Понятие об активном социально-психологическом обучении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 02:31, реферат

Описание

В комплексном понятии «активное социально-психологическое обучение» аккумулировано несколько важных смыслообразующих характеристик, вытекающих из содержания частных научных составляющих.
Во-первых, это - активное обучение. Активность - собственная динамика живых существ как источник преобразования или поддержания ими жизненно значимых связей с окружающим миром. В психологическом словаре дано такое определение понятия «активность личности»: «Это способность человека производить общественно значимые преобразования в мире на основе присвоения богатств материальной и духовной культуры».

Работа состоит из  1 файл

1.docx

— 138.29 Кб (Скачать документ)

Ролевые игры

В самом широком смысле ролевая  игра — это метод, суть кото¬рого  заключается в разыгрывании участниками  различных ролей. В данном определении  к ним можно отнести как  сюжетно-роле-вые игры со сложной  организацией, наличием сюжета, большим  количеством участников и различных  ролей, так и разыгрывание роли одним  участником.

Правильно организованное и управляемое  разыгрывание ролей не несет угрозы целостности личности участников, поскольку  они «всего лишь играют вымышленного персонажа», эксперименти¬руют с  «новым измерением». Таким образом, разыгрывание ролей как метод, несущий  структурированное переживание, менее  опа¬сен в отличие от других неструктурированных  методов, так как позволяет участникам «укрыться за ролью» и при необходимости  — выйти из нее. Тем не менее разыгрывание ролей является мощным механизмом изменения.

В процессе ролевой игры участникам предоставляется возмож¬ность выражать чувства и мысли, так или иначе  действовать, но исходя из той роли, в которой они находятся, и  в соответствии с имеющимися у  данной роли возможностями.

Разыгрывание ролей:

□ позволяет участникам выйти на собственные ограничения и раздвинуть эти границы;

□ приводит к расширению границ самосознания;

□ помогает выразить скрытые чувства и разрядить накоплен¬ные переживания;

□ дает возможность поупражняться в различных типах пове¬дения;

□ высвечивает динамику группового взаимодействия, фор¬мального и неформального;

□ устраняет пропасть между обучением и реальными жизнен¬ными ситуациями;

□ помогает научиться контролировать свои эмоции [4; 7; 29; 66].

Морри Ван Ментс1 выделяет следующие способы разыгрыва¬ния ролей:

1.Аквариум — основные игроки  собираются в центре комнаты,  другие участники рассаживаются  вокруг их правильным кругом  инаблюдают за действием. В  зависимости от параметров помеще¬ния  условия пространственной организации  могут быть и други¬ми. Но независимо  от этого под словом «аквариум»  подразумева¬ется тип игры, когда  одна группа осуществляет действие, а другая наблюдает за ним.

2. Параллель — группа разбивается на мелкие группы (2—4 уча¬стника), которые одновременно разыгрывают ролевую игру. Ины¬ми словами, несколько одинаковых ролевых игр разыгрывается параллельно.

3. Ротация ролей — способ организации разыгрывания ролей, в котором роль протагониста (основного участника) поочередно ис¬полняют все члены группы. Эта техника, безусловно, полезна, так как позволяет каждому участнику проиграть роль, получить соот¬ветствующий опыт и продемонстрировать свой подход к решению обозначенной ситуации, хотя она имеет определенные ограниче¬ния при использовании в больших группах.

4. Обращение (обмен) ролями. Возможны различные варианты обмена ролями. В одном случае обмен может совершаться между двумя реальными партнерами, если они играют самих себя, или между протагонистом и двойником. В другом случае игрокам пред¬лагается сыграть роли, которые в поведенческом или физическом плане им незнакомы. Например, роли лиц иного пола, расы и т. п. Обмен может происходить в последней сцене или по сигналу веду¬щего. Данный метод позволяет взглянуть на себя глазами другого, отнестись с эмпатией к его переживаниям, лучше понять пробле¬му и конструктивно разрешать межличностные проблемы.

5. Дублирование — способ, в котором протагонист и антагонист проигрывают свои роли, но в их действия встраивается другой иг¬рок (или несколько игроков), чтобы высказывать вслух те мысли и чувства, которые, как он думает, испытывают главные игроки. При этом помощники, озвучивающие мысли и чувства протагониста и антагониста, соответственно стоят за ними.

6. Отражение (зеркало). Прием заключается в объективной (а

негротескной) имитации поведения  одного участника другим или

другими, причем изображаемый следит за действиями имитатора

в качестве безмолвного зрителя. В  терапевтических условиях пси¬

ходрамы это может оказаться  отличным способом показать чело¬

веку, каким его видят окружающие. Однако данный прием требуетособого внимания, чувствительности и контроля со стороны ведущего.

