человека на другого или на
группу. При этом внушение, как правило, носит вербальный характер.
Больше всего внушению поддаются дети, чем взрослые; люди утом-
ленные, ослабленные физически, чем обладающие хорошим самочув-
ствием. Экспериментальными исследованиями выявлено, что решающим
условием эффективности
ловека, осуществляющего внушение), поскольку он создает особый,
доверительный фактор воздействия
– доверие к источнику
Авторитетность суггестора выполняет функцию так называемой «кос-
венной аргументации», своего рода компенсатора отсутствия прямой
аргументации, что является специфической чертой внушения.
Как фактор внушения может рассматриваться предшествующая вос-
приятию в общении заданная (или сложившаяся) социальная установка.
Убеждение построено на том, чтобы с помощью логического обо-
снования добиться согласия от человека, принимающего информацию.
При убеждении выводы человеком, принимающим информацию, де-
лаются самостоятельно. Убеждение представляет собой преимуще-
ственно интеллектуальное воздействие.
Подражание относится к
в условиях преимущественно
роль в группах также
ляется не простое принятие внешних черт поведения другого челове-
ка или массовых психических состояний, но воспроизведение инди-
видом черт и образцов демонстрируемого поведения.
В результате подражания формируются групповые нормы и ценно-
сти. Оно выступает источником прогресса: периодически в обществе
совершаются нововведения, которым подражают массы. Эти откры-
тия и изобретения впоследствии входят в структуру общества и вновь
осваиваются путем непроизвольного подражания, рассматриваемого
как «род гипнотизма».
Подражание у взрослых наблюдается, как правило, в тех случаях,
когда отсутствует возможность применить какой-либо иной способ
овладения незнакомым действием. В таком виде подражание присут-
ствует как элемент овладения навыком, иногда достаточно элементар-
ным профессиональным действием.
В группе подражание в большей степени, чем заражение или вну-
шение, включено в групповой контекст. Поскольку речь идет об ус-11
воении предложенных образцов поведения, то всегда существует два
плана подражания: или какому-то конкретному человеку, или нормам
поведения, выработанным группой. В последнем случае проблема под-
ражания тесно смыкается с проблемой конформности, иными слова-
ми, с проблемой давления группы на индивида.
Эффективность воздействия данных методов воздействия во мно-
гом определяется авторитетностью ведущего для обучаемых, уровнем
его профессионально-
4.Классификация
методов активного социального-
Методы активного социально-
Емельянов Ю.Н. под активным
групповым методом понимает
любой способ планируемой
активизации коммуникативных
Активные групповые методы Ю.Н. Емельянов предлагает условно объединить в три основных блока: а) дискуссионные методы (групповая дискуссия, разбор казусов из практики, анализ ситуаций морального выбора и др.); б) игровые методы: дидактические и творческие игры, в том числе деловые (управленческие) игры; ролевые игры (поведенческое научение, игровая психотерапия, психодраматическая коррекция); контригра (трансактный метод осознания коммуникативного поведения); в) сенситивный тренинг (тренировка межличностной чувствительности и восприятия себя как психофизического единства).
5.Специфика тренинговой
формы работы (развитие,воздействие,
Термин «тренинг» (от английского train, training) имеет ряд Понятие развитие также не является общим для психологического
тренинга. Как отмечает О. П. Кондаурова, в ходе тренинга психологи-
ческие характеристики могут не только развиваться, но и затормажи-
ваться, а некоторые навыки и умения формируются заново.
По отношению к теории социально-психологического тренинга в
противовес к «развитию» С. И. Макшанов вводит удачный термин
«преднамеренное изменение». Данное понятие адекватно отражает
цель, процесс и результат изменения, подчеркивает их осознанный ха-
рактер и является более широким в соотнесении с понятием «разви-
тие». Понятие «преднамеренное изменение» позволяет применить его
к ситуациям, не относящимся к развитию в принятом понимании, на-
пример, когда в результате преднамеренного изменения трансформи-
руются отношения личности к чему-либо, то это, безусловно, являет-
ся изменением, но не развитием. Другими словами, изменение воз-29
можно без развития, развитие без изменения – нет. Преднамеренное
изменение включает в себя и развитие и коррекцию.
Другие авторы в сочетании с обучением отмечают понятие опыт.
Кьелл Рудестам называет тренинговую форму «ядром обучающего опы-
та, а в некоторых случаях – единственным успешным методом обуче-
ния и изменения человека». Он отмечает, что, «наблюдая происходя-
щие в группе взаимодействия, каждый участник может идентифици-
ровать себя с другими и использовать установившуюся эмоциональ-
ную связь при оценке собственных чувств и поведения. Все пережи-
вания и поток опыта, порождаемые в группе, позволяют каждому уча-
стнику проанализировать и переоценить многие ограничивающие его
установки и убеждения. Также в процессе тренинга участники могут
смоделировать и опробовать различные навыки, которые в дальней-
шем они могут перенести в обычную жизнь».
