Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 02:31, реферат
В комплексном понятии «активное социально-психологическое обучение» аккумулировано несколько важных смыслообразующих характеристик, вытекающих из содержания частных научных составляющих.
Во-первых, это - активное обучение. Активность - собственная динамика живых существ как источник преобразования или поддержания ими жизненно значимых связей с окружающим миром. В психологическом словаре дано такое определение понятия «активность личности»: «Это способность человека производить общественно значимые преобразования в мире на основе присвоения богатств материальной и духовной культуры».
Ролевые игры
В самом широком смысле ролевая игра — это метод, суть кото¬рого заключается в разыгрывании участниками различных ролей. В данном определении к ним можно отнести как сюжетно-роле-вые игры со сложной организацией, наличием сюжета, большим количеством участников и различных ролей, так и разыгрывание роли одним участником.
Правильно организованное и управляемое разыгрывание ролей не несет угрозы целостности личности участников, поскольку они «всего лишь играют вымышленного персонажа», эксперименти¬руют с «новым измерением». Таким образом, разыгрывание ролей как метод, несущий структурированное переживание, менее опа¬сен в отличие от других неструктурированных методов, так как позволяет участникам «укрыться за ролью» и при необходимости — выйти из нее. Тем не менее разыгрывание ролей является мощным механизмом изменения.
В процессе ролевой игры участникам предоставляется возмож¬ность выражать чувства и мысли, так или иначе действовать, но исходя из той роли, в которой они находятся, и в соответствии с имеющимися у данной роли возможностями.
Разыгрывание ролей:
□ позволяет участникам выйти на собственные ограничения и раздвинуть эти границы;
□ приводит к расширению границ самосознания;
□ помогает выразить скрытые чувства и разрядить накоплен¬ные переживания;
□ дает возможность поупражняться в различных типах пове¬дения;
□ высвечивает динамику группового взаимодействия, фор¬мального и неформального;
□ устраняет пропасть между обучением и реальными жизнен¬ными ситуациями;
□ помогает научиться контролировать свои эмоции [4; 7; 29; 66].
Морри Ван Ментс1 выделяет следующие способы разыгрыва¬ния ролей:
1.Аквариум — основные игроки
собираются в центре комнаты,
другие участники
2. Параллель — группа разбивается на мелкие группы (2—4 уча¬стника), которые одновременно разыгрывают ролевую игру. Ины¬ми словами, несколько одинаковых ролевых игр разыгрывается параллельно.
3. Ротация ролей — способ организации разыгрывания ролей, в котором роль протагониста (основного участника) поочередно ис¬полняют все члены группы. Эта техника, безусловно, полезна, так как позволяет каждому участнику проиграть роль, получить соот¬ветствующий опыт и продемонстрировать свой подход к решению обозначенной ситуации, хотя она имеет определенные ограниче¬ния при использовании в больших группах.
4. Обращение (обмен) ролями. Возможны различные варианты обмена ролями. В одном случае обмен может совершаться между двумя реальными партнерами, если они играют самих себя, или между протагонистом и двойником. В другом случае игрокам пред¬лагается сыграть роли, которые в поведенческом или физическом плане им незнакомы. Например, роли лиц иного пола, расы и т. п. Обмен может происходить в последней сцене или по сигналу веду¬щего. Данный метод позволяет взглянуть на себя глазами другого, отнестись с эмпатией к его переживаниям, лучше понять пробле¬му и конструктивно разрешать межличностные проблемы.
5. Дублирование — способ, в котором протагонист и антагонист проигрывают свои роли, но в их действия встраивается другой иг¬рок (или несколько игроков), чтобы высказывать вслух те мысли и чувства, которые, как он думает, испытывают главные игроки. При этом помощники, озвучивающие мысли и чувства протагониста и антагониста, соответственно стоят за ними.
6. Отражение (зеркало). Прием заключается в объективной (а
негротескной) имитации поведения одного участника другим или
другими, причем изображаемый следит за действиями имитатора
в качестве безмолвного зрителя. В терапевтических условиях пси¬
ходрамы это может оказаться отличным способом показать чело¬
веку, каким его видят окружающие. Однако данный прием требуетособого внимания, чувствительности и контроля со стороны ведущего.
7. Стул-собеседник. В поле игры
ставится стул, а игрок вообра¬жает
на его месте человека, с которым
он общается. Игрок обра¬щается
к «собеседнику на стуле» и
отвечает за него, пересаживаясь
на его стул и представляя
его ответы. Эту идею можно
успешно распространить и на
несколько стульев. При этом
протагонист, по мере того как
он поочередно играет роль
каждого персонажа, пе¬
35.Групповые методы (психодраматические, метод фиксированных ролей )
Психодраматические приемы
Суть психодрамы как метода групповой
работы определяется в разыгрывании
участниками ролей в
В классическом варианте метод психодрамы заключается в сле¬дующем.
Основные участники.