7. Стул-собеседник. В поле игры  ставится стул, а игрок вообра¬жает  на его месте человека, с которым  он общается. Игрок обра¬щается  к «собеседнику на стуле» и  отвечает за него, пересаживаясь  на его стул и представляя  его ответы. Эту идею можно  успешно распространить и на  несколько стульев. При этом  протагонист, по мере того как  он поочередно играет роль  каждого персонажа, пе¬ресаживается  с одного стула на другой  и с этих позиций говорит  с остальными. В некоторых случаях возможно посадить на стул-со-беседник человека, который молчит, но своим присутствием обо¬дряет и поддерживает протагониста.

35.Групповые  методы (психодраматические, метод  фиксированных ролей )

Психодраматические приемы

Суть психодрамы как метода групповой  работы определяется в разыгрывании участниками ролей в моделируемых жизненных си¬туациях, имеющих для  них личностный смысл. Можно перевести  слово «психодрама» с латинского языка как «действие души». Жизнь  в психодраматической группе формируется  как специфи¬ческая реальность, в  которой участники экспериментируют с раз¬ными жизненными ситуациями, ролями и формами поведения.

В классическом варианте метод психодрамы заключается в сле¬дующем.

Основные участники.

Протагонист — главный герой, он предлагает материал для ра¬зыгрывания, задает сценируемую ситуацию, ее постановку и сам играет. Действуя в ней  и затем участвуя в обсуждении, он приобре¬тает более полное видение ситуации, себя, других людей, форми¬рует новый опыт в совокупности с новыми поведенческими образ¬цами.

Вспомогательные Я — это члены  группы, которые изображают отсутствующих  участников разыгрываемой сцены. При  этом вспо¬могательное Я может получить роль как реального лица, так и суб-личности, образа сновидения, части тела, вещи, идеи — всего того, что представляет чувственный мир протагониста.

Ведущий психодрамы — руководитель группы. Он несет ответ¬ственность за организацию сеанса, управляет  им, выбирает подходящие техники, регулирует эмоциональную напряженность и  вклю¬ченность участников.

Фазы психодраматического действия

1. Разогревающая фаза включает знакомство участников, фор¬мирование атмосферы доверия и психологической безопасности, представление участниками собственной позиции, определение протагониста и определение сценируемой ситуации. Участникам на этой фазе еще не хватает переживания доверия, принятия и пси¬хологической безопасности. Для подготовки группы ведущий сво¬боден в выборе средств. Он может организовать групповую дис¬куссию, ролевую игру или даже молчание.

2. Игра — главная и центральная фаза психодрамы включаю¬щая основное действие. Она отличается наибольшей продолжи¬тельностью и динамичностью. Именно на этой фазе достигается инсайт по проблеме. На этой фазе определяются значимые для дей¬ствия люди и подбираются на эти роли вспомогательные Я. Для определения пространства действия из подручных средств созда¬ется обстановка, позволяющая представить конкретное место со¬бытия, которое ограничивается физически. Таким образом, созда¬ется реальность со своим временем, своими условиями и нормами жизни. На этой фазе описание сцены и само действие должно про¬исходить в настоящем времени.

3. Завершение — включает выход из роли и обсуждение. На этой фазе, в отличие от первой и второй, почти не используется дей¬ствие. Основные средства на этой стадии — выражение чувств, об¬суждение и анализ. Исключения могут составлять невербальные упражнения или игровые действия, направленные на эмоциональ¬ную регуляцию1.

Метод фиксированных ролей

Основоположником данного метода является Джордж Келли. Согласно Д. Келли, человек судит о своем мире с помощью поня¬тийных систем, или моделей (конструктов), которые  он создает и затем пытается приспособить к объективной действительности. Основной постулат теории личностных конструктов гласит: «Про¬цессы личности — это проложенные в психике  каналы, в русле ко¬торых человек  прогнозирует события» [58]. Под прогнозируемыми  событиями следует понимать и  ожидаемую человеком успешность собственных действий, что отражается на его поступках.

Основное положение теории фиксированной  роли заключает¬ся в представлении, что люди — это не только то, как  они себя пред¬ставляют, но также  и то, что они делают. Таким  образом, Д. Кел-ли подчеркивает неразрывную  связь жизненного опыта человека и его представления о себе. Согласно Д. Келли, роль психотерапев¬та  — воодушевить клиента и помочь ему изменить свое открытое поведение. В свою очередь «это изменение, в  случае успешности, позволит клиенту  осознать и интерпретировать себя иначе, тем са-мым стать более эффективным человеком». В классическом виде суть метода фиксированных ролей раскрывается в четырех этапах '.

1-й этап. «Очерк самохарактеристики».  Человеку предлагается написать  о себе в третьем лице «очерк  самохарактеристики». Ему следует  писать «про этого человека»  (этот человек..., он... и т. п.). Можно  предложить ему представить, что  он самый лучший друг этого  человека и знает о нем практически  все.