Возможность работы непосредственно с опытом позволяет исполь-
зовать социально-
мента профессиональной подготовки. Тренинг помогает «преодолеть
ограничения, накладываемые на профессиональную деятельность тра-
диционными методами обучения, и может выступать в качестве мо-
стика между безусловно необходимыми, но тем не менее «перцеп-
тивно пустыми» теоретическими знаниями, с одной стороны, и прак-
тикой, с другой стороны.
Также социально-психологический тренинг позволяет работать с
личностью, затрагивая глубинные внутренние структуры, трудно под-
дающиеся коррекции другими методами. При этом хорошая работа
опытного ведущего в личностно-ориентированном психологическом
тренинге заключается не столько в развитии личности, сколько в ее
«пробуждении» и активизации значе-
ний – «воспитание, обучение, подготовка, тренировка».
6.Понятие о
социально-психологическом
Основная цель социально-психологического
тренинга — повышение компетентности
в общении — может быть конкретизирована
в ряде задач с различной
В отечественной психологи
7.Исторические аспекты развития социального –психологического тренинга.
Научно обоснованные индивидуальные формы тренинга начали по-
являться в начале XX века как средство преодоления ограничений, на-
кладываемых на результаты обучения теоретическим знаниям, и «бе-
зопасного» приобретения трудовых навыков. В то же время начали раз-
виваться разнообразные формы психической саморегуляции, направ-
ленные на снятие психоэмоционального напряжения специалистов про-
фессий, имеющих экстремальную специфику деятельности или связан-
ных с высокой сложностью организации труда (операторов). В 1922 г.
американский психофизиолог Р. Д. Джейкобсон предложил систему
прогрессирующей релаксации для снятия нервно-психического напря-
жения. В 1932 г. И. Г. Шультц разработал классический вариант ауто-30
генной тренировки, основанной на эффекте снятия внутреннего напря-
жения внушенным расслаблением.
Возникновение групповых форм тренинга относят к 1945 году и свя-
зывают с именами К. Левина, К. Роджерса, Л. Брадфорта, Р. Липпи-
та. В этот период в США создается Центр по изучению групповой ди-
намики. В результате исследований в мастерской межгрупповых от-
ношений К. Левин пришел к твердому убеждению, что большинство
эффективных изменений в установках личности происходит в груп-
повом, а не в индивидуальном контексте. Он утверждал, что для того
чтобы выявить и изменить свои неадаптивные установки и выработать
новые формы поведения, людям необходимо видеть себя такими, ка-
кими их видят окружающие. Разработанные К. Левином и К. Роджер-
сом теории групповой динамики и центрированной на клиенте терапии
явились непосредственными источниками практики группового тренин-
га. В результате успешной работы мастерской межгрупповых отноше-
ний в 1947 г. в США создается Национальная лаборатория тренинга. По-
явившиеся в то время Т-группы (тренинговые группы) стали предше-
ственниками современных видов психологической работы с группами,
большинство из которых объединяются у нас понятием «социально-пси-
хологический тренинг». Одна из причин популярности Т-групп заклю-
чается в возможности
хологически безопасных условиях тренинговой группы.
В 70-е годы в Лейпцигском и Йенском университетах под руко-
водством М. Форверга был разработан и научно обоснован социаль-
но-психологический тренинг. Его практической областью приложе-
ния была социально-психологическая подготовка руководителей про-
мышленного производства. Основными средствами тренинга стали
ролевые игры с элементами драматизации, создающие условия для
формирования навыков
опыт социально-
вергом и его учениками, представлен в пяти основных типах тренин-
га, к которым относились:
1. Группы, нацеленные на усвоение необходимых для конкретной
профессии моделей социального поведения. Основой изменений вы-
ступала коррекция когнитивных структур, ответственных за регуляцию
поведения. Данный тип тренинга не ориентирован на проработку лич-
ных проблем участников, за исключением тех, которые могут быть свя-
заны с непосредственными
2. Группы, ориентированные на подготовку к управленческой дея-
тельности и направленные на развитие отдельных психологических ка-
честв личности, решение частных
психопрофилактических задач
ствами аутогенной тренировки. В данном типе тренинга применяется31
направленное стимулирование групповой динамики с целью вскрытия
ее закономерностей и развития навыков ее управлением.
3. Группы психогигиены и
работу с руководителями с повышенным риском по отношению к пси-
хогенным и психическим
лись исключительно
ласти психотерапии и клинической психологии.
Информация о работе Понятие об активном социально-психологическом обучении