Протагонист — главный герой, он предлагает материал для ра¬зыгрывания, задает сценируемую ситуацию, ее постановку и сам играет. Действуя в ней и затем участвуя в обсуждении, он приобре¬тает более полное видение ситуации, себя, других людей, форми¬рует новый опыт в совокупности с новыми поведенческими образ¬цами.
Вспомогательные Я — это члены группы, которые изображают отсутствующих участников разыгрываемой сцены. При этом вспо¬могательное Я может получить роль как реального лица, так и суб-личности, образа сновидения, части тела, вещи, идеи — всего того, что представляет чувственный мир протагониста.
Ведущий психодрамы — руководитель группы. Он несет ответ¬ственность за организацию сеанса, управляет им, выбирает подходящие техники, регулирует эмоциональную напряженность и вклю¬ченность участников.
Фазы психодраматического
1. Разогревающая фаза включает знакомство участников, фор¬мирование атмосферы доверия и психологической безопасности, представление участниками собственной позиции, определение протагониста и определение сценируемой ситуации. Участникам на этой фазе еще не хватает переживания доверия, принятия и пси¬хологической безопасности. Для подготовки группы ведущий сво¬боден в выборе средств. Он может организовать групповую дис¬куссию, ролевую игру или даже молчание.
2. Игра — главная и центральная фаза психодрамы включаю¬щая основное действие. Она отличается наибольшей продолжи¬тельностью и динамичностью. Именно на этой фазе достигается инсайт по проблеме. На этой фазе определяются значимые для дей¬ствия люди и подбираются на эти роли вспомогательные Я. Для определения пространства действия из подручных средств созда¬ется обстановка, позволяющая представить конкретное место со¬бытия, которое ограничивается физически. Таким образом, созда¬ется реальность со своим временем, своими условиями и нормами жизни. На этой фазе описание сцены и само действие должно про¬исходить в настоящем времени.
3. Завершение — включает выход из роли и обсуждение. На этой фазе, в отличие от первой и второй, почти не используется дей¬ствие. Основные средства на этой стадии — выражение чувств, об¬суждение и анализ. Исключения могут составлять невербальные упражнения или игровые действия, направленные на эмоциональ¬ную регуляцию1.
Метод фиксированных ролей
Основоположником данного
Основное положение теории фиксированной роли заключает¬ся в представлении, что люди — это не только то, как они себя пред¬ставляют, но также и то, что они делают. Таким образом, Д. Кел-ли подчеркивает неразрывную связь жизненного опыта человека и его представления о себе. Согласно Д. Келли, роль психотерапев¬та — воодушевить клиента и помочь ему изменить свое открытое поведение. В свою очередь «это изменение, в случае успешности, позволит клиенту осознать и интерпретировать себя иначе, тем са-мым стать более эффективным человеком». В классическом виде суть метода фиксированных ролей раскрывается в четырех этапах '.
1-й этап. «Очерк самохарактеристики».
Человеку предлагается
2-й этап. «Изучение и анализ».
На данном этапе проводится
тща¬тельное изучение
3-й этап. «Очерк фиксированной
роли». На основании информа¬
4-й этап. «Разыгрывание роли».
На данном этапе клиенту пред¬
Основная цель — побудить клиента пересмотреть свой жизнен¬ный опыт, расширить его.
Вариации данной техники можно
с успехом применять в груп¬
36.Групповые методы(групповая дискуссия,мозговой штурм)
Групповая дискуссия
Групповая дискуссия — это свободный
вербальный обмен зна¬ниями и
мнениями между участниками группы.
Она позволяет обучить
Поскольку в тренинге очень важным является правило «Каж¬дый имеет право иметь свои взгляды и должен уважать это право в других», то во время проведения групповой дискуссии должно пол¬ностью исключаться прерывание говорящего.
Выделяются три основных типа ориентации групповых дис¬куссий:
1. Профессионально-личностная ориентация. При этом типе дис¬куссии группа анализирует трудности личной или профессиональ¬ной жизни отдельного участника. Интеракции направлены на него. Члены группы высказывают свое мнение относительно обозначен¬ных проблем данного участника, выражают свои чувства, предла¬гают обратную связь.
2. Тематическая ориентация. Обсуждение посвящается вопросам и проблемам, решение которых значимо для всех членов группы. Тематика может актуализироваться в процессе работы или плани¬роваться заранее. В некоторых случаях тематической дискуссии посвящается целое занятие с заранее определенной темой. В этом случае участникам может даваться возможность подготовиться к обсуждению обозначенной проблемы.
3. Ориентация на взаимодействие. Этот тип дискуссии более ори¬ентирован на групповую динамику, на отношения между членами группы, взаимные реакции участников. На этих дискуссиях следу¬ет в большей степени реализовывать принцип «здесь и теперь».
Потенциально дискуссии
Мозговой штурм
Мозговой штурм является одним
из методов, производных от групповой
дискуссии, но с более структурированной
процедурой. Главная функция мозгового
штурма — обеспечение генерации
идей. В основе метода лежит наблюдение,
что при совместной работе группа
может порождать большее
Информация о работе Понятие об активном социально-психологическом обучении