2-й этап. «Изучение и анализ».  На данном этапе проводится  тща¬тельное изучение написанного  очерка, которое позволяет выявить  основные конструкты, которые человек  обычно использует в ин¬терпретации  себя и своих отношений с  окружающими.

3-й этап. «Очерк фиксированной  роли». На основании информа¬ции,  полученной из «Очерка самохарактеристики»,  психологом или психотерапевтом  составляется «очерк фиксированной  роли», то есть описание личности  вымышленного героя, которого  снабжа¬ют конструктной системой, освоение которой было бы полезно  для клиента.

4-й этап. «Разыгрывание роли».  На данном этапе клиенту пред¬лагают  проиграть этого вымышленного  человека (составленную фиксированную  роль).

Основная цель — побудить клиента  пересмотреть свой жизнен¬ный опыт, расширить  его.

Вариации данной техники можно  с успехом применять в груп¬повой работе. После анализа ведущий  описывает характеристику роли, которая  желаема для участника, и дает ему инструкцию сыг¬рать данного  человека. Например, осторожного, неуверенного че¬ловека просят играть уверенного. Ключевым в данном методе при его  использовании в группе является необходимость в течение все¬го периода разыгрывания роли участником руководителю и другим членам группы относиться к данному участнику  так, как будто он уже уверенный  в себе человек, независимо от его  реальных действий. Период разыгрывания роли при этом может быть различным  и в некоторых группах распространяется на все время работы группы.

36.Групповые  методы(групповая дискуссия,мозговой штурм)

Групповая дискуссия

Групповая дискуссия — это свободный  вербальный обмен зна¬ниями и  мнениями между участниками группы. Она позволяет обучить участников тренинга конструктивному анализу  реальных ситуаций, развивает умение слушать, понимать позиции оппонен¬тов, взаимодействовать с другими  участниками. Также групповая дискуссия  позволяет сопоставить противоположные  позиции, уви¬деть проблему с разных сторон, уточнить взаимные позиции, что  уменьшает сопротивление восприятию новой информации, устра-няет эмоциональную предвзятость.

Поскольку в тренинге очень важным является правило «Каж¬дый имеет  право иметь свои взгляды и  должен уважать это право в  других», то во время проведения групповой  дискуссии должно пол¬ностью исключаться  прерывание говорящего.

Выделяются три основных типа ориентации групповых дис¬куссий:

1. Профессионально-личностная ориентация. При этом типе дис¬куссии группа анализирует трудности личной или профессиональ¬ной жизни отдельного участника. Интеракции направлены на него. Члены группы высказывают свое мнение относительно обозначен¬ных проблем данного участника, выражают свои чувства, предла¬гают обратную связь.

2. Тематическая ориентация. Обсуждение посвящается вопросам и проблемам, решение которых значимо для всех членов группы. Тематика может актуализироваться в процессе работы или плани¬роваться заранее. В некоторых случаях тематической дискуссии посвящается целое занятие с заранее определенной темой. В этом случае участникам может даваться возможность подготовиться к обсуждению обозначенной проблемы.

3. Ориентация на взаимодействие. Этот тип дискуссии более ори¬ентирован на групповую динамику, на отношения между членами группы, взаимные реакции участников. На этих дискуссиях следу¬ет в большей степени реализовывать принцип «здесь и теперь».

Потенциально дискуссии подразумевают  высокий уровень вовлеченности  группы, хотя во многом это зависит  от правильно¬сти постановки вопроса  и выбора темы. В некоторых случаях  для активизации участников можно  использовать процедуру высказывания по кругу, тем самым давая возможность  высказаться каждо¬му [2; 22; 29; 35].

Мозговой штурм

Мозговой штурм является одним  из методов, производных от групповой  дискуссии, но с более структурированной  процедурой. Главная функция мозгового  штурма — обеспечение генерации  идей. В основе метода лежит наблюдение, что при совместной работе группа может порождать большее количество идей (и более широ¬кого спектра), чем при индивидуальной работе этих же людей1. Это происходит потому, что большая степень взаимодействия приво¬дит к перекрестному стимулированию и дополнению идей. Таким образом, идея, которая сама по себе могла бы быть отвергнута в силу кажущейся непрактичности, дорабатывается и улучшается, становясь более пригодной. При этом следует соблюдать основное правило — нельзя останавливать процесс генерации идей их преж¬девременной субъективной оценкой. Если выдвигаемые идеи сра¬зу сталкиваются с оценочным суждением в свой адрес, наступает «аналитический паралич», который приводит к резкому снижению потока предложений. Именно поэтому оценки позволяется вы¬сказывать только на этапе обсуждения, после того как предложе¬ны все возможные варианты решения.

Информация о работе Понятие об активном социально-психологическом обучении